Монастырь верхотурье

Впервые попытка создать в Екатеринбурге детский театр была предпринята в 1920 году актёрами и режиссёрами Драматического театра, в том числе будущим известным советским кинорежиссёром Григорием Александровым.
Свердловский театр юного зрителя основан в 1930 году как передвижной театр, подчинялся Отделу народного образования Свердловского горисполкома. Первым художественным руководителем стал Ю. Корицкий, режиссёр Московского театра для детей, которым тогда руководила Наталья Сац. Первый спектакль «Лягавый» по пьесе Л. Веприцкой был сыгран на сцене ТЮЗа 30 марта 1930 г. Перед театром ставилась задача художественного воспитания детей и подростков. В составе театра была труппа кукольников, которая позже выделилась в самостоятельный Свердловский городской кукольный театр.
Реконструкция театра началась в 2012 г. Сначала реконструировали прилегающую территорию и построили новый паркинг на 180 мест.
Площадь: общая площадь театра примерно 9 тысяч квадратных метров. В большом зрительном зале установлено новое свето- и звукооборудование, а сцена оснащена новой машинерией. Практически с нуля построен малый зал вместимостью более 100 мест, а также комплекс подсобных помещений площадью не менее 1500 квадратных метров
Описание работ: к главному корпусу было пристроено новое техническое здание. На фасаде клей 186, мин. штукатурка К 20, Tiefgrund, Acryl – Fassadenfarbe.
Внутри театра все стены были разрушены и построены заново. Грунтование Tiefgrund, немного Samtgrund, Optigrund, Dupa-grund. Далее, финишное покрытие. Тех. помещения – Unilatex Basis 1,3 Гримерки – TopLatex 7.
Потолки – Capasilan, черные полосы Samtex 7 Basis 3 Зрительный зал – Unilatex Basis 1,3, TopLatex 7, Samtex 7

Крестовоздвиженский монастырский собор. Чин закладки первого камня в основание собора был совершен в сентябре 1905 года, в праздник перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Освящение собора и перенос в него святых мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от Царской семьи: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным дннм освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия». В соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей — вызолоченная, с серебряной надписью: «Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25».

Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов в России. Он способен был одновременно вместить около четырех тысяч человек. Величественность собора подчеркивала и подтверждала значение Верхотурья в жизни православной России. Современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Центральный иконостас был изготовлен из фаянса на известной московской фабрике Кузнецова.

В 1919 году в Верхотурье пришли большевики, а годом позже, по настоянию «новой власти» в Крестовоздвиженском соборе произошло кощунство — вскрытие мощей святого праведного Симеона Верхотурского. В 1930-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Богоборцы варварски разбили его фаянсовый иконостас, разграбили церковные ценности Храм попытались переоборудовать под кинотеатр, а позднее — для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря.

В 1990 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Православной Церкви. Сегодня собор возрожден. И, как встарь, тысячи паломников едут на Урал, чтобы поклониться печальнику и небесному покровителю уральской земли — святому праведному Симеону Верхотурскому.

«Информационное агентство Екатеринбургской епархии», «Православная газета» Екатеринбургской епархии, апрель 2008г. № 16(481)


2020.05.11

«Бога бояться надо, а не вируса»

В субботу, 9 мая, стало известно, что в Верхотурье, которое называют «духовной столицей Урала», с подозрением на коронавирусную инфекцию был госпитализирован настоятель Свято-Николаевского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов). По официальным данным, это первый случай заражения священнослужителя в Свердловской области. После этого на карантин были закрыты самые известные в городе православные достопримечательности: Свято-Николаевский мужской монастырь и скит Актай, Свято-Покровский женский монастырь, Свято-Троицкий собор. По данным врачей, с игуменом контактировали более сотни человек, в городе ходят слухи, что минимум у 18 из них тоже есть подозрение на коронавирус, но официально это не подтверждено. Znak.com выяснил, о чем говорят жители Верхотурья и может ли ситуация сказаться на внутреннем туризме.

Игумен Иероним совершал службы в разных храма города. Это фото было опубликовано представителями монастыря 5 мая страница Свято-Николаевского мужского монастыря / «ВКонтакте»

«Жалко и Иеронима, и всю эту братию»

Храмы в Верхотурье продолжали работать, несмотря на принятое в середине апреля предписание главного санитарного врача по Свердловской области Дмитрия Козловских о запрете на массовые богослужения, говорят жители города. Накануне Пасхи в местной газете «Новая жизнь» вышла публикация, что храмы будут открыты. Такое решение приняли в администрации города на совещании с участием священнослужителей. При этом людей просили соблюдать дистанцию внутри церкви. Как выдержать расстояние в полтора метра между людьми в маленьком храме, никто не пояснял.

По словам одной из православных верующих из Верхотурья, часть прихожан пандемия коронавируса все-таки удержала от посещения храмов. Они молились дома, а записки о молитвах (например, о здравии, об упокоении) стали передавать через интернет. Но были и те, кто считал, что «вирус — фигня», и зазывал знакомых на службы. Также не все священники поддержали оставшихся дома прихожан. Как рассказала Znak.com местная жительница, один из клириков женского монастыря публично раскритиковал одну из прихожанок. По словам нашей собеседницы, он спросил, почему женщина не посещала храм в течение недели. Когда она ответила, что боится коронавируса, священник заявил: «Бога бояться надо, а не вируса».

И все же на пасхальное богослужение пришло гораздо меньше людей, чем обычно. Во всех храмах городского округа, включая сельские приходы, собралось меньше 150 человек, сообщала верхотурская газета «Новая жизнь» со ссылкой на отдел полиции № 33.

Публикация в газете «Новая жизнь»Znak.com

Церкви работали и дальше — до момента, когда стало известно о заболевании настоятеля Свято-Николаевского мужского монастыря игумена Иеронима. Информация о том, что у священника подозрение на коронавирус, разошлась среди прихожан города 9 мая. «Все сокрушаются, жалко и Иеронима, и всю эту братию», — говорят в городе.

116 контактных лиц

10 мая информацию о коронавирусе у игумена Znak.com подтвердил представитель пресс-службы монастыря по телефону, указанному на официальном сайте прихода (сейчас этот номер с сайта уже удален). Этот же представитель сообщил, что с 9 мая в городе на карантин закрыты Свято-Николаевский мужской монастырь, Свято-Покровский женский монастырь, Свято-Троицкий собор — основные места паломничества и туристические достопримечательности.

В региональном штабе по борьбе с эпидемией факт заражения в монастыре подтвердили, не называя имен, и добавили, что в двух монастырях Верхотурья проводится дезинфекция и постконтактное тестирование.

Более подробная информация была размещена на странице Верхотурской центральной районной больницы в соцсети «ВКонтакте». В сообщении говорилось, что игумен Иероним госпитализирован в больницу Нижнего Тагила, органы Роспотребнадзора установили 116 контактных лиц, живущих в Верхотурье. «Границы очага локализованы, силами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» проведена заключительная дезинфекция в храмах и корпусах. В настоящее время ведется работа по наблюдению и обследованию контактных. Монастыри города и скит Актай закрыты на карантин, исключены их посещения населением», — рассказали в больнице.

В Верхотурье коронавирусом заразился настоятель монастыря. Все храмы закрыты на карантин

По данным администрации Верхотурья, в городе пока официально подтвержден один случай коронавируса. О новых случаях заболевания не сообщается, но источник Znak.com в медицинских кругах Верхотурья сегодня сообщил, что коронавирусная инфекция после тестирования контактных с игуменом подтверждена у 18 человек.

Отец Иероним, по словам источника Znak.com, в последнее время вел службы в разных храмах города. Где конкретно он заразился, официальные источники не говорят. В региональном оперативном штабе по борьбе с коронавирусом сказали, что, как и в других случаях, в Верхотурье проводится эпидемиологическое расследование, но разглашать его результаты не будут, так как это «может позволить идентифицировать пациентов, что может привести к нарушению их прав».

Храмы Верхотурья — традиционное место паломничества верующих (архивное фото)Яромир Романов / Znak.com

Отдельно врачи посоветовали всем, кто был на богослужениях в мужском монастыре с 24 апреля по 8 мая и на праздничной службе 3 мая в Свято-Покровском женском монастыре, следить за здоровьем в течение двух недель, быть на самоизоляции и не посещать общественные места.

«Это было предсказуемо»

Жители Верхотурья в соцсетях по-разному отреагировали на новость о коронавирусе у настоятеля монастыря. В популярном городском паблике «Верхотурье» в соцсети «ВКонтакте» анонимный пользователь предложил отдать священников и настоятелей, которые проводили службы во время режима самоизоляции, под суд. В ответ девушка по имени Дарья Веселовская сказала, что документ Роспотребнадзора «носил рекомендательный характер», хотя на самом деле его исполнение было обязательным. «Самоизоляция не есть ЧП, а его вводить нет оснований, так как все это ложь, а не пандемия, и ковид не страшнее гриппа, иначе как так болезнь может протекать бессимптомно, цирк да и только», — считает Дарья.

Пользователь Олег Танков обратил внимание на то, что режим самоизоляции и масочный режим в городе в целом практически не соблюдаются. «Я, конечно, не фанатично верующий, не ярый атеист. Но как так, парикмахерские и салоны могут работать, а священнослужителя под суд? А священник принимал прихожан тогда, когда не знал, что он больной! Но нужно было принимать меры предосторожности, это конечно! Но вы сейчас посмотрите, даже когда вышел приказ об обязательных масках, сколько человек даже в магазинах ходят без масок», — написал он.

Пользователь Сергей Савельев назвал первый случай заражения в храмах «предсказуемым». Пользовательницу по имени Мария Белозерова-Севастьянова заинтересовало, как оплачивать записки на молитву, которые отправляются через интернет, ей ответили, что деньги можно пожертвовать по реквизитам, указанным на сайте храма.

Больше всего пользователей шокировало число контактировавших с игуменом Иеронимом лиц.

«Закрыты до отмены карантинных ограничений»

Представители монастырей и Свято-Троицкого собора отказались разговаривать с журналистами о мерах профилактики в храмах из-за коронавируса. Пресс-секретарь Свято-Николаевского мужского монастыря сказала, что с 1 апреля находится в неоплачиваемом отпуске и соблюдает режим самоизоляции, поэтому о том, что сейчас происходит в монастыре, не знает, и посоветовала обращаться со всеми вопросами в Екатеринбургскую епархию.

Пресс-секретарь Екатеринбургской епархии не ответила на звонок и сообщение журналиста. Znak.com направил в епархию официальный запрос.

В единственном официальном сообщении на сайте мужского монастыря, которое появилось уже после публикации новостей о подозрении на коронавирус у игумена Иеронима, говорится, что «в связи с эпидемиологической обстановкой в Верхотурье доступ в местные монастыри и храмы прихожан и паломников временно приостановлен — вплоть до отмены карантинных ограничений». В монастыре заявили, что службы в храмах будут продолжаться — ежедневно клирики и братия будут служить Божественную литургию и братские молебны с Акафистом у святых мощей праведного Симеона Верхотурского. Прихожане и паломники могут подать записочки о здравии и упокоении по телефону или через интернет. Под сообщением нет ни одного комментария.

На сайте и странице Свято-Покровского женского монастыря в соцсети «ВКонтакте», а также на страницах собора Святой Троицы нет никаких сообщений о том, что они закрыты из-за карантина. На сайте женского монастыря сообщается, что сейчас в обители живут 23 сестры.

«На туризме никак не скажется»

Последние 20 лет власти Свердловской области пытаются развить для Верхотурья бренд «Духовная столица Урала» и сделать его одной из основных точек для внутреннего туризма. Еще губернатор Эдуард Россель говорил, что в городскую инфраструктуру для этого нужно вложить 11 млрд рублей. По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, развить бренд так и не удалось, поэтому закрытие монастырей и храмов в Верхотурье никак не скажется на туристической отрасли в Свердловской области.

страница Свято-Николаевского мужского монастыря в соцсети «ВКонтакте»

«Верхотурье слишком удалено от Екатеринбурга и инфраструктурные вопросы до сих пор не решены. Как 15-20 лет назад мы обсуждали, что нет туалетов по маршруту до Верхотурья, так и сейчас обсуждаем, что их нет. Город не пользуется туристским спросом, потоки православного туризма замыкаются в радиусе Екатеринбург — Ганина Яма, сейчас еще появился Алапаевск, потому что туда сделали дорогу и там восстановили некоторые исторические объекты, связанные с расстрелом Романовых», — говорит Мальцев.

Он добавил, что в Верхотурье с целью туризма в основном ездят некоторые жители Свердловской области на личном транспорте. Но посчитать, сколько там было за последнее время туристов и даже сколько их было за последний год, — невозможно, так как сложно отличить туристов от паломников и от местных прихожан. Поэтому любые попытки оценить этот показатель Мальцев считает манипуляцией.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор
В один из минувших июньских праздничных дней мы отправились по святым уральским местам — в столицу уральского православия город Верхотурье и село Меркушино.
Фоторассказ о нашем паломничестве по землям Верхотурским для удобства разделю на несколько частей.
Итак, Верхотурье и Свято-Никольский мужской монастырь.
Но сначала немного о самом городе.
Верхотурье — старинный уральский город, основанный в 1598 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее вогульского городища Неромкар для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь — вверх по Каме до Соликамска, затем посуху и дальше вниз по Туре в Обь. Верхотурье стал главной крепостью на пути в Сибирь. Здесь была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары по Бабиновской дороге через Урал на запад.
По пути в ссылку здесь побывали протопоп Аввакум, князь А. Д. Меньшиков, Бирон, а также здесь отметились многие учёные и путешественники, такие как Витус Беринг и Семён Дежнёв. Верхотурскими воеводами назначали известных людей — близких родственников царя Бориса Годунова, царицы Марии Милославской, борца с поляками Дмитрия Пожарского, отца первой жены Петра I.
Верхотурье является одновременно и самым старым, и самым малочисленным городом в Свердловской области.
Верхотурье называют духовной столицей Урала. Действительно, такой плотности церквей и монастырей на тысячу жителей нет более нигде в нашем крае. А проживает здесь всего-то 8,5 тысяч человек.
1

Конечно же, в первую очередь Верхотурье славится Свято-Николаевским мужским монастырём. Он является крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале. Монастырь основан в 1604 году, но стал широко известен лишь с 1704 года — после переноса сюда мощей, прослывшего святым, Симеона из села Меркушино. После этого монастырь обнесли каменной стеной, на его территории построили несколько красивых каменных храмов. Постепенно известность мощей Симеона Верхотурского росла, увеличивалось количество паломников. Среди паломников был и Григорий Распутин. Последний раз Распутин посетил Верхотурье за несколько месяцев до своей гибели — летом 1916 года. Подробная история монастыря хорошо описана на его сайте.
2

К тому моменту, когда мы туда приехали, к сожалению, многие постройки, включая сам Крестовоздвиженский собор были в строительных лесах. Монастырь готовился к приезду патриарха Кирилла. Последний раз, когда я был в Верхотурье, а это было, где-то в 90-х, собор был в полуразрушенном состоянии, его только начинали восстанавливать. Особенно запомнилась надпись большими красными буквами «РЕПА» поверх полузатёртых фресок на стене восточного предела. Она осталась со времён, когда здесь располагалась исправительная колония для малолетних преступников. Но сейчас собор в полном порядке — большой, красивый, основательный.
3

Надвратная церковь Симеона и Анны (1855-1863)
4

Южные ворота
5

Южная стена и юго-западная угловая башня
6

Надвратная церковь Симеона и Анны (1855-1863)
7
Ворота с церковью Симеона и Анны (1855-1863)
8
Монастырская площадь. Преображенский храм, Никольская церковь, Крестовоздвиженский собор
9
Никольская церковь, Крестовоздвиженский собор
10
Ворота с церковью Симеона и Анны, православный музей (настоятельский корпус) (слева)
11
Преображенский храм (1821)
12
Внутри Преображенского храма
13
Внутри Преображенского храма
14
Внутри Преображенского храма
15
Преображенский храм
16
Западная стена и северо-западная угловая башня
17
Монастырская трапезная (справа), братский корпус (слева)
18
Западная стена
19
Монастырская трапезная
20
Преображенского храма (северная сторона)
21
Братский корпус
22
Преображенского храма и садик перед братским корпусом
23
Северная стена
24
Северо-западная угловая башня
25
Преображенский храм и монастырская трапезная
26
Северная стена
27
Братский корпус
28
Братский корпус
29
Крестовоздвиженский собор
30
Усыпальница перед Преображенским храмом
31
Усыпальница перед Преображенским храмом
32
Преображенского храма (восточная сторона)
33
Крестовоздвиженского собора (северная сторона)
34
Братский корпус (слева), Верхотурское православное духовное училище (справа)
35
Крестовоздвиженский собор (восточная сторона)
36
Монастырская (гостиница для поломников)
37
Монастырская (гостиница для поломников), духовно-просветительский центр «Покров» (в центре)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *