Акведук пон дю гар

Пон-дю-Гар —древнеримский акведук, хорошо сохранившийся до наших времен. Длина акведука составляет 275 метров, а высота около 50 метров. Он являясь самым высоким античным мостом в мире. Акведук состоит из аркад, расположенных в три яруса (6 арок образуют нижний ярус, 11 арок — средний ярус, а верхний ярус изначально включал 47 малых арок), что так же представляет собой редчайшее сооружение для той эпохи. Каменные блоки сложены простой кладкой без облицовки и без использования раствора. Выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов и для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно и их удаляли.

Предположительно Пон-дю-Гар был возведён в 19 году до н.э. при Марке Агриппе, зяте императора Августа. Этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним из источника, находившегося в Юзесе, в 50 километрах от Нима. Мост надежно функционировал почти четыре столетия и являлся одним из основных звеньев акведука в Ниме. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста :»FR S III – frons sinistra».

После падения римской империи акведук пришел в запустение, а его стенки покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII веку Пон-дю-Гар оказался практически выведенным из строя. Франки часто переправлялись по этому сооружению с одного берега реки Гар на другой. Проезд по акведуку-мосту в cредние века стал платным: цена за переправу была достаточно высока.

В 1985 году акведукбыл внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Посещение этой примечательной достопримечательности страны включено нашей компанией Инкомартур 93 в экскурсионный тур во Францию.

Где находится: департамент Гар (сайт тур.офиса), 23 км на северо-восток от Нима, 26 км от Авиньона.
Как добраться.
На поезде.
До Нима:
— из Парижа от вокзала Gare de Lyon поезда 7 раз в день, время в пути – 3 часа, цена билета – 70 евро;
— из Арля (Arles) поезда 10 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета – 8 евро;
— из Монпелье (Montpellier) поезда 15 раз в день, время в пути 1 ч 15 мин, цена билета 12 евро;
— из Авиньона (Avignon) время в пути – 30 мин, цена билета 13 евро;
— из Марселя (Marseilles) поезда 12 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета – 8 евро.
Далее – автобусом, автовокзалы обычно расположены рядом с ж/д вокзалом города.
— из Нима автобусы 6 раз в день, время в пути – 50 мин, цена билета – 7 евро.
— из Авиньона автобусы 6-8 раз в день, время в пути – 1 ч 30 мин, цена билета – 8 евро.
— из Арля автобусы 6-8 раз в день, время в пути – 45 мин, цена билета – 6 евро.
Автобусы останавливаются в 1 км к северу от моста.
На автомобиле:
— от Нима: D6086, D19.
— от Авиньона: N100, D6100, D19.
На что посмотреть: Гарский мост – одно из чудес античности. Величественный акведук – функциональное инженерно-техническое сооружение без каких-либо декоративных элементов, предназначенное для водоснабжения, но выполненное со впечатляющим архитектурным изяществом. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н. э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако некоторые археологи и историки оспаривают эту дату. Они считают, что постройка столь высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена – в период с 40 по 60 гг. н.э. Он составлял часть системы водоснабжения (общая длина 50 км, от источника возле Юзе по каналам, акведукам и туннелям) города Нима, чтобы подавать ежедневно в него до 20 000 м3 свежей воды. Город Ним образовался и рос благодаря культу местного водного божества, которому приписывалась чудодейственная целебная сила. От этого божества по имени Немаузас происходит и название города. Под властью римлян территория Нима достигла 202 гектаров, а население насчитывало 50 000 человек. Современные подсчеты показали, что благодаря акведуку каждый житель города мог расходовать по 400 литров воды ежедневно.

Трехъярусный акведук высотой 49 м (самый высокий сохранившийся древнеримский акведук) соединяет берега реки Гардон (прежде называемую Гар). Длина его 275 метров, высота 47 метров. Можно представить, какое впечатление производил он на галлов, поражая их мощью и величием римских достижений.
Долгое время считалось, что Пон-дю-Гар был воздвигнут для снабжения водой города Нима по приказу Марка Агриппы, зятя императора Октавиана Августа (ок. 19 г. до н.э.). Новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 – «FR S III – frons sinistra».
Интересно, что огромные каменные блоки (некоторые весят более 5 т) сложены без применения раствора. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем — одиннадцать, в верхнем — тридцать пять, непосредственно по которому и пролегает водопровод. По мере приближения к берегу, ширина арок уменьшается. Каменные блоки сложены простой кладкой, без облицовки; выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов. Эти торчащие камни выглядят не слишком изящно и придают всему облику сооружения некую архитектурную незавершенность. Но, судя по всему, они были нужны для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода, и их надо было удалять. С верхней аркады в тех ее местах, где выпали камни перекрытия, можно разглядеть дно водопровода. Уклон самого акведука составляет 1 : 3000, перепад высот между начальной (источник) и конечной (Ним) точками равен 17 метрам. К изумлению ученых, выяснилось, что лишь одна из шести нижних арок моста является несущей. К тому же Пон-дю-Гар пересекает реку не под прямым углом, а слегка выгнут навстречу течению. Такая конструкция сооружения должна противостоять сезонным паводкам.
Что же происходило с водой в конце акведука? В Ниме и сегодня еще можно осмотреть хорошо сохранившийся водосборник — так называемый «кастеллум дивизориум» (castellum divisorium). Это круглый резервуар диаметром около 6 метров. Вода из акведука стекала в эту емкость, а уходила отсюда в пяти различных направлениях по системе свинцовых спаренных труб водопровода вода распределялась по всему городу. Три отверстия на дне резервуара служили, очевидно, для очистного спуска.
Мост использовался по прямому назначению до IX в., а потом из-за отсутствия ухода и ремонта вышел из строя. Вдоль акведука шла проезжая часть римской дороги. В XVII веке непосредственно нижняя аркада была приспособлена под мост. И еще до недавнего времени по акведуку, «сработанному еще рабами Рима», сохранялось автомобильное движение, хотя в 1747 г. неподалёку был построен современный мост. Сейчас оно запрещено: для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создавало угрозу обвала всего сооружения. Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.

Пон-дю-Гар, свидетельство древнеримского инженерного гения, достигает в самой высокой точке высоты 48 м, его длина составляет 275 м. По верху моста проходит водовод – каменный жёлоб, где под покровом каменных плит когда-то текла вода.

Самый высокий из древнеримских акведуков стал теперь одним из самых посещаемых во Франции памятников античности. Комплекс Пон-дю-Гар даёт посетителям возможность узнать и понять устройство этого уникального памятника; его помещения вмещают музейные экспозиции, здесь проходят выставки и демонстрируются фильмы, проводятся экскурсии и культурные мероприятия…

«Площадка» комплекса Пон-дю-Гар – удобное место для проведения встреч, приёмов, различных публичных и корпоративных мероприятий.

Во время обеденного перерыва в ресторане напротив памятника вы сможете познакомиться со средиземноморской кухней.

Начиная с 2012 года для групп введен единый индивидуальный входной тариф, дающий право доступа в выставочный комплекс, на акведук, на стоянку для автобусов; эта новая тарификация заменит обычные тарифы на парковку автобусов.

Контакты

Адрес: Франция, река Гардон (ранее Гар), департамент Гар, около города Ремулана
Строительство: середина I века н.э.
Длина: 275 м.
Высота: 47 м.
Координаты: 43°56′49″N,4°32′9″E
Находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

Краткое описание

Особенности архитектуры и его предназначение

Новая история

Полезная информация для туристов

Акведук Пон-дю-Гар на карте

Краткое описание

Где можно посмотреть величественные памятники архитектуры и истории, построенные во времена процветания великой Римской Империи? На этот вопрос несведущий турист, скорее всего, даст ответ: «Конечно же, в Риме!».

Несомненно, отчасти это действительно так: римские достопримечательности ежегодно привлекают к себе внимание миллионов туристов со всего мира. Однако есть сооружения, построенные древними римлянами, которые находятся не на территории Италии. Одно из них — огромный акведук под названием Пон-дю-Гар, который «перекинули» через реку Гардон, протекающую неподалеку от Ремулана.

Кстати, в древние времена эту реку называли несколько проще, Гар, отсюда и появилось название самого высокого в мире акведука, занесенного специалистами в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО — Пон-дю-Гар.

Длина французского акведука, построенного римлянами, составляет 275 метров, а высота чуть более 47 метров. Для сравнения, высота Пон-дю-Гар точно такая же, как и высота современного шестнадцатиэтажного дома. Кроме этого, несмотря на неумолимый ход времени, сильнейшие порывы ветра и постоянные весенние разливы реки Гар, акведук сохранился до наших дней в прекрасном состоянии, что не может не привлечь в этот департамент Франции огромное количество путешественников, желающих увидеть старейшую достопримечательность и насладиться окружающими ее живописными пейзажами. К слову, акведук Пон-дю-Гар считается историками, археологами и архитекторами самым высоким сооружением подобного рода когда-либо вообще возводимыми римлянами. А строили акведуков немало: стремление всего населения великой империи к чистоте тела вошло в историю.

Акведук Пон-дю-Гар: особенности архитектуры и его предназначение

Пред тем, как начать говорить о строительстве акведука Пон-дю-Гар, следует уточнить, что точная дата его постройки неизвестна. Многие историки ссылаются на то, что впервые он упоминается в древнеримских летописях, датируемых I веком нашей эры. Однако есть специалисты, которые после ряда проведенных ими исследований, утверждают: акведук через реку Гар появился не позже 19-го года до (!) наступления нашей эры по распоряжению Марка Агриппы. Как бы там ни было, в любом случае современным архитекторам не удается объяснить, каким именно образом на территории современной Франции появилось это чудо. Дело все в том, что если посмотреть на Пон-дю-Гар, то можно сделать определенный вывод: трехъярусный акведук стоит на своем месте уже более 2 000 лет при помощи шести опор. Однако вычисления специалистов показали, что только одна (!) из этих шести опор является несущей, и только от нее зависит устойчивость сооружения, построенного древними римлянами.

Естественно, богатство великой Римской Империи позволяло ее правителям возводить огромные дворцы, форумы и статуи. Строительство акведука так бы и осталось одним из многих, если бы ни несколько «но»… Даже при помощи ультрасовременных технологий и компьютеров не удается объяснить, как построили это гигантское сооружение, и кто был тот гениальный архитектор, сумевший без вычислительной техники произвести все свои расчеты с учетом мельчайших деталей.

Кроме этого, следует учесть и тот факт, что все камни, (вес каждого из них равняется приблизительно 6 тоннам) не скреплены раствором: они идеально подогнаны друг к другу таким образом, что даже сейчас, по прошествии 20-ти веков между ними невозможно вставить лезвие ножа. «Как же так долго устоял мост, построенный без применения цемента?», — может задать вопрос человек, незнакомый с архитектурой. Ответ на этот вопрос кроется в том, что в далекие времена римляне не могли с точностью рассчитать надежность и долговечность построенного ими здания, поэтому и возвели Пон-дю-Гар с двукратным запасом прочности.

Как уже говорилось выше, Пон-дю-Гар состоит из трех ярусов и является частью 50-ти километровой водопроводной системы, которая снабжала чистейшей водой город Нима. Стоит отметить, что вода, может, и была чистейшей, но далеко небезопасной для здоровья человека. Оказывается, что труба, по которой поступала живительная влага к горожанам, была отлита…из свинца. Уже в те далекие времена в Римской Империи знали, что этот металл со временем накапливается в организме и приводит к тяжелейшим отравлениям. Однако этот факт был учтен архитектором, который знал о свойствах воды, протекающей по акведуку. Она была чрезвычайно жесткой, и все трубы за короткий промежуток времени покрылись известковым налетом: контакт со свинцом был минимальным. Благодаря этой древнейшей водопроводной системе и ее части Пон-дю-Гар каждый житель Нима мог использовать в личных целях более 400 литров воды в сутки! Кстати, население этого города в начале нашей эры составляло 50 000 человек. Можно себе представить, сколько кубометров воды ежедневно проходило по свинцовым трубам, покрытым известковым налетом.

Пон-дю-Гар: новая история

Нельзя сказать, что история части длинного акведука всегда была безоблачной: спустя 800 лет после его возведения он перестал выполнять возложенные на него функции, а местные жители решили использовать некоторые части Пон-дю-Гар для строительства своих домов. К огромному счастью такое положение вещей продлилось недолго. Римляне и франки часто переправлялись по этому сооружению с одного берега реки Гар на другой.

Разрушение этой величественной переправы не входило в их планы, поэтому за такое отношение к древнему сооружению были предусмотрены различные наказания. Это и сыграло решающую роль в том, что Пон-дю-Гар сохранился до нашего времени практически в первозданном виде. Еще один немаловажный факт: проезд по мосту в Средние века стал платным: цена за переправу была достаточно высока: обычные крестьяне не могли позволить себе путешествовать по самой интересной части акведука.

Естественно, нельзя и не упомянуть имя Наполеона III, который приказал неподалеку от 275-ти метровой переправы, являющейся одной из главных достопримечательностей департамента Гар, построить еще один мост. После возведения нового моста в 1747-м году движение по Пон-дю-Гар было закрыто и проведена реставрация части знаменитого древнеримского акведука.

Пон-дю-Гар: полезная информация для туристов

Чтобы попасть к величественному Пон-дю-Гар, следует заранее записаться на экскурсию. Чаще всего группы собираются в городе Ним. К слову, в нем и сейчас можно увидеть водосборник диаметром чуть более 6 метров, куда поступала вся вода из 50-ти километрового акведука. У этого «бассейна» есть даже латинское название – «кастеллум дивизориум». Большинство популярных туристических маршрутов проходят вдалеке от архитектурного шедевра, построенного во времена Римской Империи. Поэтому только в составе организованной группы можно насладиться величием этой достопримечательности и таланту архитектора и строителей, благодаря которым она и появилась на свет.

Интересно и то, что совсем рядом с мостом Пон-дю-Гар есть фешенебельный отель. Фешенебельным его можно назвать только из-за непомерно высоких цен. В нем всего 10 комнат: ночь в одной из них обойдется туристу минимум в 80 евро. При этом следует помнить, что в отеле под названием Le Vieux Moulin нет ни телевидения, ни доступа к всемирной паутине. Владельцы этой гостиницы полагают, что путешественники приезжают в этот район, чтобы ознакомиться с акведуком и насладиться красотой нетронутой природы, а не смотреть телевизор или посещать интернет.

У этого отеля имеется свой ресторан, в меню которого преобладают блюда из морепродуктов. На близлежащей террасе можно сделать снимки огромного колеса, возраст которого также превышает 2 000 лет. Историки считают, что именно это колесо раньше стояло на массивной телеге, перевозившей гигантские камни к месту строительства Пон-дю-Гар.

Рейтинг достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *