Кадом монастырь

Создан в 1797 как женская богадельня при Дмитриевской церкви города по инициативе Е. Ф. Рожновой. В 1849 получил статус женской общины, с 1868 — монастырь. Постройки постепенно заняли целый квартал города, застроенный, в основном, деревянными корпусами. Закрыт не позже 1920-х. Восстановлен в 1997 на части старой территории.

СВЯТО МИЛОСТИВО-БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. КАДОМ

Основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е. Ф. Рожновой и Е. Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию. В 1824 году, по завещанию С. М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме. В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857 году). Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной — во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 метров). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. А в 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1914 году в монастыре было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни монастыря: храмовая икона Божией Матери Милостивая; образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» древнего византийского письма. После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали: священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем — в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е годы сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза, третий, деревянный, разобрали.

Современное состояние обители:

В 90-е годы начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 году местными властями Церкви. Окончательно монастырь был возрожден в апреле 1997 года. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами — во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского — освящен 31 августа 1997 года. 11 апреля 2006 года указом Священного Синода настоятельницей обители была назначена монахиня Евгения (Свиридовская). В монастыре имеется один жилой корпус — на первом этаже расположены комнаты для паломников (отдельной гостиницы для паломников в обители не имеется), трапезная и пекарня, на втором — кельи сестёр. Вокруг монастыря была построена ограда, но не полностью, так как часть территории занята постройками не принадлежащими обители. В 2008 году в храме во имя иконы Божией Матери Милостивая были произведены восстановительные работы: покрыта новая крыша, частично реставрирован фасад, восстановлены шатёр и купола храма. В настоящее время монастырь активно возрождается. Имеется мелкое подсобное хозяйство.

Престольные праздники в честь:

  • Иконы Божией Матери «Милостивая»
  • Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
  • Святого преподобного Сергия Радонежского
  • Святого преподобного Серафима Саровского

Святыни:

  • храмовая икона Божией Матери Милостивая
  • икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
  • икона Божией Матери «Боголюбивая»
  • икона Божией Матери «Знамение»
  • чудотворная икона великомученика и целителя Пантелеимона

Богослужения: в обители совершаются ежедневно: утром — 8-00 — часы; 8-30 — исповедь; 9-00 — Божественная Литургия, вечером — 17-00.

Проезд: от автовокзала «Мервинский» города Рязани на рейсовом автобусе или маршрутке до р/п Кадом.

Милостиво-Богородицкий монастырь расположился в самом сердце Кадома, заняв центральный городской квартал. В своей истории он пережил несколько этапов, на каждом из которых его статус неуклонно повышался. Это происходило до 1920-х годов, когда разразилась катастрофа, и богоборцы попытались уничтожить русское монашество. Но обо всём — по порядку. Кадомская женская обитель возникла в последние годы ХVIII столетия по инициативе благочестивых горожан. В 1793 году несколько девиц из купеческих и мещанских семей решили посвятить себя служению Господу. Они стали жить вместе, соблюдая монастырский устав. Одна из них — Елена Филипповна Рожнова — обратилась к игуменье Рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать в Кадом послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую, чтобы та обучила девиц правилам иноческой жизни. Просьба эта была исполнена, а в сентябре 1795 года вышло официальное постановление: «Устроить келии для женской общины при Димитриевской соборной церкви, на порожнем месте, на котором прежде был воеводский дом». Организацию женской общины поручили Елене Рожновой, которая возвела келью неподалёку от собора, «на воеводском месте», и собрала общину примерно из десяти девиц.

В 1797 году городские власти обратились к епископу Рязанскому и Зарайскому Симону с просьбой разрешить создание женской обители, заявив, что готовы полностью содержать монастырь, а также «престарелых и увечных купеческих и мещанских девиц и вдов». Рязанская духовная консистория приняла половинчатое решение, выпустив 3 июня 1797 года указ о создании богадельни при кадомской соборной Димитриевской церкви. Первой настоятельницей Кадомской женской обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская. Дочь сельского пономаря, она поступила послушницей в Рязанский Богоявленский женский монастырь. В 1794 году Екатерину Варфоломеевну перевели в Кадом, вскоре возложив на неё послушание начальницы местного сестричества. Однако душа Горской стремилась в стены родной рязанской обители. Чтобы разрешить свои сомнения, ей потребовался совет духовно зрелого человека. В это время в Саровской пустыни уже подвизался старец Серафим, о которой разносилась молва как о необыкновенном прозорливце. Екатерина Варфоломеевна пришла в Саровскую обитель, чтобы послушать его советы и наставления. Преподобный Серафим благословил её жить в Кадоме и устраивать женскую обитель, сказав при этом, что Царица Небесная поможет ей, а новая обитель прославится в будущем. Сомнения оставили Екатерину Варфоломеевну — с тех пор она постоянно, вплоть до своей смерти в 1840 году, подвизалась в Кадоме. Духовно окормляли кадомских сестёр и другие старцы из Саровской пустыни — игумен Назарий (Кондратьев) и иеромонах Иларион (Здобин), духовник Саровского монастыря.

Сохранилась переписка, которую старцы вели с матушкой Екатериной. Игумен Назарий руководил духовной жизнью сестёр Кадомской богадельни. Он известен тем, что, в своё время вводил в Валаамском монастыре правила иноческого общежития по образцу устава Саровской обители. За несколько недель до смерти отец Назарий благословил матушку Екатерину Варфоломеевну обращаться за советами к его ученику отцу Илариону. Иеромонах Иларион, по утверждению современников, больше других потрудился над устройством монашеской жизни в Кадомской женской общине. Со временем сёстры приобрели участок земли площадью 43 сотки с находящимися на нём строениями и на этом месте построили несколько келий. Уже через три года число сестёр в обители увеличилось до тридцати с лишним человек. Одни насельницы пряли и ткали, другие — красили пряжу и одежду. Некоторые отделывали фольгою образа, шили золотом, занимались шитьём простых одежд и белья, своими неустанными трудами обеспечивая существование общины. Без перерыва, день и ночь, читалась неусыпаемая Псалтирь, с поминовением отошедших в мир иной благодетелей и родственников. Не имея собственной церкви, молились в соборном храме, вместе с мирянами, что конечно же, доставляло монахиням определённые неудобства. Специально для сестёр в 1801 году в Димитриевской соборной церкви был устроен придел во имя великомученицы Екатерины, сохранившийся поныне.

Под духовным руководством саровских старцев сёстры Кадомской богадельни преуспевали в иночестве. Из монастырского синодика видно, что первые из них тайно приняли иноческий постриг и умерли монахинями. Постепенно созревала мысль о создании на месте богадельни полноценного женского монастыря. Однако злой навет городского протоиерея Феоктиста Петрова не дал осуществиться благочестивым планам первой настоятельницы. Екатерину Варфоломеевну Горскую на посту начальницы Кадомской женской общины сменила Акилина Алексеевна Волкова (1786-1858). Матушка Акилина значительно расширила обитель: приобрела несколько участков с домами, выстроила каменный храм в честь Божией Матери «Милостивая» и возвела ещё девять корпусов для сестёр, один из которых — каменный, двухэтажный, крытый железом. Важно, что к этому времени богадельня купила для себя около 400 десятин земли. Очень помогла ей проживавшая рядом с нею поручица Феодосья Михайловна Богданова, в 1820 году прописавшая в завещании сёстрам свой дом с надворными постройками. Эта усадьба понадобилась сестричеству для постройки храма. В 1849 году с разрешения императора Николая I Святейший Синод определил переименовать богадельню в Кадомскую женскую общину. Так был сделан шаг к учреждению в Кадоме женского монастыря. В это время число сестёр в общине достигало ста двадцати пяти человек. Внутренняя её жизнь протекала по-прежнему — по уставу Саровской пустыни, но при этом стали зримо проявляться внешние признаки монастырского уклада. В 1850 году епархиальное начальство разрешило сёстрам носить рясофор, а ещё через год у общины появилась собственная печать.

В 1852 году утверждается проект на постройку каменного храма в честь Милостивой иконы Божией Матери, с двумя пристройками — для больницы и для богадельни. Это посвящение для монастырского храма выбрали потому, что «милостивое соизволение» императора Николая I переименовать богадельню в общину датировалось 12 ноября, то есть днём празднества этой иконы. Уже в 1856 году строительство храма в честь Милостивой иконы Божией Матери завершили — и это, заметим, несмотря на чрезвычайную бедность общины. Одновременно сёстры хлопотали о перестройке зданий в обители и расширений недвижимой собственности, чтобы можно было рассчитывать на получение статуса полноценного монастыря. Появились благотворители, благодаря которым удалось приобрести около 500 десятин земли и леса, а также построить двухэтажный каменный корпус для сестёр и возвести каменную ограду вокруг обители. Третьей настоятельницей Кадомской женской обители стала игуменья Магдалина (в миру Мария Петровна Машкова), родом из дворян Тамбовской губернии. В 1858 году сёстры общим голосованием избрали её своей начальницей. Матушка Магдалина открыла в 1868 году в стенах монастыря женское училище для девочек-сирот из семей священнослужителей, а вскоре, 18 мая 1868 года, Кадомская женская община была преобразована в общежительный Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. Открытие монастыря состоялось 17 августа того же года.

С каждым годом улучшались условия жизни, во владении монастыря находилось до 570 десятин земли. Количество сестёр достигало в последней четверти ХIХ века двухсот человек. В монастырском училище обучались уже двадцать пять девочек. Тринадцать из них — «вольноприходящие», из разных сословий, а остальные двенадцать — сироты, жившие в здании училища на полном монастырском обеспечении. В дальнейшем, до 1920 года, монастырём управляли ещё три настоятельницы: матушка Агния, Филарета и Рафаила. Стараниями этих игумений было создано Аниковское монастырское поместье, расположенное в 4 км от Кадома; организовано Беловское подворье с огородом, расположенное в 3 км от Кадома; построены второй каменный двухэтажный жилой корпус и ещё один каменный храм. Перед Первой мировой войной обитель располагала собственной библиотекой и обширным архивом, владела 622 десятинами земли. Насельниц насчитывалось около трёхсот шестидесяти.

Весной 1920 года Кадомский женский монастырь был закрыт и разорён, его святыни — осквернены или уничтожены богоборческой властью. Монахинь изгнали с монастырской территории, а в зданиях обители разместились различные лавки, предприятия, конторы, учебные заведения. В храме в честь иконы Божией Матери «Милостивая» устроили зернохранилище: в святом месте застучали веялки, загромыхали телеги с зерном, раздалась пьяная ругань грузчиков. Позже власти едва не устроили в церкви свиноферму, но передумали, остановившись на техникуме. В 1930-х годах церковь обезглавили, лишив её куполов и сбросив колокола. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» превратили в склад райпотребсоюза. Теперь он стоит обветшавший, с прохудившейся крышей и ободранными стенами, а на его стенах и сводах проглядывают сквозь копоть чудесные лики святых. Третий монастырский храм, деревянный, и вовсе был снесён с лица земли.

Только через семьдесят с лишним лет, в 1997 году, вновь пришли сюда монахини, задавшиеся целью возродить Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. С осени 2005 года обителью управляет молодая монахиня Евгения (в миру — Мария Валентиновна Свиридовская). Она была принята в сестричество в июне 2005 года, а уже через четыре месяца архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил пострижение послушницы в рясофор и назначил её настоятельницей обители. К 2007 году стараниями настоятельницы выполнен капитальный ремонт корпуса для проживания насельниц и паломников. Отремонтирована часть храма, построена теплица, баня и гараж, строится монастырское подворье. Большой вклад в возрождение монастыря внёс его духовник архимандрит Афанасий (Культинов). Отец Афанасий — личность незаурядная и широко известная в православном мире, к нему за советом ежедневно приезжают сотни людей со всех концов страны. Батюшка говорит: «Есть предание, что здесь преподобному Серафиму явилась Матерь Божия и благословила Кадом. И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Если кадомская обитель возродится духовно, то возродится и сам Кадом…».

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №100, ООО «Де Агостини», 2010

Кадомский женский Милостиво- Богородицкий монастырь место менее известное, чем некоторые другие монастыри. Мамонтова пустынь Хотя в интернете можно найти всю необходимую информацию для паломника.
Посетив село Дивеево, на обратной дороге в Тамбов мы заехали в этот возрождающийся монастырь, чтобы встретиться со старцем Афанасием.

Городок Кадом в Рязанской области уже перешагнул 800- летний юбилей.
Но город мы не видели, так как едва успели к вечерней службе в монастырь.
Эта обитель известна с 1793-его года, и предание гласит, что Серафим Саровский однажды посетил её.
До революции здесь подвизалось больше трёхсот монахинь.
Старинные постройки выглядят величественно, но требуют реконструкции.

Действует один большой храм.

Народу здесь не так много по сравнению с Дивеево.
Цены на требы и свечи тоже весьма умеренные.

Внутреннее убранство храма обычное для провинциального храма, пока ещё скромное.
Почитаема здесь икона Божьей Матери Милостивая, специально написанная для этого монастыря на Кипре.
Архимандрит Афанасий является духовником этой женской обители. Некоторое время он служил на Афоне, где и принял монашеский постриг.
К нему идут за советом в трудных жизненных ситуациях. Некоторые приезжают сюда не первый раз.
Он молится за всех просящих.
Поездка сюда не развлекательная экскурсия.
Сейчас монастырь в стадии восстановления и нуждается в помощи. Но нам об этом ничего не сказали. Пригласили на скромную вечернюю трапезу…
В это время над вратами монастыря зажглась вечерняя заря.
Как часто в своей суетной жизни мы останавливаемся и видим такие картины?
Поневоле воскликнешь: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Это душеполезная поездка рекомендуется для верующих.

Стоимость: Продолжительность:
1300 рублей 1 день

Кадом – малый городок в Рязанской области, расположенный на р. Мокше у оз. Кадомец.

«Город Кадом – чисто православный город, – писал в 1875 году священник Иван Кобяков. – Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим».

С 1997 года в Кадоме восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Он ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу. Игумения прислала к ним свою послушницу, дочь псаломщика Екатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим посетил обитель.

До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле!

Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов).

Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах. Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи и лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников». Старожилы рассказывают предание прапрадедов: по ночам старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а по утрам снова уходили на уединенную молитву.

Со временем об источнике стало широко известно, к нему начали стекаться богомольцы из разных краев, и в XIX веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников – 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение честной его главы) при стечении тысяч богомольцев служилось всенощное бдение и устраивались ярмарки.

Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах – вырублен лес, нет храма, но вода Паники не теряет своей целительной силы в утешение всем, кто с верой в Бога приходит на это благословенную землю.

Сайт монастыря: http://kadom-monastir.ru/

Маршрут

Рязань → г.Кадом→ Рязань

Программа поездки:

-03.45- Молебен о путешествующих в Николо-Ямском храме.

-04.00 — Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковского, д.8).

-06.30. (ориентир.) –Прибытие г. Кадом. Милостиво-Богородицкий женский монастырь.

Божественная Литургия. Поклонение святыням монастыря. Духовная беседа с духовником монастыря о. Афанасием. Посещение святого источника.

— 19-20.00 – Прибытие в Рязань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *