Все о монголии

«Аэрофлот» и Miat Mongolian Airlines совершают по три рейса в неделю между Москвой и Улан-Батором.

Поезд из Москвы в Улан-Батор ходит дважды в неделю, время в пути 101 час. Есть также ежедневный поезд из Иркутска, время в пути 36 часов. Стоимость проезда из Улан-Удэ в Улан-Батор 2500 рублей в купейном вагоне и путь занимает 17 часов.

В Улан-Батор ходят также регулярные автобусы из Улан-Удэ, время в пути 10-12 часов, стоимость проезда 1200 рублей.

Популярным является маршрут из России через Монголию в Китай, с остановками в пути, например в Улан-Баторе. Два ежедневных внутренних поезда следуют из Улан-Батора в Замун-Ууд на границе с Китаем; время в пути 13 часов на скором поезде и 16 часов на обычном. Стоимость проезда от $15 в плацкарте до $28 в купе. Пограничный Замун-Ууд соседствует с китайским городом Эрэн-Хото, между ними порядка 10 километров, но пересекать границу пешком нельзя. От автостанции Замун-Ууда ежедневно следуют три автобуса в Эрэн-Хото, с учетом границы поездка занимает до двух часов, стоимость $7,5. Также интересным и необычным является переезд границы на одном из сотен старых советских УАЗиков, на которых монгольские «челноки» возят товар из Китая в Монголию. Из Монголии в Китай машины идут порожними и за $5-7 вас возьмут с собой без проблем до Эрэн-Хото, но в обратном направлении они пойдут с грузом и ехать придется среди коробок и баулов с товаром.

Продажа билетов на рейсовый автобус, следующий в Монголию из Бурятии и обратно.
(Также продаем билеты на поезд в Монголию и обратно)
Расстояние от Улан-Удэ до Улан-Батора 585 км, время в пути в среднем 12 часов, в зависимости от скорости прохождения госграницы. Рейсовый автобус вместимостью 45 пассажиров, с багажными отделениями, производства Ю. Корея.
Посадка в автобус осуществляется при наличие автобусного билета с указанием данных заграничного паспорта.
1. ЕЖЕДНЕВНО из Улан-Удэ.
Улан-Удэ — Кяхта — Алтан-Булаг — Улан-Батор,
отправление из Улан-Удэ в 7:30 с автовокзала, ул. Советская 1Б,
прибытие в Улан-Батор 19:00-20:00 на терминал «DRAGON»
2. ПЯТНИЦА, ВОСКРЕСЕНЬЕ из Улан-Удэ.
Улан-Удэ — Кяхта — Алтан-Булаг — Улан-Батор,
отправление из Улан-Удэ в 19:00 с автовокзала, ул. Советская 1Б,
прибытие в Улан-Батор на следующий день в 7:00 на терминал «DRAGON»
3. ЕЖЕДНЕВНО из Улан-Батора.
Улан-Батор — Алтан-Булаг — Кяхта — Улан-Удэ,
отправление из Улан-Батора 7:30 с терминала «DRAGON»,
прибытие в Улан-Удэ в 19:00 — 20:00 на автовокзал, ул. Советская 1Б.
4. ПЯТНИЦА, ВОСКРЕСЕНЬЕ из Улан-Батора.
Улан-Батор — Алтан-Булаг — Кяхта — Улан-Удэ,
отправление из Улан-Батора 19:00 с терминала «DRAGON»,
прибытие в Улан-Удэ на следующий день в 6:00 — 7:00 на автовокзал, ул. Советская 1Б.

Пенсионерам скидка 10%, при предъявлении пенсионного удостоверения (при проезде Улан-Удэ — Улан-Батор или обратно).
Детям до 12-ти лет скидка 50% (при проезде Улан-Удэ — Улан-Батор или обратно).
Билеты продаются при наличии загранпаспорта или его копии.
При отказе от поездки менее 24 часов до отъезда взимается штраф в размере 50% от стоимости билета; при отказе от поездки более чем 24 часа до отъезда, взимается сбор 450 рублей с одного билета
Сервисный сбор:
— 300 рублей с одного пассажира, при группе более 9 человек,
— 400 рублей с одного пассажира при группе 1-9 человек
Билеты нужно забрать в гостинице «АЯН ОТЕЛЬ», ул. Бабушкина 164, Улан-Удэ, круглосуточно, тел 83012 415-222
При необходимости возможна доставка билета (билетов):
— на автовокзал в Улан-Удэ за 300 рублей
— на автовокзал в Улан-Батор за 1500 руб.
Предлагаем вам размещение в гостинице «АЯН ОТЕЛЬ» со скидкой 10% !!!
Организуем
— Заказные автоперевозки в Монголию на легковых автомобилях и автобусах
— Встречу пассажиров, размещение в гостиницах, экскурсии в в Улан-Баторе и Улан-Удэ
Внимание! Пассажирам проживающим или находящимся в Улан-Удэ просьба звонить напрямую в кассу автовокзала.
Заказ билетов и справки по телефонам (Viber, WhatsApp):

Туры в Монголию — это отличная возможность познакомиться с самобытной культурой Восточной Азии, попутешествовать по бескрайним степям и изумрудным равнинам, порыбачить в чистых реках и озерах, совершить восхождение на пики Алтая и увидеть памятники древней и современной истории человечества. Туристическая инфраструктура хорошо развита в Монголии: по стране проложено множество вариантов экскурсионных маршрутов, размещение весьма комфортное (иные юрты превосходят отели по степени удобства), кухня разнообразная и щедрая. В придачу из Москвы до Улан-Батора ежедневно отправляются прямые рейсы.

С вершин Алтая открывается захватывающий вид сразу на три страны: Россию, Монголию и Китай. Весна Март -9…-14 °C Апрель 0…+3 °C Май +8…+10 °C Лето Июнь +16…+17 °C Июль +19…+20 °C Августлучшее время для экскурсий +15…+18 °C Осень Сентябрь +7…+10 °C Октябрь 0…-1 °C Ноябрь -11…-14 °C Зима Декабрь -18…-23 °C Январь -21…-27 °C Февраль -18…-24 °C

Виды туров

Изумительной красоты природа, завораживающий своей свободой образ жизни кочевников, а также исторические и религиозные достопримечательности — главный магнит, притягивающий туристов в Монголию. Здесь можно путешествовать по следам пастухов-кочевников по бесконечным равнинам, обрамленным вершинами гор — и удивляться, насколько широкими могут быть просторы, где на многие сотни километров не увидишь ни дома, ни огороженного участка. Тех, кто может похвастать хорошей физической формой, приглашают подняться на высочайшие вершины Алтая, чтобы насладиться потрясающим видом сразу на три страны: Россию, Монголию и Китай и увидеть многочисленные наскальные рисунки — их галереи тянутся более чем на 20 км! Наконец, Монголия ждет и увлеченных рыболовов: обилие рыбы в реках и озерах обеспечит великолепный клев, а сопровождающие группу проводники подскажут рецепты приготовления национальных блюд.

Экскурсионные туры в Монголию включают:

  • знакомство с достопримечательностями Улан-Батора и окрестностей,
  • посещение монастырей, многие из которых являются значимыми центрами мирового буддизма,
  • поездку в древнюю столицу Монголии Каракорум,
  • осмотр одного из символов страны — великолепного монастыря Эрдэнэ-Зуу, известного своей стеной со 108 ступами.

Отдельным пунктом программы является поездка в пустыню Гоби, где туристам предложат проехать по величественным барханам верхом на верблюде и переночевать под звездным небом. Здесь же можно найти фрагменты скорлупы яиц динозавров и мелкие ископаемые останки.

Также очень популярны туры на фестиваль Наадам, на протяжении трех дней которого поет, пляшет и славит национальных героев вся Монголия.

Когда ехать

В Монголии господствует резко континентальный климат со значительными пиками температуры зимой и летом. Для обзорных экскурсий по стране лучше всего подойдет летний период, при этом ездить в Гоби разумнее в мае и сентябре-октябре. В горы имеет смысл отправляться в июле и августе — там царит комфортная прохлада.

Цены

Стоимость туров в Монголию начинается от 1500 USD за недельную программу и от 2200 USD за 10-дневную обзорную поездку по стране с посещением пустыни Гоби. Уик-энд в Улан-Баторе обойдется в сумму от 900 USD, визит на фестиваль Наадам будет стоить от 1300 USD за четыре дня. К этому нужно прибавить стоимость авиаперелета — от 700 USD. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

  • протяженность ~2000 км
  • фотоотчёт и рассказ о маршруте — Большое путешествие Алтай — Монголия — Байкал

Целью маршрута было пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.

Граница Россия — Монголия

Данный маршрут предполагает въезд в Монголию через границу в селе Ташанта республики Алтай, а выезд из деревни Кяхта республики Бурятии. Можно проезжать в обратном порядке, также есть ряд других пограничных пунктов между двумя странами.

Режим работы каждого пункта отличается и может меняться, поэтому для планирования поездки лучше уточнить время и дни работы пунктов. Для этого можно поискать последние новости на сайте росграницы, введя в поиске «Ташанта» или другой пропускной пункт. Пункт в Кяхте работает без перерывов и выходных, но и там возможны изменения, на всякий случай также стоит поискать на сайте rosgranitsa.ru. Пункт в Ташанте часто закрывают на несколько дней в связи с праздниками на Монгольской стороне, будьте внимательны при планировании поездки.

Документы необходимые для перехода границы: для граждан России достаточно одного заграничного паспорта, других документов и виз на срок до 30 дней не потребуется. Гражданам иных стран, в том числе СНГ нужна виза. Через границу пропускают только на транспорте. Водителю необходимо иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права, причём права подойдут простые российские, в Монголии на момент написания статьи (2016г.) международные водительские права не требовались. Российская страховка транспортного средства в Монголии не понадобится, там вам придётся оплатить их собственную (1 500 руб. в 2016г.), плюс транспортный налог (500 руб.), — и то и другое вам будут упорно продавать сразу после пересечения границы. На пограничном пункте в Монголии с вас возьмут ещё около 50 руб. за санитарную обработку, которую, кстати, могут и не делать вовсе, просто выписав квитанцию.

Наши впечатления от прохождения границы

Так как очередь у границы в Ташанте занимали в воскресенье вечером, границу прошли быстро. На обе стороны в целом ушло около 4 часов. На нашей стороне работают чётко, всё интуитивно понятно, если запутались, вам всегда подскажут, куда подойти и что сделать. Вещи сильно не проверяли, мы взяли несколько сумок и пропустили их через рентген, все остальные вещи (вся машина под завязку, включая багажник на крыше) сильно воротить не стали, просто осмотрели машину, попросив открыть всё, что открывается. Главное нормально отвечать на вопросы и делать то, что скажут, тогда никаких проблем, кроме ожидания в очередях, не возникнет. На монгольской стороне сложнее разобраться, что к чему, и спросить труднее, — с русским языком у них не всё так хорошо, иногда лучше говорить на английском. Но и там, если проявить внимательность, всё проходит довольно-таки быстро, не стесняйтесь спрашивать, куда идти и что делать. Граница в Кяхте гораздо более продуманная с монгольской стороны, а круглосуточный режим работы даёт возможность пройти границу в ночь, когда народу практически нет. На нашей стороне нас, как граждан России, пропустили без очереди.

Дороги Монголии

Южный путь — одна из трёх основных магистралей, проходящих с запада на восток, и именно южный путь считается самым асфальтированным. Из 2000 км около 1100 км асфальт, по состоянию на 2016 г. Дороги строятся большими участками. Но тем не менее, это Монголия, и зачастую основной путь — это десяток накатанных по степи дорог, особенно если свернуть с основной магистрали. Просёлки в разном состоянии: некоторые относительно хорошие, можно ехать быстро, но большая часть с так называемой гребёнкой, — ехать по ней не очень приятно, однако есть выбор, и зачастую можно найти хорошую колею, главное не сбиться с верного направления, так как некоторые ответвления ведут к дальним юртам или же совсем в другие долины.

По указателям ориентироваться очень трудно, лучше пользоваться навигатором и картами. Броды на Южном пути есть, в июле не представляли абсолютно никакой сложности, даже легковым автомобилям, но видно, что реки прилично разливаются во время паводков. Новый асфальт в западной части очень хороший, а вот тот, что ближе к Улан-Батору довольно-таки коварный: то и дело посреди дороги встречаются ямы приличных размеров, следует быть всегда на чеку. Большинство асфальтовых дорог платные, на выезде из городов стоят пропускные пункты, обычно берут по 1000 тугриков.

На основной магистрали движение относительно живое, можно надеяться на помощь в случае необходимости. Монголы, живущие далеко от Улан-Батора, чаще всего ездят на подготовленных «Крузаках» и, надо сказать, ездят лихо, возя с собой по 4 запасных колеса. Но если съехать немного дальше от основной дороги, можно подолгу не встречать вообще ни одного автомобиля.

Участки асфальта на Южном пути, Монголия на 2016 год

Навигация

На протяжении всего пути мы пользовались мобильным приложением maps.me. Заранее были закачены все необходимые карты, поэтому телефон работал в авиарежиме, без заскоков на роуминг. Приложение удобное, быстрое, корректно вело даже по адресам Улан-Батора – в общем, нареканий нет, остались довольны. Планировали приобрести бумажную карту, но нашли её только в Улан-Баторе, когда необходимости уже не было. Весь путь прошли только с одним приложением на смартфоне.

Питание

  • Вода. На Южном пути советуем запасаться водой при каждой возможности. Озера встречаться будут, но многие из них соленые и подъезд к ним не всегда прост, а реки в основном грязные. Пару раз мы пробовали набирать воду в редких колодцах, где берут воду местные кочевники, но использовали ее только для приготовления еды на газу и в технических целях, — все же к этой воде лучше привыкнуть (присутствует мелкая взвесь и непривычный запах). Для питья в дороге использовали только покупную бутилированную воду, которая, кстати, дорожает по мере продвижения в более засушливые районы.
  • Еда. Магазины в городах Монголии, конечно, есть и вполне приличные, встречаются даже супермаркеты. Но мы, как истинные фанаты автономии, еще в России закупили еды по принципу туристической раскладки на 2 недели + запас «ништяков». Так нам не приходилось тратить время в душных городах на поиски провианта, и мы могли остановиться поесть в любом месте, как только захотим. Единственное, чего нам очень не хватало – так этого свежих овощей и фруктов, — в магазинах они бывают очень редко, либо стоят очень дорого. В следующий раз мы смело возьмем с собой несколько кило помидоров и огурцов, — погранцы к такому не придираются. Что касается местной кухни — она есть, по дороге встречаются кафе и юрты с вывесками на монгольском языке, но ожидать хорошего сервиса где-то кроме Улан-батора не стоит.
  • Газ. Опять же, в Южном направлении деревьев нет, поэтому нет дров, а значит рассчитывать на вечер с костром не приходится вообще. Полагаемся только на газовые или бензиновые горелки и берем топливо с запасом, опять-таки на границе с ним проблем не было.

Ночёвки

Палатка или машина — самый популярный и зачастую единственный вариант для ночёвок в Монголии. Есть кончно гостевые юрты, куда можно напроситься, а в городках есть что-то вроде отелей, но удобства там сомнительные (за исключением Улан-Батора), поэтому гораздо приятнее и интереснее ночевать в бескрайних Монгольских степях. Главное запастись водой, едой и топливом для готовки, так вы можете в любой момент съехать с накатанной дороги и разбить лагерь. Мы очень полюбили заезжать на какую-нибудь гору, чтобы вид был поинтереснее.

Деньги

Деньги в Монголии — это Тугрики. Валюту, как мы читали, можно поменять в каждом городе. Но, оказывается, далеко не каждый банк занимается обменом. И, честно говоря, для нас эта задача превратилась в настоящий квест: в городе Улгий двери заветного банка закрыли прямо перед нашим носом, а в Ховде мы потратили боле 2х часов на хождения из банка в банк. В общем, вероятно, хоть какую-то часть наличности стоило бы обменять на границе у назойливых менял, чтобы были деньги хотя бы на бензин, так как рубли не принимают.

Язык

Монголы не говорят по-русски. Иногда нам везло на школьный английский. Объясняться часто приходилось на языке жестов.

Топливо

Заправок на Южном пути достаточно, мы заправлялись в среднем через полбака. Стоимость бензина в 2 раза дороже, чем России. С собой была запасная канистра, но ни разу не использовалась. На заправках в основном 92 и дизель, с 95, а тем более 98 проблема, он есть только в Улан-баторе. Мы заправлялись на заправках «Петровис», выбрали ее так как выглядела цивильно, бензин был нормальный, и было решено заправляться только на станциях этой марки. Вероятно другие заправки тоже нормальные, поскольку на них заправлялись также местные, к слову, недешёвые автомобили. Порядок заправки немного другой: к нам выходил работник, сам заливал бензин, и с этим же человеком мы рассчитывались наличными.

Подготовка автомобиля к Монголии

Прокол колеса – обычное дело на Монгольских дорогах, поэтому запаска обязательна, а надёжнее две. Обладателям шоссейной резины с узким профилем нужно быть готовым к приключениям. В населенных пунктах можно починить прокол, местные шиномонтажки скрываются под вывеской «дугуй засвар.

Перед поездкой внимательно осмотрите подвеску вашего автомобиля, а лучше пройдите хорошее ТО в каком-нибудь проверенном автосервисе.

Ещё одна особенность которую следует учесть — пыль. Путешествуя по дорогам Монголии будьте готовы к тому, что пыль будет везде. Поэтому не лишним будет предусмотреть возможность закрытия салонных воздухозаборников и других возможных щелей в машине.

В целом в путешествии по Монголии на автомобиле нет ничего сверхъестесвенного, если вы хотя бы на базовом уровне знаете свой автомобиль и его слабые места. Например, у моей Suzuki слабое звено — это приводной ремень двигателя, как раз он и засвистел к концу поездки, но, зная о проблеме, у меня был с собой запасной ремень. К слову, это была единственная дополнительная деталь, взятая с собой в путешествие, но в следующий раз я положу с собой ещё пару частей для большей уверенности, чего и вам рекомендую.

Также рекомендую прочитать нашу статью о том, что брать в автопутешествие.

Шноркель, лебёдка, силовые бампера и все прочие внедорожные атрибуты совершенно не обязательны на данном конкретном маршруте. Всё это может пригодиться, если вы собираетесь уехать, например, в глубь северной Монголии подальше от основных автомагистралей. По южному же пути, при желании, можно проехать на любом автомобиле.

Меня зовут Борис. Мне 30 лет, живу в Екатеринбурге. Летом я совершил самостоятельное путешествие в Монголию без машины, совместив ее с посещением регионов южной Сибири.

Впервые был в тех краях, где Чингисхан свою империю создавал. Ценами на туры в Монголию я не интересовался. По-моему, большинство турфирм таких и не предлагают. Это не ведь небанальная страна, не Турция или Таиланд.

Из всех возможных стран выбрал Монголию, так как она дешевая и интересная именно для меня. Мне хотелось сравнить свои впечатления от нее с Казахстаном и Кыргызстаном, где я раньше бывал, а также с российскими регионами – Алтаем, Хакасией и Бурятией. Интересовали экспозиции национальных музеев, оформление юрт, состояние железных дорог, кухня, пейзажи, облик столицы и архитектура советского и постсоветского периодов.

Монголию можно вкратце описать так:

  • Одна из самых холодных и малонаселенных стран мира. Плотность населения составляет 2 человека на кв.км. Самая низкая среди стран мира. Июль – самый теплый месяц в столице, средняя температура составляет +18°C. Средняя годовая – около 0°C, с разбросом от -40°C до +40°C.
  • Жители пользуются кириллицей и неплохо знают русский язык.
  • Нет выхода в море.
  • Слабо развит железнодорожный транспорт.
  • Монголия исторически связана с Россией — от нашествия хана Батыя в 1237-1241 гг. и до членства в СЭВ в годы СССР.

Как съездить в Монголию самостоятельно — мой вариант

План поездки заключался в том, чтобы прибыть в Улан-Батор из Улан-Удэ, а далее использовать столицу страны для вылазок в провинцию. В список обязательных для посещения были включены два крупнейших провинциальных города – Дархан и Эрдэнэт.

Как я добрался до Монголии?

На момент поездки курс тугрика к рублю был около 40 к 1. Значит 1 рубль равнялся 40 тугрикам.

Все деньги в Монголии бумажные, это редко в каких-то странах бывает. Лучше всего рубли с собой брать наличными. Из своего города я добирался до Монголии комбинированным путем. Сначала самолетом до Иркутска, потом в сидячем вагоне до Улан-Удэ. В нем я пожил несколько дней и подробно осмотрел столицу Бурятии.

В Улан-Батор можно было добраться тремя способами:

  • В купе международного поезда. Это недешево — 4500 рублей.
  • Ночным автобусом — 1500 рублей.
  • В машине с российскими туристами.

В Улан-Удэ в те дни оказался мой знакомый. Во время осмотра достопримечательностей города мы познакомились с местными жителями, которые хорошо знали Забайкалье, но почему-то никогда не бывали в Монголии. Мы решили туда съездить вместе, так как стоимость бензина при делении на 4 персоны получается дешевле. Выехали из Улан-Удэ около 10 утра и прибыли в Улан-Батор в 11 вечера. Такая поездка стоила 700 рублей, то есть чуть больше рубля за километр. В Улан-Баторе уже разбегались и собирались, в зависимости от планов каждого.

Как найти жилье в Монголии?

В Улан-Баторе турист может остановиться в отеле или хостеле. В провинции есть гостиницы и юрты. Я решил пожить бесплатно, и вписался в обычную квартиру к российскому гражданину, который там проводил лето в качестве археолога. Вписку во многих городах мира реально найти через сайты гостеприимства: CouchSurfing.com и Hospitalityclub.com. Иногда ее предлагают российские граждане или иностранцы, которые владеют русским.

Жил в доме 1980-х годов постройки, с лифтом. Квартира типичная: ванна, туалет, прихожая, кухня, две комнаты и балкон. Поблизости были магазины, остановка троллейбусов, пара иностранных посольств, недорогие общепиты, ресторан русской кухни и торговый центр E-Mart.

Вид из моего окна / фото автора

Во время поездок в провинцию я ночевал в транспорте (ночной автобус\поезд) или в гостиницах. Например, в Дархане 1100 рублей для двоих постояльцев стоил номер в отеле напротив городского парка. Комната стандартная – 2 кровати, туалет и душ в одном помещении, Wi-Fi.

Питание в Монголии

В плане еды Монголия не просто дешевая страна. Я бы назвал ее одним из лучших направлений для любителей кулинарного туризма. Вряд ли где-то можно найти более дешевые блюда из баранины, конины и говядины. В Монголии не проблема найти и привычную русскую или советскую кухню. В некоторых столовых среди супов в меню есть борщ и солянка. В отделах готовой продукции крупных магазинов реально найти оливье и винегрет. В центре Улан-Батора есть рестораны русской («Гжель») и украинской кухни («Батька Опанас»). В одном из торговых центров на первом этаже есть узбекский ресторан.

Я питался скромно, но вкусно / фото автора

В столице Монголии популярны европейская, японская, китайская и корейская кухни. Так, там есть ресторан «Пхеньян», которым владеют северные корейцы. Он достаточно дорогой.

Среди столичных ресторанов особенно отмечу Blue Sky, который расположен напротив памятника Чингисхану. Это одно из самых высоких зданий столицы — со смотровой площадкой и прозрачной стенкой лифта. Фотографировать с верхнего этажа можно и тем, кто не сделал заказ.

В провинции заведения общепита не столько разнообразные, но в Эрдэнэте, где находится российское консульство, не проблема найти пару ресторанов русской кухни.

Еда дешевая, даже дешевле, чем в соседних Бурятии и Туве.

Цены такие:

  • Порция буузов (похожи на манты) или хушуров (аналог чебуреков) в местной столовой – 100 рублей (5 штук).
  • Большая тарелка супа – также 100 рублей. Ее на двоих хватит.
  • Блюда в ресторанах – от 150 до 500 рублей. Иногда это может быть просто несколько солидных кусков мяса с гарниром.
  • Чай – 10 рублей. Он необычный для нас. Напоминает теплое молоко. Привычный чай лучше брать из пакета, иногда его в меню называют «Липтон».

Выбор недорогих заведений общепита огромный. От кафешек на трассе и столовых до фуд-кортов в столичных гипермаркетах. Например, «Хаан бууз» – аналог позной в нашей Бурятии. Кафе, где основное блюдо похоже на манты, но в меню есть супы, блюда из различного мяса с гарнирами, напитки, салаты. Мне понравилось «ШулэнДо» – круглосуточное кафе с различными супами (борщ, монгольская, корейская кухня), местной лапшой «цуйван», салатами.

Если питаться в недорогих заведениях общепита, то на день хватит 300 руб., а если один раз заходить в кафе с официантами, то 500 руб. И это не макароны с картошкой, а разнообразные мясные блюда. Можно и самому готовить. В местных магазинах продаются полуфабрикаты (буузы и хушуры), а также разнообразные товары монгольского и импортного производства. Огромный ассортимент шоколада — от малайзийского «Селангора» до польского «Вавеля».

Я нашел в Улан-Баторе и специализированные магазины, где продаются только российские и белорусские товары. Монгольский хлеб талх похож на привычный «Дарницкий». Аналогично и мороженое по вкусу напоминает советское, а не странные льдины из других стран Азии. Не знаю, с чем связано, но монголы любят добавлять в блюда облепиху и пьют таежный травяной чай. Пачка стоит от 50 рублей, подойдет в качестве сувенира.

Перемещение по Монголии без машины

По Монголии теоретически можно перемещаться самолетами, но я не успел опробовать авиатранспорт. Для поездок использовал автобусы, железную дорогу и автомобили. Местные жители могут подвести и бесплатно, то есть автостоп работает. Иногда водители говорят по-русски, а вот с английским языком совсем плохо. Однако, не все монголы понимают суть автостопа и могут неожиданно попросить денег.

Автобусы в стране, в основном, корейского производства. Скорость их невысока, так как даже ключевые дороги, например, ведущие в Россию, невысокого качества. Тарифы низкие — около 1 рубля за км, как в Средней Азии.

Железная дорога в Монголии

Действует в Монголии и железная дорога. Аналог РЖД у них называется МТЗ. Пассажирские вагоны все производства СССР (плацкарты) и ГДР (купе). Локомотивы бывают старые советские или какие-то необычные монгольские переделки с изображением двух белых коней.

Из Улан-Батора ходят два поезда на север страны, в Сухэ-Батор и два на юг — в Сайшанд. Один из поездов в паре дневной, второй – ночной.

Вагоны внутри трех видов: общие, плацкартные, купейные. Тарифы 250, 500, 750 рублей — от столицы до конечной станции. По российским меркам дешево, за 750 рублей я съездил ночным рейсом в Эрдэнэт. До него ходит прицепной вагон сухэбаторского поезда. Он даже удобнее, так как прибывает в 7 утра, а не в 4:20.

Монгольский поезд / фото автора

Помимо внутренних, ходят и международные поезда — на Пекин, Москву и Иркутск. Тарифы очень высокие, а вагоны старые. Например, от Улан-Батора до Улан-Удэ билет в купе стоит 4500 рублей, а в автобусе в 3 раза дешевле. Если ехать с пересадкой в Сухэ-Баторе на такси через границу и на маршрутку в Кяхте, то хватит и 1000 рублей.

Транспорт в Улан-Баторе

Интересно перемещаться по Улан-Батору. Город перегружен транспортом даже в поздние вечерние часы. Основной вид городского транспорта – автобус. Проезд стоит 10 рублей, но очевидных иностранцев почти всегда возят бесплатно. Проезд на пригородных маршрутах, например, в городок Налайх, стоят 25 рублей. Действует в Улан-Баторе и редкая для стран Азии троллейбусная система. Часть троллейбусов привычные российские, но некоторые выпущены местным предприятием транспортного машиностроения. Проезд бесплатный, но маршрутов немного. В основном, с запада на восток столицы удобно ездить.

Безопасно ли в Монголии?

Основые опасности в Монголии природного типа. Клещи в тайге на севере, например. Стада скота иногда охраняют дикие собаки, а скот периодически чем-то болеет. Монголы любят выпить, поэтому есть вероятность нарваться на неприятности вплоть до драки. Водят они неаккуратно, так как 30 лет назад легковых автомобилей в стране было в несколько десятков раз меньше. В Улан-Баторе во время дождя иногда трудно перейти улицу. Все залито водой и брызги от машин.

Связь и интернет

Интернет даже в столице так себе. Тарифы в 2 раза выше российских, а скорость ниже. Это надо учесть тем, кто работает удаленно или любит загружать во время поездки тяжелые фото и видео. Wi-Fi достаточно распространен.

Достопримечательности Монголии

В Улан-Баторе я посетил почти все музеи.

Они могут быть бесплатными. Например, небольшой музей истории местной железной дороги или выставка ж/д техники исключительно советского производства.

Самый дорогой музей – национальный. Билет стоит 200 рублей. Но некоторым шустрым посетителям удается сразу пройти по лестнице на 2 этаж и потом осмотреть все 10 залов, за исключением первого этажа. В них представлена вся история Монголии — от каменного века до начала 2000 г. Интересны музеи: военно-исторический, почтовый, дом Г.К.Жукова.

Архитектура Улан-Батора

Улан-Батор беден старой архитектурой. Мне показалось, что в городе совсем нет зданий до 1900 года постройки, если не считать религиозных строений. Недалеко от цирка стоят 2 особняка начала XX века. По стилю напоминают привычные купеческие дома в какой-нибудь Кяхте. В одном из них находится кафе, а в другом – скромный музей истории Улан-Батора. Сохранился в столице и местный вариант сталианса – постройки 1950 годов.

Большая часть жилого фонда выглядит уныло и не впечатляет глаз.

Зато в некоторых районах есть юрты – изюминка монгольской столицы. Где еще в мире можно увидеть город с миллионным населением и юртами?

Окрестности и провинция

Улан-Батор я использовал как базу для вылазки в окрестности. В город Налайх съездил «зайцем» в автобусе. К памятнику Чингисхану и в заповедник Тэрэлж прокатился на машине с российскими туристами, оплатив свою часть расходов на бензин.

Памятник Чингисхану — самая большая конная статуя в мире. В его постаменте расположены музей и ресторан. Билет стоит 200 рублей.

Столько же стоит и осмотр национального парка, но контроль иногда пропускает и без оплаты. Лучше всего ехать с ночевкой в юрте. У меня на это времени не было, поэтому осмотрел только монастырь, пару красивых скал и возвышенность.

Самое интересное мероприятие вблизи столицы – фестиваль Надом.

Фестиваль Надом / фото автора

Он проходит в середине июля. Ехать лучше всего не автобусом, ибо там жуткая пробка, а с местным жителем на его авто. На месте я погулял по степи, осмотрел юрты, местную самодеятельность и скачки. Прибывшие на фестиваль обитатели юрт охотно угощают иностранцев конфетами (часто российскими), молочным чаем и водкой.

Куда еще съездить из Улан-Батора

Из Улан-Батора совершил поездки в некоторые провинциальные города. В Эрдэнэт и Сайшанд съездил ночными поездами, в Дархан – автобусом и автостопом обратно.

Вместе с российскими туристами на их машине по цене бензина съездил в монастырь Аглаг в 100 км к северу от столицы.

Монастырь Аглаг / фото автора

Местность вокруг монастыря представляет необычный оазис для стереотипной степной и пустынной страны. Там прохладно и растут сосны. Постройки монастыря фотогеничны, его активно посещают сами монголы.

Эрдэнэт – молодой город. Он был основан в 70-е годы прошлого века. Эдакий образец монгольского градостроительства позднего социалистического периода. Достопримечательностей там немного – храм мормонов, парк, смотровая площадка и музей в местном ДК.

Итог моего самостоятельного путешествия в Монголию

Впечатления от поездки в Монголию у меня остались самые приятные. Больше всего удивили храмы мормонов, которые я видел во всех посещенных городах.

Страна, кстати, оказалась холодная. Даже в июле в степи может дуть такой ветер, что без свитера гулять быстро надоест.

Я сравнил ее с Кыргызстаном и Казахстаном, где бывал годом ранее. Улан-Батор менее русскоязычный в сравнении с Бишкеком. В летнее время он более прохладный по температуре. По ценам получается таким же дешевым, а в плане музеев и архитектуры поразнообразнее будет. Казахстану Монголия сильно уступает в плане туристических достопримечательностей, разве что еда и городской транспорт дешевле.

Сколько стоит поездка в Монголию?

Поездка получилась дешевой. Я жил в Улан-Баторе фактически бесплатно на вписке. Проживание оплатил всякими мелкими покупками вроде заварного чайника и сладостей к чаю. Там же я иногда и готовил, это способствовало экономии на питании. Все цены в стране низкие, поэтому за 26 дней в июне-июле я уложился в 10 000 рублей. Если ехать «эконом-классом», то есть с ночлегом в хостелах и юртах, с питанием в столовых и с перемещением рейсовым транспортом без авиабилетов, то 1000 рублей на день хватит.

Расклад такой:

  • 400-500 рублей за ночь в отеле (дабл, цены за одного с соседом), хостеле или юрте.
  • 300-400 рублей – питание.
  • 200-300 рублей — билеты в музеи и на транспорт.

В обменниках Монголии принимают рубли. В стране нет проблем с банкоматами.

Читай также: Южная Киргизия — куда поехать и что посмотреть

Советы

Отдых в Монголии подойдет не всем. Любителям пляжей, теплого лета, солнца, загара, многочисленных историко-культурных объектов и небольших расстояний в этой стране вряд ли понравится. Если Вы любители дешевый отдых в небанальных местах, верховую езду и диковатые ландшафты южной тайги, степей и пустынь, то обязательно стоит посетить Монголию.

Если нет личного транспорта, то знайте, что самостоятельное путешествие в Монголию возможно и без машины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *