Москва Екатерининский дворец

Содержание

Как добраться до Царского Села

Маршрутки от «Дома Советов» на Московской площади (342, 287, 347а и другие), метро «Московская». Время в пути — около 30 минут.

Обратите внимание, что маршрутка останавливается непосредственно около парка, а железнодорожный вокзал находится на значительном удалении от парка. Поэтому настоятельно рекомендую добираться до музея-заповедника на маршрутке. Если Вы всё-таки желаете ехать в Пушкин на электричке, то от железнодорожного вокзала до парка можно добраться на маршрутке или пешим ходом — около 20 минут.

Электрички с Витебского вокзала. На электричку можно сесть на ж/д платформе «Купчино» или на самом Витебском вокзале.

Если вам дорого время и деньги, рекомендуется садится на электричку в Купчино. Для этого необходимо доехать до метро «Купчино», купить билет, перейти по подземному переходу на ж/д платформу. Время в пути от ж/д платформы «Купчино» — около 20 минут. Интервал движения электричек 20–30 минут. Около метро «Купчино» расположено несколько торговых центров с продуктовыми и другими магазинами.

В выходные рекомендуется отправляться с Витебского вокзала, т.к. Вы рискуете просто не влезть в электричку. Также лучше отправляться с Витебского вокзала, если Вы хотите гарантированно занять сидячие места.

Обратите внимание, что Пушкин — это популярное место отдыха жителей Санкт-Петербурга, поэтому в выходные дни количество посетителей музея–заповедника значительно увеличивается. Настоятельно рекомендуется для поездки выбирать будний день.

Екатерининский парк — режим работы в 2020 году

Парк открыт для посетителей с 3 июля.

  • Ежедневно с 9:00 до 21:00
  • Вход до 19:00

Екатерининский парк — стоимость билетов в 2020 году

  • В летний период (с 25 апреля по 20 октября):
    • для взрослых — 150 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов — 80 рублей
    • для пенсионеров России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 50 рублей
  • В зимний период (с 21 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный.

Александровский парк — стоимость билетов и режим работы в 2020 году

Парк открыт для посетителей с 3 июля.

  • Ежедневно с 10:00 до 22:00
  • Вход до 20:30

Вход бесплатный.

Екатерининский дворец (включая Янтарную комнату) — режим работы в 2020 году

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

  • 2 июня — 31 августа
    • Ежедневно с 12:00 до 19:00
    • По понедельникам и средам время работы продлено до 20:00
    • Выходной день — вторник
  • 13–31 мая и 1–30 сентября
    • Ежедневно с 12:00 до 18:00
    • Выходной день — вторник
  • В зимний период (по апрель)
    • Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
    • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
    • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Екатерининский дворец (включая Янтарную комнату) — стоимость билетов в 2020 году

  • Для взрослых — 700 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 350 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана — 350 рублей
  • Сохраняйте входной билет в парк! Билет в дворец выдается только при предъявлении билета в парк.
  • Экскурсия на русском языке включена в стоимость билета
  • Есть аудиогид на английском, французском, немецком, и китайском языках. Стоимость аренды аудиогида — 200 рублей. В залог необходимо оставить 1000 рублей или документ, удостоверяющий личность

Александровский дворец — режим работы в 2020 году

Закрыт на реставрацию. Ориентировочная дата завершения работ — 2020 год.

Музей-лицей А.С. Пушкина — режим работы в 2020 году

Открыт для посетителей с 23 июля. Во время визита необходимо носить маску и перчатки.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни — вторник и последняя пятница месяца
  • Касса закрывается на час раньше

Музей-лицей А.С. Пушкина находится около Екатерининского дворца, в начале улицы Садовой.

Музей-лицей А.С. Пушкина — стоимость билетов в 2020 году

  • посещение с экскурсией
    • для взрослых — 330 рублей
    • для школьников, студентов и пенсионеров — 240 рублей
  • посещение без экскурсии
    • взрослые — 150 рублей
    • для школьников, студентов и пенсионеров — 60 рублей

Официальный сайт музея-заповедника «Царское Село»

Государственный музей-заповедник «Царское Село» www.tzar.ru

Музей-лицей А.С. Пушкина www.museumpushkin.ru

Екатерининский дворец также называют Екатеринские казармы- это дворцово-парковый комплекс, он расположен в городе Москва, его построили для Екатерины Второй, где раньше стоял императорский дворец Аннегоф. Эта усадьба в начале 18-го века принадлежала Ф. Головину петровскому помощнику, на левом берегу Яузы он для себя возвел каменный дом, недалеко от него — голландский парк.

Также важно, что при Петре Первом в 1722 г. усадьбу выкупила казна, а на ее месте для государыни Анны деревянные дворцы Аннегоф возвели. Между тем в 1760-ых г. здания разобрали, и в 1770-ых г. на их месте стали строить новый дворец для Екатерины Второй, проект прислал А. Ринальди. При строительстве возникли проблемы, поэтому пришлось провести перестройку, ею руководил архитектор К. Бланка. В 1771 г. чтобы соединить Екатерининский дворец и Лефортовский дворец, построили Дворцовый мост, сейчас его называют Лефортовский.

Между тем в 1937 г. в здании Военную академию бронетанковых войск разместили, но сейчас там Общественная академия Вооруженных сил РФ. Столичные власти в 2004 г. начали обсуждать с Министерством обороны России вопрос, чтобы городу передать права собственности на Екатерининский дворец.

Дворцы

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Вдоль берега Яузы, напротив величественных корпусов МГТУ и ЦНИИЧермет раскинулся Лефортовский парк, небольшой зеленый оазис среди городских кварталов. Летом, в тени деревьев здесь можно укрыться от жары, позагорать на берегах прудов. Зимой скатиться с горы на санках или простом куске картона. Или молча постояв у грота или беседки с бюстом Петра вспомнить историю этих мест.

Желая быть ближе к Петру I, боярин Федор Алексеевич Головин покупает у голландского купца Теберта земли за Яузой, напротив Немецкой слободы. В декабре 1703г. он празднует свадьбу сына с дочерью графа Шерементьева в недавно отстроенном дворце. Он находился на месте нынешней «центральной” просеки парка. Скорее всего, усадьба произвела впечатление на царя и в марте 1704г. он принимает в ней посланника французского короля Людовика XIV, а в 1721г. и, вовсе, выкупает у потомков боярина. Довести парк «до ума” Пётр поручает голландцу Николаю Бидлоо. Искусный врачеватель, приехавший в Москву, как личный медик царя, он создал и возглавил первый российский военный госпиталь, тот самый, что сейчас носит имя выдающегося хирурга Николая Ниловича Бурденко. Истинный сын своей эпохи, Бидлоо немало преуспел в рисовании, живописи, музыке, математике, геометрии, и архитектуре. Дворцовый сад он выполнил в голландском стиле с фонтанами, каскадами прудов, плотинами, каналами… По преданию, несколько деревьев здесь посадил сам Пётр. Полюбив дворец, он часто приезжал в него, как в «дом свой”. Один из таких визитов изображен на прекрасной гравюре Андриана Шхонебека.

А. Шхонебек. Усадьба Ф.А. Головина в Москве. По материалам Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

На левом оттиске виден боковой фасад дворца Головина. На правом, за Яузой показана Немецкая слобода со дворцом Лефорта и едва заметная на горизонте Москва.

После смерти Петра, в Москву из Санк-Петербурга вместе со двором и многими государственными учреждениями переезжает императрица Анна Иоановна. В Кремле она повелевает возвести «Зимний” дворец, и «Летний” в бывшей Головинской усадьбе. Для этой работы в Москву прибывает Бартоломео Франческо Растрелли.

В 1730г. он возводит на холме над Яузой роскошный дворец с 220 комнатами и большим залом. В нём Анна Иоановна торжественно вступила на престол, провозгласив Лефортово своей главной московской резиденцией и переименовав на немецкий манер в «Анненгоф”.

Летний Анненгофский дворец. Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков: Принципы художественного единства / Т.Ф. Саваренская, И.А. Бондаренко, Д.О. Швидковский и др.; Под ред. Т.Ф. Саваренской. – М.: Стройиздат, 1997г.

За свою работу Растрелли назначается придворным архитектором, и в следующем, 1731г. берётся за перестройку парка.

Возведенную Бидлоо, плотину Венеры украсила статуя богини. Увы, до нашего времени она не сохранилась. Да и сама плотина ныне выглядит довольно удручающе.

Плотина Венеры Плотина Венеры

К украшенному фонтанами и сфинксами гроту, Расстрелли добавил белые колоны. Забегая вперед надо сказать, что к концу XVIII века грот был очень богато оформлен. В центральной нише находилась статуя Геркулеса, перед которой стояли тюлени с трубками для бьющих из них воды. Нижнюю площадку укрошали каменные сфинксы, а на верхней, был фонтан с деревянным позолоченным тритоном, около которого стояла дюжина дельфинов, из которых била вода. Сейчас в это вериться с трудом.

Грот «Растрелли”

В 1736г. из Кремля в Лефортово перенесли и «Зимний Анненгоф”. Можно считать, что вместе с дворцом, сюда переехала и столица Российской Империи.

Зимний Анненгофский дворец. Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков: Принципы художественного единства / Т.Ф. Саваренская, И.А. Бондаренко, Д.О. Швидковский и др.; Под ред. Т.Ф. Саваренской. – М.: Стройиздат, 1997г.

Ещё одной достопримечательностью Лефортовского парка является беседка-ротонда, «памятник места отдохновения Петра Великого”, сооруженная в 1804г. Ровно через сто лет её уничтожил ураган 1904г. В том же году было заложено её новое здание.

Беседка-ротонда

В советские времена, беседка медленно разрушалась за строительным забором, но сейчас она отреставрирована и выглядит вполне достойно.

Вступив на престол, Елизавета Петровна назвала оба дворца «Головинскими” и сделала сад доступным для посещения простым людям. Вскоре дворцы сгорели, и были отстроены заново. Пожар был настоящим бедствием этих деревянных строений, пока в 1771г. Екатерина II, кстати, принявшая в Анненгофе православие и обручившаяся здесь с наследником престола, не повелела возвести каменный дворец.

Стройка шла непросто и заняла 25 лет. В работе принимали участие архитекторы Яковлев, Ринальди, Казаков, Кваренги. Последний создал портик со стороны сада

Портик Екатерининского дворца

и знаменитую лоджию на фасаде с двенадцатью колоннами коринфского ордера, самую большую колоннаду в Москве.

Колонада Екатерининского дворца

Но названный Екатерининским дворец, кстати, на то время, самое большое здание Москвы, никогда не служил резиденцией главы государства. Недолюбливавший мать Павел I, передал дворец военным. И не простым, а гарнизонному Архарова 2-у полку. От буйных выходок его солдат пошло крылатое выражение «Архаровцы”. По обе стороны дворца встали 1-й и 2-й кадетские корпуса. В них учились художник Федотов, композитор Скрябин, писатель Куприн.

Во время октябрьского восстания 1917г. эти военные училища, будучи оплотом правительственных сил, подверглись артиллерийскому обстрелу. Только, пролетевшие мимо цели снаряды упали в рабочих кварталах, убив и покалечив «своих”. О событиях тех дней напоминает это орудие на берегу Яузы.

Орудие на берегу Яузы. Фотография 70-х гг.

В советские времена, парк стал именоваться «Парком Московского окружного дома офицеров”, или парком Московского Военного Округа, говоря кратко «МВО”.

14 июля 1925г. в парке произошел провал, обнаруживший старый колодец диаметром свыше метра и глубиной около 3 метров. Из колодца вели выложенные кирпичом подземные галереи. Первая галерея шла на запад, к пруду. Вторая вела на север, по этой галерее мальчишки проходили до завала 12 метров. Этот ход имел ответвления: одно на восток, другое на юг, они были завалены мусором от рухнувшего свода.

По преданию, некий юноша известил императрицу о существования заговора против неё. Опасаясь за свою жизнь, Анна Иоановна приказала тайно соорудить подземный ход из «Летнего Анненгофа” в некогда принадлежащий Францу Лефорту дворец, на другом берегу Яузы. Строили его крестьяне графа Шерементьева из села Кусково. По окончании работ им была обещана свобода. Но после того, как подземный ход был сооружен они якобы исчезли.

Летом 1933 года заведующий сектором подземных сооружений Московского уголовного розыска некто Агафонов пригласил Стрелецкого для исследования двухъярусных подземных лабиринтов, обнаруженных в Головинском парке. Лабиринты эти использовались бандитами, устроившими там жильё и склад награбленного. Правда, что собой представляли эти сооружения, и какова была их дальнейшая судьба, археолог в своем дневнике умалчивает.

Подземные ходы нашлись и под Екатерининским дворцом. В 1915г. при прокладке канализационных труб у западной стены фасада дворца нашли подземную галерею, идущую вдоль стены. Ширина её составляла 0,7 метра, а измерить глубину рабочие не смогли. Галерея была полностью заполнена водой, а опущенный шест, не достиг дна. В июле 1926 года на заседании комиссии «Старая Москва” был представлен некий Михайлов, нашедший под дворцом потайной ход. Пройти по нему помешали подтопление с обвалом. На этом же заседании другой свидетель – Возницын сообщил о разговорах обитателей дворца о, якобы ведущим под Яузу подземном ходе. Обследовав подземелья дворца, Стрелецкий не нашел никаких следов тайных ходов.

Организуя досуг трудящихся, администрация построила в парке стадион, и многочисленные объекты общепита. Последние до нашего времени не сохранились. Хочется упомянуть танцплощадку на острове одного из прудов. Не долго просуществовав, она успела мелькнуть в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя”, где по ней гуляли Шарапов с Синичкиной.

Танцплощадка 70-х годах Так выглядит это место сейчас.

В конце советской эпохи над Лефортовским парком нависла страшная угроза. В чью-то далеко не умную голову пришла идея проложить через него автомобильную дорогу. Об исторической ценности этого места, и пациентах госпиталя им. Бурденко чинуши даже не подумали. К счастью, местным жителям удалось отстоять парк, и, сейчас, Третье Транспортное Кольцо проходит под ним в тоннеле.

С 1999 по 2003гг. в парке проводились археологические исследования открывшие прежние расположения дорожек, лестниц, берегов прудов. Об истории этих мест рассказывают красиво оформленные таблички. Возле стадиона появилась тренажерная площадка. Словом, парк изменился к лучшему и это не может не радовать.

Друг Петра I «лучший из иностранцев» Франц Яковлевич Лефорт обеспечил наш город топонимом Лефортово. Генерал-адмирал, уроженец Женевы в начале 1690-х поселился в доме на высоком берегу Яузы, в Немецкой слободе, облюбованной иностранцами, ищущими счастье в Московии.

Молодой царь предпочитал проводить здесь большую часть своего времени, давать балы и приемы, чем и пристрастил сиятельное дворянство к этой живописной и свободной от плотной застройки местности. В начале XVIII века в юго-восточной части города начинают возводить усадьбы и дворцы. Построился и глава внешнеполитического ведомства Федор Головин, влиятельный петровский сподвижник.

Усадьба Ф. А. Головина. Главный фасад дворца. 1705 г. А. Шхонебек и ученики, 1705 г.

Говорят, царь Алексей Михайлович, умирая, завещал Головину «хранить царевича Пeтра, яко зеницу ока». Тот хранил и, руководя русской дипломатией, создал целую систему диппредставительств России за рубежом, став первым кавалером ордена Святого Андрея Первозванного и от имени русского царя подписав не один важнейший международный договор. Государь очень ценил генерал-фельдмаршала. В бумаге, извещающей о его смерти, подписался «печали исполненный Петр». Однако наследники Головина о его дворце близ Немецкой слободы, знавшем времена торжественных и многолюдных приемов, не особенно заботились. Изрядно обветшавшее сооружение было выкуплено в казну. Прежде же, при Головине, все было пышно. Каменный дом строил архитектор Дмитрий Иванов. Вокруг разбивался регулярный парк по образцу Версаля. Не случайно именно в этом антураже в марте 1703 года Петр принимал посланника французского монарха Людовика XIV. В годы временного перенесения столицы из Петербурга в Москву при Петре II императорский двор располагался в том числе в Головинском дворце.

Усадьба Ф. А. Головина и Немецкая слобода. 1704 г. С гравюры голландца Генриха Де Витта

После кончины Головина переустройством усадьбы и парка с системой прудов, каскадов и фонтанов занимался придворный медик Петра голландец Николас (Николай Ламбертович) Бидлоо, анатом и фармацевт, по совместительству ландшафтный архитектор и живописец. К слову, напротив Немецкой слободы под руководством Бидлоо создавался Госпитальный дом, «гошпиталь для лечения болящих людей».

В 1730 году на российский престол была приглашена четвертая дочь царя Ивана V, Анна Иоанновна. Головинская усадьба с садом, служившая императрице летней (а затем и зимней) резиденцией, была переименована в Анненгоф. Сам Франческо Бартоломео Растрелли воздвигал для правительницы новые деревянные барочные строения. Перед домом устроили так называемую Анненгофскую рощу.

Зимний Анненгоф. Вид с юго-запада. 1762-1763 гг. Гравюра Н. Я. Саблина по рис. В. Усачева

Елизавета Петровна, взойдя на престол, санкционировала здесь постройку очередного дворца и возвратила ему историческое название — Головинский, дав в нем пышный обед 1 мая 1742 года по случаю коронации.

Прошло еще два десятка лет, и здешние мемориальные угодья становятся предметом интереса следующей претендентки на русский трон. Венчание на царство традиционно происходило в древней столице. В сентябре 1762 года короноваться в Москву прибывает Екатерина, в недавнем прошлом София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, свергнувшая с престола непопулярного мужа Петра III. Останавливается она также в Головинском дворце и, разумеется, через некоторое время на месте снесенного летнего Анненгофа начинает стройку собственной резиденции — сегодня единственной сохранившейся в Москве императорской усадьбы.

Екатерининский дворец в Лефортово. Цветная акватинта Демам-Демартре Ф. М., 1811 г.

К созданию этого величественного сооружения приложили руку выдающиеся мастера — Антонио Ринальди, Карл Бланк, Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези. Руководителем стройки Екатерининского дворца (1773–1796) был князь Петр Макулов, допустивший кладку из негодного кирпича и отстраненный от работ. Широкая лоджия с протяженной колоннадой из шестнадцати коринфских колонн, сложенных из серого песчаника, представляется этаким оммажем — через столетие — Клоду Перро, автору Восточной колоннады Лувра с ее эффектным ритмом и точно найденными пропорциями. Казне долгострой обошелся в 3,6 млн рублей, и, жаль, пожить в этих чертогах Екатерине II так и не довелось.

Кадетский корпус

Дождавшийся наконец-то трона Павел I велел остричь деревья в Головинском саду в форме петухов, а матушкин дворец немедля превратил в казармы, распорядившись квартировать в этом идеальном образце русского классицизма солдат полицейского полка Николая Архарова. Как раз благодаря этому персонажу, вошедшему в историю как разработчик системы суровых мер по подавлению преступности в Москве, архаровцами стали именовать полицейских, а со временем и хулиганов и правонарушителей.

Пострадавший от наполеоновского нашествия Екатерининский дворец, к тому времени уже звавшийся Красными казармами (его нынешний адрес — 1-й Краснокурсантский проезд, 3/5, корпус 2), довелось восстанавливать Осипу Бове, после чего здесь учредили Московский кадетский корпус.

Тронный зал в Кадетском корпусе

К началу XX столетия Головинский сад зарос, пруды стояли заброшенными, но вскоре здесь устроили городской парк.

В 1937 году в бывшем Екатерининском дворце разместилась Военная академия бронетанковых войск, в настоящее время — Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации. В ближайшее время дворцу XVIII века предстоит реставрация, причем как фасадов, так и интерьеров.

Екатерининский дворец занимает центральное место в дворцово-парковом ансамбле Царского села. Ежедневно его великолепные залы посещают тысячи туристов, а наибольшей популярностью в Екатерининском дворце пользуется знаменитая Янтарная комната, восстановленная к 300-летию Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец можно назвать памятником терпения русского народа, сумевшего восстановить историческое здание, разрушенное в годы оккупации немецкими войсками города Пушкина. Прошло более 70 лет со дня окончания войны, но до сих пор выполняется реставрация некоторых залов.

Продолжительность экскурсии по дворцу составляет около часа, в оставшееся время рекомендуем прогуляться по Екатерининскому и Александровскому паркам, а также посетить Музей-лицей А.С. Пушкина.

Описание

Строительство величественного здания, протяженность которого составляет 306 метров, выполнял известный архитектор, мастер стиля барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Именно он определил основные размеры здания, отделку его фасадов и внутренних интерьеров.

Сооружение здания велось с 1748 по 1756 год, интерьеры дворца в основном отражают два стиля — барокко и классицизм. Екатерининский дворец великолепен, как снаружи, так и внутри.

Внешнее убранство

Голубой, белый и золотистый цвет здания придают ему торжественный и праздничный вид. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов. От центральной части дворца отходят флигели, соединенные крытыми галереями. В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченными куполами.

Южное крыло, где раньше находилось парадное крыльцо, увенчано позолоченным куполом со звездой на шпиле. Всего на позолоту наружных и внутренних элементов здания ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

  • По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учел масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

  • В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зеленую столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

  • При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.
  • Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

Из истории

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трем российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе.

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это все было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *