Культурная Москва


Сергей Пускепалис, актер, режиссер
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Так сошлось, что Москва — действительно культурный центр. Сосредоточие театров, других культурных центров превосходит до несправедливости все остальные города страны. И количественно, и качественно. С сожалением приходится это констатировать.
Что дает культура городу?
Любому городу нужна культура. И культура в Москве как-то держит город на плаву. Поддерживает москвичей в человеческом состоянии. Как любых других людей. В провинциальных городах меньше движения, меньше затрат, меньше необходимость в реабилитации. Москва без культуры задохнулась бы.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
Самое сильное художественное впечатление — Театральная олимпиада 2001 года. Я сейчас уже не помню, какие конкретно спектакли, помню обилие направлений, форм, тем. Я тогда учился в ГИТИСе и, как сумасшедший, ходил на все мероприятия. А до этого огромное впечатление произвела «Одна абсолютно счастливая деревня» в «Мастерской Фоменко».

Василий Шумов, музыкант, лидер группы «Центр»
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Да, я считаю Москву культурной столицей нашей страны. Так сложилось, что в России Москва — столица и культуры, и всего остального, науки, бизнеса. Но с мировыми столицами сравнивать Москву, к сожалению, невозможно.
Что дает культура городу?
Культура дает городу духовную составляющую, без которой город мертв. Люди без культуры — это собрание биороботов. Благодаря культуре у людей появляется шанс стать людьми.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
Я человек творческий, не пассивный зритель. Сам создаю, а не потребляю искусство, таких, как я, единицы. Занимаюсь культурными проектами. Сейчас мы с коллегами проводим сессии прослушиваний в рамках акции «Содержание». Своей целью мы считаем вернуть содержание в искусство, в последнее время оно все больше утрачивается. Я рад, что молодые исполнители, которые к нам приходят, пишут содержательную музыку. Это важно.

Наталья Синдеева, генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь»
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Я хочу считать Москву культурной столицей. Но ее облик каждый день меняется в худшую сторону, и это сильно мешает. Все, что происходит в Москве творческого, происходит вопреки, а не благодаря городской среде. Рим, Лондон радуют глаз. Человек, живущий там, впитывает эту красоту. Наш город с каждым днем становится все более рваным и разорванным. Но тем не менее, мне кажется, мы в силах повлиять на происходящее. Все зависит от нас. Москва — это мощный город, она победит лужковщину и поглотит ее, рано или поздно.
Что дает культура городу?
Культура — это то, чем мы напитываемся с детства. И чем ярче и интереснее жизнь вокруг нас, чем насыщеннее картинка для глаз, тем живее наш город. Который месяц идет выставка Пикассо, и до сих пор туда безумные очереди. Это говорит о том, что у нас недостаточно ярких культурных событий. Москве не хватает уличных перформансов. Недавно я была на выставке на Тверском бульваре — там стояли мольберты, гуляли люди… Мне хотелось бы, чтобы и Красная площадь была живой, по ней можно было бы свободно гулять, смотреть выставки, слушать музыкантов, сидеть в кафешках и пить билини. В музеях, в «Гараже», на «Винзаводе», «Красном Октябре» живет дух культуры. На улицах города его не хватает. Чтобы у нас, как в Европе, проходили парады коров, жирафов, чтобы в центре устраивали представления — я мечтаю об этом.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
Три дня назад я была на спектакле Кирилла Серебренникова «Реквием» в МХТ — мурашки, нервы, слезы. Талант режиссера в том, чтобы найти верную интонацию, чтобы зал замер на три часа. Я невольно сравнивала «Реквием» с «великим фильмом о Великой войне», камерное представление, вовсе не стоящее гигантских денег, которое смогло растрогать зрителей. Я благодарила Серебренникова от своих бабушек и дедушек.

Владимир Дубосарский, художник
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Наверное, в каком-то смысле Москва, столица большого государства, и является культурной столицей. Но, к сожалению, ничто из того, что происходит здесь, не становится большим событием для остального мира. Потенциал Москвы не раскрыт до конца. Правильным будет сказать, что Москва — культурная столица второго порядка. Город не производит художественных ценностей, новаций, как этого хотелось бы. Некоторым образом все, что есть в Москве сегодня, — вторично. Это легко отследить по проходящим в России концертам. К нам едут звезды, которые уже отходят, — группа «Скорпионз», Тото Кутуньо. На пике славы в Россию не едет никто. Актуальной музыки тут нет. То же происходит и в искусстве. Конечно, культурная столица — это не только то место, куда возят ценности (тогда центром мира были бы Арабские Эмираты, у них есть на это деньги), — а то, где ценности создают.
Что дает культура городу?
У нас нет культурной политики и культурных амбиций. В отличие от, например, спорта, за которым государство следит. В Олимпиаду инвестируют средства, за провалы на ней громко отчитывают чиновников. В культуре власть ничего не понимает. Это хорошо, так как предоставляет искусству свободу, дает спокойно развиваться. С другой стороны, оказывается, что в области культуры у государства нет воли, нет силы, нет надежды на мировую экспансию. Экспансия китайского искусства, к примеру, — это продолжение их политического и экономического наступления. Россия все еще представляет на Западе балет, иконопись, в лучшем случае — авангард начала прошлого века. Наша культурная жизнь намного слабее, чем могла бы быть.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
В «Гараже» выставили Ротко, но это частная инициатива, не имеющая отношения к культурной политике. В Москве таких выставок должно происходить минимум десять в год и еще двадцать — нового, современного искусства. На все это нет ни желания, ни денег. Вот, например, выставка Пикассо в Пушкинском музее, на которой, к сожалению, нельзя посмотреть лучшие его вещи. Это коллекция музея Пикассо, те работы, что не были проданы при жизни, а остались в собственности самого художника. Не вершины. Для сравнения: когда выставку делают в Тейт, там ищут и объединяют лучшие работы из разных собраний. Мы же получаем экономвариант Пикассо, не хай-фай и не бизнес-класс. Люди, руководящие нашей культурой, вообще довольствуются малым, не производят, не собирают, не ищут и не привозят лучшего.

Александр Архангельский, публицист
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Москва не культурная столица, а город, куда стекаются потоки культуры. Культурная столица — это город, живущий культурой, который превратил ее в ядро своего существования. А есть города-порты, куда заходят корабли, но они там не живут. Культура Москвы — это культура портового города, без конца приходящая и уходящая из него.
Что дает культура городу?
Культура — это единственное, что в городе есть, что привлекает в него деньги.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
«Реквием» Кирилла Серебренникова в МХТ, потому что он впервые за последние годы дал пример того, что в Москве можно делать крупнейшие международные проекты на равных с другими странами. Лучшие польские, немецкие, французские, израильские, японские актеры оказались внутри русского музыкального пространства. Причем без малейшего комплекса неполноценности, присущего нашим проектам, которые делаются с размахом.

Наум Клейман, киновед, режиссер, директор Музея кино
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Думаю, не я один считаю Москву культурной столицей. Несмотря на все трудности, которым подвергается наша культура. Мы переживаем переходный период. Мир усложняется. Место традиционной культуры в этом мире еще не ясно. Мне грустно, потому что в нашей стране мы не разъясняем это место, а, наоборот, все больше теряем. Это происходит в силу того, что государство вообще с подозрением относится к культуре. В Японии, скандинавских странах, в последнее время — в Китае, после культурной революции развернувшемся на 180 градусов, государство воспринимает культуру как область национальных амбиций. У нас же к культуре относятся как к обязаловке, статье, совсем вычеркнуть которую невозможно, но которая отнюдь не вызывает энтузиазма.
Что дает культура городу?
В настоящее время городскую культуру понимают довольно гедонистически — как способ занять свободное время. Но к этому роль не сводится. Культура — это то, что окрашивает нейтральные тона цивилизации в яркие индивидуальные цвета, отличающие одно место на земле от другого. Культура схожа с расцветкой оперения различных птиц или рыбьей чешуи. Сейчас по всему миру сильна тенденция к унификации, обезличиванию, нивелировке культурных особенностей. И именно этой тенденции должны противостоять сильные личности, индивидуальности, художники. Тем не менее я бы не стал бить тревогу. Потенциал потребления культуры у нас огромен. Доступ к высоким ее образцам затруднен — взгляните на цены билетов в оперу, книг. И тем радостней, что молодежь не перестает ею интересоваться.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
У нас безумно интересная музыка. Дагестанский композитор Ширвани Чалаев, современник Шнитке (в Театре им. Б. Покровского идет его опера «Кровавая свадьба» по Лорке), написал замечательную оперу «Хаджи-Мурат». Он прислал мне кассету с записью репетиции из музея Льва Толстого. Это произведение мирового уровня. Странное впечатление от выставки Дейнеки — ему не идет быть выставленным в таком количестве. Выставка Шевченко — замечательная камерная экспозиция, на которой представлена лирическая героика наших «сезанистов». Нам еще предстоит узнать, сколько у нас было лириков. Меня интересуют работы молодых документалистов, особенно Павла Костомарова. У меня очень много надежд.

Культурная жизнь старой Москвы всегда отличалась особым укладом и бытом разных сословий прошлых веков. В годы XX века Москва развивалась, как столица культурной жизни всей страны и была примером и показателем образованности и качества жизни СССР. Современная Москва становится главным центром культуры, экономики и развития современной России.

Старая Москва

Год за годом подрастал город, происходил и культурный рост среди дворянских сословий, проходя через период высокого подъема культуры России, период раннего капитализма в России и время небывалых перемен революции и создания правящей социалистической партии.

XVIII век


Культура и быт XVIII века — в 18 веке в России случилось одно из важнейших идеологических событий: появилась первая русская газета под названием «Ведомости о военных и иных делах». До этого момента существовала газета «Куранты», но она была рукописной и ее тексты были адресованы, скорее, к царю и его приближенным.

XIX век


Культура и быт XIX века — XIX век начался с воцарения Александра I, человека, воспитанного великой Екатериной по образцу и подобию самой великодержавной бабушки. Отсюда и такие демократические посылы в самом начале его правления. Это позже возрастет цензура, участятся преследования деятелей науки и искусства.

Начало XX века


Культура и быт начала XX века — начало ХХ века для Москвы выдалось непростым. Чуть раньше, в 1896 году трагедия на Ходынке ознаменовала восшествие на престол последнего русского царя. К.Бальмонт в одном из стихотворений напророчил: «Кто начал царствовать – Ходынкой, то кончит – встав на эшафот». Чуть позже, в 1905 году в соседнем Питере случилось Кровавое воскресенье. Отголоски донеслись и до Москвы. И пошло-поехало.

Советская Москва

Советский период в истории Москвы привнес сильные изменения в уклад и жизнь столицы советского государства, обогатив культурно-образовательные ценности, создав особую атмосферу культурно-нравственного общества.

1920-е годы


Культура и быт 20-х годов — первая половина 20-х годов ХХ века – расцвет НЭПа. И Москва этого времени – противоречивая, многоликая, с ужасными гримасами и попытками сохранить культурные традиции.

1930-е годы


Культура и быт 30-х годов — после насильственной коллективизации и начала ускоренной индустриализации страны, в города повалили толпы еще вчерашних крестьян. Эти крестьяне принесли с собой в города свою культуру, которая плохо уживалась в городской среде. Горожане, та маленькая прослойка, которой удалось выжить в революционном урагане, остались в меньшинстве перед лицом новых переселенцев.

1940-е годы

Культура и быт 40-х годов — после нападения фашистской Германии в 1941 году на СССР был прерван мирный труд москвичей и приостановлена реализация дальнейшего плана реконструкции столицы. Детские сады, школы и иные образовательные учреждения были эвакуированы.

1950-е годы

Культура и быт 50-х годов — «оттепелью» в культурной жизни СССР называют период с начала 50-х гг, после смерти Сталина в 1953 году. Характерным явлением в эту эпоху явилось оживление дискуссий на страницах газет и некоторая свобода слова, что и ознаменовало собой начало нового этапа в культурной жизни Советской России.

1960-е годы

Культура и быт 60-х годов — 60-е годы 20 века в СССР ознаменовались индустриализацией, периодом многих новостроек, а также значительным «потеплением» режима. Пожалуй самым запоминающимся и заметным явлением в жизни Москвы в 60-х годах было возведение целых микрорайонов, состоящих из знаменитых домов-«хрущевок».

1970-е годы

Культура и быт 70-х годов — в Москве 70-х годов, как и во всем Советском Союзе, был расцвет периода, позже названного застойным. Страна уверенно строила коммунизм под руководством партии, идеология проникала во все сферы жизни, оказывая влияние на культуру, быт и образ жизни москвичей.

1980-е годы

Культура и быт 80-х годов — восьмидесятые годы стали особым периодом в жизни столицы. Ведь это было последнее десятилетие существования Советского Союза. Этот период ознаменовался проникновением и распространением элементов западной свободы.

Современная Москва

Культура современного времени полна нравственной и духовной свободы, время, где столица Москва становится главным центром культуры, экономики и развития современной России.

1990-е годы

Культура и быт 90-х годов — Москва пережила путч 1991 года, когда по улицам города двигались танки. Пережила столица и события 1993 года, и дефолт в 1998 году. Сами по себе, как их прозвали «лихие 90-е» годы во многом оказались решающими.

2000-е годы

Культура и быт 2000-х годов — к нулевым годам нового века Москва несколько успокоилась, достаточно упилась яркими блестками новизны и продолжила свой путь к топам крупнейших торгово-экономических городов мира, превращаясь в крупный современный коммерческий мегаполис.

XXI век

Культура и быт XXI века — повсеместное строительство невероятных размеров жилых домов и портящих внешний облик города гигантских торговых центров, как было, так и осталось, несмотря на некоторые ограничения и запреты на ведение строительства, портящих исторически сложившийся облик города, тем не менее возведение транспортных развязок, продление линий метро, это идет на благо городу.

Несмотря на то, что заграничный отдых сейчас стал доступен большинству россиян, многие люди предпочитают проводить отпуск в России. Кто-то едет на Байкал, кто-то — в тур по Золотому кольцу, другие отправляются в Карелию. Но лидирует в списке самых интересных для туристов мест все же Москва.

Сюда едут, во-первых, затем, чтобы своими глазами увидеть Красную Площадь, Поклонную гору и прочие общеизвестные достопримечательности. Во-вторых, современная Москва – это отличное место для шопинга и культурного туризма: практически каждый месяц в городе открывается новая художественная галерея или модный бутик, часто гастролируют зарубежные театры и оперные певцы.

Столичные музеи тоже притягивают путешественников. Тематика их экспозиций очень разнообразна, вот самые необычные и интересные из них:

1. «Эксперементариум». Под крышей этого музея собраны множество экспонатов, которые наглядно демонстрируют законы физики в действии и объясняют механизм основных процессов, происходящих на земле. Здесь можно не ограничиваться простым созерцанием выставленных объектов, а потрогать и привести в действие каждый из них;

2. Музей космонавтики. В его стенах можно узнать все о развитии космической отрасли в России и в мире, а самое главное – благодаря интерактивным тренажерам вы сможете ощутить состояние невесомости и почувствовать себя настоящим космонавтом!;

3. Музей землеведения в МГУ. Конечно, его экспонаты вряд ли будут интересны широкой публике. Зато благодаря его отличному расположению (на 32 этаже здания университета) можно увидеть всю столицу с огромной высоты. Поверьте, даже в дневное время эта панорама завораживает!

Где познакомиться с культурной жизнью столицы?

Некоторые туристы специально отправляются в Москву в начале театрального сезона, чтобы увидеть новые постановки с участием знаменитых артистов. Причем спросом у них пользуются не только общеизвестный Большой театр, «Ленком» и «Современник», но и небольшие театры, основу репертуара которых составляют антрепризы.

Любители кино приезжают сюда на время кинофестиваля, а по его окончании наведываются с экскурсией на знаменитые киностудии – например, «Мосфильм».

Туристы молодого возраста буквально считают своим долгом посетить хотя бы один ночной клуб Москвы и обязательно сходить в кинотеатр, ведь эти заведения в столице построены и действуют по самым современным принципам и правилам и поражают роскошью интерьера и технической оснащенностью.

Где остановиться в Москве

В зависимости от времени, которое вы планируете провести в столице, для проживания можно выбрать квартиру родственников/знакомых, гостиницу или хостел. Первый вариант, имеет, конечно, свои недостатки, зато абсолютно бесплатен. Размещение в хостеле подходит только для молодежи или семейных пар без детей, ведь комфортным такое жилище назвать нельзя. Поэтому гостиница – это самый удобный и популярный у туристов вариант. Цена номера зависит не только от уровня отеля, но еще и от его месторасположения. Поэтому вполне можно подобрать бюджетный вариант, если остановиться в гостинице, находящейся далеко от метро или в не самом популярном районе Москвы.

Как передвигаться по городу

Плотность и протяженность автомобильных пробок в Москве известна далеко за ее пределами, поэтому использование наземного транспорта может значительно увеличить время на дорогу к той или иной достопримечательности.

Самым быстрым и дешевым способом передвижения по Москве является метро. На каждой станции размещены схемы метрополитена, благодаря чему можно легко проложить маршрут в любую точку города. А для посещения пригородных достопримечательностей и небольших городков под Москвой отлично подходит электричка. Есть в Москве и водный транспорт. В первую очередь это круизные теплоходы и небольшие катера, на которых туристы могут осмотреть не только столичные достопримечательности, но и попасть в Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и другие города. Дополнительно к этому существуют регулярные рейсы по водохранилищу, которыми пользуются также и местные жители.

На mos.ru вновь заработал раздел «Афиша». В нем собрано все самое интересное о том, что происходит в городе, — о спектаклях московских театров, концертах, выставках, кинопоказах, фестивалях и многом другом.

Раздел временно закрывали, когда проведение массовых и досуговых мероприятий приостанавливали, чтобы не допустить распространения COVID-19.

Сейчас ограничения продолжают смягчать — основные сняли еще в июне. 13 июля открылись образовательные учреждения, возобновились очные занятия в спортивных, музыкальных и художественных школах, на курсах для детей и взрослых. А с 1 августа открываются кинотеатры, театры и концертные залы, в которых не более трех тысяч мест. Однако рекомендуется продолжать носить в общественных местах маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию.

Фестиваль «Русское поле» пройдет онлайн»Грот» и старинная дорога: что еще можно увидеть на экскурсиях в парках

Узнать все самое интересное и важное из жизни музеев можно в специальном разделе mos.ru «Музеи Москвы». Он посвящен культурным хранилищам, усадьбам, галереям и выставочным залам, подведомственным городскому Департаменту культуры. Пользователям доступны гиды по выставкам, истории необычных экспонатов, интервью, а также подсказки, как бесплатно попасть на выставку, провести учебный день в музее или во время короткой прогулки по Москве познакомиться с ее историей и легендами.

А в проекте «Культура Москвы онлайн» представлено множество событий культурной и творческой жизни столицы, участником которых можно стать не выходя из дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *