Музей архитектуры щусева

афиша, события и экскурсии

Афиша на ближайшее время:

интересно
11 сентября — Новая экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Полная афиша Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 01.01.1964

18 мая — Международный день музеев

Описание:
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева был создан 1 января 1964 г. и является единственным музеем архитектуры в России. Фонды музея насчитывают более 800.000 единиц хранения: это не только авторская архитектурная графика XVIII-ХХ веков, но и архитектурные модели, макеты, коллекция строительных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства, фотографий, негативов, личных архивов архитекторов, живописи и др.

Сегодня музей включает три выставочных пространства: Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный флигель «Руина» и средневековое пространство Аптекарского приказа — трапезная палата XVII века. Во дворике музея представлена коллекция скульптуры — подлинные фрагменты Триумфальной арки Осипа Бове, решетки оград XIX-XX веков, садово-парковая скульптура XVIII-XIX веков.

В 2014 году статус филиала Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева получил Дом Мельникова (Экспериментальный дом-мастерская архитектора К.С. Мельникова). Дом спроектирован и построен архитектором Константином Мельниковым в Кривоарбатском переулке в Москве в 1927-29 годах для себя и своей семьи. Два разновысоких цилиндра, на одну треть врезанные друг в друга, создают неповторимую объемно-пространственную композицию сооружения, известную во всем мире. Обладая уникальной архитектурной формой, дом сохраняет подлинную мемориальную обстановку, отражающую историю творчества архитектора и его семьи

Здание(я):
Здание второй половины XVIII века, выполнено по проекту архитектора круга М. Казакова. В комплекс зданий входит и постройка XVII века — Аптекарский приказ

Основатель: Академия архитектуры

Основные экскурсии:
Экскурсии по выставочным пространствам музея
Экскурсия по Дому Мельникова

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека, кафе или бар
Образовательные услуги:
Лекции по истории мировой архитектуры и искусства
Детский центр, где проходят занятия по монументальной живописи, мозаике, столярному делу, а также теоретические занятия «Что нужно знать архитектору» и «Архитектурная геометрия»
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности:
Красная площадь

профессионалу

Основные должностные лица:
Директор: Лихачева Елизавета Станиславовна, тел. (495) 691-2109
Зам. директора по научной работе: Казусь Игорь Александрович, тел. (495) 291-1758
Ученый секретарь: Терехова Ирина Ивановна, тел. (495) 203-38-74
Зав. отделом фондов: Тюрина Дотина Александровна, тел. (495) 203-8291
Зав. научным отделом: Манина Антонина Иосифовна, тел. (495) 291-2590
Зав. научным отделом: Гейдор Тамара Ивановна, тел. (495) 291-1567

Научный сотрудник: Смолина Надежда Иванова, тел. (495) 202-1313
Тел. дирекции:
(495) 691-2109, Факс: (495) 690-1431
Адрес дирекции:
119019, Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Даты открытия и основания:
основан: 01.01.1964
Бюджетный статус:
Федеральный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации:
архитектурно-ансамблевая , историческая
Площади организации:
временных выставок 1523м2
фондохранилищ 3290м2
Количество сотрудников:
110, из них 30 научных
В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, реставрационные мастерские
Вышестоящая организация:
Министерство культуры Российской Федерации — R152
Филиал или подчиненная организация:
Аптекарский приказ — M2704
Членство в организациях:
Российский национальный комитет международного совета музеев — ИКОМ России — R158
Организации партнеры:
Национальный Фонд «Возрождение русской усадьбы» — R1212
Единиц хранения:
около 1000000

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция архитектурной графики XVII — нач. XX вв.
Коллекция гравюр (русских и зарубежных) XVI — XX вв.
Фрески XVII в. Троице-Макарьевского монастыря г. Калязина
Скульптура (мрамор, дерево) XVIII-XX вв.
Коллекция мебели (русская, западноевропейская) сер. XIX века
Авторские модели архитектурных сооружений (XVIII-XX вв.)
Коллекция строительных материалов
Коллекция уникальных негативов
наиболее интересные предметы фондов

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

информация от: 03.04.2020

Современное владение 25 в Гагаринском переулке с конца XVIII в. входило в состав большой городской усадьбы А. И. Гагарина, располагавшейся между Мертвым и Староконюшенным переулками.
В 1816 г. один из восьми участков владения купил губернский секретарь И. И. Передков, выстроивший в 1819 г. деревянный одноэтажный дом по красной линии переулка. Дом по проекту архитектора Ф. К. Соколова представлял собой образцовый послепожарный ампирный особняк на белокаменном цоколе с четырехколонным портиком, увенчанным фронтоном. Слева к дворовому фасаду примыкала прямоугольная в плане деревянная пристройка.
В конце 1860-х дом приобретает декабрист Петр Николаевич Свистунов, в 1863 г. вернувшийся в Москву из ссылки. По воспоминаниям современников, Свистунов был личностью незаурядной, талантливый публицист, «отлично образованный и замечательно умный человек; у него в характере было много веселого и, что называется, по-французски caustique, что делало его необыкновенно приятным в обществе» (М. Брызгалова, внучка декабриста И. Анненкова). В доме П. Н. Свистунова бывал Л. Н. Толстой, работавший в то время над романом о декабристах. Сохранилась их дружеская переписка. «Петр Николаевич много читал, всегда был занят в своем кабинете. По вечерам играл на виолончели под аккомпанемент рояля. Аккомпанировала ему дочь Кити или Мадлен. Иногда приходили друзья, музыканты, кто со скрипкой, кто с флейтой, и устраивались трио, квартеты…» (Е. Головинская, племянница Свистунова). Старшая незамужняя дочь Свистунова ‒ Мария Петровна ‒ была пианисткой, училась в Московской консерватории, в Будапеште брала уроки у Ференца Листа. С ней и доживал свой длинный век (он прожил 85 лет) в особняке в Гагаринском переулке «последний из декабристов».
В 1873 г. П. Н. Свистунов обратился с просьбой в городскую управу о капитальном ремонте дома – замене рам, полов, «снятии на оном строении фронтона и наружной деревянной обивки» для последующего оштукатуривания с отделкой по фасаду. Работы выполнялись по проекту архитектора М. Кривошеева. При Свистунове дом был увеличен в длину за счет левой пристройки, увеличилось крыльцо со двора. Центральная часть фасада была выделена плоским ризалитом, обработанным рустом. Окна обрамляли профилированные наличники с ушками и замковыми камнями. Фасад с лаконичным ампирным декором венчал антаблемент с гладким фризом. Дом имел традиционные для первой трети XIX в. интерьеры: просторный холл, объединяющий анфиладу парадных комнат. Деревянная лестница с балясинами вела на антресоли с тремя жилыми помещениями.
В конце XIX в. дом купил известный врач Н. А. Берензон, стараниями которого старая усадьба Баташевых была переустроена в лечебное учреждение – Яузскую больницу. Больницей «в качестве главного врача заведывал доктор Н. А. Берензон ‒ с большим практическим опытом и хорошей эрудицией, благодаря чему пользовался среди своих товарищей авторитетом и уважением и умел в молодых врачах пробуждать дух исследования и любовь к научным занятиям» (отчет МГУ за 1923 г.). Домом Берензон владел вплоть до 1917 г. В основном объеме главного дома, вход в который осуществлялся через пристройку в галерее, располагалась пятикомнатная квартира владельца, а трехкомнатная квартира в пристройке сдавалась внаем.
С 1912 г. дом снимал архитектор А. В. Щусев, переехавший в Москву после победы в конкурсе на постройку Казанского вокзала. Щусев прожил здесь до 1946 г. И вновь дом стал местом притяжения творческой элиты. Здесь бывали Корин, Нестеров, Рерих, позднее – молодые архитекторы, работавшие в мастерской Щусева. Здесь в 1941 г. художник М. Нестеров писал портрет Щусева, ныне хранящийся в Третьяковской галерее.
В 1970 г. деревянная пристройка к дому была заменена на каменную в тех же объемах. Пристройка сохранялась до 2008 г., когда во дворе был выстроен офисный центр с подземной парковкой, примкнувший к особняку. В это же время в доме были проведены реставрационные работы с приспособлением под офисные функции.

Единственный в России архитектурный музей имени Щусева – научный комплекс, изучающий и популяризирующий градостроительное богатство страны. Щусев – талантливый советский архитектор. Свою работу музей архитектуры им. Щусева начал в 1934 году. В экспозицию входит более миллиона экспонатов.

Идея создания подобного музея имеет более чем столетний срок. Материалы длительное время накапливались и хранились в самых разных учреждениях. Архитектурные памятники реставрировались и изучались, материалов накопилось великое множество. Они нуждались в обобщении и систематизации. Потребность в научном исследовательском центре высокого уровня стала насущной необходимостью, и в 1934 году такой центр появился в составе Академии архитектуры СССР. Основную часть коллекции разместили тогда в Большом Соборе, причем это была не только российская архитектура, но и мировая. Главными достопримечательностями, как и сегодня, были сооружения древнего Донского монастыря и некрополь XVIII века. Вплоть до 90-ых годов прошлого столетия вся коллекция была сосредоточена в этом монастыре.

После распада СССР Донской монастырь был возвращен в лоно православной церкви, а экспонаты переместили на Воздвиженку. Само музейное здание входит в архитектурный комплекс знаменитой усадьбы семьи Талызиных – это памятка архитектуры русского классицизма XVIII столетия. Проект особняка принадлежит знаменитому архитектору Казакову М.

Собрание музейного комплекса отслеживает историю архитектуры на территории России за тысячу лет. Самыми драгоценными в коллекции считаются фрески в Калязине (Троице-Макарьевский монастырь) и роскошная мебельная коллекция XIX ст. После реконструкции замечательно выглядит вестибюль, оформленный в стиле Древнего Египта со сфинксами и статуями. Приведен в порядок Аптекарский приказ – это сооружение XVIII века в музейном дворе. Среди экспонатов есть такие раритеты как чертежи и графические работы Баженова В., Казакова М., Бове, Щусева А. и проекты российских авангардистов.

В собрании представлены лучшие в стране коллекции русской видописи и архитектурной фотографии. Сотрудники реставрировали самый грандиозный проект отечественного классицизма – деревянную модель Кремля, высотой в 17 метров (проект Баженова). В фондах музея им. Щусева хранится модель купола работы Константина Тона, фрески из Калягинского монастыря, который был затоплен, и множество фрагментов старинных памятников, уничтоженных в 30-ые годы.

Если в прошлые десятилетия главной целью деятельности музея были научные изыскания, реставрация памяток и коллекционное направление, то сегодня его сотрудники активно организовывает выставки и занимается прочей работой, дающей существенные финансовые доходы. В 1995 году музей архитектуры им. Щусева по указу Президента был признан особо ценным культурным объектом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *