Переславль залесский музей паровозов

Кукушка – паровоз или поезд узкоколейки.
Узкоколейка – железная дорога с небольшим расстоянием между рельсами.

Впервые появившись на рудниках Алтая в первой половине XVIII века, узкоколейки сыграли огромную роль в истории России. Их строили частные предприниматели и государство, акционерные общества, а позже – партия и правительство для обслуживания предприятий, связи с отдалёнными поселениями и надёжного обеспечения перевозок там, где не было других путей сообщения. Кукушки трудились в промышленности и сельском хозяйстве, воевали на полях сражений двух Мировых войн, строили коммунизм и осваивали целину. Однако, в силу их природной скромности и незаметности, вклад этот не был по-настоящему оценён. К концу XX века узкоколейки постепенно исчезли с карты Родины. Новые автодороги, новые подходы к хозяйствованию, другие экономические и социальные причины сделали своё дело.

Во всём мире узкоколейки – предмет гордости и объект увлечения тысяч людей. За их сохранение борются, их выкупают, восстанавливают заново, открывают музеи и туристические линии.

Одним из немногих мест в России, где сохраняется мир узкоколеек, стал
созданный в 1990 году Переславский железнодорожный музей. Большое количество экспонатов, многие из которых уникальны, позволяет дать некоторое представление обо всём многообразии узкоколейных железных дорог. Но неповторимость музея ещё и в том, что он сам является маленькой железной дорогой. Только здесь можно почувствовать неразрывную связь старинной техники и природы, так характерную для узкоколеек. Так откройте для себя этот мир!

Политехнический музей, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Ассоциация содействияразвитию научно-технических музеев «АМНИТ» приглашают принять участие в XIV научно-практической конференции «История науки и техники. Музейное дело», которая пройдет в Москве с 10 по 11 декабря 2020 года.
Тема конференции:

НАУКА, ТЕХНОЛОГИИ, ОБЩЕСТВО: ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Ассоциация частных музеев России направила на имя Губернатора
Ярославской области письмо с просьбой о разработке программы
информационной поддержки частных музеев области
.

1) А теперь в продолжение цикла репортажей о Переславле-Залесском перенесёмся на конец марта 2018 года, когда я самый первый раз посетил этот город. Весь тот день я провёл в Переславском музей узкоколейной железнодорожной техники в 20 км от райцентра, только ближе к вечерним сумеркам заглянув посмотреть на ботик Петра I. В тот день я впервые в жизни своими глазами увидел узкоколейную железную дорогу шириной колеи в 750 мм. В Брянской области больше не осталось ни одной узкоколейки (Об одной из них в ПГТ Мирный писал в 2017 году и об увиденной действующей узкоколейке в Твери в минувшем 2019 году).

2) В Переславле-Залесском находится один из четырёх в России музеев Узкоколейной Железнодорожной Дороги, созданный усилиями энтузиастов и любителей железнодорожной техники. Разговорился с одним из руководителей музея, по совместительству активного деятеля при Русском географическом обществе (РГО), по его словам, именно музей в Переславле является единственным местом, где осуществляется подлинная реконструкция и реставрация всех железнодорожной техники. Упомянутую мною Тёсовскую узкоколейку он не посчитал достойным примером, полагая, что там сугубо ставка сделана на коммерческую составляющую, варварское осовременивание железнодорожной техники и на модную раскрутку в Инстаграмме. Послушал я его тогда, будучи самим в определённой депрессии после неудач в школе, о которых я рассказывал в постах о Вологде. Совокупность тех событий, наблюдение за творческими разногласиями между теми людьми, которые собственно занимаются одним и тем же важным делом, впоследствии и утвердило меня в мысли о смене профессии, чтобы работать с арабским языком и получать уважение и отдачу от собственного труда.

3)

4) Линия перестала использоваться в 2003 году, почти все рельсы были растащены на металлолом, сотрудникам музея удалось отстоять 2 км пути, которые и используются для катания гостей.

5) Я роли машиниста дрезины на Переславской узкоколейной жд. Проинструктировали, потом сказали самому ехать, пока зимой используется 500 метров.

6)

Небольшое видео, где я за штурвалом дрезины.
7) Карта линий Переславской узкоколейки на момент конца 1960-х гг.

Исторический ныне фильм конца 1980-х гг. о Переславской узкоколейке в тот ещё момент, когда линия проходила непосредственно через сам Переславль-Залесский. Обратите внимание, насколько от визуального ряда документалки веет теплом и душевностью. Посмотрите, насколько живописно выглядел проходящий поезд вблизи Плещеева озера.
8) На снимке — автомобиль ЗИМ на жд-колее, который использовал начальник Горьковского отделения железной дороги во время своих визитов на бывшее торфовозочное предприятие.

9) Еще в коллекции музея — единственная в России подлинная сохранившаяся дрезина, сделанная ещё до революции 1917 года.
10)

11) Снимков мало, каюсь, снимал я тогда на телефон. Ввиду того непростого периода в моей жизни, я на 4 месяца перестал писать в ЖЖ, даже хотел окончательно бросить блог. Затем обратил внимание на то, что и в путешествиях я стал менее подробно исследовать то место, куда собрался наведаться. Подумал о том, что блог ни в чём не виноват, если я до этого делал слишком большую ставку на него, писать для себя, для систематизации увиденного, ЖЖ самая удобная площадка. Вот и уже 2 года как пишу в своё удовольствие.
12) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока. Благодаря вашей поддержке, в журнале создаются эти публикации, а я у меня приятное и интересное хобби.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683

Музей паровозов назывался ранее Музеем узкоколейных железных дорог. Сейчас его еще называют Переславским железнодорожным музеем или просто Кукушкой.
Переславская железная дорога – музейная ветка, оставшаяся от бывшей торфяной узкоколейки в окрестностях города Переславля-Залесского Ярославской области.
Двухкилометровая железнодорожная линия ведёт из посёлка Талицы на живописную поляну посреди знаменитого Блудова болота. Того самого, что знакомо многим по сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
На путях небольшой станции в Талицах и в депо размещена коллекция локомотивов, вагонов, различной железнодорожной техники и атрибутики XIX – середины XX века.
В экспозиции представлена также другая нежелезнодорожная техника, машины и механизмы. Три паровоза, два мотовоза, несколько вагонов, дрезин и автомобилей восстановлены до рабочего состояния и периодически демонстрируются в действии.
В музее есть сувенирная лавка.
При хорошей погоде проводится катание на ручной дрезине. 05.10.2020 15:30:57 OSD.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *