Гиену огненную

Любая гиена покажется безобидной по сравнению с геенной, да еще огненной!

Если объяснить значение выражения геенна огненная в двух словах, получится – «ад адский».

Геенна – в исламе означает «ад». В христианстве – пекло будет позже, после Судного дня (символом которого является геенна).

Получается, после чистилища (ада) грешники попадают в еще более страшное подземное царство — огненное пекло. Прямо «масло масленое».

История происхождения словосочетания связана с названием Генномской долины недалеко от столицы Израиля. Это самое большое и опасное ущелье в Иерусалиме – центр идолопоклонства. Даже детей не жалели приносить в жертву.

Место, где постоянно горит огонь. Жгут мусор, тела отступников и преступников. Название ущелье – олицетворение Ада, символ загробной расплаты за земные грехи. Горение в вечном огне.

В иносказательном смысле выражение выражает нравственные мучения, страдания, беспокойство за совершенные преступления, злодеяния, обман.

Значение фразеологического оборота «геенна огненная» — неизбежная расплата за черные дела, потеря душевного покоя до конца жизни.

Все мы ни раз слышали о таком выражении гореть тебе в геене огненной. Под этим выражением представляется ад, царство Люцифера, шайтана, в каждой культуре это место называют по разному. А знаете ли вы где на самом деле находится это место?!
Гиена Огненная израиль, история, факты.
Сейчас это очень милый и красивый парк в центре Иерусалимом, недалеко от стен Старого города. Называется она долина Еннома.
По одной из легенд, на этом месте очищали огнем от трупов животных и мусора. Другая легенда гласит на этом месте в древности находилась статуя быка, где приносили в жертву детей. Поскольку человеческие жертвоприношения в Иудаизме запрещены; из еврейского Енном (долина Хинном) возникло слово «геенна»».

Долина Еннома, лежащая южнее горы Сион, отделяет старые районы Иерусалима от современных. Это зелёная территория мирного вида, однако история у неё нехорошая.

Полное название местности – долина Сыновей Енномовых. О Енноме и его сыновьях ничего не известно, можно только предполагать, что человек оставил детям в наследство здешние плодородные земли. Использовались они не по назначению. Считается, что здесь последователи языческих культов приносили в жертву богам своих детей, сжигая их заживо. В Книге пророка Иеремии приводятся красноречивые и драматичные слова Господа: «…они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне» (Иер 19:4-5).

Так появилось слово «геенна» как символ ада. По другой версии – слово возникло из-за того, что во времена Римской империи здесь находилась городская свалка, на которой постоянно сжигали мусор, а также трупы казнённых преступников и погибших животных. При раскопках не обнаружено свидетельств в пользу какой-либо из этих версий.

Cамую дурную славу снискала долина, что направо от нас, внизу – Геенна огненная. С детства мы знаем, что это – символ ада, и «Гореть тебе в Геенне огненной!» – одно из самых страшных проклятий. Не знали только, что ад этот – ущелье в Иерусалиме. Гей – на иврите «ущелье». Гей бен Геенном (Долина сыновей Гееннома) сокращенно называют Геенном, что в русском произношении закрепилось как Геенна и никакого отношения к животному гиена не имеет. Кто такие Генном и его сыновья, неизвестно, но точно не с ними связано понятие «Геенна огненная».

Геенна стала символом ада из-за страшного жертвенника – Тофета, на котором в VIII в. до н.э., во времена царя Ахаза сжигали детей, принося их в жертву Молоху. При Ахазе Иудея стала вассалом языческой Ассирии, поэтому в Иерусалиме и появились идолы. Это вызывало естественный гнев Господа и осуждение пророков, в частности пророка Иеремии. В его книге мы читаем: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Генномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне». Осознав чудовищность преступлений предшественников, царь Иосия, в VII в. до н.э. искоренил всякую память о них: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху». Также в Библии сказано, что Иосия наполнил Геенном костями человеческими.

Есть разные гипотезы о том, что еще творилось в этом ущелье: сюда вывозили из Храма остатки животных после жертвоприношений, сюда выбрасывали тела казненных преступников, здесь просто была главная городская мусорная свалка. В любом случае все вывозимое сюда сжигалось и огонь горел в ущелье постоянно. Поэтому и стал Геенном символом ада и поэтому пожелание «Гореть тебе в Геенне огненной» – одно из самых страшных проклятий и среди евреев, и среди христиан, и среди мусульман – у них Геенном называется Джаханнан.

Христиане именно в Геенном помещают «Хакелдаму» – кровавую землю по-арамейски, то есть участок, купленный за 30 серебреников, за которые совершилось предательство Иисуса. Место это – на противоположном склоне ущелья. Когда-то там показывали дерево, на котором повесился Иуда. Древние паломники упоминают смоковницу. Неудивительно. Смоковница, она же фиговое, она же инжирное дерево – одно из немногих деревьев, способных дико произрастать в Иудейских горах. Ее корни (как корни оливы) пробивают скалы на сотни метров.

Совсем недавно в интернете мне довелось увидеть картинку, на которой была изображена гиена с пылающей шерстью, под ней стояла подпись «Гиена огненная». Художник проиллюстрировал игру слов.

Но что же означает слово «геенна»?

В русском тексте Нового Завета оно встречается 12 раз, и 11 из них — в прямой речи Иисуса Христа. В Его Нагорной проповеди геенна — символ той участи, которая ожидает грешников. Один из самых известных стихов — в Евангелии от Матфея (5:29): «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

Для слушателей Христа выражение «ввержен в геенну» не было непонятным художественным образом, ведь в те времена тот, кто упоминал геенну, имел в виду совершенно конкретное место. Известно, что слово «геенна» в дословном переводе означает «долина сынов Еннома». Это место находилось к юго-западу от Иерусалима, и именно там в свое время нечестивый царь Ахав, а вслед за ним и весь Израиль приносили человеческие жертвы языческому богу Молоху (см.: 2 Пар 28:3). Однако в царствование благочестивого царя Иосии идолослужение было запрещено, а долина проклята: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху» (4 Цар 23:10).

Так что к времени земной жизни Иисуса долина Енномова превратилась в городскую свалку, на которой сжигали мусор. Она была подобна тем «полигонам твердых бытовых отходов», что сейчас действуют на окраинах наших городов. Легко представить, как Христос, говоря о геенне огненной, мог даже указать рукой в ту сторону, где в небо постоянно поднимался дым и откуда ветер приносил специфический запах. Таким образом, городская свалка стала наглядной иллюстрацией участи, которая ожидает грешников.

Какие ассоциации появлялись у современников Господа при упоминании этого места? Видимо, помимо брезгливого чувства отвращения, возникающего при упоминании о свалке, они могли думать и о бренности всего сущего. Подобные мысли могут возникать и на кладбище, но там грустные мысли сопровождаются воспоминанием о некогда живших людях, чувством благодарности и благоговением. А вот на свалке нет места ни тому ни другому. Ведь тут уничтожается все потерявшее свое предназначение, сгорает невостребованное и ненужное. Поэтому образ геенны — это образ потери смысла существования, образ пустого и бесполезного бытия, образ отчаяния и уничтожения.

Но все эти образы актуальны не только для нашего посмертного состояния. Ад может захватить душу человека и по эту сторону жизни!

В этой связи можно вспомнить слова главного героя повести Достоевского «Записки из Мертвого дома». «Мне пришло раз на мысль, — говорит дворянин Александр Петрович Горянчиков, оказавшийся на каторге за убийство жены, — что если б захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, так что самый страшный убийца содрогнулся бы от этого наказания и пугался его заранее, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы»1. Так герой Достоевского вдруг понимает, что существует нечто страшнее и ужаснее каторжного труда. Это труд, лишенный смысла! Пока то, что делает человек, пусть даже и каторжник, хоть кому-нибудь нужно, в нем теплится огонек жизни. Отними у него эту опору, и он будет уничтожен, ввергнут в геенну.

Подобные мысли высказывал известный австрийский психолог Виктор Франкл. Будучи евреем, он прошел несколько фашистских концлагерей, потерял там свою жену и родителей, но сам выжил. Его заключение длилось с сентября 1942 года по апрель 1945-го, и все это время ему помогало то, что позже он назвал упрямством духа. Франкл считал, что главной мотивирующей и движущей силой человека является смысл его существования! И даже в таком рукотворном аду, каким был концентрационный лагерь, человек должен открыть смысл жизни, сопротивления, страданий.

Виктор Франкл не только прозревал этот смысл для себя, но вместе с другими заключенными-психиатрами помогал узникам не впадать в отчаяние. Фактически в лагере втайне от СС была организована психологическая служба помощи. Позже в книге «Сказать жизни «Да!”: психолог в концлагере» Франкл так опишет тот опыт: «Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, своей жизни»2.

В другой своей книге «Доктор и душа» Франкл утверждает, что смысл жизни мы реализуем тремя способами. Во-первых, совершая ту самую общественно значимую деятельность, о которой говорит дворянин Горянчиков у Достоевского. Во-вторых, смысл жизни постигается в страданиях и испытаниях, которые мы проходим. Психолог считает, что человека делает человеком именно способность оказаться сильнее обстоятельств, пусть даже самых ужасных! И наконец, смысл жизни открывается в любви. «Любовь, — говорит Франкл, — это единственный способ постижения другого человеческого существа во всей глубине его личности. Никто не может полностью понять самую сущность другого человеческого существа до тех пор, пока не полюбит его. Посредством духовного акта любви он обретает способность видеть сущностные черты и свойства любимого человека; и даже более того, он начинает видеть то, что содержится в нем потенциально, — то, что еще не выявлено, но подлежит осуществлению. Кроме того, своей любовью любящий создает условия, которые помогают любимому воплотить эти возможности в действительность»3.

То есть не только любящий обретает смысл своего бытия, но и тот, к кому направлена эта любовь, вдруг осознает: мое существование имеет смысл хотя бы потому, что я нужен кому-то.

Однажды митрополит Сурожский Антоний произнес такие слова: «Мы настойчиво ищем признания, хотим, чтобы наше существование было принято, хотим места под солнцем — и тем самым встречаем отвержение, потому что наш ближний тоже хочет своего места, а часто и нашего! Так что большинство отношений содержат напор, утверждение, настояние: «Я хочу, чтобы ты меня видел, я хочу, чтобы ты меня принял”. В отношениях любви это требование излишне, потому что меня утверждает другой, следовательно, мне нет нужды утверждаться самому. Я существую, потому что я любим, а не потому, что требую признания»4.

Наверное, многие согласятся с митрополитом — если бы нас так любили, без всяких условий, целиком, мы тоже могли бы сказать: «Я существую, потому что я любим! В этом и есть смысл моего бытия…» Но многим ли из нас повезло быть настолько любимыми?

Этот вопрос тем более важен, что проблема наличия или отсутствия смысла жизни является одной из наиболее сущностных проблем современного человека. Тот же самый Виктор Франкл, выступая перед студентами в 1972 году, утверждал, что, согласно соцопросам, отнюдь не материальные ценности стоят на первом месте у европейской и американской молодежи. Лишь 16% респондентов заявили, что важнее всего в жизни для них делать деньги, а 78% опрошенных стремились прежде всего найти смысл и цель в жизни.

Так кто же может нас полюбить так, что наша жизнь обретет смысл?

В притче о блудном сыне, которой Иисус иллюстрировал отношения человека и Бога, самым радостным и светлым моментом является тот, когда вернувшийся домой непутевый и недостойный сын вдруг обнаруживает, что его отец все это время ждал и любил его! Именно в этот миг молодой человек обретает смысл своего существования, ведь он любим отцом и поэтому спасен от геенны пустого и бессмысленного бытия.

Когда я сам 25 лет назад уверовал в Христа, самым сладостным чувством и самым большим облегчением для меня было то, что отныне в моей жизни есть смысл, мне есть ради Кого жить, и эта жизнь не закончится бездарной пустотой.

Христос не только показывает рукой туда, где горящая свалка постоянно напоминает о пустоте нашего существования и о неминуемых последствиях такой жизни, но той же самой рукой Он готов прижать нас к Себе: «Твоя жизнь имеет смысл! Ведь Я так люблю тебя».

Долина огня (Valley of Fire State Park) в Неваде – место опасное для туризма. Она получила свое название не только из-за красоты и внешнего сходства с пылающим пламенем. В Долине огня очень жарко! Гулять надо среди раскаленных камней. Так что всегда берите с собой воду и по возможности выезжайте из отеля в Лас-Вегасе с самого утра, пока солнце не так сильно. Ведь это Невада – выжженная пустыня! Но если вам не страшно, то поехали в Долину огня!

Хайки в Долине Огня

В этом посте собраны трейлы, в которые мы сходили во время нашего посещения Долины огня. Но если у вас нет времени, и вы хотите просто проехать мимо красочных пейзажей, то вот что вы увидите из окон машины или же выходя буквально на пару минут на остановках. Не лишним будет напомнить, что осматривать парк лучше с утра, чтобы не попасть под жаркие лучи солнца. да и скалы окрашиваются в огненный цвет именно утром. Надеюсь, вам понравится Долина огня, как и нам!

Огненная волна (Fire Wave)

Поскольку мы приехали слишком поздно для утренних прогулок, то мы первым делом отправились на Огненную волну (Fire Wave). Трейл начинается у парковки №3. Надо пройти 2,5 км в обе стороны. Дорога будет идти сначала по песку, а затем по камням. Так что будет жарко! Вода станет спасителем и лучше прикрыть голову. А в жаркие летние месяцы лучше вообще воздержаться от данного трейла. Попасть в центр раскаленной печи – не самое привлекательное мероприятие.

Но у нас стояла осень, было часов 10 утра, и мы рискнули. День выдался не совсем жарким, да и посетителей в Долине огня было совсем не много. Так что путь до волны мы преодолели без особенных проблем.

Розовый каньон

Сразу за волной начинается трейл в Розовый каньон. Но указателей нет, ибо он неофициальный, и мы про него нашли информацию в интернете. А на карте парка Долина огня такого трейла нет. Нужно просто идти в сторону разноцветных камней и придерживаться русла ручья, потихоньку продвигаясь в сторону автомобильной дороги. Как только выберетесь обратно на трассу, придется пройти до парковки. Но это ничего, ведь вашим глазам предстала расчудесная палитра, которую трудно вообразить в природе. Однако она существует!

Трейл Уайт Доум

Трейл в Уайт Дом (White Domes) составляет полтора километра. После Огненной волны и Розового каньона он меня не впечатлил так сильно, как стоило бы. Да и полуденная жара окутала мою голову. Так что я мало запомнила, что там происходило. И почему-то главным впечатлением остались разноцветные лестницы, которые сложили из местных камней для удобства туристов.

В этой части парка Долина огня снимали множество фильмов, в том числе вестерн «Профессионалы» 1966 года и один из эпизодов «Стар Трека». Место популярное у киношников. Подходит и для мексиканского ранчо и для иных планет.

Карта Долины огня

Карта Долины огня

Как добраться в Долину огня

Долина Огня находится в Неваде в 80 км от Лас-Вегаса по трассе 15. Ехать надо на северо-восток, так если бы вы собрались в Юту, смотреть парк Зайон или Брайс-Каньон. Долина огня – это не нацпарк, а парк штата, поэтому единый билет в нацпарки (Annual pass) там не действует. Вход – $10 за машину.

Читайте подробнее:

Лас-Вегас и его достопримечательности

Рекомендация:
Машину для путешествия по США по лучшей цене мы выбираем на сайте Rentalcars.com →

Полезно знать

  • Поездка на автомобиле в США – подробный маршрут с парками, городами и отелями на карте
  • 25 советов как путешествовать в США на машине
  • Обзор лучших отелей на Манхэттене с ценами
  • Где остановиться в Сан-Франциско – лучшие отели на карте
  • Где забронировать недорогой отель в Лос-Анджелесе
  • 10 лучших отелей в Лас-Вегасе
  • Какой отель Майами выбрать
  • Отели Сан-Диего с высоким рейтингом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *