Киргизия перевал

Две кыргызстанские столицы — Бишкек и Ош — стоят в двух самых известных долинах Средней Азии: Чуйской и Ферганской соответственно. Первая открыта Великой Степи, вторая — Среднему Востоку. А между ними — около пятисот километров по горам, через несколько хребтов и долин, десяток городов, два трёхкилометровых перевала. На безудержном джихад-такси это 8-10 часов пути, и хотя за почти те же деньги (1000-1500 рублей) горы можно перескочить на самолёте (что мы с darkiya_v и сделали на обратном пути), хотя бы один раз проехать эту дорогу стоит. В ней — едва ли не всё разнообразие киргизского Тянь-Шаня. Рассказ о дороге разобью пополам — по Таласскому хребту, который фактически служит границей Северной и Южной Киргизии.
Путь в Ош начинается с Ошского рынка — одного из двух гигантских базаров Бишкека. Но так как мы гостили в селе Садовом чуть западнее столицы, я рассудил, что лучше договориться заранее, чтобы нас подобрали прямо там. У ошских и джалал-абадских частников разные лежбища по разные стороны базара, и хотя Ош чуть дальше — до него почему-то немного дешевле. Я сторговался на 1000 сом (около 700р.) с человека до отворота на Джалал-Абад, и вот, хмурым утром следующего дня, мы с Даркией стояли у обочины.


Подкатил минивэн с правым рулём, и мне, как я заранее просил, освободили переднее сидение. Пассажиры оказались примерно поровну киргизами и узбеками, молодыми и в возрасте, и помимо меня разговорами на чистом русском (его-то и те, и другие знают!) народ развлекал молодой узбек Бабур, судя по всему студент-естественник в каком-нибудь бишкекском вузе. У въезда в Кара-Балту с её урановым заводом мы резко повернули на юг — дорога через город ведёт в сторону Москвы, но это не 500 километров, как нам, а около 3000 через гиблые степи…


Горы всё ближе, Чуйская долина понемногу идёт волнами:


Сено для скота, который в это время обильно гонят вниз с джайлоо:


Внезапно — блокпост. Так и не понял, зачем он тут — вроде бы дорога не платная.


Начинаются горы, Киргизский хребет:


И не успеваешь опомнится, как оказываешься в тёмном глубоком ущелье, по дну которого струится Кара-Балта. Стало быть, после поэтичных названий иссык-кульских каньонов — ущелье Чёрного Топора.


И несмотря на то, что по Тянь-Шаню мы мотались к тому моменту уже почти две недели, объехав вокруг Иссык-Куля и через всю Нарынскую область поднявшись на Таш-Рабат, мощь этих гор всё так же впечатляет!

Несколько кадров — но ехали мы тут около часа. А потом вдруг начали взбираться наверх:

Это перевал Тёо-Ашуу (3586м), самое сложное место на трассе. Причём ведь вроде мы бывали и выше — скажем, Арабельское плато подходит к 4 километрам, но такого крутого подъёма я не припомню нигде.

Защитные сооружения от камнепадов и вылета — таких мы проскочили несколько:

А здесь склон защищают покрышки:
14а.
По ощущениям, мы одолевали эту «лестницу», зигзаг за зигзагом, ещё около получаса:

Масштаб особо впечатляет, если оглянуться. Сколько же позади вертикальных метров?

Но при этом заявленную высоту «3586» мы так и не достигли — под перевалом, около 3200м, ещё в советское время пробили тоннель — грунтовка к седловине заметна сбоку. Здесь же хорошо видно, почему автостопщики не советуют ехать эту дорогу на фурах — те тащатся около суток, на перевале теряя несколько часов.

Длинна тоннеля — около 2,5 километров, его воздух отравлен выхлопами, и мы затворили окно. Зато на другой стороне воздух чище вдвойне, и мы остановились там перевести дух.

Даже для бывалых шофёров эта дорога нелегка:

Впрочем, справедливости ради, водят здесь диковато, и разбитые грузовики нам попадались не раз. Наблюдал сюжет: бензовоз обгоняет по встречке фуру на крутом повороте горной дороги. Вот этот лесовоз в кювете ещё легко отделался…

Между тем, спуск с перевала немногим менее крут, чем подъём — опять же несколько сотен вертикальных метров. Обратите внимание, кстати, на юрту у дороги:

Впереди Суусамырское плато — крупнейшее (примерно 60х20 километров) киргизское джайлоо на высоте около 2300 метров, между Киргизским и Таласским хребтами — последний и высится на той стороне. Геометрические фигуры внизу — скорее всего не поля, а сенокосы:

Внизу — несколько посёлков (в том числе оставшийся в стороне довольно крупный Суусамыр), но как нигде часто здесь попадаются юрты. Как я понимаю, они стоят вдоль дороги, и чабаны пасут скот в окрестной степи, а у трассы — торгуют. Вот магазинчик явно стационарный — то есть скорее всего эта юрта приезжает сюда из года в год.

Суусамыр в этом смысле вообще уникален — входя в «столичную» Чуйскую область, он нависает над доброй половиной страны, через перевалы стыкуясь не только с Чуйской долиной и дорогой на Юг, но и с Кочкорской котловиной (то есть Нарынской областью) на востоке, и с Таласской долиной на западе. То есть это не только пастбище, это перекрёсток. Кое-где у дороги — натуральные караван-сараи:

А кое-где — классические аилы, ведь до перехода к оседлости в ХХ веке этим словом называли такие вот юрточные лагеря, принадлежавшие большой семье или роду. Переносные жилища слагались в переносное село…

Как мало, в сущности, изменилось… Ну да, у этих чабанов есть дом в долине. Вместо тюндюка — печка-буржуйка, да на дороге асфальт.

Кругом — горы. В Киргизии о Суусамыре знают также две вещи — здесь очень холодно и здесь отличная рыбалка:

Довольно крупная, быстрая и даже на фотографиях холодная речка Суусамыр, текущая по дну долины:

Мы приближаемся к Таласскому хребту, и в отличие от Киргизского хребта, местность повышается постепенно, степь незаметно сменяется тундрой.

Самый киргизский вид, что только можно представить:

На очередном повороте гарцует Манас — впереди начинается дорога к его ставке:

Отворота на Таласская область, которой началось моё знакомство с Киргизией месяцем ранее — я заезжал туда из казахстанского Тараза. Впрочем, судя по карте граница областей чуть дальше, через перевал Отмек (3330м), и видимо въездную арку поставили на трассе просто для пущего эффекта. Из Бишкека туда ездят не только через Суусамыр, но и через Казахстан — две границы немногим сложнее, чем два перевала.

А пейзажи вновь совсем как на Крайнем Севере:

Как-то незаметно пересекли перевал Ала-Бель (3391м), высшую точку трассы, а с ним — и официальную границу Южной Киргизии, Джалал-Абадской области:

Снижаемся — не так быстро, как на Тёо-Ашуу, но заметно быстрее, чем поднимались. Высота этих зубастых вершин — чуть менее 4 километров, то есть куда как ниже, чем в горах Северной Киргизии.

А между тем, пейзаж вдруг начинает наполняться жизнью, причём куда более тёплой и пышной, чем где-либо в северных областях:

Горы совсем другие — по прежнему высокие и величественные, но уже не такие холодные и страшные. Нет, в этих горах уютно:

И голые вершины безо льда ярко озарены тёплым солнцем:

Вдоль дорог торгуют мёдом:

Куда-то бреду отары, табуны и стада:

Мы остановились в придорожном кафе:

Которое, справедливости ради, оказалось отвратным — еда дорогая и невкусная, а в куурдаке костей оказалось больше, чем мяса. Но зато на заднем дворе можно спуститься прямо к речке Чичкан, по каньону которой мы и едем после перевала. В прозрачной воде мелькают рыбы, и кажется что здесь всегда весна…

Чичкан впадает в Нарын, который по мудрёной траектории выруливает из-за гор. Местность на самом деле понижается с огромной скоростью, и мы на высоте порядка 1200 метров — для Киргизии низенько-низенько!

Вот уже и Нарынская долина показалась — у слияния с Чичканом она широка и плодородна. Горы вдалеке — кажется, поближе Кочкортюбе (около 2200м), подальше — Карбидтау (3700-4000м), за которым Арсланбоб — красивейшее (из виденных нами) место Юга.

Оглянемся на Таласский хребет — до свидания, Северная Киргизия!

«Пейзажи меж тем все суше и скорпионнее…» (с) — последнее слово очень точное. Его подобрал conlaich, проезжавший эту дорогу автостопом на бензовозе.

И вдруг впереди большая вода — мы достигли Нарына, вернее Токтогульского водохранилища на нём, и берегом этой реки поедем дальше, до самой Ферганской долины…

Но это уже в следующей части…
КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата — Бишкек — Ош.
«Из-за дальних гор, из-за древних гор». История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Ущелье Барскаон и Арабельский сырт.
Каньон Сказка.
Кызыл-Туу, где делают юрты. См. выше.
Нарынская область.
Кочкорка, где делают войлок. См. выше.
Чон-Туз и Аракёль. Окрестности Кочкорки.
Дорогами нарынского Тянь-Шаня.
Нарын. Город на двух километрах.
Таш-Рабат и его яки.
Дорога Бишкек-Ош.
Северная половина.
Южная половина.
Джалал-Абадская область.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.

Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Ошская область
Базары Южной Киргизии.
Узген. Столицы киргизских узбеков.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Сегодня мы расскажем о знаменитых высокогорных перевалах с интересными названиями, которые находятся на основных трассах республики: Бишкек — Нарын — Торугарт и Бишкек — Ош. Sputnik Кыргызстан побеседовал с топонимистом, географом Темиркулом Эшенгуловым и узнал об истории возникновения и этимологии названий горных перевалов на территории Кыргызстана.

© Sputnik / Табылды Кадырбеков Топономик, географ Темиркул Эшенгулов

Перевал, согласно Большому энциклопедическому словарю, означает понижение в гребне горного хребта, то есть это наиболее низкое и доступное место для перехода с одного склона хребта на другой, обычно между соседними речными долинами. У кыргызов есть несколько слов для обозначения перевалов: «мойнок» (крутой горный перевал, буквальный перевод — шея), «бел» (горный хребет, буквально — талия, поясница), «арт» (переход — употребляется в географических названиях, от слова «артуу» — перейти, переходить), «даван» или «дабаан» (горная вершина, слово в этом же смысле также встречается у народов Южной Сибири, Алтая, Тывы, Якутии).

Даван употребляется при обозначении мест, где нет особых трудностей в преодолении горных хребтов, но в географическом смысле даван и бел схожи. Слово «даван», как и слово «арт», в кыргызском языке уже стало архаизмом и редко употребляется в повседневной речи. «Арт» встречается в названиях перевалов в горах Иссык-Куля и Нарына, это слово можно встретить в трудах Махмуда Кашгари (ХI век). На юге республики слово «арт» по отношению к перевалам почти не употребляется. Слово «мойнок» также употребляется в названиях перевалов, по которым легко можно перебраться из одной долины в другую, — например, Ак-Моюн, Кок-Мойнок. Также при разговоре о горных перевалах встречается слово «ойюлма» (от производного слова «оймо» — узор, «ойюлма» — буквально резьба, резной). Слово применяется к описанию горной тропы или дороги на перевале. Сейчас так называют серпантины.

Если выехать из Бишкека в сторону Торугарта, то по дороге на Тянь-Шань придется преодолеть несколько перевалов.

Кубакы (Куакы)

© Sputnik / Табылды Кадырбеков Трасса в Нарынской области

После пересечения красивейшего Боомского ущелья есть два пути чтобы попасть в Кочкорский район Нарынской области. По одной дороге необходимо заехать в город Балыкчи (Иссык-Кульская область) и далее в Кочкор, а по другой можно выехать по мосту через реку Чу на ответвление трассы, ведущей к перевалу Кубакы (Куакы).

Перевал расположен между долинами Орто-Токой и Байдамтал и считается опасным — проезжать его разрешается только на легковом или грузовом авто, пассажирским автобусам проезд по Кубакы запрещен. Его высота — 2350 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от кыргызского слова «кубарып» (желтеть, увядать). В силу географического расположения растительность здесь низкая, а трава быстро жухнет. Если встать на вершине перевала и оглядеться, можно увидеть, что горная флора имеет унылый вид, а почва будто покрыта лишайником.

Долон

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Melisov Aibek (@alakan_travel.kg_official) 18 Июн 2018 в 4:56 PDT

После того как путник добрался до Кочкора (в Нарынской области), чтобы попасть в Нарын, ему предстоит преодолеть знаменитый перевал Долон. Его высота над уровнем моря — 3030 метров. Про строительство первой автомобильной дороги на этом перевале с очень крутыми серпантинами в советское время был снят фильм «Я — Тянь-Шань». Позже дорогу реконструировали — подъем и спуск стали пологими и более безопасными.

© Фото / Александр Федоров Есть три версии топонима перевала. По одной она связана с одной из значимых персон в кыргызской санжыре (книга с описанием родословных разных родов кыргызского народа) Долон-бием (судья). По легенде Долон-бий во время длительного пути остановился перекусить и отдохнуть в этом месте, так как летом в ущелье очень красиво и прохладно под сенью деревьев. Люди, описывая перевал, так и говорили: там, где отдыхал Долон-бий. Таким образом название укрепилось.

По второй версии, которая описана в книге Доолотши Исаева, название перевала происходит от монгольского слова «долоо», что означает число «7». На территории Кыргызстана очень много топонимов и понятий, имеющих монгольские корни. По поверью, во время похода монголов на запад войска переходили этот перевал, который тогда насчитывал семь серпантинов.

Еще по одной версии топоним имеет иранские корни — по-персидски «долон» означает перевал.

Кызыл-Бел

После Долона дорога приведет в город Нарын, а далее, чтобы попасть на границу с Китаем (перевал Торугарт), нужно преодолеть еще небольшой перевал Кызыл-Бел. Он расположен недалеко от Нарына по дороге в село Ат-Баши. Высота его — 2484 метра над уровнем моря.

Топоним простой — «кызыл» переводится как красный. Очевидно, это связано с цветом горных пород, которые состоят преимущественно из суглинка. Подобный топоним встречается часто в Кыргызстане и применяется по отношению как к местности, селам, так и к перевалам и речкам. Перевал с таким же названием есть в Чаткале (Джалал-Абадская область), а в Баткенской области недалеко от границы с Таджикистаном есть село Кызыл-Бел.

Торугарт

© Фото / пресс-служба правительства / Алишер Алиев Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе

Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе, недалеко от озера Чатыр-Куль. По пути вам встретится знаменитый исторический памятник Таш-Рабат. Высота перевала — 3752 метра. Дорога входит в приграничную зону, и попасть на перевал без разрешения не получится.

Топоним происходит от слов «тору», что в переводе значит гнедой, и «арт» — перевал. Возможно, такое название возникло из-за золотисто-красного цвета глиняных пород в этих горах.

Мэлс-Ашуу

В Нарынской области как в самом горном регионе страны практически на всех дорогах есть перевалы, различные по высоте и опасности. Поэтому остановимся лишь на нескольких из них.

Из Ат-Башинского котлована по узкой горной дороге можно попасть в Ак-Талинский район. По дороге нужно преодолеть перевал с очень интересным названием Мэлс. Его высота — 3420 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от начальных букв фамилий идеологов социализма и коммунизма — Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Кара-Коо

Дмитрий Чистопрудов, Николай Рыков. Фотоагентство VOSTOK Расположен на дороге Нарын — Казарман (Тогуз-Тороуский район Джалал-Абадской области). Высота перевала — 2800 метров над уровнем моря. Несмотря на то что он относительно невысок, это один из самых опасных и крутых перевалов республики с множеством серпантинов. При этом путнику по факту надо преодолеть один за другим более десяти маленьких перевалов.

Топоним происходит от «кара» (в данном случае переводится не как черный, а как большой, внушительный, величественный) и слова «коо» — видоизменного иранского слова «кук», которое переводится как высокий.

Кызарт

Из Кочкорки, преодолев перевал с красивым названием Кызарт, можно попасть в Джумгальский район Нарынской области. Кызарт находится между горами Сандык и Кызарт, его высота составляет 2664 метра над уровнем моря.

Топоним перевала состоит из двух слов — «кыз» и «арт» — и означает «Девичий перевал». Первая часть переводится как девочка, девушка, а второй компонент названия — древний кыргызский термин, который собственно и обозначает перевал.

Существует легенда, по которой в очень солнечный праздничный день 40 дочерей хана (по одной из версий, дочь и сопровождающая ее свита), нарядившись в легкие платья, выехали на прогулку (по другой версии — дочь хана выехала навстречу возлюбленному). По пути они встретили бедную девушку, которая была одета в старую шубу, и по ее просьбе взяли ее с собой. В горах погода резко испортилась, началась метель, и девушки, одетые в летние платья, сильно замерзли и погибли. А бедная девушка осталась жива благодаря своей старой шубе. Поэтому теперь в народе перевал, где постоянно дуют холодные ветры, называется Кызарт.

Калмак-Ашуу

Из Кочкорки, не доезжая до перевала Долон, есть ответвление дороги, по которой через село Толок можно попасть на озеро Сон-Куль. На этой горной дороге расположен перевал Калмак-Ашуу. Его высота — 3447 метров над уровнем моря. Это самый безопасный путь на высокогорное озеро.

Топоним связан с этносом «калмак» (калмык), представители которого правили в этой местности в XVII веке. С калмаками связаны и названия села и маленькой речки в Чон-Кеминской долине, которые также называются Калмак-Ашуу.

Тескей-Торпок

На озеро Сон-Куль можно попасть и по Тескей-Торпоку, который считается одним из красивейших перевалов Кыргызстана. В народе из-за большого количества поворотов на горном серпантине за ним закрепилось необычное название 33 попугая. Высота перевала — 3133 метра над уровнем моря.

Топоним происходит от слов «тескей» (тескей — теневая, несолнечная сторона, обычно северный склон горы) и «торпок», что в переводе означает теленок. В ущелье Тескей-Торпока находится небольшой, но очень красивый водопад с одноименным названием.

Молдо-Ашуу

С озера Сон-Куль через перевал Молдо-Ашуу можно добраться до Ак-Талинского района Нарынской области. Его высота — 3243 метра над уровнем моря. Топоним происходит от слова «молдо», у которого несколько значений. Молдо — мулла, священнослужитель, но раньше это слово употреблялось и по отношению к образованным людям (обычно окончившим медресе (мусульманскую школу) и владеющим арабской грамотой). По преданию, в этом регионе проживал известный молдо, который учил детей и был для своего времени очень прогрессивным. Он часто переходил этот перевал летом, чтобы перегнать скот на пастбища Сон-Куля. Так в народе и закрепилось название перевала, который интересен тем, что у него много крутых серпантинов.

Вообще, перевалов в Нарынской и Иссык-Кульской областях куда больше, но мы рассказали о самых значимых, которые расположены по стратегической трассе — Бишкек — Нарын — Торугарт и близ нее.

Тоо-Ашуу

© Фото / Александр Федоров Перевал Тоо-Ашуу на автодороше Бишкек — Ош

Если выехать из Бишкека в сторону трехтысячелетнего города Оша, то первым и, наверное, самым величественным перевалом на этой трассе будет Тоо-Ашуу. Это один из самых высоких перевалов Кыргызстана — его высота 3586 метров над уровнем моря. Расположен Тоо-Ашуу в горах кыргызского Ала-Тоо в районе города Кара-Балта на участке дороги Бишкек — Ош, ведущей из Чуйской долины в Суусамырскую.

В переводе с кыргызского Тоо-Ашуу означает «верблюжий перевал». У кыргызов и многих других народов часто названия рек и местностей связаны с животными или растениями. В науке названия, связанные с названиями животных, называются «зоотопонимами», а с растениями — «фитотопонимами». Есть версии, что через этот перевал проходило множество верблюдов или их разводили в той местности, но они не доказаны. Возможно, что зоотопоним «Тоо-Ашуу» возник как сравнительный. Верблюд в регионе считается одним из самых крупных животных, и очевидно, что высокий перевал сравнивали с этим животным. Таким образом и появилось название.

Улар-Ашуу

© Фото / Александр Федоров Перевал Тоо-Ашуу на автодороге Бишкек — Ош

Этот перевал расположен чуть восточнее места, где на перевале Тоо-Ашуу находится туннель. Первая дорога из Чуйской долины в Суусамырскую, проложенная еще в военные годы, была очень крутой, с множеством опасных серпантинов и проходила по самой вершине горы. Высота перевала Улар-Ашуу — 3722 метра над уровнем моря, что на 136 метров выше, чем Тоо-Ашуу. В 1960-х годах дорога была реконструирована, в ней пробили туннель, чтобы сделать путь безопасным, а название Улар-Ашуу стало забываться. Теперь над двумя перевалами закрепилось общее название — Тоо-Ашуу.

Топоним происходит от птицы улар (горная индейка), которая считается редкой и занесена в Красную книгу. Улар обитает в горах и с наступлением лета поднимается очень высоко к вершинам. В зимний период он спускается ближе к низовьям. У кыргызов улар считается священной птицей.

Отмок

© Sputnik / Табылды Кадырбеков Арка у автодороги в Таласской области

После пересечения Суусамырской долины у трассы есть северное ответвление, которое ведет на родину Манаса. Перевал Отмок расположен на западной стороне долины и соединяет ее с Таласской долиной. Высота перевала над уровнем моря — 3330 метров. Раньше дорога была довольно опасной, но не так давно часть ее реконструировали, и теперь она более пологая и безопасная. На перевале мало серпантинов, но очень долгие затяжные подъемы.

Топоним происходит от кыргызского слова «отмок», что означает переход. В названии заложено пожелание путнику без сложностей перейти это место и быстрее закончить трудный путь.

Ала-Бель

Этот перевал расположен по дороге Ош — Бишкек на участке между Суусамырской долиной и ущельем Чычкан (в переводе означает «мышь») в Токтогульском районе. Высота перевала Ала-Бель над уровнем моря составляет 3 642 метра. Из-за такой высоты тут почти круглый год лежит снег и дуют холодные ветры. Дорога считается опасной, хотя она и без множества серпантинов. Дело в том, что тут затяжные подъемы и спуски, которые в непогоду быстро покрываются тонким слоем льда, хотя визуально дорога остается чистой и без снега.

Топоним происходит от кыргызских слов «ала» (пестрый) и «бель» — перевал. Буквальный перевод — «пестрый перевал», но по отношению к горам слово «ала» звучит как «горы с вечным снегом». Такой же смысл в названии кыргызского хребта Ала-Тоо.

Перевал Чыйырчык

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Таш-Короо айылы (@tashkoroo_aiyly) 22 Июл 2019 в 7:19 PDT

Далее по дороге до Оша высоких перевалов больше нет, если не считать опасный проезд через горные ущелья от Токтогула до Таш-Кумыра. Но в 40 километрах к югу от южной столицы по дороге, ведущей к селу Гульча, есть небольшой перевал Чыйырчык. Это первый перевал на Восточном Памирском тракте — дороге, ведущей из Оша в таджикский Хорог. Этот перевал не очень высокий — его высота над уровнем моря всего 2400 метров.

Название происходит от слова «чыйырчык», что в переводе означает скворец. Эти птицы не могут летать высоко и выбирают путь для перелетов в обход гор. В этой местности проходит один из путей миграции скворцов, поэтому перевал назвали Чыйырчык.

На участке Памирского тракта от Оша до Хорога путнику надо преодолеть три высокогорных перевала: Талдык (3615 метров), Кызыл-Арт (4280) и Ак-Байтал (4655). Кстати, последний является одним из самых высоких перевалов в мире, по которым проходит автомобильная дорога. Но о них и других интересных местах Кыргызстана мы расскажем в следующих беседах с географом и топонимистом Темиркулом Эшенгуловым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *