Овстуг усадьба тютчева

В конце XVIII века в самом центре села Овстуг, на возвышении, Н.А. Тютчев — дед поэта, построил деревянный дом, в котором 5 декабря 1803 года и родился Фёдор Тютчев. А в 1830-1840 годах его отец Иван Николаевич решил возвести на этом месте новый каменный дом. Начало рассказа об усадьбе Тютчевых.
Над средней частью дома был поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус. Ф.Тютчев в письме матери от 31 августа 1846 года писал: «…Что до нового дома, то он, право, весьма хорош, и вид со стороны сада очень красив…».

В 1949 году в парижском журнале «Возрождение» (1949-1974) русский писатель и переводчик Борис Константинович Зайцев (1881-1972) — один из последних представителей литературы Серебряного века, опубликовал эссе «Тютчев: жизнь и судьба: (к 75-летию кончины)». Он замечательно и как-то проникновенно написал о судьбе Ф.И Тютчева, в том числе и о его детских годах, проведённых в Овстуге:
«…Как звезды ясные в ночи». Это стихи Тютчева. Да, звезды. «Любуйся ими – и молчи». Но стихи рождены жизнью. Тютчевские стихи и особенно изошли из его жизни и судьбы. Может быть, сама жизнь эта есть некое художественное произведение?
Ее начало озарено почти волшебно; роскошный дом имения Овстуг (Брянского уезда, Орловской губернии). Изящный, ласковый мальчик, очень одаренный, баловень матери. В доме смесь духа православного с французскими влияниями. – Так и всегда было в барстве русском. Говорили в семье по-французски, а у себя в комнате Екатерина Львовна, мать поэта (урожденная графиня Толстая), читала церковно-славянские часословы, молитвенники, псалтыри.
«Юный принц» возрастал привольно. Учился, но нельзя сказать, чтобы умучивался трудом – навсегда осталось широкое, вольготное отношение к работе.
В 1821 году Университет окончен, в феврале 22-го он уже в Петербурге, служит в Коллегии Иностранных Дел, а в июне граф Остерман-Толстой, родственник матери, увозит его в своей карете за границу. Устраивает сверхштатным чиновником нашей миссии в Мюнхене.
Сейчас, так же как и прежде, в барском доме комнаты располагаются вокруг узкого центрального помещения с лестницей, ведущей в мезонин и цокольный полуэтаж. Между собой комнаты связаны анфиладно, в мезонине имеют выходы на балконы. Обстановка мемориальных комнат приобретена у коллекционеров в соответствии с описью имущества. В экспозиции находится ряд подлинных вещей Ф.И. Тютчева и его родственников.
Внутренняя планировка залов первого этажа только частично соответствует той, которая была при жизни поэта. Через центральный вход с южной стороны попадаем в вестибюль дома-музея.

На противоположных стенах этой комнаты висят картины, иллюстрирующие петербургскую и провинциальную жизнь Тютчева. Слева на стене рядом с картиной, на которой Фёдор Иванович в окружении обитателей усадьбы на фоне всех усадебных строений, — портрет первого учителя и воспитателя Ф.И. Тютчева Семёна Егорыча Раича — педагога, поэта, знатока и переводчика античной и итальянской поэзии. Он был и учителем Михаила Лермонтова.

На другой стене — картина художника С. Литвинова «Тютчев в Петербурге».

Следующий зал музея посвящен детским и юношеским годам в жизни Тютчева. В этом зале — портреты родителей, виды Овстуга и Москвы, книги тютчевской библиотеки, старинная мебель.

В центре зала размещен музейный экспонат особой ценности — рояль фирмы «Велениус», подаренный Ф.Тютчевым своему первому учителю С.Е. Раичу.

Отец Фёдора Тютчева, гвардии поручик Иван Николаевич, в 1798 году женился на московской дворянке Екатерине Львовне Толстой. Молодая семья была счастлива в родовом имении, которое славилось своим гостеприимством.
Екатерина Львовна была дочерью Льва Васильевича Толстого и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой. Родная сестра её отца, Анна Васильевна Остерман, и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи.

Панорама Брянска XIX века художника Г. Хлудова.
В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе чернильница, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня.
Один из музейных залов посвящен зарубежным годам Тютчева. Более 20 лет Тютчев провёл в Европе. Служба в Государственной Коллегии Иностранных Дел не принесла Тютчеву чинов и наград, но позволила объехать всю Европу, приобщиться к основам германской поэзии, встретить первую любовь и познать первую боль невосполнимых утрат. Портреты, на стенах этого зала, знакомят нас с родными и друзьями Ф.Тютчева.
Баронесса Амалия фон Крюденер — известная красавица высшего света XIX века, первая любовь поэта, адресат его знаменитого стихотворения «Я встретил Вас и все былое…» и других, носящих название «мюнхенского цикла».
Снова обращаемся к тексту Бориса Зайцева:
Роман с Амалией Лерхенфельд, от которого в литературе осталась драгоценность, в жизни Тютчева крупно не отозвался, ни Амалию Максимилиановну (которой было шестнадцать лет), ни его самого не сломил. Все это было очень юно и невинно. Ничего решительного не случилось, все само собою растаяло и испарилось, добрые же отношения остались навсегда. Амалия Максимилиановна вышла замуж, сначала за барона Крюднера, потом за графа Адлерберга. Жила в России, всегда Тютчеву была союзною державой. Это она привезла стихи его в Петербург в 36 году, она же хлопотала за него позже перед правительством – через Бенкендорфа. А совсем поздно, за три года до своей кончины, встретив ее в Карлсбаде уже немолодой женщиной, Тютчев написал ей нежные, не столь прославленные, как ранние, все же хорошие стихи. («…И то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь»).
В 1826 году он женился в Мюнхене на г-же Петерсон, урожденной графине Ботмер, «представительнице старейшей баварской аристократии». Это уже судьба – двенадцать лет жизни вместе, три дочери, радость и горе, драмы и ревность (ревновали всегда Тютчева, его, а не он – участь в этом иная, чем Пушкина). Как и Амалия Максимилиановна, Эмилия Элеонора была красавица, видимо, и вообще очаровательная женщина, пылкого характера и сильных чувств. Его же, кроме нее, привлекали и другие. Он вообще, по природе своей, не мог быть верен – в разных обликах являлось ему «вечно-женственное» и прельщало. Привело же это в мюнхенской жизни к тому, что однажды Эмилия Элеонора пыталась на улице заколоться кинжалом. (Он сам признавался, что любит она его так, как «ни один человек не был любим другим».)
Портреты Элеоноры — первой жены поэта, и трех дочерей от этого брака висят в этом же зале. В лице Элеоноры Тютчев обрел любящую жену, преданного друга и неизменную опору в трудные минуты жизни.
Портрет Екатерины Фёдоровны Тютчевой художника И.К. Макарова — дочери Тютчева от первого брака. Она воспитывалась в Смольном институте, была фрейлиной императрицы Марии Александровны, писательница и переводчица.
Здесь же представлен графический портрет второй жены Тютчева — Эрнестины, женщины замечательной красоты и ума, как писал о ней писатель И.С. Аксаков.
И снова — текст Бориса Зайцева:
Удивительна и в самом Тютчеве сила чувства и переживания, несмотря на рассеянный, как бы веерообразный эрос: когда в 1838 году Эмилия Элеонора умерла, он поседел в одну ночь от потрясения. Но в это же время любил и другую, будущую свою вторую жену, тоже любовью трудной и драматической.
Эта другая была тоже германского происхождения, тоже аристократка, тоже вдова и тоже на четыре года старше его – баронесса Эрнестина Федоровна Дёрнберг-Пфеффель. В 1837 г. Тютчев получил повышение по службе – его назначили в Турин, старшим секретарем посольства нашего при Сардинском дворе. Жена, Эмилия Элеонора, уезжала в Россию, он оставался один. Весной 1838 года она возвращалась из Петербурга на том самом «Николае I», на котором плыл юный Тургенев. Близ Любека на пароходе начался ночью пожар, недалеко от берега он и затонул. Эмилия Тютчева с тремя детьми мужественно вела себя на палубе, успокаивала детей, стоя у трапа, где внизу, сбоку бушевало пламя – они дожидались очереди спуститься в лодку. В этом показала себя много выше Тургенева. Но была уже здоровьем надломлена, возвращалась домой на новые тягости с мужем, потрясение нервное на море все-таки было большое – это ее и скосило. Тою же осенью Жуковский, тогда сопровождавший наследника, встретился в Комо с Тютчевым (позже – и на генуэзской Ривьере, в Киавари). Отозвался о нем так: «необыкновенно гениальный и весьма добродушный человек, мне по сердцу» – их пути всегда сходились, – но был удивлен, что вот так убивается он по умершей, «а говорят, любит другую». Не только «говорят», но на Эрнестине Федоровне Дёрнберг Тютчев довольно скоро и женился. По службе это обошлось ему дорого.
Он тогда жил в Турине. Венчаться приходилось в Швейцарии. Посланник отсутствовал, по летнему времени дел никаких, с браком по определенной причине надо спешить – Тютчев поступил решительно: не дожидаясь отпуска, запер посольство и самовольно уехал в Швейцарию.
Обвенчался благополучно и вовремя. Но службы лишился. Его просто уволили.
Летом из гостиной можно было выйти на террасу и пандус, спуститься в парк, погулять по аллеям. О былом великолепии этой комнаты напоминает лишь старое пианино в углу да шкаф-секретер у стены. В центре на стене висит ещё один портрет второй жены Тютчева баронессы Эрнестины фон Пфеффель. От первого брака у поэта уже было три дочери, которых Эрнестина фактически удочерила. Она была богатой женщиной, и Тютчев не делал секрета из того, что долгое время жил на её деньги.

Не надо думать, что его мюнхенская жизнь только и заключалась в делах любви. Этот блестящий, высокообразованный молодой человек, по портрету нечто вроде юного Гёте, в тогдашнего покроя сюртуке, высоких воротничках и галстуке, с огромным лбом, прекрасными глазами и правильно вьющимися кудрями много сил отдавал и другому: литературе, философии. Общение его – с людьми высокой марки. Шеллинг считал его «достойным собеседником» («…etn sehr ausgezeichneter Mensch, ein sehr unterrichteter Mensch, mit dem man sich immer gerne unterhalt») – Шеллинг был тогда профессором Мюнхенского Университета и Тютчев, хорошо осведомленный в германской философии, не только с ним беседовал, но и спорил – обладая, очевидно, равносильным вооружением – нападал в особенности по православной линии.
В поэзии Гёте и Шиллер были близки ему, лично сошелся он с Гейне – по сближающей черте романтизма. И не только встречался, но и переводил из него – первые переводы Гейне на русский принадлежат Тютчеву. (Тютчев более зрелый и Гейне поздний мало, конечно, совместимы, но в мюнхенские времена это не удивляет.)
Главное же, начинал писать сам, и как следует.
Загадочна его художественная судьба.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои…
Вот заповедь, от которой не отступил он ни на шаг. Так скрывать, так таить все свое самое драгоценное уж не знаю кто мог бы. Всматриваясь в его жизнь, поражаешься: ко как же сам он относился к своему делу? Да, писал, в великой непосредственности, почти сомнамбулической, всегда в дыхании поэзии, волшебно преображая чувства, мысли… Что тут высокое творчество, сомнений нет. Но почему такая уж предельная от всех замкнутость? Себе и Богу? Художнику это чувство знакомо:
Ты, Всевышний, судья мой. В Твоей вечности слабый мой голос, Твоего создания, войдет, может быть, некоей искрой в нетленный мир и сохранится, хотя я и писал это для себя.
Это понятно. Но не все в этом. Художник ведь человек. Он живет среди братьев, своих, и другой своей стороной, обращенной к людям, стремится внедрить в них создание свое. Кто из писателей не желает распространения своего слова? Сколько драм из-за трудности дойти до читателя! Не одно тут тщеславие: всякий, кто отдал жизнь литературе, считает свое дело важным, а, значит, ждущим ответного восприятия.
Поэт тютчевского размера неужто не сознавал, что его дело, хоть тихо и уединенно, но огромнейшей важности? Следя за днями его, получаешь впечатление: дипломат, философ, даже политик, утонченно трепетный человек, отзывающийся и на мир, на природу, на женское обаяние, блестящий острословный собеседник… – и между прочим пишет стихи… Так, будто бы для забавы, и значения им не придает. Где Пушкин, где профессия, труд невидимый, но упорный?
Вот возвращается он домой, в дождливый вечер, весь промокший. Дочь снимает с него пальто. Он говорит небрежно: «J’ai fait quelques rimes» – и читает их. Она записывает. Это знаменитые «Слезы людские, о слезы людские…» Бог знает, не записала бы Анна Федоровна, может, они бы и не сохранились?
До 1836 года никто почти и понятия не имел, что вот есть такой поэт Тютчев. Мелочи появлялись в малоизвестных альманахах («Урания», «Галатея») и журналах (вроде «Молвы»). Камергер Федор Иванович Тютчев пописывал стишки. Но для службы это не важно, для жизни тоже. Надо было, чтоб сослуживец, князь Иван Гагарин заинтересовался писанием его. Амалия Максимилиановна отвезла стихи его в Петербург – через Жуковского и Вяземского они попали к Пушкину, издававшему тогда «Современник». Он напечатал их в своем журнале. Подпись: Ф. Т. – «Стихотворения, присланные из Германии».
Для чего давать свое полное имя? Пусть будет какой-то Ф. Т. «из Германии». Так продолжалось и дальше. Автор никакого внимания не обращал на свое детище. Оно жило подпольно, само по себе, и до времени мало известно. Кое-кто его ценил. Но за годы – ни одного печатного отзыва.
Дальше идет и совсем странное: с 1840 по 1854 г., за четырнадцать лет ни одного стиха вовсе в печати нет. А писал он теперь как раз больше всего и едва ли не лучше всего.
Музейный зал рассказывает о 50-70-х годах жизни Ф.Тютчева. Первый томик стихов поэта, изданный в 1854 году, масса портретов друзей и современников, виды Петербурга и Москвы наполняют этот зал сегодня. На стене среди множества портретов висит и портрет Елены Александровны Денисьевой.
Но в его собственной судьбе, в начале пятидесятых годов, как и в звуке писаний его, связанных с любовью, не все было закончено. Даже, пожалуй, сильнейшее и наступало. В Смольном Институте учились две дочери Тютчева (от первого брака) Дарья и Екатерина. Тютчев бывал там. У инспектрисы Института, Анны Дмитриевны Денисьевой он познакомился с ее племянницей и воспитанницей Еленой Александровной – девушкой двадцати четырех лет.
До сих пор в списке тютчевских странствий сердечных имена иностранок: Амалия, Эмилия-Элеонора, Эрнестина – теперь появляется русская Елена. С ней входит и иной мир. Раньше были великолепные графини в бриллиантах декольте, с гладкими буклями над ушами. Елена Александровна Денисьева, хоть и дворянка, но из мелких, отец ее служил даже в провинции исправником. Достаточно взглянуть на фотографию Елены Александровны: скромно одетая, в накидочке, причесанная, как причесывались в шестидесятых годах наши матери, интеллигентка с тяжким, нервным взглядом, болезненная, вспыхивающая, очаровательная в своей возбудимости и несущая уже в себе драму.
Тютчев встретился с миром Достоевского. Так могла чувствовать, действовать Настасья Филипповна, или первая жена Достоевского. Ее взгляд соответствовал участи. Горе принесла ей эта любовь, быстро перешедшая в связь. Горе Эрнестине Федоровне, жене законной, с которой продолжал он жить – женщине холодноватой, выдержанной и сильной, крест свой несшей с достоинством. Горе взрослым дочерям его от первого брака, горе девочке Леле, дочери Елены Александровны. Ему самому тоже. Но это рок, ничего нельзя сделать. В его судьбу входило заклание молодой жизни, его грех, породивший высокие звуки поэзии. За поэзию эту заплачено кровью.
Общество не прощало Тютчеву, а особенно Елене Александровне «незаконности» их связи. Да еще у нее появились дети! Многие просто с ней раззнакомились, презрение и отчуждение над ней висели. А по Институту она была знакома с дочерьми Тютчева – вот и пришлось встретиться, например, при раздаче шифров. Как она чувствовала себя при этом!
Стихи его мало она понимала. Больше всего хотелось, чтобы в новом издании все и открыто было посвящено ей. На это он не пошел, вышла ужасная сцена, вполне из Достоевского.
Она была туберкулезная. Бурная жизнь, страдания сердца ускорили все, и в июле 1864 года, после четырнадцати лет связи с ним, она скончалась.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали –
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она –
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала, – увлечена,
Погружена в сознательную думу.
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О как все это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось.
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось.
Если бы из гроба видела она, как принял он смерть ее, может быть, больше поверила бы в его любовь – хотя ей вообще нужна была беспредельность: все или ничего. Вот что говорит об отце и его положении в это время Анна Федоровна Тютчева, его дочь, жившая тогда в Германии. «Я причащалась в Швальбахе. В день причастия я проснулась в шесть часов и встала, чтобы помолиться. Я чувствовала потребность молиться с особенным усердием за моего отца и за Елену Д. Во время обедни также мысль о них с большою живостью снова явилась у меня. Несколько недель спустя я узнала, что как раз в этот день и в этот час Елена Д. умерла. Я виделась снова с отцом в Германии. Он был в состоянии, близком к помешательству…» И дальше: «Он всеми силами души был прикован к той земной страсти, предмета которой не стало».
Сама она дошла до горестной, страшной мысли, что Бог не придет на помощь его душе, «жизнь которой была растрачена в земной и незаконной страсти». А трагедия продолжалась: приносился в жертву еще новый агнец. Леля, дочь Тютчева и Денисьевой, девочка лет пятнадцати, училась в известном петербургском пансионе Труба (она носила фамилию Тютчева, он узаконил ее). Однажды дама, мать сверстницы Лели по пансиону, спросила ее, как поживает ее мама – разумея Эрнестину Федоровну. Леля не поняла и ответила о своей матери. Недоразумение тут же выяснилось. На девочку это произвело такое впечатление, что она убежала из пансиона и сказала Анне Дмитриевне, что никогда больше туда не вернется. Заболела нервным расстройством. А за ним скоротечная чахотка, и она скончалась – в один день с полуторагодовалым братцем своим Колей.
Это прошло мимо литературы. Смерть матери прославлена в стихах. О гибели дочери нет ничего.
Так заканчивал свою жизнь удивительный человек Федор Иванович Тютчев, некогда юный принц Овстуга, баловень матери, мечтатель, не вмещавшийся ни в какие рамки, музыкант стиха, нарушавший современные ему каноны его, предвосхищая будущий, юный дипломат и великий победитель сердец женских. Silentium и кипение страстей, созерцатель величья мира и душа непримиренная, душа Чистилища, человек верующий, но владеемый страстями, великий художник, как бы нехотя разбрасывающий богатства свои.
Но пришла слава – поздняя и посмертная, благородная, настоящая золотая слава. В искусстве, к которому он относился как будто бы так равнодушно-небрежно, он оказался победителем – поздним, но прочным. Жизнь, которая будто волшебно улыбалась ему с раннего детства, несла за успехом успех, за одним женским сердцем другое, и третье… – и еще мы не знаем какое! – вот она-то и поднесла поражение. Кажется, это вроде закона: лирики побеждаются жизнью. Они слишком лунатичны и сомнамбуличны. Слишком стихиям подвержены, являясь верными арфами их. Жизнь Тютчева можно рассматривать как художественное произведение: имя ему драма.
Никитенко записал у себя в дневнике, в июне 1873 года: «Неделя прошла в борьбе со смертью. Тютчев сам вспомнил о священнике, но исповедываться не мог – язык ему не повиновался». Умирал он на руках Эрнестины Федоровны, сознавая всю тягость и трудность прожитого, всю ответственность души своей, «болезненно греховной «, и в самые страшные минуты, уже разбитый параличом, видя смерть, держался за давнюю подругу – последнее утешение.
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог
Автограф Ф.И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Использованная литература: Зайцев Б.К. Тютчев. Жизнь и судьба (К 75-летию кончины) // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: Т. 9 (доп.). — М.: Русская книга, 2000. — С. 256-269.
Сайт мемориального музея-усадьбы Ф.И. Тютчева
Tags: Брянская область, Овстуг, Тютчев, жизнь выдающихся людей, усадьбы

ВПР, русский язык 7 класс, 10 вариант.

1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Пр..снувшись к..питан Грэй на какое(то) мгновение забыл как он п..пал в эти м..ста.

С (не)малым уд..влением обнаружил он счас..ливый блеск ра(н,нн)его утра. Всё вокру(г/к)

было залито солнечн..м светом.

Он увидел крутой обры(в/ф) бер..га среди (ярко)з..лёных в..твей дерев..ев и м..нящ..ю

Х..лодная капля р..сы медле(н,нн)о ра(з/с)текалась по со(н,нн)ому лицу.(4) Поднявшись

с з..мли Грэй пошёл (в)перё(д/т). Он выбрался из (не)большой рощиц.. . Перед ним был

кустарник ра(з/с)броса(н,нн)ый(3) по склону х..лма. Колючие кусты постоя(н,нн)о ц..плялись

за него м..шая дв..жению. Наконец к..питан выбрался на открытое место, которое зар..сло

пёстр..ми цв..точ..ками.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых

выделенные слова являются предлогами.

1) (В)продолжени.. фильма появились новые герои.

2) Я остался в деревне (в)следстви.. паводка.

3) Струйки дыма тянулись (на)встречу брызгам волн.

4) (Не)смотря себе под ноги в гололёд, вы можете упасть.

4.Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются

союзами.

1) Мы ещё не ходили по(этому) маршруту.

2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Ты вчера мне говорил то(же) самое.

4) Я думал о поручении, а так(же) и о завтрашнем выступлении.

5.Поставьте знак ударения в следующих словах.

Балуясь, создан, путепровод, намерение.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите

исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Отваривая картофель, клубни опускаются в уже кипящую воду.

2) Мы гуляли по парку, наслаждаясь пением птиц, и говорили о литературе.

3) В колышущемся пламени свечи всё в комнате казалось таинственным.

4) По окончанию смены мы уехали из лагеря.

7.Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания

внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой

выбор.

1) Выпив чашку какао я сразу мчался во двор спешил на футбольное поле.

2) В гостиной обставленной с необычайным вкусом часто проводились приёмы.

3) В зале возвышалась гигантская ёлка касавшаяся звездой потолка.

4) Вдоль заполненных книгами шкафов стояли удобные кресла и стулья.

8.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дождь весело стучал по крыше наполняя моё сердце радостью.

2) Я пошёл бродить под дождём усиливающимся с каждой минутой.

3) Гуляя в университетском сквере отец вспоминал годы своего студенчества.

4) Гражданин вы получите взыскание паркуя машину в неположенном месте.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−14.

Текст 2

(1)Овстуг… (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором

родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все

летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге. (4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях. (6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.

– (7)Там сохранилось что-нибудь?

– (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа,

тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск – съездим, поглядим.

– (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.

– (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом

стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно

осенит.

(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была

необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая

осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни,

проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой

жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.

(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где

приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему

питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, – весь этот укромный угол в

дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток

детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался. (По Я. Хелемскому)

9.Определите и запишите основную мысль текста.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24–25 текста. Запишите ответ.

11.Какое впечатление произвела на повествователя природа Брянской области? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.Определите и запишите лексическое значение слова «корреспондент» из предложения 4.

Ответ. Корреспондент –

13.Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14–15, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

14.Объясните значение пословицы Всякому мила своя сторона, запишите Ваше объяснение. Ответ. Данная пословица означает:

Усадьба Тютчева Овстуг — достопримечательность села Овстуг Жуковского района Брянской области.

Родовое имение, где в 1803 году родился писатель Федор Иванович Тютчев, находится возле берега реки Овстуженки, включает не только главный дом, где сейчас располагается музей, но и прилегающую к нему ухоженную парковую территорию с постройками: липовые аллеи, сельскую школу М. Ф. Тютчевой, церковь, две мельницы, беседку на острове, памятники и другие объекты.

В музее насчитывается несколько тысяч уникальных экспонатов.

© vlad-mier

Землю в Овстуге Николай Андреевич Тютчев получил в 1770-е годы после женитьбы — в качестве приданого. А новый, просторный господский дом в стиле позднего классицизма распорядился построить в этих местах уже его сын (и отец Федора Ивановича) — Иван Николаевич Тютчев. Строительные работы в усадьбе завершились в 1846 году.

В начале XX века сельская родовая усадьба быстро пришла в упадок, а почти все постройки практически полностью были разобраны на стройматериалы или разрушены.

Что касается Музея Тютчевых в Овстуге, то он был открыт для посетителей еще в 1957 году, правда изначально он занимал только здание сельской школы. Кстати, традиция проводить праздники поэзии в селе зародилась в 1961 году. Чуть позднее на территории установили бюст и памятник поэту.

Восстановление усадебного дома завершилось в 1985 году, через год официально открылся музей Тютчева в Овстуге, каким мы знаем его сегодня. В честь писателя также была названа одна из улиц в селе.

Следующий этап реставрационных работ прошел в 2000 — 2003 годах: воссозданы гостевой флигель и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Что любопытно, финансировала восстановительные работы немецкая компания «Кнауф».

Музей усадьбы Овстуг: режим работы и цены

Стоимость билета для входа на территорию парка для взрослых составляет 100 рублей. Если вы хотите также посетить и дом-музей, то заплатить придется уже 150 рублей. Предусмотрены скидки для студентов. При предъявление студенческого билета цена составит всего 70 рублей (комплексный билет, позволяющий войти на территорию парка и в дом-музей).

Экскурсионное обслуживание осуществляется за дополнительную плату. Взрослые платят 150 рублей, школьники и студенты — 100 рублей. Стоимость экскурсионного обслуживания в краеведческом музее Овстуга фиксирована для всех — 70 рублей. Такая же стоимость экскурсионного сопровождения и в парке музея-заповедника.

Существуют льготные категории. Бесплатно в парк могут пройти дети дошкольного возраста, дети-сироты, сотрудники музеев Российской Федерации, инвалиды I группы, военнослужащие срочной службы ВС РФ и участники и инвалиды ВОВ, Афганской и Чеченской войн. По вторникам бесплатно в парк могут попасть инвалиды всех групп, дети из многодетных семей с родителями, пенсионеры, дети до 18 лет, беременные женщины и родители, имеющие детей до 3 лет.

В музее также можно заказать занятие с преподавателем для школьников и студентов. Стоит такая услуга 50 рублей.

Зрелищно-развлекательные мероприятия на территории усадьбы также оплачиваются отдельно. Все зависит от представления. Стоимость варьируется от 70 до 300 рублей. Культурно-просветительные мероприятия (например, специальные уроки, квесты, праздники) дороже — 2000 рублей. Также в усадьбе проводятся театральные постановки и масштабные праздники. Стоимость такого удовольствия составляет 4000 рублей.

В парке можно провести видеосъемку за 700 рублей и фотосъемку за 500 рублей. Кстати, услуга эта пользуется достаточно высокой популярностью у новобрачных. Территория парка ухоженная и красивая.

Музей в Овстуге открыт для посещения с понедельника по субботу, работает круглый год. Цены на входные билеты и дополнительные услуги, режим работы рекомендуется уточнять на официальном сайте Овстуга, так как цена билета может меняться от года к году.

Как добраться до усадьбы Овстуг

Доехать до Овстуга можно на автобусе Брянск — Новоселки: посадка от автовокзала Брянска, выходить нужно на остановке Овстуг. Из крупных городов до Брянска по регулярному расписанию курсируют поезда. Также попасть сюда можно в составе организованной экскурсии.

Кроме того, всегда можно воспользоваться услугами такси. Автомобиль можно вызвать по телефону у одной из местных фирм такси (например, у фирмы Maxim или «Сатурн»). Или же воспользоваться одним из популярных приложений на вашем смартфоне: Uber или Яндекс.Такси.

Вы также можете доехать на своем личном автомобиле (это наиболее быстрый и самый удобный способ). Расстояние составляет около 45 км, ехать примерно 50 минут без учета заторов. Дорога пролегает по трассе P-190.

Автомобильный маршрут в усадьбу Овстуг из Брянска на картах Google:

Видео:

Со всех сторон дом открывается, как новая «личность». Маленький «стеклянный домик» на крыше слева — это световой фонарь, его придумали, чтобы не использовать свечи и керосиновые лампы в части дома, где жила прислуга.

С этой же южной стороны дома был организован зимний сад, но его быстро упразднили, слишком дорогое было удовольствие.

Сохранилась акварель Дмитрия Путяты «Часть дома с южной верандой» (1878 год), и можно пофантазировать на тему, как это было.

С этого же крылечка выходила к свои крепостным Салтычиха в сериале «Кровавая барыня», который снимался в том числе и в Мураново. Было это не так давно — в 2017 году. Очень злой и беспощадный получился сериал. В роли Салтычихи — Юлия Снигирь, наша с вами землячка.

Источник фото телеканал «Россия».

С той стороны даже стены плачут… Или мироточат? 🙂

Парадный вход внезапно оказался с другой стороны — совсем не тот, что смотрит на кассу музея, и не тот, с которого вершила судьбы киношная Салтычиха.

С северного фасада обнаружился кружевной балкон с ледяными бусами 🙂

В дом мы вошли, как и положено лицам недворянского сословия — с чёрного хода, отряхнувшись от снега, обув бахилы и смиря гордыню 🙂

На барскую сторону нас провели через полутёмный узкий коридор. Помните, световой фонарь? Вот так он выглядит изнутри 🙂

Первое, что узнали и чему удивились, что нынешний дом построен вовсе не при Тютчеве и не его роднёй, а Евгением Абрамовичем Баратынским, который тоже был известным поэтом, дружил с Денисом Давыдовым, соперничал с Пушкиным и, если бы не кудрявый гений и его реформа языка, мог бы быть поэтом России номер один.

В самой первой комнате нам показали «портретное древо хозяев усадьбы», в центре композиции, конечно же, Тютчев, а маленький портретик Баратынского справа и внизу от него.

Вернувшись домой, я заинтересовалась творчеством Баратынского. Что там у него про зиму, какие мысли про чародейку? Читаю:

Где сладкий шёпот моих лесов?
Потоков ропот, цветы лугов?
Деревья голы; ковёр зимы
Покрыл холмы, луга и долы.
Под ледяной своей корой
Ручей немеет; всё цепенеет,
Лишь ветер злой, бушуя, воет
И небо кроет седою мглой.

Или вот…

Зима идет, и тощая земля
В широких лысинах бессилья,
И радостно блиставшие поля
Златыми классами обилья:
Со смертью жизнь, богатство с нищетой,
Все образы годины бывшей,
Сравняются под снежной пеленой,
Однообразно их покрывшей.
Перед тобой таков отныне свет;
Познай, тебе грядущей жатвы нет.

Колкий и непримиримый Баратынский 🙂 Не только поэт, но и сам себе архитектор. Свой дом-шедевр он построил в 1842 году на месте старого барского дома, который принадлежал его тёще Екатерине Петровне Энгельгардт. Она владела Мураново с 1816 года (её портрет на той же «стене славы» слева от Тютчева). Баратынский же удачно женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне и таким образом получил право хозяйничать в поместье.

Дом у Баратынского получился такой же непримиримый и нестройный, как сам поэт. Он проектировал его без помощи архитектора, по собственному рисунку, руководствуясь вдохновением. Одной из фишек была «башня уединения и вдохновения», как у Вальтера Скотта. Она получилась невысокой, всего в два этажа, но, в отличие от многих русских усадеб, не была бутафорской. Баратынский часто в ней уединялся и писал стихи. В остальном дом был типичным для XIX века: несколько гостиных, столовая, библиотека, кабинет на первом этаже и спальни на втором.

Было ещё одно заморское ноу-хау, которое Баратынский внедрил при постройке дома. Между внешним кирпичным слоем и внутренним — из вертикально поставленных бревен находился воздушный зазор, который сохранял тепло в лютый мороз и прохладу в жару. Этакий «Дом-термос» 🙂 Вертикальные брёвна можно увидеть сразу при входе.

Вот как писал Баратынский о Мураново:

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!

Имение было «страной поэта Баратынского» до 1844 года. Он умер от разрыва сердца, путешествуя по Италии. В 1850 году Мураново перешло к его ближайшему другу — литератору Николаю Васильевичу Путяте, который был женат на младшей дочери Энгельгардтов Софье Львовне.

И, наконец, в этой комнате нам раскрывают тайну, почему усадьба носит имя Тютчева, а не Баратынского, Энгельгардта или Путяты. И почему в дверном проёме виден силуэт кровати, привезённой из Царского Села, на которой умер великий поэт Фёдор Иванович Тютчев…

К слову, Фёдор Иванович Тютчев в Мураново никогда и не жил, и нет ни одного стиха его авторства, посвящённого здешним местам. Неожиданно? 🙂

Единственный архивный документ, который связывает его с Мураново — это письмо сыну, в котором он поздравляет его с приобретеньицем поместья и обещает как-нибудь навестить-погостить. Но нет ни одного документального подтверждения, что это намерение он выполняет.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, —
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Приобретеньице произошло в 1869 году, когда Иван Фёдорович Тютчев, младший сын поэта, женился на единственной дочери Путят Ольге Николаевне и стал хозяином Мураново.

Сын понимал, что отец — гений, а потому решил увековечить его имя и создать домашний музей в его честь. Так Мураново стало музеем-усадьбой имени Ф. И. Тютчева, а комнаты наполнились его вещами, портретами и книгами…

Сам Тютчев поэтом себя не считал и почти не публиковался. Он был дипломатом, тайным советником, членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, знал 10 языков и больше 20 лет жил за границей. Широкое признание его поэзия получила только после его смерти.

Эти строки теперь знает каждый российский школьник:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

А вот про любимое кресло великого Тютчева мало кто знает. А оно стоит в Мураново и ждёт заслуженных восторгов! :)))

Перо, которым поэт написал последнее письмо, тоже там…

Иван Фёдорович Тютчев свозил в Мураново личные вещи отца и членов семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии, обветшавшего к концу XIX века, начиная с 1874 года. А в 1918 году Тютчевы добровольно и благоразумно передали Мураново государству (спасли, можно сказать!). Как итог — охранная грамота от Наркомпроса и разрешение Ленина на открытие музея великого русского поэта Тютчева, стихи которого вождь постоянно перечитывал и цитировал. Кстати, любовь Ленина к поэзии Тютчева даже в современном кино эксплуатируют 🙂

В 1920 году Мураново становится одним из первых литературно-мемориальных музеев революционной России. И это на год раньше Ясной Поляны.

Представляю, что думал пролетариат и крестьяне, посещающие залы усадебного дома, полные антиквариата, смотря на французский фарфор, изящные лампы с изображением Наполеона и мраморный столик с римской мозаикой, который стоит столько же, сколько всё поместье целиком! 🙂

Дом-музей Тютчева волей судеб является домом-музеем всех четырех уважаемых семей. Здесь полно вещей, которые принадлежали лично Баратынскому, Путятам и даже Энгельгардтам. Каждая комната как сокровищница, и у всех предметов есть история.

Вот массивный французский диван «крапо» (1840-е гг.), домочадцы называли его «жабой» 🙂

Вот обеденный стол «сороконожка» — за ним помещалось ровно 20 человек, когда его раскладывали, отсюда и название. Шкаф в углу переделан из кровати — очередная забава Баратынского 🙂 Хрустальная люстра — никакая не подделка (экскурсовод подчеркнула нам этот факт, намекая, что частенько в усадьбах представлена бутафория).

Фарфоровые чайные и кофейные пары с изображением гербов Тютчевых и Пфеффелей были подарены братом невесты к свадьбе Федора Тютчева и Эрнестины Пфеффель в 1839 году. Это был второй брак поэта.

Чугунная икона Спаса Нерукотворного. Честно говоря, я и не знала, что такие были. Если не ошибаюсь, каслинское литьё конца XIX века.

В этой «сумеречной» комнате с окнами на север работал Баратынский. В 1874 году к его самодельному бюро присоседили обстановку петербургского кабинета Фёдора Ивановича Тютчева. С тех пор комнату называют «кабинетом двух поэтов».

Книжная закладка «рука в фетровом манжете», принадлежавшая Баратынскому и царственно возлегающая на его «Сумерках».

Подставка для чернильниц, стаканчики для ружейной дроби, которой чистили гусиные перья, спичечница-совочек, колокольчик — на письменном столе Тютчева.

Но больше всего в барском доме часов! Кажется, что они тикают изо всех углов 🙂 Точности, правда, никакой.

И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я —
О, время, погоди!

Соврала. Портретов ещё больше, их сотни! Со стен смотрят незнакомые красавицы и красавцы, старики и дети. Экскурсовод без устали и монотонно перечисляла их имена, отчества, фамилии, истории и родственные связи, делая экскурсию невыносимо занудной и похожей на стук дятла. Так хотелось её остановить. И вспоминалась её фраза при входе в дом, обращённая к бабушкам-смотрительницам: «Какие полтора часа, я и за час управлюсь!»

Кстати, интерьер в доме постоянно меняется: предметы перекладываются, мебель переставляется, портреты перевешиваются, в общем дом «живёт». А возможно, призраки двух поэтов шалят 🙂

Куда ездил Ф.И. Тютчев из Москвы, останавливаясь несколько раз на почтовой станции Рославля? Может быть, в Мюнхен, где он прослужил на дипломатическом поприще около 20 лет. Ведь, эта почтовая станция расположена как раз на Московско-Варшавском шоссе, по которому и направлялись в Европу. Но моё предположение оказалось ошибочным -Тютчев ездил в своё родовое дворянское гнездо — имение Овстуг, недалеко от уездного города Брянска. Путь из Москвы в маленькое село с необычным названием Овстуг занимал в те времена 5 дней и последней остановкой был как раз Рославль.
После возвращения из Европы на родину Тютчев с 1849 года до самой смерти часто посещал родовое имение. Всего известно 10 поездок, из них 8 пришлось на август. Вероятность маршрута Москва-Рославль-Овстуг (в направлении Брянска) в двух случаях подтверждена датировкой трёх стихотворений. Из них два: «Вот от моря и до моря», «Эти бедные селенья» написаны в Рославле в один день — 13 августа 1855 года, а одно «Как неожиданно и ярко» относится к 1865 году.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855. Рославль.
1. В наши времена дорога из Москвы в Овстуг занимает часов 8, а из Рославля в Овстуг — вообще, не более полутора часов. Грех не съездить на родину великого русского поэта — и мы отправились в Овстуг. И так разогнались, что проскочили мимо главного въезда в усадьбу и остановились уже за околицей, залюбовавшись открывшимися сельскими видами. Село Овстуг раскинулось на восьми холмах, которые ступенями спускаются к реке Десне.
2. Посмотришь налево от дороги — ветряная мельница, посмотришь направо — водяная. И тишина…
3. Овстуг в архивных материалах упоминается уже с XVI века, но раскопки археологов уточняют, что еще во II в. до н.э. селились здесь племена северян, вятичей и радимичей. Название села пришло из языческой поры: Стуг — стоянка, поселение, Овстуг — знакомая, старая стоянка. Совсем близко от Овстуга находится древнерусский город Вщиж, где часто бывал поэт.
С XVIII века село стало Тютчевским, когда выходец из земель Ярославской губернии — секунд-майор Николай Андреевич Тютчев женился на орловской дворянке Пелагее Денисовне Панютиной, которой и принадлежала часть овстугских земель.
4. Полюбовавшись окрестными видами, направляемся в усадьбу — едем назад мимо волостной управы.
5. В 1989 году в здании волостной управы благодаря стараниям председателя колхоза «Овстуг» Б.М. Копырнова, народных художников России Ткачевых и директора тютчевского музея В.Д. Гамолина был создан художественно-краеведческий музей села Овстуг.

6. Сейчас от здания волостной управы открывается вполне поэтический вид на усадьбу.
7. Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла в своё время участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину — обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого — дом был разобран на кирпичи. Часть этих кирпичей была использована на строительстве здания волостной управы. В 1941 году была взорвана дедовская церковь и вырублены вековые аллеи в парке.
8. На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма. Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты — молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу практически с нуля и сделал это. Не сразу — тринадцать лет музей Ф.И. Тютчева располагался в одной комнате общежития молодых учителей, в котором раньше было школа для крестьянских детей.
9. Эта школа в своё время была создана хлопотами Ф.И. Тютчева и его дочери М.Ф. Бирилёвой (Тютчевой) в 1871 году.

11. В 1961 году у школы был установлен первый памятник Тютчеву скульптора Г. Коваленко и проведён первый праздник Поэзии в стране.
12. И вот перед нами — главный парадный въезд в усадьбу. Решетки усадьбы ограждают территорию в 7 гектар, а ворота имеют простой, но изысканный рисунок.
13. Теперь мы можем увидеть усадьбу на живописном берегу реки, тенистые аллеи парка, классическую архитектуру господского дома и живописный пруд с беседкой на островке. Концепция музея-усадьбы была разработана по инициативе директора музея В.Д. Гамолина и заместителя губернатора Брянской области Б.М. Копырнова в 2000 году.
14. Перед въездом в усадьбу рядом со школой стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была возрождена на благотворительные средства баварской фирмы «Кнауф» в 2003 году.
15. Изначально церковь Успения Богородицы была построена в конце XVIII века по решению Николая Андреевича Тютчева — деда поэта.
16. Главная аллея усадьбы ведёт к усадебному дому. На рубеже 1840-х годов отец поэта заказал архитектору Г.Ф. Герасимову проект просторного господского дома в стилистике позднего классицизма. Уже в 1846 году строительные работы были завершены.
17. Справа — главный дом усадьбы, а слева — дом для гостей.
18. Вот так выглядит теперь усадебный дом Тютчевых в Овстуге.
19. Гостевой флигель был воссоздан по проекту О. Клемановой, М. Болотниковой, О. Грозевой в 2003 году. Высокий фундамент и строгое крыльцо-терраса делают строение заметным и нарядным.
20. Взгляд на усадебные дома из парка.
21. В усадебном парке…
22. В 1978 году в парке установлен памятник поэту, выполненный А.И. Кобилинцем.

24. Простая и изящная беседка на искусственном островке очень украшает пейзаж. Белый мостик соединяет берег водоема и островок.
25. В 2002 году были проведены работы по реставрации усадебного парка под руководством профессора В.А. Агальцовой. И теперь, так же как и раньше, из беседки открываются чудесные виды на парк, на дом, на всю округу.
26. И вид из парка на мостик и волостную управу изумителен.
27. Старые деревья в парке создают романтическое настроение.
28. У стен церкви был похоронен в 1846 году Иван Николаевич Тютчев — отец поэта. Памятный знак на могиле отца — колонна на гранитном постаменте, установлен в 1998 году.
29. Вот так, была воссоздана стараниями людей усадьба Ф.И. Тютчева — великого русского поэта.
Но рассказ об усадьбе будет неполон без рассказа о её обитателях, поэтому продолжение следует…
Tags: Брянская область, Россия, Тютчев, жизнь выдающихся людей, провинция, усадьбы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *