Эолова арфа

Адрес: Эммануэлевский парк

Бывшая музыкальная беседка, построенная в начале 30-х годов 19 века братьями Бернардацци на выступающей широкой площадке горы Машук, — одна из известных достопримечательностей Пятигорска. Это круглое каменное, состоящее из восьми колонн, античное сооружение стоит в том месте, где ранее находился казачий сторожевой Михайловский пост. Белая легкая беседка великолепно смотрится на краю смотровой площадки и как бы парит над городом.

Она названа по имени бога ветров Эола не случайно, ибо изначально строилась на высокой и широкой горной террасе открытой всем ветрам. Первоначально в центре беседки планировалось установить скульптуру самого Эола, но затем было принято решение создания оригинальной музыкальной беседки. Для этого, при строительстве, был произведен сложный монтаж специальной колонны с вставленной в нее особой конструкции из струн арф.

И когда дул ветер, флюгер на крыше, поворачиваясь вправо и влево, приводил в действие хитрое устройство, заставляющее струны арф играть мелодию ветра. Такие приспособления были модны в ту эпоху и уже имелись в Европейских странах, в Москве и Санкт-Петербурге. Современники Лермонтова отмечают, что эти музыкальные опусы были весьма гармоничны. Сейчас, к сожалению, этот механизм отсутствует, и бедный флюгер зря старается, качаясь из стороны в сторону.

История

Идея создания музыкальной беседки родилась не на пустом месте. Дело в том, что главный врач Минвод того времени Ф.П. Конради разрабатывал метод лечения больных музыкой, так сказать музыкотерапию. А тут еще его дочь стала женой ведущего архитектора города — одного из Бернардацци. Такое вот счастливое совпадение. И, конечно же, зять не мог не осуществить задумку своего тестя.

Место для установки музыкальной беседки выбрано было очень удачно – широкий выступ горы создал естественную прекрасную смотровую площадку. В знаменитой «Княжне Мэри» Лермонтов описывает и беседку, и саму смотровую площадку, на которой толпились любители живописных видов, желая увидеть в установленный там телескоп белоснежные вершины Эльбруса. Сейчас эта беседка является одним из лермонтовских мест, о чем и написано на установленной там памятной доске.

Сразу же после постройки, беседка стала очень популярной в Пятигорске. Ее рисовали художники, фотографировали и издавали с ней открытки фотографы, ей посвящали стихи. Со временем вид беседки упростился, музыкальное сопровождение пропало, но слава и популярность сохранились. Она до сих пор является одной из «визитных карточек» города. И сегодня, так же как во времена Лермонтова, отдыхающие сидят на скамеечках и любуются изумительной панорамой города, открывающейся отсюда. А также непременно фотографируются около беседки «Эолова Арфа».

От Эоловой арфы можно спуститься к Гроту Лермонтова и далее, через гору Горячая, выйти в парк «Цветник». А можно, сойдя вниз с противоположной стороны Машука, выйти на бульвар Гагарина и мимо Михайловской галереи дойти до знаменитого озера Провал. По дороге к Провалу тоже есть что посмотреть и где сфотографироваться. К тому же около озера в вашем распоряжении будут бюветы с различными видами минеральной воды и широко известные «Бесстыжие ванны».

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Беседка «Эолова арфа» в Пятигорске — памятник архитектуры федерального значения, являющийся популярной достопримечательностью и одним из символов города возрастом почти в 200 лет. С высоты Эоловой арфы открывается панорамный вид на город Пятигорск и окрестные поселки — Горячеводский и Свободы, а также природные красоты Кавказского хребта.

Именно с этой смотровой площадки перед туристами предстает наиболее узнаваемый и удачный вид на курорт.

Эту круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн, можно увидеть, совсем немного удалившись к востоку от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук. Неподалеку от Эоловой арфы расположены несколько санаториев, действующих здесь уже много лет, минеральные питьевые источники и ванны, а также такие известные места Пятигорска, как грот имени Лермонтова и Академическая галерея.

Возле этой музыкальной беседки всегда достаточно много людей, отдыхающие любят бывать здесь как в дневное время, так и в вечернее, когда Эолова арфа красиво подсвечивается. В настоящее время площадка рядом с беседкой оборудована и благоустроена: дорожки вымощены камнями и установлены скамейки, где можно отдохнуть под прекрасные звуки арфы. В летние месяцы здесь часто продают сувенирную продукцию, включая открытки с изображениями беседки.

История Эоловой арфы

Создателем проекта Эоловой арфы является Джузеппе Бернардацци, который вместе со своим братом Джованни был первым архитектором таких городов на Кавказе, как Пятигорск и Кисловодск. Именно благодаря работе братьев Пятигорск стал благоустроенным популярным курортом и центром культурной жизни в первой половине XIX века. В это же время здесь жил и работал М. Ю. Лермонтов, изложивший многие свои наблюдения, связанные с городом, в повести «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени».

Площадка, на которой находится Эолова арфа, еще до появления здесь беседки полюбилась людям: сначала военным (до 1810 года здесь находился наблюдательный пост), а потом и жителям и гостям нового курортного городка. Причина этого — широта обзора и красота открывающейся панорамы. К 1829 году согласно программе развития и благоустройства Пятигорска, на Михайловском отроге горы Машук появилась зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями. Самое высокое и ветреное место парка было выбрано для реализации проекта беседки в стиле античного храма, посвященной древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Прообразом для Джузеппе Бернардацци стал «Храм Эола», построенный английским архитектором Уильямом Чемберсом в парке Кью недалеко от Лондона.

© oxa46213

Строительство беседки началось в 1830-м году и закончилось в октябре 1831-го. Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе Ф. П. Конради — главного курортного доктора, было решено установить музыкальное устройство, очень популярное в те времена в Европе и уже появившиеся в главных городах России — Москве и Санкт-Петербурге, — эолову арфу. Две эоловы арфы были заключены в круглый деревянный корпус, соединенный с флюгером или так называемым «крылом», установленным на куполе беседки и служившим для поворота конструкции таким образом, чтобы ветер мог играть на струнах инструмента. По убеждению Конради, прекрасные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта.

Несмотря на то, что музыкальный инструмент демонтировался перед наступлением холодов, неоднократно исправлялся и настраивался, в 1861 году он окончательно вышел из строя и на несколько лет беседка осталась без звукового сопровождения. В 1890-х годах в теплое время года на куполе беседки стали устанавливать эолову арфу упрощенной конструкции.

Во время гражданской войны площадка вновь стала использоваться как наблюдательный пункт. Капитальный ремонт беседки был проведен лишь в 1950 году.

В 1972 году павильон был снабжен электронной «эоловой арфой», это уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, проработало здесь 20 лет. В настоящее время в беседке работает современная акустическая аппаратура, установленная в 2008 году, воспроизводящая характерную музыку в любую погоду, независимо от ветра. Однако те посетители, кто слышали звучание прежнего инструмента, вспоминают его с ностальгией.

© Urka

Интересные факты

С самого начала своей истории Пятигорская Эолова арфа, основная часть которой выполнена из машукского камня, а купол — из отштукатуренного дубового каркаса и листового железа, стала весьма популярна как среди гостей курорта, так и среди творческих личностей. Помимо Лермонтова, описавшего ее в своем произведении, поэты посвящали этой музыкальной беседке стихи, а художники и фотографы старались запечатлеть ее в своих работах в разные времена года.

Под воздействием времени внешний облик беседки претерпел некоторые изменения и значительно упростился, однако это место по-прежнему притягивает большое количество посетителей. Удачное расположение беседки позволяет в полной мере полюбоваться красотой здешних пейзажей, а вдалеке увидеть высочайшую вершину России — Эльбрус.

Эолова арфа входит в перечень лермонтовских мест, о чем свидетельствует мемориальная табличка на ней.

Беседка «Эолова арфа» в Пятигорске — панорама на Google Maps

Как добраться до Эоловой арфы в Пятигорске

Так как беседка находится на возвышенности, то найти ее несложно — ее видно практически со всех ближайших улиц города. В парке рядом с Эоловой арфой есть большое количество тропинок и вымощенных камнем дорожек со ступеньками, по которым можно дойти до нее.

Недалеко от беседки, примерно в 300 метрах, находится остановка общественного транспорта «Народные ванны», до которой можно добраться на автобусе и маршрутном такси № 1, идущем от железнодорожного вокзала Пятигорска.

Если вы планируете доехать до Эоловой арфы на личном автомобиле, то сделать это можно по улицам Лермонтова, Красноармейская и бульвару Гагарина. Транспорт можно оставить на одной из парковок — рядом с Академической галереей или на улице Лермонтова — и далее прогуляться по одной из дорожек парка.

Также добраться до Эоловой арфы можно, воспользовавшись услугами такси, например, приложениями таких компаний, как Яндекс Такси или Maxim.

Видео о беседке «Эолова арфа» в Пятигорске

Легенда о шведском короле Эрике XIV, дух которого, как описано в поэме Л.Г.Николаи, «…всегда в полночный час вкруг камня этого, свирепый, бродит; проклятья шлет, цепями громыхает и оглашает воем грот Медузы» (пер. М.Н. Костоломова) уже давно и прочно связана с историей парка Монрепо. Как и всякая легенда, она имеет право на некое вещественное воплощение. Зададимся вопросом: если со скал таинственного острова в парке Монрепо можно было слышать мистические звуки, и если отбросить версию отчаянного воя тоскующего призрака, то что же за предмет или сооружение могли их издавать?

Единственное подтверждение версии существования необычного музыкального инструмента на острове Людвигштайн в парке Монрепо можно обнаружить в книге Владимира Марцинковского «Записки верующего», где повествуется о последнем бароне из рода Николаи – Пауле Эрнесте Георге – лидере молодежного христианского движения, который прожил не очень длинную жизнь, умер в возрасте 54 лет и был похоронен на острове-некрополе в отдельной могиле. Марцинковский пишет: «Последний раз мы виделись в январе 1918 года в Выборге. Он пригласил меня прочесть лекцию для выборгской молодежи. До лекции он свез меня в Монрепо, и здесь мы беседовали о ближайших перспективах русского студенческого движения. Он радовался вступлению новых членов, намечал работу для некоторых из нас. <…> Он умер от последствий паратифа в октябре 1919 года в Монрепо, в последние часы не приходя в сознание. Его похоронили там же, на живописном скалистом острове. Вверху, на башне, над могильным склепом, Эолова арфа издает грустные гармонические звуки при каждом вздохе ветерка. Поодаль оттуда мы собирались некогда дружной студенческой семьей на нескольких съездах».

Так вот же она… эолова арфа, издающая невероятно красивые и таинственные звуки, неоднократно упомянутая в различных литературных произведениях. Например, В. А. Жуковскому принадлежит баллада «Эолова арфа», написанная в 1814 году. И.В. Гёте упоминает эолову арфу в посвящении к «Фаусту»: «Эоловою арфой прорыдало начало строф, родившихся вчерне…». А так писал Георгий Иванов:

«Эоловой арфой вздыхает печаль, и звезд восковых зажигаются свечи,
И дальний закат, как персидская шаль, которой окутаны нежные плечи…»

Эол – греческий бог ветра, возможно, не очень известный, но очень важный, ведь он относится к разряду повелителей природы. Он же наполняет звучанием самоиграющий инструмент эолова арфа, который для древних времен был поистине чудесной и сложной конструкцией, доказывавшей, как считали, существование бога. Согласно гомеровскому эпосу, именно у Эола нашел радушный прием Одиссей во время своих странствий.

Незаслуженно забытый, но в настоящее время начинающий возрождаться инструмент на самом деле был необычайно популярным в пейзажных садах, поскольку являлся по-настоящему природным. Эолова арфа представляла собой конструкцию с жильными струнами одинаковой длины, но разной толщины, натянутыми над продолговатым ящиком-резонатором, размещалась она, например, на крыше. Ветер «играет» на струнах и получается очень приятный, нежный звук. Если ветер сильный, то начинают играть более низкие, толстые струны, если же слабый – высокие, в безветренную погоду арфа замолкает.

Поклонники эоловой арфы любят ссылаться на его древность: упоминают Талмуд, в котором рассказывается об арфе Давида, звучавшей от дуновений полночного бриза, средневековую легенду о св. Дунстане, из арфы которого извлекались звуки гимна «Gaudent in coelis». Кто создал этот инструмент, историки так и не узнали, однако первые упоминания о нем найдены в трактатах древнегреческих философов. В последующее время арфа имела широкую популярность вплоть до четырнадцатого века, но церковь всячески боролась с подобными проявлениями язычества, вследствие чего арфа была запрещена практически во всех странах Европы.

Инструмент, специально предназначенный для «игры ветра», был заново сконструирован, и главное, детально описан примерно в 1650 году иезуитом Атанасиусом Кирхером, который описал «музыкальную самодействующую машину, которая без помощи колес или мехов, но при участии одного воздуха издает некий гармоничный непрерывный звук». Изобретению Кирхера пришлось дожидаться своего времени около столетия.

Воскрешение эоловой арфы в предромантическую эпоху произошло не без участия поэта-классициста Александра Поупа (того самого, который впервые упомянул термин «гений места» как настроение пейзажа, – «пусть гений места даст тебе совет…» – прим. авт.), обнаружившего в комментариях средневекового филолога Евстатиуса к поэмам Гомера упоминание о чудесных звуках, порождаемых ветром в натянутых струнах. Не исключено, что именно Поуп заинтересовал этими сведениями шотландского музыканта Джона Освальда, которого считают создателем современной эоловой арфы. Во всяком случае Освальд, открывший в своем музыкальном магазине торговлю эоловыми арфами, был одним из первых ее распространителей.

Считают также, что Освальд придумал и само название «эолова арфа». Он же, по всей видимости, окончательно доработал конструкцию самоиграющей арфы, которая стала практически неотъемлемой частью любого замка или башни. Романтики девятнадцатого века устанавливали такие инструменты на крышах своих домов, смотровых беседках, башнях, гротах таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный доступ ветра; оптимально, чтобы ветер дул сбоку, параллельно деке. Некоторые эоловы арфы снабжались специальным устройством для придания воздушному потоку нужного направления.

Музыкальная новинка весьма быстро вошла в моду в Англии и стала неотъемлемым атрибутом быта поэтов. Уильям Мейсон, музыкант, поэт (автор «Оды к эоловой арфе») и садовник, сам для себя изготовил эолову арфу; поэт Роберт Блумфильд, сочинивший об эоловой арфе брошюру («Музыка природы», 1805) и стихотворение, подрабатывал изготовлением и продажей этих инструментов.

«Санкт-Петербургские ведомости» в 1804 году напечатали такое объявление: «Эоларфа. В России весьма мало известный инструмент. Название уже показывает, что ветер только должен приводить струны в движение, чтоб произвесть превосходнейший тон. От усиливающего сквозного ветра происходят восхитительные мелодии, превосходящие всякое описание. Натуральный оной тон есть тон гармоники, однако никогда искусство не в состоянии произвести таких свободных фантазий, какие она рождает посредством всех аккордов».
Эолова арфа, некогда установленная в пространстве капеллы Людвигсбург, возможно, была куплена в России, возможно, привезена из Англии или Копенгагена. Во всяком случае, сведения о ее существовании на острове Людвигштайн вполне достоверны, и, скорее всего, появилась она там в «эпоху» Пауля Николаи в Монрепо (1847-1866 гг.).

Многим жителям Выборга известно о существовании на территории нынешнего поселка Кировские дачи усадьбы Марковилла (её можно было видеть из окон кабинета Главного усадебного дома Монрепо). Эту усадьбу построил для своей семьи Федор Петрович Толстой, сын П.А. Толстого, который недолгое время (1802-1803 гг.) являлся военным губернатором Выборга и даже несколько раз упоминался в переписке Л.Г.Николаи. Ф.П.Толстой, уйдя в отставку, с 1852 года почти постоянно проживал в усадьбе Марковилла, занимаясь художественным творчеством. Так вот, именно здесь им были выполнены рисунки к опере «Эолова арфа, или Триумф музыки и любви», в которой античный сюжет начинается с изобретения чудесного инструмента, затем объявленного священным. Любовь, коварство, но вдруг прозвучавшие звуки волшебной арфы навсегда примиряют враждующих…

Материал подготовила: Рассахатская Надежда Александровна, старший научный сотрудник ГИАМПЗ «Парк Монрепо»

Иллюстрации:
1. Эолова арфа. Рисунок XVII века.
2. Эолова арфа Томсона. 1809 г. Манчестер. Художественная галерея.
3. Эолова арфа в замке Гогенбаден.
4. Эолова арфа. Современная конструкция.
5. А.Рыбченков. Пятигорск. Павильон «Эолова арфа».
6. Ф.Толстой. Рисунок к опере «Эолова арфа, или Триумф музыки и любви».

В Пятигорске, особенно в старой его части, много интересных достопримечательностей. Некоторые из них незаслуженно забыты, но другие навсегда остались символами этого города-курорта.

Беседка Эола, или, как её называют местные жители, — Эолова Арфа, была построена в 1831 году. Прежде на месте беседки был казачий наблюдательный пункт. Во время гражданской войны и белые, и красные использовали беседку как наблюдательный пункт. До сих пор отсюда открывается одна из лучших панорам на Пятигорск и Большой Кавказский Хребет.

В те годы архитекторами Пятигорска были братья Бернардацци. Здесь они воплощали лучшие идеи европейской архитектуры того времени.

Концепцию беседки Эола, названную так в честь бога ветра, Бернардацци позаимствовали у английского архитектора Уильяма Чемберса. Недалеко от Лондона, в парке Кью, им был построен павильон «Храм Эола».

Как и в английском павильоне, в пятигорской беседке была установлена такая арфа. Изначально эолова арфа представляла собой конструкцию, состоящую из размещённого на крыше флюгера, оси, проходящей от крыши почти до основания беседки, и барабана с натянутыми внутри струнами.

Ветер, проникающий через узкие щели, вызывал колебания струн. Благодаря хорошей акустике беседки Эола, её арфа была слышна в большей части Эммануэлевского парка. С началом курортного сезона инструмент устанавливали, а в конце сезона снимали. Интересно, что арфу предложил установить Иоганн Георг Отто Фридрих (или, как называли его в России, — Фёдор Петрович) Конради, бывший в то время главным врачом Кавказских Минеральных Вод. Он также известен как первооткрыватель Кумагорских источников, названных в его честь. Ф.П. Конради считал, что для лечения больных важны не только процедуры, прогулки, но и приятная музыка.

Внутри купола беседки была изображена роза ветров, где все направления были подписаны по-французски. На вершине купола был установлен флюгер, а внутрь купола была выведена стрелка, указывающая направление ветра.

Со временем инструмент в беседке Эола пришёл в негодность, и в 1961 году его окончательно сняли. Арфа зазвучала только в 1972 году, после реконструкции. Правда, воздушные звуки издавал электромеханический прибор. Электрический кабель был проложен от здания Академической галереи. Этот инструмент прослужил более двадцати лет, его демонтировали в 1993 году, во время реконструкции купола. Сейчас беседка Эола вновь наполняет окрестности своими приятными звуками. Хотя после реконструкции 2008 года беседка и обрела голос, но звуки создаёт не ветер, а электронный инструмент. Это очень похоже на звучание эоловой арфы, но ветер здесь совершенно не при чём.

Найти Эолову беседку очень просто. Она установлена на самом высоком отроге горы Горячая, и её видно почти отовсюду. Между санаторием им. Лермонтова и санаторием «Тарханы» вверх поднимается дорога. На самом верху подъёма справа можно увидеть тропинки, вымощенные красной тротуарной плиткой (это путь через бывший Эммануэлевский парк). Другой маршрут — по ступенькам от Академической галереи. Поднимаясь, помните, что первый поворот налево ведёт к гроту Лермонтова. Если нет желания подниматься в гору, можно подъехать поближе на маршрутном такси или автобусе №1. Там останется пройти совсем немного.

Советуем вам преодолеть подъём пешком, ведь так вы получите незабываемые впечатления. Даже в пасмурную погоду с беседки Эола можно полюбоваться панорамой Пятигорска и Кавказского Хребта. А Эол, увидев ваше усердие, обязательно разгонит тучи. Так что надевайте кроссовки и вперёд, навстречу новым впечатлениям!

Беседка Эолова арфа, Пятигорск, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Беседка Эолова арфа – один из наиболее известных символов города Пятигорск, Россия. Что же представляет собой данное строение? Это небольшая беседка с пятью колоннами, возведённая под округлым куполом. Строение стоит на самой вершине горы Машук, что на Михайловском отроге. Беседка возведена по архитектурному проекту двух братьев по фамилии Бернардацци, которые, надо отметить, имеют довольно большие заслуги в создании облика города и его популярных мест.

Эоловые башни были особенно популярны в Европе в XVII и более ранних веках. Прототипом пятигорской арфы также стал лондонский храм, воздвигнуты по мотивам древнегреческих мифов, по имени бога Эола, который, по повериям людей, отвечал за движение ветра. Эти храмы представляли собой строения, внутри которых помещался особенный музыкальный инструмент со струнами, играли на котором отнюдь не люди или жрецы, а сам воздух. При дуновении ветра струны издавали прекрасную мелодию, громкость и высота звуков которой зависели от силы порывов.

По такому же типу была построена и Эолова башня в Пятигорске. Изначально в пол строения была встроена небольшая деревянная коробка со струнами, музыка которой удивляла людей на протяжении 30 с лишним лет. Однако со временем, музыкальный инструмент рассохся и был демонтирован. На его место установили менее замысловатую арфу, которая также простояла долгие годы. В XX веке инструмент был заменён электромеханическим устройством, принцип работы которого, к чести властей города, оставался прежним. Музыка создавалась движением ветра. Сегодня же на месте эоловой арфы установлена современная музыкальная аудиоаппаратура, работа которой зависит не от ветра, а от бесперебойной подачи электричества. Однако само место не утратило своей популярности.

Для тех, кто решит посетить Эолову арфу, необходимо проехать на автобусе номер 1, отправляющемся с железнодорожного вокзала, до остановки Цветник. После чего пройти немного вглубь парка и подняться к вершине горы Машук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *