Климентовская церковь

Свято-Климентовский храм закономерно доминирует в районе, издревле именуемым Заречьем, или Замосковьем. Отсюда Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» — переводчики и «ордынцы» — исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы — «гости». Возможно, на рубеже XV — XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм. Подтверждение находим в названии этого места обитания государевых ратников — Климентовский городок, или острожец, осторожок. Кстати, церковь, тезоименитая святому апостольскому мужу Клименту, автору «Первого послания» к Коринфской церкви, хороша видна из расположенного напротив Кремля, который в 1339 г. был внове заложен после страшного пожара и наводнения при Иване Калите — как раз «месяца ноября в 25 день, на память святого мученика Климента».

Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Ее же мы встречаем на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.

Господь сподобил храм стать форпостом при освобождении Первопрестольной столицы от иноземных интервентов в период Смутного времени. Сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало тогда для России символом «крепкостоятельства» и мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польсколитовских захватчиков, здесь, по небесной молитве замученного в феврале 1612 г. Всероссийского патриарха Гермогена, произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.

Как писал активный деятель Смутного времени инок Авраамий Палицын, «рустии полцы… на бегство устремишяся; тако же и пешие вси, ров покинувшие, побегошя и острог у святаго Климента покинули, из града же вышедшее, литовские люди в том острошки сели и знамяна на церкви поставили и запасы многие в тот острог ввезошя, яко никоме же им возбраняющу». Однако отступившие казаки, не дожидаясь приказа, штурмовали Климентовский городок и, уничтожив вражеский гарнизон, овладели им. Отец Авраамий, посланный Д.М. Пожарским для воодушевления воинов, нашел их уже поправшими неприятеля и готовыми далее «вси умрети, а не победивше врагов своих никако же не возвратитися». И хотя полную победу еще предстояло завоевать тяжкими ратными подвигами, бои у церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения в независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии.

После подписания в 1618 г. перемирия между Россией и Польшей завершилось опустошительное «лихолетье» и началось постепенное восстановление мирной жизни. «Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке. Всего около двух тысяч стрельцов вернулось на родное пепелище. Все приходилось начинать сначала. И по православной традиции первым делом взялись, помолясь, за восстановление своего приходского Свято-Климентовского храма с погостом. Впервые он упоминается под 1625 г. в «Ружных книг» Патриаршего Казенного приказа. По-видимому, главный его престол изначально был посвящен священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому. Однако церковь традиционно величали Климентовской.

Во второй половине XVII в., когда к этому храму пристроили более обширный — Знаменский, с приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, его иногда называли Знаменским. В церковной ризнице хранилась древняя рукопись «Сказание о бывшем чудеси от святых икон Знамения Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая». В этом списке второй половины XVIII века повествовалось о думном дьяке Александре Степановиче Дурове († 1671), которого в 1636 г. оклеветанного пред царем Михаилом Федоровичем, обвинили в измене и осудили на смертную казнь. Горячая молитва царского слуги перед иконами Богородицы и святителя Николая оказалась услышанной «на небесех». Предстательством Пресвятой Девы и угодника Божия Николая царь вернул Дурову все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении и в назидание будущим поколениям чиновник «устроил» на месте своего дома каменную церковь, украсив ее «всяким благолепием», передав туда обе намоленные чудотворные иконы. К образу святителя Николая был прикреплен серебряный ковчежец в виде панагии с частицами многих святых мощей, «означенных вырезанными буквами на крышке этого ковчежца». Таким образом, зафиксированная в «Ружных книгах» под 1662 г. новая церковь «у Климента» и есть обетный Знаменский храм Дурова. Из чертежа 1789 г. следует, что был он небольшого размера, с трехчастным алтарем. Южный Никольский придел имел свою алтарную апсиду, за которой располагался погост, а далее — дворы причта. По причине нищенского содержания, поступавшего от малочисленных прихожан обеих церквей, их окормлял один и тот же клир. Священствовал тогда отец Варфоломей Леонтьев, участник Ливонского похода.

После того как в 1698 г. император Петр I окончательно расправился со стрельцами, жизнь в Замоскворечье навсегда переменилась. Теперь здесь главенствовали купцы, и церкви строились уже их иждивением.

Из документов известно, что в 1730 г., «по челобитью» отца Симеона Васильева, бывшего настоятелем с 1720-х по 1762 г., появился указ, дозволявший в Знаменской церкви «старый свод разобрав поднять в вышину и построить вновь, также и престол в той же церкви сделать посреди алтаря понеже оный престол стоял к одной стороне». В 1738 г. в храм был поставлен викарный священник Артемий Трофимов, ежедневно служивший раннюю литургию в приделе священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского.

В апреле 1756 г. отец Симеон с «приходцкими людьми» в поданном в Московскую Духовную консисторию прошении отмечал, что «предел и трапеза от давних лет пришли в ветхость, отчего службу Божию исполнять весьма небезопасности, чего ради желаем мы вновь перестроить… на том же месте и в тоже наименование». После того, как осмотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его «ветхость и безнадежность», последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Все расходы принял за себя богатейший предприниматель коллежский асессор Козьма Матвеевич Матвеев (около 1707 — 1775) — подлинный благодетель Свято-Климентовского храма, в приходе которого этот именитый московский купец имел огромную усадьбу (ныне дом № 31 по Пятницкой улице). К тому же Матвеев обладал высоким художественным вкусом и был связан с Императорской Академией художеств.

В 1862 г. в газете «Московские ведомости» Р. Игнатьев опубликовал статью, в которой утверждал, что строителем и благодетелем Свято-Климентовского храма являлся видный дипломат и государственный деятель А.П. Бестужев-Рюмин. К сожалению, это повествование, не подтвержденное никакими документальными свидетельствами, подхватили современные исследователи. Причем, они игнорировали вышедшее еще в 1863 г. в газете «Наше время» опровержение статьи Игнатьева, основанное на данных архива Московской Духовной консистории и впервые достаточно полно излагающее историю строительства церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Кстати, в упомянутом выше ее «Кратком историческом описании», изданном в 1904 г., автор, а им, видимо, являлся настоятель А.С. Парусников, нет ни слова о великом канцлере Бестужеве-Рюмине.

В феврале 1758 г. осмотревший возведенные храмовые строения член Московской Духовной консистории протопоп Рождественского собора Иаков Григорьев заявлял, что при церкви Знамения Пресвятой Богородицы новая трапезная имеет два придела: южный -«Климонта Папы Римского», северный — во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», «в которых и престолы устроены в указную меру, также образами и всем церковным благолепием оные приделы украшены и одежды на престоле и на жертвенниках в готовности и сосуды церковные устроены, и ко освящению их совсем приготовлены». Тогда же были получены новые антиминсы. 14 февраля 1758 г. митрополит Московский и Севский Тимофей (Щербацкий, † 1767) освятил Свято-Климентовский придел.

Сдержанный внешний вид древней Знаменской церкви, вероятно, определил компактность новой трапезной и колокольни, архитектурное решение которых соответствовало нормам московской зодчества середины XVIII века. По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П. Евлашев.

В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской Духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно».

Строительство продолжалось восемь лет. В 1762 г. в Климентовскую церковь поступил новый священник отец Петр Федоров — вместо отца Симеона Васильева, пришедшего «в великую старость и крайнюю слабость».

В мае 1770 г. отец Петр и Козьма Матвеев оповестили Московскую Духовную консисторию, что «предписанная-де церковь на том же месте каменная обширным строением и внутри иконостасами совсем окончена». Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский, † 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить».

Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архипастырь Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, — 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

Итак, по главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770 — 1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов.

Действительно, его совершенное здание свидетельствует о незаурядном даровании автора проекта, который приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами. Господу угодно сокрыть до времени имя творца этого дома Своего. Вспомним, сколько церквей известных проектировщиков кануло в Лету, а единственный в столице барочный пятиглавый соборный храм во имя священномученика Климента, папы Римского, промыслом Божиим сохранил даже свой неповторимый интерьер, наполненный декоративными деталями выдающегося уровня.

В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он великолепно сработан, оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства. Ныне сень хранится в Донском монастыре как экспонат Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Высокое мастерство исполнения присуще также храмовым скульптурам и иконам.

В архивных источниках особо отмечались иконы старого письма, относящиеся к XVI в. и бывшие, вероятно, еще в древнем разобранном храме: «Живоначальная Троица», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Святители Петр, Алексий, Ион, Московские и всея России чудотворцы», «Святой апостол и евангелист Лука», «Моденский» образ Божией Матери. Икона священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского XVI в. имела ковчежец с частицами их нетленных мощей. Прикрепленные к доске этого образа три креста содержали более чем тридцать частиц святых мощей.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское безбожное время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.

Вдоль южной границы участка Свято-Климентовского храма благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор.

Служители Свято-Климентовского храма получали от К.М. Матвеева небольшое жалованье, а викарных священников Иоанна Семенова и Матфея Федорова он полностью содержал на свой кошт. Заведенного порядка придерживалась и вдова именитого благодетеля. В 1783 г. она пожертвовала деньги на первые ремонтные работы в церкви, пострадавшей от катастрофической силы наводнения. Тогда указом Московской Духовной консистории дозволялось «исправление прописанных в Климентовской церкви ветхостей», «приделные иконостасы попрежнему возобновить», во всей церкви перестлать и повысить пол, выбелить стены, починить купольный крест. Разрешалось также выдать новый антиминс в Неопалимовский придел взамен износившегося.

Впрочем, приход великолепной и огромной Свято-Климентовской церкви на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причт не справлялся с необходимостью постоянно поддерживать в благолепии уникальное храмовое убранство. Только однажды в архивном документе встречается упоминание, что «вся означенная церковь находилась в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Чаще, буквально из года в год, появлялись записи, типа: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». Церковные ведомости постоянно фиксировали «посредственное» содержание Климентовских церковнослужителей. На их бедственное положение в 1853 г. откликнулся митрополит Московский Филарет (Дроздов, † 1867), по резолюции которого замоскворецкому храму было выделено пособие в размере 300 рублей.

С 1786 по 1795 гг. настоятелем церкви во имя священномученика Климента Римского служил отец Антипа Иванов, ставший впоследствии ключарем Кремлевского Успенского собора. На его место определили священника Иоанна Васильева, и длительное время он заботливо окормлял прихожан храма.

После пожара 1812 г. в Свято-Климентовской церкви оказалась «крыша повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святыя иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковныя имеются… Священнослужители все налицо… Церковной суммы находилось 200 руб. медно, из которых в наличности находится только 22 руб., а прочая вся разграблена… домов священно и церковнослужительских… шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». Огонь не пощадил все приходские дворы, которые заново отстраивались на деньги, частично выделенные Святейшим Синодом. В 1813 г. благодаря пожертвованиям дворян Костромской губернии был восстановлен Свято-Климентовский придел в теплой трапезной.

В прошении отца Иоанна Васильева 1814 г. сказано, что «настоящая холодная Преображения Господня церковь после неприятеля еще и доселе не освящена и святого антиминса нет». Его выдали храму «по архипастырской резолюции» 11 июля, а 8 сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел. В 1819 г. в церкви заменили ветхие образа и для теплой трапезной изготовили два новых одинаковых иконостаса взамен обветшавших. В возрождении принадлежащих храму зданий принимали участие и ее прихожане, и благотворители, однажды восхитившиеся красотой церкви.

В 1830 г. был произведен Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, к Климентовской церкви во священника выпускник Московской Славяно-греко-латинской академии отец Алексей Добронравов, впоследствии получивший за участие в Крымской войне 1853 — 1856 гг. наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте.

Во второй половине XIX в. благосостояние Климентовского храма улучшилось. Его счет пополнялся государственными пятипроцентными банковскими билетами Восточного займа, поступавшими от жертвователей. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 г. церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1880-х гг., при настоятеле протоиерее Николае Тольском, содержание причта определялось уже как «достаточное». В 1882 г. на деньги, завещанные Свято-Климентовскому храму на поминовение «купеческой женой Куниной», напротив его южного крыльца построили двухэтажный каменный дом для причта, просвирни и женской богадельни на 6 человек.

Однако средств катастрофически не хватало на необходимые ремонтные работы в сыром и холодном храме, где даже в летние месяцы богослужения проходили «не без опасности для здоровья молящихся и причта». Лишь в конце 1890-х гг., когда настоятельствовал в Свято-Климентовской церкви протоиерей А.С. Парусников, а старостой был А.В. Максимов, «человек в высшей степени деятельный, энергичный», появилась финансовая возможность для проведения ремонта. Им удалось заручиться поддержкой известной московской благотворительницы Е.С. Ляминой, вдовы городского головы, купца 1-й гильдии И.А. Лямина, давшей сто тысяч рублей для предстоящего храмового обновления. Руководил реставрацией известный московский архитектор А.А. Латков. Он провел капитальные работы очень быстро и качественно.

«Ничто из остатков старины не пострадало, благодаря заботам настоятеля о. Парусникова и любовному отношению к древностям храма старосты г. Максимова», — отмечали взыскательные специалисты Императорской Археологической комиссии. Старый чугунный пол заменили метлахской плиткой, изготовили новые оконные рамы и колоды, переделали двери, исправили штукатурку, что позволило впервые расписать стены «в строгом соответствии с общим стилем храма». Тогда произвели реставрацию всех икон, «согласно с тем, как они были написаны первоначально», и, возобновили позолоту иконостаса, напрестольной сени и всех киот для икон, «под непременным условием сохранения стиля его и рисунка резьбы и орнаментации в неизменно первоначальном виде». Устроенное в Свято-Климентовской церкви паровое отопление позволило проводить богослужения ежедневно.

17 сентября 1900 г. возобновленный храм освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, † 1918, причислен к лику новомучеников).

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

В 1915 г., когда в Свято-Климнтовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен. С позволения Московской Духовной консистории и Императорского Археологического общества была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски». Документальные свидетельства об этом ремонте — последнее, что известно о жизни храма накануне советской эпохи.

Московский храм сщмч. Климента Римского

Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок, или острожец, осторожок.

Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.

Сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало тогда для России символом мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польсколитовских захватчиков, здесь произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.

Восстановления храма после Смутного времени

После подписания в 1618 г. перемирия между Россией и Польшей завершилось опустошительное «лихолетье» и началось постепенное восстановление мирной жизни. «Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке. Всего около двух тысяч стрельцов вернулось на родное пепелище. Все приходилось начинать сначала. Восстановленный храм впервые упоминается под 1625 г. в «Ружных книг» Патриаршего Казенного приказа. По-видимому, главный его престол изначально был посвящен священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому. Однако церковь традиционно величали Климентовской.

Во второй половине XVII в., когда к этому храму пристроили более обширный — Знаменский, с приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, его иногда называли Знаменским. В церковной ризнице хранилась древняя рукопись «Сказание о бывшем чудеси от святых икон Знамения Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая». В этом списке второй половины XVIII века повествовалось о думном дьяке Александре Степановиче Дурове († 1671), которого в 1636 г. оклеветанного пред царем Михаилом Федоровичем, обвинили в измене и осудили на смертную казнь. Горячая молитва царского слуги перед иконами Богородицы и святителя Николая оказалась услышанной «на небесех». Предстательством Пресвятой Девы и угодника Божия Николая царь вернул Дурову все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении и в назидание будущим поколениям чиновник устроил на месте своего дома каменную церковь, украсив ее «всяким благолепием», передав туда обе иконы. К образу святителя Николая был прикреплен серебряный ковчежец в виде панагии с частицами многих святых мощей, «означенных вырезанными буквами на крышке этого ковчежца». Таким образом, зафиксированная в «Ружных книгах» под 1662 г. новая церковь «у Климента» и есть обетный Знаменский храм Дурова. Из чертежа 1789 г. следует, что был он небольшого размера, с трехчастным алтарем. Южный Никольский придел имел свою алтарную апсиду, за которой располагался погост, а далее — дворы причта. По причине нищенского содержания, поступавшего от малочисленных прихожан обеих церквей, их окормлял один и тот же клир.

В 1730 г., по прошению настоятеля храма о. Симеона Васильева появился указ, дозволявший в Знаменской церкви «старый свод разобрав поднять в вышину и построить вновь, также и престол в той же церкви сделать посреди алтаря понеже оный престол стоял к одной стороне».

Строительство нового каменного храма

В апреле 1756 г. отец Симеон с «приходцкими людьми» в поданном в Московскую духовную консисторию прошении отмечал, что «предел и трапеза от давних лет пришли в ветхость, отчего службу Божию исполнять весьма небезопасности, чего ради желаем мы вновь перестроить… на том же месте и в тоже наименование». После того, как осмотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его «ветхость и безнадежность», последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Все расходы принял за себя богатейший предприниматель коллежский асессор Козьма Матвеевич Матвеев (около 1707-1775), имевший в приходе храма огромную усадьбу (ныне дом № 31 по Пятницкой улице). К тому же Матвеев обладал высоким художественным вкусом и был связан с Императорской Академией художеств. В 1862 г. в газете «Московские ведомости» Р. Игнатьев опубликовал статью, в которой утверждал, что строителем и благодетелем Свято-Климентовского храма являлся видный дипломат и государственный деятель А.П. Бестужев-Рюмин. К сожалению, это повествование, не подтвержденное никакими документальными свидетельствами, подхватили современные исследователи. Причем, они игнорировали вышедшее еще в 1863 г. в газете «Наше время» опровержение статьи Игнатьева, основанное на данных архива Московской Духовной консистории и впервые достаточно полно излагающее историю строительства церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Кстати, в упомянутом выше ее «Кратком историческом описании», изданном в 1904 г., автор, а им, видимо, являлся настоятель А.С. Парусников, нет ни слова о великом канцлере Бестужеве-Рюмине.

В феврале 1758 г. осмотревший возведенные храмовые строения член Московской духовной консистории протопоп Рождественского собора Иаков Григорьев заявлял, что при церкви Знамения Пресвятой Богородицы новая трапезная имеет два придела: южный — «Климонта Папы Римского», северный — во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», «в которых и престолы устроены в указную меру, также образами и всем церковным благолепием оные приделы украшены и одежды на престоле и на жертвенниках в готовности и сосуды церковные устроены, и ко освящению их совсем приготовлены». Тогда же были получены новые антиминсы. 14 февраля 1758 г. митрополит Московский и Севский Тимофей (Щербацкий) (+ 1767) освятил Свято-Климентовский придел.

Сдержанный внешний вид древней Знаменской церкви, вероятно, определил компактность новой трапезной и колокольни, архитектурное решение которых соответствовало нормам московской зодчества середины XVIII века. По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П. Евлашев.

В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно».

В мае 1770 г. строительство было окончено. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский) (+ 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить».

Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архиеп. Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, — 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.

В 1783 г. вдова К.М. Матвеева пожертвовала деньги на первые ремонтные работы в церкви, пострадавшей от наводнения. Тогда указом Московской духовной консистории дозволялось «исправление прописанных в Климентовской церкви ветхостей», «приделные иконостасы попрежнему возобновить», во всей церкви перестлать и повысить пол, выбелить стены, починить купольный крест. Разрешалось также выдать новый антиминс в Неопалимовский придел взамен износившегося.

В архивных источниках особо отмечались иконы старого письма, относящиеся к XVI в. и бывшие, вероятно, еще в древнем разобранном храме: «Живоначальная Троица», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Святители Петр, Алексий, Ион, Московские и всея России чудотворцы», «Святой апостол и евангелист Лука», «Моденский» образ Божией Матери. Икона священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского XVI в. имела ковчежец с частицами их нетленных мощей. Прикрепленные к доске этого образа три креста содержали более чем тридцать частиц святых мощей.

Вдоль южной границы участка Свято-Климентовского храма благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор.

После пожара 1812 года

После пожара 1812 г. в храме оказалась «крыша повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святыя иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковныя имеются… Священнослужители все налицо… Церковной суммы находилось 200 руб. медно, из которых в наличности находится только 22 руб., а прочая вся разграблена… домов священно и церковнослужительских… шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». Огонь не пощадил все приходские дворы, которые заново отстраивались на деньги, частично выделенные Святейшим Синодом. В 1813 г. благодаря пожертвованиям дворян Костромской губернии был восстановлен Свято-Климентовский придел в теплой трапезной.

В прошении настоятеля о. Иоанна Васильева 1814 г. сказано, что «настоящая холодная Преображения Господня церковь после неприятеля еще и доселе не освящена и святого антиминса нет». Его выдали храму «по архипастырской резолюции» 11 июля, а 8 сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел.

В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства. Ныне сень хранится в Донском монастыре как экспонат Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Высокое мастерство исполнения присуще также храмовым скульптурам и иконам.

В 1819 г. в церкви заменили ветхие образа и для теплой трапезной изготовили два новых одинаковых иконостаса взамен обветшавших.

Московский храм сщмч. Климента Римского, 1882 год

Во второй половине XIX в. благосостояние Климентовского храма улучшилось. Его счет пополнялся государственными пятипроцентными банковскими билетами Восточного займа, поступавшими от жертвователей. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 г. церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1880-х гг., при настоятеле протоиерее Николае Тольском, содержание причта определялось уже как «достаточное». В 1882 г. на деньги, завещанные Свято-Климентовскому храму на поминовение «купеческой женой Куниной», напротив его южного крыльца построили двухэтажный каменный дом для причта, просвирни и женской богадельни на 6 человек.

Приход великолепной и огромной Свято-Климентовской церкви на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причт не справлялся с необходимостью постоянно поддерживать в благолепии уникальное храмовое убранство. Только однажды в архивном документе встречается упоминание, что «вся означенная церковь находилась в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Чаще, буквально из года в год, появлялись записи, типа: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». Церковные ведомости постоянно фиксировали «посредственное» содержание Климентовских церковнослужителей. На их бедственное положение в 1853 г. откликнулся митрополит Московский Филарет (Дроздов) (+ 1867), по резолюции которого замоскворецкому храму было выделено пособие в размере 300 рублей.

Ремонтные работы в конце XIX века

Однако средств катастрофически не хватало на необходимые ремонтные работы в сыром и холодном храме, где даже в летние месяцы богослужения проходили «не без опасности для здоровья молящихся и причта». Лишь в конце 1890-х гг. появилась финансовая возможность для проведения ремонта. Руководил реставрацией известный московский архитектор А.А. Латков. Он провел капитальные работы очень быстро и качественно. Старый чугунный пол заменили метлахской плиткой, изготовили новые оконные рамы и колоды, переделали двери, исправили штукатурку, что позволило впервые расписать стены «в строгом соответствии с общим стилем храма». Тогда произвели реставрацию всех икон, «согласно с тем, как они были написаны первоначально», и, возобновили позолоту иконостаса, напрестольной сени и всех киот для икон, «под непременным условием сохранения стиля его и рисунка резьбы и орнаментации в неизменно первоначальном виде». Устроенное в Свято-Климентовской церкви паровое отопление позволило проводить богослужения ежедневно.

17 сентября 1900 г. возобновленный храм освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) (+1918).

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

В 1915 г., когда в Свято-Климентовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен, была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски».

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка».

Храм в советский период

Московский храм сщмч. Климента Римского, середина XX века

После Октябрьской революции 1917 года вокруг священника А.С. Парусникова сплотилась община верующих. Стараниями сотрудников Центральных Государственных реставрационных мастерских Наркомпроса и Комиссии по охране памятников искусства и старины при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, одной из первых получила статус «памятника архитектуры».

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года из храма были конфискованы серебряные церковные предметы, весом в три пуда двадцать семь фунтов, для передачи в фонд помощи голодающим. В протоколе конфискации перечислены 24 ризы, 8 лампад, 3 дарохранительницы, 2 напрестольных креста, 2 кадильницы, 2 крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями. Храму оставили лишь самое необходимое для богослужения. Все иконы остались на своих местах, что зафиксировано в протоколе осмотра Климентовской церкви в октябре 1923 г., проведенного Музеем старой Москвы.

В 1925 г. силами приходского совета в храме был произведен скромный, явно недостаточный ремонт, после которого церковь продолжала ветшать.

В 1929 г., ссылаясь на постановление ВЦИКа и СНК СССР «О религиозных объединениях» и незначительную посещаемость верующими храма, его вознамерились закрыть. Сразу же появилось множество организаций, желающих занять большое здание в самом центре столицы, причем каждая пыталась перепрофилировать храмовое пространство под свои цели. Это и Театральный музей имени А.А. Бахрушина, и завод «Богатырь», и Центрархив ВЦИКа. Однако в начале 1930-х гг. новых «хозяином» церкви оказался рабочий ЖСК «ВСНХовец». Этот кооператив планировал снести великолепный «памятник архитектуры высшей категории» с его уникальной оградой. На их месте предполагалось разбить сквер и построить детский сад.

Храм был закрыт в апреле 1934 года и передан в аренду Государственной библиотеке имени В.И. Ленина. Его пространственную среду переоборудовали под нужды книгохранилища.

Стараниями Комитета по охране памятников при ВЦИК здание церкви уцелело, но большую часть уникальной ограды спасти не удалось. В 1936 г. начали готовиться к реставрации сильно обветшавшей церкви, но помешала Великая Отечественная война.

После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.

Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах Воскресения Словущего, на Успенском вражке, и Преподобного Пимена Великого, в Старых Воротниках.

Возрождение храма

В 1990 г. исполком Моссовета удовлетворил ходатайство патриарха Московского и всея Руси Алексия II о передаче верующим храма.

20 марта 2005 года в храме была отслужена Божественная Литургия.

В конце 2008 года по благословению Патриарха и решению Правительства Москвы в храме начались масштабные реставрационные работы. В конце 2013 года все основные строительные и отделочные работы были завершены, и с этого времени приход храма приступил к благоукрашению интерьеров и реставрации икон.

Храм является памятником архитектуры Федерального значения и включен в один из основных экскурсионных и паломнических маршрутов Золотого Кольца Москвы.

Святые

  • сщмч. Сергий Успенский, служил псаломщиком с 1901 по 1904 г.
  • сщмч. Константин Любомудров, служил священником с 1928 по 1932 г.

Настоятели

  • Леонид Калинин (с 26 марта 2002 )

Использованные материалы

  • История храма на официальном сайте прихода
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»

Протоиерей Леонид Калинин, персональные сведения, на официальном сайте радио «Радонеж»,

На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье, но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.

Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.

В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.

В 2013 году храм стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «Лучший проект реставрации/приспособления».

Прочитать статью об этом доме в «Московском журнале»

Теги:

  • 18 век
  • 19 век
  • барокко
  • храм

Климентовский переулок — один из красивейших исторических переулков Замоскворечья и Москвы в целом. Имея длину около 460 метров, он проходит от Большой Татарской улицы до Большой Ордынки, пересекая Пятницкую и Новокузнецкую улицы.

В переулке сохранилась качественная историческая застройка, жемчужиной и архитектурной доминантой которой стал храм священномученика Климента, Папы Римского — крупнейший храм Замоскворечья. Чудесное здание храма, построенное в стиле барокко, стало украшением переулка и одной из значимых достопримечательностей Москвы. Кроме него архитектурный ансамбль улочки включает ряд других любопытных построек: городские усадьбы Долговых и Николаевых, дом Матвеевых, доходный дом купца Михаила Бабанина и некоторые другие.

Климентовский переулок располагает отличным благоустройством: на участке от Новокузнецкой до Большой Ордынки он сделан полностью пешеходным и вымощен гранитной плиткой. В переулке установлены изящные фонари в ретро-стиле, а также оборудованы места для отдыха прохожих, включая небольшую площадь с деревьями в кадках, цветниками и лавочками вблизи станции метро «Третьяковская».

Благодаря своим архитектурным достоинствам и прекрасному благоустройству, Климентовский переулок может претендовать на титул одного из красивейших переулков Москвы.

История Климентовского переулка

Климентовский переулок получил своё название по церкви священномученика Климента, Папы Римского, первое упоминание о которой относится к 1612 году. Считается, что это не первое название переулка, однако, его изначальное имя неизвестно.

Предположительно, переулок мог возникнуть в 13-14 веках, когда по трассе современных Татарских улиц проходила Большая Ордынская дорога, начинавшаяся от переправы на месте современного Большого Москворецкого моста. Проходя через ряд других русских городов, она соединяла Москву с Сарай-Бату — столицей Золотой Орды. Уже тогда на месте современного Климентовского переулка располагалась улица, пересекавшая Большую Ордынскую дорогу — к сожалению, её изначальное название остаётся неизвестным. Квартал вблизи их перекрёстка был заселён татарами-ордынцами, а рядом с ними расположилась слобода толмачей (переводчиков), известная как «Старые Толмачи» (в районе современного Старого Толмачёвского переулка). На рубеже 15-16 веков толмачи переселились ближе к Кадашёвской слободе («Новые Толмачи» — в районе Большой Толмачёвской улицы).

После возведения в 1591-1592 годах вокруг Москвы деревянных укреплений (известных как «Скородом»), призванных защитить город от набегов татар, и последующего сооружения на их месте земляного вала, очертившего границы Земляного города, сеть улиц в Замоскворечье резко изменилась: трассы дорог постепенно пришли к современному положению. Климентовский переулок при этом остался на своём месте, и вскоре в нём был построен храм священномученика Климента, Папы Римского, первое упоминание о котором относится к 1612 году.

В 1612 году, в дни Московской битвы, переулок и его окрестности стали полем боя между воинами Второго народного ополчения и польско-литовским войском гетмана Яна Ходкевича. Вблизи храма располагался Климентовский острог («острожек») — фортификационное сооружение с частоколом, у которого развернулся бой казаков с пехотой Ходкевича. Войска гетмана захватили острог, однако, казаки сумели его отбить.

Впоследствии Климентовская церковь неоднократно перестраивалась: в 1657 году для неё впервые выстроили каменное здание, а в 1760-х было построено современное здание храма, после чего он стал крупнейшим храмом Замоскворечья. Прочая застройка переулка оставалась преимущественно одно-двухэтажной вплоть до начала 20 века. В 1912-1913 годах на перекрёстке с Новокузнецкой улицей в начале переулка был построен 8-этажный доходный дом купца Михаила Бабанина (Климентовский переулок, дом 6/6) по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее, который стал ещё одной доминантой переулка наряду с величественной церковью.

Советские годы прошли для Климентовского переулка довольно мягко, и он в целом сохранил свой исторический облик. Уже в наши дни, в 2000-х годах, рядом с доходным домом Бабанина было построено современное здание схожего масштаба, которое в целом вписалось в облик переулка.

В 2013 году Климентовский переулок был реконструирован и благоустроен: на участке от Новокузнецкой улицы до Большой Ордынки он стал полностью пешеходным. Его пешеходную зону и тротуары вымостили гранитной плиткой и установили фонари в ретро-стиле.

КЛЕМЕНТИЯ СОБОР в Саратове, католический, кафедральный. История К. с. восходит к храму, открытому в 1856 на базе костела Св. Клементия в связи с образованием Тираспольской римско-католической епархии с центром в Саратове.

Собор, сооруженный в 1856, представлял собой перестроенное деревянное здание (длина — 14,2 м, ширина — 9,2 м, высота — 7,8 м), обложенное кирпичом, оштукатуренное и выкрашенное масляной краской. Собор украшали две готические башенки. В храме могло находиться около 150 чел.

В 1878 принято решение о строительстве каменного здания. В строительную комиссию, созданную архитектором К. Невским, вошли каноник К. Бакцевский (председатель), инженер С. Шпилевский, техник А. Коссаловский, адвокат М. Паули и Я. Любянский. Первое пожертвование в 14 345 руб. внесли епископ Фердинанд Кан, викарий Липский и служащие епархии. Всего на строительство собора, завершенное в 1880, израсходовано 54 тыс. руб. Подряд на строительство получил купец М. Гудков, внутренняя отделка и роспись выполнены Я. Бодровым и художником А. Киреевым. Освящение К. с. состоялось 20 мая 1881.

Архитектура двухнефного здания в стиле эклектики сочетала в себе идеи Ренессанса, неороманские формы, романтизм. Готика в конструкции боковых стен и фасада была ослаблена многочисленными окнами и витражами. Передний фасад украшали две колокольни и статуя Св. Петра между ними. Боковой неф, отделенный от главного круглой нишей, был чуть менее вместительным.

«Пресвитериум» представлял собой большую нишу, отделенную от средней части («Нава» — корабля) дубовой балюстрадой. Посреди стены «Пресвитериума» располагался главный алтарь, покрытый, как и кафедра с исповедальней, позолоченной деревянной резьбой, выполненной предположительно в мастерской австрийского мастера Ф. Штуфлессера.

Главная икона собора — Св. Клементий, написанная в Одессе. Вверху, по обе стороны иконы, располагались два образа средних размеров: Св. Казимира и Св. Елизаветы. Между ними, над алтарем, — образ Иисуса Христа, работы художника Нисченкова. В нишах, по обеим сторонам алтаря стояли гипсовые изваяния покровителей епархии: Св. папы Римского Пия V и мученицы Св. Филомены. В главном нефе на постаменте стояла скульптура Девы Марии. Все три скульптуры — работы парижских мастеров. На алтаре, рядом с позолоченной дарохранительницей, располагались две скульптуры коленопреклоненных серафимов (с подсвечниками в руках) работы Я. Бодрова. По обеим сторонам алтаря на цветных стеклах окон — изображения святых Гедвига и Терезии (справа), Станислава и Генриха II (слева). У самого алтаря — большое серебряное сердце, на котором высечены имена всех, сделавших пожертвования на строительство собора. Справа от главного алтаря, на возвышении в три ступени, размещался епископский трон, слева — епископская скамья с крышей. По обеим сторонам алтаря, вдоль стены «Пресвитериума», — копия картины К.П. Брюллова «Взятие Богоматери на небо», выполненная Киреевым. Вокруг потолка размещались восемь икон среднего размера, в числе которых «Несение креста», «Омовение ног», «Моление о чаше» (художник Ишенков), «Тайная вечеря», «Грешница у ног Спасителя» (художник Жидков).

У стены напротив входа размещались два боковых алтаря. В правом, над скульптурой Девы Марии — образ Св. Франциска, крестящего язычников (работа Киреева); рядом — кафедра проповедника.

В средней части храма, в устроенных с обеих сторон нишах «каплицах» располагались: в правой — небольшой «крестовый алтарь» с иконой «Распятие и Марина Магдалина у подножия, обхватывающая руками крест», в левой — исповедальня и икона «Смерть Иосифа». Почти весь потолок средней части собора занимала огромная картина «Поклонение на небесах Св. Тайнам» работы Киреева и Ишенкова. Вокруг нее — девять икон на сюжеты из Ветхого и Нового Завета работы Ишенкова и Жидкова. Над входом размещались хоры для органа, музыкантов и певчих. Орган, стоимостью 2600 руб., изготовлен в Варшаве мастером Потельским.

В 1938 собор закрыт, колокольни снесены. Позднее к фасаду сделана пристройка из стекла и бетона. Ныне в перестроенном помещении располагается кинотеатр «Пионер».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *