Стена плачет

Стена Плача — часть массивной каменной стены вокруг Храмовой горы Старого города Иерусалима, уцелевшей после разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. Стена Плача считается считается самым священным местом в иудаизме.

Панорама Западной Стены с Куполом Скалы (слева) и мечетью Аль-Акса (справа) на заднем плане Sheepdog85, GNU 1.2

В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Самый ранний источник, увязывающий евреев со Стеной, датируется IV веком. С началом Сионистского движения в начале XX века Стена стала одной из причин трений между еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами.

Местоположение и размеры

Обычно под Стеной Плача понимается 57 м открытого фрагмента древней стены, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Этот фрагмент выходит фасадом на большую площадь в Еврейском квартале и отведён для молитвы. Однако в полную свою величину та часть Стены Плача, которая выступает над землёй, тянется на 488 м, и на большей протяжённости скрыта за жилыми постройками, возведёнными по её длине вдоль всего склона Храмовой Горы.

Другие открытые фрагменты включают в себя южную часть Стены, насчитывающую примерно 80 м, и ещё один, гораздо более короткий, 8-метровый фрагмент, известный, как Малая Стена, расположенный близ Железных Ворот в Мусульманском квартале Старого Города.

Стена была сооружена в 19 г. до н.э. Иродом I для поддержания земляной насыпи, сделанной в период расширения территории Храма.

Стена Плача (Западная Стена) amanderson2, CC BY 2.0

Полная высота Стены от её основания в районе площади Стены плача оценивается в 32 м, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 м в высоту. Стена состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй. Первые семь видимых слоёв относятся к Иродианскому периоду.

Этот фрагмент стены сложен без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтёсанных камней из известняка мелек (мелеке), добытых, возможно, либо из Пещеры Седекии, расположенной под Мусульманским Кварталом, либо из Рамат Шломо в четырёх километрах к северо-западу от Старого города.

Средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, а остальные весят ещё больше — включая один экстраординарный, так называемый Западный камень, 13 метров в длину и весом примерно 570 тонн, расположенный в северной части Арки Уилсона.

Остатки Арки Робинсона над раскопанными остатками античной улицы.Brian Jeffery Beggerly, CC BY 2.0

Каждый из этих камней на лицевой стороне окружён слегка выступающими прямоугольными филёнками тонкой резки. Сами филёнки насчитывают от 5 до 20 сантиметров в ширину, в то время как их глубина составляет 1,5 сантиметра.

В иродианский период верхние 10 метров стены составляли 1 метр в ширину и служили второй стеной двойной колоннады плато. Эта верхняя часть была декорирована пилястрами, остатки которых были уничтожены, когда в 628 г. византийцы отвоевали Иерусалим у персов и их еврейских союзников

Самое святое для евреев место

Местом молитвы Стена стала после разрушения Храма, когда евреи начали оплакивают уничтоженную святыню и молить Бога о возрождении Израиля, отсюда и происходит её название — Стена Плача.

Чтение Псалмов у Стены Плача beggs, CC BY 2.0

По окончании Войны за независимость в 1948 г. Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 г. евреи к Стене Плача не допускались.

Во время Шестидневной войны израильские войска заняли Старый город и молитвы у Стены Плача возобновились.

Стена Плача. Мужчины молятся слева, а женщины справа

Стена Плача в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев.

Возле Стены плача можно найти молящихся в любое время суток. Миллионы туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.

По традиции, мужчины подходят к Стене Плача слева, а женщины справа. К Стене Плача могут подходить и неевреи, если они соответствующим образом одеты и носят головные уборы (кипу, головной убор, можно получить на время у смотрителей).

Площадь перед Стеной Плача является огромной синагогой под открытым небом.

Площадь Стены Плача. Присяга ЦАХАЛ ChrisYunker, CC BY-SA 2.0

На площади проходят торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима, приносят присягу новобранцы ЦАХАЛ.

Здесь отмечают торжественные события, например, достижение детьми возраста религиозного совершеннолетия (Бар-мицва и Бат-мицва).

Ортодоксальный еврей во время молитвы у Стены Плача beggs, CC BY 2.0

Некоторые приходят к Стене, чтобы читать Книги псалмов, другие вкладывают между камнями листочки с просьбами к Всевышнему. В дни поста, посвященного разрушению Храмов люди, сидя на земле, читают Плач Иеремии и поют траурные мелодии.

Взгляды и противоречия

Христианские

Когда в IV веке Иерусалим перешёл под власть христиан, произошёл «перенос» почитания, — в терминах святости, — от Храмовой Горы и Западной Стены в пользу Храма Гроба Господня.

Папа Франциск у Западной Стены.Tomtom, CC BY-SA 3.0

В наше время поступки некоторых христианских лидеров, включая папу Иоанна Павла II, папу Бенедикта XVI и папу Франциска, которые посетили Стену и даже оставили в её расщелинах молитвенные записки, символизировали возрождение уважения в отношении этого древнего религиозного объекта.

Некоторые крайние Христианские сионисты утверждают, что для того, чтобы заложить основу для Второго Пришествия, необходимо в том числе восстановить Третий Храм. Маленькая группа экстремистов даже выступает за разрушение мусульманского Купола Скалы, дабы ускорить сооружение нового Храма.

Мусульманские

Отрицание права евреев на Стену плача восходит к началу Арабо-израильского конфликта. Вплоть до 1920-х г.г. мусульманским названием Стены было «Эль-Мабка» — «место плача»; в 1920-е годы, по мере роста арабо-еврейских трений по поводу прав на стену, арабы начали именовать её Стеной Аль-Бурак. В 1930-х муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни выступил с утверждением о том, что Иерусалим — «третья святыня ислама».

Мусульманское утверждение, что участок Стены является дарованием исламу, основывается на двух обстоятельствах. Первым является параллель со Стеной в Исре и Мирадже: некоторые источники определяют Западную Стену, как то место, возле которого пророк Мухаммад привязал своего чудесного крылатого коня Бурака. Это предание впервые упоминается в манускрипте Ибн Фуркаха (1328), в котором утверждается, что Бурак был привязан за Баб аль-Наб — старое название ворот, расположенных в юго-западной стене Харам аль-Шариф, на том самом месте, которое ныне известно, как Аль-Бурак. Другие источники, упоминавшие это предание, датируются XIX веком и включают в себя рассуждение 1840 г., содержащее отказ евреям в праве замостить участок перед Стеной, и карту Иерусалима, составленную Уилсоном (1865), на которой область вокруг Стены Плача называется Хош аль-Бурак.

Вторым обстоятельством является утверждение, что Стена является собственностью Вакфа и частью Благородного святилища.

В декабре 1973 г. король Саудовской Аравии Фейсал заявил, что

Египетский Министр Вакфов Махмуд Хамди Закзук утверждал, что Западная Стена — это не еврейское святое место. Другой высокопоставленный египетский мусульманский авторитет, муфтий Наср Фрадид Вассел, издал указ, гласящий, что Западная Стена навечно останется дарованием исламу, объяснив это тем, что она является частью западной стены мечети Аль-Акса. Он добавил, что Стена будет принадлежать мусульманам всего мира «до конца света» и что мусульманам религией запрещено называть Стену Бурака Стеной Плача.

Палестинские

В эфире радио «Голос Палестины» 10 октября 1996 года (уже после подписания Соглашений в Осло) Ясир Арафат сказал:

Назначенный Арафатом муфтий Иерусалима шейх Икрима Саид Сабри считал, что Стена принадлежит исключительно мусульманам; согласно его заявлению, «такой вещи, как Стена Плача, не существует», и это лишь «часть мечети аль-Акса». В 2000 г. он сообщил, что

Годом позже он заявил:

Интервью германскому журналу Die Welt, 17 января 2001″

С подобными заявлениями выступали лидер Северного крыла «Исламского Движения в Израиле» шейх Раад Салах и советник председателя ПНА Махмуда Аббаса по делам Иерусалима Аднан Хусейни.

В 2006 г. д-р Хассан Хадер, основатель Энциклопедии Аль Кудс (арабское название Иерусалима), сообщил палестинскому телевидению, что связь евреев со стеной является «недавней, начавшейся в 16-м веке … а не древней, … такой, как корни связи с нею ислама».

В ноябре 2010 года вспыхнул скандал, связанный с опубликованием Министерством Информации ПНА официального документа, — «исследования Аль-Мутауакил Таха», заместителя министра информации в правительстве ПНА, — отрицавшего права евреев на Стену. В исследовании утверждалось, что

Пресс-секретарь правительства Израиля Марк Регев назвал данное «исследование», отрицающее историческую связь евреев с Иерусалимом, подстрекательством.

США

Администрация Обамы «решительно осудила претензию палестинских официальных деятелей о том, что Западная Стена в старом Городе не имеет религиозного значения для евреев и в действительности является мусульманской собственностью». Пресс-секретарь государственного департамента США Филипп Кроули заявил:

и подчеркнул, что

Еврейские

Большинство евреев — религиозных и светских — считают Стену важным объектом иудаизма. Среди Харедим есть, однако, такие, которые придерживаются противоположных взглядов. Самыми заметными являются приверженцы секты Сатмарских хасидов, придерживающиеся взглядов, которые отстаивал Рабби Йоэль Тейтельбаум, никогда не приближавшийся к Стене.

Израильские

В своей книге «Войны за святые места» Шмуэль Берковиц указывает, что мусульмане стали присваивать Западной Стене статус святости лишь в течение последних 100 лет. Он делает это предположение исходя из того факта, что официальные путеводители, изданные Вакфом в 1914, 1965 и 1990 годах, не указывают на святость Стены, и статья «аль-Бурак» в Энциклопедии Ислама также не проводит такой связи.

Опрос, проведённый в 2007 г. Иерусалимским Институтом Изучения Израиля показал, что 96% израильских евреев выступают против уступки Израилем прав на Западную Стену. В речи, произнесённой в израильской иешиве Мерказ ха-Рав в День Иерусалима в 2009 г., израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху провозгласил:

Строители Стены Плача (Западная Стена) даже и не догадывались, что в один прекрасный день их массивное творение может стать важной святыней. В момент постройки, около двух тысяч лет назад, эта священная для всех иудеев конструкция скорее играла роль опорной стены у Храмовой горы, над которой возвышался Второй Храм. И хотя храм был полностью разрушен, опорная стенка сохранилась до наших дней.
После разрушения храма в 70 году, евреи отправились в изгнание, а знание точного месторасположения Второго Храма были утрачены. После возвращения иудеи намеренно избегали Храмовой горы, боясь потоптаться по святыне, по древнему святилищу Храма, закрытую для всех, кроме первосвященника. Вместо этого евреи начали молиться у единственного сохранившегося элемента оригинальной конструкции.
Стена стала местом паломничества на протяжении Оттоманского периода. Евреи приходили сюда скорбеть и оплакивать разрушение Второго Храма. Отсюда появилось второе название Западной Стены — Стена Плача, название, которое сами евреи предпочитают не использовать. Со временем город застраивался и дома подступили почти к самой стене, оставив для верующих только узенькую аллейку.
В 1948 году евреи потеряли доступ к стене, когда Старый город был захвачен иорданцами и население Еврейского квартала было изгнано. Девятнадцатью годами спустя, когда израильские десантники прорвались сюда во время Шестидневной войны, они сражались прямо у Западной Стены. Первым шагом израильтян по обеспечению безопасности после окончания военных действий стал снос ближайших арабских домов и создание наклонной площади, существующей и по сей день.
Пространство непосредственно перед стеной в настоящее время, по сути, играет роль огромной синагоги под открытым небом. Оно делится на две зоны: маленькую южную секцию для женщин и более крупную северную секцию для мужчин. Здесь одетые в черное ультра-ортодоксальные евреи ходят взад и вперед на пятках, молятся, целуют священные камни стены. При наступлении Шаббата, на закате в пятницу, здесь всегда собирается большая толпа верующих. Площадь перед Стеной — популярное место для бар-мицвы. Ритуал религиозного совершеннолетия проводится обычно в Шаббат или по утрам в понедельник или четверг. Прекрасное время, чтобы побывать у стены, когда евреи собираются здесь целыми семьями, танцуют и поют при приближении к Западной Стене.
Обратите внимания на различные виды кладки в одной и той же Стене. Нижние ряды сложены из камня в геродианскую эпоху. Их можно идентифицировать по резным краям. Уложенные над ними камни уже выглядят несколько иначе. Они датируются временем строительства мечети Аль-Акса. В щелях между камнями можно увидеть скомканные клочки бумаги. Некоторые евреи верят, что молитвы и просьбы, обращенные к Богу, лучше действуют, если их записать на бумаге и вставить между камнями Стены.
С мужской стороны площади у Стены находится узкий проход под Аркой Вильсона. Когда-то через него заходили в Храм раввины. Загляните вниз в две освещенные шахты, чтобы получить представление о том, какова была оригинальная высота Стены. Женщинам сюда заходить нельзя.
Стена открыта для представителей любой веры 24 часа в сутки 365 дней в году. Рекомендуется одеваться поскромнее, мужчинам нужно покрывать голову (если нет головного убора, здесь же вы найдете бумажные кипы). Фотографировать запрещено.ны плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена плача привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Кабалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить ее в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача. В другой книге «Мэа Шеарим» приводится важность этого обычая, так как упоминание имени человека к добру на Святых местах имеет особую силу. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитва, просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.
Миллионы молящихся и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.
После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной. Здесь многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (Бар-мицва), впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, проводятся торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима.
Все дни у Стены молятся с раннего утра до поздней ночи, причем женщины отдельно от мужчин. Подходя к Стене, мужчины покрывают голову, а у жен­щины должны быть закрыты еще пле­чи и ноги. Фотографировать можно во все дни, кроме Шаббата.
Совсем рядом находится величайшая христианская святыня Иерусалима — храм Гроба Господня.
Приблизившись к Стене, можно увидеть множество маленьких за­писочек, просунутых в расщелины между известняковыми блоками. Они полны пожеланий, просьб, бла­годарности от религиозных евреев, обращенных к Создателю, — поэто­ му Стену Плача неевреи называют «почтовым ящиком Бога». Но у ев­реев к этим посланиям самое серьезное отношение, а так как их никто не смеет читать, кроме Бога, то раз в месяц по распоряжению Верхов­ного Раввината все записки изымаются и подвергаются захоронению на Масличной горе.
Передать записку в Стену плача можно через этот сайт https://ru.begthelord.com/send/

20655 20657

По горизонтали:
— Общая атмосфера на нудной лекции
— Объект тапочной «охоты» на кухне
— Теннис «как об стену горох»
— Верующий у Стены плача
— Сплав, обладающий «эффектом памяти»
— Ввод топлива в двигателе
— Причина посещения солонки во время еды
— Русское значение революционного экспроприация
— Атаман, завоеватель Сибири
— Черточка между словами
— Окружающая нас действительность
— Коренной житель страны
— Созвездие с яркой звездой Арктуром
— «Шестое чувство» (актер)
— Корабельный сундук
— Общее название квантового усилителя
— «Рыба», состоящая из ноты и конечности
— След зубов на шоколадке
По вертикали:
— Черное или белое чувство
— Трус-подстрекатель
— Одна из африканских стран
— Напольное покрытие, похожее на палас
— Горловой «говор» орла
— Сосед, не дающий даже соли взаймы
— Участник мятежа
— Известный советский тенор
— Шуруп для листового металла
— Пользительное травяное зелье
— Причина отсутствия звука в космосе
— Французский писатель, автор повести Кола Брюньон
— Длительная аренда машин
— Мартышка с большим «шнобелем»
— Одна из главных рек Мордовии
— Эдуард в отрочестве
— Склон, скат или покатость

Появление самых ранних записок относится к началу XVIII в. и связано с еврейской традицией того, что Божественное Присутствие сохраняется в Стене Плача.

Ежегодно посетители оставляют в Стене более 1 млн. записок, что стало традицией не только для туристов, но и для известных и высокопоставленных лиц, посещающих Израиль из-за рубежа.

Записки собирают два раза в год и захоранивают на соседней Елеонской горе.

История

Практика вкладывания молитвенных записок в трещины и щели Стены Плача началась более 300 лет назад.

Самые ранние свидетельства этой практики содержатся в рассказе Мункачского Ребе.

Эта история о раввине Хаим бен Аттар (Ор Хаим) из Марокко. Некий человек пришел к нему в большой беде после того, как он стал таким обездоленным, что он не мог даже позволить себе купить еду для своей семьи. Ор Хаим написал ему амулет ашурским письмом на пергаменте и поручил поместить его между камней Стены Плача.

Другая история говорит об ученике Ор Хаима, который планировал уехать в Иерусалим из Марокко. Ор Хаим поручил ему поместить записку в Стене по его прибытии. Ученик, который позже стал известен как Хида, приписывал свой личный успех записке, в которой было написано:

Девушка кладет записку в щель Стены Плача в Иерусалиме

Объяснение того, почему помещают молитву в Стене, прослеживается в учение мидрашей, по которым Божественного Присутствия никогда не уходило из Западной стены, и каббалистическом учении о том, что все молитвы восходят на небо через Храмовую гору, которая примыкает к Западной стене.

В наши дни

Сегодня более 1 мл. молитвенных записок или пожеланий оставляют в Стене Плача ежегодно.

Записки, помещаемые в Стену, написаны почти на всех языках и в разных форматах, их длина варьируется от нескольких слов до очень длинных просьб, они содержат обычные стихи и стихи из Библии, они написаны на разных видах бумаги, в том числе цветной, из тетради и даже на обёртках от жевательной резинки, различными чернилами.

Наиболее популярные места, где оставляют записки, — трещины и щели Стены Плача на открытой площади, на высоте человеческого роста.

Другие записки помещают во внутренние части Стены. Во время экскурсии по Туннелю Западной стены посетители могут оставлять записки в других частях Стены, доступных только экскурсантам.

Женщина вкладывает записку с молитвой в Стену.

Раввин Шмуэль Рабинович, раввин Западной стены, получает сотни писем ежегодно на имя «Бог, Иерусалим», он складывает эти письма и оставляет их тоже в стене.

Онлайн-сервисы предлагают возможность просителям отправить свои записки к Стене Плача с помощью электронной почты, факса, текстовых сообщений и Интернета; записки затем распечатывают и вставляют в Стену. Такую услугу через факс организовала Израильская телефонная компания, этим также занимается и ряд благотворительных сайтов.

На основании херема (запрета) Рабейну Гершома, который запрещает чтение почты другого человека, Галаха запрещает евреям читать записку, которая была вставлена в Стену Плача.

В иудаизме Стена Плача, или Западная Стена, на протяжении многих столетий считается Величайшей святыней, расположенной за территорией Храмовой горы. Первые упоминания о ней, связанные с верующими евреями, датируются IV столетием. В начале ХХ века древняя стена стала причиной раздора между религиозными конфессиями иудеев и мусульман.

Слои каменной кладки, © Сергей Симановский

Ха-Котель ха-Маарави (название святыни на иврите) символизирует веру и надежду целых поколений еврейских семей, а также возрождение народа на своей исторической родине. Сегодня Стена Плача превратилась в место массового паломничества и молитв, а площадь перед ней стала территорией для проведения важных государственных мероприятий, богослужений, собраний и дней памяти жертв Холокоста. Здесь принимают военную присягу и отдают дань павшим солдатам, сюда традиционно приезжают молодожены и приходят выпускники учебных заведений. Достопримечательность доступна не только верующим, но и обычным туристам. До 1967 года приблизиться к ней было невозможно.

  • Длина Стены — 488 метров.
  • Открытый фрагмент фасада — 57 метров.
  • Под землей — 17 слоев кладки.
  • Над землей — 28 рядов камня.
  • Высота видимого фрагмента — около 19 метров.
  • Общая высота — 32 метра.

Записки в Стене Плача

К теплым древним камням приходят помолиться или молча постоять, прикоснувшись к святыне. Стало традицией писать на небольших листочках записки с заветными просьбами и вставлять их в Стену. Первая из них появилась в расщелине в начале XVIII века. О том, кто был инициатором или вдохновителем идеи, ходит немало легенд.

Записки, © Евгения

В наше время записки пишут обычные туристы и знаменитости, израильтяне и жители других стран. Каких-либо правил и образцов не существует. Люди просят о помощи, здоровье и достатке. Они цитируют библию, обращаются к Богу в стихах и прозе. Значения не имеют ни язык, ни цвет или размер бумаги, ни чернила. Главное, чтобы написанные слова исходили из души и были осознанными.

Записки можно оставлять в видимой части Стены Плача и в тоннеле. Два раза в год главный раввин Западной стены и его помощники собирают людские послания и хоронят их на Масленичной горе.

Современные технологии позволяют отправить записку через интернет. Достаточно написать просьбу на официальном сайте, и волонтеры, распечатав текст на листке, вложат его в святые камни. Конфиденциальность гарантируется.

Молитвы у стены, © Сергей Симановский

Почему «стена плача»

Традиционное арабское название стены el-Mabka переводится как «Стена Плача» или «Место Стенаний». Определение относится к еврейской традиции оплакивать разрушение Второго Иерусалимского храма римлянами в 70 году и сокрушаться о судьбе своего народа. Этот единственный видимый фрагмент стены, сохранившийся до наших дней, является тем, что осталось от главной святыни иудеев, находившейся когда-то на Храмовой горе.

Где находится

Стена Плача расположена в Еврейском квартале, занимающем южную часть Старого города Иерусалима — столицы Израиля. На площадь перед Стеной ведут две дороги:

  • от Яффских ворот — по Христианскому кварталу вдоль границы с Армянским кварталом;
  • от Мусорных, или Дунгских ворот — по территории Еврейского квартала.

Стена Плача, © Евгения

Несмотря на то, что стена находится в восточной части квартала, ее называют Западной. Это связано с тем, что она примыкает к западному склону Храмовой горы.

Бо́льшая часть древней стены скрыта за возведенными вдоль нее строениями. Существует еще два открытых фрагмента — 80-метровый с южной стороны Храмовой горы и восьмиметровый, называемый Маленькой Западной стеной, — в Мусульманском квартале.

Мужской сектор, © Евгения

Тоннель Западной стены

Подземная часть доступна по всей длине Стены плача. Тоннель начинается от площади Еврейского квартала, проходит под домами Мусульманского квартала, выходит к античным каналам системы водоснабжения и заканчивается у бассейна Скрутион — большой крытой цистерны эпохи императора Адриана, служившей для сбора дождевой воды в целях обеспечения нужд города.

Первые раскопки проводились британскими исследователями во второй половине XIX столетия. Им удалось получить разрешение от османских властей с условием не приближаться к Храмовой горе ближе чем на 15 метров. Тогда удалось сделать ряд археологических открытий, в том числе обнаружить древнюю арку, предположительно поддерживавшую мост, соединявший когда-то город с Храмовой горой.

Масштабные раскопки с целью обнаружения невидимой части Западной стены начались после Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль получил доступ к Стене Плача. Работы были сложными и трудоемкими, поэтому продолжались почти два десятка лет. Трудности вызывали существующие постройки над тоннелем, которым требовалось сохранить стабильность. Кроме того, нельзя было повредить множественные исторические артефакты, находящиеся под землей.

Тоннель Западной стены, © Сергей Симановский

В тоннеле Западной стены была найдена пещера, сотни лет использовавшаяся по разрешению мусульман в качестве синагоги. Иудеи считают, что это самая близкая к Краеугольному камню точка для молитвы. В ходе раскопок был обнаружен самый огромный и массивный блок Западной стены, оголены фрагменты древних улиц и строений, подтверждены факты реконструкции стены в разные периоды мусульманского правления.

Изначально вход в тоннель Западной стены одновременно являлся его выходом, что затрудняло перемещение по подземному коридору. Долгие переговоры израильских властей с мусульманской стороной и представителями монастыря Сестер Сиона о разрешении строительства выхода со стороны бассейна Скрутион, сопровождающиеся спорами и скандалами, результатов не принесли.

Тоннель Стены Плача на Google-maps

Несмотря на несогласия, премьер-министр Израиля Биньямин Нтаньяху в 1996 г. лично распорядился соорудить выход из тоннеля под медресе (мусульманское учебное заведение) в сторону виа Долороза — улицу, по которой пролегал последний путь Иисуса Христа. Тогда в ходе многодневных протестных стычек было убито 80 человек, что не помешало сделать выход. Теперь туристы могут проходить по коридору, не возвращаясь в первоначальную точку.

Попасть в тоннель можно только в сопровождении лицензированного гида. Стоимость экскурсии составляет 35 шекелей для взрослых, 19 шекелей для детей 5–18 лет, солдат и студентов, 17,5 шекелей для пенсионеров. Кроме того, гостям Стены Плача предлагается посетить несколько программ в сопровождении гида — совершить виртуальный тур в прошлое, спуститься к раскопкам и побывать в уникальном центре «Цепь поколений». Ознакомиться со всеми предложениями можно на официальном сайте.

Центр «Цепь поколений», © Сергей Симановский

По преданию, почти половину стены, с учетом подземной кладки, возвел царь Иудеи Ирод I Великий в конце первого столетия до н. э. Семь древних слоев огромных известняковых камней, уложенных без скрепляющего раствора, сегодня можно увидеть со стороны площади перед Стеной Плача. Предположительно, глыбы добывали из каменоломен, расположенных под нынешней территорией Мусульманского квартала, или привозили из карьеров, находящихся в четырех километрах от Храмовой горы. Вес большинства камней достигал 2,5–6 тонн. Их средняя высота находилась в пределах 1–1,2 м, а средняя длина доходила до 1,5–3 метров.

В нижнем, скрытом уровне Западной стены был обнаружен монолитный каменный блок длиной более 13,5 м, высотой 3 м и предположительной толщиной 3,5–4,5 м. По подсчетам, его масса может достигать 520 тонн. Западный камень можно увидеть в тоннеле под Стеной Плача. Он считается одним из самых огромных монолитов, обработанных и перемещенных древними людьми. Достоверной информации, когда и каким образом Западный камень доставлялся к месту установки, нет. Известно лишь, что он находится в рядах, относящихся к периоду строительства стены Иродом I Великим. Исследователи высказывают предположение, что в качестве нижнего слоя кладки могли использоваться массивные блоки, установленные задолго до иродианского периода.

Растительность для амулетов, © Евгения

Ряды начали наращивать лишь спустя шесть веков после разрушения Второго храма войсками римского императора Тита, произошедшего в 70 году. В VII веке было добавлено четыре слоя, в оттоманский период — еще четырнадцать, а последние три ряда появились до 1967 года.

В истории Западной стены были периоды, когда евреям запрещали приближаться к ней и когда вновь разрешали совершать молитвы. Все зависело от правителей Иерусалима. На протяжении XIX века иудеи несколько раз пытались купить участок земли у Стены Плача, в том числе для устройства синагог, но сделки срывались по разным причинам.

Стулья нуждающимся, © Евгения

Шестидневная война 1967 года решила дальнейшую судьбу Западной стены и прилегающей к ней территории. Площадь перед святыней расчистили — бульдозерами снесли марокканские дома, разрушили мечеть и исламскую школу медресе. Тогда 4-метровая зона для молитв площадью 140 кв. м, вмещавшая максимум 12 тысяч человек в день, расширилась до 20 тысяч кв. м. Сегодня она может принимать до 400 тысяч человек в день.

Правила посещения

Приближаться к Стене Плача следует со всем уважением к святости места. Мужчины и замужние женщины должны надевать соответствующие головные уборы. Отдаляться от Стены нужно спиной вперед.

Краны для мытья рук перед молитвой, © Евгения

Когда-то требовалось снимать обувь, но сегодня эта традиция потеряла свое значение. Нельзя откалывать фрагменты камней и собирать песок, скопившийся между щелями, так как это считается осквернением святыни. Не допускается царапать поверхности, рисовать на них или вбивать в расщелины гвозди и колья. Для амулетов можно брать лишь частички растений, произрастающих в стене.

Доступ к Западной стене открыт в любое время суток в течение всего года. Зоны для молитв мужчин и женщин разделены.

Многие религиозные и светские евреи приходят к Стене Плача регулярно. Однако есть и те, кто воздерживается от ее посещения по причине превращения святого места в туристический объект. Ультраортодоксы считают, что это унижает истинно верующих иудеев.

Стена Плача: google-панорама

Как добраться до Стены Плача

До Дунгских (Мусорных) ворот можно доехать автобусами — № 1, 3, 51, 83, 746, 882. Остановка «Dung gate».

До Яффских ворот следуют автобусы — № 3, 51, 83, 124, 125, 231, 232, 234, 298. Остановка «Yaffo Gate».

Остановки и схемы движения представлены на официальном сайте компании-перевозчика Egged.

Между Первым железнодорожным вокзалом Иерусалима и Еврейским кварталом Старого города курсирует бесплатный шаттл. Отправление — каждые 20 минут ежедневно, кроме субботы:

  • пн.-чт. — с 08:00 до 20:00;
  • пт. — с 08:00 до 14:00.

Женский сектор, © Евгения

От Яффских и Дунгских ворот до Стены Плача можно дойти пешком или доехать на туристическом поезде. Он отправляется каждые полчаса ежедневно, кроме субботы:

  • летом — с 10:00 до 20:00;
  • зимой — с 10:00 до 18:00.

В пятницу и предпраздничные дни поезд курсирует с 10:00 до 14:00. Дети и евреи пользуются правом бесплатного проезда.

В Иерусалиме функционируют мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Стена Плача: видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *