Адрес: 03143 ул. Акад. Лебедева, 19.
Тел. (044) 522-50-73.
Проезд: от ст. м «Лыбидская» – трол. 11 до ост. «Ин-т микробиологии»;
от ВДНХ – авт. 60 до кон. ост. (маршрут работает в будни, в часы «пик»);
авт. 24, 61 до ост. «Институт микробиологии»;
авт. 63 до ост. «Почта».
Престольные праздники.
Вмч. Пантелеимона (пам. 27 июля / 9 августа) и Владимирской иконы Божией Матери (праздн. 21 мая, 23 июня и 26 августа по ст. ст.). Придел в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен в галерее собора вмч. Пантелеимона и ориентирован на север.
История.
Скит расположен в урочище, ранее именовавшемся «Лазаревщина». По ходатайству первого епископа Чигиринского Феофана (Шиянова, 1800 – 1807, 1811) с 1802 г. это урочище стало хутором при загородном викариатском доме – даче преосвященного настоятеля Михайловского Златоверхого монастыря. В 1802 – 1803 гг. был построен и освящен первый храм – в честь Чуда Архангела Михаила (воспоминается 6 / 19 сентября) и архиерейский дом при храме. Митр. Киевский Гавриил (Банулеско, 1799 – 1803) благословил переименовать Лазаревщину в Феофанию. Свт. Иннокентий (Борисов; настоятель Михайловского Златоверхого мон. в 1836 – 1841 гг.;†1857, пам. 25мая / 7 июня) много потрудился здесь и ввел в Феофании библейские названия. Еп. Серафим (Аретинский, наст. Михайловского мон. в 1859 – 1865 гг.) в 1861 г. благословил открыть в Феофании скит. Обустроился скит трудами опытных старцев, подвижников благочестия иг. Вонифатия (в скиту – с 1861 г.; †1871) и схиигумена Иринарха (управлял Феофанией в 1871 – 1901 гг.) . До революции в Феофании было построено 4 храма: Чуда Архангела Михаила (деревянный), Всех Святых, Владимирской иконы Божией Матери и собор вмч. Пантелеимона.
Закрыли скит до войны. Все было либо разрушено, либо изуродовано до неузнаваемости. В 1941 г. во время обороны Киева Пантелеимоновский собор подвергся минометному обстрелу. После войны Институт механики АН УССР проводил в соборе эксперименты со взрывами направленного действия.
7 / 20 мая 1990 г. изуродованное здание собора возвращено Церкви. Сразу начались восстановительные работы. С 1993 г. Феофания стала скитом Покровского женского монастыря. 17 / 30 августа 1998 г. Пантелеимоновский собор освящен архиерейским чином (впервые за 90 лет существования). Строится Благовещенский храм.
27 мая / 9 июня 2002 г. обитель стала самостоятельной.
Святыни.
Чтимая Владимирская икона Божией Матери (XVI в.).
Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, свт. Николая, прп. Серафима Саровского, сщмч. Владимира Киевского и прпп. Печерских.
Целебные источники. Обустроены 3 из них: вмч. Пантелеимона, Божией Матери и «Слеза Богородицы».
Настоятельница – игумения Елизавета (Андреева).
Богослужение ежедневное. Вечернее – 16.00. Литургия – 7.00 (воскресенье – 8.30).
Веб-сайт:
Пантелеймоновский монастырь в Одессе — грандиозная по своему архитектурному облику святыня, которая является замечательным украшением города. Кроме того, это популярная историческая и религиозная достопримечательность, которую ежедневно посещают сотни туристов из разных уголков Украины и мира.
Интересные исторические факты
Пантелеймоновский монастырь в солнечной Одессе был создан греческими монахами с полуострова Афон, который также известен, как «святая гора». На месте современной постройки монастыря с 80-х годов 19 века существовало Афонское подворье. В старину сооружение служило зданием для принятия паломников, которые отбывали из Одессы в святейшие места. Каждый год свыше 2000 верующих отправлялись отсюда в свои паломничества.
В монастыре их нетолько сытно и вкусно кормили, но и помогали в оформлении необходимых документов и предоставляли теплый и уютный ночлег.
В 1917 году, по завершению Октябрьской революции, Пантелеймоновский монастырь в Одессе был подвержен многим испытаниям. Именно с этого года на подворье начались самые тяжелые времена. Все это привело к тому, что в 1923 году монастырь закрыли.
Свою активную работу Пантелеймоновский монастырь возобновил только летом 1944 года. На базе храма начали преподаваться Богословские и пастырские курсы. А совсем скоро занятия были реформированы в духовную семинарию Одессы. В разные периоды в ней читали лекции выдающиеся церковные деятели. Среди них: будущие метрополиты Леонитий (Гудимов) и Сергий (Петров), а также игумен Пимен, который вскоре стал Святейшим Патриархом.
К сожалению, успешная образовательная и религиозная деятельность в Пантелеймоновком монастыре длилась недолго. В 1961 году, в хрущевские времена, церковь снова прекратила богослужения. Сооружение начали использовать, как планетарий. Семинария же была переведена в одесский Свято-Успенский монастырь.
В 1990 году здесь снова начались долгожданные богослужения. Через несколько лет при помощи митрополита Агафангела на территории Афонского двора основали монастырь для мужчин.
Пантелеймоновский монастырь сегодня
В настоящее время Пантелеймоновский монастырь ведет успешную пастырскую и образовательную деятельность. На его базе работает воскресная детская школа, церковная лавка и библиотека с православными книгами.
Монастырь является олицетворением святой греческой горы Афон. Он имеет пять живописных куполов. Его внутреннее убранство украшено уникальной лепкой и мозаичными рисунками, отображающими разные архитектурные течения 19 столетия.
Важная информация
Адрес: Одесса, улица Пантелеймоновская, 66.
Время работы: каждый день литургии в 7.00, вечерние богослужения — в 17.00.
Где покушать: вкусно покушать и отведать самые удивительные блюда украинской и европейской кухни, морские деликатесы и ароматные вина вы сможете в одном из ресторанов Одессы. На Пантелеймоновской улице находится, к примеру, замечательный ресторан «Компот».
Где остановиться
Остановиться гости города смогут в гостиницах Одессы. Хостелы предложат вам уютный ночлег от 100 гривен (хостел «Чемодан»), а гостиницы — комфортные номера по цене от 350 гривен (мини-отель «Apollo»).
Пантелеймоновский монастырь в Одессе — мужской монастырь с восхитительной архитектурой и богатой историей. Приехав в Одессу, обязательно прогуляйтесь у его живописного здания. Если же вы являетесь верующим и ценителем религиозных достопримечательностей, посетите богослужение. Добро пожаловать в духовный мир Одессы!
Читайте также: «Костел Успения Пресвятой Богородицы в Одессе — восхитительный римо-католический храм», «Успенский монастырь в Одессе — старинный мужской монастырь с множеством святынь и богатой историей».
Святая гора Афон. Одно только это словосочетание в сердце православного христианина вызывает трепетные и благоговейные чувства. Попасть на Святую гору, приобщиться к ее благодатным святыням – заветная мечта сотен тысяч православных людей. Ведь именно Афон является сердцем как Вселенского, так и Русского Православия. Именно отсюда тысячу лет назад на Русь было принесено православное монашество. Отсюда веками изливался на Русь поток святоотеческого книжного просвещения, подвижничества и аскетизма, преобразивший некогда варварский край в величественную Святую Русь.
Но еще более важно для православного христианина, что именно Афонскую гору избрала своим уделом Сама Божия Матерь. Поэтому Афон во всем христианском мире издревле считается Уделом Божией Матери.
Побывать в этом единственном в мире монашеском государстве, главой и игуменией которого считается Сама Богородица, поклониться многочисленным чудотворным афонским святыням, помолиться и исполнить подвиг послушания, получить рецепты духовного исцеления от афонских старцев – все это, как и тысячу лет назад, было и остается чаемым стремлением православной души.
Вот только осуществить благочестивое паломничество на Святую гору возможно не каждому. По воле Божией Матери вход на Афон разрешен только мужчинам… Но и не каждый из мужчин, при всем желании, может побывать в этом благодатном и неповторимом святом месте. Лишь милость и благословение самой Богородицы – Игумении Горы Афонской дает возможность нам приобщиться к Ее великим святыням. Поэтому, прежде чем отправляться в паломничество на Святую Гору, старцы настоятельно рекомендуют подготовиться духовно, молитвенно испросить благословения у Божией Матери.
Я лет 20 мечтал побывать на Афоне…
…Как и тысячи моих соотечественников. Однако каждый раз что-то мешало, не позволяло мне осуществить эту мечту.
Сейчас с этим вроде как намного проще – всевозможные турагентства наперебой предлагают свои услуги. Однако их качество и цена меня всегда смущали. Ведь паломничество – это не туризм, не получение «эстетического удовольствия» от знакомства с древностями. Паломничество издревле являлось особым духовным подвигом, который требует и особого внутреннего приготовления, и благоговейного поведения как при путешествии, так и при непосредственном приобщении к святыням. В противном случае «паломничество» может оказаться и во вред, доставить серьезные духовные проблемы…
Поэтому для совершения поездки на Афон из всего изобилия туристических агентств я решил выбрать услуги, предлагаемые паломнической службой Киевского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, что действует в центре Киева при Михайловском храме на территории Александровской (бывш. «Октябрьской») больницы. И не прогадал.
На Афон — с Афонского подворья в Киеве
На Подворье в первую очередь поинтересовались не моими финансовыми возможностями, а внутренними причинами и целями осуществления паломничества. При этом сразу же пояснили, что Подворье не занимается организацией туризма. Их задача – помочь паломнику правильно воспринять свое путешествие как духовный подвиг и от этого путешествия извлечь максимальную духовную выгоду. Для этого при Подворье действует «Афонское Братство», благодаря которому у его членов есть уникальная возможность поехать на послушание в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь сроком до 3-х месяцев.
Совершить паломничество можно и помимо Братства, через Паломническую службу Подворья. И что меня приятно удивило, так это то, что, оформляя через нее паломническую поездку на Святую гору, паломник не несет лишних затрат, которые обычно приходится потратить при оформлении поездки через туристические агентства и фирмы.
Как оказалось, Паломническая служба Афонского подворья в Киеве, стремясь максимально помочь благочестивым паломникам, старается часть расходов брать на себя, не только ничего не зарабатывая на паломниках, но и бесплатно помогая им оформить необходимые документы, авиабилеты и т.д.
Благодаря такому подходу паломникам удается существенно сэкономить свои средства, потратив на поездку минимально – от 385 евро.
В эту сумму входит полное обеспечение паломника: шенгенской визой, авиабилетами в обе стороны, трансфер, проживание в гостиницах, питание, оформление димантириона (пропуска на Афон). На сегодняшний день это самые минимальные расходы, которые паломник может понести, поскольку в любом туристическом агентстве такой пакет услуг обойдется от 500-600 евро и более.
Но главное, при организации поездки через Афонское подворье ты едешь, по сути, с единомышленниками, стремящимися получить духовную пользу от приобщения к святыням.
Очень удачный и комфортный авиаперелет из Киева в Салоники, встреча нас в аэропорту, трансферная перевозка в Уранополис, поселение на ночевку в гостиницу, ужин… Все это входит в минимальный пакет услуг Паломнической службы. Рано утром мы всей группой садимся на парум… и через некоторое время перед нами открываются красоты благословенного Афона.
Вот она – Святая Гора, Удел Божией Матери!
Сердце наполняется невероятно теплыми, радостными и благодатными ощущениями, как будто ты впервые за много-много лет возвращаешься к чему-то очень родному, близкому…
Любуясь с палубы парома красотами святогорской природы, мчащимися вслед стаями чаек, морскими волнами и сиянием солнца, не замечаешь, как стремительно проносится время… и вот уже паром причаливает у пристани Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Неповторимая краса и величие «Русика» завораживают с первых же минут. Воистину это затерянный уголок былой Святой Руси вдали от Родины, на многие десятилетия отрекшейся от своих духовных первоистоков и наследия.
Я впервые ступаю во владения Божией Матери. Нет слов, чтобы передать эти первые ощущения от прикосновения к святой земле. Вслед за другими паломниками падаю на колени и целую землю, где каждый клочок пропитан святостью, тайными подвигами богообщения и благодатью. «Спасибо Тебе, Матушка Богородица! Наконец-то сподобился посетить Твой Святой Удел!», — сама собой звучит в моем сердце благодарственная молитва, а на глазах накатывают радостные слезы… И чем дальше мы идем, тем сильнее меня озаряет ощущение, что наконец-то я дома.
Уже одно это ощущение стоит того, чтобы побывать на Святом Афоне…
Быт монастыря: паломники наравне с монахами
Далее нас отвели в Архондарик – так на Святой Горе называют монастырские гостиницы. Здесь нас гостеприимно встретил архондаричный, угостил чаем и греческими сладостями, расселил по келиям и ознакомил с внутренним распорядком. Оказывается, на Афоне монахи живут не только по «старому» (юлианскому) календарю, но и по византийскому времени, на пять часов разнящемся с гражданским.
Устав в Свято-Пантелеимоновом монастыре строгий, афонский. С большинством отечественных монастырей даже не сравнить. Когда перед поездкой мне говорили, что в обители Св. Пантелиомона все молятся, я не поверил, подумав про себя: «Знаю я, как они там молятся…» Сказался мой, не всегда удачный опыт посещения отечественных монастырей. Однако здесь, на Афоне, все оказалось совсем по-иному. Здесь монахи действительно должны непрестанно молиться и молиться, а еще нести послушание и тяжело трудиться. Точно так же, как было в древних обителях. Поэтому не все из братии здесь выдерживают… Каждый год кто-то из новоприбывших иноков возвращается обратно на Родину, в более привычные и комфортные условия в отечественных монастырях.
Паломники здесь тоже должны молиться, а еще быть готовыми понести послушание в монастыре. Ведь паломничество – это не прогулка, а духовный подвиг, сопряженный с молитвой, постом и трудом, через которые только и возможно духовное обновление и совершенствование человеческого естества.
Поэтому паломники наравне с монахами должны в обители участвовать во всех богослужениях, которые здесь с небольшими перерывами совершаются круглосуточно.
Богослужение: Вечерня, исповедь
В соответствии с Уставом, по древней традиции, богослужения здесь продолжаются всю ночь. И совершаются они с особенной торжественностью, благоговением и византийским великолепием.
Побывав позже еще и в греческих святогорских монастырях, я особенно ярко прочувствовал, насколько важной, неоценимой и родной святыней для всех нас является Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Древнерусские монашеские обычаи здесь гармонично сочетаются с греческими, а богослужение на понятном церковно-славянском языке позволяют во всей полноте погрузиться в афонское благочестие и традиции.
Поужинав в монастырской трапезной, братия и паломники последовали в рядом расположенный храм св. Пантелеимона, где началось вечернее богослужение. Закончилась служба около 19.00 по греческому времени. Под конец, для всеобщего поклонения, духовник монастыря отец Макарий вынес чудотворную главу святого великомученика и целителя Пантелеимона, пред которой каждый из нас смог помолиться. Когда честную главу св. Пантелеимона привозили с Афона в Киев, то нужно было выстаивать многочасовые очереди, чтобы приложиться к святыне. А здесь свободно, без толкотни и многотысячных очередей можно стоять и молиться у чудотворных мощей Целителя.
Когда все приложились к святыне, началась исповедь, которую принимал духовник обители отец Макарий. Из всех впечатлений об Афоне, это, пожалуй, самое яркое. Не буду раскрывать всех подробностей, отмечу лишь, что исповедь у батюшки, его наставления и советы настолько оказались глубоки и проникновенны, что забыть их не могу до сих пор. За более чем 20 лет церковной жизни я побывал на исповеди у разных священников. Но запомнились мне лишь две – та, самая первая, еще в советские годы, и эта, у о. Макария.
После исповеди все разошлись по келлиям. Монахи продолжили исполнять свои уставные молитвенные правила, и паломники смоли немного отдохнуть, поспать.
Литургия. Рассвет
Уже в час ночи подъем. Святогрский послушник звоном колокольчика пробуждает всех к молитве. И невыспавшиеся паломники в ночном полумраке медленно начинают из архондарика вереницами стекаться к главному монастырскому храму…
Все молитвы русскими святогорцами произносятся неспешно, внятно и с особым благоговением. Поскольку в храме категорически запрещено использование электрического света, параэклесиарх не торопясь возжигает свечи, и храм постепенно наполняется светом.
Особенно впечатляющим выглядит во время Литургии медленное раскачивание и раскручивание монахами по кругу, по старинной афонской традиции, паникадила и хорса с зажженными на них восковыми свечами. Этот святогорский обычай призван символизировать ликование и торжество всех небесных светил и всей вселенной от радости Воскресения и победы над смертью!
Надо сказать, что совершаемое действо создает удивительную игру света, которая придает неимоверной торжественности богослужению, особенно в ночном полумраке. Еще раз замечу, что на Афоне в храмах категорически запрещено использование электричества, и освещение, как и тысячу лет назад, совершается при помощи зажженных лампад и свечей из чистого святогорского воска (парафиновые свечи здесь тоже запрещены).
Длинные ночные богослужения в Русском Афонском монастыре оставляют на сердце неизгладимые впечатления… Потом мне удалось побывать на службах еще и в греческих афонских обителях – Ватопедской, Дохиарской, Иверской и других, но эти, родные, на церковнославянском, почему-то запомнились особенно. Оно и не удивительно, ведь наш Свято-Пантелеимонов монастырь – это воистину форпост былой Святой Руси, сохранившийся вдали от Родины. Потому-то так дорог и близок он русскому православному сердцу, как драгоценная жемчужина среди множества ярких и разноцветных морских камней.
Характерное русское радушие
Хотелось бы еще с благодарностью отметить то характерное русское гостеприимство и радушие, с которыми нам удалось столкнуться в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Говорят, раньше с этим были сложности. Паломников принимали с аскетической сдержанностью и строгостью, им мало уделяли внимания. Не знаю, насколько это действительно было так в прошлом. Но сейчас все совсем иначе.
Во всяком случае, ни я, ни мои спутники не ощутили ни предвзятости, ни равнодушия. Наоборот, от поселения в недавно отреставрированных келлиях архондарика до трапезы и экскурсий по обители чувствовались проникновение и любовь братии. Ни с чем подобным нам не довелось больше столкнуться ни в одном из греческих монастырей, где без знания эллинского языка ты действительно никому не нужен…
Отъезд: как-будто покидаешь родной дом…
Можно было бы рассказать еще много чего интересного и необычайного. Это и многочисленные чудотворные святыни Свято-Пантелеимонова монастыря, и духоносные старцы обители, и многое-многое другое. Но обо всем не расскажешь. Да и стоит ли? Лучше самому побывать и приобщиться воочию.
Как ни грустно было расставаться с Уделом Божией Матери, но всему приходит свой конец. Завершилось и наше паломничество на Святую гору. Посетив с десяток греческих монастырей Афона, мы вновь возвратились в Свято-Пантелеимонову обитель, где оставались наши вещи. А наутро паром уже уносил нас по морю от Святой горы.
В Уранополисе нас дожидался заказанный Паломнической службой Киевского подворья автобус, на котором мы возвратились в Салоники. Здесь мы остановились в гостинице, успели посетить местные святыни и достопримечательности, а утром из аэропорта отбыли на родную украинскую землю.
И хоть телесно мы покинули Афон, но на душе до сих пор ощущение близкого его присутствия. Не покидает ощущение пребывания в самом родном, дорогом месте – дома. Ведь Афон и есть тот отеческий очаг, от благодатного тепла которого тысячу лет назад зародилась Святая Русь. И это не может оставить равнодушным ни одно православное сердце. Поэтому хотелось бы в преддверии приближения юбилея 1000-летия русского монашества на Святой горе каждому православному человеку посоветовать хоть немного прикоснуться к святости «Русского Афона», посетив духовную твердыню в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской горе.
Сергей Андреев, «Православіє в Україні»
Этот монастырь ласково именуют «Руссик». В данный момент здесь проживают около 60 русских монахов. Архитектурный ансамбль русского монастыря на Афоне значительно отличается от других.
— Если греческие монастыри — с багряными стенами и шатровыми куполами, то русский — с зелёными куполами в форме луковок и белоснежными стенами, — рассказывает протоиерей о. Игорь Чистюхин, который на Святой горе бывал не раз. — Если вы хотите попасть в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, то удобнее всего будет получить диамонитирион (специальное письменное разрешение на посещение Святой горы, обязательное для всех гостей) на московском подворье этого монастыря. Руссик стоит на самом берегу Святой горы, паломников заселяют в кельи на 2, 6, 8 человек. А есть большие кельи — на 40 человек!
Режим дня паломника строго подчинён уставу монастыря. Отдохнуть здесь не придётся. В 17 часов начинается вечерняя служба, которая длится до полутора часов. А потом происходит очень занимательная вещь: как только начинает садиться солнце, настоятель переводит стрелки часов на 00 часов — начинается новый день. Это происходит примерно около семи часов вечера, после чего паломники трапезничают и идут в кафоликон (так называется главный соборный храм монастыря). Здесь на специальные столики монахи выносят мощи и святыни монастыря, к которым прикладываются паломники. В главном соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря хранятся честная глава св. Пантелеимона, части древа Креста Господня и св. мощей: частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; голова св. преподобномученика Стефана Нового; голова св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины; частицы мощей: св. Иосифа Обручника, св. апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия Победоносца, Димитрия Мироточивого; Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мучеников, в Никодимии сожжённых. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленного от Гроба Господня. Среди святынь монастыря — честная глава преподобного Силуана Афонского, которая впервые привезена в Россию и поклониться которой можно будет в Орле в Богоявленском соборе с 3 по 6 сентября. Святой Силуан много лет проходил послушание на мельнице Руссика, которая, кстати, сохранилась до сих пор.
— После поклонения мощам паломники могут отдохнуть, но недолго, — улыбается о. Игорь. — Около двух часов ночи монахи будят паломников на ночную службу: они ходят мимо келий и стучат деревянными палками по дверям, чуть позже уже стучат железными палками по железным частям дверей — это значит: богослужение уже началось.
Кстати, в афонских монастырях на службе можно сидеть на специальных скамьях — стасидиях. При таких длительных богослужениях, согласитесь, это большое подспорье. Ночная служба длится до восьми часов утра.
Кстати, именно в Свято-Пантелеимоновом монастыре 10 лет подвизался наш любимый батюшка Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Батюшка Илий и ещё несколько монахов из Псково-Печорской лавры здесь жили с 1976 по 1986 год. Отсюда о. Илий уехал в Оптину пустынь, которая по своему устройству и уставу, по словам о. Игоря Чистюхина, очень напоминает афонский Руссик.
— Ещё одна отличительная особенность Руссика от других афонских монастырей — это самые большие огороды, — рассказывает о. Игорь. — Дело в том, что до революции каждый паломник из России обязан был привезти на Святую гору горсть русской земли! А русских паломников в те времена на Афоне побывало тысячи и тысячи. Хотя и сейчас на Афоне больше всего именно русских паломников.
В Свято-Пантелеимоновом монастыре, как и в других афонских монастырях, множество сувенирных лавок. Причём цены, как уверяет о. Игорь, копеечные. Здесь можно приобрести отменное оливковое масло, ладан, а также специальные посохи, без которых по афонским крутым горам не пройдёшь.
— Посох — с металлическим наконечником, — рассказывает о. Игорь. — Кроме того, что на него опираешься во время подъёма в горы, посох ещё и отлично отпугивает ядовитых змей. Идёшь, постукиваешь впереди себя, и змейки разбегаются.
Очень интересно о. Игорь рассказал о том, где хранятся главы святых и монахов-афонитов. Изначально монахов погребают в земле, а через три года откапывают и смотрят на цвет костей. Если кости жёлтые, без остатков плоти, череп монаха закладывают в специальную костницу (большое помещение с полками); если плоть не истлела — считается, монах был недостаточно праведным, и его вновь закапывают на три года. Всё это время за него усиленно молится вся братия. Через три года процесс повторяется.
— То, что честная глава преподобного Силуана Афонского будет привезена в наш Богоявленский собор, большая честь и важный момент для всех нас, — говорит о. Игорь Чистюхин. — Это был великий святой, который своей жизнью явил пример настоящего молитвенника за землю русскую, за весь мир.