Хотьковский монастырь

Семь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре Митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.

В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2012 году исполнилось 20 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 20 лет общецерковного прославления и 675 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена говорят православному человеку о том дорогом и незабвенном сокровище, общниками которого милостиво соделал нас Господь и имя которого — Святая Русь.

XIV век

Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи почивают в Покровском соборе монастыря. Множество боголюбивых паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.

Над этой благодатной святыней помещена другая дорогая нам реликвия – икона Сергиева рода, которая воплотила в себе идею Небесного покровительства над нашей богохранимой страной и напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная. Этот вдохновенный образ святого семейства соединяет собой земное время и вечность, пространство земли в ограде Церкви и Горний мир, Отечество Небесное и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук Преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной.

Святость семьи изначально была присуща православной Руси. Здесь целые семьи явили миру новый христианский уклад жизни, требующий самоотверженной любви и утверждения благочестия. Древнерусский семейный уклад с его праведностью сближал монашескую и мирскую жизнь. Подвиг праведной супружеской жизни часто увенчивался подвигом иночества. Характерным для того времени было образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.

В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим». В акафисте Преподобным поётся, что, «пришедши в пределы княжества Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей своим благочестием удивили». А опорой многотрудной жизни боярина Кирилла был семейный очаг – твердыня благодатного мира.

Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну – преподобному Сергию удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок.

Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей. А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига. Великий Сергий одержал победу над силами зла, сохранил и преумножил в своем народе его главное сокровище – бессмертное Православие. Настало время возрождения России.

Тогда же стало возрождаться и монашество, подвергнутое страшному разорению во время монгольского нашествия. Этому способствовали три взаимосвязанных благодатных события – возвышение Москвы, рождение преподобного Сергия и переезд боярина Кирилла в Московские пределы. Зародилась монашеская жизнь на Хотькове, у Покрова Матери Божией. Оттуда, получив долгожданное родительское благословение, начал свое восхождение в Горняя будущий основатель Троице-Сергиевой Лавры, с которой тесными узами будет связано жительство Хотьковской обители.

XV век

Беспокойный XV век не нарушил течение жизни маленького «монастырька иже на Хотькове», как его называли в жалованной грамоте по причине оскудения и бедности обители.

XVI век

В 1506 году она была взята под покровительство великокняжеской власти с определением ей небольшого продовольственного содержания, что одновременно повысило и её статус. В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.

Приём новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, утверждение игумении зависели от Троицких властей. Собором старцев избирался духовник монастыря, на которого возлагалось попечение о духовном окормлении инокинь. Можно сказать, что их духовное преуспеяние изначально и во все времена находилось в неразрывной связи со старческим руководством Троице-Сергиевой Лавры.

Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число насельниц достигло 35 человек. В этот период управляла игумения Петронида – первая хотьковская игумения, упомянутая в синодике Троице-Сергиева монастыря.

XVII век

Но период благоденствия не был продолжительным. В начале XVII века в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Польско-литовские войска опустошили окрестности столицы и два года держали в осаде Троице-Сергиев монастырь. Разорению подверглась и Хотьковская обитель, насельницы которой укрылись в Лавре преподобного Сергия, испытав все тяготы и ужасы осады. В осаждённом Троицком монастыре скончался хотьковский священник отец Сергий. Четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады Хотьковская обитель находилась в полном запустении. Лишь в середине 1620-х годов она была восстановлена при поддержке Сергиева монастыря, и в ней уже насчитывалось до пятидесяти стариц. Во главе стояла игумения Евфимия (Королевинская).

Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова – царского стольника, участника многих политических событиях страны. На его вклады был построен первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского. Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.

В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих. Государственное содержание обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств. Выручали небольшие угодья, оставленные монастырю, и доходы от рукоделия. Хотьковские мастерицы занимались прядильным делом, кружевоплетением, шитьём. Они прекрасно владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения: индитий «Голгофский крест», облачение на жертвенник «Несение креста», плащаница «Положение во гроб», – которые и поныне хранятся в собрании Сергиево-Посадского музея.

XVIII век

В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.

В 1791 г. над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон Левшин. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.

Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи и колокольню. XIX век

XIX век

В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.

Покровский собор с монастырским кладбищем. XIX век

После северных Святых ворот Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809–1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и четырёхъярусную колокольню, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.

Дело укрепления монастыря и совершенствования монашеской жизни продолжила преемница игумении Евпраксии, бывшая Хотьковская благочинная, игумения Магдалина. Современники отмечали её твёрдый волевой характер, настойчивость в достижении поставленных целей. Игумения Магдалина преумножила духовное и материальное наследие своей предшественницы. Особую заботу она проявляла о благочинном устроении жизни в монастыре. Послушниц она стала обучать живописи и иконописи. В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Матушка следила за тем, чтобы пение и чтение было неспешным и стройным, увеличила число клирошанок. Это обогатило духовную жизнь обители и способствовало её дальнейшему процветанию.

Построили новые корпуса для келарских нужд и просторный келейный корпус (часть здания отвели для больницы). Расширились земельные угодья под посевы ржи и овса, появилась собственная рига для молотьбы, продолжало развиваться огородное хозяйство за рекой Пажей с оранжереями и парниками. Благодаря попечению игумении Магдалины у ворот обители возвели двухэтажный странноприимный дом, а дорогу к монастырю замостили камнем.

Примечательно воспоминание Елевферии, старицы Хотькова монастыря, келейницы игумении Магдалины, которое приводит преподобномученик Кронид, последний наместник Троице-Сергиевой Лавры. По оставлении своей обители – Белгородского женского монастыря, после многих скитаний и искушений Елевферия встречает монахиню-старицу, которая отвращает от неё большую беду и приглашает поехать с ней в Хотьков монастырь, уверяя, что матушка игумения примет её к себе в обитель.

По приезде в Хотьков монастырь монахиня и её спутница остановились перед аркой колокольни, на которой было изображение иконы Божией Матери «Знамение». Преклонив колени пред святым образом, юная послушница пламенно стала просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила её без Своего заступничества. Вдруг она увидела, как образ Матери Божией отделился от стены и Она, Пречистая, сошла на землю и стала приближаться к ней. Между тем старушка-монахиня начала торопить её идти к матушке игумении. В силу необходимости девушка поспешила за старицей.

Матушка Магдалина приняла незнакомую девушку в свою обитель и назначила ей послушание. Позже она взяла её к себе в келейницы, и на этом послушании монахиня Елевферия была до самой смерти игумении. Она прожила в Хотьковской обители 60 лет.

В этот период укрепления монастыря и совершенствования монашеского жительства молитвенный подвиг несла известная хотьковская затворница Марфа (схимонахиня Мария), которую, по преданию, навестил преподобный Амвросий Оптинский и беседовал с ней. Она заключилась в затворе в 1825 году и скончалась, не выходя из него, в 1854 году, в 75-летнем возрасте.

Затворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна)

В это же время в обители подвизалась другая подвижница Евдокия, которая несла один из самых трудных подвигов – подвиг юродства.

Молитвенное стояние этих и других подвижниц, талант и мудрость в созидательной деятельности игумений обители снискали ей Божественную благодать, и множество боголюбивых паломников стали притекать под Покров Владычицы, испрашивая благословения и заступничества у преподобных Кирилла и Марии.

Количество насельниц обители значительно возросло, что вызвало затруднения в управлении. До сих пор в монастыре сосуществовала «жизнь общежительная, полуобщежительная и особожитийная», т.е. отдельно по келлиям. В письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры святитель Московский Филарет выражал беспокойство по поводу трудности утверждения общежительного устава для 400 сестер. Игумения Магдалина продолжила преобразование монастыря с особожитийного устава на общежительный, начатое при игумении Евпраксии. Этот процесс завершился при игумении Варсонофии I.

Игумения Варсонофия уделяла большое внимание благотворительной и просветительской деятельности. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа на 50-60 детей из окрестных селений. Школа занимала специально отстроенное двухэтажное здание (сохранилось до настоящего времени) вне ограды, на северной стороне монастыря. А с южной стороны возвели трёхэтажную гостиницу, нижний этаж которой был предоставлен бедным богомольцам, с бесплатным питанием по уставу благотворения преподобного Сергия.

Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, в том числе Дмитров¬ского, через посредство Кирилло-Мефодиевского братства и других благотворительно-просветительских обществ, помогал нуждающимся ученикам и учителям школ и духовных училищ. 30 октября 1876 г. игумения Варсонофия обратилась к митрополиту Московскому Иннокентию с прошением разрешить взять на воспитание в монастырь болгарских девочек, осиротевших во время освободительной войны на Балканах. Разрешение было получено. Через 6 лет, когда девочки уже выросли, обучились различным рукоделиям и смогли начать самостоятельную жизнь, Московская консистория объявила игумении Варсонофии благодарность. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым и больным воинам.

Обитель не осталась безучастной к горю людей в русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста. В годы Первой мировой войны насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок.

Насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок. XIX век

Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства, особенно если это касалось почитания преподобного Сергия Радонежского; так, была пожертвована большая сумма денег на строительство соборного храма в Риге по просьбе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители; множество паломников приезжали сюда в праздничные дни. Никольский храм не мог уже вместить такого количества молящихся, поэтому было принято решение о постройке на его месте нового храма.

XX век

Уже через пять лет возвели огромный величественный собор по проекту архитектора А.А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на 2000 человек, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. «Московские церковные ведомости» написали о соборе: «…он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его 12 сажен , высота 20 сажен , пол сделан из метлахских плит, отопление водяное и устроено в подвальном этаже. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. В приделах сделаны также мраморные иконостасы о двух ярусах». Примечательно, что Никольский храм был первым в России, который ознаменовал возвращение к русско-византийскому стилю, утерянному в Петровскую эпоху.

В 1932 году закрыли Никольский собор. Благолепный, только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, уничтожили некрополь в крипте собора. В нём расположилась школа комбайнеров. Вскоре взорвали монастырскую колокольню. В игуменском корпусе, где размещались также келлии клирошанок, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, расположился сельхозтехникум. В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината. В 1985 году сильный пожар уничтожил это предприятие, а вместе с ним сгорела и вся оставшаяся прекрасная настенная живопись, выполненная иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В другие здания въехали жители окрестных деревень, получившие от властей разрешение разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду. На месте благолепной процветающей обители теперь пребывали разорение и хаос.

Во время торжеств освящения храма никто не мог предполагать, что наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой уклад всей российской жизни. Началось время бед и испытаний и для Хотьковского монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр, остальные разошлись по окрестным деревням. Монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сёстры с большим мастерством изготавливали на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали своему искусству молодых артельщиц. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю Игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан.

Последняя игумения Варсонофия II. Фото XIX века

Российские монастыри явились видимым свидетельством глубины катастрофы, которая постигла наше Отечество в этот скорбный период. Но и в разорённый монастырь приходили люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.

У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря)

Наконец, в 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия.

Он был первым настоятелем Покровского собора до открытия монастыря. Мученически скончался в 2005 году в Вознесенской Давидовой пустыни, где впоследствии служил настоятелем.

1992 год — Возрождение

Покровский Хотьков монастырь. 2006 год

Возрождение обители промыслительно началось в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чьё явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения. Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь. С самых первых дней восстановления обитель, получившая статус ставропигиального монастыря, находилась под попечительством Первосвятителя Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II. Возрождение и укрепление монастыря совершалось при постоянном его внимании и заботе.

В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря, в строительстве которого в период своего расцвета принимала участие Хотьковская обитель.

Матушка Олимпиада вместе с игуменским жезлом получила в управление полуразрушенный разорённый монастырь. И если в древние времена монашеская жизнь созидалась в пустынных местах, то теперь её предстояло возрождать на развалинах былого величия. Обращение русских людей к монашеской жизни не прекращалось ни в один из периодов нашей истории. Возрождённые обители и сейчас влекут к себе людей, жаждущих Евангельского жительства, чтобы, оставив земные попечения, соприкоснуться с вечностью, с высокой Божественной правдой.

По милости Божией возобновилась монашеская жизнь и в Хотьковском монастыре. Много трудов несут сёстры с Матушкой Игуменией, чтобы восстановить прежнее благолепие поруганного монастыря и его духовные богатства, которыми он щедро делился с каждым приходящим, становясь центром религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности. При монастыре действует воскресная школа, и уже 15 лет существует пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Следуя прежней традиции благотворения, сёстры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи.

В 2009 году наследие Русской Православной Церкви, небольшой частицей которого является и Покровская обитель, принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Великую Среду на Страстной Седмице Первосвятитель впервые посетил Хотьков монастырь. Литургия Преждеосвященных Даров была совершена в Покровском соборе. Святейшему Патриарху сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией Лавры, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, духовенство Покровского монастыря и Москвы.

В своем слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что очень радостно видеть в храме много детей. Воспитанные в Православии дети, наши наследники, понесут дальше свет веры, особую христианскую любовь – за ними возрождение России. Святейший Владыка поблагодарил Матушку Игумению Олимпиаду за нелегкий труд по организации монастырского пансиона для девочек. (В 2015 году пансиону исполнилось 15 лет.) Его Святейшество высказал пожелание, чтобы все монастыри возрождали исконно русскую, православную традицию – воспитания детей при обителях. В истории России было немало случаев, когда выходцы из монастырских школ становились выдающимися политическими и общественными деятелями, а также были святыми подвижниками и учеными монахами. Святейший Владыка также уделил внимание монашеской жизни. По словам Его Святейшества, самым трудным из трех основных монашеских обетов – безбрачия, нестяжания и послушания – для сознания современного человека является обет послушания. «Но послушание не ограничивает человеческой свободы. Послушание Церкви – это свободная передача своей воли Господу».

Слово благодарности от Святейшего Патриарха Кирилла услышали также все паломники и благотворители, жертвующие свои средства на восстановление монастырей и храмов. «Вашими трудами, – отметил Предстоятель, – возрождается образ Святой Руси».

11 марта 2012 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в Покровском Хотькове монастыре впервые была совершена хиротония во епископа. В Покровском соборе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан епископа Ордынского и Карасукского архимандрита Филиппа (Новикова). Насельницы и гости обители с радостью и благоговением участвовали в Божественной Литургии.

Так в радостях и трудах продолжается возрождение обители родителей преподобного Сергия, всё больше людей притекает к древнейшей святыне, чтобы найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье – главный подвиг для православных мирян, который требует великого терпения, кротости, самопожертвования. Среди окружающего духовного разорения совершить его можно только под покровом Всевышнего. Преподобные Кирилл и Мария встали после своего успения на небесное служение – быть покровителями семейной и монашеской жизни, научая нас духовной связи с родителями, со своей землей, с любимой Отчизной. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями, обращение многих наших соотечественников к монашеству напоминает нашему российскому обществу о вечном образе Святой Руси.

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.

Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях, – 1308 год.

Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.

Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В Покровском соборе ежедневно совершаются Богослужения. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания – это церковное пение, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобном хозяйстве, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи и другое.

На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.

Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресениям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.

Много различных дел нужно выполнить сестрам за день, но в основание всех монастырских занятий положена молитва.

Расписание богослужений

Смотрите в разделе «Расписание богослужений».

Заказ треб

Требы в монастыре можно заказать:
в разделе «Паломнику» через форму обратной связи,
почтовым или банковским переводом.
Справки по телефону 8 (496) 543-000-5.

Монастырь открыт для посетителей

с 6.00 до 21.00.

Телефоны:

8 (496) 543-000-5 (храм),
8 916 136 79 71 (предварительное бронирование мест
в Доме паломника),
8 (496) 543-05-18 (канцелярия).

Православный календарь

Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось «Хотково» или «Хотков». Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя «Хот» или «Хотьк».

В житии Сергия Радонежского говорится, что преподобный и брат его Стефан приняли монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г. (по преданию, родителями прп. Сергия Радонежского — Кириллом и Марией. И сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.

В XIV в. он более напоминал церковный погост, поскольку Покровская церковь с кладбищем и, возможно, дворы причта стояли отдельно от келий старцев и стариц. В одной из писцовых книг конца XVI в. обитель прямо названа погостом: «на Хоткове монастырь Покров Святые Богородицы… а в прибавочных книгах тот погост не написан».

В XIV в. деревянная Покровская церковь скорее всего была небольшой, простейшего так называемого «клецкого» типа. Немногочисленные деревянные кельи старцев и стариц стояли ниже церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса. Так, вероятно, выглядел Покровский монастырь при жизни родителей преподобного Сергия и при нем самом. Вполне возможно, что уже тогда сложилась его необычная «уличная» планировка.

До 1504 г. монастырь объединял мужскую и женскую монашеские общины, затем стал женским. В те времена здесь были 2 деревянные церкви и 16 монашеских келий. В 1506 г. великий князь Московский Василий III назначил обители небольшое содержание, а 1 августа 1544 г. четырнадцатилетний Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал Покровский монастырь «на Хоткове ему в управление «. Передача была оформлена соответствующей жалованной грамотой, подписанной великим князем здесь же в Троице. В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим. Постепенно девичий монастырь начал приходить в лучшее, чем прежде, состояние. К середине 80 годов XVI в. в нем появилась ещё одна деревянная церковь — Никольская. В 90 годах XVI в. число насельниц достигло 35-37 человек. К концу столетия деревянные строения Покровского монастыря заняли всю южную и среднюю часть Хотьковского мыса. Над обнесенной оградой территорией господствовала вертикаль шатровой Покровской церкви, построенной после 1544 г. Рядом возвышалась теплая «клецкая» Никольская церковь.

Покровский Хотьков монастырь, находясь во владении Троицкой обители, во всем подчинялся указам и распоряжениям ее властей. В Хотькове, «для службы и духовности», постоянно пребывал Троицкий иеромонах. Пострижение или погребение в монастыре разрешалось лишь по указу собора Троицкой обители. Сам же указ давался после вклада в троицкую казну.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили. В учетной книге монастыря содержатся записи о вкладах в сам Хотьков монастырь и об обязанности игумений отчитываться перед собором Троицкой обители о подобных вкладах. В XVII в. самые щедрые и наиболее важные пожертвования были сделаны стольником Василием Федоровичем Яновым. В январе 1644 г. он пожертвовал 1000 рублей на церковное строение. На эти деньги вскоре был заложен первый в истории Хотькова монастыря каменный храм. Работы по строительству были завершены в 1648 г.

Самостоятельным Хотьков монастырь стал в 1764 г., он был выведен из ведения Троице-Сергиевой Лавры и подчинен Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом в 17 монашествующих, хотя жило в нем 115 сестер. Государственное содержание, на которое был переведен Хотьков монастырь в 1764 году, обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств, поэтому хотьковские монахини и белицы должны были, как и в прошлые времена, сами заботиться о себе. Выручали их небольшие угодья, оставленные монастырю, и навыки к рукоделию. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом. В конце XVIII в. искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья прославились монахини Прасковья Шатилова, Анна Титова, Авдотья Иванова и Наталья Баскакова. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского музея в Лавре. Свои рукоделья монахини и белицы продавали в монастыре или на рынке в селе Клементьеве.

К концу 1781 г. завершилось строительство каменной ограды вокруг монастыря, территория которого при этом значительно увеличилась за счет присоединения двух десятин земли с северной стороны. Ограда представляла собой кирпичную стену с высоким каменным цоколем. Плоскость стены высотой несколько более 3,5 метров оживлялась ритмичным чередованием выложенных кирпичом лопаток и филенок. На углах возвышались четыре восьмиугольные башни с высокими, обшитыми тесом, шатровыми кровлями. В центре южной и северной линий ограды были устроены соответственно «Водяные» и «Святые» ворота.

В 1916 г. в монастыре было 70 монахинь и 67 послушниц. Главными святынями обители, помимо гробницы родителей прп. Сергия Радонежского, были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 г. и холеры в 1848 г.

Покровский собор построен в 1816 г. с 2 приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя митрополита Алексия. Храм святого Николая Чудотворца построен в 1768 г., возобновлен в 1904 г. с 2 приделами: правым — во имя святых аппостолов Петра и Павла (освящен в 1835 г.) и левым — в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (освящен в 1853 г.). Церковь над северными вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1791 г. Церковь над южными вратами во имя св. Митрофана Воронежского — в 1833 г.

После Святых ворот Покровский собор — второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

В 1834 г. несколько севернее игуменских келий, прямо на пересекавшей монастырь улице, была возведена четырехъярусная колокольня с проездной аркой в нижнем и часами в верхнем ярусах. Верхний ярус колокольни, решенный в виде круглого барабана с двумя окнами для часовых циферблатов и завершенный сферическим куполом, придавал этому сооружению ампирной архитектуры стилевое единство с круглыми барабанами и сферическими куполами Покровского собора. На колокольне были установлены часы и повешен десяток небольших колоколов, самый тяжелый из которых весил 134 пуда 15 фунтов. В 1870 г. неизвестный пожертвовал колокол весом 8 тонн, названный «большим праздничным».

В конце 1899 г. игуменья Филарета II (Меркурьева) обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением о разрешении разобрать старую Никольскую церковь и построить на ее месте новую, больших размеров. Разрешение было дано в мае 1899 г. К этому времени был готов и проект нового церковного здания, рассчитанного на 3000 молящихся. Автором проекта выступил архитектор А. А. Латков, построивший в Хотьковском монастыре просфорный и общежительный корпуса. Он активно сотрудничал с Троице-Сергиевой Лаврой, настоятель которой являлся благочинным Покровского Хотькова монастыря, и это, вероятно, определило выбор архитектора для создания проекта. Византийскому стилю архитектуры Никольского собора соответствовало и убранство его интерьера. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Некоторые считают, что 44-метровая громада Никольского собора оказалась слишком велика для небольшой территории монастыря. С другой стороны, он несомненно оживил облик монастыря при взгляде на него издали.

Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, в память о завещании преподобного Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться гробнице родителей великого Радонежского чудотворца.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После своего закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 г. в возрожденном Покровском соборе состоялся первый молебен. С этого началась новая жизнь Покровского Хотькова ставропигиального монастыря. На его территории находятся: Покровский собор (1810 гг.); Никольская церковь (1902-1904 гг.); надвратные храмы Иоанна Предтечи и свт. Митрофана Воронежского (XVIII-XIX вв.), кельи и службы (XIX в.).

В 2008 году Покровский монастырь отметил 700-летний юбилей. В настоящее время ведутся реставрационные работы по восстановлению четырех куполов Никольского собора, утраченных в советское время. Уже отреставрирован главный купол, которому была возвращена прежняя форма, и крест на нем.

Храм Алексия, человека Божия город Хотьково (Алексеевская церковь)Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Сергиево-Посадское благочиние

Контактная информация

hram-alexey@mail.ru +7 (496) 543-18-05 http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=775 Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Горбуновская, д. 42

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Вечерняя в 17:00, Литургия в 8:30
  • Настоятель:протоиерей Сергий Михайлович Трухачёв
  • Престольные праздники:
    • Алексия, человека Божия — Март 30 (день преставления)

Идет

Из истории

В бывшем селе Горбуново, что близ Хотькова монастыря (сейчас ул. Горбуновская в городе Хотьково), перед революцией действовала единственная в окрестностях Сергиева Посада церковь во имя святителя Алексия, Митрополита Московского.

Первая деревянная Алексиевская церковь в селе была построена в 1848 г. «тщанием господина и кавалера Алексея Гавриловича Попова», владельца села Горбуново, развернувшего в селе производство фарфора. Существует предположение, что ранее в селе стояла церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1863 г. на месте деревянной была построена новая каменная Алексиевская церковь, основной объем которой, утратив колокольню и две малые главки, сохранился до настоящего времени.

Согласно документам, план здания церкви имел вид разностороннего четырехконечного креста. Сама церковь занимала верхний ярус здания, в нижнем же помещались усыпальницы со склепами и притвор.

В конце XIX в. церковь имела три престола: главный — во имя святителя и чудотворца Алексия, Митрополита Московского, на правой стороне трапезной — в честь Успения Пресвятой Богородицы, на левой — во имя святой мученицы царицы Александры.

Внутри стены церкви были расписаны живописным письмом. Деревянный иконостас с колоннами украшала золотая резьба.

Дом и 4 гектара земли пожертвовал церкви А.Г.Попов еще в 1848 г. В 1881 г. новый владелец села Горбуново фабрикант П.Фомин построил при церкви деревянные здания богадельни и приходского училища.

В 1935 г. храм закрыли. В церкви устроили зернохранилище, а позднее — клуб.

В 1991 г. храм передали Православной Церкви. В настоящее время он освобожден от многочисленных перегородок и перекрытий, полы перестелены мрамором и керамической плиткой.

Клирики церкви проводят занятия в общеобразовательной школе Хотькова.

Покровский Хотьков монастырь (Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, Хотьково)

Его архитектурный ансамбль XVIII-XX вв., расположенный на высоком береговом склоне речки Пажи, на старой Троицкой дороге, господствует в широкой панораме ландшафта. Время основания монастыря точно неизвестно, впервые он упоминается в летописях в 1308 г. Здесь приняли постриг и закончили свой земной путь родители Сергия Радонежского, что впоследствии обусловило особую популярность обители. Деревянные и ранние каменные постройки этого периода не сохранились.
Вначале монастырь был семейным, затем мужеско-женским, а в 1540-х гг. был преобразован в девичий.

Описание Покровского монастыря в Хотьково

В центре обители два храма. Покровский собор (1812—1816 гг.) сооружён на месте предшествующего, XVII в. Автор проекта не установлен. Кирпичный, оштукатуренный храм, украшенный портиками коринфского ордера, варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма. Его прямоугольный двусветный объём с бесстолпным храмом в центре завершён световой купольной ротондой, малые миниатюрные барабаны глухие. Фасады украшает ленточный руст. Главный тимпан заполняет масляная живопись.
Никольский собор (1900—1904 гг.) на 1200 человек, сменивший небольшую тёплую церковь 1765 г. — яркий представитель официального русско — византийского стиля. Он возводился по проекту архитектора А.А. Латкова, много строившего в Сергиево-Посадском районе (больница — богадельня и «Пещеры Гефсиманского скита»). Кирпичный, четырёхстолпный, в прошлом пятиглавый храм принадлежит к центрическому крестовокупольному типу. Фасады с выступающими ризалитами прорезаны высокими арочными окнами и завершены большой полукруглой закомарой. Собор венчает массивный, высоко поднятый на трибуне, световой барабан с куполом.
Наибольшую художественную и композиционную целостность монастырь достиг после возведения высокой, многоярусной колокольни, но в 1930-х годах она была разобрана. Теперь роль вертикальной доминанты исполняет Никольский собор.




План Хотькова Покровского монастыря

  1. Покровский собор
  2. Никольский собор
  3. Гостиница
  4. Богодельня
  5. Рукодельный корпус
  6. Общежительный корпус
  7. Дом настоятельницы
  8. Трапезный корпус
  9. Звонница
  10. Водяные ворота
  11. Святые ворота
  12. Больница
  13. Башни ограды

Схема проезда

Хотьков Покровский монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Хотьков Покровский монастырь 56.250926, 37.993373 Хотьков Покровский монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *