Новый афон монастырь

Анакопия, объединившая разрозненные абхазские племена и бывшая некогда столицей Абхазского царства, в период турецкого владычества стала местом заброшенным и опустошенным. На возвышенностях располагался турецкий гарнизон, а город представлял из себя заросшие лесом развалины.

Sputnik, Арифа Капба

Швейцарский путешественник, побывавший в этих краях в начале XIX века, Фредерик Дюбуа де Монпере так описывает Анакопию и места возле реки Псырцха, немного искажая название последней: «На вершине покрытого прекрасными деревьями холма, который вздымается в виде усеченного конуса у левого угла устья Псирсты, торчит старая круглая башня, окруженная полуразрушенными строениями, нельзя проследить взглядом скрытую под листвой стену, соединяющую эту башню с другой, белой башней на половине склона, но, начиная отсюда, можно хорошо различить остатки стены, которая, опускаясь до самого берега, закрывала в былые времена проход по берегу. Это руины Анакопии или Никофии древних карт».

Содержание

Политика и религия

Все начало меняться с момента присоединения Абхазии к России в 1810 году, хотя еще долго эта земля была местом столкновения интересов царской России и Османской империи.

Огромную роль в этом противостоянии сыграл религиозный вопрос. В царской России отчетливо понимали, что, несмотря на двухвековое присутствие на этой земле турков и ислама, мусульманство приживалось здесь не очень прочно, к XIX веку число принявших ислам местных жителей было не так уж и велико.

© Sputnik / Томас Тхайцук Новоафонский монастырь

Вот, что пишет об этом историк Вианор Пачулия: «Турки в XVI—XVIII веках навязали абхазскому населению свою религию — ислам суннитского толка. Однако эта религия не получила в Абхазии широкого распространения. Неслучайно поэтому абхазцы выплачивали Турции «харадж» — подушный налог, которым облагались немусульмане». И тогда Россия решила закрепить тут православное христианство, тем более что христианские традиции в этих краях имелись с самых давних, еще апостольских времен. Видимо, так и родилась идея о создании большого монастыря – крупного центра христианства.

Апостольская земля

Дело возведения и создания монастыря на абхазской земле было поручено афонским монахам. Они обратились с просьбой к послу России при Оттоманской Порте генерал-адъютанту графу Игнатьеву, чтобы он поставил вопрос перед Кавказской администрацией о предоставлении им хорошего места в достаточном количестве в Закавказье для устройства там мужской обители.

В сентябре 1875 года сюда впервые для выбора предложенных земель прибыли монахи из Афона. Больше всего им приглянулась Анакопия.

Портрет художника на паперти: ностальгия и мечты Зураба Ачба>>

Как отмечают специалисты, тому было несколько причин, из которых главная — это богатое христианское прошлое и вера в то, что именно в этих местах, приняв мученическую смерть, был погребен Симон Кананит. Монахи, получившие довольно большие деньги на строительство, приступили к делу практически сразу и даже выбрали название для монастыря, которое отсылало к прошлому этих мест, соединяя его с настоящим – Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь.

© Sputnik Томас Тхайцук Грот Симона Кананита.

Но разразившаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала строительные работы, и монахи покинули Новый Афон, но ненадолго, они вернулись уже в 1879 году и стали работать с еще большим энтузиазмом.

Иверская гора

«Устав Новоафонского монастыря» давал Новоафонскому монастырю широкие права не только в миссионерской, но и в хозяйственной деятельности. За ним закреплялось 525 десятин лучшей пахотной земли, принадлежавшей ранее крестьянам сел Анухва и Псырцха. Всего монастырю на первых порах было отведено 1300 десятин земли», — пишет историк Вианор Пачулия.

Виртуальная Абхазия: между небом и землей – Новый Афон>>

Помимо строительства монастыря, иноки с Афона построили две часовни у старого храма на вершине Анакопийской горы. В одну из них они поместили копию нерукотворной иконы «Иверской богоматери», привезенную, по мнению историка Георгия Амичба, из грузинского монастыря «Ивирон» на Старом Афоне. Именно с тех пор гору стали называть Иверской.

Визит царя Александра III в Новый Афон

Особенным событием тех времен стало посещение в 1888 году монастыря российским монархом Александром III. В этой поездке отца сопровождал и будущий император, последний российский царь Николай II, тогда ему было двадцать лет. Место, куда ступили с моря на землю монаршие особы в Афоне, и сейчас можно точно указать, ведь в честь этого события там была возведена небольшая, но очень красивая часовенка, она сохранились в отличном состоянии и по сей день.

© Sputnik Томас Тхайцук Новоафонский Монастырь.

Известно, что Александр III с цесаревичем Николаем помолились в обители, посетили грот Симона Кананита и, осмотрев монастырское хозяйство, отплыли на яхте в Новороссийск. Император позже подарил монастырю небольшой паровоз, который отшельники использовали для транспортировки леса, заготавливаемого в верховьях Псырцхи.

Использованы материалы Вианора Пачулия, Георгия Амичба.

19.8.20 Праздник Преображения в поселке Северном

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господня, в храме Божией Матери «Игумения горы Афонской» в поселке Северном Талдомского района Божественную литургию совершил настоятель храма иерей Симон Абрамсон. Прошло также освящение плодов, символизирующих благодарение Господу за урожай. В слове к пастве отец Симон подчеркнул, что Преображение Господне – это соединение в Иисусе Христе двух естеств — Божественного и человеческого. Этот праздник призван напоминать каждому о необходимости духовного преображения.

14.8.20 Праздник Животворящего Креста Господня в храме поселка Северный

14 августа 2020 года в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас) в храме Божией Матери «Игумения горы Афонской» поселка Северный Талдомского района прошло праздничное богослужение, которое возглавил настоятель храма иерей Симон Абрамсон. Сослужил ему дьякон Давид Абрамсон. По окончании Божественной литургии был совершен водосвятный молебен, и состоялось освящение меда. Затем всем храмом пелось молитвенное пение «Кресту Твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим», во время которого было принесено коленопреклонение Кресту Господню.

30.6.20 Храм в поселке Северный просит о помощи

Храм Божией Матери «Игумения горы Афонской» в поселке Северный Талдомского района просит оказать помощь. Не оставим просьбу без внимания! Дорогие братья и сестры! Обращаемся к Вам с просьбой об оказании спонсорской поддержки на исправление предписаний, которые были выставлены нашему храму во время проверки пожарной инспекции. Мы уже прорубили запасной выход. Следующим шагом необходимо установить сухотруб в колокольне, сделать пропитку храма, которая поможет защитить храм от пожара, установить гидрант. На эти работы предварительно нам необходимо около 130.000 руб. А также нам нужно будет заказать проект нового крыльца и установить его. Само крыльцо стоит около 120. 000 руб.

21.6.20 Престольный праздник в Северном

20 июня 2020 года, накануне престольного праздника храма иконы Божией Матери «Игумения горы Афонской» в поселке Северный Талдомского района было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавил благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич в сослужении настоятеля храма священника Симона Абрамсона. 21 июня празднование престольного праздника началось с водосвятного молебна. Затем совершили Божественную литургию на открытом воздухе. Богослужение возглавил настоятель храма иерей Симон Абрамсон. За богослужением молились первый настоятель храма протоиерей Илия Шугаев и руководитель территориального отделения поселка Северный Александр Николаевич Дядькин.

14.6.20 Священник нашего благочиния участвовал в освящении храма Вооруженных сил

14 июня 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил главный храм Вооруженных сил Российской Федерации в честь Воскресения Христова. В освящении храма в составе хора духовенства Московской епархии принимал участие клирик Дубненско-Талдомского благочиния настоятель храма иконы Божией Матери «Игумения горы Афонской» поселка Северный Талдомского района священник Симон Абрамсон. Отец Симон поделился впечатлениями об этом событии. «Освящение главного храма Вооруженных сил нашей страны – событие историческое и впечатляющее. Чин великого освящения храма и затем Божественную литургию совершил Святейший патриарх Кирилл.

6.6.20 Троицкая родительская суббота в поселка Северный

6 июня 2020 года, в Троицкую родительскую субботу, в храме Божией Матери «Игумения горы Афонской» в поселке Северном Талдомского района молились на открытом воздухе. Богослужение совершил настоятель храма иерей Симон Абрамсон. Напомним, доступ в храмы нашего благочиния, как и другие храмы Подмосковья, открыт, но с соблюдением всех пунктов инструкции c угрозой распространения коронавирусной инфекции и с соблюдением санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора. Недавно митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий объявил о решении, принятом им после сообщения главного государственного санитарного врача Подмосковья Ольги Михайловны Микаиловой о первом этапе снятия ограничительных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса.

6.3.20 Кадровые перестановки в Дубненско-Талдомском благочинии

Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего Московской епархией, №1015 от 26 февраля 2020 года священник Виктор Сергеевич Гавриш освобождается от должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Игумения горы Афонской» поселка Северный Талдомского района, обязанностей клирика Иоанно-Предтеченского храма города Дубны и назначается в штат Михаило-Архангельского храма города Талдома. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего Московской епархией, №1016 от 26 февраля 2020 года священник Симон Ильич Абрамсон назначается настоятелем храма иконы Божией Матери «Игумения горы Афонской» поселка Северный…

19.2.20 Подарки для нуждающихся

19 февраля 2020 года клирик Дубненско-Талдомского благочиния священник Виктор Гавриш и сотрудники социальной защиты посетили семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и вручили подарки, собранные в ходе акции «Дар рождённому Христу». С 19 декабря 2019 года по 19 января 2020 года в храмах Дубны проходил благотворительный сбор письменных принадлежностей, настольных игр, продуктов, одежды, средств гигиены и т. п. Впоследствии всё собранное распределили нуждающимся семьям и разнесли по домам священники совместно со специалистами социальной службы.

4.2.20 Поздравление блокадников

В Дубненско-Талдомском благочинии священники и приходская молодежь вместе с сотрудниками социальной защиты организовали поздравление жителей блокадного Ленинграда, проживающих в Подмосковье, с 76-летием снятия блокады Ленинграда. В Дубне ветеранов-блокадников поздравили на дому благочинный Дубненского-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич, ответственный за социальное служение в благочинии иерей Аркадий Терехин и представители Совета ветеранов. В Талдомском городском округе ветеранов, переживших блокаду, посетили протоиерей Андрей Крутяков и иерей Виктор Гавриш и вручили им именные подарки и поздравительные письма от управляющего Московской епархией митрополита …

19.1.20 Рождественские встречи в социальных центрах

17 января 2020 года семейный дискуссионный клуб города Дубны пришел в гости к подопечным дома-интерната «Рождественский», чтобы поздравить с праздниками Рождества и Крещения Господня. Священник Аркадий Терехин произнес приветственное слово, а дети исполнили песни и прочитали стихи. Затем взрослые члены клуба исполнили колядки и рождественские песни. В завершение встречи каждому вручили подарок – фигурные пряники, испеченные и расписанные прихожанами города. В этот же день в социально-реабилитационном центре «Бригантина» города Дубны прошла встреча с детьми настоятеля храма Иконы Божией Матери «Игуменья горы Афонской» поселка Северный Талдомского района священника Виктора Гавриша и педагога Галины Хлопцовой.

15.1.20 Рождественские Святки в Дубненско-Талдомском благочинии

В праздник Рождества Христова в городе Дубне и в Талдомском городском округе священники Дубненско-Талдомского благочиния, сестры милосердия, воспитанники воскресных школ и активные прихожане навещали престарелых, многодетных и детей-инвалидов на дому, посещали с концертами и подарками стационары городских больниц и дома-интернаты. Священники проводили беседы на духовные темы и были участниками рождественских праздников. О некоторых святочных событиях мы уже рассказывали, о новых расскажем сейчас.

Архив новостей 2015-19гг.

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится в Абхазии, на горе Афон, на высоте в 75 метров над уровнем моря. Основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции. Это один из крупнейших религиозных центров всего Кавказа, место паломничества и одна из популярных туристических достопримечательностей Абхазии. С 2011 года монастырь относится к Абхазской православной церкви. Он привлекает верующих всего мира и туристов своей историей и красивейшими пейзажами: монастырь окружен садами, парками и расположен на побережье Черного моря.

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

© Oleg N.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:

  • храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
  • Иерона-мученика
  • преподобных отцов Афонских
  • Святого Андрея Первозванного
  • Вознесения Господня.

Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

© Oleg N.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:

В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.

Режим работы и правила посещения монастыря

Монастырь закрыт для туристов и прихожан с мая 2019 года.

Новоафонский монастырь открыт для туристов и паломников со среды по воскресенье, с 12:00 до 18:00. Вход на территорию бесплатный. Принимаются добровольные пожертвования.

Посещать можно все храмы комплекса. Внутри можно фотографировать без вспышки. Так как монастырь является действующим, вход на его территорию рекомендован в скромной одежде, с закрытыми плечами и коленями, женщинам — с покрытой головой. Если не оказалось при себе платка или длинной юбки, на входе их предоставят бесплатно. Службы проводятся на трех языках — абхазском, греческом и русском.

На территории монастыря находятся торговые палатки, где можно купить воду, еду и сувениры на память. Также там продается продукция монастырского хозяйства — мед, травяные веники, варенье и т. п.

Как добраться до Новоафонского монастыря в Абхазии

Новоафонский монастырь расположен на небольшом удалении от основных курортных городов Абхазии. Добраться до него можно несколькими способами.

  • из г. Новый Афон можно добраться пешком — монастырь и гора видны из всех точек городка
  • из Сухума, Пинцунды и Гудауты на автомобиле: по трассе E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy. Путь займет от 30 минут до 1 часа.

Маршрут из Сухума — Google Maps:

Из Пицунды:

Из Гудауты:

  • из Сухума, Пицунды, Гудауты на автобусе или маршрутном такси до г. Новый Афон (указано направление на лобовом стекле). Доехать до остановки «Ракушка», что напротив центральной площади. Оттуда — пешком.

Также можно воспользоваться такси: Такси GT (местный недорогой перевозчик), GettTaxi и другими.

Кроме того, Новоафонский монастырский комплекс входит в большинство организованных экскурсий.

Полный список достопримечательностей Абхазии можно найти в одноименном разделе — с его помощью удобно намечать собственную культурную программу поездки, а так же заочно знакомиться со страной.

Видео-обзор: Новоафонский мужской монастырь в Абхазии

Есть на свете святые места, которые можно назвать иконами других – великих – святынь. Новый Иерусалим под Москвой, Новый Афон в Абхазии…
Новоафонский мужской монастырь, давший имя окружающей его местности, был устроен в 1875 г. монахами – выходцами из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Место для обители по поручению афонских старцев выбрал иеромонах Арсений (Минин) – насельник Пантелеимонова монастыря, по послушанию проведший много лет в России, основатель знаменитой до революции Афонской часовни в Москве, погребенный на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Место, на горах которого появилась святая обитель, имеет древнюю историю. Еще до Рождества Христова здесь располагалось селение Псцырха (имя это означает «Пихтовый родник» и заимствовано от протекающей поблизости горной реки). В средние века на горе близ Псцырхи была возведена неприступная крепость Анакопия (данное название происходит от абхазского «анакоп» – выступ), бывшая столицей княжества Абазгия, а затем – Абхазского царства (в Византийских источниках известна также под именем Трахеи).
В первом столетии здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Андрей ушел продолжать свою проповедь на север, дойдя до Киева, а затем – и до острова Валаам. А св. Симон Кананит остался в Псцырхе, поселившись в каменной пещере недалеко от селения. Многие жители принимали веру во Христа по его слову, но другие, ожесточившись, распяли проповедника на кресте, и он принял мученическую кончину в подражание Возлюбленному Спасителю, ради Которого и трудился. Апостол Симон Кананит – тот самый человек, на свадьбе которого Господь претворил воду в вино. Пораженный этим чудом, а еще более – самой личностью Богочеловека, Симон оставил семейный кров и последовал за Христом, сделавшись одним из двенадцати Его Апостолов. За свою ревность по Бозе он был назван Зилотом, что означает «ревнитель» (имя же Кананит указывает на происхождение из Каны Галилейской). Пещера, где подвизался св. Симон Зилот, находится в ущелье реки Псцырхи (за водопадом и железнодорожной станцией Псцырха). На место мученической кончины апостола указывает каменный крест на берегу реки. Над могилой же святого в VI в. был выстроен прекрасный храм, сохранившийся до наших дней.

В 736–738 гг. заступничеством Пречистой Богоматери православным жителям Анакопии удалось отбить нашествие страшного арабского завоевателя – Мурвана-Кру, имя которого в переводе означает «глухой» – так он был назван за свою беспощадную жестокость к завоеванным народам. Мурван-Кру смертоносным вихрем прошел по Кавказу, покорив и разорив Грузинские земли: Картли, Эгриси. Поэтому в Анакопийской крепости нашли прибежище не только жители ее окрестностей, но и грузинский царь Арчил, и его брат Мир. Защитников крепости было 3 000 человек, нападавших – около 60 000. Оборонительные сооружения крепости состояли из трех рядов мощных, опоясывающих гору на разной высоте, стен с башнями (часть их сохранилась по сей день), источник чистой воды позволял защитникам Анакопии не страдать от жажды. Но главной силой мужественных анакопийцев была истинная – православная – вера. Слезно молились они перед образом Пречистой Богоматери, и Заступница Усердная не презрела молитвы христиан. В стане осаждавших началась эпидемия кровавой холеры, от которой в одну ночь погибло 35 000 человек. После этого анакопийцам удалось наголову разбить по-прежнему превышавшего их числом, непобедимого доселе ни для кого, противника. Образ Анакопийской Божией Матери, по молитве перед которым совершилось это чудо, почитался как чудотворный. Он сохранялся в Новом Афоне до ХХ столетия, а затем скрылся из глаз верующих, унесенный страшным вихрем разоряющего святыни безбожия.

Природа Нового Афона.
Фото: Малютина Э.

Так почему же именно Псцырхе было суждено сделаться Новым Афоном? Природа Абхазии весьма схожа с Грецией. Буйная субтропическая растительность, теплый климат, мягкие очертания покрытых непроходимыми лесами гор и суровые скалы, обилие воды… Вместе с безлюдьем и девственной нетронутостью природы все то как нельзя лучше способствовало не только созданию «иконы» Афонского монастыря в Российской империи, но и уединенному жительству отшельников. Анакопия в то время была маленьким, едва заметным поселком. Придя сюда, монашествующие во славу Божию облагородили и преобразили дикую местность. Были осушены болота, разбиты мандариновые сады (именно Ново-Афонским инокам мы обязаны знаменитыми абхазскими манадаринами – до этого цитрусовые на Кавказе не выращивались). Местность украсилась оливковыми рощами, на берегу моря появились пруды, где разводили вкусную рыбу (сегодня они несут лишь декоративную функцию).
Для местных мальчиков при обители открылась школа, для приезжающих паломников – гостиница близ моря (она пережила все лихолетья и действует по сей день, жаль только, не принадлежит монастырю. Сегодня это гостиница «Абхазия». Кстати, в 1888 г. в одном из ее номеров останавливался знаменитый русский писатель А.П. Чехов). Гостиница пристроена к еще более древнему архитектурному памятнику – башне XI века – единственной сохранившейся от старинной береговой линии укреплений. Доминантой местности стали возвышающиеся на фоне покрытой южной зеленью горы здания обители, освященной во имя апостола Симона Кананита. Архитектура их возводит ум к монастырям Афона.

Новоафонский монастырь.
Фото: Малютина Э.

Главный храм монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеимону – покровителю Русского Афонского монастыря. Также в обители были устроены храмы во имя апостола Андрея Первозванного, св. Иерона, Вознесения Господня. Внутреннее убранство Пантелеимоновского храма одновременно напоминает Афон и не дает забыть, что находимся мы все же в пределах Российской империи. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии, со сводов же храма на молящихся взирают написанные в Васнецовском стиле лике – расписывали церковь московские художники под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова и артель «Волжских богомазов», руководимая братьями Оловянниковыми. Огромный собор обители сегодня редко заполняется молящимися, до революции же в Новоафонском монастыре подвизалось 730 человек братии.
Гора, на которой вознес свои главы к небу монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та самая, на которой находятся остатки Анакопийской цитадели, названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона. В старинной крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, не успевшее завершиться из-за катастрофы 1917 г. Сохранились и стены храма VII в. Сегодня среди древних руин находится с любовью украшенная часовня, где можно возжечь свечу перед образом Иверской Богоматери и почитать акафист Пречистой. Сохранился и кладезь-источник, почитаемый как святой.
Удивительны технические достижения устроителей Новоафонского монастыря. Так, для удобства подъема на Иверскую гору (ее высота – 344 метра), иноки устроили канатную дорогу, разрушенную затем революционерами. Сегодня на гору можно подняться пешком, путь занимает около часа. К вершине ведет достаточно удобная, асфальтированная до половины дорога-серпантин, начинающаяся от Новоафонской карстовой пещеры (не путать с пещерой св. Симона Кананита!)
Трудясь под руководством специалистов, иноки (в самом начале ХХ столетия!) создали собственную гидроэлектростанцию, для чего выстроили плотину на реке Псцырхе (так появился водопад, по сей день привлекающий гостей Нового Афона). Водопад использовался и как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. Работали кирпичная, часовая, литейная, живописная, переплетная и проч. мастерские. В 1888 г. Новый Афон посетил Государь Император Александр III с Наследником – Цесаревичем Николаем (будущим Царем-Мучеником Николаем Александровичем). Помолившись в обители, посетив пещеру апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, Государь с Наследником отплыли на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на них было совершено покушение, но Господь сохранил Своего Помазанника. В благодарность за избавление от опасности Государь подарил Новоафонскому монастырю паровоз. Он пригодился инокам для выполнения важного послушания: транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого монашествующие проложили к вершине Афонской горы узкоколейку. Точность расчета была такова, что груженные лесом вагоны плавно скатывались без дополнительной тяги к побережью, на гору же порожний состав тянул пожалованный Царем паровоз. Этот исторический паровозик и сегодня является одной из достопримечательностей Нового Афона. Дорога, ведущая к нему, начинается от монастыря.

Вид на Иверскую гору.
Фото: Малютина Э.

Немалую часть первых насельников Ново-Афонской обители составили монахи, высланные со Старого Афона в результате печально известной Афонской смуты (споров вокруг Имени Божия). Не вдаваясь в анализ дискуссии, скажем лишь, что состав высланных с Афона насельников был отнюдь не однороден. Встречались среди них и горячие защитники имяславия, были и немирные души, вечно стремящиеся спорить, бунтовать и обличать. Но попадались и простые умом, всем сердцем прилепившиеся к молитве Иисусовой монахи, попросту боявшиеся оскорбить Господа, подписав, как того требовали борцы с имяславием, бумагу, отрицающую, что имя Божие есть Бог. (Подробнее об этом можно прочесть в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность», с.с. 303 – 324).
В Ново-Афонском монастыре действовали лучшие духовные традиции Афона, такие, как старческое окормление монашествующих (согласно греческой традиции, старец – это не носитель особых благодатных даров (прозорливости и т.п.), но опытный духовник, ведущий вверившихся в безусловное послушание ему чад по пути духовной жизни). Насельники обители занимались умным деланием – молитвой Иисусовой. В окрестностях монастыря, среди безлюдных гор, подвизались пустынники.
Грянувшая в 1917 г. революция принесла Новоафонскому монастырю разорение и закрытие, а многим из его насельников – мученические венцы. По преданию, безбожники на корабле вывезли иноков в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… Так что, и вода Новоафонской бухты свята – освящена страдальческим подвигом убиенных за веру. Монастырь был закрыт в 1924 году. Неподалеку от него построили одну из многочисленных дач Сталина (сегодня часть ее территории – здания, где жила охрана, – занимает пансионат «У монастыря»). В монастырских помещениях располагались турбаза и историко-краеведческий музей.
Но духовная жизнь в окрестностях Нового Афона не умерла. В безлюдных горах продолжали спасаться пустынники. В годы государственного безбожия число их возросло: при почти полном отсутствии монастырей в Кавказской «пустыне» укрывались чающие молитвенного уединения со всей России – и мужчины, и женщины. В семидесятые годы XX века окормлять пустынников приезжал знаменитый Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов), поселившийся после закрытия его родной обители в Сухуме. Новый Афон не раз посещал и еще один из подвижников ХХ столетия – схиигумен Савва (Остапенко).

Храм св. Иоанна Златоуста в Команах.
Фото: Малютина Э.

Схиигумену Савве принадлежит заслуга нахождения утерянного было места III обретения главы Иоанна Предтечи. Место это – небольшая пещерка близ селения Каман. Именно здесь в IX веке православные скрывали от иконоборцев великую святыню – Честную главу Крестителя Господня. Но не только этим славен Каман. В начале IV столетия здесь пострадал святой мученик Василиск, а сто лет спустя именно в этом селении испустил дух влекомый в ссылку безжалостными воинами великий святитель – Иоанн Златоуст. Измученный тяжкой дорогой, болезнью и жестокостью сопроводителей, не позволявших ему дать отдых измученному телу, святитель накануне кончины узрел в видении святого Василиска. «Завтра будем вместе!» – предрек страдальцу мученик. Со словами «Слава Богу за все!» свт. Иоанн предал душу в руце Божии и был погребен в Камане. Каменный саркофаг его и сегодня с благоговением хранится в Каманском храме, мощи же святителя спустя 30 лет по его отшествии из земной жизни с честью перенес в Константинополь, на место служения свт. Иоанна император Феодосий – сын согрешивших против угодника Божия Евдоксии и Аркадия. Экскурсии в Каман проводятся Новоафонским турбюро, можно воспользоваться и услугами таксиста, но в дождливое время дорога в это святое место затруднена из-за подъема воды в горной реке, через которую приходится переправляться.
В 1994 году началось возрождение Новоафонской обители. Отреставрирована часть зданий, по воскресным и праздничным дням совершаются богослужения. По понедельникам и вторникам, если на эти дни не приходится праздников, монастырь закрыт для посещения. Отрадно, что в обители действуют добрые традиции духовной жизни: приветствуется частое приобщение Святых Таин Христовых, священство призывает прихожан к чтению духовной литературы, молитве Иисусовой. Одна из главных святынь обители – частица мощей вмч. Пантелеимона, находящаяся в иконе этого святого, лежащей обычно на аналое в центре храма.
Приехавшие отдохнуть и помолиться в Новый Афон могут устроиться в одной из гостиниц, в пансионате «У монастыря» (недостатком его можно назвать расположение высоко над уровнем моря и сервис, напоминающий о советских временах при вполне современных ценах, достоинством – непосредственную близость к обители: калитка пансионата выходит прямо на наружный монастырский двор). Богат выбор вариантов размещения в частном секторе: можно снять как комнату в небольшом домике, так и целую квартиру в одной из расположенных на побережье в конце города (в сторону Сухума) пятиэтажек (причем разница в цене не велика).
Несколько практических рекомендаций гостям Нового Афона. Фрукты и молочные продукты лучше всего приобретать на рынке, действующем в конце города (среди пятиэтажек) на ул. Лакоба. Работает рынок всего 2 часа, с 6 утра. К восьми торговцы распродают свой товар и разъезжаются. Продуктовые магазины с адекватными ценами расположены в этой же части города, в туристическом же его центре (близ обители и водопада) можно приобрести лишь фрукты и лакомства по двух- – четырехкратной цене. Туристическое бюро находится на главной площади Нового Афона – площади Свободы.
Добраться до Нового Афона можно, доехав до Адлера, а оттуда – до границы (с. Веселое) на маршрутке. Границу переходят пешком, для чего достаточно предъявить паспорт и оплатить сбор. Пеший путь через границу составляет около километра, предлагают свои услуги носильщики с тачками. От границы в прибрежные города Абхазии (Гагры, Пицунду, Гудауту, Новый Афон, Сухум) отправляются автобусы.
Внутреннее сообщение в Абхазии совершается с помощью маршрутных такси, автобусов и частных такси. В Новом Афоне автовокзал отсутствует, поэтому транспорт приходится «ловить» на трассе.
Пляж в Новом Афоне галечный, полоса мелководья не широка. Тенты в сезон натягиваются на пляже, принадлежащем пансионату «У монастыря», есть там и лежаки. Курортный сезон в Новом Афоне начинается с середины июня. Вход на пляж свободный. Есть и множество «диких» пляжей.
В городе работает множество кафе, где подают, в частности, весьма вкусную жареную черноморскую рыбку барабульку, шашлык же почему-то имеет привкус копчености.
Близ гостиницы «Абхазия» находится библиотека, которой за небольшую плату могут пользоваться отдыхающие.
Рядом с библиотекой расположен теплый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, службы в котором совершаются, в основном, в холодное время года.
Еще одно интересное место в Новом Афоне – одна из крупнейших и красивейших в мире карстовых пещер. Пещера благоустроена, туда проводятся экскурсии (в июне 2008 г. стоимость билета составляла 300 р.) Постоянная температура воздуха в пещере составляет +12 градусов по шкале Цельсия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *