Собор святого витта в праге

Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha

Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (именно так звучит его полное название) — одно из популярных мест, которое стараются посетить все туристы во время своей первой поездки в Прагу. Наверное, непростительно побывать в чешской столице, не познакомившись поближе с историей и архитектурой одного из красивейшего храмов мира. Значимости ему придает и тот факт, что помимо того, что в соборе проходили коронации чешских королей и королев, в нем хранятся мощи святых, монархов, дворян и архиепископов.

От ротонды до собора

На месте нынешней архитектурной доминанты Пражского града в X веке была построена романская ротонда св. Вита, которую спустя столетие переделали в трехнефную базилику — остатки этих сооружений можно увидеть в подземелье. Строительство современного здания было начато в 1344 году по инициативе Карла IV. Первым его архитектором был Матиаш из Арраса, который в течение 1344-1352 годов по примеру классических французских соборов создал восемь капелл в восточной части сооружения. После его смерти Карл IV выбрал молодого талантливого зодчего Петра Парлержа, который завершив работу своего предшественника, внес собственные коррективы в план сооружения. К его идеям относятся ребристые своды, опорные столбы и южный портал. До своей смерти в 1399 году архитектор успел построить запланированные Матиашом капеллы, хор и часть трансепта. При нем также было начато строительство башни, но ее завершением занимались сыновья зодчего, Ян, Петр и Вацлав, которым удалось закончить южную часть и возвести башню-колокольню с Золотыми воротами.


Гуситские войны, начавшиеся в 1419 году, почти на полтора столетия отсрочили следующий этап строительных работ. К тому же, пожар 1541 года серьезно повредил собор и его убранство. Восстановление здания было сопряжено с добавлением новых элементов в ренессансном стиле, однако реконструкция длилась недолго и была приостановлена из-за нехватки финансирования.



В середине XIX века, в эпоху романтизма по всей Европе распространилась идея завершения строительства важнейших сооружений. Так, в 1861 году в Праге под руководством архитектора Йозефа Краннера начались работы по реконструкции с одновременным удалением барочных элементов, не совсем вписывающихся в первоначальный план здания. В 1873 году архитектором Йозефом Моцкером было начато строительство западной части храма с башнями близнецами. После его смерти завершением стройки длиною в шесть столетий занимался Камил Гиьберт, которому, несмотря на множественную критику, удалось добиться архитектурной целостности в облике собора.

Южный фасад

При проведении празднично-торжественных мероприятий, в том числе коронаций и монарших свадеб, использовался южный вход, именуемый Золотыми воротами. Тройную арку в готическом стиле украшает оригинальная мозаика со сценами на тему Страшного суда. Возведение башни, в которой размещены колокола, проходило уже после смерти Парлержа, но полностью соответствовало его задумке. Во время одной из реконструкций XVI века она обрела ренессансный облик.

Главный колокол носит название Зигмунд и известен благодаря своему рекордному весу, составляющему 13,5 тонн. Как и несколько других сохранившихся колоколов, он был отлит в середине XVI века. Украшением южного фасада также служит часовой механизм, состоящий из двух циферблатов, один из которых показывает минуты, другой — часы. В верхней части южной башни, высота которой составляет 96,5 метров, находится смотровая площадка, одна из лучших в Праге.

Среди туристов очень популярна южная башня собора, мы настоятельно рекомендуем не пожелтеть денег и подняться на неё.

Западный фасад

Новый фасад с двумя 82-метровыми готическими башнями украшен статуями святых и бюстами архитекторов собора. В главный неф ведут бронзовые двери, на которых проиллюстрирована чешская история и история строительства самого собора. Большое круглое окно-роза с тематическими витражами, созданными по эскизам Франтишека Киселы, является одним из главных декоративных элементов западного фасада.

Под самой крышей внимание приковывают готические горугльи, которые во время дождя служат водостоками и источают воду. Согласно средневековым приданиям они защищают собор от темных сил, которые испугавшись собственного изображения, не смеют проникать вовнутрь. Есть и другая версия об этих демонических существах: горгульи напоминают верующим, что все плохое, что у них в душе, должно быть оставлено снаружи, входить в церковь нужно лишь освободившись от нечистых помыслов.

Интерьер

Воздушное внутренне пространство храма не уступает по красоте его внешнему виду: нервюрный свод поддерживают 28 колон, повсеместно размещены статуи и резные элементы, а из витражных окон льется мягкий разноцветный свет. Главный алтарь находится в восточной части здания, справа от него под балдахином стоит саркофаг Яна Непомуцкого, изготовленный из двух тонн серебра с добавление золота и платины. Перед алтарем расположен мавзолей Габсбургов, в котором с XVI века покоятся император Фердинанд I с супругой и сыном. Квадратный саркофаг из белого мрамора немного позже был огражден кованой решеткой в ренессансном стиле. Под мавзолеем расположена крипта, где захоронены почти два десятка монархов и членов их семей. Здесь же можно увидеть остатки ротонды и базилики, которые являлись предшественниками собора св. Вита.



Как упоминалось, окна храма украшены великолепными витражами, над которыми работали выдающиеся зодчие прошлого столетия, среди них, кстати, был и Альфонс Муха. По периметру здания расположены капеллы, каждая из которых представляет собой произведение искусства. Из них следует выделить часовню св. Вацлава, расположенную прямо над ротондой, в которой был погребен канонизированный князь. Ее декор в виде золотых элементов и россыпи полудрагоценных камней завораживает своим блеском и роскошью. В одной из стен часовни находится дверь, ведущая в помещение, где хранятся коронационные регалии.



Величественный и грандиозный, восхитительный и таинственный собор святого Вита давно стал не только символом Праги, но и одним из главных центров духовной жизни столицы. Стоит отметить, что отдельные билеты не продаются, попасть внутрь можно только в рамках экскурсии по Пражскому Граду (круг А и В).

Прага для меня не просто город. Это не только место, где можно выпить отличного пива и погулять по красивым улочкам. За последние 10 лет я провел здесь уже почти сотню экскурсий, но каждый раз приезжаю сюда, как будто впервые.

Прага — это великий текст, это любимая книга, которую каждый раз читаешь по-новому, и одна из лучших и самых красивых глав в этом произведении, бесспорно, − Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).

Да, он говорит с вами, но всегда по-разному. Погода, время суток — все это придает его голосу разные оттенки. Мой вам совет: если хотите действительно узнать этот собор, приходите к нему во время проливного дождя, когда все горгульи начинают извергать из своих раскрытых пастей на землю потоки воды, и черная громада храма превращается в водопад. В эти моменты здание уже не просто говорит — оно поет. В этом и заключается один из главных секретов архитектуры «высокой готики»: ее мастера возводили не просто каменные здания, они создавали живых существ.

Для того чтобы хорошо понимать архитектуру Средневековья, нужно представлять, как мыслили люди того времени, а их менталитет очень серьезно отличался от нашего − они выглядели бы инопланетянами сегодня. Начнем с того, что никакого другого вида сознания, кроме религиозного, не существовало: все сферы познания и жизни человека были неотъемлемо связаны с верой.

Средневековье не видит ничего отрицательного в понятии копии. Это сейчас нам важно видеть только оригиналы, а остальное вызывает ощущение, что перед нами подделка, какая-то дешевка. В то время все было не так. Мир был сотворен Богом, и все, что творит человек, так или иначе является лишь копией божественного замысла. Именно Бог является главным архитектором, а работы даже самых лучших мастеров — лишь подобием. Соборы «высокой готики» должны были воплощать в себе идею всего мира, стать воротами между землей и небом, сочетать реальное и идеальное. А поскольку главным творением Бога была жизнь, то и архитекторы Средневековья, создавая свою копию, должны были заставить холодный камень дышать и говорить.

Перед нами не современная наука со строгими расчетами, просчетом прочности материалов, детальным исследованием грунта, а магия в чистом виде. Чтобы определить дату закладки того или иного строения, обращались к помощи астрологов. Так, например, было с Карловым мостом в Праге. Первый камень был заложен в 1357-ом году 9-ого числа 7-ого месяца в 5 часов 31 минуту. Цифры образовывают замкнутый круг — символ вечности, что должно было указывать на то, что мост простоит века. Но оставим историю, обо всем этом рассказано уже ни одну тысячу раз. Нам важнее другое. В самом начале статьи я уже говорил о том, что Собор святого Вита разговаривает с нами, давайте же выясним, что он пытается рассказать.

Первое, что бросается в глаза − это горгульи, свешивающиеся со стен храма. Камень черный, пугающий, все здание вызывает в нас страх и трепет перед его величием.

Так и должно быть. Собор говорит нам, что мирская жизнь человека, жизнь без веры — это ад, это бесконечная ночь, во тьме которой промышляет дьявол и его приспешники. Прямо как во фразе из известного романа: «Ибо ночь длинна и полна ужасов». По выражению Блаженного Августина, «природа — это храм Сатаны». И вы, глядя на всех этих чудовищ, охваченные страхом, ищите надежду, жаждите спасения.

Ваш взгляд опускается ниже, и вот она − радость! Вы видите три входа в храм, а над ними столь знакомые любому христианину изображения из жизни Христа. Простой посыл — чтобы прийти к вере, вы должны почувствовать настоящий страх.

И здесь позволю себе еще одно небольшое лирическое отступление, касающееся истории.

Средневековье — время почти поголовной безграмотности. В эпоху наибольшего распространения христианства люди не читали Библию, причем речь идет не только о крестьянах, но и о королях. Германский император Карл IV, который и начал строить Собор св. Вита в Праге, был редким исключением. Он обладал одной из самых больших библиотек среди всех монархов, в ней было 40 книг! И это неудивительно: до изобретения книгопечатного станка было еще далеко — книги писались веками. Поэтому перед архитекторами стояла важная задача: рассказать евангелическую историю в картинках.

Из мира, где на каждом шагу вас подстерегает дьявол, входя в собор, вы попадаете в совершенно иную вселенную! Здесь нет места мраку, здесь нет пугающих образов, здесь все принадлежит свету! Лучи солнца, проходя через разноцветные витражи, окрашивают все внутреннее пространство храма в светлые тона. И человек, совсем недавно охваченный страхом, получает надежду на спасение.

Какой контраст! Огромное здание, угнетающее вас своей величиной, пока вы стояли на улице, теперь действует совершенно иначе. Ваш взгляд по-прежнему устремлен вверх, но там вы видите не чудовищ, а переливающиеся всеми цветами радуги окна, которые должны символизировать райские врата. Перед такой изящно выполненной промывкой мозга очень сложно устоять. Но давайте еще усилим эффект, представив себе собор во время службы. Включите воображение: играет орган, поет хор, все внутреннее пространство еще освещено дрожащими языками пламени свечей, священники в шёлковых белоснежных одеждах − как тут не впасть в религиозный экстаз?

Но, несмотря на это великолепие храма, мы снова выйдем на улицу и оставим пропахшую потом и нечистотами чернь и не менее отвратительно благоухающую знать внутри (не удивляйтесь запахам: один из самых чистоплотных людей своего времени, человек, начавший строить собор св. Вита, император Священной Римской империи Карл IV, мылся всего два раза в году).

А вот теперь посмотрите на башни собора, только повнимательнее. Хотя лучше это видно на примере Храма Богоматери перед Тыном на Староместской площади, построенном теми же архитекторами − Матье Аррасским и Петером Парлером, которые возводили и Собор св. Вита. Ну что, заметили? Правильно…

Башни только кажутся симметричными, на деле это не так. «Почему? Они что, строить не умели?» − спросите вы. Нет, умели. Все очень просто: храм — это копия мира, это живой организм, а в природе нет симметрии. Вместо линеек для измерения расстояния строители пользовались собственными локтями — не самый идеальный инструмент, зато данный природой. Вот и получилось, что башни разные, зато какой смысл в этом: ведь это же дуализм вселенной! Добро и зло, мужское и женское, духовное и телесное, жизнь и смерть: противоречия едины в образе Бога, а значит, и в его храме.

Собор св. Вита создавался почти 600 лет. Другой император, который вкладывал огромные средства в его строительство, − Рудольф II. Этот монарх, правивший в конце XVI − начале XVII века, больше занимался наукой и алхимией, нежели правлением. Его долго считали королем-сатанистом, а Михаил Булгаков упоминает его как почетного гостя на балу у Сатаны в своем романе «Мастер и Маргарита».

Именно в то время Прага становилась центром знаний, сюда от инквизиции бежали многие ученые, в том числе печально известный Джордано Бруно. Рудольф никогда не был добропорядочным христианином: если бы не королевская кровь, костер инквизиции был бы разведен и для него. Неудивительно, что в период его правления на стенах собора появились символы, мало похожие на христианские. Например, вход в капеллу св. Вацлава украшают изображения знаков зодиака, а чуть выше находится решетка из чистого золота, украшенная подписью самого императора.

Это не просто желание сделать дорогой подарок, чтобы задобрить церковные власти. Речь идет не о стоимости подарка, а о его сущности: ведь в алхимии золото — это чистый металл. Создавая его, древний ученый менял природу материи, то есть получал власть Бога, сотворившего Адама. И вот храм стал уже не только памятником веры: следующий автор внес свои поправки и превратил его в историю о познании сущности материи.

Такая вот странная и противоречивая книга в камне.

Пражский Град откроется 25 мая.

Пражский град, где располагается резиденция президента Чехии, можно сравнить c Кремлем, который так же окружен крепостной стеной с бойницами и башнями. Однако, в отличие от всех других мест проживания действующих правителей, именно Пражский Град считается самой крупной резиденцией и одновременно самым большим замком в мире. Поэтому побывать в Праге и не посетить это место — непростительное «преступление».

Как добраться

Прямо к Пражскому Граду подъезжает трамвай № 22. Остановка так и называется Pražský hrad, далее 300 метров пешком спуститься вниз по улочке до входа в Град, где увидите караульных на посту (смотрите фотографию ниже).

Второй вариант: доехать на метро до станции Malostranská и подняться по старой замковой лестнице. От метро до Града 400 метров. Стоит отметить, что по этой лестнице лучше спускаться.

Пражский Град находится в одном из исторических районов Праги — Градчанах. Резиденция и крепостной город находятся на скалистом холме по левую сторону Влтавы. Крепость была воздвигнута параллельно с появлением Праги, и ее удачное расположение позволило создать внушительную оборону города. Так же стратегически правильно был построен и растянувшийся по долине Пражский град, к которому вели все важные пути.

Время работы

Билеты и цены

Пройдя через караульный пост, сверните направо. Здесь находятся два пункта, где можно приобрести билеты. Первый — информационный центр, где продаются билеты, а второй — касса в Картинной галерее. Везде можно рассчитываться банковской карточкой. На купленном билете вам будет предоставлен список достопримечательностей, который охватывает ваш билет. Есть несколько видов билетов, оплачивающих экскурсии: малый, большой круг, а так же экскурсии с аудиогидом. Вот так выглядят билеты, согласитесь, красивые.

Советуем покупать билет на малый круг (круг Б), в него входят основные достопримечательности такие как Кафедральный собор св. Вита, Старый королевский дворец, Базилика св. Георгия, Злата улочка и башня Далиборка. Полный круг — это вышеперечисленный список + Выставка «История Пражского Града», Пороховая башня и Рожмбергский дворец. Купив билет, на обратной стороне вы увидите мини-карту. Ориентироваться на местности помогут специальные таблички и римские цифры на зданиях. Чтобы пройти турникет, поднесите билет к сканеру штрихкода. Билет действителен два дня, но просканировать его можно единожды. Актуально, если вы берете большой круг и за день не успеваете обойти все достопримечательности. Нужно также знать, что многие достопримечательности работают здесь в среднем до 17:00. Поэтому, если вы хотите уделить внимание Пражскому граду, отправляйтесь сюда в первой половине дня. Если вы взяли малый круг, то лучше всего изучать достопримечательности по порядку. Есть ещё третий круг, в него входят Сокровища собора Святого Вита и Картинная галерея.

Тип билета Полная цена (CZK) Цена со скидкой (CZK) Семейный билет (CZK)
Большой круг — A 350 175 700
Малый круг — B 250 125 500
Третий круг — C 350 175 700
Выставка «История Пражского Града» 140 70 280
Картинная галерея 100 50 200
Пороховая башня 70 40 140
Сокровища собора св. Вита 300 150 600
Южная башня собора св. Вита + галерея 150
  • Скидка предоставляется: детям от 6 до 16 лет (включительно), студентам до 26 лет и сеньорам от 65 лет.
  • Семейный билет: 1-5 детей до 16 лет и 2 взрослых.
  • Бесплатно: дети до 6 лет.
  • Билет действует 2 дня.

Аудиогид

Аренда аудиогида обойдётся в 450 крон за одни сутки или 350 крон за 3 часа. Цена, на наш взгляд, завышена, если решите воспользоваться, берите на весь день, за 3 часа много не посмотреть. Аудиогид доступен на русском, английском, французом, немецком, итальянском, испанском и польском языке.

Экскурсии по Пражскому Граду Градчаны и Пражский град — от Средневековья до… Цена: € 12 Отзывов: 2 5 из 5 Весь Пражский Град Цена: € 150 Отзывов: 46 4.96 из 5 Вышеград и Пражский Град: тайны и легенды… Цена: € 24 Отзывов: 212 4.87 из 5

Общественные туалеты

Для туристов доступны 4 туалета, первый около Львиного двора (Lví dvur), второй сразу около входа (справа) в собора св. Вита, третий в Старом королевском дворце и четвёртый на Златой улочке.

Вход для инвалидов

Все достопримечательности приспособлены для колясочников. Исключение составляют башни: Далиборка, Белая, Пороховая, Южная башня кафедрального собора. Так же не доступен оборонительный коридор на Златой улочке.

Смена караула

Это своего рода достопримечательность и гордость Пражского града. Торжественная смена караула ежедневно в 12:00. Стандартная смена каждый час. Летом с 7:00 до 20:00, зимой с 7:00 до 18:00. Караул стоит в трёх местах (схема), около Чёрной башни (если подниматься по старой замковой лестнице) и у входа во второй двор (если приезжаете на 22 трамвае и идёте со стороны королевского сада).



Достопримечательности

Град богат на культурные и духовные достопримечательности, на изучение которых может уйти ни одна неделя даже в беглом режиме. Давайте остановимся на основных, туристических местах которые заслуживают вашего внимания.

Королевский дворец (I) | «История Пражского Града» (II) | Базилика св. Георгия (III) | Сокровища (IV)
Золотая улочка (V) | Картинная галерея (VI) | Пороховая башня (VII)
Собор св. Вита (VIII) | Рожмбергский дворец (IX) | Южная башня св. Вита (X)
Королевский сад (1) | Южные сады (2) | Олений ров (3)

Полная статья о Старом Королевском дворце.

Зайдя в королевский дворец, вы попадете во Владиславский зал. На сегодняшний день он огорожен, а по периметру выделена ковровая дорожка для туристов. Зал является одним из крупнейших помещений средневековой крепости, где проходили различные церемонии: его размеры составляют 62 на 16 метров. Комнату украшают витые своды и прямоугольные окна в стиле Ренессанс. Бенедикт Рейт, строитель и архитектор Владиславского зала, совместил в нем элементы готики и ренессанса, а также ему удалось выстроить свод который до определенного времени лидировал по высоте. До советских времен на ребрах потолка можно было увидеть игру света, однако после установления вентиляции она пропала.

Из зала имеется выход на небольшой балкон, что для того времени было совершенно новаторским решением. Окна в зале до XVIII века были затемнены, но тем не менее, пропускали солнечный свет. Владиславский зал строился на протяжение 12 лет ( 1490-1502 гг) и использовался в качестве помещения для развлечений аристократов: здесь проходили танцевальные вечера, театральные представления и турниры.

После коронации Карла IV в 1723 году во Владиславском зале начали организовывать банкеты в честь коронования, а начиная с 1918 года зал используется для проведения государственных праздников и различных значимых торжественных мероприятий. С левой стороны от входа находится Чешская канцелярия, где вы можете увидеть Пражский град в миниатюре, а также изображения великих деятелей Чехии. Обязательно пройдитесь по периметру и посетите Терезианское крыло, расположенное в крайнем правом углу от входа. Из него вы попадете на улицу, и вам откроется неплохая панорама Праги.

Напротив входа находится выход в королевскую Часовню всех святых, вход в которую туристам воспрещен. Посетите Зал заседания сейма, который несложно узнать по расставленным старинным стульям и столам. В нем вы увидите королевски трон, портреты правителей и королевские регалии.

Из Владиславского зала, поднявшись по лестнице, можно попасть в Палату старых земских книг. Здесь внимание привлекает не только стеллажи с книгами, но и элементы декора — лепнина, снятая с целью ее сохранения. У каждого экспоната имеется фотография с указанием ее прежнего месторасположения. В этом же крыле расположен костел всех Святых. На этом знакомство со старым королевским дворцом заканчивается. Выход со дворца ведет к базилике св. Георгия.



Выставка «История Пражского Града»

Своеобразный музей посвященный истории возникновения, становления и реконструкции Пражского Града. Показан образ жизни королевской семьи и их приближённых. Большая коллекция фотографий раскопок непосредственно вблизи собора святого Вита. Если вас не увлекает история, этот объект можно пропустить. Подробная статья о данной выставке.


Базилика св. Георгия

Подробная статья о Базилике святого Георгия.

В целом маршрут, предлагаемый картой — удобен, не нужно плутать. Так, застав на улице сильный ливень на выходе из Старого королевского дворца, легко можно быстрым шагом перебежать улицу и забежать в базилику, которая обозначается римской цифрой III. У турникета стоят двое контролеров, которые следят за тем, чтобы у вас был билет. На входе в Базилику вы сразу же увидите алтарь и лавочки, где католики могут посидеть и предаться молитвам. Если вы будете держать путь немного правее от алтаря, вы увидите старинные надгробия, а так же краткий экскурс по раскопкам в Базилике с описанием и фотографиями.


По правую руку от входа находится апсида, где расположена скульптурная композиция изображающая Иерусалим и св. Деву Марию.



Золотая улочка

Полная статья о Золотой Улочке.

После посещения Базилики, малый маршрут предлагает посетить Злату улочку. Напомним, что после 17:00 сюда можно попасть бесплатно, но вся экспозиция закрыта. Вы сможете просто прогуляться по улочке вдоль закрытых дверей.

Пройдя через турникет, вы сразу же увидите вход в выставочный зал с экспозицией рыцарских доспехов и прочих тематических атрибутов. Вход сюда бесплатный, поэтому и после 17:00 попасть сюда можно.


Начинать свое знакомство с легендарными домиками лучше слева направо. Подробно о Золотой улочке мы написали отдельный материал, приложив к каждому дому ряд сопутствующих фотографий.

Мы записали небольшое видео, пройдя Золотую улочку от начала до конца.

Выйдя из Золотой улочки через небольшую дверь, вы попадете на площадь, где будет находиться Музей игрушек.

Картинная галерея Пражского Града

Данная галерея, в которой основная часть картин было собрана Рудольфом II, работает с 1965 года. Более ста самых ценных картин представлены в пяти залах галереи. Выставка разделена на следующие экспозиции: Итальянский маньеризм, Барокко центральной Европы, Итальянский ренессанс, Фламандское и немецкое барокко, Немецкое и Нидерландский ренессанс и творчество Рудольфа II.

Для любителей живописи галерея является обязательной к посещению. Подробная статья о галерее.


Пороховая башня Мигулка

Пороховая башня, восстановлена в конце XV века Бенедиктом Ридом, заменила свою предшественницу, которая была уничтожена во время большого пожара 1541 года. Это самая крупная из пушечных башен, но, что удивительно — она никогда не использовалась по назначению. Во времена правления Рудольфа II здесь была алхимическая лаборатория, потом её использовали как склад пороха, а подземелье служило местом для пыток. Позже здесь размещались жилые помещения, преимущественно для сторожей, охраняющих собор. В наши дня здесь расположена экспозиция «Крепостная гвардия». Подробная статья о Мигулке.


Собор святого Вита

Если вы следуете по маршруту, предложенному картой с обратной стороны билета, чтобы попасть в собор святого Вита из Златой улочки, вам нужно будет выйти со двора, где находится Музей игрушек и подняться наверх по центральной улице, не сворачивая с нее. Кафедральный собор святых Вита, Вацлава и Войтеха, именно такое полное название сооружения, был построен в несколько этапов.

Собор святого Вита был провозглашен не только национально-исторической святыней республики, но и выделился в первых строчках перечня красивейших готических сооружений Европы. Помимо высоких сводов, изящных скульптур и фресок, здесь имеются декорированные мозаикой окна, повествующие фрагменты из библейских историй. Давайте посмотрим небольшое видео из Собора св. Вита.


Собор святого Вита был провозглашен не только национально-исторической святыней республики, но и выделился в первых позициях среди готических сооружений в Европе. Помимо высоких сводов, красивейших скульптур и фресок здесь имеются декорированные мозаикой окна, повествующие различные религиозные истории. Давайте посмотрим немного видео с Собора св. Вита.

На территории помпезного храма погребены не только архиепископы Праги, но и чешские короли. Здесь же хранятся и коронационные регалии эпохи Средневековья. Приобретя билет, вы сможете пройтись по периметру собора, сфотографировать громоздкие скульптуры и приобщиться к многовековой истории. Обратите внимание на орган, который расположен в верхней части стены, прилегающей ко входу и выходу.



Обойдя собор, вы также увидите высокий обелиск, построенный в память о жертвах Первой мировой войны, и колодец, на котором изображен Георгий Победоносец на коне. Эти две значимые скульптуры вы могли увидеть при посещении первой по списку достопримечательности, то есть Королевского дворца. Далее вам нужно вернуться ко второму двору, где находится фонтан Леопольда и колодец, и выйти обратно через караульных.

Подробнее о Соборе святого Вита.



Рожмбергский дворец

Полное описание дворца в данной статье.

Вторым названием дворца в стиле ренессанс, построенного в 1545-1574 годах родом Рожмберков, является Институт благородных девиц (Ústav šlechtičen). Следующим владельцем дворца стал король Рудольф II, который купил его в 1600 году. В середине XVIII века Мария Терезия издала приказ о реорганизации здания в Институт благородных девиц, в котором поселились 30 дочерей аристократов. Заведение просуществовало до 1919 года, после чего дворец был передан Чешскому Министерству внутренних дел, и в нем была произведена реконструкция, которая длилась 10 лет до 2007 года.


Южная башня

Обязательна для посещения, потому что отсюда открывается одна из лучший панорам столицы. Особенно ее оценят любители фотографии, которые будут зачарованы красотой открывающегося обзора. Вход находится с правой стороны собора св. Вита. Льготных билетов нет, для всех одна цена — 150 крон, но оно стоит этого. Весной 2016 года здесь была проведена ресторация и небольшие ремонтные роботы. Подробно о Южной башне.

Вид на Жижковскую телевышку Башня собора св. Вита

Королевский сад

Душевное место. Тут спокойно, красиво и незаметна суета туристический Праги. С него можно начать посещение. На территории сада расположен летный дворец королевы Анны, поющий фонтан, королевская оранжерея (вход 20 крон) и множество замечательных скульптур.

Схема сада Оранжерея Поющий фонтан Летний дворец Анны

Олений ров

Между Королевским садом и Пражским Градом расположен Олений ров. Ров натурального прохождения, внушительной глубины. Через него проложен Пороховой мост, под которым расположен футуристический туннель. В летнее время обязателен для посещения. Отсюда открываются удивительные пейзажи. Подробная статья об Оленем рве.


Мы вам привели пример как можно познакомиться с Пражским Градом, но вам решать в каком порядке вы будете изучать достопримечательности, какого типа билет будете приобретать и с какой стороны заходить сюда. В любом случае, желаем вам успехов и приятных эмоций!

Храм – третий костел, освященный в честь того же самого святого на том же самом месте. Около 925 г. князь Вацлав заложил здесь предроманскую ротонду, которая после 1060 г. была заменена трехнефной базиликой с двумя колокольнями. Значение костела возросло прежде всего после основания пражской епархии (973 г.) и создания собрания каноников – святовитского капитула, ставшего позже значимым культурным и административным учреждением.

В 1344 г. Карл IV начинает строительство готического кафедрального собора. Первые строители, Матье Арраский, а позже Петр Парлерж, построили хор с венцом часовен, часовню св. Вацлава, Золотые ворота и нижнюю часть Смотровой башни Кафедрального собора. Ее начал строить Петр Парлерж, но не закончил. Изначально запланированной высоты она достигла благодаря ренессансной галерее и киверу XVI в., замененному в XVIII в. куполом, который мы видим сейчас.

Однако строительство кафедрального собора было в 1419 г. прервано гуситскими войнами и храм в течение нескольких веков оставался недостроенным, хотя некоторые правители и пытались продолжить строительство. Кроме прочего, был построен музыкальный клирос. Фасад храма был закрыт временно.

И только во II пол. XIX в. Общество по достройке храма св. Вита начало ремонт изначальной части и достройку Кафедрального собора в новоготическом стиле. В 1929 г. храм был торжественно освящен. Позже был доделан его интерьер.

Посетители входят в кафедральный собор через портал в западном фасаде, напротив прохода между вторым и третьим дворами Пражского Града. Бронзовые двери украшены рельефами со сценами из истории храма и из легенд о святом Вацлаве и святом Войтехе.

Новоготическую часть Кафедрального собора образует главный неф и узкие боковые нефы с расположенными по сторонам часовнями, освещенными через витражи, а также северное крыло поперечного нефа. Из третьего двора ведет торжественный вход в Кафедральный собор, Золотые ворота.

В хоре собора перед главным алтарем находится королевский мавзолей, а под ним, в подземелье храма – королевская гробница. Хор окружен венцом готических часовен. В некоторых из них похоронены правители и святые покровители чешской земли.

Часовня св. Вацлава

Часовня св. Вацлава – культовый центр Кафедрального собора св. Вита. Ее прекрасная отделка и отличающаяся от окружения архитектурная трактовка подчеркивают исключительность часовни – центральной точки храма с могилой самого значимого покровителя страны. Облицовка стен драгоценными камнями и настенные росписи из цикла Страстей Христовых – составные части изначальных украшений часовни XIV в. Сцены из жизни св. Вацлава, составляющие второй пояс украшений, приписываются мастерской Мастера литомержицкого алтаря (цикл датируется 1509 г.).
Двери в юго-западном углу часовни ведут в Коронную палату с чешскими королевскими регалиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *