Монастырь в волоколамске

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия «Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий.

В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом «павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.

На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.

В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.

После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г.

В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.

ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады. В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Таких людей никогда не было много, их всегда не хватало нашему обществу. Но в силах каждого человека стать именно таким, чтобы противостоять антихристианским вызовам нашего времени. Личность хозяина Волоколамской Земли является чётким ориентиром того, как прожить жизнь временную, чтобы удостоиться жизни вечной.

143615, Московская область,
Волоколамский район,
село Теряево.

Телефон для справок

+7 916 349 27 16

Канцелярия монастыря (с 11.00 до 16.30)

+7 499 559 98 42

+7 496 36 3 21 02

е-mail: 65289@mail.ru

Волоколамское отделение Братства Православных Следопытов

Руководитель отряда Владимир Васильев

e-mail: bps.terjaevo@ya.ru

Заказ экскурсий (с 11.00 до 16.30)

+7 985 779 5565

+7 966 154 3182

Музей библии

+7 49636 321 04

Гостиница (заселение паломников до 21:00)

+7 925 112 9011 (есть возможность связи через приложения WhatsApp и Viber)

Дежурный на воротах (круглосуточно)

+7 496 36 3 21 01

Официальная группа монастыря в социальной сети Facebook.

Как добраться

Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского муниципального района Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км. Добраться до монастыря из Москвы можно:

На автомобиле: по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрёстке стоят указатели на «Иосифо-Волоцкий монастырь».

Общественным транспортом: Москва — Рижская электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От станции метро Тушинская, автобусом до г. Волоколамска, далее автобусом до с. Теряево.

Реквизиты для пожертвований обители.

Наименование: Религиозная организация «Иосиво-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

В рамках проекта «Московское долголетие» была проведена экскурсия «Добрый автобус». Участники мероприятия побывали в Иосифо-Волоцком монастыре – православном мужском ставропигиальном общежительном монастыре, который находится в селе Теряево Волоколамского района Подмосковья в шестнадцати километрах к северо-востоку от Волоколамска.

Волоколамский монастырь считался одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана очень крупная монастырская библиотека. И что примечательно там был написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия «Просветитель”. То самое рукописное наследие монастыря и в наше время служит предметом исследований учёных.

Экскурсия получилась очень познавательной. Её участники были просто в восторге от всего увиденного и от интереснейших рассказов экскурсовода. Такие поездки обычно надолго остаются в памяти, и ими хочется поделиться.

Если вы желаете также культурно развиваться, посещая различные места, для этого нужно присоединиться к проекту «Московское долголетие». Как это сделать? Элементарно. Нужно лишь позвонить по телефону: 8 (495)-417-86-35 и сказать о своём желании. По этому же номеру вы можете записаться на любые занятия, которые действуют в рамках проекта «Московское долголетие».

Все они проходят абсолютно бесплатно. И вы можете выбрать сразу несколько кружков и секций, которые вам по душе!

Проводите время активно и с пользой!

— Динара Кафискина

Вид на Иосифо-Волокаламский монастырь

Монастырь был основан в 1479 году стараниями преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским, стал его преемником по игуменству и попытался после кончины преподобного Пафнутия ввести в его монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда преподобный Иосиф он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь.

На месте, указанном свыше (закружился вихрь, как бы указывая путь, а потом в землю из ясного неба ударила молния – говорится в «Надгробном Слове в память Иосифа Волоцкого», составленным его племянником Досифеем Топорковым), преподобный Иосиф поставил крест. А вскоре здесь была заложена деревянная церковь в честь Успения Богоматери. Одна из редакций Летописчика Иосифа Волоцкого сообщает, что каменная монастырская церковь Успения Богоматери была заложена Иосифом 7 июня 1484 года, а освящена 18 декабря 1485 года.

В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, в росписи которого принимал участие сам Дионисий. «…И по прехожении немного лет подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием и Пасеею иноком и два братанича (племянника) Иосифова – инок Досифей да инок Васиян».

Скорее всего, Дионисий расписывал Успенский собор в конце 1480-х годов. Однако росписи Дионисия в монастыре не сохранились – в XVII веке собор был полностью перестроен.

Дионисий на протяжении 1480-1490-х годов неоднократно работал над монастырскими заказами. В общей сложности им было написано для обители около ста икон. Здесь с художником работали помощники и ученики, а с основателем монастыря, Иосифом Волоцким, его, видимо, связывали дружеские и духовные отношения.

Приписываемые Иосифу «Послания иконописцу» и три «Слова о почитании икон» обращены к Дионисию, как «началохудожнику»: «И тебе же ключимо сие написание того ради, яко самому ти началохудожнику сущу божественных и честных икон живописанию».

Иосиф Волоцкий

Из многочисленных работ Дионисия, созданных для монастыря, сохранилась одна икона – «Богоматерь Одигитрия». Описи сообщают, что «икона местная болшая Пречистая Богородица Одигитрия, письмо Дионисьево» стояла в местном ряду соборного иконостаса первой слева от Царских врат. В настоящее время икона хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.

В 1490 году рядом с собором был построен восьмигранный храм – колокольня во имя иконы Смоленской Божией Матери, в 1504 году была возведена Богоявленская церковь и трапезная со службами. В 1543-1566 годах монастырь был обнесен каменными стенами.

При жизни основателя в монастыре был строжайший устав, который с радостью исполнялся братией. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа», – писал о нем Ключевский.

Богоматерь Одигитрия. Дионисий

В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани. Среди дарителей монастыря – Иван Грозный, Афанасий Нагой, Борис Годунов и его жена Мария Григорьевна, отец которой, Малюта Скуратов, похоронен во дворе обители.

В тюрьме для государственных преступников, находившейся на территории обители, в разное время содержались писатель и переводчик преподобный Максим Грек, нестяжатель Вассиан Косой (князь Патрикеев), вольнодумец Матвей Башкин. В Германову башню монастыря в начале XVII века был заточен сведенный с престола князь Василий Шуйский.

Архитектурный ансамбль обители, напоминающий некоторым исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII веке строительством большого собора и колокольни. В украшении зданий изразцами участвовал знаменитый мастер Степан Полубес, резной ажурный иконостас принадлежит мастеру Евсевию Леонтьеву, а живопись – Григорию Антонову, Фоме и Василию Потаповым.

В начале XX века в обители было пять храмов, неподалеку действовал скит с «колодезем Иосифа Волоцкого». При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, больница, церковно-приходская школа. Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит.

В 1929-1931 годах были переплавлены все монастырские колокола. В зданиях монастыря располагались детский дом и школа села Теряево, а затем разместился музей. В 1941 году была уничтожена монастырская колокольня, так до сих пор и не восстановленная.

В настоящее время обитель возвращена Русской Православной Церкви. В мае 1989 года возрожден Иосифо-Волоколамский мужской монастырь, ставший в 1999 году ставропигиальным.

Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

И только стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря дошла до нашего времени в полном составе и подлинном виде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *