Лестница троллей в норвегии

Дорога троллей (Тролльстиген, Trollstigen) — уникальный туристический маршрут, соединяющий долину Валльдален с городами Олдаснес и Ромсдален. Этот образец инженерного искусства, именуемый также Лестницей, тянется на 56 км вдоль самых изумительных ландшафтов Гейрангерфьорда и его окрестностей.

Вокруг расположены горные вершины, большинство из которых имеют собственные названия. Ближайшие к Тролльстигену — Стиботнхорнет и Бископен. На западе возвышаются горы Кёнген и Дрониннъен. К северо-востоку от него находятся вершины Тролльтиндене, Троллькльорне и Тролльвегген.

Туристическая дорога довольно опасная и зигзагообразная: включает одиннадцать петель радиусом 10 м. Ширина проезжей части достигает в среднем 4–6 м. Альнесресет — наивысшая точка маршрута: она поднимается на 850 м над уровнем моря.

Путешественникам стоит учесть, что серпантин полностью лишён покрытия мобильной связью. Поэтому важно соблюдать осторожность на дороге: вызвать помощь довольно затруднительно.

© 賀 禎禎

История строительства

Лестница троллей обязана своим появлением ферме Девольд. Здесь проводилась ежегодная румсдальская ярмарка, на которой продавали изделия народных умельцев и продукты. Поскольку ферма находилась в труднодоступном месте, торговцы нуждались в переправе через горные перевалы. Проложенные прежде дороги через Иннфьорден и Стегафьель не подходили для этой цели. Во-первых, окружной путь занимал больше времени; во-вторых, последний маршрут включал переправу на лодке.

Спустя два столетия судебный пристав Суннмёре при поддержке священника Людольфа Крона приказал крестьянам расчистить место для будущей дороги. За это назначили вознаграждение в 200 риксдалеров. На 1776—1781 гг. пришлись строительные работы по улучшению доступа к расчищенному участку. По словам местного шерифа, Тролльстиген больше не напоминал дикую тропу. Он превратился в отличную дорогу, на которой свободно могли разъехаться две телеги.

Разработкой плана нового маршрута через горы занимался инженер Нильс Ховденак. Норвежец выступал за то, чтобы дорога соединяла Эвстестёль и Стигфьелльрёр: со временем она могла бы превратиться в автомобильное шоссе. Директор Строительного ведомства сомневался в этом, но результаты исследования 1896 г. изменили его мнение.

Открытие железной дороги в Рауме послужило причиной для выдачи гранта на строительство дополнительного маршрута, который обеспечил бы доступ к вокзалу из внутренних районов Суннмёре. Лестница троллей расширилась и практически приобрела современный вид.

О перспективности Тролльстигена как главного туристического маршрута говорил Ховденак ещё в 1912 г. По словам инженера, местный перевал — едва ли не лучшее, что есть в Норвегии.

Спустя четыре года члены парламента задумались о модернизации Дороги троллей. Окружной совет разработал новый проект и выдвинул его на голосование. Силы практически сравнялись: число голосовавших за и против составляло 34 и 31 соответственно. Последние критиковали проект за то, что он придавал Тролльстигену большее значение, чем автомобильному сообщению между Иннфьорденом и Веблунгснесом (нынешнее шоссе E136).

В 1927 г. многие председатели сомневались в целесообразности прокладки дороги через гору в Мёре-ог-Ромсдаль. Несмотря на протесты, Совет графства не прекратил работу. В том же году началась модернизация маршрута между Лангдалем и Эвстестёлем в долине Валльдален.

Позже рабочие взялись за участок Слеттвикане-Альнесресет и обустройство одиннадцати петель маршрута. Особенно резкие повороты обезопасили кирпичными кладками, отдельные участки соединили мостами. Примечательно, что каждая петля носит имя группы, которая отвечала за её строительство.

Хотя все работы велись вручную, за один день умудрялись пробурить несколько 3-метровых скважин. Помимо этого, строители возводили перила, постепенно продвигаясь к водопаду Стигфоссен. Проект завершился в 1936 г. На церемонии открытия присутствовал король Хокон VII.

В районе самой высокой точки маршрута возвышалась гостиница «Тролльстигхаймен». После окончания Второй мировой войны её расширили до двух зданий. К сожалению, гостиница пострадала от сокрушительной лавины в 1963 г. На этом месте планировали возвести новый отель, но от идеи пришлось отказаться в рамках будущей модернизации.

Сейчас Дорога троллей она известна как один из самых посещаемых природных объектов региона. На вершине Тролльстигена возведены новый туристический центр, кафе и сувенирные магазинчики.

Панорама Лестницы троллей с трассы FV-63

Как добраться

Дорога троллей открыта с мая по октябрь. Эти даты могут сдвигаться в зависимости от погодных условий. Проще всего доехать до Тролльстигена на автомобиле из ближайших населённых пунктов:

  1. Из Осло: следовать по шоссе E6, минуя Отту, а затем свернуть на трассу RV-15 в направлении Гротли. Следующий шаг — выехать на дорогу RV-63 и преодолеть расстояние в 13 км, после чего продолжить путь до Тролльстигена. Обратите внимание: шоссе RV-63 закрыто в холодное время года, как и Лестница троллей.
  2. Из Бергена: следовать по дороге E39 в направлении коммун Фёрде и Бюркьело, после чего свернуть на трассе RV-60 к Стрюну. Затем необходимо продолжить путь к Хеллесюлту по трассам RV-15 и RV-60. После того, как вы минуете этот город, следуйте по RV-60 в направлении Странды. Финальный этап — трассы 650 и 63, ведущие прямо к Тролльстигену.
  3. Из Тронхейма: через долину Ромсдален по дороге E6 к деревушке Домбос. Проехав населённый пункт, необходимо выбраться на шоссе E136, а затем — на RV-63, с которого можно выехать на Дорогу троллей.
  4. Из Стрюна: отличный шанс преодолеть путь в 170 км, насладившись лучшими видами гор, водопадов и Гейрангерфьорда. Достаточно выехать на трассу RV-63 и двигаться в направлении Тролльстигена.

Обратите внимание: из-за сравнительно небольшой ширины Лестницы троллей сюда не допускаются туристы на транспорте, длина которого превышает 12,5 м. Лучший вариант для поездки по серпантину — легковой автомобиль или мотоцикл.

Путешественники могут частично преодолеть расстояние на автобусе:

  1. Из Бергена: на автобусt NW431 c пересfадками на другой транспорт, который направляется в Ондалснес. Расписание и билеты — на сайте перевозчика Fram. От городка уже можно доехать до природного объекта на арендованном автомобиле или такси.
  2. Из Тронхейма: купить билет на автобус до Молде, а из этого города отправиться на любом транспорте, следующем в Ондалснес. Можно купить билет заранее через официальный сайт перевозчика.

Существует и третий вариант: доехать до Ондалснеса на поезде, а оттуда — на автомобиле или автобусе до знаменитой дороги. На сайте жд Норвегии можно забронировать билет на нужные дату и время.

Видео: Дорога троллей в Норвегии

— А нам точно надо на Тропу Троллей? Мы там что-то новое для себя найдём?
(с) Великий Тролль rumohor

Как я уже говорила, в Норвегии много троллей. Я имею ввиду не только своих товарищей, но и тех симпатичных и не очень существ, которые встречали нас на входе в сувенирные лавки на протяжении всего путешествия. У троллей есть даже своя Тропа, которая по сути целая трасса с забористым серпантином посередине. Этот серпантин называется Лестницей Троллей (Trollstigen).

Вообще, Тропой Троллей официально называется часть трассы на пути из Гейрангера в Ондалснес. По ней ездит автобус, который делает небольшую остановку на самом верху Лестницы Троллей, там, где располагается смотровая площадка с видом на долину. Стоянка автобуса на ней всего минут 20, и этого, конечно, мало, чтобы как следует насладиться видами. Таких автобусов в сутки ходит три, и изначально я хотела доехать до Лестницы на одном из них, а уехать на следующем. Интервал там что-то порядка четырёх часов, и этого времени, наверное, хватило бы, чтобы вдоволь нагуляться по склонам вокруг да около. Но всё опять упёрлось в жильё. Сначала мне не удалось найти свободного номера в Гейрангере, что сразу отсекло возможность поехать на первом автобусе, который отправлялся в районе половины девятого утра, а паромы из Хеллесильта начинают ходить с девяти. Потом мне так же не посчастливилось поселить нас и в Ондалснесе. Пришлось брать домик в соседнем посёлке Шёхолт (Sjøholt), и это лишило нас возможности уехать с Тропы Троллей на третьем автобусе, потому что последний рейс в Шёхолт уходил раньше. В общем, пришлось довольствоваться отведёнными на фотостоп 20-ю минутами, но и этого хватило, чтобы ощутить тролльский размах.
Но обо всем по порядку. Помимо Лестницы Троллей, автобус сделал ещё один 5-тиминутный фотостоп в самом начале пути, на смотровой площадке Ørnesvingen, с которой открывается потрясающий вид на Гейрангер-фьорд:


Потом мы через некоторое время погрузились на паром и, пока плыли, наслаждались с верхней палубы видами на Норддальсфьорд:

Ну а потом ещё через некоторое время мы наконец доехали до верхней точки Лестницы Троллей, на которой располагалась смотровая площадка. Автобус остановился на парковке около туристического центра, откуда до самой видовой точки нужно было идти ещё 3-5 минут.
Вокруг нас всюду были горы, и ветер дул вполне перевальный.
Вот тут живут настоящие суровые горные тролли:
Вот это не самая ещё видовая часть:
А вот это уже самая:
Когда смотришь вниз, то натурально дух захватывает. По всей долине размашистыми, несимметричными витками кружит серпантин, который сверху кажется действительно не автотрассой, а узенькой тропинкой, четко очерченной по краям белыми стежками разметки. И всё это на фоне ветра и высоких горных склонов. С уверенностью могу сказать, что это было одним из самых сильных моих впечатлений от всей поездки по Норвегии. Это как раз тот случай, когда фотографии совершенно не передают того, что есть на самом деле.

Целиком в объектив 15 мм это дело не влезает, причем совсем чуть-чуть — такой вот тонкий троллинг:) Самый полный вариант — заглавная фотка, которая склеена из двух.
Вид с нижней смотровой:
Ещё одна фишка заключалась в том, что дальше нам предстояло спуститься по этой дороге на автобусе до самого низа. Конечно, едут там очень медленно, иначе в повороты не вписаться, и того головокружительного ощущения, как от вида сверху, уже нет. Но всё равно было здорово.
Из окна автобуса:
Ну а дальше нам оставалось только доехать до города Ондалснес, который от Тропы Троллей находится совсем близко. В городе у нас было часа три до автобуса в Шёхолт. Правда, как выяснилось делать там не особо есть чего.
В Ондалснесе начинается железнодорожня ветка Raumabanen, которая тянется до станции Dombås. Маршрут рекламируют как очень живописный. Надеюсь, что и в ту часть как-нибудь доберёмся 🙂
В Ондалснесе тоже копают:
Чем ближе к Тропе, тем толще тролли:
Из того, чем реально можно заняться в Ондалснесе, если время есть, а девать его некуда — хорошая маркированная тропа, с несколькими видовками на разных уровнях. Вести, по идее, должна на вершину, но мы успели подняться только до самой первой видовки — слишком поздно пришли к этой тропе.
Вот, собственно, и весь Ондалснес:
Местное творчество:
Памятник строителям железной дороги Раумабана:
Ну и до кучи закат в кемпинге уже в Шёхолте:
Далее:
Олесунн
Осло
Осло: остров Ховедоя
Ранее:
Гейрангер-фьорд
В Хеллесильт через Шей и Стрин
Ледник Нигардсбрин
Согндал
Флом
Фломская железная дорога
БергенTags: summer16, trip, Гейрангер, Норвегия, Ондалснес, Тропа Троллей, горы

Дорога троллей (Норвегия) – это одна из множества природных достопримечательностей страны. Благодаря своей истории и уникальному ландшафту, тропа считается самым популярным норвежским туристическим маршрутом. Суровые пейзажи Скандинавии, крутые спуски и подъемы – именно за этим в летнюю пору съезжаются туристы со всех концов Земли.

Чем знаменита Тропа Троллей?

Трасса, известная всему миру как Лестница троллей в Норвегии, на самом деле часть национальной дороги Norwegian County Road 63. Интересующий нас участок соединяет между собой Олданснес и Валлдал. Города находятся в двух разных долинах, которые веками были разъединены ущельями и горными реками.

Лестницу троллей сами жители Норвегии называют Trollstigen (Трольстиген). Расположилась дорога на юго-западе страны в регионе Вестланн. Маршрут протягивается на 106 километров и представляет собой узкую трассу-серпантин с 11 крутыми поворотами. Обочины дороги огорожены небольшими заборчиками из природного камня. Трасса настолько узкая, что в некоторых местах ее ширина доходит до 3,3 метров. Поездка по такой дороге испытание не для слабонервных. Но местные вполне спокойно преодолевают даже самые крутые повороты, правда неспешно.

Но туристов интересует не только сама тропа. Проехав по ней, вы сможете оценить все прелести дикой природы Норвегии. Живописные виды холмов и фьордов, парковых зон и острых скал – мало кого оставят равнодушными. Тропу троллей смело можно назвать гармонией природы с архитектурой. Трасса хоть и создана человеком, но невероятно органично вписывается в местные ландшафты.

История создания Дороги троллей

О строительстве дороги, которая бы соединила города и поселения Норвегии между ущельями и позволила комфортно перемещаться между ними, задумались еще в XIX веке. Необходимость возникла из-за трудностей перемещения между Валлдалом и Румсдалене, где регулярно проходила крупнейшая ярмарка региона.

Первый проект увидел свет в 1894 году. Но воплощения в жизнь так и не получил из-за сложностей ландшафта и уверенности местных властей в невозможности постройки такого сложного пути. Только на рубеже веков дорога начала строиться, и была закончена в 30-х годах ХХ века, во время правления Хокона VII.

Сейчас трасса примечательна идеально ровным покрытием, впрочем, как и большинство дорог Норвегии. Популярность Лестницы троллей среди путешественников вызвала необходимость постройки туристического центра, смотровой площадки, кафетерия и сувенирных лавочек неподалеку от тропы. Возведены эти строения были на вершине подъема.

Интересные факты о Тропе троллей

  1. На некоторых участках уклон дороги достигает 9%.
  2. Из-за узкости большей части трассы проезд по ней запрещен транспортным средствам длина которых превышает 12,4 м.
  3. Лестница открыта для туристов с конца мая или начала июня до глубокой осени. Конкретные даты зависят от погодных условий. В другие месяцы дорога закрыта, так как правительство сочло ее слишком опасной для передвижения зимой.
  4. Лестницей дорогу называют из-за крутого серпантина, каждый поворот которого напоминает ступеньку лестницы.
  5. Горный серпантин поднимается на высоту 858 метров, где и располагается смотровая площадка.
  6. В летний период на смотровой площадке бывает около 2000 авто, что приблизительно равно одной машине каждые 10 секунд.

На что обратить внимание путешествуя по дороге?

Помимо уникальности самой дороги и невероятных видов, которые с нее открываются, стоит обязательно посетить два места, которые расположились как раз по маршруту тропы. Приблизительно на середине пути, на самой высокой точке дороги находится зона парковки с магазинчиками, рестораном и сувенирными лавками. Именно отсюда можно попасть к главным достопримечательностям Лестницы троллей.

Смотровая площадка

С нее открывается вид на серпантин трассы, только отсюда можно увидеть ее невероятные изгибы и то, как органично она смотрится среди норвежских холмов. Именно с этой смотровой площадки делают большинство фото Дороги троллей в Норвегии, которых так много на просторах Интернет. Но место теряет свою привлекательность в плохую погоду, из-за высокой туманности со смотровой площадки не видно ничего. Поэтому для поездки по Дороге троллей следует выбирать исключительно ясные дни.

Водопад Стигфоссен

Неподалеку от смотровой площадки находится мост, откуда туристам открывается вид на большой горный полноводный водопад. Его высота составляет 180 метров.

Для любителей пеших прогулок от водопада можно по пешеходной тропе спуститься вниз. Наиболее полноводным Стигфоссен становится весной.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com

Как добраться до Лестницы троллей?

Учитывая то, что по факту Тропа троллей является, пусть и не совсем обычной, но асфальтированной дорогой, ехать сюда лучше всего на автомобиле.

Автомобиль

Путешествие на машине позволит неспешно полюбоваться всеми красотами, открывающимися с дороги. Авто можно взять в прокат в одном из крупных городов. Но у самостоятельной поездки есть и свои недостатки. Во-первых, опасность тропы для неподготовленного водителя. Во-вторых, высокая стоимость аренды машины.

Если ехать на машине с севера, то не доезжая до Ондалснеса примерно 5 км, нужно свернуть на трассу fv. 63, которая и выведет вас к нужному горному маршруту. Если ваше путешествие начинается из Осло, то по трассе Е4 или Е6 следует доехать до Лиллехаммера. Оттуда по Е6 до Думбоса, где нужно свернуть на шоссе E136, и точно так же, не доезжая до Ондалснеса, выехать на fv. 63.

Автомобильный маршрут к достопримечательности и места, упомянутые в тексте, отмечены на карте:

Туристический автобус

Второй вариант поездки по Тропе троллей в Норвегии – автобус. Туристические автобусные рейсы по этому маршруту ходят из автобусной станции города Ондалснес. Как правило, поездка сопровождается дополнениями гида и на смотровой площадке автобус делает остановку в 25 минут, чтоб путешествующие могли посмотреть виды и спокойно сфотографировать Лестницу троллей с выгодных ракурсов.

Доехать до ближайших городов можно также на поезде, а уже оттуда на автобусе или авто проехать по Лестнице троллей. Но все равно большинство пассажирских и туристических автобусов идут из Ондалснеса. Стоимость такой поездки обойдется от 1000 норвежских крон (на сезон 2019).

Сравните Цены на проживание в помощью данной Формы

Дорога троллей (Норвегия) – это один из самых успешных проектов, выполненных совместно человеком и природой. Результат вышел настолько органичен, что смотря на то, что дорога рукотворная, кажется, будто она была там испокон веков. Посмотреть на безумные изгибы серпантина едут туристы со всего мира. Еще раз напоминаем, что увидеть все прелести Тропы троллей можно только в летние месяцы, так как из-за сложности участка большую часть года дорога закрыта.

В заключение, посмотрите видео — не для слабонервных, зато можно рассмотреть красоты данной местности.

Татьяна Курбакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *