Медресе «Мухаммадия» — это высшее мусульманское образовательное учреждение, которое находится в историческом центре Казани в Старо-Татарской слободе. Оно является гордостью татарского народа, а здание медресе — объектом культурного наследия (его стиль относят к раннему классицизму конца XVIII века с некоторым влиянием барокко).
Медресе исполняют роль как средней школы, так и высшей духовной семинарии. В них традиционно изучают Коран, арабский язык, религиозные дисциплины, светские науки.
Казанское медресе было основано в конце XIX века Галимжаном Галеевым Баруди. До революции 1917 года оно было одним из самых известных учебных заведений среди мусульман Российской империи. В «Мухаммадию» приезжали учиться со всех уголков страны представители тюркских народов. До закрытия в нем получили духовное образование более тысячи студентов. Среди выпускников было много высокообразованных деятелей культуры, науки, экономики, литературы, политики. Медресе внесло большой вклад в татарское просвещение.
С 1993 года деятельность медресе возобновилась и в нем вновь начали обучать специалистов.
Содержание
Как поступить в медресе «Мухаммадия»
В настоящее время в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия» работают 3 отделения: дневное, вечернее и заочное.
Дневное отделение
На очное обучение учебного заведения принимаются лица обоего пола с 15 лет, закончившие 9 или 11 классов в общеобразовательных школах. Срок обучения составляет 8 лет, 3 из которых занимает санавия (базовое образование), а 5 — галия (повышенное).
Специалисты могут получить такие квалификации, как:
- имам-хатыйб;
- преподаватель основ Ислама и арабского языка;
- преподаватель и переводчик арабского языка.
В качестве вступительных испытаний поступающие сдают экзамены по татарскому и русскому языкам, истории России и основам Ислама.
Вечернее и заочное отделение медресе «Мухаммадия»
На вечернее и заочное отделения принимаются мужчины и женщины (вне зависимости от возраста), имеющие среднее (полное) общее, среднее профессиональное или высшее образования. Срок обучения на этих отделениях — 4 года.
По окончании отделений обучающимся присваиваются следующие квалификации:
- имам-хатыйб;
- преподаватель основ Ислама.
Вступительный экзамен на заочное и вечернее отделение проводится только по основам Ислама (в форме собеседования).
Студенты вечернего отделения учатся 2 дня в неделю. Студенты заочного отделения приходят на сессию дважды в год: зимой — в январе, летом — в июле. Сессия длится примерно две недели.
Время работы
Медресе «Мухаммадия» работает ежедневно по следующему графику:
- с понедельника по пятницу — с 8:00 до 18:00;
- в субботу — с 9:00 до 18:00;
- в воскресенье — с 9:00 до 15:00.
Стоит учитывать, что в учебном заведении предусмотрены перерывы на совершение намаза.
История
Крупнейшее в России медресе «Мухаммадия» было учреждено в 1882 году купцом 2 гильдии Мухамеджаном Галеевым и его сыном Галимжаном, бывшим в то время имамом мечети, и ставшим впоследствии видным религиозным и общественным деятелем, общероссийским муфтием известным как Галимжан Баруди.
Для медресе было построено одноэтажное здание площадью около 130 квадратных метров. Название «Мухаммадией» было дано медресе в честь имени его основателя. В первый год обучения студенты уже не вмещались в учебное заведение, поэтому площадь классов была расширена за счет использования подвальных помещений. В 1898 году в результате пожара здание медресе было разрушено. С помощью влиятельных и богатых татар было построено новое двухэтажное здание, на этот раз оно было из камня.
В 1891 году в медресе были введены светские науки, приблизив тем самым его к учебным заведениям европейского типа, поэтому медресе иногда называют татарским университетом. Шакирды (студенты медресе) изучали арабский, турецкий, русский языки; математику, геометрию, физику, географию, медицину, психологию, историю.
Слава «Мухаммадии» разлетелась среди мусульман России, и все желающие учиться перестали помещаться уже в новое здание. В 1901 году мэр Казани дал разрешение на строительство трехэтажного здания.
В эти годы в медресе были: столовая, кухня, больница, лесничество, обувная мастерская, переплет книг, огород. Обучение в учреждении было доступно и для бедных детей, которые не могли оплачивать учебу. Их обеспечивали одеждой и учебными принадлежностями и даже выплачивали стипендию. Шакирды «Мухаммадии» выпускали свои газеты, в 1906 году в медресе был создан театр, а спустя еще год открыты педагогические курсы.
С 1913 года обучение в медресе стало 14-летним: начальное образование (Ибтидаия) — 5 лет, среднее (Санавия) — 6 лет, высший и завершающий курс (Галия) — 3 года.
После прихода советской власти учебный процесс в медресе был остановлен, здание передано в пользование другим организациям. О возрождении «Мухаммадии» заговорили в начале 1990-х годов. Инициатором стал молодежный центр «Иман» и его руководитель Валиулла Якупов. Официальное открытие медресе состоялось в 1993 году, однако еще несколько месяцев ушло на возвращение исторического здания учебного заведения.
Медресе в настоящее время
В медресе многонациональный преподавательский состав. Два первых курса юноши и девушки учатся раздельно, затем — единым потоком. В распоряжении студентов в заведении есть библиотека, компьютерный класс, столовая, комната для молитв. Для иногородних студентов предоставляется общежитие.
Круг преподаваемых в учреждении дисциплин очень обширен, вот лишь некоторые из них:
- История языкознания, История религий, История ислама; История пророков и Сира;
- Арабский язык (в том числе теоретическая грамматика, фонетика и законы стихосложения арабского языка);
- Правила чтения Корана (Таджвид); Заучивание Корана (Хифз); Чтение Корана (Тиляват; Корановедение (Гулюм Аль-Кур’ан), Толкование Корана;
- Исламское вероучение (Акыйда), Исламское законоведение (жинаят);
- Методика преподавания: исламских наук, арабского языка;
- Исламское воспитание, Исламская этика (Ахляк).
В медресе организована разнообразная внеаудиторная деятельность. Проводятся различные студенческие мероприятия: творческие вечера, конкурсы, интеллектуальные игры, широко отмечаются мусульманские праздники. Студенты принимают участие в олимпиадах по арабскому языку и по религиозным дисциплинам.
Медресе «Мухаммадия» — панорама на Яндекс. Картах
Как добраться до медресе «Мухаммадия» в Казани
До медресе можно дойти пешком от многих ключевых объектов города: например, от железнодорожного вокзала Казани расстояние составляет около 1,2 километра (путь займет около 15 минут), от площади Тукая с одноименной станцией метро — 1,4 километра (около 15–20 минут ходьбы).
Также в непосредственной близости от медресе «Мухаммадия» имеется несколько остановок общественного транспорта:
- «Парижской коммуны» в 250 метрах на улице Габдуллы Тукая: автобусы № 10, 10а, 53, 68, 74;
- «Тукая» в 300 метрах на перекрестке улиц Габдуллы Тукая и Татарстан: автобусы № 1, 6, 31, 53, 54, 71; троллейбусы № 3, 5;
- «Юнусовская площадь» в 400 метрах на улице Габдуллы Тукая: автобусы № 5, 23, 56, 68, 72.
На автомобиле доехать до учебного заведения можно по улице Габдуллы Тукая. В радиусе 200 метров имеется несколько бесплатных и платных парковок.
Еще один способ добраться до медресе — воспользоваться услугами такси. В Казани работают такие компании, как Яндекс. Такси, Uber, Gett, в которых можно оформить заказ через мобильные приложения.
Видео о медресе «Мухаммадия» в Казани:
Рустам Хайруллин: «В проекте «Гаиля» было только два учебных класса, хотя у нас занимаются в неделю 40 групп. Самому маленькому ученику — меньше трех лет, самому старшему — более 90″
«НАДЕЮСЬ, ЧТО ОНИ ПОМОГУТ ЗАВЕРШИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО, ЧТОБЫ НАШ ИСЛАМСКИЙ ЦЕНТР НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В ДОЛГОСТРОЙ»
— Рустам хазрат, как возникла идея строительства исламского культурно-просветительского центра, который в народе называют медресе, при мечети «Гаиля»? Для чего вам новые помещения?
— По милости Аллаха название нашей мечети «Гаиля», что по-татарски означает «семья», и мы стараемся всячески, чтобы имя соответствовало делам, поэтому стремимся работать с самыми разными слоями населения. Мечеть наша достаточно большая, пусть ее строителю Хатыпу хазрату, который уже ушел из этого мира, Аллах ниспошлет высшую степень рая. Но в проекте «Гаиля» было только два учебных класса, хотя у нас занимаются в неделю 40 групп. Самому маленькому ученику — меньше трех лет, самому старшему — более 90. Все они учатся по программе ДУМ РТ, рассчитанной на три года.
Поэтому мы вынуждены детишкам и взрослым мужчинам давать азы ислама в подвале, под лестницей, поскольку классов не хватает. 40 групп вынуждены учиться в три смены. Например, утром приходят в основном неработающие пенсионеры, во вторую и третью смены — обеденное время и вечер — больше молодежи и взрослые работающие мусульмане. В этом году мечети «Гаиля» исполняется 7 лет, и вопрос расширения площадей уже давно назрел. Медресе необходимо, и пусть Аллах даст нам возможность достроить его, чтобы это новое здание приносило пользу. Конечно, «медресе» звучит громко, мы в центре будем давать начальное религиозное образование.
— Это так называемые примечетские курсы?
— Да, основанные на программе духовного управления мусульман Татарстана. На каникулах мы проводим занятия для школьников, разные образовательные мероприятия для детей. Реализуем ряд социальных проектов.
— В здании исламского центра будут только учебные классы?
— Конечно, там появится все необходимое, например конференц-зал, различные помещения, все это в соответствии с требованиями по пожарной безопасности, Роспотребнадзора. Тут все надо учитывать, ребенок после школы вряд ли захочет приходить, по сути, в еще один школьный класс, поэтому предлагаем детей обучать в игровой форме. А вот бабушки с удовольствием сядут за парту, так как это ностальгия по молодости, студенческим годам. Так что должны быть разные формы обучения, разные классы, разные методики, чтобы детям и взрослым было удобно и хотелось изучать основы ислама. Все это не должно идти из-под палки, когда папа или мама заставляет учиться.
— В новом центре при мечети «Гаиля» хватит мест для всех желающих?
— Да. Грамотно составим расписание, создадим для всех комфортные условия. Ориентируемся, чтобы после окончания наших трехлетних курсов ученики шли в медресе, например в «Мухаммадия», или имени 1000-летия принятия ислама, или в Российский исламский институт. Мы все прекрасно помним слова пророка Мухаммада, который говорил, что нужно учится от колыбели до могилы.
— На какой стадии сейчас находится строительство?
— Наш центр будет состоять из двух зданий: двухэтажного (там идет уже кладка стен) и одноэтажного (здесь началась копка котлована). До зимы нужно провести газ одновременно в оба здания, необходимо это сделать до наступления холодов. Разрешение на строительство выдано на год, я молю Аллаха, чтобы он направил к нам людей, которые прочитают эту статью. Надеюсь, что они помогут завершить строительство, чтобы наш исламский центр не превратился в долгострой.
«Исламский центр мы хотели к 1 сентябрю уже сдать, но пандемия внесла свои коррективы…»
«МЫ ГОТОВЫ ПРИНИМАТЬ ПОМОЩЬ И СТРОЙМАТЕРИАЛАМИ, ДА ЛЮБОЙ ПОМОЩИ РАДЫ!»
— Как пандемия повлияла на ход строительных работ в центре?
— Мы целый год вели подготовительные работы, чтобы получить разрешение на строительство. И по милости Аллаха его получили в конце декабря. В этот же день с благословения нашего муфтия Камиля хазрата начали копку котлована и заливку фундамента. Потом объявляли разные акции, например «Купи кирпичик в рай». Так до пандемии успели кирпичики собрать на облицовку. Потом пришел кризис, когда мечети закрылись, а это значит, что люди перестали ходить, делать пожертвования. В результате денег не стало не только на строительство нашего медресе, но и даже на оплату коммунальных расходов мечети. Это был жесткий удар, мы постоянно молимся, чтобы болезнь ушла с нашей земли, а люди перестали болеть.
— Кроме того, ограничения, которые введены в стране из-за коронавируса, здорово ударили по бизнесу, а ведь предприниматели — основные благотворители…
— Да, это так, но в то же время не оскудела рука дающая и у простых людей. Недавно к нам пришла татарская әби, принесла 100 тысяч рублей. Я ей сказал, что не возьму эти деньги. А она в ответ: «Хазрат, я у тебя не спрашиваю, возьмешь ты или нет! Я хочу, чтобы мои кирпичи были в раю». Ведь пророк говорил: те, кто помогает строить подобные заведения, попадут в рай. А бабушка сразу сказала, чтобы я не переживал, и предусмотрительно приехала со своими детьми, которые ждали в машине. Я пригласил их, они в один голос сообщили, что так было решено на семейном совете.
Мы готовы принимать помощь и стройматериалами, да любой помощи рады! Например, можно просто прийти, чтобы убраться, помочь своими руками. Исламский центр мы хотели к 1 сентябрю уже сдать, но пандемия внесла свои коррективы…
«Все в этом мире идет от Всевышнего. И если человек жертвует, то ему в разы больше возвращается»
— Говорят, что тем, кто жертвует на благое дело, Аллах дает свою награду не только в вечной жизни, но и в этом мире.
— Я часто вижу подтверждение тому. Могу привести один недавний пример. Как-то мы обратились к бизнесмену, нужен был бетон. Он сначала думал, вроде тяжело, кризис, но все же решился нам помочь. Мы просили 70 кубометров бетона — это где-то 10 машин. А в процессе заливки оказалось, что нужно еще 20 кубов. Предприниматель, скрипя зубами, согласился нам их дать. Прошло некоторое время, бизнесмен пришел ко мне и рассказал, что у него срывался один крупный заказ, о котором он даже перестал думать, успокоился, вроде как клиенты уже ушли. «Но, как только я сказал бухгалтеру оплатить дополнительный бетон для строительства медресе, через несколько минут поступил звонок от «потерянного клиента», который сказал, что решил с нами работать», — рассказал мой собеседник.
Все в этом мире идет от Всевышнего. И если человек жертвует, то ему в разы больше возвращается. Человеку, который жертвует, записывается награда, принимаются его молитвы. Всевышний возвращает в несколько крат больше, причем не только деньгами, может быть здоровьем, благом, счастьем детей и родителей. Можно жертвовать от имени покойной мамы или отца, их уже нет, но из-за того, что сын проявил щедрость, ее почести в раю только увеличиваются.
— Иногда люди сомневаются — жертвовать им или нет, дескать, муллы все разворуют. Есть такое?
— Мне, будучи имамом, каких только сказок не приходилось слышать. Шайтан не дремлет. У нас же все прозрачно, можно запросить в бухгалтерии документацию, человек, если не доверяет, может сам материалы купить и привезти, оплатить по смете. Можно сомневаться в мулле, но тот кирпич, который перед вашими глазами каменщик положил в кладку, никуда же не денется, или окно, которое вставили в проем, также останется на всю жизнь.
«Каждый может сделать свой вклад в доброе и полезное дело, в развитие исламского образования и строительство нашего культурно-просветительского центра»
«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПОЖЕРТВУЕТ, ЭТО БУДЕТ ДАЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПОЕЗДКА В ХАДЖ»
— До одного из двух главных праздников в исламе — Курбан-байрама (31 июля) — остаются считанные дни, как вы готовитесь к нему?
— Очень часто приходится слышать вопрос, можно ли курбан не делать, а эти деньги просто отдать, например на строительство медресе. Имаму, которому очень тяжело дается возведение, может, и хочется сказать: «Дайте деньги нам, мы продолжим строительство». Но так нельзя делать. Обряд на Курбан-байрам — это обязанность мусульманина, потому совершайте курбан.
А вот что касается хаджа, то подходят мусульмане, говорят: «А можно мы деньги, которые накопили на паломничество, передадим на богоугодное дело? В этом году ведь Саудовская Аравия закрыла границы». Тут люди могут жертвовать, если они, например, собирались ехать не в первый раз или уверены, что на первую поездку еще накопят деньги. В таком случае, если человек пожертвует, это будет даже лучше, чем поездка в хадж.
— Как в мечети «Гаиля» пройдет в 2020-м обряд жертвоприношения, гает-намаз?
— В этом году нельзя будет выбрать барана. К животным людей не подпустят, просто забойщики на специальной базе станут заниматься своим делом от чьего-то имени и будут привозить готовое мясо, которое люди заберут. Сейчас средняя стоимость животного — 8,5 тысячи рублей, к слову, часть средств, заработанных мечетью на жертвенных животных, также пойдет на строительство исламского культурно-просветительского центра.
Что касается праздничного намаза, то пока в пятницу к нам в мечеть заходят лишь 100 человек, хотя там мест в 4–5 раз больше, остальные молятся во дворе со своим намазлыком, в масках, перчатках. Гает-намаз пройдет в этом году по той же схеме. Таковы реалии нашей сегодняшней жизни…
А пока каждый может сделать свой вклад в доброе и полезное дело, в развитие исламского образования и строительство нашего культурно-просветительского центра.
Отзывы Медресе Мухаммадия (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Медресе Мухаммадия в Казани
Огромное место в системе исламской культуры занимают учебные заведения исламского образования. Медресе исполняют роль как средней школы (санавия), так и высшей духовной семинарии (галия) и в них традиционно изучают арабский язык, Коран, хадисы, историю ислама и другие религиозные дисциплины и светские науки.
Медресе Мухаммадия — не только высшее учебное заведение исламского образования в Казани, расположенное в историческом районе Старо-Татарская слобода, но и объект культурного наследия.
Медресе Мухаммадия существует в Казани с 1882 года. В настоящее время здесь готовят специалистов с квалификацией имам-хатыйб, муэдзин, преподаватель шариатских дисциплин, преподаватель основ ислама, преподаватель арабского языка и переводчик арабского языка.
Основателем медресе Мухаммадия была крупная религиозная личность — Галимжан Баруди. Он уделял большое внимание не только традиционному духовному образованию, но и светским наукам, благодаря чему в медресе 6 дней в неделю проводились уроки русского языка, а также математики и географии. Баруди резонно полагал, что реалии времени конца 19 века требуют от специалиста исламского образования всецело широкого кругозора, что было очень прогрессивным подходом для системы исламского образования в целом.
Медресе Мухаммадия
До 1918 года, когда медресе Мухаммадия было закрыто советской властью, за 36 лет учебного процесса духовное образование здесь получили более тысячи студентов.
Медресе несомненно внесло серьезный вклад в татарское просвещение.
Среди выпускников медресе Мухаммадия такие известные личности, как классик советской башкирской и татарской литературы Мажит Гафури, общественный деятель и татарский драматург Галиаскар Камал, татарский писатель Фатих Амирхан, башкирский педагог и лингвист Закир Шакиров, татарский поэт, ученый, филолог Наки Исанбет и многие другие.
В 1993 году медресе было снова открыто и поныне обучает специалистов по исламским наукам.
Адрес: Казань, ул. Габдуллы Тукая, 34.
В воскресенье, 16 февраля, активисты обнаружили религиозную литературу, выброшенную во дворе казанского медресе «Мухаммадия», сообщает Радио Азатлык. По словам студентов, они «получили распоряжение от руководства учебного заведения вынести книги на улицу». На некоторых изданиях были отчетливо видны следы обуви.
В 2020 году стартуют работы по реконструкции комплекса зданий медресе, учебные классы в процессе переезда в другое здание. Пресс-служба ДУМ РТ сразу же отреагировала на скандал, заявив, что «плохих намерений не было, во время переезда случается разное».
Также в комментарии пресс-службы сказано, что книги отправят в медресе «Музаффария» и в учебное заведение в Буинске.
Книги во дворе медресе
В сети опубликована петиция, требующая сохранить историческое здание в Казани по адресу улица Габдуллы Тукая, дом 34А. Это один из корпусов медресе «Мухаммадия». Петиция адресована президенту РТ.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.