Где сфинксы в Санкт-Петербурге?

Среди многих достопримечательностей сфинксы Санкт-Петербурга непременно привлекут Ваше внимание. Что же это за существа — сфинксы?

Что такое сфинксы

Слово Сфинкс происходит от греческого sphinx. Народы мира по-разному представляли эти изваяния. В Греции это было мифическое крылатое существо с телом льва или собаки и женской грудью и головой, а в Африке это была узконосая обезьяна из рода павианов. В древнем Египте сфинксом называли каменное изваяние лежащего льва с головой человека, олицетворяющего власть фараона.

Египетские сфинксы и Аменхотеп III

В древнем Египте львы жили за долиной Нила, были красивы и сильны. Египетские скульпторы вырезали из камня статуи львов и ставили их у храмов и гробниц для защиты от злых сил. Позже вместо головы льва они высекали голову фараона и стали считать, что сфинкс имеет силу льва и ум человека, ведь фараоны считались посланниками бога солнца Ра.

Аменхотеп III родился в древней столице Египта Фивы, расположенной в 700 км к югу от Средиземного моря. Взошел на престол еще совсем мальчиком, когда ему было около 10 лет и правил приблизительно в 1388–1351 годы до нашей эры. За время его пребывания у власти было развернуто грандиозное строительство. Построены великолепные храмы и памятники скульптуры, развивалась торговля, а созданные в то время произведения искусства составляют лучшие коллекции музеев мира. На аллее, ведущей к дворцу Аменхотепа III, стояли сфинксы, охранявшие его от зловещих сил.

В 1820 году при раскопках древней Фивы грек Янис откопал два сфинкса из сиенита, лик которых был портретным изображением фараона Аменхотепа III. На голове у скульптур была двойная корона, олицетворяющая власть над Нижним и Верхним Египтом, а кобра в виде украшения символизировала покровительство и защиту.

Приобретение сфинксов

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе — Египетская пирамида, а в Павловске — Египетский вестибюль. После русско-турецкой войны 1828–1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н. Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств, было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год прибыли сфинксы в Санкт-Петербург.

Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной

Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния. Отбитые бородки у скульптур — это еще древнеегипетские повреждения.

На постаментах высекли надпись «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезён в град Святого Петра в 1832 году». На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 году перевел египтолог, а впоследствии академик Василий Васильевич Струве. Эти надписи представляют собой полное имя Аменхопета III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

По модели мастера П.П. Геде были вылиты бронзовые светильники и два крылатых льва, которые установили ближе к воде. В конце 19 века крылатые животные исчезли и восстановили их только в 1959 году, когда в литейной мастерской Академии художеств по модели мастера Г.Ф. Цыганкова были отлиты новые скульптуры. Авторами проекта были архитекторы И.Н. Бенуа и А.Е. Поляков. В 2007 году после реконструкции Благовещенского моста и мостовой светильники были заменены. Но в результате, фонарные столбы испортили облик пристани. После обращения петербуржцев исторический вид памятника был восстановлен.

Легенды и мифы о сфинксах

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них.

  • Вот как писал известный искусствовед и критик Сергей Волконский: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги, проснулись и увидели над мёрзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом проходила церемония водосвятия, так называемая «Иордань»… Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки…».
  • Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель. Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге — городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
  • Рассказывали, что именно из-за сфинксов 8 февраля 1899 года была жестоко разогнана студенческая демонстрация недалеко от пристани на Университетской набережной.
  • Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать — они могут сойти с ума.

Но существуют и добрые мифы:

  • Есть поверье, что если погладить сфинкса, он станет покровителем и будет стеречь Ваше добро.
  • Многие утверждают, что желания, загаданные у пристани рядом с сфинксами, исполняются.

Как добраться до сфинксов

Станция метро Василеостровская, затем выйти на пешеходную зону 6–7-ой линии, дойти до Большого проспекта и пересечь его. Идти до Университетской набережной, дом №17

Сколько сфинксов в Санкт-Петербурге

Попробуем их сосчитать.

  • Самые древние сфинксы на Университетской набережной .
  • Самыми первыми были выполнены два Строгановских сфинкса из розового мрамора. В 1796 году они были установлены на даче Строганова, а затем в 1908 году перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект, 17. У фигур женские лица, а их голову обвивает платок с ниспадающими на плечи концами. Корона, головной платок или священное ожерелье на голове сфинкса — это символы власти .
  • В конце 18 века появились сфинксы у пристани на Свердловской набережной напротив бывшей дачи Безбородко, дом №40, но затем они исчезли. Воссоздали их в конце 1950-х годов из серого гранита по образцам скульптур у Строгановского дворца. Возможно, что автор этой пары животных — тот же, что у дворца Строганова .
  • С северной стороны Пулковской горы на Киевском шоссе находится фонтан, созданный в 1809 году по проекту архитектора Тома де Томона, по четырем углам которого расположены четыре сфинкса.
  • В 1826 году на Египетском мосту установлены четыре чугунных сфинкса работы скульптора П.П. Соколова. В 1905 году случилась трагедия — когда по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, он рухнул. Причиной катастрофы явились раскачка моста и не вполне прочная его конструкция. Хотя сфинксы и охраняют Египетский мост, назвать этих животных египетскими нельзя, поскольку египетские сфинксы высекали с мужскими лицами, а эти скульптуры с женскими лицами похожи на греческие изваяния .
  • Такие же сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки. Две скульптуры были изготовлены как пробные для Египетского моста и потом их бросили во дворе обычного дома. Но в 1971 году их нашли и украсили ими пристань на набережной Малой Невки у дома №11. Но на этом испытания животных не закончились — во время наводнения в декабре 1975 года они буквально погрузились в воду, а позже над ними не раз надругались вандалы и даже у одного из них оторвали корону. После реставрации в 2005 году скульптуры располагались у здания Мостотреста, за счет которого и восстановили скульптуры. У ворот на Индустриальном проспекте у дома №42 они были в полной безопасности и Мостострой не хотел расставаться со своими подшефными животными. В 2010 году мифических животных все же возвратили на Малую Невку. Их уникальность в том, что это единственные сохранившиеся пробники великого зодчего Павла Соколова. В 2011 году им исполнилось 185 лет .
  • В 1826 году самые оригинальные сфинксы были установлены во дворе Горного института на 21-й линии Васильевского острова, дом №2. Среди зелени Вы увидите две небольшие скульптуры черного цвета с женскими благородными и выразительными лицами работы скульптора Александра Постникова .
  • В 1995 году на набережной Робеспьера напротив тюрьмы Кресты в память жертвам политических репрессий были установлены сфинксы работы скульптора Михаила Шемякина. Две бронзовые скульптуры расположены на гранитных постаментах так, что к жилым домам они обращены обычным профилем, а в сторону тюрьмы — изъеденным черепом. На пьедестале можно прочитать строки из произведений Владимира Высоцкого и Марины Цветаевой, Александра Солженицына и других авторов. Утверждают, что эти мифические животные помогают несправедливо осужденным быстрей вернуться домой.

Два прекрасных сфинкса из древнего Египта украшают Университетскую набережную.

Как и когда они попали сюда?..

Первым русским, который увидел их, был писатель и офицер, участник турецкой кампании 1828-1829 годов Андрей Муравьев.

После заключения мира он, собирался в большое путешествие, в том числе у него было желание посетить Иерусалим.

В Константинополе, однако, не оказалось попутного корабля.

И, чтобы не скучать, Муравьев отправился в Египет. Здесь, в Александрии, и поразил его «колоссальный гранитный сфинкс, покрытый иероглифами».

Оба сфинкса обнаружены были незадолго до того британской археологической экспедицией в Фивах.

В 1829 году Франсуа Шампольон, посетив Фивы, восхитился ими, но, несмотря на оценку знаменитого египтолога, покупателя на месте не нашлось. Тогда один из сфинксов был отправлен вниз по Нилу в Александрию, на более бойкое место.

Узнав мнение Шампольона о сфинксах, Муравьев решил приобрести их для России.

Письмо с его предложением довольно быстро достигло русского двора. Николай 1 передал его на рассмотрение совета Академии художеств. Совет ни секунды не клоебался (деньги все равно казенные), и высказался в пользу покупки сфинксов.

Оставалось получить согласие императора…

Но он тем временем выехал из Петербурга. И пока письмо совета Академии догоняло его по всей Европе, сфинксов приобрело французское правительство.

Русские почти потеряли их навсегда, но… помог случай.

Во Франции одни «просвещенные граждане» не поделились местом у государственной кормушки с другими, не менее демократично настроенными субъектами.

В итоге, в Париже случился приступ революции.

Широкая французская археологическая общественность от греха подальше разбежалась по провинциям, о сфинксах забыли.

Русское правительство не упустило теперь удобный случай и поспешило приобрести их за 64 000 рублей ассигнациями.

Кому достались эти деньги история умалчивает…

Вот так июльская революция 1830 года во Франции стала причиной появления сфинксов в Санкт-Петербурге.

Сфинксов доставили в Россию морем в конце мая 1832 года.

Неизвестно, был ли капитан зафрахтованного в Александрии судна любителем древностей, но он потребовал за доставку огромную сумму — 28 000 рублей.

К тому времени уже было решено, как использовать покупку.

В годы царствования Николая 1 в столице велось оживленное строительство. В 1831 году был задуман проект «великолепной из гранита пристани для судов с украшениями в лучшем греческом вкусе».

Предполагалось, что на пристани против Академии художеств поставлены будут две бронзовые фигуры — кони со всадниками, и между ними две бронзовые колонны. Оказалось, однако, что проект слишком дорог: одна отливка стоила бы 425 000 рублей.

Тут весьма кстати пришло известие о покупке сфинксов.

Пристань решили переделать «в египетскогреческом вкусе» (бронзовые колонны были оставлены). Проект оказался удачным и скоро был принят.

Почти два года дожидались доставленные сфинксы своего часа во дворе Академии. Наконец, в последних числах апреля 1834 года их поставили на набережной. Несколько недель спустя на головы их водрузили короны, снятые перед отправкой из Египта.

Последним штрихом стала сделанная в 1843 году на пьедесталах сфинксов надпись, которая и поныне привлекает внимание:

«Сфинксъ из древних Фивъ въ Египтъе. Перевезёнъ въ градъ Святаго Петра въ 1832 году»…

Какая же эпоха создала этих загадочных чудовищ?

Чьи черты повторяют гранитные лики?

Волей случая эти изваяния — единственный под небом России древнеегипетский памятник. Но замечательны они не только этим.

Тот, кого изображают сфинксы, не оставил значительного следа в истории, но, без преувеличения, самые знаменитые изваяния древнего Египта своим появлением обязаны ему.

В образе человекоголового льва запечатлен здесь фараон Аменхотеп 3.

Этот царь 18 династии правил примерно 3400 лет назад.

Он не вел больших войн: его предшественники уже захватили все, что было можно. Тридцать с лишним лет правления Аменхотепа Третьего отмечены строительством грандиозных, утопающих в роскоши дворцов и храмов.

Сфинксы, установленные на Петербургской набережной, украшали поминальный храм Аменхотепа Третьего… Но совсем скоро произошла катастрофа: вечные боги египтян в одночасье были отвергнуты и преданы забвению.

Истинным был признан единый бог, солнечный диск Атон, и фараон стал его первым жрецом. Фараон покинул Фивы, столицу древнего бога Амона.

Переворот царя-солнцепоклонника остался самым удивительным событием во всей трехтысячелетней истории египетского царства. Царем этим был преемник Аменхотепа Третьего, сын его Аменхотеп, назвавшийся Эхнатоном. Этому человеку, помимо страшной славы богоотступника, принадлежала еще и красивейшая женщина древнего Египта — царица Нефертити.

Два ее дивных портрета, ныне известных всему человечеству, созданы лишь немногим позднее наших сфинксов.

Имя другого потомка Аменхотепа Третьего -Тутанхамона при обрело не менее громкую известность. Он умер совсем молодым и не успел прославиться при жизни, но его не разграбленная гробница, найденная в 1922 году, стала сенсацией.

Глядя на сфинксов, мы всегда ищем какую-то загадку и особую, высшую мудрость.

Но в древнем Египте сфинксов никогда не наделяли этими свойствами! Заблуждение навеяно… греческой мифологией.

Слово «сфинкс» греческого происхождения, оно означает «душительница».

Так по преданиям звали злого демона в женском образе. Подстерегая странников в пустыне, он задавал им непостижимые для человеческого ума загадки, а потом пожирал несчастных.

У египетских сфинксов нет ничего общего с греческими.

Греческие сфинксы — женские, египетские — почти всегда мужские. И если первые изображают фантастическое существо, то вторые всегда — конкретное лицо, чаще всего — правящего фараона.

Египетские сфинксы служили символом силы и ума, а также необыкновенной мощи фараона. Их ставили возле храмов и пирамид для устрашения и охраны.

В связи с этим уместно вспомнить о сфинксах у Египетского моста в Санкт-Петербурге.

Они отлиты в 1826 году по модели академика Соколова, который выполнил также фигуры львов и грифонов для Львиного и Банковского мостиков.

Эти сфинксы имеют несомненную художественную ценность, но совсем не отвечают египетской традиции, а их головные уборы вообще выдуманы автором скульптур.

СФИНКСЫ ПЕТЕРБУРГА

В греческой мифологии сфинкс считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Это чудовище с телом льва, крыльями птицы и женской головой. В Греции сфинкс был женского рода. Она была подослана к Фивам Герой в наказание за преступление фиванского царя Лая. Подстерегая путников, Сфинкс задавала им загадку и убивала всех, кто не мог ответить.

Загадка была такая: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип разгадал загадку Сфинкса, и она бросилась с вершины горы в пропасть. Ответ прост: это человек, который в детстве ползает, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Некоторые исследователи считали, что греки заимствовали сфинксов у египтян. Если это и так, то египетское слово для обозначения этого мистического существа нам неизвестно. Средневековые арабы именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, – «отцом ужаса».

Многие вполне романтично считали, что доставленные в Петербург из Египта сфинксы охраняют город от наводнений. Но забывали при этом истинное предназначение сфинксов: те всегда охраняют могилы…

* * *

Первыми в Петербурге появились так называемые «строгановские» сфинксы. В 1796 году на пристани дачи графа Строганова появились два кентавра и два гранитных сфинкса. Позже скульптуры переехали к дворцу графа на Невском проспекте, 17.

Затем сфинксы появились напротив дачи Безбородко, на нынешней Свердловской набережной, дом 40. Они охраняли источник с целебной водой у пристани. В годы Великой Отечественной пристань была разрушена, но в 1959 году сфинксов воссоздали, уже по образцу строгановских.

Но самые знаменитые петербургские сфинксы стоят на Университетской набережной перед зданием Академии художеств.

Они высечены из сиенита – магматической горной породы, а вес каждого составляет около 23 тонн. В своей прежней жизни они охраняли вход в храм фараона Аменхотепа III, и их лица являются портретными изображениями этого фараона. Возраст этих сфинксов – около 3500 лет. Короны на их головах обозначают, что Аменхотеп III был правителем двух царств – Верхнего и Нижнего Египта. У сфинксов отбиты подбородки и покрывавшие их накладные бороды. На лице одного сфинкса шрам от лопнувшего каната: при погрузке в Египте на корабль он порвал тросы и упал, разбив в щепки мачту и борт корабля.

Появлением этих сфинксов Петербург обязан А. Н. Муравьеву, который в 1830 году, совершая паломничество по святым местам, увидел их в Александрии, куда те были привезены для продажи, и загорелся идеей их покупки. Он написал об этом российскому послу, тот переслал письмо Николаю I, а тот переадресовал послание в Академию художеств.

Правда, когда покупку одобрили, сфинксы уже были проданы Франции. Но там произошла революция, французам стало не до египетских древностей, и сфинксы все-таки в 1832 году приехали в Петербург.

В 1834 году по проекту Константина Тона была построена пристань, и сфинксы заняли свое нынешнее место.

Надписи на сфинксах представляют полное титулярное имя фараона Аменхотепа III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп – властитель Фив, образ Ра перед обеими Землями. Гор – добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

* * *

Согласно петербургской легенде, в течение дня выражение лица у сфинксов меняется. Утром они спокойны, днем безразличны, а вечером злы и жестоки. Говорят, что того, кто увидит, как изменяется лицо сфинкса, ожидает безумие.

Также считается, что эти сфинксы могут исполнять желание прикоснувшихся к ним, а студентам они помогают сдать экзамен.

* * *

Еще одни сфинксы стоят на Египетском мосту через Фонтанку. Строительство моста было окончено в 1826 году, и его украсили скульптурами Павла Соколова. Египетский мост называли «поющим». «Петербургская газета» 18 января 1901 года пророчествовала: «Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?»

20 января 1905 года, когда через мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему двигались 11 саней с возницами, мост рухнул. В воде не оказались лишь два всадника и три лошади. Газета «Новости дня» тогда писала: «Сегодня в 12 1/2 час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился.

Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду.

Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки. К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища.

Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены».

Через 50 лет был построен новый мост, уже совершенно другой конструкции. Но сфинксы остались прежние. В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной, но его извлекли из реки, отреставрировали и вернули на законное место.

* * *

Еще два сфинкса, точно такие же, как на Египетском мосту, украшают пристань недалеко от Каменноостровского моста через Малую Невку. Они были изготовлены как пробные и долгое время стояли во дворе обычного жилого дома.

Есть сфинксы и во дворе Горного института (Васильевский остров, 21-я линия, 2). Существует версия, что они отлиты в 1810–1814 годах по рисунку А. Н. Воронихина, строителя Горного института.

* * *

Уже в наше время на набережной Робеспьера, между домами 12 и 14, как раз напротив тюрьмы «Кресты», скульптор Михаил Шемякин установил мемориал «Жертвам политических репрессий» – тоже сфинксов. У этих скульптур два разных профиля: с одной стороны женский, обращенный к набережной, с другой – в профиле лишь голые кости черепа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сфинкс

В 1832 году напротив здания Академии художеств решили устроить широкую пристань, что было приурочено к масштабным работам по благоустройству Университетской набережной. Её проект составил архитектор К. А. Тон. Пристань должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Отливка скульптур из бронзы оказалась за рамками возможностей утверждённой сметы.

Находящиеся сейчас на пристани сфинксы были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Они были изготовлены в XIV веке до нашей эры из асуанского гранита. Их лицам древние скульпторы придали облик фараона Аменхотепа III.

Для продажи сфинксы были доставлены в Александрию. Покупателем оказалось французское правительство. Но за 64 000 рублей сфинксы были уступлены. В 1831 году они оказались приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I для Санкт-Петербурга русским путешественником А. Н. Муравьёвым.

Летом 1834 года сфинксы получили «постоянную прописку» на Университетской набережной. Архитектором О. Монферраном предлагалось усилить связь этого места с Египтом сооружением здесь огромной статуи бога Осириса. Идея Монферрана была отклонена. Вместе с тем, пристань со сфинксами украсили бронзовыми светильниками и грифонами, отлитыми по моделям П. П. Годе.

Скульптуры коней с укротителями впоследствии были установлены на Аничковом мосту.

До 1910-х годов этот спуск к Неве использовался для разгрузки барж со строительными материалами. В 1930-х годах здесь выгружали дрова. Во время блокады Ленинграда над каменными изваяниями был сооружён специальный защитный навес. В 1947 году спуск к Неве был восстановлен. В 1958-1960-х годах по проекту И. Н. Бенуа, А. Е. Полякова и Г. Ф. Цыганкова были восстановлены бронзовые грифоны, утраченные ещё в XIX веке.

Египетские сфинксы на Университетской набережной являются одним из неофициальных символов Санкт-Петербурга. Спуск к Неве на Университетской набережной является обязательным местом посещения для туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *