Третьяковская галерея дни работы

cтоимость экспертизы

от 7 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

3.5 / 5 ( 4 голоса )

Когда-то максимально подробную экспертизу живописи можно было заказать и провести только в государственных художественных учреждениях. Это были Третьяковская галерея, государственный музей, и несколько других культурно-художественных учреждений. Серьезнейшая информационная база и опыт их работников давали возможность получать подробные экспертные заключения о подлинности и различных свойствах тех или иных произведений. Сведения о полученных результатах выдавались заказчикам экспертизы в виде документов с печатями этих государственных художественных учреждений.

Как таковых гарантий точности исследований в этих случаях не было, если не считать саму репутацию тех мест, откуда выходили экспертные отчеты и заключения. Не во всех случаях заключения были абсолютно верными с научной точки зрения. Более того, случались и скандалы, связанные с тем, что в заключениях государственных культурных и художественных организаций выдавались неверные сведения, и «в свет» проникали подделки или произведения, в заключениях о которых были указаны неверные данные. После ряда таких недоразумений встал вопрос о создании в России независимой и глубоко профессиональной базы, на которой можно было бы проводить точные экспертные обследования объектов искусства, и в частности живописи и картин.

Теперь у вас есть возможность получать результаты искусствоведческих экспертиз, основанные на глубоком изучении картин, проводимом с полной научной точностью. Для этого используется самая современная техническая база, позволяющая проводить исследования вплоть до молекулярных. И конечно эксперты нашей организации используют широчайшую информационную базу, включающую в себя все сведения, существующие на данный момент в области искусствоведения и производства предметов живописи и графики.

Сегодня в области такого экспертного исследования уже применяются технологии, позволяющие с точностью определить многие детали относительно происхождения произведений. Далее, по желанию заказчика, эксперты культурологи рассматривают такие моменты и нюансы, как характер изменений, внесенных в живопись за время существования картины, характеры доработок, дописок, реставраций, реконструкций. На основании молекулярного анализа, если такой будет применяться при рассмотрения объектов экспертизы, могут быть установлены многие факты, отнюдь не лежащие на поверхности. В зависимости от каждого конкретного случая, каждой конкретной ситуации, встающей перед заказчиком, эксперты могут дать ответы на самые разные вопросы. Вплоть до того, когда и каким образом в то или иное произведение были внесены те или иные доработки.

Провенанс, как происхождение объектов, представляемых на искусствоведческую экспертизу, рассматривается соответствующими экспертами в первую очередь. Входит в этот вопрос и проверка подлинности тех или иных произведений. Для заказчиков, представляющих различные объекты живописи на экспертную проверку, гораздо проще и результативнее обратиться к таким независимым организациям, как НП «Федерация Судебных Экспертов». Основное отличие обращения в такие независимые инстанции заключается в абсолютной достоверности результатов исследования. Государственные культурные институты не дают вам гарантии в том, что в результате вы получите научно, искусстоведчески и технически достоверную информацию. Вы лишь платите за проведение искусствоведческого исследования, но имеете гарантии результата.

Такая организация, как НП «Федерация Судебных Экспертов» постоянно сотрудничает с государственными следственными инстанциями, где не может допускаться выдача неверной информации, поскольку очень часто, можно сказать – в большинстве случаев, речь идет о работе, которая необходима в ходе судебных расследований. О том, что расследования, производимые в этой экспертной организации, пользуются полным доверием правительственных следственных органов, могут в частности свидетельствовать рекомендации арбитражных судов РФ. Их вы можете найти на центральном интернет сайте НП «Федерация Судебных Экспертов». К этому прибавляется и опыт сотрудничества с государственными органами следствия, и выполнение специалистами этой организации многих исследований по их ходатайству или инициации.

В такие независимые экспертные центры, как этот, могут обращаться любые заказчики – будь то физические или юридические лица, предприниматели, организации, ведомства. Что постоянно и происходит. На данный момент НП «Федерация Судебных Экспертов» предлагает такие услуги, как экспертиза живописи, почти на всей территории Российской федерации. Охват такого огромного пространства работой экспертов становится возможен благодаря тому, что это исследовательское учреждение имеет широчайшую сеть региональных лабораторий на территории России. Сейчас их количество составляет уже более семидесяти единиц. Услуги разнообразного экспертного исследования в этих пунктах, как и в центральных регионах, предлагают россиянам около ста штатных и около двухсот внештатных работников сертифицированных работников.

Обращаясь за экспертизой живописи в эту организацию, вы можете быть уверены в том, что разрешена будет любая, самая сложная ситуация, даже кажущаяся трудноразрешимой с вашей точки зрения, или с точки зрения специалистов каких-то других экспертных учреждений. Здесь имеется опыт работы над вопросами, лежащими в любой области экспертных исследований, и вопросами любой степени сложности. Поэтому в НП «Федерация Судебных Экспертов» постоянно обращается множество заказчиков. В зависимости от сложившейся ситуации к работе могут присоединяться и те специалисты, которые занимаются другими исследованиями.

Спектр предоставляемых здесь услуг чрезвычайно широк – это все возможные экспертные обследования, которые сейчас лежат в компетенции российской экспертологии. И, как одно из самых интересных – экспертиза картин и предметов живописи. Подробные советы, касающиеся вашего случая, можно получить на сайте организации с помощью форм онлайн переписки. Там же у вас есть возможность очень просто заказать проведение искусствоведческой экспертизы картин и живописи по телефону или обратившись в нашу организацию.

Цены

Основные виды искусствоведческих исследований Стоимость экспертизы, руб.
1 Экспертиза антикварных книг (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании букинистических книг от 7 000
2 Экспертиза предметов религиозного назначения (иконы) (полное заключение) от 20 000
Справка об исследовании предметов религиозного назначения (иконы) от 7 000
3 Экспертиза живописных и графических произведений (полное заключение) от 25 000
Справка об исследовании живописных и графических произведений. от 7 000
4 Экспертиза скульптурных произведений (полное заключение) от 20 000
Справка об исследовании скульптурных произведений. от 7 000
5 Экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании предметов декоративно-прикладного искусства. от 6 000
6 Экспертиза антикварной мебели (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании антикварной мебели от 7 000
7 Экспертиза государственных и негосударственных геральдических символов (гербов, флагов) и наград. от 25 000

Прилетев на пару дней в Москву, я не могла отказать себе в удовольствии посетить самые важные достопримечательности столицы. Одной из первых в списке была Третьяковская галерея: я обожаю живопись, но работы русских мастеров до сих пор видела лишь в книгах и интернете.

Пытаясь распланировать бюджет поездки, я решила поинтересоваться стоимостью билетов в этот известный художественный музей.

Где, как ни в Третьяковке, можно познакомиться со всем многообразием русского изобразительного искусства

Скажу откровенно, цена мне показалась немаленькой. Взрослый билет обойдётся в 500 рублей. По нему вы можете посетить все основные залы музея с постоянной экспозицией. Тех, кто планирует поход в галерею с детьми, на кассе ожидает приятный сюрприз: достаточно купить билеты лишь для взрослых, дети и подростки проходят в музей бесплатно. Также можно получить скидку, предъявив студенческий билет – цена посещения в этом случае составит всего 200 рублей.

Ценителям живописи будет интересно посетить не только основную экспозицию, но и временные выставки

Если вы располагаете временем и не хотите пропустить ни одного полотна в залах музея, придётся заплатить несколько больше. Дело в том, что Третьяковская галерея расположилась сразу в двух зданиях, для посещения каждого придётся покупать отдельный билет.

Кроме того, на обеих территориях постоянно проходят интереснейшие временные выставки. Посещая все указанные экспозиции по отдельности, можно лишиться приличной суммы денег. Но администрация музея проявляет лояльность к своим посетителям и у каждого есть возможность приобрести комплексный билет стоимостью 800 рублей для взрослого и 300 рублей для студента.

По этому билету вы можете посетить оба здания музея и все временные выставки. К слову, отдельное посещение всех экспозиций обойдётся вам в среднем 2000 рублей: в эту стоимость я заложила билеты в оба здания и проход на две временные выставки. Глядя на эту цифру, становится очевидно, что покупка комплексного билета гораздо выгоднее разовых посещений.

Гигантская экспозиция галереи уже давно не помещается в основном здании. Новый корпус полностью посвящен искусству XX века.

Желающим детально разобраться во всех тонкостях русской живописи Третьяковская галерея предлагает экскурсионное обслуживание. Билет на обзорную экскурсию по основному зданию галереи стоит 800 рублей. Экскурсоводы собирают группу каждый час.

И ещё одна очень удобная опция – любой билет в музей можно приобрести заблаговременно через интернет, это избавит вас от необходимости стоять в очереди перед кассой. Приятно, что значимые музеи становятся доступнее!

Понравилась статья? Поддержи АвиаСовет.ру, нажми:

О Третьяковской галерее что-нибудь слышал каждый россиянин, ведь это самый известный музей изобразительного искусства в нашей стране. Именно здесь собрана самая богатая коллекция русского искусства от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия, и меня этот музей манил с самого детства. Так что и свой первый визит сюда в 10 лет, и последующие посещения я всегда вспоминаю с удовольствием — столько нового я открываю для себя в каждый поход сюда!

Сегодня коллекции галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу. Мне кажется, побывать хотя бы на одной из экспозиций Третьяковки каждому гостю столицы строго обязательно, ведь это одна из главнейших достопримечательностей в Москве.

Как добраться в Третьяковскую галерею

Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.

Смежная станция Замоскворецкой линии метрополитена «Новокузнецкая» также находится всего в 10 минутах ходьбы от Третьяковки: сначала нужно будет пройти по Пятницкой улице до Климентовского переулка, а после – тот же самый маршрут. Из наземного транспорта сюда можно добраться на автобусе 25, троллейбусе 8 или трамваях А, 3 или 39. Однако я рекомендую вам пользоваться метро, так как в центре Москвы можно легко попасть в пробку.

Здание на Крымском Валу

До здания галереи на Крымском Валу добраться можно от метро «Парк Культуры» (цифра 3 на карте) или «Октябрьская» (цифра 2), ведь здание находится в парке искусств Музеоне, ровно напротив Парка культуры и отдыха имени Горького. От метро вы доберетесь до галереи за 10-12 минут по улице Крымский Вал. Здесь же ровно напротив входа в парк есть автобусная остановка «ЦПКиО имени Горького», где останавливаются автобус Б и троллейбус 10.

Равно удалена от обеих галерей станция метро «Полянка» Тимирязевско-Серпуховской линии (на карте обозначена цифрой 4). Между галереями можно пройти и пешком — расстояние около 2 километров вы преодолеете за полчаса. Самый простой и живописный вариант — вдоль набережной. Вы сможете полюбоваться панорамой города, а также прогуляться по парку Музеону и осмотреть забавные скульптуры, выставленные там. Если же хотите посмотреть на историко-культурные здания, то отправляйтесь через улицу Якиманка с бесплатным гидом, разработанным галерей и приложением izi.travel. Кстати, на этом же сайте можно скачать и тур по обеим зданиям галереи, информация о приложении доступна вот .

Цены и режим работы

Входные билеты на каждую экспозицию придется покупать отдельно, посещение стоит 400 рублей для взрослых, для пенсионеров и студентов — всего 150 рублей, а детям до 18 лет — бесплатно. При этом в стоимость билета в галерею на Крымском Валу включены и все временные выставки, для посещения же временных экспозиций в Лаврушинском переулке придется платить отдельно.

Галерея открыта с 10:00 до 18:00 во вторник, среду и воскресенье, а с четверга по субботу она работает с 10:00 до 21:00. Учтите, что войти в залы можно минимум за час до закрытия, так что постарайтесь приехать вечером хотя бы за полтора-два часа до конца рабочего. Понедельник — выходной день, также галерея может быть закрыта в некоторые праздничные дни, специальное расписание публикуется на сайте.

Что представляет собой галерея

Помню, в детстве долго мечтала побывать в Третьяковской галерее, и в один из выходных дней мое желание наконец осуществилось: мы с родителями отправились в Москву знакомиться с русским искусством. Точнее, знакомились с ним взрослые, а я просто любовалась картинами, репродукции которых нам показывали в художественной школе, и гордо приводила родителям краткую искусствоведческую справку о каждом значимом полотне. С тех пор многое уже забылось, но вот это первое впечатление — восторг от того, как много шедевров, «тех самых» картин, которые знает каждый, собрано под одной крышей, — осталось со мной до сих пор.

Историческое здание Третьяковской галереи всегда меня удивляло. Его центральный фасад напоминает мне теремок: кирпично-красные стены и белый декор, три парадных крылечка с треугольными крышами, как у избушек на детских картинках, каменные наличники на окошках и дверях, а в самом верху – будто церковная маковка, под которой расположился герб Москвы с Георгием Победоносцем, пронзающим змея. По-настоящему сказочное здание напоминает ожившую картину Васнецова или иллюстрацию Билибина, настраивая нас на правильный лад.

Хотя снаружи здание кажется небольшим, внутри на двух этажах разместились целых 62 зала, где хранятся произведения с XI века до начала двадцатого столетия. Если вы любите бродить по галереям неспешно, подолгу изучая каждый зал, в Третьяковской галерее вы запросто проведете целый день. А те, кто предпочитают осматривать только ключевые шедевры, запросто могут растеряться, ведь здесь почти в каждом зале есть известные полотна. Рублев, Васнецов, Брюллов, Айвазовский, Крамской, Суриков, Репин, Саврасов, Куинджи, Верещагин, Поленов, Нестеров, Серов, Коровин, Борисов-Мусатов, Врубель — уже этот перечень мастеров заставляет трепетать, а ведь я перечислила только самых известных художников, полотна которых представлены в Лаврушинском переулке. При большом желании вы сможете осмотреть всю галерею за полтора-два часа, но я советую вам не спешить и выделить на посещение хотя бы полдня.

Попав в верхний вестибюль, вы можете сразу отправляться в вводный зал и на второй этаж, где находятся первые залы, если вы уже приобрели билет в интернете. Если же вы предпочитаете обычные кассы, то спускайтесь в нижний вестибюль. Здесь же расположены гардероб и камеры хранения, пункт проката аудиогидов и музейные киоски, где продаются сувениры и книги. Сделав всё необходимое, начинаем осмотр залов. Сориентироваться в расположении залов и лестниц можно по схеме (в полном размере она доступна по ссылке).

Галерея портретов

В первых залах представлены портреты, созданные художниками XIX века. В зале №1 с портретов на нас смотрят русские цари и царицы, их наследники и представители знати. Но уже в следующей комнате появляется разнообразие: на портретах изображены простые люди (например, «Портрет неизвестной в русском костюме» работы И.П. Аргунова ), появляются и игровые полотна на сюжеты из русской истории и античной мифологии.

Третий зал — еще одна галерея парадных портретов, где лишь одна картина выбивается из общего стройного ряда — это «Голуби» И.Ф. Гроота. Несколько бело-серых птиц у кирпичной стены составляют весь незатейливый сюжет этого полотна. Забавно видеть его по соседству с изображениями императриц и дворян, мне сразу начинало казаться, что в картине должен быть какой-то подтекст, некая аллегория. Не зря же его поместили в этом зале? Но ответа на свои размышления я не нашла, так что вам предстоит самостоятельно решить вопрос о том, как связана эта картина с остальными полотнами в зале. Ряд портретов продолжается и в следующих помещениях, сменяясь ненадолго пейзажной живописью в шестом зале. Меня всегда утомляли такие ряды портретов, однако прогуливаясь по этим залам Третьяковки, отчетливо замечаешь, как менялась техника. Портреты в седьмом зале совершенно не похожи на работы, представленные в залах №1-3. Более естественные позы, живые лица и очень глубокие взгляды, в которых читается не просто настроение, но целая история. Работы В.Л. Боровиковского будто предвосхищают будущие портретные и жанровые сцены К. Брюллова, которые мы увидим в девятом зале.

Работы Александра Иванова

Мы переходим в залы, посвященные художникам первой половины XIX века, и стилистика заметно меняется. Всё как будто становится более глубоким, осмысленным, наполненным скрытыми знаками. Эти картины не просто изображают людей, пейзажи или жанровые сцены, они передают настроения, заставляют остановиться на минуту у холста и прочувствовать изображенное.
В зале №10 находится одна из самых моих любимых картин – «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Не знаю чем, но она запомнилась мне еще с уроков в художественной школе, а вживую и вовсе поразила. Полотно невозможно проигнорировать уже из-за его размеров: 5,5 на 7,5 метров! Фигуры людей, готовящихся войти в реку и принять крещение на первом плане, намного больше натуральной величины. Какая монументальная работа, какой труд! И как тонко, тщательно прописаны детали! Художник работал над этой картиной более 20 лет, но так и не успел завершить полотно. О том, какой титанической труд проделал Иванов, позволяют судить эскизы и наброски, выполненные художником в процессе работы над полотном. Замечательно, что они вывешены в этом и соседнем залах (№10 и 12), так что мы можем увидеть, как менялся первоначальный замысел в процессе работы, как художник искал образы, как двигался к созданию шедевра методом проб и ошибок.

Жанровая живопись 19 века

Любопытен зал №14, посвященный теме крестьянства и русской деревни в живописи XIX века. Портреты сельских жителей и крестьянских ребятишек, сцены из жизни деревни, а также интерьеры загородных дворянских усадеб дают полное представление о жизни и облике русской деревни того времени. Каждый раз, проходя по таким залам, я жалею, что у нас не принято проводить уроки истории в музеях. Как много могли бы узнать и понять дети, рассмотрев такие картины!

В зале №15 внимание стоит обратить на работы П.А. Федотова: сюжеты его полотен отражают жизнь, хотя порой кажется, будто это иллюстрации к сатирическим рассказам Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Знаменитое полотно «Сватовство майора» (на картинке ниже), замечательные «Анкор, еще анкор!», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Жена-модница» — все эти картины отражают детали мещанского быта, и рассказывают нам истории, в чем-то смешные, а в чем-то грустные, но такие знакомые и типичные для того времени. Эту тему продолжают и полотна зала №16, где мы встречаем знаменитую работу В.В. Пукиреева «Неравный брак». Работы В.Г. Перова в следующем зале тоже рассказывают нам о жизни России в XIX веке, но показанные им истории имеют человеческое лицо и куда более трагичны.

От дворян и мещан мы вместе с художником обращаемся к жизни рабочих и крестьян, где сплошные несчастья: нищета, голод, болезни и смерть. Знаменитая «Тройка», где три ребенка тащат на санях огромную бочку с водой несмотря на ненастье вокруг; «Приезд гувернантки в купеческий дом», где честная и добрая девушка поступает на службу к надменному и скупому барину; многочисленные картины с темой смерти — «Утопленница», «Старики-родители на могиле сына», «Возвращение крестьян с похорон зимою», — все эти полотна показывают безрадостность и безнадежность жизни простого человека.

Залы №18-19 посвящены пейзажной живописи: здесь и знаменитые «Грачи прилетели» Саврасова, и марины Айвазовского; в 21-м зале — работы Куинджи, где поражает игра со светом, а в 25-м нас ждут леса и поля, детально прорисованные Шишкиным.

Переход от социально-бытовой проблематики к пейзажной живописи не случаен: через природу мы видим иной облик России — страны бескрайней, великой, могучей. Это логически приводит нас в зал №26, где мы встречаемся с Русью из сказок и былин на полотнах В.В. Васнецова. Самая знаменитая картина здесь — «Богатыри», ставшая уже своего рода визитной карточной галереи. Помимо былинных героев, в этом зале можно увидеть сестрицу Аленушку, Ивана-Царевича на сером волке, царевен подземного царства.

27-й зал переносит нас из мира сказок в мир экзотической Индии на картинах В.В. Верещагина. Самое впечатляющее (оно же и самое известное) полотно в этом зале — «Апофеоз войны», на котором мы видим гору черепов, окруженную стаей воронов в пустыне. На меня эта картина всегда производит очень гнетущее впечатление, заставляя задуматься и о том, как бессмысленно гибли и гибнут люди в войнах и как быстротечна человеческая жизнь.

Следующие залы представляют нам работы таких мастеров реалистического течения в живописи, как В.И. Суриков. И.Е. Репин, Н.Н. Ге. Живые портреты современников чередуются с картинами на сюжеты из истории России. Здесь и «Боярыня Морозова» (на фото выше), отправленная в ссылку, и «Меньшиков в Березове», и «Утро стрелецкой казни», и «Иван Грозный и сын его Иван», и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Живопись рубежа XIX-XX веков: от реализма к новому искусству

Залы, посвященные изобразительному искусства рубежа XIX-XX веков, открывают картины М.А. Врубеля (залы №32-34). Его техника разительно отличает его работы от полотен предшественников, будто четко проводя границу между старым и новым, реалистичной живописью и новыми, пока только рождающимися течениями в искусстве. Среди самых узнаваемых его работ – «Царевна-Лебедь» и «Демон (сидящий)» (на фото ниже).

На этом мы завершаем осмотр залов первого этажа, но не пугайтесь — на самом деле, две трети галереи мы уже изучили. Внизу нам осталось осмотреть совсем немного. После сюжетно и эмоционально насыщенных картин последних залов мы вновь можем перевести дух, рассматривая пейзажи. В залах №35-38 нас ждут работы Поленова, Левитана, Грабаря и других художников-пейзажистов, а в 39-м — крестьянская живопись М.В. Нестерова.

В залах №40-41 представлены работы В.А. Серова, в том числе и «Девочка с персиками». Судя по прошедшей зимой 2016 года выставке, этот художник пользуется огромной популярностью у москвичей, так что заглянуть сюда непременно стоит. Однако лично мне гораздо интереснее было изучать работы К.А. Коровина (зал №42), которые намного лучше соотносятся с тенденциями в мировой живописи того времени. Его техника — работа с мазками-цветовыми пятнами — позволяет не столько увидеть детали, сколько понять общее настроение и движение, энергетику картин. На иллюстрации ниже — его работа «Париж. Кафе де ля Пэ».

Не менее импрессионистские полотна представлены и в залах №43-46, наиболее значимые художники здесь — В.Э. Борисов-Мусатов, Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов и Н.К. Рерих. Их техники совсем не похожи друг на друга, но от предшественников их работы отличаются еще более явно.

Заключительные залы галереи: графика, иконопись, сокровищница

В залах №49-54 расположены выставка графики XVIII – начала XX веков, которая обновляется раз в полгода, так что если вас интересует этот вид изобразительного искусства, обязательно загляните сюда. Последние залы №56-62 посвящены искусству Древней Руси и иконописи. Здесь можно увидеть типичные работы для разных местных школ, а также фрески и иконы, созданные такими прославленными мастерами как Феофан Грек (зал №58) и Андрей Рублев (зал №59). Зал №55 — сокровищница Третьяковской галереи, где представлены иконы и старинные книги, ювелирные изделия и миниатюры.

Как видите, основная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулки удивительно богата, так что посетить этот музей стоит обязательно: даже если вы не разбираетесь в изобразительном искусстве, вам наверняка будет любопытно увидеть те картины, которые вы не раз встречали в обычной жизни — на страницах учебников, на упаковках продуктов (например, на конфетах), на рекламных плакатах. А те, кто интересуется искусством, могут продолжить знакомство с русскими художниками и скульпторами XX века в здании Третьяковки на Крымском валу.

Третьяковская галерея на Крымском Валу

В отличие от галереи в Лаврушинском переулке, эта экспозиция меньше и осмотреть ее можно значительно быстрее. А вот осмыслить произведения художников-авангардистов, кубистов и представителей других модернистских течений XX века оказывается намного сложнее.

Здесь, как и в основном здании галереи, произведения расположены в хронологическом порядке, от первых шагов художников-авангардистов в 1900-х годах до произведений наших современников. Любопытно, что в первых залах мы видим много образцов экспериментально искусства, среди которых не только картины, но и необычные скульптуры, композиции, кинетические машины. В залах можно посмотреть несколько документальных фильмов о русских авангардистах, что позволит лучше понять их идеи и произведения.

Новые течения в искусстве: символизм, примитивизм, абстракционизм

Начиная осмотр галереи, мы двигаемся по залам 1910–1920-х годов. Все представленные здесь картины разительно отличаются от творчества классических художников, которое представлено в Третьяковке в Лаврушинском переулке. Хотя это еще не абстракции, сразу ясно, что перед нами и не реалистическое искусство.

Игра со смыслами и формами, намеренный уход от реализма и поиск иных, более простых способов выражения сложных философских идей, типичны для всего искусства XX века. Интересное выражение она получает в работах М.Ф. Ларионова. На картине «Отдыхающий солдат» (зал №1, на фото ниже) мы видим, казалось бы, знакомую портретную позу — так писали художники Возрождения отдыхающих Венер, однако здесь художник намеренно смешивает высокое и низкое, оперируя контрастами и выражая свое отношение к социальному неравенству общества.

Ещё одно популярное направление живописи тех лет представлено картинами Н.С. Гончаровой — кажется, что ее натюрморты или «Павлин» (залы №1-2) нарисованы пятилетним ребенком, но за кажущейся простотой, примитивизмом, сложные ассоциативные связи.

Одни за другим художники начала века отказываются от всего привычного и реалистичного: цвет, перспектива, манера письма — всё претерпевает изменения, эволюцию которых так любопытно прослеживать, перемещаясь из зала в зал. Пика новое искусство достигает в творчестве авангардистов, ярчайшими представителями которого являются П.Н. Филонов (зал №9), В.В. Кандинский (зал №9), М.З. Шагал (зал №9) и К.С. Малевич (зал №6). Картины Филонова и Кандинского всегда особенно завораживали меня: так интересно было изучать детали, пытаться угадать, что же скрыто за этими формами, цветами, линиями.

Вживую от композиций и импровизаций Кандинского у меня перехватывает дыхание: кажется, я не просто вновь читаю о его экспериментах с цвето-музыкой, но действительно вижу то, о чем писал художник. Эти абстрактные структуры, на первый взгляд кажущиеся просто беспорядочным смешением цветовых пятен и линий, способны погрузить зрителя в особое эмоциональное состояние. Если раньше художники рассказывали и показывали нам истории, теперь они предлагают нам прочувствовать их.

Казимир Малевич: авангард и кубизм в изобразительном искусстве

Самым знаменитым художником, работы которого представлены здесь, без сомнения является Казимир Малевич. Как в Лувре толпы туристов притягивает к себе «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, так в Третьяковке на Крымском валу все стремятся увидеть «Черный супрематический квадрат» Малевича. Эта противоречивая картина, пожалуй, навсегда останется предметом жарких споров между профессионалами и любителями живописи. Признаюсь, если вы не разделяете взглядов на то, что это произведение — шедевр по своему революционному замыслу и имеет программное значение для авангарда, вас картина вряд ли впечатлит: просто черный потрескавшийся квадрат на белом фоне. Лично мне любопытно было увидеть вживую этот символ революции в искусстве, но намного интереснее оказалось рассматривать другие произведения Малевича. Любопытно, что в двух залах можно проследить, как менялось творческое видение художника: от реалистического символизма к авангарду, кубизму и снова к более реалистичному искусству. Его поиски, оригинальность и новизна его творчества достойна не просто пары залов, но целой отдельной галереи.

Помимо картин художников, в залах о кубизме и авангарде можно увидеть реконструкции мастерской Общества молодых художников и павильона «Рабочий клуб» Родченко (на фото ниже), которые отражают новые направления авангарда и конструктивизма в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.

Картины К.С. Петрова-Водкина (зал №13) пронизаны символизмом. Так, нельзя не остановиться возле его полотна «Купание красного коня» — пожалуй, самого знаменитого произведения художника. Никогда не интересовавшее меня в репродукциях, в оригинале оно почему-то заставляет меня остановиться и всмотреться в происходящее. Лицо мальчика, его поза, фигура самого коня — кажется, все наполнено здесь глубоким символическим смыслом: это и об искуплении грехов, и о духовной чистоте, и о новом, рождающемся революционном искусстве.

Не менее любопытны и другие работы художника: обычные на первый взгляд портреты и зарисовки оказываются наделенными глубоким, часто библейским значением.

Утилитарная живопись 1930-х

На этом самые сложные для восприятия залы заканчиваются, от революционного искусства мы переходим к утилитарной живописи, которая призвана выполнять идеологические функции. Меня мало увлекали эти залы — что интересного в парадных портретах и огромных полотнах с заседаний Советов? Однако просто пройти мимо этих залов нельзя: все же фигуративное искусство 30-х составляет отчетливый контраст с живописью начала века. Строительство, труд, прогресс, спорт, патриотизм — вот главные темы полотен этих залов. От философии к пропаганде, от глобальных проблем — к частным социальным противоречиям. Вглядываясь в работы А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, И.И. Бродского, я будто вижу, как в живописи проявляется та же цензура, что в литературе.
От программного к жизненному, бытовому мы вовзращаемся в картинах художников военного и послевоенного времени. Простые люди, простые дела, мирная жизнь и её такие доступные и понятные радости — на десятилетие реализм и стремление отразить полноту простой жизни возвращаются в советское искусство. Среди произведений этих залов особенно выделяются работы А.А. Пластова «Сенокос», «Ужин трактористов», «Весна» (на фото ниже).

Каждое из полотен имеет два плана: реалистичный, на котором мы видим сцены из обычного быта крестьян и рабочих, и символический, где художник говорит о простых, но вечных ценностях, восхваляет жизнь, показывает нам красоту будней.

От 1960-х до наших дней: залы современного искусства

Последние залы галереи посвящены искусству 1960–2000-х, в котором отражение нашли самые разные течения. Однако эти залы кажутся мне наименее интересными из всех: многие произведения современных художников выглядят откровенно странными, но, в отличие от работ революционеров-авангардистов, я не чувствую за ними такой же смысловой или эмоциональной глубины.

Образовательные курсы в галерее

Третьяковская галерея — это не только музей, но и современный образовательный центр, где можно прослушать отдельные лекции и целые курсы об искусстве определенных эпох. Любопытно, что есть специальная лекционная программа для детей 7-9 лет, подростков и взрослых, так что интересно будет в любом возрасте. Как правило курс всключает от 4 до 8 лекций, а также возможны экскурсии и прогулки по городу. Приобрести билеты на курсы можно онлайн и в кассах галереи. Стоимость разового посещения для взрослых составляет 270 рублей, для студентов и пенсионеров — от 170 рублей; детский лекторий дешевле — от 130 рублей за занятие. Посмотреть полный список программ и расписание курсов можно вот .

Для тех же, кто любит не просто слушать лекции об искусстве, а практиковаться в создании собственных произведений, подойдут занятия творческих мастерских. Разовое занятие живописью для взрослых будет стоить 800 рублей, скульптурой — 1000, а детские занятия — 600 рублей. Посмотреть даты и тематику занятий можно в разделах «Художественная практика” на сайте галереи.

Перерыв на обед

Если во время осматра галерейных залов вы проголодались, можете заглянуть в ресторан «Братья Третьяковы» в историческом здании в Лаврушинском переулке. Здесь гостям предлагают блюда русской кухни, но цены не самые демократичные: супы от 230 рублей, салаты — от 270 до 700 рублей, а горячие блюда — в районе 500. Десерты обойдутся в 150-300 рублей, кофе — в 110-240 рублей (каппучино — 160), а чаи стоят 320 рублей за чайник на двоих. Ознакомиться с меню и специальными предложениями ресторана можно на его официальном сайте. Если в музейном ресторане обедать не желаете, возле метро и в окрестных улочках вы найдете множество сетевых кафе, в том числе Макдональдс, Кофе Хаус, Шоколадницу и Варенничную №1.

Поблизости от здания на Крымском Валу также расположилось несколько кафешек. Перекусить или выпить кофе можно в одном из небольших уютных заведений на набережной, сетевые Бургер Кинг и Шоколадница, а также несколько других кафе находятся возле станции метро «Октябрьская» всего в 10 минутах ходьбы от галереи.

Сувениры

Я всегда очень люблю заглядывать в сувенирные магазины при музеях: в отличие от обычных сувенирных лавок с одинаковой китайской продукцией, здесь всегда найдется что-нибудь оригинальное и интересное, и особенно радует, что российские музеи подтягиваются до уровня ведущих европейских. В сувенирном отделе Третьяковки я приобрела на память несколько открыток с репродукциями картин: и глаз радуют, и цена прелестная — всего 10 рублей за штуку. Из более серьезных подарков здесь можно найти коллекционные альбомы и книги о галерее и русской живописи вообще (смотрите каталог ), цены от 300 до 3500 рублей, заказать репродукции шедевров (от 750 рублей) или приобрести шелковые шарфы с мотивами из известных полотен, 3500 рублей. Посмотреть, что продается в сувенирной лавке галереи можно в интернет-магазине.

***

Для меня Третьяковская галерея — настоящее собрание сокровищ и жемчужин русского изобразительного искусства, где можно найти и работы классиков, и живопись художников-авангардистов, и современные произведения. Прогуляться по залам галереи непременно должен каждый, ведь здесь так много всего, что вы обязательно увидите ту картину, которая отражает ваше настроение и мировоззрение.

Третьяковская галерея обладает одним из самых крупных мировых собраний русского изобразительного искусства. Основой коллекции Третьяковки стали произведения русского искусства из собрания московского промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Датой основания музея считают 1856 год, когда Третьяков приобрел картины художников В.Г. Худякова и Н.Г. Шильдера. В планы мецената практически с самого начала формирования коллекции входило передать ее городу. В 1860 г., в своем завещании, Павел Михайлович говорил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Музей впервые был открыт для широкой публики в 1867 г. Тогда в коллекцию входили около 1200 картин, 470 рисунков и 10 скульптур работы русских мастеров, а также 84 картины кистей иностранных художников. В дар городу Москве Павел Михайлович Третьяков официально передал коллекцию в 1892 г.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Открытие музея состоялось 15 августа 1893 г. Первым зданием, где были выставлены все работы, входившие в экспозицию, был дом в Лаврушинском переулке, приобретенный семьей Третьяковых еще в 1851 г. Расширение собраний музея вызывало необходимость пристройки новых помещений и «поглощения» соседних зданий для нужд галереи. В процессе реконструкции 1902-1904 гг. у Третьяковки появился оригинальный фасад по эскизам В.М. Васнецова, до сих пор остающийся ее «визитной карточкой». В 1918 г. Третьяковка была объявлена государственной собственностью, за первые же годы Советской России коллекция галереи существенно расширилась, в основном за счет многочисленных поступлений предметов искусства из национализированных частных коллекций со всей страны. К 100-летнему юбилею Третьяковки, в 1956 году, в музее было зарегистрировано более 35000 единиц хранения.

Сейчас в главном («историческом») здании Третьяковки в Лаврушинском переулке собрана коллекция русского искусства периода с XI до начала XX в. Кроме работ уже упомянутых мастеров живописи, здесь можно увидеть шедевры И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова, М.А. Врубеля и многих других прославленных художников. Отдельный зал посвящен легендарному полотну «Явление Христа народу» кисти А.А. Иванова. Здесь также имеется богатейшее собрание русских икон XI-XVII веков.

Третьяковка на Крымском валу

Помещения Третьяковки на Крымском валу отведены для широкомасштабной постоянной экспозиции «Искусство XX века». Стоимость билетов одинаковая с главным зданием в Лаврушинском пер. Часы работы: с 10.00 до 19.30. Здесь также проходят обычно несколько крупных тематических выставок. Большой многоэтажный павильон, ориентированный на набережную Москва-реки, был построен в конце 70-х гг. ХХ в. Здесь собраны работы нескольких десятков прославленных русских художников и скульпторов XX века, в том числе А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, П.П. Кончаловского, И.Э. Грабаря, А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, М.С. Сарьяна, Т.Н. Яблонской и многих других. Много интересного в этом павильоне найдут как поклонники реалистической живописи (в том числе и соцреализма), так и любители авангарда. В залах музея можно увидеть один из вариантов знаменитого «Черного квадрата» Малевича, ряд скульптурных работ мастеров-авангардистов, инсталляции, фото- и видеоотчеты о творческих акциях и хепенингах.

В этом же павильоне располагается и Центральный дом художника, имеющий несколько десятков постоянно действующих галерей, регулярно проводящий выставки, концерты и другие мероприятия. На территории рядом со зданием расположен парк «Музеон», известный собранием памятников советской эпохи, в т.ч. памятником Дзержинскому, в 1991 г. демонтированном с Лубянки, памятниками И.В. Сталину, В.И. Ленину, Я.М. Свердлову, Л.И. Брежневу и другими символами советской эпохи.

Здания галереи на Крымском валу и в Лаврушинском переулке — наиболее крупные и популярные у публики подразделения объединения «Государственная Третьяковская галерея». Кроме них для посетителей также доступны Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Культурный центр в Толмачах, Инженерный корпус, музей-мастерская А.С. Голубкиной. Последние три объекта в данное время находятся на реконструкции и посетителей не принимают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *