Город куритиба

Куритиба – столица бразильского штата Парана. В этот город нужно обязательно заглянуть тем, кто отправляется из Рио-де-Жанейро в сторону водопадов Игуасу. Он расположен в 90 километрах от Атлантического океана, является седьмым городом по величине в стране, и известен своей хорошо развитой транспортной системой, разнообразием национальностей населения. В начале девятнадцатого века сюда прибыло большое количество иммигрантов из Европы.

Как добраться в Куритибу?

Если вы отправляетесь в Куритибу из другого города Бразилии, то можно воспользоваться автобусным транспортом. В городе есть большой автобусно-железнодорожный вокзал с тремя терминалами. Это железнодорожный терминал, автобусный терминал международного назначения и автобусный терминал для поездок по стране. Транспорт с этого вокзала идет во многие города Бразилии, а также Аргентины, Чили и Парагвая. Билет на автобус, например, из Сан-Паулу в Куритибу стоит 60-80 реалов (18-25 евро), поездка длится шесть часов. Из Флорианополиса можно добраться до города за четыре с половиной часа и 50-70 реалов(15-21 евро).

Попасть в Куритибу можно и на самолете. В семнадцати километрах от города расположен международный аэропорт Афонсу Пена, откуда ежедневно отправляются рейсы на Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри, Бразилиа, Фос-ду-Игуасу и другие крупные города. Однако, одной из проблем аэропорта являются непостоянные погодные условия, в связи с чем рейсы бывают отложены. Самые крупные компании, работающие в аэропорту – Gol, Puna, TAM. Из менее известных — Oceanair, Webjet, Passaredo.

Добраться из аэропорта до города можно на городском автобусе, который отправляется каждые 20-30 минут, билет стоит 3 реала (1 евро). Также курсирует автобус-экспресс, который идет быстрее, отправляется каждые 20 минут и стоит 10 реалов (3 евро). Стоимость такси зависит от района города, поездка до центра обойдется в 50 реалов (15 евро). В аэропорту работает несколько компаний по аренде автомобилей, у большинства есть сайты.

Как и во многих городах страны в Куритибе нет пассажирского железнодорожного сообщения. Но ходит поезд по туристическому маршруту по побережью океана в штате Парана. Поездка может быть интересна для тех, кто хочет полюбоваться видами на Атлантический океан, водопадами, скалами и историческими местами.
На автомобиле до Куритибы можно добраться по трассам BR-116 из Сан-Паулу, BR-101 из Флорианополиса, BR-116 из Порту-Алегре.

Что посмотреть?

Отправляться осматривать достопримечательности можно в любой день недели, кроме понедельника. В понедельник закрыты многие места, а также не ходит туристический автобус, который обслуживает 20 достопримечательностей и позволяет каждому пассажиру посетить четыре из них за одну общую цену в 27 реалов (8 евро). Есть также автобус, который ездит только по историческому центру, билет – 1,50 реала (40 евроцентов).

Фонтан Иерусалим

Начать знакомство с городом можно с центра, где находится фонтан Иерусалим. Он построен в честь 3000-летия Иерусалима по проекту архитектора Фернандо Каналли. Высота фонтана – 14,5 метров. На верхнем торце он украшен тремя бронзовыми фигурками ангелов. Каждая из них весит по 600 кг, они символизируют три основных монотеистических религии мира, в которых Иерусалим считается священным городом: христианство, иудаизм, ислам.

Историческая часть города

Это комплекс самых старых зданий в городе. Среди них – собор Ромарио Мартинса, церковь Святого Франциска, построенные под влиянием немецкой архитектуры, а также музей сакрального искусства, церковь Розарио, фонтан Памяти на площади Гарибальди. На площади так же разбита клумба-цветочные часы. В этом районе перекрыто транспортное движение, поэтому можно спокойно прогуливаться по улицам, под звуки музыки уличных исполнителей, заходя в различные магазины и кафе.

Церковь ордена Розенкрейцеров

Храм является частью архитектурного комплекса из шести зданий в египетском стиле, построенных в честь первых членов Ордена, возникшего в Германии, основанного на учении об истинах скрытых от обыкновенного человека. Эмблема братства — роза, распускающаяся на кресте. Целью Розенкрейцеров было всеобщее улучшение Церкви и достижение благополучия государств. В других зданиях комплекса находятся библиотека, музей с репродукциями египетских произведений из разных династий, мемориал Куритибы, аудитория Спенсера Люьиса и здание общего управления. Храм открыт с 8:30 до 12 часов дня, в субботу с 2:30 до 17 часов. Вход свободный.

Серра-Верде Экспресс

Трехчасовая поездка на туристическом поезде – отличная возможность познакомиться с природой Бразилии и ее живописными пейзажами. Поезд идет из Куритибы до исторического города Мореттес через тропический лес. Через широкие окна поезда можно посмотреть на дома, водопады и пышную растительность Бразилии. По пути поезд пересекает несколько мостов, виадуков и тоннелей. Некоторые из них представляют собой настоящие шедевры инженерии, так как дорога идет через горы, и проложить железнодорожные рельсы в таких местах очень непросто, учитывая то, что дороге 128 лет. Самый длинный мост – Сан-Жуан – 55 метров в длину, самый внушительный тоннель – Рока Нова – 457 в длину и 900 метров над уровнем моря. По прибытии в Morretes туристы могут насладиться прогулкой по узким улочкам города и традиционным блюдом «barreado», состоящим в основном из мяса, сваренного в кастрюле с закрытой крышкой, так чтобы пар не выходил при приготовлении мяса.

Поезд вмещает до 1100 пассажиров, в нем есть вагоны разных классов и цена варьируется в зависимости от класса. Билет в одном направлении в классе эконом стоит 65 реалов (20 евро), как для взрослого, так и для ребенка. Билет классом выше – 84 реала (26 евро) для взрослого и 54 реала (16 евро) для детей. Класс люкс – 153 и 58 реалов (47 и 18 евро) соответственно. По выходным добавляется еще один класс выше, стоимостью в 270 и 189 реалов (84 и 59 евро). Обратный билет стоит на 30% дешевле. По воскресеньям маршрут продолжается до города Паранагуа, но ландшафт на этом участке пути не столь интересен.

Парк Игуасу

Крупнейший городской парк Бразилии с площадью 8 миллионов квадратных метров. Здесь в естественной среде обитают около 80 видов различных животных, рептилий, птиц. Парк пересекает река Игуасу. Он разделен на семь разных зон: спорт, морское дело, рыбалка, сад, лес, заповедник и зоопарк, оснащен парковкой, киосками, барами. Открыт для посетителей с 8:30 до 16 часов. В субботу, воскресенье и праздничные дни с 8:30 до 17 часов.

Немецкий лес

Этот парк посвящен сказкам немецких писателей, трудам немецких философов. Лес когда-то был частью фермы немецкой семьи. Здесь сохранилась старая деревянная церковь, башня философов, детская библиотека. С деревянной обсерватории открывается панорамный вид город и на площадь Немецкой Поэзии. В концертном зале проводятся мероприятия, посвященные поддержанию немецких традиций. Немецкое здание конца прошлого века дополняет тематику парка. Пройдя по пути Джона и Мэри можно познакомиться с историей сказок братьев Гримм. Парк открыт ежедневно с 6 до 20 часов, библиотека с 9 до 17 часов.

Улица 24 часа

Это улица, которая никогда не спит. 120 метров в длину и 12 метров в ширину, она состоит из 32 металлических арок. Здесь расположены 34 магазина, которые открыты всегда. Здесь есть все от аптеки до цветочного магазина, и купить можно все, что угодно, от книг до детского питания. Это главное место сбора всех туристов, на этой улице кипит ночная жизнь, здесь можно отдохнуть в ресторане, кафе. К тому же в них есть бесплатный доступ в интернет.

Площадь Японии

Площадь построена в честь японских иммигрантов. Сегодня в Куритибе проживают около 35 тысяч их потомков. Вокруг площади на территории 14 тысяч квадратных метров посажены вишневые деревья, сад с сакурой, созданы искусственные озера в японском стиле. Квартал украшен фонарями из камня, такие фонари – символ японского сада. Здесь есть чайхана, мемориал японской иммиграции, дом Культуры, японская библиотека. В центре площади – памятник Будды. В доме культуры проводятся выставки оригами, цветочного искусства, японских стихов. Он открыт со вторника по воскресенье с 9 до 18 часов. По четвергам с 9 до 16 часов в чайхане проходит чайная церемония.

Руины Сан-Франциско

Каменные руины являются остатками недостроенной церкви Святого Франциска. Были построены часовня и ризница, но затем камни, предназначенные для строительства церкви, были использованы для постройки собора Богоматери.

Где остановиться?

В самом центре Куритибы есть хороший и недорогой отель под названием Бразилиа. Стандартный номер на одного человека обойдется в 85 реалов (26 евро), на двоих – 119 реалов (37 евро). Номер люкс, оборудованный кондиционером, – 129 реалов (40 евро) для одного и 149 реалов (46 евро) за двоих. В стандартном номере есть вентилятор. В гостинице если услуга пользования интернетом, кафе, буфет.
Отель более высокого класса, такой как четырехзвездочный Radisson Hotel Curitiba будет стоить дороже. От 265 реалов (80 евро) за самый простой номер до 510 реалов (159 евро) за номер бизнес-класса.
Можно остановиться в хостеле, это будет дешевле всего, но не безопасно.

Место для жизни, а не для наживы. Без пробок и мусора. Автобус подходит через минуту, а идти до ближайшего парка еще меньше. Возможно ли это? Сорок лет назад такое чудо создал бразильский архитектор, ставший мэром Куритибы. «Вокруг света» выяснил, легко ли городу быть идеальным

Фото: Sime/All Over Press

Памятка путешественнику Бразилия. Куритиба РАССТОЯНИЕ от Москвы — 12 150 км (от 19 часов в полете с двумя пересадками) ВРЕМЯ отстает от московского на 5 часов ВИЗА не требуется (для пребывания в стране не более 90 дней) ВАЛЮТА бразильский реал

Веселые разноцветные домики, дорожки, мощенные черно-белыми камушками, как в Португалии, — первое, что я увидела, приехав в столицу штата Парана. На второй взгляд домики оказались обветшалыми, мостовые — пыльными. «Вы опоздали лет на пятнадцать», — сообщил мне прохожий на улице. У этого мужчины я всего лишь спросила, как пройти в исторический центр, а услышала в ответ лекцию, почему в восемь утра на Ларгу-да-Орден небезопасно: по центру еще бродят воры и бездомные. «Вы, наверное, будете разочарованы, — сказал он, — туристы думают, что в Куритибе совсем нет преступности. Я тоже когда-то рассчитывал найти здесь идеальный город…»

Отложив знакомство с колониальной архитектурой, я двинулась в сторону автобусной остановки — уже несколько десятков лет Куритибу узнают на фотографиях по этим необычным стеклянным трубам. Остановка, как и другие, позже попадавшиеся на глаза, выглядела не столь блестяще, как в туристических буклетах, но формы и правда была удивительной.

Фото: Corbis/All Over Press

Пожилая женщина на входе возле турникета посоветовала доехать до ботанического сада — три остановки и всего полтора реала за проезд. Я вошла на железную платформу внутрь трубы, отметив, что затемненные стеклянные стены «аквариума» спасают пассажиров не только от дождя, но и от солнца. Над дверями, через которые производится посадка, увидела линию маршрута с отмеченным на ней пунктом «вы здесь». Вскоре автобус подъехал, с грохотом «выкинул» деревянный трап, подхватил меня и еще парочку пассажиров и бодро отправился в путь.

ДОРОЖНОЕ НАСЛЕДИЕ

Система общественного транспорта в Куритибе хороша и проста: для скоростных автобусов выделены проспекты с двусторонним движением. Проезд пассажиры оплачивают при входе на остановку, поэтому посадка в автобус происходит быстро, да и водитель не отвлекается. Существуют и «аквариумы» с пересадками на другие линии.

Проектированием такой системы начал заниматься еще в 1965 году Институт исследований и планирования городской среды — IPPUC (Instituto de Pesquisa e Planejamento Urbano de Curitiba), созданный при участии молодого архитектора-урбаниста Жайми Лернера. До него тактика градостроителей сводилась к делению города на зоны и к строительству новых дорог. Институт же начал разрабатывать общую концепцию города, а планирование стало системным непрерывным процессом.

Фото: Corbis/All Over Press

В 1971 году 33-летний Лернер, уже побывавший на посту президента института, был назначен мэром Куритибы и начал воплощать свои проекты в жизнь. Он видел будущее в развитии общественного транспорта и одновременно в расширении зеленых и пешеходных зон. Первые экспрессы по выделенным проспектам Лернер запустил в 1974-м. По тем временам решение было революционным. Куритиба стала моделью, по которой создавалась система общественного транспорта в Боготе, Сантьяго, Мехико, Лос-Анджелесе, Сеуле и многих других городах мира.

Единственное, что не удалось скопировать практически никому, — та регулярность, с которой ходят автобусы: в рабочий день интервалы составляют 1–3 минуты. И хотя экспрессы в Куритибе далеко не новые, а дороги слегка разбитые, жители, которые пользуются общественным транспортом каждый день, довольны, потому что всегда могут вовремя и быстро доехать до работы и учебы.

Правда, население Куритибы с 1970-х увеличилось почти втрое, выросло и количество личных автомобилей. Автобусы, которые когда-то решали проблему транспорта в городе, стали помехой для автовладельцев.

— Мне нравится пользоваться автобусами, — говорит Маурелиу, житель пригорода, — они действительно быстрые, хотя иногда бывает многовато народу. Кажется, пора строить метро. До Куритибы мне удобнее добираться на машине, а в городе приходится оставлять ее на стоянке, иначе рискуешь попасть в пробку. Таксисты многие тоже на пробки жалуются, говорят, что наша транспортная система отжила свое.

Мне показалось, что Маурелиу преувеличивает и по части отжившей транспортной системы, и по части заторов. Я так и не увидела ни одной дорожной пробки, по крайней мере в нашем понимании.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПАРКОВ

Фото: Imagebroker/East News

Стеклянную теплицу ботанического сада путеводители сравнивают с Хрустальным дворцом в Лондоне. Пожалуй, до дворца ей далековато, но в зеленом ухоженном саду теплица выглядит очаровательно. Рядом — озеро с черепахами и огромными карпами. По берегу бродят белые цапли, тут же сидят лесные утки. Позже я поняла, что так устроены все парки города: каждый — своего рода заповедник, где сохраняются флора и фауна региона. В парке Баригуи, например, обитает колония капибар, ставших его достопримечательностью. Проехавшись днем на туристическом экспрессе по городу, я убедилась, что он со всех сторон утопает в зелени: ботанический сад, парки Тингуи, Тангуа, Баригуи, Педрейрас — огромные зеленые пространства плавно перетекают одно в другое.

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Сегодня в Куритибе на каждого жителя приходится 64,5 м2 зеленых насаждений. Причем в расчет не идут газоны и водоемы, только древесные массивы площадью не менее 100 м2. (Для сравнения: в Москве около 20 м2, в Санкт-Петербурге до 16 м2 зеленых территорий общего пользования на человека.) В 1971-м, до прихода Лернера к власти, на каждого горожанина приходилось всего полметра зелени, хотя население было втрое меньше. «Деревья подарят нам тень, если мы дадим им воду» — под таким девизом началась программа озеленения. Горожане сами поливали растения на улицах. Было посажено более миллиона деревьев благодаря экономии на ирригации.

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Если деревья Лернер доверил людям, то газоны — овцам породы суффолк. Сэкономив на газонокосилках и бензине, мэр одновременно позаботился об экологии, вспомнив старый добрый способ поддержания растительности в порядке. В 1980-х кудрявые «работники» появились в парках Баригуи, Сан-Лоренсу и Игуасу (к слову сказать, в Париже только в прошлом году начали прибегать к помощи овец). «Трудятся» овцы не каждый день — у них, как и у людей, есть выходные и праздники. К тому же большое количество гуляющего в парке народу, по мнению служащих, может навредить деликатной нервной системе животных. Правда, при Лернере овцы людей не боялись и паслись на газонах каждый день на радость детям.

Среди прочих экологических достижений команды Лернера было избавление города от мусора. Поскольку в бюджете Куритибы не хватало денег на строительство комплексов по сортировке отходов, мэр решил, что можно обойтись и без больших инвестиций, если договориться с людьми. В 1980-м началась образовательная кампания в школах: детям говорили, что мусор нужно разделять, чтобы потом его можно было переработать. Дети, в свою очередь, объясняли это родителям, и те, не желая выглядеть дикарями перед чадами, стали проявлять сознательность. В фавелах (районах трущоб), где мусоровоз зачастую не мог даже проехать, запустили программу по обмену мусора на продукты первой необходимости и проездные билеты на месяц. Тогда это спасло город от обилия жестянок, пластика и бумажек. Сегодня 70% мусора разделяют и перерабатывают, но если в жилых одноэтажных кварталах чисто, то этого не скажешь о районах, расположенных ближе к центру и вокзалам.

БРАЗИЛЬСКАЯ ЕВРОПА

Гуляя по ухоженным улочкам рядом с городскими парками, повсюду видишь влияние европейской архитектуры: то португальские изразцы, то германские фахверковые балки. Для местных властей и СМИ это до сих пор служит поводом называть столицу штата Парана бразильской Европой.

Фото: Age/East News

Город в XVII веке основали португальцы, а во второй половине XIX он стал местом расселения иммигрантов из Европы: сюда приехало много итальянцев, немцев, поляков, русских, украинцев и белорусов. В XX веке в Куритибу устремились евреи, спасавшиеся от нацистов. Жайми Лернер родился в семье беженцев из Польши.

Чтобы подчеркнуть связь с европейской культурой, около 20 лет назад в Куритибе были открыты Португальский культурный центр, Итальянские ворота, Немецкий лес, Польский лес и Мемориал украинским иммигрантам.

Сегодня европейское происхождение не особо считывается в облике города. В историческом центре, на площади Ларгу-да-Орден — главной туристической достопримечательности Куритибы, отреставрированной в 1973 году, — старинные торговые дома с яркими фасадами соседствуют с заброшенным зданием, сквозь стены которого уже пробился папоротник. Со смотровой площадки за старыми церквями в одну сторону открывается вид на благоустроенные улицы, а в другую — на здание музея, изуродованное черными каракулями. Как рассказал мне сержант Мейра, следящий за порядком на Ларгу-да-Орден, лет 15 назад Куритиба была совсем другой: ни уродливых надписей, ни бродяг, по городу можно было гулять в любое время суток. «Днем вам и сейчас не о чем беспокоиться. А вот вечером и ночью в центре не обходится без проблем. Я уже тридцать лет работаю в военной полиции и скажу откровенно: поддерживать безопасность становится все сложнее, и чем больше растет город, тем хуже обстановка в центре».

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Что до иммигрантов, то в современную Куритибу едут в основном люди из бедных регионов Бразилии, из Китая и стран Латинской Америки. На площади Тирадентиса выходцы из Боливии продают корзины из крашеной соломы. Возможно, это их дети встретились мне и на вокзале: девочка выпрашивала деньги у кассиров в билетных кассах — все закрывали окошки в ответ. Горожане поговаривают, что из-за приезжих Куритиба меняется не к лучшему: работу могут найти не все, а воровать и попрошайничать получается у многих.

НОСТАЛЬГИЯ ПО МЭРУ

Оранжевое такси везло меня на улицу Бом-Жезус, в тот самый Институт исследований и планирования городской среды, где в 1970–1980-е годы создавали Генеральный план развития города. По этому плану и провели многообещающие реформы, не получившие продолжения в наши дни.

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Водитель такси ругался: «В институте вам такого не скажут, но идеальная Куритиба закончилась лет двенадцать назад! Все, что вы видите вокруг хорошего: чистые жилые районы, удобный общественный транспорт, парки — все это было создано благодаря Жайми Лернеру. Он был мэром три срока, двенадцать лет: люди переизбирали его, потому что ему многое удалось сделать. Это вам не современные политики! Ничего-то они не могут, потому что думают каждый о своих интересах. А Жайми Лернер был архитектором и умел смотреть в будущее. Он в городе видел систему! Поэтому до сих пор созданное им хорошо работает. Важно, чтобы над городом трудились профессионалы, а не политики!»

На прощание он пожелал удачи, но предупредил, что вряд ли в сегодняшнем институте планирования меня чем-то удивят.

Выйдя из такси, я оказалась в по-домашнему уютном зеленом квартале. Тихие улочки, аккуратный газон с лавочками вокруг, в центре — чудное дерево с плодами, похожими на огурцы. Где же институт? — интересуюсь у прохожих. «Да вот же он!» — указывает седой старичок на небольшие ворота с навесом, возле которых над цветами порхает колибри. За воротами сад с почти дачными домиками, на деревьях кричат попугаи.

СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ
Город-черепаха,
или 9 принципов Лернера

1 Город не так сложен, как его пытаются нам преподнести продавцы сложностей.

2 Иногда городу нужна акупунктура: локальные изменения, быстрые «уколы», которые придадут ему жизненных сил.

3 Город должен расти по плану и быть многофункциональным: так, чтобы рядом были работа и учеба, торговые, культурные и спортивные центры.

4 Хороший город подобен черепахе: это дом, работа и возможность передвигаться.

5 Транспорт — это такая система, которая позволяет жить и работать в городе. Он не может быть сам по себе.

6 Надо сократить количество машин, чтобы было больше пространства для людей. Общественные места — это главное, ради чего люди и живут в городах.

7 Элитные дома для богачей нерациональны. Чем выше стены, за которыми они хотят спрятаться, тем больше шансов, что у выхода кто-то будет поджидать их с недобрыми намерениями. Нужно, чтобы разные люди с разным достатком жили в одном пространстве. Это и есть настоящая безопасность.

8 Многие жалуются, что город слишком большой, а денег слишком мало. Надо решать проблемы, используя то, что имеешь.

9 Нужно, чтобы горожане чувствовали уважение к себе, и в ответ они будут сознательно и ответственно относиться к городу.

Фото: Corbis/All Over Press

Меня встретил Жоэлсон Луис ду Эспириту Санту — руководитель административно-финансового отдела. Он тепло говорил о горожанах и сожалел, что иностранцы всегда думают только о Рио-де-Жанейро, а ведь в Куритибе намного лучше. Видно, что работу свою он любит и верит в миссию института. Жоэлсон рассказал, что много лет назад здесь был подготовлен проект метро, но воплотить его в жизнь не удалось:

— Горожане давно ждут метро, но после ухода Лернера наш институт утратил влияние. Сейчас его роль выросла, мы вновь можем принимать важные решения. Первая линия метро будет построена уже к 2017 году, несмотря на то что в бюджете города нет необходимых денег. Но ведь всегда можно найти умный выход! Лернеру это удавалось в свое время, вот и мы придумали, как решить проблему: метро построит частная компания на свои средства и будет 35 лет получать доходы от продажи билетов, после чего мет ро перейдет в собственность города.

— А как же знаменитые автобусы?

— Там, где пройдут линии метро, их уберут — тогда будет больше места для автомобилей. Автобусы — это хорошо, но если жители хотят больше комфорта в автомобиле, мы должны это учитывать. Плата за метро и автобус будет единой, так что общественный транспорт только выиграет.

Напоследок Жоэлсон сказал, что, по его мнению, в Куритибе все хорошо, вот только погода все время меняется…

Покинув институт и пройдя несколько кварталов, я наткнулась на плакаты «Куритибе не нужно метро!».

А ТЕПЕРЬ — ФУТБОЛ

Если мнения жителей Куритибы о необходимости метро расходятся, то чемпионат мира по футболу вызывает единодушное неприятие — о нем никто не сказал ничего хорошего. Жители считают, что от этого события город не получит никакой пользы.

— Выиграет только местный клуб «Атлетику Паранаэнсе», а нам — проблемы с транспортом из-за проводимых работ! — возмущаются одни.

— Деньги, которые пошли на подготовку к чемпионату, могли быть использованы для больниц и школ. Куритиба не футбольный город, в будущем все траты окажутся бесполезными, — считают другие.

Местное издание Gazeta do Povo опубликовало результаты общественного опроса: 62,2% горожан были против проведения ЧМ-2014 в Куритибе. Здесь другие идеалы: люди хорошо помнят, что даже небольшие деньги могут принести пользу для города, если направить их в нужное русло.

Фото: AP/EasT News

Бывший мэр Жайми Лернер солидарен с жителями: «Города создаются для людей, а не для чемпионатов. По правде говоря, Бразилия слишком раболепствует перед ФИФА, ведь самая большая проблема — это не стадионы. У нас полно стадионов. Проблема Бразилии — это отсутствие качественных услуг по авиагрузоперевозкам и нормальной транспортной системы в городах».

Лернер удалился от политики, но продолжает свои разработки по созданию «умной» городской среды. Основанная им в 2003 году Ассоциация архитекторов помогает городам мира с разными бюджетами решать их проблемы. Бывший мэр Куритибы, как и прежде, считает, что главной городской достопримечательностью должно быть качество жизни.

Что нужно сделать в Куритибе

УВИДЕТЬ лучшие места города, прокатившись на двухэтажном туристическом экспрессе (29 реалов).

СЪЕСТЬ традиционное блюдо штата Парана барреаду — мясо, тушенное в горшочке с маниоковой мукой, — в ресторане Dona Natalia (от 22 реалов).

ВЫПИТЬ натурального домашнего сока из белого винограда (от 12 реалов за стакан).

ЖИТЬ в лучшем отеле города Four Points by Cheraton Curitiba (от 330 реалов).

ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ на знаменитом скоростном автобусе (1,5 реала за поездку).

КУПИТЬ в подарок фарфоровое сердечко с изображением араукарии (7 реалов), для себя — вкусные, похожие на кедровые орешки, семена араукарии (10 реалов).

Фото: (X2), Marcio Jose Bastos Silva/.com, © Участники Openstreetmap

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *