Мужской монастырь Чебоксары

Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах – один из первых монастырей вЧувашии. Основан в 1566 по указу царя Ивана IV Грозного в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1566–1764 монастырь являлся владельцем крупной вотчины в Чебоксар. у., на территории к-рой основал 6 деревень, впоследствии вошедших в пределы Чебоксар, – Набережную, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовку, Завражную. По данным на 1746, в них проживало 612 крестьян муж. пола, в состав вотчины входили 801,5 дес. пашни, 184 дес. сенокоса, 2,5 дес. леса, рыбные ловли на р. Волга. В 1764 в результате секуля­ризацион. реформы Екатерины II обитель причислена к 3-му классу штатных монастырей, все земли и крестьяне переданы государству, вместо них назначалось штатное жалованье в размере 950 руб. в год. В кон. 18 – 19 вв. монастырь получил от правительства в Козьмодемьян. у. мельницу и рыболовные озёра, в Чебоксар. и Цивил. у. – пашню, луга, участок леса общей площадью ок. 314,5 дес., к-рые часто сдавались в аренду. В 1789 и 1838 к монастырю приписаны 2 чебоксар. пустыни – Владимирско-Сретенская и Спасо-Геронтьевская.

Вскоре после основания монастыря была построена деревян. соборная церковь во имя Святой Троицы, в 1669 сооружён храм в честь апостолов Петра и Павла, но к 18 в. он не сохранился. При поддержке чебоксар. купечества на территории обители в 18 в. возведены каменные ограда и кельи, церкви перестроены в каменные. В описи от 1763 упоминаются 4 камен. храма: Троицкий, Толгской иконы Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позднее Петропавловский храм за ветхостью был разобран. Первоначал. композиция архитектур. ан­самбля, отличающаяся живопис. и компакт. планировкой, в основном сохранилась. Композицион. центром монастыр. комплекса является монументал. Собор Троицкий (1748). Старейший храм – Церковь Толгской иконы Божией Матери (1713). Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Оригинальна архитектура однопрестольной надвратной Церкви великомученика Феодора Стратилата (1759).

С юго-восточ. стороны к церкви примыкает двухэтаж. братский корпус, построенный одновременно с храмом. Основной доминантой комплекса является надвратная шатровая колокольня, построенная в 1859 по проекту архитектора Петонди, снесена в 1928, восстановлена в 1995. В монастыр. комплекс входят также часовня в честь Николая Чудотворца, здание братских келий и настоятел. покои. Возведённые в сер. 18 в. настоятел. покои сохранили первоначал. декор и планировку. Здесь заметно влияние общеевроп. барокко (оконные проёмы обработаны плоским ленточ. обрамлением с замковым камнем), прослеживаются и традиции рус. барокко (восьмиугол. окно второго света над входом). Монастырь обнесён камен. стеной с 4 угловыми башнями. Под управлением монастыря также находились 2 камен. церкви, ранее принадлежавшие пустыням: Владимирской Божией Матери со Сретенским и Варлаамо-Иосафским приделами, двухэтажная Тихвинско-Богородицкая. В монастыре находилась икона св. Николая, считавшаяся чудотворной. В нач. 20 в. действовала церковноприходская школа, в к-рой обучалось 73 ученика.

Численность братии обители в 1767 составляла 10 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха); в 1830 – 10 чел. (1 архимандрит, 2 иеромонаха, 2 вдовых священника и 1 вдовый диакон, 1 монах, 3 послушника), в 1913 – 22 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 12 послушников).

После Октябрьской революции 1917 вся земельная собственность монастыря была конфискована. В 1922 братия и прихожане объявили о преобразовании обители в «Религиозное общество ревнителей вселенского православия». По постановлению президиума Исполкома област. совета рабочих, крестьян. и солдат. депутатов ЧАО от 29 октября 1924 в ноябре того же года монастырь закрыт. В 1920–30 камен. архитектур. комплекс обители (в т.ч. и церкви) подвергался разрушению. В 1928 в северо-запад. части территории монастыря построен Дом крестьянина, к-рый с началом коллективизации переименован в Дом колхозника, затем – в гостиницу «Турист». Постановлением Совета Министров Чуваш. АССР от 20 декабря 1946 «Об охране памятников архитектуры» здания монастыря объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. До 1980-х гг. в кельях, в пристрое церкви Великомученика Феодора Стратилата, в настоятел. покоях располагались жилые помещения, в 1979 здания переданы област. совету по туризму, в 1980-х гг. – Мин-ву культуры Чуваш. АССР.

В 1992 комплекс передан Чебоксарской и Чувашской епархии, и в 1993 началось восстановление монастыря, в 1994 совершена первая служба. К 1997 монастырь полностью восстановлен и вновь стал одним из православных центров Чувашии. Обители принадлежат 2 подворья: в с. Малое Чурашево Ядрин. р-на, в с. Большой Сундырь Моргауш. р-на, к к-рым приписаны храмы. В 1995 здание быв. Дома крестьянина передано под Чебоксарское епархиальное православное духовное училище. С 2004 при обители действует воскресная школа. В 2019 численность братии составляла 30 чел. (1 наместник-архимандрит, 4 игумена, 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 7 монахов, 7 послушников). На территории монастыря расположены памятники истории и культуры федерал. значения: собор Живоначал. Троицы (Троицкий собор), церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Великомученика Феодора Стратилата, братский, игуменский и трапезный кор­пуса.

В 1996 и 2001 обитель посещал патриарх Алексий II. После восстановления монастырь возглавляли наместники: архимандрит (с 2005 – епископ) Савватий (Антонов) (1993–2009), с декабря 2009 – игумен (с 2011 – архимандрит) Василий (Паскье).

В 1582 году монастырю были отведены рыбные ловли по Волге от Маслова до Казина островов, а также в озерах на левом берегу Волги. В дальнейшем владения монастыря расширялись. В 1646 году ему принадлежали деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей. В Чебоксарском посаде располагались 14 дворов монастырских служителей, которые были ремесленниками. В 1678 году монастырь владел 113 крестьянскими дворами в указанных деревнях.
Известно, что настоятелем монастыря с 1582 года являлся архимандрит Иоанникий. Известны также имена настоятелей в 17 веке: игумен Иннокентий (1616), игумен Кирилл (1620-1625), игумен Филарет (1649-1652), архимандрит Иларион (1675-1703).
В «Смутное время» начала XVII века — в крае поднялась мощная волна повстанческого движения. Неурожаи, голод и иноземное нашествие до предела обострили социальные противоречия. С конца лета — осени 1609 года сюда стали прибывать отряды волжских казаков.
В 1609 году монастырь был сожжен и разорен. Настоятель игумен Геласий был убит повстанцами, сброшенный с монастырской колокольни. Вот как об этом пишется в челобитной келаря Чебоксарского Троицкого монастыря Исаии, написанной на имя царя в 1614/15 году: «…как де в смутные годы кузьмодемьянские стрельцы и с чювашею, и с черемисою город Чебоксары взяли, и игумена де их Галасья з башни убили до смерти.»
Первоначально храмы монастыря были деревянными, колокольня находилась со стороны Волги, с севера. В описи от 1763 года упоминается о четырех каменных храмах: Троицкий, Толгской Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позже Петропавловский храм за ветхостью был разобран.
В 1764 году был издан указ Екатерины II о секуляризации церковных земель и разделении всех Российских монастырей на три класса. В результете такой государственной политики, монастырь лишился всех своих владений и деревень и был причислен к 3-му низшему классу. По штату в монастыре положено было иметь 12 монахов.
Во время путешествия по Волге, направляясь в Казань в 1767 году, императрица Екатерина II остановилась в Чебоксарах. Она начала свое знакомство с городом с посещения Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь она участвовала в торжественном молебне отслуженном настоятелем обители архимандритом Хрисанфом. «…1767 год мая 25 дня приближались к городу Чебоксару к третьему часу полудни и стали на якорь; а Ея императорского величества в 9 часу изволила в шлюпке пойти к приготовленной преизрядной столярною работаю пристани, на которой Казанский губернатор, с воеводою того города и множеством окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея в препровождении всех взошед Ея величество на гору принята духовным собором под предводительством архимандрита монастыря живоначальные Троицы Хрисанфом, за которым пришлось к животворящему кресту изволила пойти в Соборную монастырскую церковь».
В 1789 году к монастырю была приписана Владимирская пустынь (бывший Сретенский монстырь). В 1791 году, с назначением настоятеля игумена Антония, управлявшего обителью до 1821 года, началось постепенное возрождение монастыря. По Указу императора Павла I в конце 18 века монастырю были даны земли, около 30 десятин и озера для рыбной ловли.
В 1838 году к монастырю приписывается Геронтиева пустынь, располагавшаяся на правом берегу Волги.
Известны настоятели монастыря в 19 веке: архимандрит Самуил (1830-1853), архимандрит Варсонофий (1855-1874), архимандрит Александр (1879-1891), игумен Ермолай (1891-1899).
В конце 19 века при архимандрите Димитрие (1899-1902) обновляется и освящается, пришедший в ветхость Троицкий Собор. Особый след в истории города и монастыря оставил приезд Высокопреосвященнейшаго Арсения, архиепископа Казанскаго и Свияжского в июле 1900 года. Целью приезда владыки было освящение обновленного храма во имя Св. Троицы в мужском монастыре. К приезду уважаемого архипастыря храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
В 1902 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Серафим (Павлиненко), который управлял обителью в 1902-1922 годах. Этот почитаемый в народе старец, подвизавшийся около 20 лет на Афоне, своим молитвенным подвигом и примером духовно поднял обитель. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. При монастыре действовала мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися, располагавшаяся в отдельностоящем здании вблизи монастыря.
В январе 1918 года, согласно постановлению нового Советского правительства, по распоряжению Чебоксарского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Свято-Троицком монастыре была проведена перепись имущества и капитала с целью их последующей конфискации, что в дальнейшем и произошло.
В том же году, революционно настроенная часть братии, удалила от должности настоятеля отца Серафима. «Вместе с ним был удален и казначей монастыря иеромонах Варсонофий. Произведенное особой комиссией от Епархиального Совета следствие установило полную самочинность и беззаконность действий части братии, и за подобное насилие над настоятелем лишило виновных сана и монашества. Характерно, что уже тогда у власти именно эти сомнительной репутации люди находили полное понимание и постоянную готовность помочь». Архимандрит Серафим правил обителью до мая 1922 года.
Под предлогом помощи голодающим в 1922 году правительство изъяло у монастыря массу ценных богослужебных предметов и икон в драгоценных окладах. Часть из них была передана в новообразованный музей, благодаря чему сохранилась и частично была возвращена в 1990-е годы.
Игумен Вассиан (Шапошников), сменивший отца Серафима в 1922 году, пытается сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года.
29 октября 1924 г. на заседании президиума Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области был рассмотрен вопрос о закрытии Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары. Обвиняя религиозную общину монастыря о намеренном сокрытии богослужебных и не богослужебных предметов, а также мотивируя острым недостатком в городе помещений для культурно-просветительских и общественно-политических целей, отсутствием в городе нужды в храмах и прихода в монастыре, а также тем, что «монастырь не является предметом почитания широких и религиозных масс», президиум постановил: «…на основании постановления ВЦИК от 29 марта 1923 года расторгнуть договор от 14 августа 1920 года, заключенный с религиозной группой, монастырь закрыть и богослужебные предметы передать другим религиозным группам или обществам…». Таким образом, теперь окончательно вся собственность монастыря оказалась у государства, в том числе и храмы, а 6 остававшихся к тому времени насельников, разошлись.
Известна судьба насельника монастыря иеромонаха Николая (Танащука), поступившего в Чебоксарский монастырь послушником из Глинской пустыни в 1898 году. Он до конца служил в обители, исполнял должность казначея. После закрытия монастыря в 1924 году, он служил в Чебоксарах в женском монастыре до закрытия последнего в 1929 году и храмах города до своего ареста. В 1940 году он умер в заключении в Алатырской исправительной колонии. Другой насельник родом из Ядринского уезда — послушник Георгий Афанасьев, впоследствии ставший иеромонахом Гликерием, вернувшись из ссылки, снова был осужден и погиб в заключении в одной из колоний Чувашии. Остальные братья, находившиеся в обители при ликвидации, были уроженцами Малороссии, видимо, уехали на родину или в Казань.
В июле 1925 года президиум исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР, объясняя «крайней ветхостью и угрозой обрушения», принял постановление о сносе колокольни при бывшем мужском монастыре. В это же время начинается частично и снос монастырских стен.
Отсутствие большого строительства в 1920-1930-х годах и острая нужда в помещениях, по всей вероятности, позволили сохранить здания монастыря, пусть частично перестроенных и содержащихся арендаторами крайне неудовлетворительно.
Постановлением Совмина ЧАССР от 20 декабря 1946 года № 1408 «Об охране памятников архитектуры» был утвержден список, в котором значится Троицкий монастырь. Так, с 1946 года, здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. Вплоть до 1980-х годов, в монастырских кельях, в пристрое церкви Феодора Стратилата, в настоятельских покоях располагались жилые помещения, в 1979-х годах оно было передано Облсовету по туризму, а в 1980-х годах – Министерству культуры ЧАССР.
В 1992 году, правительство Чувашской республики принимает решение передать здания бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В мае 1993 года началось восстановление монастыря, а 30 июля 1993 года священнослужитель Введенского собора г. Чебоксары иеромонах Савватий (Антонов) назначается наместником монастыря. Священноархимандритом обители становится правящий архиерей — архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава.
В июле 1993 года в монастырь пришли первые насельники. На праздник преподобного Серафима Саровского 15 января 1994 года совершилась первая служба с крестным ходом в восстановленном и новоосвященном Толгском храме. Постепенно восстанавливаются Троицкий собор, колокольня, разрушенные стены с угловыми башнями.
Летом 1996 года подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню.
В том же году, при посещении Чебоксарско-Чувашской епархии, в монастырь пожаловал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Его Святейшество отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе.
23 декабря 1996 года, архиепископ Варнава освятил Троицкий собор и, был поднят второй колокол в 75 пудов.
В следующий свой архипастырский визит в Чувашию Его Святейшество совершил в монастыре всенощное бдение.
Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю принадлежат два подворья: одно – в селе Малое Чурашево Ядринского района, другое — в селе Большой Сундырь Моргаушского района. К подворьям приписаны храмы, в которых совершают богослужения иеромонахи — насельники подворий.
На территории монастыря располагается здание Епархиального центра подготовки церковных специалистов.
При монастыре имеется Воскресная школа.
В связи с убытием прежнего наместника Епископа Алатырского Савватия на Улан-Удэнскую и Бурятскую кафедру, 25 декабря 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен новый наместник — игумен Василий (Паскье).

История гласит: Царь Ионан Грозный особо почитал Святую Троицу, считая ее покровительницей в действиях против Казанского ханства. После присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству, государь намеревался христианизировать нерусское население новых земель. Так Свято-Троицкий монастырь занял возвышенное место на стрелке мыса, образованного слиянием рек Волги и Чебоксарки. И впоследствии сыграл не малую роль в распространении христианства. Монастырь, с момента своего основания был своеобразным центром православной культуры и посвящения. Но все же главной его задачей оставалось удовлетворение духовных потребностей, обеспечение духовного и социального приюта русских посадских людей, служивых и крестьян. Монастырская церковь была центром паломничества и богомолий светских лиц.

Во времена былые царю Иоану и в голову бы не пришло, что спустя века в стенах Свято-Троицкого мужского монастыря может появиться гостиница «Интурист», а позже и на ее месте будет запроектирован вокзал. Как, впрочем, и то, что наследникам великого князя московского и Всея Руси в XXI веке придется отбиваться от навязывания западным миром нетрадиционных семейных ценностей, при этом защищая правоверных далеко за пределами своей страны. Последнее — вопрос глобальный и, к счастью, к реалиям консервативной Чувашской столицы имеющий косвенное отношение. А вот реорганизации храма в коммерческие структуры в прошлые века, как кровопролитные гонения — действительная история.

Интернациональное духовенство

Архимандрит Русской православной церкви, действующий наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, председатель комиссии по канонизации святых Чебоксарской епархии Василий (Паскье) — француз по происхождению, родом из городка Шоле, что в Западной Франции.

Событиями из летописи чебоксарского храма архимандрит Василий поделился в интервью с «МК» в Чебоксарах». Более того, личная история наместника, как и монастыря, где он сегодня служит уже 7 лет, имеет не менее богатый, где-то даже трагический опыт.

Пожары, гонения, разорения

Городские пожары не раз уничтожали монастырские строения, но церкви и кельи отстраивались вновь. На месте деревянных построек возводились кирпичные и служения несмотря ни на какие временные веяния продолжались.

– Атеистическая идеология и антицерковные настроения существовали всегда. Но особенно ощутимо они проявлялись во времена Красной революции, – рассказывает наместник чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий. – Тогда считалось, что храмы людям не нужны, а монахи — бездельники. Монастырь в те времена подвергался нападениям, даже был захвачен. Его служителей направляли на разного рода работы, а богатства и святыни храма прибирались к рукам. При том, что монахи никогда и ничего из богатств и не имели. Все святыни, имущество, драгоценности одного священнослужителя принадлежали Храму. И только за счет такой «общей кассы» храм и жил. Вплоть до 1917 года Чебоксарский троицкий монастырь продолжал выполнять самые разные духовные, хозяйственные, просветительские, миссионерские и другие функции в интересах как собственной братии, так и светского православного населения. Но когда пришли захватчики и стали разорять монастырские имения, пропало множество ценных вещей.

Церковные драгоценности — мертвый капитал

– В церковной жизни есть такой момент, все ценности храма освящены, например, чаши, облачения. Да, они дорогие, но они не являются предметами торговли. Эти вещи, как картины высокого искусства: они хранятся в музеях, стоят дорого, но, являются не более, чем мертвым капиталом,–объясняет архимандрит Василий (Паскье). – Когда же большевики напали на Свято-Троицкий монастырь, можно предположить, что они думали, что нашли клад. Честных революционеров –расхитителей церковного имущества не было, поэтому множество ценностей попало в частные руки, редкие иконы вовсе вывозились за границу и продавались там на черных рынках. Вспоминается, когда я жил в Иерусалиме, в маленьких уличных магазинчиках, ломбардах можно было найти огромное количество икон из России, которые были привезены еще во времена Советского союза. Ну кто этим мог промышлять? Только люди из системы – сотрудники спецслужб, дипломатических миссий и так далее. По-другому эти вещи за границу попасть просто бы не смогли.

После Октябрьской революции 1917 года у монастыря была конфискована в собственность вся земля. В 1923 году, братия и прихожане объявили о преобразовании обители в Религиозное общество ревнителей вселенского православия. По постановлению облисполкома Чувашской автономной области от 29 октября 1924 года, уже в ноябре монастырь был полностью закрыт, а каменный архитектурный комплекс, в том числе церкви, в 1920-1930 годах подверглись разрушению.

– Когда монастырь был закрыт – это была настоящая беда. Под репрессии попали служащие братья. Один из наших братьев сегодня является Святым – преподобный мученик Тихон (Бузов). Отец Тихон один из нас. Он брат монастыря. В воспоминаниях о нем написано, что он усердно нес свое послушание – пел на клиросе. Когда он жил здесь, не думал даже, что его ждет такой конец. В 1937 году, 5 декабря, после многочисленных ссылок по стране, тройка НКВД приговорила отца Тихона к расстрелу. Архимандрит Тихон (Бузов) был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Нищета госказны спасла святыни

После разорения и закрытия монастыря большевиками, он был превращен в общежитие. Люди селились прямо в храме, начинали ломать колокольни, купола. Интересно, что в конце 20-х годов, с уничтожением братского корпуса, часть монастыря, где в наши дни располагается Духовный центр, был построен Дом христианина. Который со временем реорганизовали в гостиницу «Интурист».

– В планах властей на протяжении нескольких десятилетий было уничтожить любое напоминание о некогда существовавшей святыне, – вспоминает наместник. – До наших дней даже сохранились эскизы генпланов, на которых, на месте Свято-Троицкого монастыря планировался многоэтажный дом, а на месте братского корпуса при монастыре вокзал. Может это была какая-то мода, когда разрушили Храм Христа Спасителя в Москве на его месте, во времена Ленина, тоже планировалась многоэтажка. Бога же, как они считали, нет. Но когда пришло время воплощать задуманное, оказалось, что на это просто нет денег. Реорганизация откладывалась из года в год до тех пор, пока не настало новое время, это 93-й год – время возрождения монастырей.

«Главная война «за» и «против» церкви в головах людей»

– Что же отличает тех людей, что в прошлые времена рушили храмы, грабили святыни, и тех, кто после них, восстанавливал разрушенное? Полярное мировоззрение общества с разницей лишь в десятилетия.

– Есть такие понятия как идеология и управление движением масс. Посмотрите, что сейчас происходит на Украине – вчера мы были друзьями и всего за несколько месяцев мы стали врагами. Для меня всегда было удивительным, вот – город Чебоксары, город Алатырь… Сколько было церквей! Люди веровали, молились и вдруг, эти же люди толпами входили в свои храмы, для того, что бы их уничтожать, при этом абсолютно потеряв страх перед Богом. Истинно верующие люди, конечно, под общее влияние не попадали. Наоборот, вставали на пути разорителей. Но их было меньшинство. Главная война за церковь и против нее шла в головах людей. С пропагандой, главным посылом которой являлся призыв: «Бога нет, религия — обман», у людей появлялось ощущение свободы от страха перед Богом. Логично, что если Бога нет, то нет и такого понятия как грех, как и христианских ценностей в целом, – считает архимандрит Василий (Паскье). – Это был в какой-то степени глобальный психологический эксперимент, потому что массы не понимали, что им делать с новооткрывшейся для них свободой. В те времена ведь люди вообще массово сходили с ума. Любому проходимцу было достаточно собрать аудиторию и внушать ей все что угодно. И цена всему этому нам известна. В Писаниях и пророчествах сказано: нечистые придут в храм и будут совершать в нем беззаконие. Но сколько же было уверенных, что именно с их помощью мир сможет увидеть «последнего верующего и последнего попа». Все стало с точностью наоборот. Потому, что вера не может умереть. Посмотрите сколько человек, в итоге, вышло на празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году. Они поняли, что прежняя система и ее посылы оказались ложными.

– Когда же наступил этот переходный период, когда люди вернулись в церковь?

– Люди в церковь ходили всегда. Вера всегда жила в людях, но в противовес ей жил страх.

– Как Вы пришли в церковь? Что произошло в Вашей жизни, когда Вы решили посвятить себя служению?

– В церковь я пришел спустя несколько дней со дня моего рождения, когда меня крестили. Я родился 24 марта, а крестили меня уже 6 апреля. В селе, где жила моя семья, была традиция на Пасху обязательно кого-то одного крестить. В те времена – это после второй мировой войны рожали много, абортов не было, и вообще во Франции выстраивалась хорошая политика в плане поддержки семей. Я, например, в семье седьмой из девяти детей, – вспоминает отец Василий. – Родители не боялись трудностей, несмотря на то, что жили мы всегда очень не богато. В тот год, когда я родился, крестить было решено девочку – нашу соседку, которая была чуть меня постарше. Все-таки я был еще слабым младенцем. Но вдруг девочка заболела и ее родители побоялись ее приводить на крещение в храм, так жребий выпал на меня. Я всегда верил в Бога, все мое детство прошло при Храме, позже выучился в приходской школе, но осознанный выбор мной был сделан в 18 лет. Я покинул дом, отправился на Юг Франции, потому, что там было потеплее. Там, откровенно говоря, встретил разные движения, такие как хиппи, ходил самыми разными путями, но понимал, что Бог мне покажет мою дорогу. И спустя некоторое время я встретил одного иеромонаха, который хотел организовать новый монастырь на Свято земле, в Иерусалиме и в 80-м году, когда мне было 22 года, я принял постриг и уехал жить в Иерусалим.

«Храм в Израиле расстреляли террористы, но мое время умирать еще не пришло»

– Франция — Иерусалим… А что привело вас в Чувашию? Как вообще пересеклись дороги между странами, что вы стали наместником чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря ?

– Человек вообще никогда не живет один. Его постоянно окружают люди и вообще он живет между временем и историей — историей страны. В 1990-1991 году на Ближнем Востоке, как и сегодня, была напряженная ситуация. Обостренные отношения между странами сильно ощутил на себе Израиль. В один из дней, в наш монастырь пришли террористы. Вооруженные люди стали расстреливать храм. Но, наше время умирать еще не пришло, несмотря на то, что было очень страшно, Бог нас спас. Пистолеты, в руках радикалов, когда они были направлены уже на людей, заклинило. Преступники тут же побросали оружие и испугано убежали, позже их поймали. В 90-е годы мир вообще начал меняться: Югославия, Ирак, началась перестройка в России… В Израиль начали перебираться мигранты из России, они становились прихожанами нашего монастыря. Мы служили по восточному обряду, все наши священники были все французы и мы держали нейтралитет в политике, стараясь сохранять добродетель и гостеприимство. Так мы подружились с русскими. Потом стали приезжать поломники из России. Однажды мы даже встречали Святейшего Патриарха Алексея второго, до его становления Патриархом. В 1993 году, на Пасху, к нам в храм прибывает митрополит Варнава и эта встреча для меня становится судьбоносной, – рассказывает отец Василий.

«Оставив католическую церковь, я наконец пришел в православие»

– Желание покинуть католическую церковь у меня уже имелось, я хотел служить в православии. Эти мысли были для меня очень болезненными, я хранил их более 15 лет. Но покинуть родной монастырь, своих братьев, не так просто, но после встречи с Владыкой идея мне казалась все более и более реальной для воплощения, – объясняет батюшка. – Позже решение все же было принято, я покинул родные стены. Долго думал на что жить, что есть и во что одеваться – денег не было ни копейки, потому что у монаха нет ничего. Временно вернулся во Францию для того, что бы заработать на билет до Москвы. В Москве мы снова увиделись с Владыкой Варнавой, встреча была короткой, но я был очень счастлив его увидеть снова. Спустя пару месяцев меня приняла Русская православная церковь и я был направлен в Псков, где прожил полгода. Спустя эти полгода меня нашел мой старый знакомый Отец Иероним и предложил поехать с ним в Чувашию. На тот момент я уже не помнил, что Владыка Варнава из Чувашии, но когда Отец напомнил, сомнения все отпали. С 1994 года я служу в Чувашии. В 2009 году, осенью, Владыка забрал наместника Свято-Троицкого монастыря Савватия служить епископом в Бурятии, заменить его он предложил мне.

«Спасение Западного мира — в православии»

– Вы родились, росли и воспитывались в Европе, жили и служили католической церкви на востоке, продолжаете служение в православной церкви в России, в Чувашии, в Чебоксарах — видели многое, если выразиться проще. С какими эмоциями вы сегодня смотрите на мир и на все, что в нем происходит: теракты и их жертвы, религиозные розни, не побоюсь этого слова, деформация нравов Западного мира — пропаганда нетрадиционных семейных ценностей?

– Я вижу, что мир теряет свое лицо. Страны Европы, что являют собой христианскую цивилизацию – просто тонут как «Титаник». И у «непотопляемого» корабля и у «непотопляемой» Европы даже идеология одна, как и итог. Когда первый король Франции принял крещение, вместе с ним крещение принял весь двор — все князья, воеводы, страна встала на путь православия. Епископ, который его крестил, по легенде завещал: «Держи православную веру, не уклоняйся от нее. Уклонишься – наступит конец твоему царствию.» На тот же лад, позже, высказывались и другие старейшины, мудрецы и священнослужители. Только речь шла о более масштабном понимании наставления: с окончанием державы христианского мира настанет конец Европы. С потоком эмигрантов в Европу, началось давление на христиан. А поскольку церковь всегда придерживалась консервативных взглядов на семейные ценности, сексуальную жизнь, все, что принес модернизм – свободные отношения, однополые связи, институт гражданского брака и узаконивание всего этого. И ни одна христианская церковь на западе не может принять новые стандарты, которые диктует общество, потому что это все равно, что пойти против Евангелия. Конечно категоричность была встречена негативно.

«Я горжусь, что живу в России, в Чувашии»

– О каких традиционных ценностях может идти речь, когда страны Европы добровольно, под давлением чужих культур отказываются от собственных законов? Во Франции, например, есть действительный закон, согласно которому имя ребенка в паспорте должно быть христианским. Под определенным влиянием этот закон перестал исполняться. И так получается, что человек рождается во Франции не для того, что бы сохранить культуру своей страны, а наоборот, заставить страну принимать его культуру, с которой он к ней пришел — это, к слову, об исламском мире. И сопротивления нет. Сегодня я живу в России, в Чувашии, и я считаю, что мой выбор правильный, – подчеркивает архимандрит Василий. – Я бы просто не потерпел такого, а я в своей жизни бунтовал. Россия — эта страна, которая защищает христианские ценности. Защищает не только внутри своей страны, но везде, где живут верующие люди – в Европе, в Сирии.

«Страх – это оружие против веры»

– А что вы проповедуете прихожанам? О чем ваши проповеди?

– В основном – это христианские основы. Но иногда, дабы ничего не придумывать, каждую литургию мы читаем Писание и Евангелие. Всегда стараюсь избегать влияние внешнего мира, не строить проповедь на основании какого-то события. Но иногда бывает так, что что-то действительно произошло и ответ на событие мы находим на страницах Писания. Слово живое. Слово, сказанное 2000 лет назад в определенный исторический момент, действительно до сих пор. На каждую жизненную ситуацию можно найти ответ в Священном писании. Проповедь также должна помочь человеку настроиться на встречу с Богом. Не страшить людей, страх – это оружие против веры. Страх – это оружие террористов. А когда человек боится, он сдается. В этом, кстати, кроется ответ на вопрос – почему сегодня экстрасенсы имеют такое большое влияние на людей? Потому, что люди – трусы, они верят, что они находятся под влиянием различных сил, порчи. Проповедь должна помогать людям не терять веру и не сбиться с дороги. Путь – есть Бог: » Я есть путь, истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна 14 гл 6 стих — прим. Ред.)

Еженедельно по субботам 10:00 в монастыре перед образом «Неупиваемая Чаша” совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Из истории иконы «Неупиваемая Чаша»:

Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *