Киев собор

Одна из самых известных духовных святынь Киева – Софийский собор. Согласно летописям, он был построен в 1037 году князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенежским войском. Первоначально имел немного другой вид, чем тот, что мы видим сейчас. Если хотите больше узнать о Софийском соборе – приходите на нашу экскурсию по Киеву «Софийский и Михайловский соборы».

В древних летописях сохранились свидетельства возведения Софии Киевской, а также ряда других объектов Ярославом. Это Ирининская церковь, древние фундаменты которой сейчас раскапывают на территории Софийского заповедника, Церковь Святого Георгия, Золотые ворота. Некоторые историки склонны считать датой основания Святой Софии 1017 год – древние летописи гласят, что в это время на ее территории уже функционировала резиденция Киевского митрополита. К слову, Дом митрополита на территории Софии Киевской можно посетить и сегодня.

Интерьер Софийского собора

В 1240 году, во время татаро-монгольской навалы, Софию разграбило войско князя Батыя. В 1242-1280 годах, при митрополите Кирилле ІІ, его отремонтировали и привели в порядок. В 1596 году собор перешел к Украинской греко-католической церкви – униатам. Позже, в 1633 митрополит Петро Могила забрал его, отреставрировал, открыл на территории мужской монастырь.

При гетмане Иване Мазепе, на рубеже XVII-XVIII векав, когда действовал митрополит Варлаам Ясинский, Софию полностью перестроили. Она восстала в новом виде – в стиле украинского барокко.

В 1699-1702 годах построили колокольню, тогда же отлили колокола. Один из них, сделанный в 1705 году, до сих пор хранится на втором этаже колокольни. Он именуется «Мазепой».

В 1934 году Софию назвали Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». В него, кроме самого собора, позже вошла также колокольня, въездные ворота, кельи и другие объекты, которые вместе образуют уникальный исторический архитектурный ансамбль древнего Киева.

При реставрации Софии миру открылись древнейшие фрески ХІ века. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Здесь – сцены из жизни святых, лики известных великих Святителей и лица ангелов, Апостолы и иллюстрации к главным церковным праздникам и дням. Самая главная фреска – Богоматерь Оранта, «Нерушимая стена». Софийский собор получил Европейскую золотую медаль, ведь сохранил артефакты мирового значения. Кроме фресок, можно посмотреть и фрагменты древней кладки. Среди выбеленных стен собора в некоторых местах проглядываются старые коричневые кирпичи.

В 1990 году Софийский собор в Киеве внесли в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Богатый и пышный, сверкающий золотыми куполами на солнце, выбивающийся среди буйной столичной зелени – воистину уникальный собор и сегодня остается таким, которому нет аналогов в мире.

София – это не только архитектура, легенды и фрески, это еще и древний некрополь. Именно здесь был похоронен Ярослав Мудрый, его сын Всеволод и его семья. Мраморный саркофаг, где лежали останки Ярослава, сохранился до сих пор. А вот мощи киевского князя куда-то исчезли. Это заметили, когда вскрывали усыпальницу в 2009 году. До этого ее открывали еще трижды. Есть также еще одна гробница, которая уцелела до наших дней. Она пуста, но ее связывают с Владимиром Мономахом. Также здесь похоронены митрополиты.

Кроме того, Софийский собор, древнейшая памятка, изображен на купюре номиналом в 2 гривны. Памятник Ярославу, который держит макет собора на своих ладонях, можно увидеть возле Золотых ворот в Киеве. Еще один, поменьше и малоизвестный – в закоулках Андреевского спуска, у подножия Андреевской церкви. В 1965 году «Нерушимую Софию» изобразили на почтовой марке. В 2011 году Нацбанк выпустил серебряную монету номиналом в 50 гривен в честь 1000-летия основания Софийского собора.

Александра Горчинская
Фото: Виталий Стельмах

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27’10.4″N 30°30’51.3″E

История возникновения и существования собора

Архитектурные особенности собора

Киевский Софийский собор на карте

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Рейтинг достопримечательности

Жители Киева, которые не побывали в этом особенном музее, даже не задумываются, какой необычный исторический клад находится в их городе. Его стремятся посетить туристы всех уголков нашей планеты. Фонд ЮНЕСКО внес памятник в свою базу всемирного наследия. Но главное достоинство этого места состоит в заключенном в его величественную ауру временном отрезке длиной более тысячи лет. Собор пережил целые эпохи.

Летописи говорят о том, что строительство Софии Киевской началось в XI веке при князе Ярославе Мудром. Однако последние данные, представленные учеными, опровергают эту версию. Оказывается, заложил храм его отец, великий креститель Руси — Князь Владимир. Граффити, расшифрованные на стенах святыни, однозначно подтверждают эту гипотезу. Сегодня официальной датой основания собора считается 1011 год.
Все находящееся в пределах заповедника, от прилегающей территории до архитектурных объектов, излучает энергетику легенд и дышит величием древности. В этом символическом месте произошло немало исторических событий.

Среди множества культурных ценностей особое место занимает мозаика собора – Оранта.

По легенде, она является хранительницей города. Издревле существует поверье: «Пока будет стоять Оранта, будет стоять и Киев”. Ее называют «нерушимой стеной». И это не случайно, так как в переводе с греческого Оранта означает «Та, которая молится». История подтверждает могущество Оранты. София Киевская могла быть уничтожена неоднократно, но до сих пор стоит целая и невредимая. Если вернуться в далекое прошлое, то уже после нашествия орды монгольского хана Батыя, который разгромил практически весь Киев, от Софийского собора могло ничего не остаться. Ближе к нашему времени Софии тоже не было покоя. В довоенные годы правления советской власти был уничтожен соседний Михайловский собор, который по тогдашним понятиям власти не имел культурной и исторической ценности. Эта же участь ждала и Киевскую Софию, но небезразличная интеллигенция обратилась за помощью во Францию. Кстати, дочь Ярослава Мудрого Анна была супругой французского короля Генриха. Впоследствии, благодаря личному обращению известного французского писателя Р. Роллана к товарищу Сталину, памятник остался существовать. Далее, во время Великой отечественной войны, при отступлении, у советской армии был приказ заложить взрывчатку в ряд объектов, среди которых был и собор. Каким-то чудом директор музея в последний момент убедил солдатов не разрушать храм.

Особенностью Оранты является материал, из которого выполнена мозаика Богоматери. Это смальта, кусочки стекла и камней, покрытые краской. Цветовая палитра мозаики состоит из 177 оттенков. Всего в храме Вы увидите около 260 м2 произведений искусства из мозаики!
Очутившись в Софийском соборе, Вы сразу почувствуете мощь энергии, заключенной в этих стенах. Изнутри храм весь покрыт древними фресками, которых насчитывают более чем 3000 м2. Вы встретитесь взглядом с изображенными на них святыми. Также невозможно не обратить внимание на саркофаг Ярослава Мудрого. Эта княжеская гробница была сделана еще при принятии князем престола, как этого требовали древнерусские обычаи.
На территории музея-заповедника «София Киевская» Вы сможете полюбоваться восхитительной колокольней, выполненной в стиле украинского барокко.

Внутри строения находится самый большой в Украине колокол, именуемый Мазепа, в честь гетмана, который ее возвел. Продолжая свою прогулку, Вы будете в восторге от атмосферы парка, в котором безуспешно пытались найти знаменитую библиотеку Ярослава Мудрого.

Посетив данную достопримечательность, Вы однозначно получите заряд приятных эмоций, даже если не пойдете на специальную экскурсию, предлагаемую в музейном комплексе. Чтобы почувствовать ауру древнего величия, достаточно просто находиться там и созерцать красоту Софии.

Смотреть виртуальную 3D модель Софийского собора Виртуальная экскурсия по Собору Святой Софии Киева

Посмотрите интересный фильм «София Киевская» на видео:

Адрес Софийского собора: город Киев, улица Владимирская, 24. Месторасположение музея на карте:

Подобрать удобный для Вас транспорт для проезда к Софийскому собору Вы можете, воспользовавшись разделом сайта: Карта транспорта Киева

Ближайшая станция метро к территории заповедника – «Золотые ворота». Узнать, где она находится, Вы можете в разделе Схема метро города Киева

Если Вы хотите получить детальную информационную справку, рекомендуем прочитать статью на сайте Википедия.

Для более подробной информации про режим работы музея, стоимости экскурсии посетите официальный сайт Национального заповедника «София Киевская»

Карта города Киева с новыми улицами и домами, пробки ОНЛАЙН ►

Собор Святой Софии Премудрости Божьей.

Знаменитая икона-мозаика Богородицы XI века «Оранта».

Святая София, возведенная в центре древнего Киева в начале XI века, уже более тысячи лет назад — со времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого до сегодняшних дней — духовный, политический и культурный центр Украины, свидетель многих исторических событий. Здесь возводили на престол киевских князей и вручали им символы государственной власти, подписывали политические соглашения, принимали иностранных послов, проводили церковные соборы и интронизовали митрополитов. Под стенами Софийского собора с давних времен собирались «от мала до велика» на вече, где решались важнейшие вопросы государственного значения — дела войны и мира, призыва князя на престол и заключения с ним договора («ряда»), смены княжеских урядников, экономического развития, международной политики и судопроизводства. Эта традиция организации государственного управления с княжеской эпохи дошла до наших времен — оранжевый Майдан, Революция Достоинства, акции «Нет капитуляции!» — и является проявлением народоправного строя, которым руководствовались государство Владимира, крестителя Киевской Руси, и его потомки.

Святая София неотделима от судьбы Украинского государства и народа, здесь формировались принципы демократии и высокая культура, определялся европейский курс, который внедряли в жизнь князья Владимир Великий, его сын Ярослав Мудрый, правнук Владимир Мономах, митрополиты Иларион, Макарий, Петр Могила, гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, церковные деятели и ученые Евгений Болховитинов, Петр Лебединцев и другие.

Собор Святой Софии Премудрости Божьей украшает уникальная для всего мира знаменитая икона-мозаика Богородицы XI века «Оранта», которая стоит в вечной молитве перед Господом Богом. Она является образом Церкви земной, Нерушимой Стеной, защитницей Украины.

В народе убеждены: сколько будет стоять София, сколько будет молиться Оранта, столько и будут стоять Украинское государство и Киев.

С берегов Днепра государственность и культура распространились по восточнославянским территориям

Как ни удивительно, но история строительства Софии Киевской, древнейшего храма, который сохранился на восточнославянских землях, является не только предметом научных дискуссий, но и исторических разночтений и даже манипуляций.

— Разные летописи называют две даты основания храма: Новгородская летопись — 1017 год, «Повесть временных лет» — 1037-й, — говорит доктор исторических наук, профессор, заведующая научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская» Надежда Никитенко. — Относительно этих двух дат уже 200 лет идет дискуссия о том, когда же построен храм. Летописи — это государственные документы, которые писались по заказу князей, и не только в Киевской Руси. Тогдашние книжники называют строителем Софии князя Ярослава Мудрого, который княжил с конца 1016-го до лета 1018 года и в 1019—1054 годах.

Скажем, в «Повести временных лет» под 1037 годом читаем: «Заложил Ярослав город большой, у того же града суть Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии». Так летописец всячески стремился прославить своего властолюбивого князя, к кругу книжников которого принадлежал и чью волю навеки воплощал в письменах для потомков.

Впрочем, как отмечает Надежда Никитенко, недавно выявленные на стенах собора граффити с датами 1018-го, 1019-го, 1022-го, 1023-го, 1028-го, 1033-го и 1036 года, неопровержимо свидетельствуют, что храм был возведен значительно раньше 37-го года, украшен мозаиками и фресками. Общеизвестно, что даты в граффити не писались «задним числом», это противоречит средневековой ментальности и эпиграфической традиции, так как событие буквально «врезалось» в каменные скрижали истории — стены храма. Тем не менее некоторые (особенно российские и пророссийские историки советского пошиба) никак не хотят даже замечать эти даты, дескать, они «неправильно (или плохо) читаются», «их здесь просто нет» и вообще — «этого не может быть, так как не может быть никогда». Но ведь подтверждают это датирование и другие источники. Среди них «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона, который был современником Владимира Великого и Ярослава Мудрого и видел собственными глазами строительство храма.

В этом древнейшем памятнике Киевской Руси автор утверждает самостоятельность Русского государства и Церкви, прославляет князя Владимира, воина и строителя собора, называет великим каганом нашей земли.

— Это восточный царский титул, — говорит историк. — Владимир, как и его отец Святослав Храбрый, ходил на Хозарский каганат, наложил на него дань и получил титул хозарского кагана, который носил наряду с княжеским.

— Существует еще один важный источник — это знаменитая хроника немецкого епископа Титмара Мерзербургского, который тоже был современником Владимира, — продолжает Надежда Никитенко. — Она дошла до нас практически в оригинале с 1018 года и никогда не переписывалась и не редактировалась, то есть не «исправлялась» в угоду власть имущим, в отличие от летописей. В этой хронике Софийский собор упоминается под 1017 годом, с 1018-го уже как действующая резиденция Киевского митрополита. Никто из ученых не сомневается, что Титмар говорит правду. Но о каком соборе он говорит? Может, то была деревянная церковь, построенная княгиней Ольгой или Владимиром? Однако в документе ни слова о деревянном Софийском храме. В нем речь идет о том, что здесь был митрополит и имел здесь церковные реликвии, с которыми встречал польского короля Болеслава и его зятя Святополка, сына князя Владимира, когда те, после смерти крестителя Руси, с войском вошли в Киев в августе 1018 года.

Уточнить дату возведения храма помогают еще и древние Святцы, где записаны дни его освящения. При Владимире место по-строения и фундаменты освятили 4 ноября 1011 года, а при Ярославе — 11 мая 1018-го престол в храме.

— Это действо осуществлялось исключительно в воскресенье, день Господний, — говорит исследовательница. — Так вот, во втором десятилетии XI века и 4 ноября 1011 года, и 11 мая 1018 года приходится как раз на воскресенье. Вот откуда такое весьма четкое датирование. О том, что София была основана в 1011 году, знал и Киевский митрополит Петр Могила, который реставрировал Софию в XVII веке. В 1634 году по его заказу была сделана огромная ктиторская надпись на арках под центральным куполом храма, где была четко указана дата начала строительства собора — 1011 год. Судя по надписи, Могила считал, что храм основан при Владимире, но закончил Софию Ярослав, что подтверждают и современные научные исследования. Таким образом, Петр Могила имел какие-то данные, которые до наших дней не дошли. Он был ученым человеком, знал книги церковные, летописи и документы, которые сохранялись в софийском архиве (сгорел в 1697 году) и, конечно, абсолютно ответственно отнесся к дате 1011 год, не придумал ее, так как поместил под образом Христоса Панто-
кратора. Это же просто поражает, ведь данные надписи Могилы и результаты современных исследований дают одну и ту же дату основания Софии — 1011 год! Существуют и другие источники, в частности заметки иностранных путешественников Мартына Груневега и Эриха Лясоты, которые в конце XVI века посетили Софийский собор, и строителем храма называют князя Владимира, которого величают «царем». А он им и был, это удостоверяют его монеты.

Почему это так важно?

— Как год основания Софии Киевской 1011-й признавали вплоть до конца XVIII века, — говорит Надежда Никитенко. — Это зафиксировано в нескольких тогдашних статистических «Описаниях Киевского наместничества». 1037-й стал «хрестоматийным» лишь после 1795 года, когда была создана Киевская губерния и царское правительство под себя унифицировало все исторические даты на присоединенных украинских землях. 37-й как можно лучше вписывался в идеологию самодержавия.

Мифологема россйско-имперской правопреемственности трактует события так: в 1036 году Ярослав Мудрый стал «единовластцем Русской земли», победил печенегов, поэтому в 1037 году заложил Софийский собор как «памятник славы русского оружия». На то время Петр I уже переименовал Московию в Россию, и то, что было русским, от слова Русь, стало «русским», от слова «Россия».

— К тому же 1037 год был определен кульминацией формирования империи Рюриковичей, — отмечает исследовательница. — И он четко вписывался уже в идеологию советской империи с ее тезисом «Киевская Русь — общая колыбель трех братских народов».

Под эту идеологему «подогнали» даты возникновения в середине XI века трех Софийских соборов — в Киеве, Новгороде и Полоцке.

— На самом деле София Киевская появилась во втором десятилетии XI века, она значительно древнее Новгородской и Полоцкой, она величественнее и стала образцом для строителей других храмов. Традиция объективного датирования собора восстановлена в независимой Украине. На основании результатов наших новейших исследований в 2011-м и 2018 году на международном и государственном уровнях отмечено 1000-летие основания и освящения Софии Киевской. А дата 1011 год как время основания Софийского собора внесена в Календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Фото предоставлено Надеждой НИКИТЕНКО.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *