Санкт-Петербург строгановский дворец

Строгановский дворец — фотографии

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге создан величайшим архитектором XVIII века Франческо Растрелли. Здание расположено в самом центре Северной столицы — на пересечении набережной Мойки с Невским проспектом. Строгановский Дворец является образцом русского барокко, достигшего своего расцвета в период правления Елизаветы Петровны.

В последующие годы в перестройке и создании новых интерьеров здания участвовали и другие выдающиеся зодчие.

Содержание

Режим работы Строгановского дворца в 2020 году

Музей открыт с 29 июля. Посещение возможно только по сеансам. Билеты продаются на официальном сайте.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Адрес Строгановского дворца

Санкт-Петербург, Невский проспект 17

Как добраться до Строгановского дворца

  • Станции метро Невский проспект или Адмиралтейская
  • Наземный транспорт — остановка «Большая Конюшенная улица» или «Станция метро Невский проспект».

Стоимость билетов в Строгановский дворец в 2020 году

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых — 350 рублей
    • студентов и пенсионеров — 170 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • Для иностранных граждан:
    • взрослых — 500 рублей
    • студентов — 250 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

Стоимость комплексного билета, действующего в течение одного календарного дня

Комплексный билет предусматривает посещение 2 филиалов (на выбор): Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение одного календарного дня.

  • для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых — 700 рублей
    • студентов и пенсионеров — 350 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых — 1000 рублей
    • студентов и пенсионеров — 500 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

История Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

Начинался Строгановский дворец с двух зданий. Одно из них — одноэтажный дом — был поставлен в первой четверти XVIII века на набережной Мойки недалеко от Зелёного моста.

Зелёный мост

Второе здание в форме буквы «Г» (на углу Мойки и Невского проспекта), принадлежавшее портному Иоганну Нейману, почти полностью выходило на Невский проспект. Оно было построено по проекту архитектора Михаила Земцова.

В 1742 году эти участки купил барон Сергей Строганов. Для строительства дворца он приглашает Франческо Растрелли, придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны.

Трехэтажное здание, строительство которого проходило в 1753-1754 годах, скрыло, как чудесный футляр, старые дома.

Корпус по Невскому проспекту (северный фасад) стал пьедесталом для герба баронов Строгановых. В этом здании находились покои барона Строганова. Западный корпус, на набережной Мойки, отстроенный практически заново, готовился для молодого барона Александра Сергеевича, отправившегося в то время в большое образовательное путешествие.

19 сентября 1754 года родился наследник престола князь Павел Петрович. Сергей Строганов решил, что это хороший случай угодить императрице и представить публике свой новый дом.

25 октября состоялся большой бал, официально посвященный важному событию — рождению Павла, но, по сути, этот праздник стал презентацией Строгановского дворца.

Замысел барона удался — новость о новом роскошном доме на набережной Мойки была напечатана в «Санкт-Петербургских новостях» и в европейских газетах. Окончательная отделка интерьеров, правда, уже без участия Растрелли, продолжалась еще несколько лет. Строительство дворца стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного лица.

Перестройки Строгановского дворца

Сергей Строганов прожил во дворце всего два года. После его кончины здание перешло его единственному сыну Александру, самому известному из рода Строгановых, коллекционеру и меценату. По словам поэта К. Батюшкова, граф Александр Сергеевич был «просвещенным покровителем и другом наук и художеств», «любезнейшим и добрейшим из людей».

В середине 1780-х годов А.С. Строганов начинает перестройку дворца.

Наибольший вклад в оформление залов внесли архитекторы Андрей Воронихин и Фёдор Демерцов. Среди их работ — зал Гюбера Робера, Минералогический кабинет, Картинная галерея, Парадная лестница, Малая гостиная и Парадная столовая.

В петербургских салонах ходили слухи, что бывший крепостной Андрей Воронихин — внебрачный сын Строганова, об этом говорили такие факты: воспитывался он во дворце, пользовался покровительством графа, вместе с его сыном Павлом совершал путешествия по России и Европе, получал архитектурные заказы и продвигался по службе.

В 1818 году несколько интерьеров здания в южном и западном корпусах были перестроены учеником Андрея Воронихина архитектором Иваном Колодиным.

В 1820 году оформление анфилады западного корпуса выполнено Карлом Росси. В 1842 году Петр Садовников создал южный корпус, фасады которого были «скопированы» с корпусов XVIII века. В барочном стиле был изменен и восточный корпус.

Так завершилось оформление фасадов Строгановского дворца.

Залы западного корпуса в очередной раз были перестроены в 1860-х годах, предположительно, архитектором Михаилом Макаровым. Особенно красиво он оформил Большую гостиную.

Большая гостиная

Единственный сохранившийся интерьер, созданный Растрелли, — Большой зал Строгановского дворца. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период.

Большой зал

Дворец Строгановых был известен тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»). Рассказывают, что некто более 20 лет приходил сюда на обеды, а когда однажды он не пришел, все заговорили о его смерти, хотя никто не мог вспомнить его имени.

К 1917 году все Строгановы выехали за границу, здание было национализировано, часть коллекций передали музеям страны, несколько экспонатов было продано за границу. В 1988 году дворец Строгановых стал филиалом Русского музея.

Начало научной реставрации музея относится к 1990 году. В следующие двадцать с лишним лет проводился ремонт коммуникаций, восстановлена отделка в залах дворца.

Одной из первых была оформлена Парадная столовая. После почти десяти лет реставрации зеркала и люстры, лепные десюдепорты, двери и паркет приобрели облик, задуманный архитектором.

В 2010–2012 годах была отреставрирована Картинная галерея, интерьер которой требовал больших усилий. Более ста лет назад А.Н. Бенуа назвал этот зал душой здания.

Картинная галерея

Внешнее оформление Строгановского дворца

Франческо Растрелли построил трёхэтажный дворец в виде буквы «Г», его фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, были украшены архитектурой в итальянском стиле с нарядными наличниками, колоннами и скульптурой.

Особенно интересна центральная часть фасада со стороны Невского проспекта, где можно видеть скульптуры женских фигур — кариатид и герб Строгановых с изображением двух соболей, держащих в передних лапах щит с медвежьей головой.

Герб Строгановых с изображением двух соболей

В композиции герба отражены происхождение и занятия рода Строгановых, русских купцов и промышленников, выходцев из Поморских и Новгородских крестьян. На их средства был снаряжен поход Ермака в Сибирь, они владели заводами на Урале и занимались пушным промыслом.

Соболи, как и медвежья голова, — это символы Сибири, означающие, что предки Строгановых участвовали в освоении этого региона русскими.

В простенках между окнами строения помещены медальоны с мужским профилем. Это рельефное изображение графа Сергея Строганова, но существует и другое мнение: возможно, это портрет самого Растрелли, оставившего таким способом свой автограф на фасаде построенного им здания.

Рельефное изображение графа Сергея Строганова

Интерьеры Строгановского дворца

Парадные залы расположены на втором этаже, к ним можно подняться по Парадной лестнице.

Парадная лестница

Франческо Растрелли писал, что в доме было 50 комнат, «большая парадная лестница богато украшена лепниной, железными вызолоченными перилами».

Созданная в 1754–1756 годах Растрелли она имела пышное оформление с отделкой мрамором, золотом и живописными полотнами.

В конце XVIII — начале XIX века А.Н. Воронихин построил свою более скромную Парадную лестницу в классическом стиле. Четыре дорических колонны, напоминающие об античных храмах, поддерживали марши ступеней из гранита.

Интерьер Парадной лестницы изменен вновь в 1830-х годах архитекторами Иосифом Шарлеманем и Петром Садовниковым.

Живописный плафон на потолке создает иллюзию того, что над лестницей через проем видно небо. Роспись потолка Парадной лестницы была обнаружена случайно при его размывке и восстановлена по небольшому фрагменту. Здесь, на лестнице, проводились настоящие археологические работы, поскольку за два столетия уровень пола из-за выросшего культурного слоя оказался на 37,5 см ниже мостовой.

Роспись потолка Парадной лестницы создает иллюзию что через него видно небо

Новая передняя

Основная экспозиция начинается с Новой передней, где от отделки, выполненной еще А.Н. Воронихиным, сохранился мраморный пол. В центре зала установлена скульптура Михаила Козловского «Минерва и Гений художеств». В образе богини мудрости изображена императрица, а Гений художеств собирается записать имена тех, кто достоин получить из ее рук лавровый венок.

М.И. Козловский «Минерва и Гений художеств»

Эта композиция стала эпиграфом к «основному тексту» — следующим залам. Если из Новой Передней мы направимся налево, то попадем в Большой зал, занимающий одно из главных мест в интерьерах Мраморного дворца.

Большой зал

Большой зал, созданный Растрелли, интересен своей пышной отделкой.

Большой зал

Здесь Вы увидите великолепный плафон «Триумф Героя», автор которого — итальянский живописец и декоратор Джузеппе Валериани. В центре композиции — Минерва, богиня мудрости. Гермес — посланник олимпийских богов, которые передают главному персонажу (Александру Строганову) наставление и пожелание построить в Петербурге храм (имеется в виду Казанский собор). Полотно окружает перспективная фигурная рама.

Плафон «Триумф Героя» на потолке Большого зала, Джузеппе Валериани

Для справки: Александр Строганов имел непосредственное отношение к строительству Казанского собора. В конкурсе проектов храма участвовали работы нескольких архитекторов. Александр Строганов предложил Павлу I свой проект и своего архитектора — А. Н. Воронихина. Практически последние 10 лет своей жизни Строганов посвятил строительству храма и, как председатель попечительского совета, сумел сделать сооружение Казанского собора главным городским делом.

Живопись над дверью (десюдепорты) — картины неизвестного художника, представляющие историю персонажа древнегреческой мифологии Энея, сына Анхиса и Афродиты, героя Троянской войны.

Из Большого зала можно пройти в Зал с дубовым камином.

Кабинет с дубовым камином

Нынешний интерьер зала относится к концу XIX столетия, когда хозяином здесь был С.А. Строганов, последний владелец дома и последний мужской представитель династии. Оформление кабинета посвящено увлечениям графа, который любил псовую охоту и владел несколькими конными заводами.

Зал с дубовым камином отделан по образцу охотничьих кабинетов английских замков

В Кабинете с дубовым камином можно увидеть скульптуры и картины анималистов (Николая Сверчкова, Артемия Обера, Рудольфа Френца и других мастеров). На картинах изображены животные, в основном, лошади и собаки, а скульптурные композиции посвящены охоте.

Скульптурные композиции, посвященные охоте в Зале с дубовым камином

Дубовый камин оформлен каминным экраном с картиной «Спаниель Мутон» работы Карла Кнаппе и декоративным узором с гербом рода Строгановых в виде буквы «S».

Декоративный узор с гербом рода Строгановых в виде буквы «S» на дубовом камине

Греческая комната

Греческая комната перестраивалась владельцами четыре раза, и в ней сохранилось несколько исторических слоев. Ради наглядности во время реставрации 2005–2007 годов была разрушена стенка между гостиной и темным коридором. История зала стала особенно заметна по рисунку паркета на полу, где можно видеть сразу три его вида.

Три разных паркета на полу Греческой комнаты

Первоначально в этом пространстве была Проходная гостиная, интерьер которой выполнил Растрелли. Затем А.Н. Воронихин перестроил комнату в приемную Софьи Владимировны Строгановой. Паркет был уложен в виде ромбов с кругами. Позже интерьер обновил Карл Росси, и тогда появился паркет с эллипсами и восьмиугольниками.

В 1840-х годах Петр Садовников выполнил перестройку Греческой комнаты в стиле классицизма для Елизаветы Павловны Строгановой (в девичестве Салтыковой), дочери Строганова Павла Александровича и Софьи Владимировны. В оформлении использовался мрамор желтого цвета и барельефы в псевдогреческом стиле. Поэтому зал и назвали Греческим.

В 1860-х годах Гаральд Боссе сменил убранство, но не уничтожил прежний интерьер, а закрыл его тканью.

Мраморный камин с амурчиками и гирляндами в Греческой комнате

В Греческой комнате можно увидеть мраморный камин с гирляндами и амурчиками. На стене — портрет Сергея Григорьевича Строганова работы К.Е. Маковского. Бюсты Андрея Воронихина и его супруги Марии выполнил Алексей Воронихин, племянник архитектора.

Пройдя через Греческую комнату, можно попасть в Большой и Малый кабинет графини Софьи Владимировны Строгановой, супруги Павла Александровича.

Большой кабинет графини С.В. Строгановой

Большой кабинет графини С.В. Строгановой больше похож на малую картинную галерею. Здесь экспонируются картины, связанные с событиями Отечественной войны с Наполеоном. Живописец В.И. Мошков в своей картине воссоздал сражение под Лейпцигом, в котором участвовали пятеро Строгановых.

Большой кабинет графини С.В. Строгановой

На противоположной стороне зала — картина Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом». Раненый 18 раз богатырь оказался в плену, но был отпущен после представления французскому императору.

В войне с Наполеоном Софья Владимировна потеряла мужа и сына.

Малый кабинет графини С.В. Строгановой

Малый кабинет графини С.В. Строгановой имеет и второе название — Малая библиотека. Он оформлен А.Н. Воронихиным в 1804–1805 годах, а позднее, в 1818 году, архитектором И. Ф. Колодиным.

Андрей Воронихин представил этот зал как миниатюрный античный храм с ложным углубленным цилиндрическим сводом с розетками и орнаментальной росписью «под лепку». Колодин выполнил новые коринфские колонны из искусственного мрамора и пилястры.

Коринфские колонны из искусственного мрамора и пилястры в Малом кабинете графини С.В. Строгановой

Под потолком сохранился интересный скульптурный барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани. Под барельефом, за колоннами — ваза, подаренная графу Строганову членами комиссии по строительству Казанского собора в память о завершении работ.

Барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани в Малом кабинете графини С.В. Строгановой

Здесь же можно видеть исполненный из мрамора Луи-Мари Гишаром скульптурный портрет А.А. Воронихина, старшего сына архитектора.

Вернувшись в Греческую комнату, можно пройти в Большую гостиную.

Большая гостиная

Большая гостиная — светлая комната, интерьер которой восстановлен по фотографиям из семейного альбома семьи Строгановых. Этот зал стал иллюстрацией атмосферы роскоши и эклектизма, характерных для того времени.

Большая гостиная

В 1804–1805 годах А. Воронихин включил Большую гостиную в число парадных интерьеров. Второе изменение зала выполнил П.С. Садовников, оформив ее в стиле классицизма. Главным украшением Большой гостиной стал лионский шелк кремового цвета с изображением цветов. Эта ткань использовалась, как для оформления стен, так и для обивки мебели, драпировки окон и дверей. Дополняли интерьер растения, скульптура, настенные часы в стиле рококо и фарфоровые группы.

Лионский шёлк кремового цвета с изображением цветов — главное украшение Большой гостиной

Последнее изменение Большой гостиной выполнено в 1870-х годах предположительно архитектором М.А. Макаровым. Белый французский шелк с цветочным рисунком обрамлял золоченные рамы, напоминающие об эпохе Растрелли. Интерьер дополняет изящный камин из красного мрамора, оформленный сине-белыми плакетками, главная из которых изображает свадьбу Купидона и Психеи.

Камин из красного мрамора, оформленный плакетками, центральная изображает свадьбу Купидона и Психеи, Большая гостиная

В центре Большой гостиной установлена скульптура «Преданность», работа Джозуэ Мели. Скульптор изобразил спящего ребенка и собаку, которая ловит змею.

Скульптура «Преданность» Джозуэ Мели в Большой гостиной

В Большой гостиной при владельцах на восточной стене висел большой портрет графа Александра Сергеевича Строганова, Президента Академии художеств.

Малая гостиная

Интерьер этого зала дает представление о работе Андрея Воронихина в конце XVIII и начале XIX века. Стены небольшого зала покрыты искусственным мрамором теплых оттенков. В простенке между окнами и над камином установлены зеркала, что расширяет пространство зала.

Малая гостиная

В Малой гостиной ощущается стремление Андрея Воронихина подражать греческим и римским образцам. Здесь можно увидеть скульптурный бюст графини Софьи Владимировны Строгановой.

Позолоченная львиная маска на двери между Малой и Большой гостиными

Над дверями из красного дерева с позолоченными львиными масками — барельефы с растительным узором и головы Горгоны Медузы.

Интересна верхняя часть стен Малой гостиной — это люнеты, в которых разместились рельефные композиции на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

Люнеты с рельефными композициями на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия в Малой гостиной

Через Большой зал можно вернуться в Новую Переднюю. За ней следует угловая комната, окна которой выходят на Невский проспект и на Мойку. Это Парадная столовая западного корпуса Строгановского дворца.

Парадная столовая

В 1794 году Андрей Воронихин оформил Парадную столовую. Предположительно она была создана на месте Зеркальной галереи Растрелли, не дошедшей до нашего времени. Видимо, преклонение перед талантом предшественника побудило Воронихина оставить прежний декоративный эффект. Центр стены, напротив окон, выходящих на Невский проспект, заняли большие зеркала с наложенными на них полулюстрами.

Парадная столовая — зеркала площадью 12 квадратных метров каждое создают впечатление что зал значительно больше

Воронихин использовал здесь французский прием, но воспроизвел его с настоящим русским размахом. Использовались цельные зеркала площадью 12 кв. метров. Поэтому не очень большой зал выглядел значительно больше, чем он есть.

Граф Александр Строганов в письме своей невестке писал: «Столовая…продвигается. Она будет сумасшедшей красоты…только что начали размещать зеркала».

Старая передняя и Зал Гюбера Робера

В следующих двух залах (Старая передняя и Зал Гюбера Робера) проходит постоянная выставка «Русский ампир». Здесь экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства времен Александра I.

Фигура «Амур на качелях», фигура «Фавн, обучающий Амура игре на цевнице» и фигура «Крестьянский мальчик с тачкой»

Старая передняя

В 1897 году в Строгановском дворце состоялась выставка редких предметов, принадлежащих частным лицам. Свои ценности прислали 87 коллекционеров. Экспозиция размещалась в северном и западном корпусе: от Большой гостиной до Парадной столовой и далее — до Минералогического кабинета. Скромная Старая передняя приняла художественное серебро, занявшее большую витрину в окружении барельефов И. Прокофьева, посвященных путти (маленьким мальчикам, ангелочкам).

Фрагмент отделки дворца начала 1740-х годов

Зал Гюбера Робера

Первоначально, по замыслу Растрелли, парадная анфилада открывалась залом Гюбера Робера, расположенным над въездными воротами.

Свое название зал получил от имени французского художника, картины которого были здесь выставлены. На них изображались водопад, горы, обелиск и собор. Предполагалось, что поклонение творениям природы вызовет у зрителей и восхищение произведениями человеческих рук. Эти картины Гюбера Робера экспонируются в Эрмитаже.

Арабесковая гостиная

В 1859 году для графа С.Г. Строганова, вернувшегося в Петербург из Москвы, в северном корпусе рядом с Картинной галереей были устроены Арабесковая гостиная, Большой и Малый кабинеты.

Арабесковый зал

В оформлении Арабесковой гостиной использовались копии гротескных фресок Рафаэля в Ватикане. Сюда же поместили копии с виллы Цицерона в качестве десюдефортов (декоративные композиции над дверью). Украшением зала также служили мраморные скульптуры IV–III веков до нашей эры, изображающие Менандра, древнегреческого сочинителя комедий и поэта Посидиппа.

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — над дверями копии фресок с виллы Цицерона в Помпеях

Минералогический кабинет

В Минералогическом кабинете находилось богатейшее книжное собрание графа А. С. Строганова и коллекция минералов.

Минералогический кабинет

Андрей Воронихин создал двухъярусное пространство с расписанным потолком, создающим иллюзию купола. Автор росписи — Пьетро Гонзаго. Благодаря такому приему в зале «появляется» третий иллюзорный этаж. Первый ярус оформлен четырьмя люнетами (арочными проемами) со скульптурами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Главная аллегория — «Земля», представляющая изображение богини Кибелы с градской короной на голове. В ее облике автор имел в виду Екатерину II.

Аллегория «Земля» — изображение богини Кибелы с градской короной на голове. В её облике автор имел в виду Екатерину II

В Картинной галерее Вы увидите императрицу в образе богини мудрости Минервы.

В Минералогическом кабинете экспонируется копия портрета Строганова кисти Ж.-Л. Монье, а на противоположной стороне — картина М.Н. Воробьева с видом Казанского собора. На ней храм показан так, как его предположительно мог видеть граф, находясь в Физическом кабинете. Под обеими картинами расположены значительные по размерам минералы, подчеркивающие равновесие между возможностями природы и человека.

Минералогический кабинет

Настоящий книжный шкаф в Минералогическом кабинете

Потайная дверь в виде книжного шкафа в Минералогическом кабинете

Большой и Малый кабинет

В Большом и Малом кабинете экспонируются живописные и скульптурные работы, в основном, это портреты членов семьи хозяев особняка.

В 1862 году в Большом кабинете был установлен камин из самаркандского порфира, подаренный монархом.

Картинная галерея

Строгановский дворец был известен своей Картинной галереей, оформленной Андреем Воронихиным. Здесь находилась коллекция живописи — картины Сандро Боттичелли, Аньоно Бронзино и Ван Дейка, Клода Лоррена и Рембрандта, Рубенса и других известных художников.

Картинная галерея

Многие произведения Александр Строганов приобрел в 1770-е годы на аукционе в Париже. Граф тщательно продумал, как разместить в Картинной галерее живописные работы и скульптуры. Став в 1800 году Президентом Академии художеств, он приглашал студентов в галерею копировать известные произведения.

До 1917 года все картины оставались на тех же местах, что и в начале XIX века. Угроза захвата Петрограда немецкими войсками заставила снять большую часть полотен. Многие картины отправили в Москву. И хотя в 1919 году галерея была частично восстановлена, но она уже не имела ничего общего с первоначальным замыслом.

В советское время Строгановский дворец занимали государственные организации, а часть помещений использовалась как квартиры. За это время были утрачены многие элементы убранства. В 2012 году Картинная галерея была воссоздана и наполнена произведениями современников А.С. Строганова.

Одна из тем этих полотен — строительство Казанского собора. Он изображен на картине Ф.Я. Алексеева (вид храма со стороны Екатерининского канала). Вы увидите и живопись из храма — работу Ореста Кипренского «Богоматерь с младенцем» для северных врат главного иконостаса и иконы для Царских врат, написанные Владимиром Боровиковским.

Главное место принадлежит картине «Лот с дочерьми», автор — Луи Жан Франсуа Лагрене. В южной лоджии Картинной галереи — работы портретиста Жан Лоран Монье, жившего в доме Строганова. Это портреты графа Павла Александровича, графини Софьи Владимировны и их сына Александра.

А. Рослин «Портрет графа А.С. Строганова», в последствии президента Академии художеств

Жан Лоран Монье «Портрет графа Павла Александровича Строганова»

Жан Лоран Монье «Портрет графа Александра Павловича Строганова»

Жан Лоран Монье «Портрет графини Софьи Владимировны Строгановой»

Здесь же два портрета А.С. Строганова. Одно из изображений кисти Александра Рослина исполнено в 1772 году в Париже, где и была приобретена большая часть полотен зала. Другой посмертный портрет выполнен в 1814 году А. Варнеком. Самый известный представитель рода Строганова изображен в костюме главного российского ордена — Святого Андрея Первозданного — на фоне построенного им Казанского собора.

А.Г. Варнек «Портрет действительного тайного советника президента Академии художеств графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811)», 1814 г.)

Копия с картины Ван Дейка «Портрет бургомистра Рококса из Антверпена» выполнена О.А. Кипренским в 1807 году.

За зеркальной дверью Картинной галереи находилась Библиотека и Физический кабинет, стилизованный под египетский храм. Это был последний, но самый важный элемент восточной «алхимической» анфилады, включающей Картинную галерею и Минералогический кабинет.

Физический кабинет оформлялся для египетской коллекции. По состоянию на сентябрь 2019 года он закрыт для осмотра.

Во времена А.С. Строганова из большого окна на восточной стене Физического кабинета был виден или угадывался Казанский собор, предмет забот и размышлений барона.

Бытовые предметы и детали отделки, найденные при реставрации в 1990-2000 годы

На первом этаже под Парадной лестницей экспонируются предметы, найденные во время археологических раскопок. Рядом расположены залы, в которых проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея и из собраний других крупных художественных коллекций. Часть помещений первого этажа здания занимают Музей шоколада и Музей восковых фигур Петербурга.

Бытовые предметы и детали отделки, найденные при реставрации в 1990-2000 годы

Строгановский дворец — это единственное здание на Невском проспекте, сохранившееся в почти неизменном виде.

Виртуальные прогулки

Телефон (справочная) Строгановского дворца

В настоящее время Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — это филиал Государственного Русского музея.

Строгановский дворец (Санкт-Петербург, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения. Предыдущая фотография Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Строгановский дворец в центре Петербурга — уникальное здание в стиле барокко, построенное в 18 веке. Этот огромный дом принадлежал старинному купеческому роду Строгановых. История создания Строгановского дворца заслуживает особого внимания.

Строгановский дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна.

В 1742 году барон Сергей Строганов купил деревянный дом на Невском проспекте. По соседству с ним проживал господин Шестаков — повар императора. Строганов, мечтавший построить здесь большой каменный дом, все время просил соседа продать ему свой участок земли. Но Шестаков не хотел расставаться с жильем. Тогда Строганов решил просто перестроить собственный дом. Для этого он нанял самого известного петербургского архитектора — Растрелли. Чуть позже волею судьбы мечта барона осуществилась. Деревянные постройки на Невском пострадали во время пожара, и соседская земля все-таки досталась Строганову.

Растрелли никогда не занимался строительством частных домов, потому что был придворным архитектором. Но для Строганова было сделано исключение.

Дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна. Императрице роскошное здание, состоящее из 50 комнат, пришлось по вкусу. Интересно, что свой следующий день рождения она отметила у Строгановых.

Впоследствии Строгановским дворцом владели потомки Сергея Григорьевича. Его сыновья Александр и Павел вносили свои коррективы во внутреннее и внешнее убранство дома. Но в конце 18 века во дворце случился пожар, уничтоживший практически все. Уцелел лишь Бальный зал. Сегодня это единственное парадное помещение, созданное Растрелли, которое не пришлось восстанавливать. Постепенно Строгановский дворец возродили, и он вновь стал центром культурной жизни Северной столицы. На здешних балах и маскарадах бывали многие известные люди Петербурга — Крылов, Державин, Фонвизин. Кроме того, в Строгановском дворце хранились прекрасные произведения искусства — огромные коллекции картин и скульптур, а местная библиотека считалась одной из самых богатейших в стране.

Семья Строгановых жила на широкую ногу. Во дворце было очень много обслуживающего персонала — 600 человек. Кроме того, хозяева дворца были очень щедрыми людьми. Во внутреннем дворе они часто устраивали «открытые обеды», на которые могли прийти даже посторонние и небогатые петербуржцы. Во время таких трапез Строгановы угощали горожан вкуснейшими блюдами. Кстати, появлению популярного блюда русской кухни бефстроганов мы обязаны именно этой семье.

После революции Строгановский дворец национализировали, а его хозяева уехали за границу. Сначала в здании был открыт историко-бытовой музей, а спустя время сюда переехала Академия сельского хозяйства. Все коллекции Строгановых были переданы Эрмитажу, библиотека — Томскому университету. В настоящее время Строгановский дворец является частью Русского музея.

Практическая информация

Адрес Строгановского дворца: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17, станция метро «Невский проспект».

Стоимость посещения дворца для взрослых — 450 RUB, для школьников и студентов — 200 RUB, для дошкольников — бесплатно.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

В.С.Садовникова». Л., «Аврора», 1974.

Строгановский дворец перестроен из двух домов справа, объединенных общим фасадом. Первоначально Строгановым принадлежал только

дом на углу Мойки, а дом слева от него принадлежал придворному повару Шестакову

Perspectiffs, wenn man von der Grünen Brücke komt» — «Угловой дом на Большой Прешпективе, а именно правая сторона Прешпективы, если идти с

Зеленого моста». 2) «des Kammer herren Baron von Stroganoffs hauss» — «Дом камергера барона (фон) Строганова»

— у левого дома: «des hoff Kochs Schestakoffs, hauss» — «Дом придворного повара Шестакова» (Добавил: )

Дворец выделяется пышным декоративным оформлением. Центральный ризалит фасада выходит на Невский пр. Ризалит украшен колоннами и скульптурной композицией с фигурами кариатид в профиль, масками львов и медальонами с мужскими профилями.

Фасад, выходящий на Мойку, украшен четырьмя колоннами и двумя пилястрами, завершающимися фронтоном с гербом владельца. На втором этаже протяженный балкон.

Первоначально входы в здание были только со двора.

Четыре чугунных столбика с львиными масками по углам подвортни служили для ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 г. (по материалам )

Старинный и знаменитый род Строгановых (Строгоновых), крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внес огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. Еще в 1720-х гг. братья Строгановы построили на берегу Мойки около Невского проспекта небольшой дом. Рядом, на угловом участке, в 1738-1742 гг. возводился дом придворного портного И. Г. Неймана, которому принадлежал также участок на противоположном берегу Мойки (Невский проспект, № 18/57). Почти одновременно был сооружен соседний особняк слева по проспекту, принадлежавший придворному повару Шестакову. Вероятно, к строительству этих домов был причастен ведущий зодчий той поры М. Г. Земцов. В 1742 г. незаконченный дом Неймана приобрели братья Строгановы. Через год он был достроен для обер-камергера барона С. Г. Строганова, собравшего первую в Петербурге частную картинную галерею. В 1753 г. у него поселился величайший зодчий эпохи барокко Ф. Б. Растрелли, спроектировавший для владельца трехэтажный дворец. Он был возведен в 1753-1754 гг. с частичным использованием стен и сводов старого дома. В объем нового здания были также включены дом Шестакова по Невскому и первое небольшое строение Строгановых со стороны Мойки. Строгановский дворец — блестящий образец зрелого барокко. Грациозные трехчетвертные колонны в центре фасадов по проспекту и набережной, разнообразный рисунок наличников, лучковые фронтоны и двухцветная окраска придают ему живописность и пластическую выразительность. Исполненный пышного великолепия, фасад по Невскому отличается скульптурностью архитектурных форм. Центр композиции — эффектный портик с парами колонн на рустованных пилонах, завершенный разорванным фронтоном, в котором помещен герб Строгановых. Боковые звенья отмечены пилястрами и малыми лучковыми фронтонами. Барельефные портреты молва считает изображениями владельца дома или зодчего. Четыре чугунных столбика с львиными масками, стоящие по углам подворотни, первоначально служили элементами ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 г. (еще два таких столбика установлены у дома № 19). Здание представляет собой тип городского дворца, его главные корпуса расположены по красным линиям, а внутри находится парадный двор. С восточной стороны двор замыкала дугообразная ограда. По проектам Растрелли было оформлено 50 парадных помещений. Из них сохранился только Большой танцевальный зал с живописным плафоном художника Д. Валериани и пышным скульптурным убранством. Это единственный в Петербурге подлинный (не воссозданный) парадный интерьер Растрелли. После смерти С. Г. Строганова (1756 г.) дворец перешел его сыну Александру. Обер-камергер и тайный советник, предводитель петербургского дворянства, граф А. С. Строганов был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Высокообразованный вельможа, щедрый меценат, он всемерно содействовал становлению зодчего А. Н. Воронихина, своего бывшего крепостного, который стал при его поддержке строителем Казанского собора. Граф Строганов сформировал замечательное собрание произведений искусства и образцов минералов. Его дворец был музеем. По заказу А.С. Строганова дворец был перестроен внутри. Работы начал в 1788.1793 гг. свойственник владельца архитектор Ф. И. Демерцов и блестяще продолжил А. Н. Воронихин, вернувшийся в 1791 г. вместе с П. А. Строгоновым из-за границы. Новые флигели замкнули пространство прямоугольного двора. Созданный заново великолепный ансамбль интерьеров в стиле классицизма включал Картинную галерею, Парадную столовую и двухъярусный Минеральный кабинет, полный воздушного изящества и внутренней динамики. Воронихин также выполнил переделки на половине П. А. Строганова, перестроил Парадную лестницу и, в «египетском стиле», Физический кабинет. Архитектор жил во дворце до 1801 г. Во дворце бывали Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. «Приют муз» был знаменит в столице и своими обедами («бефстроганов» — гастрономическое изобретение Строгановых). Председатель Комиссии по строительству Казанского собора А. С. Строганов умер вскоре после его освящения в 1811 г.. Последующие владельцы дворца: государственный деятель, герой войны с Наполеоном П. А. Строганов, его вдова С. В. Строганова, происходившая из рода князей Голицыных, а также С. Г. Строганов — попечитель Московского университета, основатель Строгановского художественно-промышленного училища в Москве и Археологической комиссии, руководитель многотомного издания «Древности Российского государства». Археологическая комиссия работала во дворце на Невском более двадцати лет. В 1833 г. архитектор И. И. Шарлемань сделал во дворе неудачную пристройку к западному корпусу, а в 1842 г. архитектор П. С. Садовников надстроил южный дворовый флигель, придав ему черты стиля Растрелли. При последнем хозяине, С. А. Строганове, во дворе в 1908 г. устроили небольшой сад. Сюда были перенесены статуи Нептуна и Флоры, маскарон, мраморные вазы и пара гранитных сфинксов (конец XVIII в.). В 1918 г. дворец был национализирован и превращен в дом-музей, который с 1925 г. имел статус филиала Государственного Эрмитажа. Но в 1929 г. он был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям. В здании разместился Институт растениеводства (прикладной ботаники и новых культур). С 1938 г. здание занимали конторы, склады, общежитие и «Электромортрест», затем — закрытое судостроительное предприятие «Эра». Реставрационные работы проводились частями в 1950-1970-х гг. Первое решение о создании во дворце филиала Государственного Русского музея было принято в 1975 г., но реализовать его тогда не удалось. И только в 1988 г. дворец вошел в состав Государственного Русского музея. Часть помещений занимал в 1989-1991 гг. Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства. Сегодня (2013 г.) продолжается реставрация интерьеров дворца (научным консультантом была народный архитектор России И. Н. Бенуа). Здесь действует экспозиция восковых фигур, открыт магазин «Музей шоколада». Во дворе сооружен стеклянный ресторан, из-за которого уничтожен старый садик с вековыми деревьями. В 2003 г. закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски.

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. — 4-е изд., перераб. — М.: Центрполиграф, 2013; добавил: )

Коллекция Русского музея в Санкт-Петербурге состоит исключительно из предметов искусства, авторами которых были знаменитые русские живописцы и скульпторы. Здесь представлены произведения различных эпох – от древних церковных икон до картин XX века.

Коллекция включает в себя работы Карла Брюллова, Николая Ге, Ильи Репина, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина и многих других знаменитых художников.

Русский музей Санкт-Петербурга состоит из 5 главных зданий:

  • Михайловский дворец;
  • Инженерный замок;
  • Строгановский дворец;
  • Мраморный дворец;
  • Летний дворец Петра Великого.

Также к музею относятся Летний и Михайловский сад, домик Петра I, сад Инженерного замка, дом № 19 на Невском проспекте, павильон «Ферма» в Павловске. Филиал Русского музея есть в испанском городе Малага.

Посещение Русского музея – обязательная для путешественника часть поездки в Санкт-Петербург. Удобно, что турист может за один день увидеть большую часть экспонатов музея.

Русский музей открылся для посетителей с 15 июля 2020 года на всех экспозициях кроме Летнего дворца Петра I, который в настоящее время закрыт до особого распоряжения.

Посещение музея организовано по сеансам продолжительностью не более двух часов (каждые 10 минут в музей входят 15 человек в рабочие дни музея). Для посетителей доступны только определенные маршруты, разработанные работниками музея.

Вход в Русский музей осуществляется только по электронным билетам (кроме бесплатных билетов, которые продаются в кассах музея), которые можно купить онлайн

Вход в музей только в гигиенических масках и с соблюдением социальной дистанции.

Русский музей с 18 марта был закрыт для посещения в связи с карантинными мероприятиями.

Цена билета в Русский музей в 2020 году

Внимание! Продажа билетов в Русский музей осуществляется только онлайн, кроме бесплатных билетов, которые можно получить в кассе музея.

Перед посещением музея ознакомьтесь, сколько стоит входной билет (все цены указаны в рублях):

Категория посетителей Михайловский дворец и Корпус Бенуа Михайловский замок Мраморный и Строгановский дворцы
Взрослые* 450 400 350
Взрослые 600 600 500 (дает право на посещение Михайловского замка)
Школьники, студенты и пенсионеры* 250 200 170
Школьники, студенты и пенсионеры 300 300 250 (дает право на посещение Михайловского замка)
Категория посетителей Домик Петра I Летний дворец Петра I Мемориальный музей К. К. Романова в Мраморном дворце (включая экскурсию) Комплексный билет
Взрослые* 300 500 600 700
Взрослые 400 500 900 1000
Школьники, студенты и пенсионеры* 150 250 600 350
Школьники, студенты и пенсионеры 200 250 900 500

*– Граждане и лица, имеющие разрешение на постоянное проживание на территории РФ. А также посетители с гражданством Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана.

Чтобы купить билеты для школьников, студентов и пенсионеров – необходимо предъявить удостоверяющие документы.

Комплексный билет действует в течение 1 дня после покупки, и дает возможность посетить 2 филиала музея на выбор:

  • Михайловский дворец, корпуса Бенуа и Михайловский замок;
  • Михайловский дворец, корпус Бенуа и Мраморный дворец;
  • Михайловский дворец, корпус Бенуа и Строгановский дворец.

Гости, купившие билеты на мероприятия, которые проводятся в музее, а также электронные билеты, могут проходить без очереди.

Стоимость билетов на музейные мероприятия (цены указаны в рублях):

Категория посетителей Лекция в мультимедийном кинотеатре Мастер-класс
Взрослые 350 350, 550, 700 – в зависимости от темы
Школьники, студенты и пенсионеры 200 350, 550, 700 – в зависимости от темы

Правом бесплатного посещения музея могут воспользоваться:

  • дети до 3 лет, билет не требуется (любого гражданства);
  • участники и инвалиды ВОВ;
  • награжденные медалью «За оборону Ленинграда», а также жители блокадного Ленинграда; участники боевых действий, военнослужащие срочной военной службы; курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России; воспитанники Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ;
  • инвалиды 1 и 2 групп с одним сопровождающим лицом;
  • многодетные семьи;
  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • Полные кавалеры ордена Славы

Для категорий посетителей, имеющих право на бесплатное посещение, предусмотрен каждый первый сеанс в дни работы музея (10.10 пн, ср, пт, сб, вс и 13. 10 чт. Количество посетителей на один сеанс — 10 человек).

При себе необходимо иметь документы, подтверждающие право на бесплатное посещение.

Бесплатные билеты можно получить только в кассе музея.

Режим работы Русского музея

31 декабря и 1 января – выходные дни.

Михайловский дворец, корпус Бенуа

Время работы:

Понедельник – с 10:00 до 20:00;

Вторник – выходной;

Среда, пятница, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00;

Четверг – с 13:00 до 21:00.

Михайловский замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Домик Петра I

Время работы:

Понедельник – с 10:00 до 18:00;

Вторник – выходной;

Среда, пятница, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00;

Четверг – с 13:00 до 21:00.

Летний сад

Часы работы:

1 мая – 30 сентября: каждый день, кроме вторников, с 10:00 до 22:00.

1 октября – 31 марта: каждый день, кроме вторников, с 10:00 до 20:00.

Вход прекращается за 30 минут до закрытия.

Вторник – профилактический день, сад закрыт.

1 апреля – 30 апреля: сад не работает.

Вход в сад бесплатный.

Михайловский сад

Часы работы:

1 мая – 30 сентября: ежедневно, с 10:00 до 22:00.

1 октября – 31 марта: ежедневно, с 10:00 до 20:00.

Вход прекращается за 30 минут до закрытия.

Вторник – профилактический день, сад закрыт.

2 апреля – 30 апреля: сад не работает.

Вход в Михайловский сад бесплатный.

История Русского музея

Музей был основан указом императора Николая II в 1895 году, его двери открылись спустя 3 года – в 1898. Он основал музей в честь своего отца – Александра III.

Основой экспозиции стали произведения искусства, которые были переданы из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, а также из Эрмитажа и Академии художеств. Кроме того, частные коллекционеры передавали экспонаты в дар музею.

Сейчас в Русском музее хранится более 400 тысяч предметов искусства, а его общая территория превышает 30 га.

Михайловский дворец

Главное здание музея было построено в 1825 году. Идея строительства принадлежала Павлу I – еще в 1798 году, с рождением младшего сына, он велел начать откладывать средства для строительства дворца для наследника. В конце XIX века он был продан в государственную казну, а затем Николай II учредил Русский музей.

Во дворце действуют 5 постоянных экспозиций:

  • древнерусское искусство ХII–XVII веков;
  • русское искусство XVIII века;
  • русское искусство 1й половины XIX века;
  • русское искусство 2й половины XIX века;
  • русское народное искусство XVII–XXI веков.

Адрес: ул. Инженерная, 4.

Корпус Бенуа

Рядом с дворцом расположен корпус Бенуа, построенный в 1919 году. Он предназначался для выставочной деятельности художников, и был отдельным учреждением. Однако в 30-х годах прошлого столетия был передан Русскому музею в Санкт-Петербурге. После войны был построен переход из корпуса во дворец.

В корпусе Бенуа устраиваются временные выставки, а также работают 3 постоянные:

  • декоративно-прикладное искусство в России ХХ века;
  • русское искусство ХХ века;
  • русское искусство конца XIX – 1й половины XX веков.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2.

Инженерный замок

Замок был построен в 1800 году по указу Павла I, он же самостоятельно разработал планировку. Его возвели на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, который к тому времени обветшал.

Основное имя замка – Михайловский, в честь располагающегося внутри храма Михаила Архангела. Инженерным его начали называть после 20-х годов XIX века, так как в здании замка расположилось Главное инженерное училище.

В замке располагаются 2 постоянные выставки:

  • Лица России. Портретная галерея Русского музея;
  • Петербургское общество эпохи Романовых.

Адрес: ул. Садовая, 2.

Строгановский дворец

Дворец был построен в 1754 году. Архитектором стал Ф. Б. Растрелли – сейчас дворец является старейшим не разрушавшимся его произведением.

Начало строительству положили несколько зданий, которые принадлежали семье Строгановых. Барон С. Г. Строганов решил объединить их в одну большую усадьбу.

Во дворце работают 2 постоянные экспозиции:

  • Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801–1825);
  • Минералогический кабинет.

Адрес: Невский пр., 17.

Мраморный дворец

Дворец построен в 1785 году по указу Екатерины II. Он предназначался для графа Г. Г. Орлова, но он не дожил до окончания строительства. Поэтому Екатерина подарила его своему внуку цесаревичу Константину Павловичу в честь его свадьбы.

После революции 1917 года дворец стал государственной собственностью, в нем располагались различные учреждения, а затем его передали Русскому музею.

В нем размещается 4 выставки, 3 из которых постоянные:

  • Коллекция братьев Якова и Иосифа Ржевских;
  • Музей Людвига. Мировое искусство ХХ века: идеи и направления;
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Адрес: Миллионная ул., 5/1.

Летний дворец Петра Великого

Летний дворец императора был построен в 1712 году, и это одно из зданий, осталась в первоначальном виде после смерти Петра I. Внешний облик и часть интерьеров сохранились в неизменном виде до современности.

Постоянная экспозиция рассказывает об интересах великого императора, его увлечениях и жизни. Можно увидеть личные вещи Петра, его анемометр, изготовленный в Дрездене и некоторые произведения искусства.

Адрес: Летний сад, литер А.

Сады

Является памятником ландшафтной архитектуры XVIII – XIX веков. Сад появился намного раньше дворца – главного здания Русского музея. Парк на этом месте был основан Петром I в начале XVIII века. Затем была построена резиденция для Екатерины I, а после на ее месте – Михайловский замок.

Неоднократно планировку Михайловского сада изменяли, чтобы следовать ландшафтной моде и предпочтениям новых владельцев. В настоящее время Михайловский сад – один из самых красивых парков Петербурга.

Идея Летнего сада принадлежит Петру I, он задумывался как небольшой личный парк. Были высажены деревья, построены фонтаны и установлены скульптуры. Со временем он стал местом для придворных церемоний и торжеств.

К сожалению, множество высаженных при Петре деревьев погибло из-за наводнения в начале XX века, было повреждено множество статуй. Со временем они были восстановлены, посажены новые растения.

В начале ВОВ все статуи были зарыты в землю, что помогло их спасти. Сейчас сад – популярное место для прогулок горожан и туристов.

Адрес и как добраться

Музей расположен в Центральном районе Петербурга, на улице Инженерной, дом 4.

Ближайшие остановки общественного транспорта – площадь Искусств (маршрутные такси № 107 и 289), Инженерная (трамвай № 3, автобус № 49, маршрутные такси № 107, 212 и 289).

Недалеко (700 метров) расположена станция метро «Невский проспект», и одноименные остановка транспорта (автобус № 3, 7, 22, 24 и 27, троллейбус № 5 и 22).

Телефон (для спавок): +7 (812) 595-42-48.

Телефон для заказа экскурсий: +7 (812) 314-34-48.

Официальный сайт музея: www.rusmuseum.ru.

Электронная почна: info@rusmuseum.ru.

История

Почти два столетия дворцом на пересечении Мойки и Невского проспекта владели Строгановы. Возвели великолепное барочное здание дворца за два года в середине XVIII столетия по заказу его владельца барона Сергея Строганова, до этого здесь у него в собственности были два небольших строения.

Мнение эксперта Алексей Каждый день ищу интересное в Петербурге. Снимаю обзоры на музеи, экскурсии и развлечения. Добавляйся в инстаграм, чтобы не пропустить новости и не потеряться. Строгановский дворец мне очень понравился, не смотря на все свои несовершенства. Особенно впечатлил зал с красными шторами и люстра, которая оказалось современной. Ну что поделать — такой я ценитель прекрасного. Закладывайте часик — спокойно побродить по зданию самостоятельно либо с радио гидом. Главное выберите время когда он не будет переполнен людьми.

Проектировал Строгановский дворец знаменитый автор главной императорской резиденции в Петербурге и царскосельского Екатерининского дворца – русский архитектор с итальянскими корнями Бартоломео Франческо Растрелли. Династия Строгановых проживала в роскошном дворце с 50 комнатами, приумножая красоту его внутренних интерьеров, собрание картин и коллекции, практически 200 лет. Дворец Строгановых был популярен, его посещала дочь Петра I – императрица Елизавета Петровна. В 1918 году собственность графов попала под национализацию.

С этого момента начался совсем другой этап истории Строгановского дворца. Правда, с 1919 года здание было превращено в музей под патронажем Эрмитажа, стало его филиалом. Но недолгим оказался этот период. Уже через десятилетие, в 1929 году, здание дворца отдали под нужды Сельхозакадемии, чтобы вписать в дворцовые апартаменты Институт ботаники.

Живописные произведения и ценности Строгановых начали распродавать за рубеж, расхищать и отправлять в разные музеи. Это была катастрофа для ценных коллекций и картин, собираемых веками. В 30-е годы ХХ века помещениями дворца распоряжались организации, связанные с судостроением.

Только через 58 лет в 1988 году власти города на Неве приняли решение возродить дворец в былом его качестве.

Апартаменты Строгановых передали Русскому музею. Потребовалось 25 лет для восстановительных и реставрационных работ, воссоздания интерьеров.

Проходило это при участии потомков династии Строгановых, проживающих за рубежом и создавших Благотворительный фонд, который помогал финансировать реставрацию дворца.

Архитектура

Строгановский дворец прекрасный образец излюбленного стиля великого Растрелли – русского барокко. Он спроектировал его с использованием ранее существовавших здесь строгановских строений. По красоте исполнения немногие здания главного проспекта Петербурга могут с ним сравниться. Архитектор использовал в наружном украшении фасадов, выходящих на Мойку и на Невский проспект:

  • пышный декор
  • великолепную лепнину
  • барельефы
  • портики
  • балкончики с ажурной ковкой

На фронтонах трехэтажного дворца красуется герб династии Строгановых с двумя соболями, увенчанный баронской короной. Фасад со стороны реки украшен очаровательным балконом, обрамляющим окна Большого зала. Уникален у этого дворца его внутренний дворик, украшенный у входа гранитными сфинксами.

Увы, сохранилось немного внутренних интерьеров, к которым приложил руку Растрелли. Все они так же в барочном исполнении.

После него над зданием изрядно потрудился известный петербургский архитектор Андрей Воронихин, работавший в стиле классицизма на исходе XVIII и в начале XIX столетий, а также архитектор Федор Демерцов. Под руководством Андрея Воронихина здание прошло реконструкцию, были воссозданы многие внутренние интерьеры, в частности, на втором этаже корпуса, где разместилась Картинная галерея Строгановых.

За два столетия существования дворца над украшением его интерьеров работали и многие другие архитекторы Петербурга, например, Карл Росси. Перепланировкой дворца Строгановых руководили в разное время ученики Андрея Воронихина – архитекторы Иван Колодин и Петр Садовников.

Музей

Сегодня это один из наиболее посещаемых дворцов Санкт-Петербурга, являющийся филиалом Русского музея. Изысканные интерьеры дворца Строгановых не оставляют равнодушными его многочисленных посетителей. Сюда, где воплощением работы выдающихся мастеров стали красота и великолепие отделки, убранства залов, многие любители прекрасного приходят снова и снова.

Залы

Главная лестница позволяет попасть в Новую переднюю и сразу увидеть настоящий шедевр – Большой танцевальный зал, спроектированный гением Растрелли. По богатству декора и красоте оформления с ним мало что может сравниться. Главным украшением зала стал Триумф героя — потрясающей красоты огромный плафон, автором которого был итальянский мастер Джузеппе Валериани.

Зал с дубовым камином удивляет утонченными образцами резной деревянной мебели и обилием картин. Живопись на стенах связана с животными и охотничьей темой, весьма близкой последнему владельцу дворца С. Строганову.

Греческая комната отличается лаконичным убранством: белыми барельефами и чудесным камином, мраморной отделкой и удивительной красоты паркетным полом из палисандрового и пальмового дерева.

Рядом находятся Большая и малая гостиные

Большой кабинет

Малый кабинет, выполненный в античном стиле, принадлежал он графине Софье Строгановой

Возведенная А. Воронихиным в классицистическом духе, с мраморными колоннами, Картинная галерея – настоящее архитектурное чудо, созданное для ценнейшего собрания французской живописи, которую коллекционировали графы Строгановы.

Угловым помещением, обращенным как на набережную Мойки, так и на Невский проспект, является Парадная столовая. Особую легкость и красоту ее интерьеру добавляют огромные зеркала, визуально расширяющие пространство.

Удивляет своим изяществом и экзотичностью отделки стен Арабесковая гостиная.

Замыкает анфиладу комнат дворца, выходящий окнами на Невский проспект святая святых графа Александра Строганова — Минералогический кабинет, спланированный в два яруса.

Экспонаты

Коллекция минералов, старинные книги – главные экспонаты Минералогического кабинета. Значительное собрание живописи французских мастеров XVIII столетия, собранное в Картинной галерее несколькими поколениями династии Строгановых, представляет особую ценность.

В Старой передней и следующем за ней зале представлена большая коллекция предметов русского ампира. Здесь образцы золоченой посуды из фарфора и с алмазной резьбой на стекле с императорских заводов эпохи Александра I, выполненные великолепными мастерами, гранильщиками и художниками. Монументальные вазы, уникальные кресла и предметы декоративно-прикладного искусства.

Временные выставки экспонируются на нижнем этаже

Музей шоколада

В помещении дворца находится Музей шоколада, вход в него с проспекта. Это шоколадный магазин, предлагающий покупателям конфеты и уникальные сувениры из белого и темного французского шоколада – в виде бюстов, произведений архитектуры, фигурок животных.

Цена билетов и режим работы 2020

Купить билет в Строгановский дворец можно дистанционно либо в кассе дворца на первом этаже.

Стоимость билета такова:

  • обычный билет – 250 рублей
  • студенты ВУЗов, учащиеся колледжей, пенсионеры – 130 рублей
  • иностранные граждане – 350 рублей
  • иностранные студенты и пенсионеры – 170 рублей
  • для детей младше 16 лет, независимо от гражданства, вход бесплатный

Можно приобрести также комплексные билеты, они действуют один день либо три дня. Их стоимость дороже, но они позволяют побывать кроме дворца, еще и в других филиалах Русского музея.

Режим работы музея:

  • в понедельник, среду, пятницу, субботу, воскресенье с 10:00 до 18:00
  • в четверг с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Экскурсии

Экскурсию по дворцу легко заказать в Русском музее, обратившись в его экскурсионное бюро.

На индивидуальную или групповую экскурсию во дворец длительностью 1-1,5 часа на определенную дату делают заказы через интернет. Многочисленные петербургские гиды предлагают услуги для различных групп, стоимость нужно уточнить.

Где находится

Расположен дворец в центре Санкт-Петербурга, на пересечении Невского проспекта и реки Мойки, ориентир – Зеленый мост.

Адрес

Невский проспект, дом 17.

Ближайшие станции метро

  • Невский проспект
  • Адмиралтейская

Воспользоваться можно и наземным транспортом.

Автобусы: №3, №22, №27, №49

Троллейбусы №5, №22

Остановки – на Большой Конюшенной улице либо у метро Невский проспект.

Интересный факт

Строгановы во внутреннем дворике дворца ежедневно устраивали благотворительные обеды для всех нуждающихся. К бесплатному угощению допускались прилично одетые люди. Некоторые петербуржцы питались здесь несколько десятилетий. Подавалось фирменное блюдо – бефстроганов.

Фото галерея


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *