Италия и каждый из ее городков наполнены атмосферой древних руин и наследием великой эпохи Возрождения. Эту страну можно охарактеризовать, как настоящий музей под небесным куполом, ведь по количеству «сокровищ» в Европе, Италия заслуженно занимает первое место.
Содержание
Флорентийский баптистерий
Достопримечательности Флоренции известны всему миру – это превосходные сооружения в виде соборов, великолепных музеев, дворцов и церквей. Одной из таких удивительных достопримечательностей является баптистерий Святого Иоанна (Сан-Джованни), расположенный на площади Дуомо.
Это восьмигранное церковное здание на ступенчатом подиуме было возведено еще в IV-V вв. Тот внешний облик, который мы можем наблюдать сегодня, баптистерий приобрел в XI-XIII вв. Это самое древнее сооружение в городе. До XIX века именно в этом месте крестили всех уроженцев Флоренции. Купольный свод украшает бесподобная византийская мозаика, а центральная мозаика демонстрирует картину Страшного суда с изображением Христа в самом центре.
Баптистерий Сан-Джованни
Battistero di San Giovanni
Баптистерий Сан-Джованни — древнейшее здaниe Соборной площади во Флоренции, вeроятно, построенное вo вpeмена поздней Римской империи. Существует даже версия, чтo оно cтoит нa фyндаменте святилища, пoсвященного Марсу.
Это интересно: Статуя L, o, v, e
История строительства
Место, на котором нынче красуется здание крестильни, издавна считалось сакральным для обитателей этой части итальянских земель. Сохранились сведения о том, что в 1 веке нашей эры, в данной части Соборной площади, был построен храм, посвященный одному из жителей Олимпа, возможно, воинственному Марсу. В 7 веке н.э. здание претерпело значительные изменения, чтобы к 9 веку преобразиться в романскую базилику.
В 897 году название здание связывали с именем святого Иоанна. А в 11 веке религиозная постройка получила свою замечательную форму правильного восьмигранника. В таком виде здание было освящено благодатью папы Николая II.
12 век выдался знаковым для данной достопримечательности. В 1128 году она получила статус баптистерия. На протяжении этого столетия строители надстраивали крышу и увенчали ее небольшим фонарем. Также велись активные работы по обшивке стен здания полихромным мрамором, белым и зеленовато-серым. В самом начале 13 века крестильня получила пристройку в виде прямоугольной кафедры (scarsella).
Кстати, в период с 9 по 12 века, баптистерий совмещал в себе функции кафедрального собора и крестильного дома. Для того, чтобы прихожане имели возможность свободно посещать проповеди священников и поучаствовать в обряде крещения, в здании баптистерия есть три пары ворот. Поверьте, каждая из них имеет особое значение.
Двери и колонны баптистерия
Архитектура и стилистика здания предельно строга и прямолинейна. Снаружи каждую грань украшают пилястры, полукруглые арки. Великолепнейшими украшениями баптистерия являются его двери (или ворота), декорированные золочёными барельефами, которых всего три: южные, северные и восточные.
Южные ворота
Эти двери являются самыми старыми в здании. Их украшает 28 рельефов — картин из жития Иоанна Крестителя. Их создал в 1290-1348 годах Андреа Пизано — великий итальянский художник. Ко времени начала работы над вратами, он был уже довольно известным скульптором. Всего за три месяца им были изготовлены восковые формы для рельефов южных ворот. Отливку самих рельефов доверили лучшему венецианскому мастеру – Леонардо д Аванцо.
Северные ворота
Эти ворота создавались в 1401-1424 годах. Они также украшены 28 рельефами, но изображают сцены из Нового Завета, иллюстрирующие жизнь Христа. В год, с которого начался отсчёт эпохи Возрождения, городские власти организовали конкурс на лучший вариант создания дверей баптистерия. В нём разделили победу молодые мастера Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти: судьи никак не могли выбрать, кто из них более талантлив и достоин работы над вратами. Было предложено работать в паре, однако Брунеллески отказался и с тех пор вообще прекратил заниматься скульптурой. А Гиберти – наоборот, практически всю свою творческую жизни посвятил работе над рельефами северных дверей, и результат оправдал все ожидания: получился истинный шедевр. Флорентинцы, пораженные увиденным произведением искусства, заказали Гиберти и восточные двери.
Восточные ворота
Это самые известные двери баптистерия. На них – десять безрамных позолоченных панелей, иллюстрирующих сцены из Святого Писания. В двух сценах Гиберти изобразил себя. У дверей есть ещё одно название – Врата Рая или Порта дель Парадизо, как окрестил их Микеланджело, восхищенный работой Гиберти. Ворота были созданы с 1425 по 1452 годы. Но сейчас панели ворот заменены на копии, а оригиналы можно увидеть в музее Дуомо.
Колонны
Рядом с Райскими Вратами по граням баптистерия «прислонились» две порфировые колонны, которые в начале 12 века были подарены Флоренции Пизой в знак благодарности за помощь в защите от нападения Лукки. Во время завоевательного похода пизанского флота на Балеарские острова, колонны были вывезены с острова Майорка. Существовало поверье, что эти колонны могли предугадывать предательство. Пизанцам было жаль дарить столь ценный подарок, поэтому они предварительно прокипятили колонны, и те потеряли свои волшебные свойства, но дарёному коню в зубы не смотрят, и флорентинцы решили поставить колонны к баптистерию.
Интерьер
Интерьер баптистерия поражает великолепием. Чего только стоит роспись потолка и мраморный купол, украшенный византийской мозаикой.
Росписями Небесной Иерархии занимались лучшие мастера XII-XIV веков. Особенно выделяется фреска «Иисус с ангелами».
Окна здания отделаны лепниной, кафедра баптистерия украшена фресками, а скромный декор пола оттеняет богатая роспись потолка.
Всё вместе символизирует счастье небесной жизни и тщету земной.
У одной из стен здания расположен крестильный источник. С IX по XIX столетие здесь проходило таинство крещения всех жителей Флоренции. Среди них поэт Данте. Возможно, поэтому он упомянул этот святой источник в своей Божественной комедии.
Внутри здания находится гробница одного из Медичи, гробница антипапы Иоанна XXIII, 1420 года, работы Донателло и Микелоццо.
Гробница антипапы
Врата
С вратами Battistero di San Giovanni Россию связывают давние и прочные узы «родства».
Так Северные врата Казанского собора, находящегося в Санкт Петербурге, являются точной копией Восточных врат баптистерия. Но панели с рельефами, украшающие двери врат Казанского собора, расположены совершенно в другом порядке. Установлены в начале XIX века.
Северные врата Казанского собора
В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) находится гипсовый слепок с Восточных врат Флорентийского баптистерия, сделанный ещё при основателе музея И.В. Цветаеве, который восхищался их красотой и мастерским исполнением.
Так что посмотреть фрагменты можно и в России, но, конечно, это только представление, т.к. врата отлиты в бронзе и покрыты золотом, что придаёт рельефным сценам объём, живость и блеск.
Когда баптистерий перестраивался, гильдия купцов спонсировала строительство врат. Для работы над ними были приглашены лучшие мастера Италии. Каждый представлял свой проект, но работы начинались только после жесткого отбора.
Что посмотреть в Бапститерии:
На протяжении Средних веков баптистерий исполнял роль важной городской церкви, a при реконструкции Санта-Репарата даже был кафедральным собором. Сан-Джованни тоже перестраивали: гладкую пирамидальную крышу смонтировали в 1128 году, позже нa нeй ycтановили фонарь. Нынешний вид баптистерий приобрел в пocледние гoды XIII века, кoгда его фacaды разделили пилястрами нa три части и облицевали cтены белым и зеленым мpaмором.
Колонна перед баптистерием
Пepeд входом в баптистерий cтoит кoлoнна (1384), пoсвященная покpoвителю города — св. Зиновию. Еe поставили нa тoм мecте, гдe кoгда-то рос вяз. Дерево зацвело среди зимы, кoгда мимо него несли гроб c останками святого.
Интерьер баптистерия Сан-Джованни:
Интepьер поражает бoгaтством мpaмора и мозаик, древнейшие из котopых наxoдятся в aпсиде. Они выполнены мастером Фра Якопо около 1225 гoдa в византийской манере. Мозаики купола создали флорентийские и, может быть, венецианские художники. Caмые извecтные из них: Чимабуэ, Коппо ди Марковальдо и Гаддо Гадди. В тондо над aпсидой изображен Христос, a пo стopoнам oт него — Воскресение из мертвых и Страшный суд. Ряды мозаичных клейм нa противопoлoжной стopoне купола снизу ввepх: «История Иоанна Крecтителя», «История Христа», «История Марии и Иосифа» и сцены из Книги Бытия. Мpaморную крecтильную купель изготовили пизанские мастера около 1371 гoдa.
Гробница антипапы Иоанна XXIII
Гробница антипапы Иоанна XXIII(1427), возведенная пo проекту Микелоццо и дoнателло, — знaмeнитый памятник ренеccансной скульптуры. Фигуру покойного изваял дoнателло. Антипапами называют пап, законность избрания котopых католическая церковь нe признает. Иоанн XXIII, он жe Балтазар Косса, в молодости был пиратом, потом епископом Болоньи и водрузил нa свою голову тиару в тот момент, кoгда пап было сразу трое. В конце концов, Иоанну XXIII пришлось подписать отречение, зa чтo ему оставили звание кардинала.
Южные и северные ворота баптистерия
Главная дoстопримечательность баптистерия Сан-Джованни — бронзовые двери. Бoлee древние Южные врата, coзданные Андреа Пизано, пpeдcтавляют историю Иоанна Крecтителя и аллегории кардинальных (Сила, Умеренность, Спpaведливость, Осторожность) и теологических (Вера, Надежда и Любовь) дoбродетелей. Ceвepные врата yкpашены сценами из Нового Завета, a кроме тoго, изображениями евангелистов и Учителей Церкви. Их автop Лоренцо Гиберти (1403—1424).
Райские врата
Caмые знaмeнитые двери — Вocточные, котopые часто называют «Райскими вратами». Их 10 панно со сценами Ветхого Завета сейчac заменены копиями. Лоренцо Гиберти paботал над этими воротами в общей сложности бoлee 50 лет (1401—1452). Райские врата — oдин из лyчших памятников искусства флорентийского Кватроченто.
НАВЕРХ
Главная > Италия > Тоскана > Флоренция > Достопримечательности Флоренции
Двери
Основная статья: Северные двери Флорентийского баптистерия
Наиболее древними являются южные двери (ворота), созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя — 20 верхних панелей и Основные Добродетели — 8 нижних панелей. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401—1424 гг. и также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. скульптором Лоренцо Гиберти. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.
Это интересно: Церковь Сан-Бабила: объясняем во всех подробностях
Интерьер баптистерия
Внутреннее убранство баптистерия органически продолжает восьмигранную структуру внешнего облика здания. «Рослые» колонны разделяют на три части каждую из стен. Мраморный пол великолепно инкрустирован, а в самой его середине когда-то находился крестильный источник. Он упоминается Данте в его знаменитой «Божественной комедии». Только, к сожалению, в XVI веке столь важную составляющую баптистерия просто-напросто подвергли разрушению. Соответствующее распоряжение отдал Франческо I, тогдашний Великий герцог. Однако до наших времен дошел второй крестильный источник, расположенный у стены. Он был изготовлен в XVI столетии мастерами известной Пизанской школы.
Настоящим произведением искусства, неизменно привлекающим внимание туристов, можно назвать гробницу незаконного главы католической церкви (антипапы) Иоанна XXIII. Это даже не столько гробница в традиционном представлении, сколько целый архитектурный комплекс работы скульпторов Микелоццо и Донателло. Последний, кстати, изваял и статую покойного «понтифика». Здесь же находятся саркофаг епископа Раньери и два саркофага древнеримских времен. Бесценным украшением интерьера являются изваяние Магдалины (Донателло изготовил статую из дерева, работая над ней с 1435 по 1455 гг.) и алтарь, датируемый XIII веком. Неподдельное восхищение вызывают и мозаики, украшающие купол баптистерия Сан-Джованни: их выполнили флорентинские и венецианские мастера.
Адрес: Piazza del Duomo, Флоренция, Италия.
Карта расположения:
Площадь Синьории – исторический центр Флоренции
Площадь Синьории (итал. Piazza della Signoria) – исторический центр Флоренции и одна из красивейших во всей Италии. Находится прямо перед величественным Палаццо Веккьо. Легко узнаётся благодаря своей L-образной форме, сценографическому оформлению, …
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – вековой символ Флоренции
Итак, мы с вами вновь в прекрасной солнечной Флоренции. Красивых мест в тосканской столице много, исторических достопримечательностей тоже не меньше. Однако сегодня мы совершим виртуальное путешествие в собор Санта-Мария-дель-Фьоре – самое известно…
Площадь Микеланджело во Флоренции
Есть в солнечной Флоренции площадь – называется она площадь Микеланджело, – которая магнитом притягивает путешественников. Особенно «вооруженных» фото- и видеокамерами. Потому что лучшего места, с которого бы открывались столь великолепная панорама…
Флоренция – колыбель эпохи Возрождения
Флоренция — один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, который с удовольствием посещают туристы. Расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенны…
Палаццо Питти – музейная гордость Флоренции
Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дво…
Поделиться ссылкой:
Южные врата
Их создание было поручено маститому архитектору, скульптору и ювелиру Андреа Пизано.
Для работы над массивными дверями была создана специальная мастерская, в которой под руководством Пизано учились и трудились многие скульпторы и мастера литья. Именно эта мастерская положила начало флорентийской скульптурной школе.
Только для дверей было отлито 28 прямоугольных бронзовых панелей. Сверху особой техникой на них нанесено золотой покрытие.
Поскольку баптистерий посвящен Иоанну Крестителю то 20 сцен рассказывают о его деяниях и жизни. На 8 пластинах изображены аллегорические изображения добродетелей.
Работа над вратами велась 8 лет.
Южные врата
Главным архитектором собора сначала был назначен Арнольфо ди Камбио. В 1334 году он умер и главным архитектором становится Джотто. Джото спроектировал и начал строительство прекрасной звонницы собора 90 — метровой Кампанилы.
В 1337 году он умирает, успев сделать только первый этаж колокольни.
Теперь главным архитектором собора становится Андреа Пизано. Кроме врат, Андреа Пизано занимался зданием клира и дальнейшим возведением башни. По рисункам Джотто Пизано создал серию рельефов нижнего яруса.
В 1348 году во время большой чумы Пизано умер.
Место расположения
Расположен баптистерий в самом центре культурной и религиозной жизни города – на площади Дуомо (Piazza Duomo) и входит в единый архитектурный ансамбль кафедрального собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре вместе с колокольней Джотто.
Музей собора
При соборе есть целый музей Dell’Opera Museo Del Duomo, где хранятся оригиналы работ средневековых мастеров, украшавших храм.
Часть внешних и внутренних фрагментов, в том числе и врата баптистерия, после двадцатисемилетней реставрации, также хранятся в музее, т.к. сохранить их первозданность можно только в закрытом помещении.
Мало того, 10 панелей Райских врат, выложенные в ряд, лежат в музее в контейнерах с азотом.
Врата, которые мы видим на крестильне – великолепная точная копия, выполненная флорентийской мастерской Энрико Маринелли в 1990 году.
- Начало первой фазы реставрационных работ — 1947 год.
- Окончание 1990 год.
Видео о Баптистерии Сан Джованни
Сколько стоит
Стандартный билет стоит 5 евро
Официальный сайт: www.operaduomo.firenze.it
На сайте есть подробная история строительства собора, выполненная как древо, где указаны годы каждого этапа работы и имена мастеров.
Как добраться
Крестильня находится на площади Дуомо. Доехать до нее можно автобусами 17, 6, 23, 36, 37, 71.
Флорентийский баптистерий Сан-Джованни является одним из самых древних строений города. Он был построен в Флоренции еще во времена Римской империи в 4-5 веке н.э. Его соорудили на месте античного храма, посвященного богу войны Марсу. В это время в империи основной религией уже стало христианство и поэтому на месте языческого храма было принято решение построить крестильную, то есть баптистерий. Новое строение решили посвятить Иоанну Крестителю (Сан-Джованни на латыни).
Флорентийский баптистерий расположен на небольшой площади возле собора Дуомо
Современный вид флорентийский баптистерий приобрел в 11-12 веке. До 19 века включительно он являлся основным местом для крещения жителей города. Тут крестились Данте и Медичи. Воду для крещения брали у небольшого источника, расположенного у стен баптистерия.
Позади баптистерия видно собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Расположен баптистерий в историческом центре Флоренции на небольшой площади возле собора Санта Мария дель Фьоре (Дуомо). Знаменитые восточные ворота баптистерия (так называемые «Врата Рая»), созданные в 15 веке, расположены прямо напротив входа в кафедральный собор Флоренции. Свое название эти ворота получили после того, как Микеланджело, впервые увидев их, сказал: «Эти врата столь прекрасны, что могли бы служить украшением ворот рая». Кстати, современные восточные ворота баптистерия являются лишь точной копией знаменитых ворот Рая, которые были перенесены в музей Дуомо.
Свет внутрь баптистерий попадает через небольшие окна
Снаружи флорентийский баптистерий выглядит так же, как и собор Дуомо: он полихромный, облицованный мрамором в зеленых и белых тонах. Внутри баптистерий богато украшен мозаикой и росписями. Света внутрь строения через небольшие окна попадает мало и входя в середину Вы попадаете в полумрак.
Как купить тур онлайн напрямую у Тез-тур? В рассрочку и с возможностью отмены брони? Без посредников. Без переплат.
В красочном куполе баптистерия есть небольшое окно
Из интересного внутри сооружения можно выделить крестильную Святого Иоанна, гробницу (саркофаг) папы Иоанна XXIII (над его созданием трудился Донателло), мраморную облицовку 11 века, красочные мозаики купола.
Флорентийский баптистерий открыт с понедельника по субботу с 11:15 до 19:00. В воскресенье сюда можно попасть с 8:30 до 14:00. По церковным праздникам баптистерий работает с 8:30 до 19:00. Стоимость комплексного билета в баптистерий, собор Санта-Мария-дель-Фьоре и музей составляет 10 евро.
Главный зал баптистерия
Будьте готовы некоторое время простоять в очередях, туристов сюда приезжает очень много.
Приехав во Флоренцию, обязательно посетите местные музеи. Рекомендуем Вам заранее купить по этим ссылкам билеты в Галерею Уффици и галерею Академии, что бы избежать очередей.
Главная > Италия > Тоскана > Флоренция > Достопримечательности Флоренции
Посетить Баптистерий во Флоренции:
Помните, что в Баптистерий не пускают в неподходящей одежде (даже несмотря на жару): необходимо, чтобы были закрыты плечи и ноги (в майках, шортах и юбках выше колена не пустят!), запрещены сандалии, шляпы и солнечные очки.
Время работы:
- будни 08:15-10:15 / 11:15-18:30
- сб 08:15-18:30
- вск 08:15-13:30
- Закрыто в первый вторник каждого месяца
Войти можно через дверь справа с западной стороны (главный фасад Дуомо)
Билет Il Grande Museo del Firenze — 15 €
- дети 6 — 11 лет — 3€, до 6 лет — бесплатно.
- действует в течение 48 часов с первого визита, не нужно стоять в кассах,
- включает посещение Кафедрального собора Дуомо, Купола Дуомо, Баптистерия, Колокольни (кампанила Джотто), крипты и Музея опера дель Дуомо.
- Купить билет онлайн
Время работы всех этих музеев:
История
Баптистерий является частью Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, расположенного на Пьяцца дель Дуомо (Соборная площадь).
- Когда-то само это место было сакральным.
- Затем, в начале I cтолетия, здесь был возведён храм, посвященный римскому богу войны Марсу.
- С течением столетий в архитектуру постройки вносились изменения. Здание перестраивалось в соответствии новой вере и традициям моды.
- К IX веку это уже была базилика.
- В XI веке, после сноса стен и реконструкции, здание получило знаменитую форму восьмигранника и было освящено римским папой Николаем II.
- В XII веке оно получило статус баптистерия. В течение этого же столетия здание активно достраивали и обшивали стены мрамором.
- Известен баптистерий и благодаря готической колокольне Джотто, которая была заложена в XIII веке. Она стоит отдельно от здания крестильни.
- С IX по XII век баптистерий был одновременно кафедральным собором и крестильней.
Эта универсальность стала причиной появления в здании трех ворот.
И над внешним видом, и над интерьерами собора работали величайшие мастера архитектуры, скульптуры, литья, росписи, мозаики, резьбы по камню.
Интерьер баптистерия поражает великолепием. Чего только стоит роспись потолка и мраморный купол, украшенный византийской мозаикой.
Росписями Небесной Иерархии занимались лучшие мастера XII-XIV веков. Особенно выделяется фреска «Иисус с ангелами».
Окна здания отделаны лепниной, кафедра баптистерия украшена фресками, а скромный декор пола оттеняет богатая роспись потолка.
Всё вместе символизирует счастье небесной жизни и тщету земной.
У одной из стен здания расположен крестильный источник. С IX по XIX столетие здесь проходило таинство крещения всех жителей Флоренции. Среди них поэт Данте. Возможно, поэтому он упомянул этот святой источник в своей Божественной комедии.
Внутри здания находится гробница одного из Медичи, гробница антипапы Иоанна XXIII, 1420 года, работы Донателло и Микелоццо.
Гробница антипапы
С вратами Battistero di San Giovanni Россию связывают давние и прочные узы «родства».
Так Северные врата Казанского собора, находящегося в Санкт Петербурге, являются точной копией Восточных врат баптистерия. Но панели с рельефами, украшающие двери врат Казанского собора, расположены совершенно в другом порядке. Установлены в начале XIX века.
Северные врата Казанского собора
В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) находится гипсовый слепок с Восточных врат Флорентийского баптистерия, сделанный ещё при основателе музея И.В. Цветаеве, который восхищался их красотой и мастерским исполнением.
Так что посмотреть фрагменты можно и в России, но, конечно, это только представление, т.к. врата отлиты в бронзе и покрыты золотом, что придаёт рельефным сценам объём, живость и блеск.
Когда баптистерий перестраивался, гильдия купцов спонсировала строительство врат. Для работы над ними были приглашены лучшие мастера Италии. Каждый представлял свой проект, но работы начинались только после жесткого отбора.
Их создание было поручено маститому архитектору, скульптору и ювелиру Андреа Пизано.
Для работы над массивными дверями была создана специальная мастерская, в которой под руководством Пизано учились и трудились многие скульпторы и мастера литья. Именно эта мастерская положила начало флорентийской скульптурной школе.
Только для дверей было отлито 28 прямоугольных бронзовых панелей. Сверху особой техникой на них нанесено золотой покрытие.
Поскольку баптистерий посвящен Иоанну Крестителю то 20 сцен рассказывают о его деяниях и жизни. На 8 пластинах изображены аллегорические изображения добродетелей.
Работа над вратами велась 8 лет.
Южные врата
Главным архитектором собора сначала был назначен Арнольфо ди Камбио. В 1334 году он умер и главным архитектором становится Джотто. Джото спроектировал и начал строительство прекрасной звонницы собора 90 — метровой Кампанилы.
В 1337 году он умирает, успев сделать только первый этаж колокольни.
Теперь главным архитектором собора становится Андреа Пизано. Кроме врат, Андреа Пизано занимался зданием клира и дальнейшим возведением башни. По рисункам Джотто Пизано создал серию рельефов нижнего яруса.
В 1348 году во время большой чумы Пизано умер.
Северный портал
В 1401 году на отборочный конкурс свои работы представили такие величины как Донателло и Брунеллески, но строгая комиссия остановила свой выбор на молодом 21 летнем и пока ещё не известном скульпторе Лоренцо Гиберти (к тому времени это был его первый крупный заказ).
В мастерской Гиберти было отлито 28 панелей готического стиля в рамах. Они гармонично сочетаются с Южными вратами Андреа Пизано. На пластинах рельефы со сценами из Нового Завета.
Северные врата
Работа над вратами Северного портала продолжалась по одним источникам 20 лет, по другим 23 года (с 1401 года по 1424 год).
Колонна святого Зиновия
Недалеко от этого входа вы увидите беломраморную колонну с крестом и бронзовым барельефом, на котором изображено цветущее дерево вяза и сцена, рассказывающая о чуде святого Зиновия.
С монументом связано предание: флорентийский епископ был вдохновенным проповедником, творил чудеса и занимался благотворительностью. После смерти святого, 27 декабря 429 года его останки решили перенести из церкви Сан Лоренцо в только что построенный собор святой Репараты.
Процессия горожан несла тело святого через город. По дороге им встретился сухой вяз. Полы плаща святого Зиновия коснулись дерева, и случилось чудо — вяз зацвёл.
На этом месте была установлена памятная колонна. Первая колонна не сохранилась, но на её месте воздвигли новую. Каждый год 27 декабря флорентийцы украшают её зелёными ветвями и цветами.
Самого святого тоже можно увидеть – его фигура в плаще отлита на дверях собора. Взгляд епископа направлен на колонну.
Но вернёмся к вратам баптистерия.
Восточный портал — Райские врата
Ворота Северного портала, созданные Гиберти, принесли ему славу великого мастера и произвели настолько сильное впечатление на современников, что ему поручили выполнить и восточный вход.
Восточный вход всегда соединён с собором или направлен к нему. Врата этого портала по праву считают шедевром. Спустя 50 лет Микеланджело сказал: «Они настолько красивы, что могли бы стать Вратами Рая». С тех пор их так и называют — Porta del Paradiso.
Лоренцо ди Чоне Гиберти, к тому времени уже знаменитый мастер и учитель, помимо цветочных украшений и переходных орнаментов, создал десять парных бронзовых позолоченных барельефных панелей, иллюстрирующих сцены Ветхого завета.
Эти панели украшают внешнюю и внутреннюю стороны врат Восточного портала. Именно они принесли мастеру мировую славу.
Работа над ними продолжалась 27 лет (с 1425 по 1452 год).
- Вес дверей 400 килограммов
- Высота 5 метров
- Ширина каждой створки 1,5 метра
В процессе работы Гиберти отточил технику создания рельефов, создал свою школу, теперь уже всемирно известную, воспитал плеяду мастеров, изобрел оригинальную технику позолоты бронзы, впервые применил законы перспективы, создал другие прекрасные работы, в том числе скульптуры и митру для папы римского Евгения, написал «Комментарии» — историю искусств Италии в 3-х томах. Собственно, Лоренцо Гиберти стал родоначальником истории искусств как науки.
Стихийные бедствия, мировая война, во время которых двери приходилось снимать и прятать в безопасных местах повредили панели. В 1966 году во время страшного наводнения 5 листов из 10 были оторваны и унесены потоком воды. В 1990 году их заменили точными копиями.
Со временем золото загрязнилось и почернело. После длительной реставрации 10 оригинальных панелей без рамы сейчас находятся в музее Дуомо. А на храме мы видим блестящие копии.
Лоренцо Гиберти прожил 74 года. Из них 47 лет он отдал собору Санта Мария дель Фьоре и его баптистерию.
Всё это дало право мастеру поместить своё изображение на врата Рая. На створках дверей вы увидите два бронзовых медальона. Они играют роль дверных ручек. В них Гиберти разместил свой портрет и портрет помогавшего ему в работе племянника. Там же можно прочитать надпись на латыни «Восторгайся с каким искусством сделано!»
При соборе есть целый музей Dell’Opera Museo Del Duomo, где хранятся оригиналы работ средневековых мастеров, украшавших храм.
Часть внешних и внутренних фрагментов, в том числе и врата баптистерия, после двадцатисемилетней реставрации, также хранятся в музее, т.к. сохранить их первозданность можно только в закрытом помещении.
Мало того, 10 панелей Райских врат, выложенные в ряд, лежат в музее в контейнерах с азотом.
Врата, которые мы видим на крестильне – великолепная точная копия, выполненная флорентийской мастерской Энрико Маринелли в 1990 году.
- Начало первой фазы реставрационных работ — 1947 год.
- Окончание 1990 год.
Вход в баптистерий открыт ежедневно.
- С понедельника по субботу с 11:15 до 19:00
- В воскресенье с 8:30 до 14:00
Стандартный билет стоит 5 евро
Официальный сайт: www.operaduomo.firenze.it
На сайте есть подробная история строительства собора, выполненная как древо, где указаны годы каждого этапа работы и имена мастеров.
Крестильня находится на площади Дуомо. Доехать до нее можно автобусами 17, 6, 23, 36, 37, 71.