Маньчжурия это Китай

Расположенный на границе китайских, монгольских и российских степей маленький придорожный поселок со временем превратился в гигантский перекресток торговых путей. Этот приграничный город стал воплощением роста «мирной мощи» коммунистического Китая.
Начинающаяся у недавно построенного православного храма красная дорожка ведет в огромный парк матрешек, где находится самая большая в мире представительница этих популярных русских сувениров. «Гиннес» подтвердил рекорд. Туристы ее просто обожают. Молодая девушка фотографируется на фоне матрешки Зидана, с которой соседствуют Авраам Линкольн и Че Гевара. Рядом виднеются Мэрилин Монро, Ленин и Билл Гейтс. Смешение культур на китайский лад. «Маньчжурия – это открытый город. Русские должны здесь чувствовать себя как дома, а китайцы почти как за границей», заявил Ву Хаофен, генеральный секретарь компартии этого богатого города, который расположен на северо-востоке Китая, в восточной части автономного района Внутренняя Монголия.
Чтобы «иностранные друзья» не чувствовали себя не в своей тарелке, мэрия отдала распоряжение перевести все вывески и таблички в городе на три языка. На улицах мандаринский соседствует с указаниями на кириллице и традиционной монгольской письменностью, которая очень близка к уйгурскому. Архитектура воплощает все тот же космополитизм. Традиционные для Китая приземистые дома стоят вперемешку с пестрыми репродукциями московских дворцов и гигантскими зданиями, подражающими по стилю монгольским юртам. Вечером юные белокурые танцовщицы в ресторанах города призывают всех гостей оттянуться по полной. В подвале Grand Hôtel вам с одинаковой легкостью подадут хоть тофу из Сычуаня, хоть свекольный борщ. Пьют здесь и рисовую настойку, и водку на картошке. «Такова концепция нового приграничного города», хвалится Зу Хон Мей, глава пресс-службы администрации города с населением в 300 000 человек, который стремится воплотить в себе рост «мирной мощи» коммунистического Китая. Несмотря на свой беспрецедентный экономический подъем, неутолимый аппетит к сырьевым ресурсам, модернизацию армии, территориальные претензии и рост населения, Пекин стремится сделать из Маньчжурии показательный пример, чтобы успокоить соседние страны, которые начинают проявлять все больше беспокойства по поводу его действий.
Заместитель председателя консультативной народной комиссии Маньчжурии Ванг Жи Гуанг наблюдал из окна своего кабинета, расположенного на 7 этаже здания местного правительства, за тем, как город постепенно воплощает в жизнь эту китайскую мечту. Возникнув в конце XIX века во время строительства Россией железнодорожного пути из Сибири в Китай, город очень быстро стал обязательной остановкой на пути следования потреблявших немало угля торговых поездов. Расположенное здесь огромное месторождение угля подтолкнуло русских и японцев, которые попеременно контролировали этот регион, к тому, чтобы дать новый толчок развитию города для усиления своего контроля над северной частью страны.
После нескольких конфликтов советское руководство решило в 1953 году передать железную дорогу и поселок китайским властям. «Тогда это была лишь построенная у вокзала маленькая деревенька», вспоминает родившийся через год после смены власти Ван Жи Гуан. По вечерам, во время прогулок со своими родителями-рабочими молодой человек смотрел, как по рельсам проезжают редкие поезда. В то время китайцы перевозили здесь дерево, сталь и технику у СССР. На экспорт шло лишь немного фруктов. Несмотря на сложные отношения между Москвой и Пекином, в город все же приезжала горстка русских, чтобы напрямую заняться товарообменом.
Стремление к открытости
В 80-х годах истощенный маоистской горячкой Китай потрясла коммерческая революция. Новый лидер страны Дэн Сяопин провел успешный эксперимент с допуском иностранных инвестиций. В 1984 году в Маньчжурии генсек компартии Ху Яобан заявил о необходимости наладить более тесные связи с СССР. Если дипломатия застопорилась на туманных идеологических разногласиях, принять эстафету должны торговля и культура, рассудил он. В своем движении к открытости местные власти начали с создания новых промышленных зон у государственной границы с прицелом на российский импорт и экспорт китайских товаров. Вблизи от станции расположились перерабатывающие и транспортные предприятия, взявшие на себя в том числе непростую задачу перегрузки товаров с российских поездов на китайские и обратно (все дело в различном расстоянии между рельсами). Инвестиции стали множиться, а власти ввели целый ряд налоговых послаблений. «В 1968 году через город прошло 60 000 тонн товаров. В начале 80-х годов это число выросло до 3 миллионов тонн. В прошлом году нам удалось достичь 25 миллионов тонн», не скрывает гордости Ван Жи Гуан. Его город отныне является крупнейшим наземным китайским торговым центром и распоряжается финансовыми потоками в несколько миллиардов долларов. 60% всего товарообмена с Россией проходит через железнодорожные пути и таможню города. За неимением трубопровода Китаю приходится везти через Маньчжурию огромные составы по 50 вагонов-цистерн, на которых поступает 80% импортируемой российской нефти. «В прошлом году здесь прошло 11 миллионов тонн сырой нефти», подчеркивает местный чиновник. Помимо этого в Китай идут вагоны с удобрениями и другой необходимой для развития страны химической продукцией, а также приблизительно 8 миллионов тонн древесины в год, часть которой сразу же попадает на перерабатывающие предприятия города, откуда идет дальше на китайский рынок или возвращается в Россию в форме досок и мебели. «Мы стали незаменимы. Мы стоим на самом коротком и экономичном маршруте для многих российских и европейских предприятий», продолжает заместитель председателя народной консультационной комиссии.
Испугавшись возросшей в докризисный период стоимости морских перевозок, некоторые западные предприятия официально заявили о своем намерении поставлять товары в Китай по железной дороге. В августе 2008 года компания BMW объявила об отправке железнодорожным транспортом из Германии запчастей на заводы в Шэньяне. Если грузовому судну требуется от 30 до 35 дней, чтобы доставить оборудование из Европы на север Китая, то у поезда, который идет из Германии в Маньчжурию через Австрию, Венгрию, Белоруссию, Украину и Россию, потребуется на это, по подсчетам BMW, всего 17 дней.
Чтобы ответить на эти новые требования и уменьшить зависимость от морской торговли, Пекин еще более ускорил модернизацию своих железнодорожных сетей. В конце прошлого года в стране насчитывалось 86 000 километров железных дорог. Сейчас в Китае осуществляется план по расширению покрытия территории на 2009-2010 год, тогда как к 2020 году правительство официально поставило перед собой задачу увеличить протяженность железнодорожного полотна до 120 000 километров, причем 16 000 из них должны относиться к высокоскоростным линиям. Кроме того, внутренняя сеть также должна быть связана с сетями соседних стран, чтобы установить прямое сообщение с 28 государствами Юго-Восточной и Средней Азии и Западной Европы. В марте этого года представитель китайского министерства железных дорог заявил, что к 2025 году скорый поезд сможет добраться из Пекина в Лондон всего за два дня.
Такие перспективы вызывают в Маньчжурии живейший отклик, так как они должны еще больше ускорить развитие города, который все еще остается в слишком большой зависимости от торговли с Россией. «Когда в российской экономике начинаются проблемы, город и в правду впадает в депрессию», признает Жан Тонг, один из руководителей крупнейшего маньчжурского холдинга Fata, в собственности которого находится химический завод, строительная компания, торговые центры и две крупных гостиницы (70% их клиентуры с октября по июль составляют русские). Те жители, кто не работает на железной дороге и окружающих ее предприятиях, открыли в центре города свои магазинчики с тем, чтобы продавать товары «made in China» тысячам россиян, которые приезжают сюда каждый день за покупками с другой стороны границы. «Все просто. Мы ездим сюда, потому что здесь дешевле», объясняет Марина. 50-летняя женщина регулярно приезжает в Маньчжурию из расположенной в 500 километрах отсюда Читы. До города можно также добраться на машине или автобусе, а на его рынки предлагают все, что угодно: одежду, кастрюли, дрели, мобильные телефоны и многое другое. Причем за рубли. «В России ощущается кризис. У них больше нет денег. С 1 июля они получили право на беспошлинный вывоз 50 килограммов товаров, однако никто никогда не покупает столько вещей», жалуется Лю, продавец с расположенного в 100 метрах от границы рынка. Летом здесь происходит наплыв китайских туристов, которые приезжают сюда, чтобы лично убедиться в мощи своего государства и посмеяться над стоящим по ту сторону границы Забайкальском. Однако они ничего не покупают.
«Мы друзья»
Чтобы поправиться свои дела, китайские торговцы стараются закрепиться в России, но там их ждет далеко не самый радушный прием. «Нам мало, что удается, а на таможне с нас взимают большие пошлины», объясняет Зиа, который однажды попытался наладить сбыт в Чите. Всем им известны истории о рэкете, грабежах и избиениях китайцев. Нередко они вспоминают о том, как в июне 2009 года Москва бесцеремонно закрыла Черкизовский рынок, где работало около 60 000 китайцев. Все дело в том, Россия начинает все больше беспокоиться по поводу «давления Китая». Недавно российские телеканалы говорили о секретном плане Пекина по захвату Дальнего Востока, чье население в 6,7 миллионов человек может быть очень быстро поглощено 110 миллионами жителей трех северных китайских провинций.
Запутавшись в своем комплексе превосходства-неполноценности, Россия, которая откровенно презирала своего недоразвитого «младшего брата» в эпоху Сталина и Мао, сегодня явно опасается растущей мощи Пекина, означающей также ослабление ее позиций на международной арене. «У обеих стран потенциально есть немало общих экономических и геостратегических интересов, но они никак не могут отложить в сторону свои собственные приоритеты», считает Шилианг Шен из Xinhua Centre for World Affairs Studies.
Ван Жи Гуан в свою очередь лишь улыбается при упоминании беспокойства России: «СССР действительно был великой страной, и они серьезно пострадали после его распада. Раньше мы покупали у них грузовики, а сегодня сами продаем им свои машины. Однако ни о какой угрозе говорить не стоит. Мы друзья». Провожая меня к выходу, одна из его ассистенток рассказывает, что сама знакома с несколькими живущими в городе русскими. «Кроме того, китайцы иногда женятся на россиянках», подчеркивает она идеальную гармонию двух народов. «Потому что наши мужчины меньше пьют и не бьют женщин», уточняет она напоследок…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Очень подробный отчет специального корреспондента «Пятницы» о первой в жизни поездке в Маньчжурию

До нынешнего января за границей я ни разу не была. В принципе, никаких глобальных препятствий для посещения других стран у меня не было — в «почтовом ящике» никогда не работала, хранителем государственных секретов не являюсь, военных тайн не знаю. Просто летом я наконец-то сподобилась оформить себе загранпаспорт. И хотя в голове у меня уже давно созрел длинный список стран, которые мне необходимо посетить, начать международные турне я решила с Маньчжурии. Цель поездки самая прозаичная — шопинг. Для тех, кто еще ни разу не был за границей и освоение мирового пространства собирается начать, как и я, с Маньчжурии, — мои впечатления и советы «чайника».

Как легко можно испортить настроение

В Китай я поехала в новогодние каникулы. Путешествовать решила на поезде — по моим предположениям, спина не выдержала бы 36-часовой переезд на автобусе.

Настроение в первые же минуты моей поездки испортила попутчица. Соседка по купе, подробно расспросив о стоимости моего тура (кстати, подобная бесцеремонность меня несколько покоробила), тут же заявила:

— Ты что, надеешься оправдать такую дорогую поездку?! Да ты знаешь, что там вещи стоят всего на 200 рублей дешевле, чем в Иркутске?!

Сама она «оправдать» надеялась, так как уже не первый раз везет вещи на продажу. В ее голове не укладывалось — как можно ехать только за вещами для себя и ничего не везти на продажу?! В моей голове не укладывалось само понятие «оправдать». Для меня поездка — это приятный шопинг (я ехала на шесть суток, поэтому времени было предостаточно) и приятный отдых (про отдых подробнее ниже).

Проглотив упрек, в дальнейшем разговоры на тему стоимости чего-либо я старалась не поддерживать.

Дорога

Купив прямой билет Иркутск — Забайкальск, все равно пришлось больше пяти часов ждать в Чите, пока наш вагон прицепят к другому составу. Обратный путь был и того хуже — шесть часов ожидания поезда в Забайкальске (не рассчитали правильно время — быстро прошли таможню), пересадка в Чите на другой поезд с девятичасовым ожиданием.

В Забайкальск наш поезд прибыл в семь утра. Толпы народа на вокзале несколько пугали. Человеческий поток двинулся через виадук к автобусам, ожидавшим туристов на привокзальной площади. Влилась в массу народа и я. Благополучно сев в автобус (о местах в нем позаботилась турфирма), в 8.30 мы уже подъехали к границе. Желающих попасть в Поднебесную было очень много — колонны автобусов растянулись длинной вереницей. Пока мы подъехали к таможенному терминалу, я уже успела вздремнуть и проголодаться. Сама процедура прохождения таможенного контроля много времени не заняла. А вот на нейтральной полосе простояли лишних полтора часа — когда подъехали к воротам, у китайцев как раз начался обед. В общей сложности пересечение границы у нас заняло семь часов. Для сравнения скажу, что те же самые процедуры на обратном пути заняли всего два часа.

Гостиница

В гостинице творилось вавилонское столпотворение — желающих оформиться было значительно больше, чем могли позволить себе ресурсы маньчжурского «Интуриста». Грязные после поезда и голодные после семичасового ожидания на границе иркутяне раздраженно выясняли у принимающей стороны, когда же наконец они могут занять свои номера. Не миновал психоз и меня. Представитель китайской турфирмы, которая на нашу группу из пяти человек бронировала номера, разводил руками:

— Надо подождать — еще не все выехали. А вы не могли бы пожить одни сутки в номере с другими? — обратился он ко мне.

Не знаю, что у меня случилось в этот момент с лицом, но первый же номер, который освободился, отдали мне. Еще в Иркутске я не один раз говорила в турфирме, что хочу жить одна, поэтому и оплатила полностью размещение в двухместном номере. Мою логику понять нетрудно — чем плохой сосед, лучше никакого. В общем, жить с незнакомым человеком я не хотела. Поэтому у меня и случился нервный тик после предложения о совместном проживании.

Остальных моих попутчиков также разместили в гостинице «Интурист», но в блоке «три звезды». Я же жила в четырехзвездочном номере. По отзывам земляков, номер им не понравился — постоянно засорялся унитаз, уборка в комнате была не каждый день. У меня тоже один раз утром отключили воду.

Еда

Китайская еда вкусная и дешевая. Очень невыгодно обедать одной — я никогда не могла доесть то, что заказала. Ужинали мы впятером. Заказывали много разных блюд — салаты и горячее по полпорции, чтобы успеть попробовать побольше разных яств. Обязательно нужно отведать «пекинской утки». На мой взгляд, один человек всю ее съесть не в состоянии, а вот для компании это очень подходящее блюдо. Цена на него в разных ресторанах колеблется от 88 до 120 юаней (курс — 1 к 3,4).

Из экзотических блюд попробовала лягушачьи лапки во фритюре. Очень вкусно, мясо по вкусу несколько напоминает куриное. Хотели заказать змею, но, видимо, на них был не сезон.

Понравилось и китайское пиво — приятное на вкус и не очень «пьяное» (в ресторане бутылка стоит 5-7 юаней). Десертом «бананы в карамели» сожгла и ободрала все небо — порцию, которую нужно съедать горячей, так и не смогла осилить до конца.

Еще очень понравился китайский бренди. Маленькая сувенирная бутылочка стоит всего 3 юаня (ее я употребила, чтобы снять стресс от упаковки многочисленных покупок), а большая (0,5 литра) — 7 юаней, то есть всего 25 рублей! А сколько удовольствия!

Не удержалась я от покупки домой экзотических фруктов. Уже когда отправилась в обратную дорогу, поняла, что в Маньчжурии я их не успела попробовать. В Иркутск в целости и сохранности удалось довезти манго (40 юаней за килограмм), личи (18 юаней) и маракуйю (7 юаней штука). Кстати, коробка киви (12 крупных штук) стоит всего 8 юаней. Практически в каждой гостинице на первом этаже есть небольшие продуктовые лавки, в которых в любое время суток можно купить необходимое.

Шопинг

Главное в шопинге — точно знать, что именно хочешь купить. Если покупаешь одежду не на себя, а для других членов семьи, необходимо захватить в дорогу нужные мерки. Поверьте, далеко не всем это приходит на ум.

Имея в голове приоритетный план покупок, начинаем с самых дорогостоящих. Не кидайтесь сразу к понравившимся вещам. В зависимости от времени пребывания постарайтесь рассчитать его так, чтобы в первые дни (или полдня) сделать анализ цен на однородные товары и убедиться в их качестве. Если вы уже купили то, что хотели, не стоит продолжать расспрашивать продавцов о цене на этот товар. Зачем расстраивать себя, если вдруг такая же вещь окажется дешевле, и понапрасну обнадеживать тружеников прилавка?..

Для себя я купила далеко не все, что хотела. Проблема с ростовкой и размером китайских вещей. С моим ростом 176 см и объемом бедер 50-го размера очень сложно подобрать что-то модное (бесформенные балахоны на рынках я не смотрела). Тем не менее я купила джинсы, вельветовые брюки, три кофты, блузку, пальто-пихору, куртку.

Отдельная тема — нижнее белье. Его в магазинах большое разнообразие. Правда, в некоторых отделах для покупателей висит объявление «Продавец не торгуется! Цены устанавливает фабрика!». Но даже без торга цены вполне радостные, бюстгальтер — 50-80 юаней, трусики — 30-50 юаней. Разве можно в отделе «Пальметты» на 800 рублей купить два красивейших бюстгальтера и пять трусиков?! Напомню, что это цены не рыночные, а фирменных магазинов. На «шанхайках» все гораздо дешевле.

Кстати, о рынках. По советам подруг, уже посетивших Маньчжурию, и по собственным наблюдениям делать покупки на вещевых рынках я бы не рекомендовала. Если вы настроены купить хорошую вещь, лучше идите в торговые центры и фирменные магазины. Таковых в Маньчжурии предостаточно. Здесь и продавцы вежливее, и товар более качественный. В плане экскурсии я все же зашла на один из рынков — хотела присмотреть детскую одежду. Ничего хорошего я не увидела, только время зря потеряла. Здесь в основном затариваются челноки. Продавцы постоянно меня спрашивали: «Сколько штук будешь брать?» Даже как-то неудобно было их разочаровывать, что мне нужен всего лишь один экземпляр.

Красота

Набегавшись по магазинам, не забудьте побаловать себя. К услугам приезжих круглосуточные косметические и массажные салоны, бани и бассейны. Перечень услуг большой, цены разные. После шопинга очень кстати вечерний массаж стоп (30-50 юаней), массаж лица с маской (в зависимости от косметики — 80-500 юаней), массаж спины.

Меня уговорили на процедуру, которую я назвала «пожар на спине». Сначала одноразовым молоточком с шипами в трех местах пустили кровь (звучит страшно, хотя совсем не больно). Потом на эти «раны» поставили огромные банки (больше наших стандартных). После этого на спину выложили какие-то маринованные грибы, накрыли все это несколькими рядами полотенец и… подожгли. Лежу я, ничего не вижу, что там на спине делается, только слышу, как на мне огонь полыхает. Потом пламя тушится, и снова все поджигается. Так раз пять. Уехала в твердой уверенности, что я подлечила остеохондроз.

О национальных особенностях

Во время путешествия две вещи меня коробили: одна касается китайцев, другая — русских.

Национальной особенностью китайцев является то, что они не сдерживают естественных реакций организма. Если им хочется рыгнуть, они это делают громко, раскатисто и с видимым удовольствием. Этот звук сопровождал меня все шесть дней в магазинах, ресторанах, фойе гостиницы и даже в массажном салоне. Еще они очень громко чавкают во время еды. Наверное, это умение вырабатывается с детства, потому что мне бы не удалось так звучно жевать. Чавканье также слышишь все время — в бутиках постоянно едят, щелкают семечки (к чавканью добавляются еще звуки расщелкивания), жуют жевательную резинку.

Еще у них отсутствует понятие интимного расстояния. Общеизвестно, что европейцы не подпускают к себе на короткое расстояние чужого человека. Ближе 50 см могут подойти только самые родные люди. В китайских магазинах стоит переступить порог, к тебе сзади буквально приклеивается продавец и идет за тобой по пятам. Дня через три я уже не обращала на них внимания.

Без всяких дурных намерений, а исключительно из доброжелательного расположения китайцы могут взять за руку, погладить. Я инстинктивно отдергивала руки и шарахалась, скорее всего обижая аборигенов своим поведением.

Что касается поведения русских, то меня очень коробило их откровенно хамское отношение к китайцам. Заходит какой-нибудь «крутой мэн» в бутик и начинает пальцы гнуть перед продавцами. Цену с порога сбивает на 90% и в случае естественного отказа начинает крыть матом. Вечером если на улице видишь орущих пьяных — это русские расслабляются. Очень неприятно наблюдать за недостойным поведением соотечественников.

Понятие «ресторан» в Маньчжурии

Любая забегаловка, где подают еду, у них носит гордое название «ресторан». Хотя ни сервировка, ни обслуживание, ни санитарное состояние помещения ничего общего с этим понятием не имеют. Зато практически во всех заведениях общепита по вечерам (начиная с 22 часов) звучат зажигательные русские хиты и проходит веселая дискотека. В популярных ресторанах (например, как в гостинице «Порт», что на Второй улице) хорошие места на вечер необходимо заказывать еще днем.

Центр торговли и перевозок

Город Маньчжурия, получивший статус приграничного более 10 лет назад и расположенный на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия в провинции Хэйлунцзян, возник в конце XIX века в связи с постройкой Харбинской железной дороги. В 50-е годы минувшего столетия Маньчжурия являлась главным транспортным узлом по приему грузов, которые Советский Союз направлял в Китай в годы восстановительного строительства. До сих пор в Маньчжурии существует советско-китайская улица, парк памяти советских воинов и дворец советско-китайской дружбы. На китайской стороне границы высятся «Ворота мира» с изображением взлетающих ввысь голубей.

В 1992 году с санкции Госсовета КНО Маньчжурия стала одним из первых в стране открытых приграничных городов. С этого момента в истории города открылась новая страница. В настоящее время Маньчжурия является крупнейшим в Китае сухопутным контрольно-пропускным пунктом и берет на себя более 60% наземных перевозок в рамках российско-китайской торговли.

Население Маньчжурии составляет 200 тысяч человек разных национальностей (более 20), в число которых входят не только китайцы, но и монголы, хальцы, корейцы, эвенки и другие.

Советы нужны

Один раз побывав за бугром, чувствую полное моральное право давать советы начинающим шопингистам.

  • Отправляясь в поездку, берите с собой минимум вещей. Во-первых — будет легче обратный путь. Во-вторых — всегда можно надеть купленные новые вещи.
  • Пригодится в дороге маникюрный набор. Когда начинаешь упаковывать вещи, идет массовая ломка ногтей.
  • Стоит захватить с собой сантиметр. Если покупаете одежду не на себя, не нужно полагаться «на глазок».
  • Пригодятся блокнот и ручка. Если будете отправлять вещи грузоперевозками, нужно будет составить опись имущества, находящегося в баулах.
  • Не оттянет руку минимальный аптечный набор.
  • А самое главное — настройтесь на позитив. Покупки делайте с удовольствием, тогда запас хорошего настроения останется еще на долгое время после возвращения.
  • После окончания трапезы нельзя оставлять палочки воткнутыми в пищу и тем более торчащими из чашки. Нельзя направлять на человека носик чайника.
  • Чаевые принято давать только носильщикам и за лечебный массаж в гостинице. В ресторанах и такси туристу обязательно дадут сдачу.
  • В отелях рекомендуется пользоваться сейфом для хранения документов, денег и драгоценностей. Если сейф в номере, уточните — можно ли пользоваться им бесплатно или за дополнительную плату. Не стоит носить все деньги с собой — в Китае, особенно в людных местах, развито мелкое воровство.

Цены на некоторые товары

Зависят от магазина и способности туриста договориться с продавцом

Из Пекина мы приехали в город Маньчжурия или как его называют сами китайцы — Маньчжоули. Чем мне нравятся китайские поезда, так это возможностью выбора: мало у тебя денег — езжай на сидячем хоть через всю страну. Так мы и поступили, правда довольно утомительно сидеть 34 часа, и попа становится реально квадратной 🙂 Зато калейдоскоп впечатлений и погружение в местную жизнь — где еще так отдохнешь?!

А на пекинском вокзале многолюдно

Ж/д вокзал Пекина

Пока ехали, видели как в степи одиноко стоят копии известных архитектурных сооружений со всего мира — Спас-на-Крови, Триумфальная арка и так далее. Это Китай, детка! Тут могут просто так взять и построить парк развлечений посреди степи, и местные туристы будут ездить туда с большой охотой — уже на подъезде семья вскочила со своих мест и начала фотографировать что-то за окном.

Как будто и не в Китае

Город встретил нас сумерками и по-сибирски прохладным воздухом с запахом дыма из печных труб. Ох, как мы затосковали по Родине, это ведь такой домашний запах из детства, за 7 с лишним месяцев в Азии так необычно находиться в холоде.

Как добраться в Маньчжурию из Забайкальска, Читы, Иркутска

Маньчжурия

Город находится в бескрайних степях у самой границы с Россией и на этот переход приходится 70% всего товарооборота между двумя странами! Как он возник? В самом начале 20 века завершилось строительство Китайско-восточной железной дороги, которая связала регион Маньчжурия с Дальним Востоком. У границы возникла станция и названная Маньчжурией. Уже в 1992 году город был объявлен зоной свободной торговли, сюда за несколько лет было влито несколько миллиардов долларов.

«Маньчжурия – это открытый город. Русские должны здесь чувствовать себя как дома, а китайцы почти как за границей»- сказал генсек компартии города, и действительно, дело обстоит именно так. В окрестностях есть парк матрешек, с самой большой в мире представительницей русских сувениров.

Много надписей и вывесок в городе переведено на три языка: китайский, русский и монгольский. Рестораны и кафе тоже не отстают — здесь можно попробовать как китайские традиционные блюда с рисом и сыром тофу, так и борщ с жареной картошкой.

Мы проехали это место транзитом, остановившись всего на одну ночь, а на следующее утро направившись дальше в Россию, в Забайкальск. Маньчжурия сразу поражает своим размахом — у нас первая ассоциация была «Готэм-сити», настолько ярко святят неоновые вывески на высотных зданиях. Многие здания отличаются строгой западной архитектурой, я бы не удивился, увидев такие в Нью-Йорке, но в Китае выглядят весьма необычно.

Впрочем, нет ничего удивительного в том, почему город так быстро развился: здесь проходит большая часть нефти из России в Китай, древесина (большие плюсы, но к сожалению не для России, кроме сиюминутной выгоды от продажи ресурсов). Около границы расположено несколько перерабатывающих и транспортных предприятий, которые естественно имеют выгоду от торговли.

Покупают китайские товары и русские, приезжая сюда специально в шоп-туры из соседних Забайкальска и Читы. Мы ехали на автобусе как раз с такими людьми — так как нормальной работы с российской стороны границы нет, они подрабатывают челноками, перевозя через границу сумки весом 50 кг и получая за «ходку» около 1000 рублей+транспортные расходы и на жилье им тоже оплачивают. Так и живут.

Шоппинг в Маньчжурии

Цены в Маньчжурии действительно радуют, причем многие товары готовы продать вам за рубли, уже не говоря о счетах в ресторане или гостиницах. Поменять рубли на юани можно на каждом шагу в обменниках или банках. Как и везде, качественный товар придется поискать, и такой не будет стоить копейки, но все же существенно дешевле, чем в аналогичный в России.

Что купить в Маньчжурии?

Одежду и обувь рекомендуют покупать не на рынках и не у уличных торговцев, а в крупных торговых центрах, там можно найти хорошего качества. Многие покупают там же шубы и верхнюю одежду, которые по российским меркам очень дешевы. Популярными товарами являются также постельные принадлежности, мебель, шторы, а вот бытовую технику брать не стоит — она плохого качества и в цене не сильно дешевле российской, уж не знаю почему. Магазины у отелей, как правило, немного дороже остальных, а «помогалы» на улице берут за свои услуги деньги, поэтому лучше обходить их стороной. И конечно же, не забывайте торговаться!

Торговые центры

Популярным торговым центром является «Новый Век», в котором самые дешевые товары расположились на нижних этажах, а более дорогие — на верхних. В торговом доме «Дружба» высокие цены, но и качество на уровне. Обратите внимание на ТЦ «Маньчжурия» и «Вань Цзянь», где тоже можно купить добротные товары.

Гостиницы в Маньчжурии

Отелей и гостиниц в городе много и на любой вкус и кошелек. В какие-то отели заселяют полностью группы шоп-туров, в каких-то живут преимущественно частники. Мы умудрились найти номер по 50 юаней (или 500 рублей), думали там будет страх, но нет! Шикарный большой номер с двумя кроватями, плазмой, холодильником, чайником, просторной ванной — и все это с классным видом с 14 этажа. Это самый дешевый номер за все путешествие по Китаю.

Вид из гостиницы

Популярные отели в Маньчжурии:

Туры в Маньчжурию

МАНЬЧЖУРИЯ

Туристические достопримечательности:

Площадь Матрешек

Маньчжурия встречает туристов единственным в своем роде на планете парадом матрешек. В центре площади — 30-метровый дом-матрешка, внутри которого расположились зал для представлений и ресторан. Главную гигантскую матрешку окружают матрешки поменьше, представляющие разные страны и регионы. Площадь Матрешек – любимое место отдыха горожан и туристов, в летнее время площадь украшают фонтаны с цветной подсветкой, на открытой сцене часто проходят концерты и фестивали.

Национальный парк Чжалайнор (парк Мамонтов)

Окаменевшие останки мамонта чжалайнорские шахтёры нашли в 1984 году. Специалисты-палеонтологи определили, что он был шести метров в длину. Позднее археологами был найден «король мамонтов Азии»: этот гигант имел девять метров в длину, около пяти в высоту и огромный четырехметровый бивень. На месте находки сейчас красуется самая большая скульптурная группа мамонтов и других доисторических животных – прекрасное место для селфи.

В музее истории и природы Чжалайнора можно полюбоваться на макеты стоянок древних людей, орудия охоты времен каменного века, скелеты и черепа древних животных (некоторым почти 30 000 лет), золотые украшения и оружие монгольских ханов и многое-многое другое.

«Водный куб»

Самый большой SPA-центр Маньчжурии лечебно-оздоровительный центр «Водный Куб» поделён на три зоны:

  • Сауны: с турмалином, агатом, хрустальной каменной солью, нефритом, классическую сауну и пещеры с отрицательными ионами.
  • Источники: чистые воды из подземной скважины, в которые добавляются разные травы и горные элементы.
  • Аквапарк: 25-метровый бассейн, горки, качели

Маньчжурия из Читы на осенние каникулы

Организуем выезды в Маньчжурию из Читы на 2 ночи каждый четверг поездом.

День Программа
28.10.2019 Отправление из Читы поездом Чита-Забайкальск № 602Ч в 19.15 местного времени.
29.10.2019 Прибытие в Забайкальск в 07:25 местного времени. Переход российско-китайской границы на прямом поезде, приезд в г. Маньчжурию. Встреча на вокзале. Прибытие и размещение в гостинице
30.10.2019 Свободный день в Маньчжурии
31.10.2019 Свободный день в Маньчжурии
01.11.2019 Сбор группы с вещами в холле гостиницы
12:00 отправление на ЖД вокзал для прохождения таможенного контроля. Прибытие на ЖД-вокзал пгт. Забайкальск, отправление поездом №683 Ч в 20.19 местного времени.
02.11.2019 Прибытие в г. Чита 08:13 местного времени.

Стоимость путевки: 8250 руб на 1 чел., Стоимость путевки для ребенка уточняйте у наших менеджеров

*стоимость может меняться в зависимости от обменного курса валют

Маньчжурия из Читы на прямом поезде

Выезд каждый четверг из Читы

День Программа
1 день Отправление из Читы поездом Чита-Забайкальск № 602Ч в 19.15 местного времени.
2 день Прибытие в Забайкальск в 07:25 местного времени. Переход российско-китайской границы на прямом поезде, приезд в г. Маньчжурию. Встреча на вокзале. Прибытие и размещение в гостинице.
2 день-4 день Проживание в гостинице- 2 ночи и 3 дня
4 день Освобождение номеров.Пересечение китайско-российской границы на рейсовом автобусе или прямом поезде, прибытие на ЖД-вокзал пгт. Забайкальск, отправление поездом №683 Ч в 20.19 местного времени.
5 день Прибытие в г. Чита 08:13 местного времени.

*стоимость может меняться в зависимости от обменного курса валют, действительно до 01.12.2019

В стоимость путевки входит:

  1. Проживание в гостинице в Маньчжурии 2 ночи («Интурист», «Виктория Плаза»)
  2. Ж/д билеты Чита-Забайкальск-Чита (плацкарт)
  3. Прямой переход Забайкальск-Маньчжурия (границу проходим поездом с комфортом)
  4. Визовая поддержка
  5. Стоимость Китайского списка 100 ю./ чел.
  6. Страховка от несчастного случая

В стоимость путевки не входит:

  1. Прямой переход Маньчжурия-Забайкальск (оплачивается в офисе встречающей китайской туристической фирмы -86 ю / чел.)

Тур в Маньчжурию Новогодний (5 дней /4 ночи)

День Программа питание
29.12.2019 Отправление из Читы поездом № 602 в 19:30 по местному времени
30.12.2019 Прибытие в Забайкальск 07.27. Пересечение границы автобусом или прямым поездом, встреча с гидом, прибытие в. Маньчжурию. Размещение в отеле 3*. Купон на посещение лечебно-развлекательного комплекса «Водный куб» Свободное время.
31.12.2019 Свободное время. За дополнительную плату Новогодний банкет в ресторане гостиницы «Интурист» -3300 р./ чел.
01.01.2020 Свободное время.
02.01.2020 Обзорная экскурсия по г. Маньчжурия с посещением Ледового городка, вечером отправляемся на ужин с уткой по-Пекински. ужин
03.01.2020 Сдача номеров до 12-00. Отправление из Маньчжурии в 11.00-12.00, поездом. Прибытие в Забайкальск, в 16.00-17.00. Отправление из Забайкальска поездом № 683 в 19:46 по местному времени
04.01.2020 Прибытие в Читу 07.58 местного времени.

Стоимость путевки: 9800 руб на 1 чел (группа от 2 чел.), включая экскурсии + ужин

Стоимость путевки: 8700 руб на 1 чел (группа от 2 чел.) без экскурсий

*стоимость может меняться в зависимости от обменного курса валют

*Новогодние даты заездов:

28.12.2019-04.01.2020 (6 дней/5 ночей) — 9100 руб./ чел.

28.12.2019 — 06.01.2020 (8 дней/7 ночей) — 10300 руб./чел.

29.12.2019-04.01.2020 (5 дней/ 4 ночи) — 8700 руб./ чел.

29.12.2019- 06.01.2020 (7 дней/ 6 ночей) -9500 руб./ чел.

01.01.2020-06.01.2020 (4 дня/ 3 ночи) — 8250 руб./ чел.

02.01.2020-06.01.2020 ( 3 дня/ 2 ночи) — 7900 руб./ чел.

02.01.2020-07.01.2020 ( 4 дня/ 3 ночи) — 8250 руб./ чел.

В стоимость тура включено:

  • Проживание в гостинице Интурист 3*** или «Виктория Плаза»в Маньчжурии 4 ночи/5 дней;
  • Экскурсии, указанные в программе тура;
  • Билеты ЖД Чита-Забайкальск-Маньчжурия и Маньчжурия-Забайкальск-Чита (плацкарт)
  • Визовая поддержка (приглашение) +страховка
  • Стоимость Китайского списка 100 ю./ чел.
  • Переход границы Забайкальск – Маньчжурия – Забайкальск

В стоимость тура НЕ включено:

  • Все расходы, не указанные в программе;
  • Дополнительные экскурсии.

Из досье «РГ». Маньчжурия — город на северо-востоке Китая в 4 км от российской границы и в 6 км от г. Забайкальска. Население — 300 тыс. человек. Крупнейший сухопутный порт Китая, на который приходится до 70% оборота российско-китайской торговли. В конце 80-х — небольшая деревушка. С 2010 г. — государственный экспериментальный район приоритетного развития и открытости.

«Длуга… иди мимо»

Мой маньчжурский «длуга» Витя, которого на самом деле зовут Ван Чжань, больше не жалуется, что русские перестали ездить к нему за обувью. А всего 2 года назад это казалось ему крахом. Город опустел из-за рухнувшего курса рубля. «Пекинские» сапожки, которые подчас тачают здесь же, в сырых подвалах Маньчжурии, и которыми 10 лет торговал Ван, застыли на прилавках. По новому курсу (1 юань = 10-11 рублей) колесить за вещами в приграничье жителям Забайкалья и Прибайкалья стало невыгодно.

Ван погоревал чуть, а потом избавился от остатков товара, продав по ценам ниже закупочных. Но не уехал обратно в деревню растить рис и кукурузу, а перепрофилировал обувной бутик в сувенирную лавку, каких теперь в Маньчжурии десятки.

Еще 5 лет назад он обмахивал меня китайским веером, улыбался во весь рот и увлекал расспросами о русском языке, пока его «помогаи» (подручные торговцев) пускались в марафон за нужной парой сандалий. Теперь глядит с хитрым прищуром будто сквозь, русско-китайский разговорник отставлен за ненадобностью. Как покупатель с обратным билетом в Россию я больше не представляю для Вити интереса. Главный объект его коммерческой выгоды — внутренний китайский турист.

Ван торгует русскими матрешками, выточенными из русского же леса, и радуется, что его новый бизнес растет так же скоро, как китайский бамбук: небедные жители центра и юга КНР устремляются на север страны перевести дух от зноя, наводнений и землетрясений, а заодно приобщиться к чужеземной и загадочной культуре Маш и Вань.

— Ван, а ты скучаешь по русским? — кручу в руках огромную матрешку, в чьем расписном облике угадываются китайские черты.

— Лусский — холосо, но стал оцень бедный, а у китаецы юани есть, — не кривит душой он и вдруг загорается: — Коля, купи матрёска! Ты моя старая карефана. Дам цену дёсево. Днем с огнем не найдёс.

«Зачем мне матрешка?»

Этот вопрос я уже задаю молча, про себя. Ван все равно не поймет всю глубину русской боли. Матрешками под потолок завалены десятки магазинчиков и отделов, ими торгуют с лавочек на улицах. Да, они произведены из остатков пиломатериала, но нашего же, российского. И не нами. И не у нас. Смотрю на пестрые ряды матрешек, а вижу обугленные пеньки — выпиленный русский лес.

«Южные окраины Маньчжурии — одна большая лесопилка. Фуры с русским брусом и кругляком (который вообще-то «не вывозят») стоят на разгрузку длиннющим караваном. Больше сотни! Боль!» — набрасываю свои «непутевые заметки» по дороге в Чжалайнор (район Маньчжурии, а по существу город-спутник).

На другой странице: «Нестерпимо вкусно пахнет свежим деревом, опилками, которых тут горы. Кругом все движется: машины, краны, пилы… Гигантский маньчжурский цирюльник стрижет русский лес, попутно настригая миллиарды в китайский кошелек».

Открываю на «нужной» странице журнал «Ваш сосед — г. Маньчжурия»: «В регионе более 100 предприятий, из них 90% в Маньчжурии. Продукция деревоперерабатывающих предприятий, такая как мебель, интерьерные рамки, окна и другое, реализуется в Европе, Америке, Японии, Корее и Юго-Восточной Азии».

«А сверху, со всех сторон, с тех самых сопок Маньчжурии загребают воздух громадными лопастями многометровые ветряные мельницы — пытался посчитать, сбился на 80. Фантастика? Фильм о будущем? Нет, реальность КНР. За несколько лет здесь построили ветроэлектростанцию мощностью 49,5 тыс кВт и теперь экономят до 60 тысяч тонн угля в год. Под мельницами-великанами газон равняют отары овец, стада коров. Энергию ветра, солнца, земли Маньчжурия на глазах переплавляет в капитал — экономический, человеческий, культурный».

По улицам… мамонтов водили

От центра Маньчжурии до района Чжалайнор меньше получаса по чудесной автостраде. Десятилетиями этот городок славился мощной угольной добычей и рыболовством (рядом озеро Далай — пятое по величине в КНР), но мы едем не за угольком и рыбкой, а за мамонтами. Именно они — новый туристический бренд китайского приграничья.

На останки мамонта здешние шахтеры наткнулись в 1984-м. Археологи вычислили, что он был 6 метров в длину, а умер в 60 лет. Позже здесь же обнаружили кости «короля мамонтов Азии». Он имел 9 метров в длину, 5 в высоту и 4-метровый бивень.

Китайцы не были бы китайцами, если бы не сумели эту историю красиво подать. Памятник археологии, для обывателя такой же пресный по вкусу, как рисовая лепешка без соли, был остро приправлен сказочностью и гигантоманией, а на выходе получилось блюдо, которое шокирует и гурманов, — «Самая большая скульптурная группа мамонтов в мире».

На 790 гектарах куда-то неспешно бредут, плещутся в фонтанах водопровода, мирно наблюдают из кустов 87 бетонных «слонов». Ощущения сказки, соединяющей древнее прошлое и технологическое настоящее, добавляют разгоняемые ветром лопасти ветряных мельниц вдалеке. Летят самолеты, гудят поезда, созывает 15-метровый мамонт-вожак собратьев на звериное вече.

А еще в парке мамонтов три скульптуры носорога, одна — марала, две — саблезубых тигра, десятки каменных аистов и журавлей, под разведенными крыльями которых с ребячьим восторгом фотографируются китайские пенсионеры.

Взирают же на все это великолепие самое высокое в этих краях колесо обозрения (65 метров) и обзорная башня. А еще храм Василия Блаженного. Ну или почти. Только без позолоты и православных крестов. Пытаетесь найти логику в размещении этих объектов в одном месте? Не тратьте времени попусту: общим аршином, как видно, нельзя измерить не только Россию.

А чтобы понять, во что верит нация передовиков, надо только заглянуть в тот самый «храм». Ни икон, ни ладана, ни алтаря. Детский музей науки и техники. Аминь.

Но от греха подальше это святотатство — скорее отправимся в новенький музей истории и природы Чжалайнора. Сюда даже не надо покупать входных билетов. Заботясь о просвещении народа, власти сделали вход в него бесплатным. Обзорная экскурсия показала: музей стоит того, чтоб за билет заплатить с лихвой.

«Тепель васа»

Три этажа в стекле, стали и мраморе. Как и все, возведенное в Китае за последние годы, с имперским размахом. Тут вам и полные — в рост — копии скелетов найденных здесь мамонтов, носорогов, черепа древних диких быков (им не менее 30 тысяч лет), орудия людей Каменного века, наконечники древних стрел, золотые украшения монгольских ханов, чучела обитающих в окрестностях зверей и птиц. Главное же сокровище музея — череп женщины, жившей в маньчжурских степях 400 тыс лет назад. Не 4 и не 40 — 400! Недоверчиво переглядываемся. Экскурсовод повторяет цифры. Остается культурно капитулировать.

В доказательство восхитительным легендам — карты местности разных эпох. Одна низ них, конечно же, рассказывает, что человечество зародилось и начало распространяться по миру именно отсюда. Другие об истории разных царств, завоеваниях Чингисхана и создании единого царства в границах современной Маньчжурии.

— Да это же наш Байкал! — восклицаю я, разглядывая карты древних монгольских ханств. Почти на всех из них и Бурятия, и Забайкальский край расцвечены как некогда бывшая территория.

— Тепель васа, — раздается за спиной голос говорящей по-русски китаянки. Звучит как напоминание: все в этом мире временно. Или предупреждение?

Берем натурой

А для русской девичьей красоты никакое расстояние не помеха. Светлые волосы, длинные ноги, голубые глаза — вот ее «золотой стандарт» на экспорт.

Алина приехала в Маньчжурию работать. Просит не фотографировать, чтобы родные в России ненароком не увидели, чем она занимается. Нет, ничего безнравственного. Чистый бизнес. Поет и танцует в ресторане, демонстрирует одежду, снимается в рекламе, а по вечерам облачается в вечернее платье и 2-3 часа стоит у входа в ювелирный магазин, приглашая жадных до русской красоты китайцев заглянуть в салон.

Платят Алине, как и десяткам ее коллег из России, очень даже сносно — 400-500 юаней за вечер (чтобы перевести в рубли, умножайте на 10). Есть кроме того и постоянный оклад — 3 тыс. юаней в месяц. На эти деньги Алина снимает гостиничный номер, дорого одевается, а еще отправляет деньги маме и откладывает на путешествия. В августе планирует отправиться в Индию, а потом вернется в Иркутск доучиваться китайскому языку.

Русские девчонки у магазинов и ресторанов — новое лицо Маньчжурии, ее тренд. Как конфеты, мороженое и пиво с маркой Made in Russia. Бросился купить китайских конфет-«маоцзедунок», которых попросили привезти коллеги, но миссия оказалась проваленной. Лавочки у гостиниц отныне торгуют российскими продуктами, а судя по некоторым неуклюже напечатанным этикеткам, их фальшивками.

Цирк! И не только

О «27-летней метиске Анне из Иркутска» маньчжурский журнал написал так: «Анна успешно реализовала свою «китайскую мечту»: в Маньчжурии она стала вице-президентом компании медиакультуры по делам города». Эта девушка, «посол китайско-русской дружбы», как она себя называет, умудрилась организовать в Маньчжурии гастроли «Росгосцирка». Он и в этом году базируется здесь, на площади Матрешек, в новом шапито с громкой вывеской «Российский цирк». Но кто на арене и под куполом, если цирк российский, а вокруг ни одного нашего?

Идем с фотографом по площади Матрешек, минуя аттракционы и кафешки, скульптуры для фотографирования и пышные цветники. Несколько сотен гектаров развлекательной площади в русском духе с башенками, луковками, расписными яйцами. Почему до этого не додумались мы — истинные хозяева национальных образов?

— Да это же почти Диснейленд, — остановился вдруг фотограф. — Я буду возить сюда внука.

Сказочное пространство под условным названием «площадь Матрешек» продолжает прирастать вширь и ввысь — ничего подобного нет ни у нас, ни в сопредельных регионах, да и где в России?.. Через дорогу от него собираются возвести «международный культурно-туристический центр» — еще один сонм гостиниц, ресторанов, развлекательных и торговых центров. Что обещают картинки? Конечно же русский шик!

Минуя поющие фонтаны, выходим к царственному русско-монгольскому ресторану, по размаху напоминающему Большой театр. Интерьер и правда театральный: знатная сцена, партер со стульями и столами, амфитеатр, бельэтаж, ложи, балконы. Что дают? Обед. Решаем «брать языка» на выходе.

Она не захотела называть имени и вообще разговаривала лениво — обед, видимо, был хорош и девушка спешила преодолеть несколько сотен метров, чтобы быстрее попасть в «Кремль»-отель, холл которого не иначе залы Третьяковки и Эрмитажа «в одном флаконе».

По пути мы узнали, что она гимнастка, никаких, впрочем, цирковых «гимназиев» не оканчивавшая. В Маньчжурии потому, что платят прилично (сумму называть отказалась, но знающие люди говорят: не менее 50 тыс. рублей).

А теперь держитесь: артистка «Росгосцирка» прибыла в КНР прямиком из… Киева. Как и почти 100% гастролеров. Не ведая конфуза, граждане самостийной Украины гордо несут русское цирковое искусство в азиатские массы.

Назло надменному соседу

А пока «российские» эквилибристы разогревают мышцы перед выступлением, неутомимые китайские строители кладут плитку поодаль, искрят сваркой и таскают трубы, прямо на земле замешивают раствор, добавляя в него воду из литровой бутылки. Рядом с гостиницами в стиле «а-ля Кремль» растет такая матрешка, которую мир еще не видел. Ее соседка — старая «самая большая матрешка в мире» — была ростом с 10-этажку (30 метров). В ней ресторан и развлекательный центр. Новая — выше и шире в 2,5 раза, а значит, список мировых рекордов Made in China скоро будет пополнен.

Под косые взгляды сварщиков пробираемся внутрь гигантской матрешки и застываем в изумлении. Конструкция в виде башни полая изнутри. Наверное, так выглядит пустая градирня крупной ТЭЦ. Помещения по кругу, балконы внутрь. 25 этажей, не меньше. Кругом все трещит, кипит, ладится. Рабочие, как муравьи, каждый на своем участке.

Что здесь будет? Отель, аналогов которому нет ни в одной части света. Здесь. В голой безжизненной степи. На самой границе с Россией. Рядом с парком копий главных русских памятников: «Рабочий и колхозница», «Родина-Мать», «Медный всадник» и других. С видом на прозябающий Забайкальск — крупнейший пункт пропуска России, таможенные пошлины и сборы из которого целиком уходят в федеральный бюджет. Самая большая в мире русская матрешка. Рядом с русскими же куполками и русским цирком. Будто в насмешку и в назидание неповоротливой, севшей в болото моей стране, которая, как народный герой Илья Ильич Обломов, все только собирается сделать что-то такое большое и за которую здесь, на восточных рубежах ее, особенно стыдно.

Что же с нами не так?

Закатное солнце золотит упрямые верхушки маньчжурских высоток. Жар вот-вот сменится спасительным дыханием сумерек, и к уютной набережной у городского озера, которое еще несколько лет назад напоминало поросшее камышами болото, стекаются местные. Льется национальная музыка, старые и малые маньчжурцы танцуют каждый на свой лад. Чуть дальше подростки катаются на роликах и скейтбордах, обнимаются пары, крутятся на уличных тренажерах старики.

Не вижу раздраженных или погруженных в себя людей. Повсюду разлиты общая на всех радость, удовольствие от прожитого дня, будто даже уверенность в том, что жизнь проходит правильно, именно так, как надо, и там, где: действительно на великой земле — с великими прошлым, настоящим и будущим. Как же этого внутреннего ощущения не хватает нам, затерявшимся на просторах большой и нескладной страны, будто получившим громадный и богатейший участок планеты во временное пользование…

И если б не хватало только его.

Поезд N 683 «Забайкальск — Чита». Вагон набит китайскими пассажирами: школьники, студенты, работающая молодежь — одеты пристойно, все с планшетами-телефонами, едут явно не на стройку и не на плантацию. Оказалось, и правда. Пункт назначения: Чита — столица Забайкальского края. Им обещали показать местные достопримечательности.

Да вот же они! Туристы! Те самые! Границу они перешли давно, одолев адовый круг российской таможни. Явно проголодались. Но стоило одному из них, попав в поезд, начать набирать кипяток из вагонного самовара, грянул базарный скандал. То ли войдя в образ тещи самого президента РЖД, то ли просто перегревшись в ожидании пассажиров, проводница прогнала китайского мальчика с нескрываемым пренебрежением: «Рано». Самовар был тут же закрыт на замок. Как и туалеты, в которых грязь, вода на полу, пустой рулон бумажных полотенец и жалкие обмылки на умывальне. Позже она грубила уже другой туристке из КНР. А за окном начинали мелькать свалки — бьющая в глаза придорожная действительность РФ.

Так начинается путешествие китайских туристов в Россию. Какой они запомнят ее? Найдут ли, за что полюбить? Захотят ли вернуться? А может, пускай уж будут для них той самой Россией матрешки и маковки липовых храмов, которыми расцвечен «русский город» Маньчжурия?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *