Музей Меньшикова

Фотографии Меншиковского дворца

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге расположен на Университетской набережной Невы напротив Адмиралтейства. Это одно из великолепнейших строений 18 века. Стиль здания отражает настроение и дух, с которым Петр задумывал построить величественный город на Неве.

Режим работы Меншиковского дворца в 2020 году

Музей открыт для посетителей с 1 августа. Временно посещение возможно только в составе экскурсионных групп до 5 человек по сеансам. Сеансы в 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 16:00, 16:30 и 17:00. Рекомендуется подходить за 15 минут до начала экскурсии. Билеты только на официальном сайте.

  • Ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 19:00
  • выходной день — понедельник
  • музей закрыт 1 января и 9 мая

Как добраться до Меншиковского дворца

Меншиковский дворец расположен в центре Санкт-Петербурга на Университетской набережной. Поэтому посещение музея можно совместить с прогулкой по центру города.

Ближайшее метро — «Василеостровская». От метро идти по 6–7 линии до Большой Невы, далее по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова (на Васильевском острове часть улиц называются линиями; название осталось с тех времен, когда здесь располагались склады). Дорога от станции метро займет порядка 15 минут.

Стоимость билетов в Меншиковский дворец в 2020 году

  • Взрослые — 300 руб.
  • Пенсионеры РФ — бесплатно
  • Студенты, школьники и дети, независимо от гражданства, — бесплатно
  • Третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря — бесплатно для всех категорий посетителей.

История создания Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Первый российский император Петр I, сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни, в силу своей щедрости отвел своему другу, первому губернатору Петербурга, Александру Даниловичу Меншикову резиденцию на Васильевском острове. Здесь в 1710–1714 гг. с участием зарубежных архитекторов Г. Фонтана, Г. Шеделя и других знаменитых мастеров велось строительство дворца. Западноевропейские зодчие разработали облик дворца, но его строительством занимались русские умельцы — каменщики, столяры и художники. Уникальность здания в том, что оно использовалось и как служебное и как жилое помещение. В стиле строения видны как исконно русские черты, так и новые решения. В строительстве использовались новейшие достижения в области росписи и укладки камня. Скульптуры, украшающие помещения, выполнены в античном и итальянском стиле. Комнаты отделаны мрамором. К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, книги и монеты. Во дворце, который часто называли Посольским домом, проходили пышные приемы, праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепна.

Портик в виде триумфальных ворот Бального зала скорее всего служил иконостасом храма училища

Напротив парадного входа у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие судна.

В 1727 г. губернатора Меншикова сняли с должности и отправили в изгнание. После ссылки царского фаворита в Сибирь, дворец горел. Знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя было изъято. Строение передается Первому кадетскому корпусу и перестраивается для нужд училища. В этом учебном заведении учились Суворов, Задунайский и другие знаменитые личности. С 1880 г. здание становится музеем Первого кадетского корпуса.

С 1956 года в нем проводились реставрационные работы. Они осложнялись тем, что здание многократно перестраивалось. Кроме того, уровень высокого крыльца из-за надстроек набережной и мостовой сильно опустился за три столетия. Цвет здания изменился с тёмно-красного до желтой охры. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.

В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж. И стал открыт для посетителей.

Наружное убранство и интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.

Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.

Большие сени

К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кордегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями.

Кордегардия для почётной губернаторской охраны

С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.

Большая палата — зал для парадных приёмов

По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои.

Парадная лестница

В Ассамблейном — Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.

Большой Бальный зал

Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе — белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат.

Голландская расписная плитка в кабинете Меншикова

Потолок в кабинете также выложен диковиной для тех времен плиткой

В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом.

Морской кабинет А. Меншикова

Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя.

Напольные часы Английского производства 18 века в те времена считались диковиной

Портреты Александра Даниловича Меншикова и супруги и Дарьи Михайловны

В кабинете — живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.

Плафон с изображением бога войны Марса с лицом Петра Великого

В центральном вестибюле — фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.

Большая палата — статуя Аполлона II века н.э.

Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.

Ореховый кабинет

К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.

Коллекция китайского фарфора

В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.

Виртуальные прогулки

Телефон

Музей административно является частью Государственного Эрмитажа

Краткое описание

Бывшая резиденция знаменитого Александра Даниловича Меншикова, уютно вписавшаяся в архитектурный вид Васильевского острова — один из первых каменных домов города, построенных в стиле петровского барокко в период 1710 — 1714 годов. Меншиковский дворец считается самым большим жилым зданием прошлой эпохи из сохранившихся.

Мнение эксперта Алексей Каждый день ищу интересное в Петербурге. Снимаю обзоры на музеи, экскурсии и развлечения. Добавляйся в инстаграм, чтобы не пропустить новости и не потеряться.

Меншиковский дворец на Университетской Набережной — маленький, ободранный снаружи, но хранящий остатки былой роскоши внутри. Я не пожалел, что сходил — людей мало (конец февраля), музей — самобытный, классная экспозиция старинных печек из запасников эрмитажа, которую обещают сделать постоянной.

Закладывайте на посещение один час — думаю будет достаточно.

История

Любимый многими, величественный Санкт-Петербург стал символом власти России на берегах Балтийского моря, символом огромного труда людей, создавших сказку среди болот, рек, озер, многочисленных островов местности. Можно часами бродить по его набережным, слушать волшебные звуки каналов, прокатиться по ним на кораблике, восхищаясь дворцами, архитектурными творениями совсем не старого города.

Почти 210 метров вдоль морского берега занимают постройки дворца, история возведения которого связана с жизнью генерал-губернатора, управляющего краем, личного друга Петра I — Александра Даниловича Меншикова

Получив для строительства усадьбы почти весь Васильевский остров, начиная от Большой Невы до Малой Невы, высокопоставленный владелец стал возводить удобный для жизни комплекс.

Вид дворца предложили зарубежные архитекторы Г. Фонтана, Г. Шедель. Реализация осуществлялась русскими специалистами: каменщиками, столярами, плотниками, художниками.

При этом использовались все лучшие достижения технологий строительства каменных построек, применяемые в то время. Это отразилось в общем стиле строения, где вместе с исконно русскими приемами нашли место новые архитектурные предложения в способах укладки каменных элементов, вариантах росписи. В начале строительства одновременно возводилось два дома: каменный и из дерева, называемый Посольским дворцом. В нем встречали иностранных послов, проводили торжественные мероприятия, свадьбы.

Вместе с этими постройками появились дом для управляющего усадьбой и церковь Воскресения Христова. В XVIII столетии церковь снесли и на её месте построили манеж для обучения верховой езде воспитанников кадетского корпуса. На площадях усадьбы разбили большой сад с огородами, прудами, украшенный скульптурами. Медоварня, бани, кузница, пекарня.

Главным зданием усадьбы был дворец — трехэтажная постройка на «погребах» — возведенный на берегу Невы. Меншиков поселился в нем в феврале 1714 года

На первом этаже размещались служебные помещения. Семья проживала на втором этаже.

Несмотря на сложный период своей деятельности, он постоянно достраивал свой дом. Рядом появилось двухэтажное западное крыло. В нем разместились «Наугольные палаты» для проведения заседаний Военной коллегии.

Возведение второго крыла началось в 1727 году. В этот период Меншиков был отправлен в ссылку. В конце строительства план дворца имел вид четырёхугольника, сформированного четырехэтажным главным зданием, двумя двухэтажными пристройками и строениями со стороны сада.

Главный фасад выходил к Неве и имел огромное входное крыльцо. Он был отделан изогнутыми фронтонами, оригинальными золочеными коронами

Внешний вид дворца гармонично сочетается с его внутренним убранством. После ухода из жизни Меншикова в 1729 году усадьба перешла в государственную казну. До 1731 года в ней работали канцелярии многочисленных ведомств. В дальнейшем судьба здания прошла следующие этапы:

  • Размещение первого Кадетского корпуса. В нем получили образование выдающиеся деятели, полководцы XVIII, XIX столетий. В том числе А. В. Суворов.
  • В XIX столетии здесь размещался Совет Главного управления российских военно-учебных заведений.
  • В 1917 году многие помещения дворца были отданы под государственные учреждения. Среди них функционировало Ленинградское Военно-политическое училище.
  • С 1956 года дворец был сдан в аренду университету Ленинграда.
  • Передача дворца Государственному Эрмитажу в 1967 году. С этого времени началась грандиозная реставрация, возрождение дворца, продолжающаяся и сейчас.

На всех этапах дворец перестраивался, дополнялся новыми зданиями с учетом новых требований. Некоторые строения были разрушены, например, Воскресенская церковь. В церковь Кадетского корпуса был превращен Ассамблейный зал.

В наше время из всех первых зданий усадьбы сохранился только дворец

Архитектура

Во внешнем облике дворца и архитектурном стиле здания отражены дух, настроение, заложенные Великим царем при рождении города.

Убранство дворца определилось значением положения в обществе его хозяина. В его элементах отражены все достижения зодчества Европы: красота дворцов Италии, классика французских особняков. Меншиковский дворец полностью соответствовал парадному варианту петровского барокко тех времен

В соответствии с действующими традициями, планировка дворца выдержана в строгом симметричном варианте с размещением помещений по анфиладному способу. Это были светлые, уютные комнаты небольших и невысоких размеров с большими стеклянными окнами.

В главном входе — Большие сени — стояли шесть античных статуй богов. В дальнейшем многие из них стали украшением Летнего сада

Крыша была раскрашена яркими ромбами, расположенными в шахматном порядке. У парадного входа находились деревянные колонны, поддерживающие балкон, предназначенный для музыкантов во время праздничных мероприятий. К входу примыкала нарядная пристань.

Проход из Больших сеней вел во внутренний двор, в центре которого находилась античная статуя бога солнца Аполлона и дорожка, ведущая в сад.

В усадьбе имелось несколько помещений для кухонь — Поварни.

С восточной стороны Больших сеней находилась Кордегардия — Меншиков имел свой гвардейский полк.

Были комнаты для почетной охраны, гостей, ожидающих приема. Все подсобные помещения имели сводчатые потолки, белые стены, дощатые полы.

К ним же примыкали Большие палаты. В них проходили основные приемы. Зал был украшен коврами, уникальными итальянскими шпалерами, мебелью из редких пород дерева.

Дубовая парадная лестница вела в личные покои семьи. Многие комнаты восточной анфилады имели уникальные интерьеры — аналогов в Европе им не было. Для их создания использовалась дорогостоящая голландская плитка, изразцы.

Особое место отведено прихожей. Она использовалась Меншиковым в роли приемной, кабинета, столовой. В цоколе находились винные погреба, кладовые, пивные.

Наиболее важные дела решались в помещении Орехового кабинета, где владелец хранил уникальные редкости.

Во дворце отдельно был оформлен «Варварин покой» — спальня сестры-горбуньи супруги князя. Она управляла хозяйством, воспитывала детей Меншикова.

В этих покоях в дальнейшем разместилась дирекция Кадетского корпуса. В 1988 году они были отданы первому музею кадетов. В дальнейшем экспонаты из его богатых коллекций перешли в разные музеи.

С 1981 года здание передано Эрмитажу

Экспозиция

Большие работы, проведенные во время последней реставрации, позволили открыть посетителям интересные экспозиции филиала музея русской художественной культуры начала XVIII столетия.

Предметы первоначального убранства дворца, имущества царей, богатых семей России представлены в постоянных выставках музея.

Среди них коллекции живописи, образцы оружия, старинные приборы. Особенно ценными экземплярами музея считаются портрет императора, уникальный шахматный столик с фигурами из янтаря, зеркало в янтарной рамке.

Атмосфера петровского времени чувствуется во всех помещениях. В том числе в знаменитом Ореховом кабинете Меншикова, стилизованном под каюту корабля. Овальный стол для работы, часы, старинный плафон с военными сюжетами, вид на Неву, Зимний дворец, Адмиралтейство полностью передают атмосферу времени появления столицы на берегах Балтики.

В тридцати залах музея организовано много постоянных, временных экспозиций из предметов, принадлежащих русским царям, дворцов влиятельных семейств, вошедших в историю России.

Ниже представлены фотографии одной из временных выставок, посвященной европейским переносным печам — «Буржуйкам»

Экскурсии в Меншиковский дворец

Обзорные экскурсии по дворцу проходят каждые полчаса. Экскурсии для групп туристов организуются по предварительной заявке. До начала можно воспользоваться гардеробом, получить защитную обувь, самостоятельно окунуться в петровскую атмосферу роскошного, изысканного интерьера здания.

Меншиковский дворец занимает небольшую часть дворца, поэтому интерес вызывает осмотр красивого макета всего комплекса, размещенный недалеко от входа.

Экскурсия начинается рядом с величественной статуей Аполлона и проходит по:

  • Большому залу
  • Большим сеням
  • Палатам
  • Семейным покоям
  • Ореховому кабинету
  • Парадной лестнице

При этом поражают подлинные образцы живописи, гравюры, мебель, скульптуры, предметы быта в виде посуды. Элементы декораций — белоснежная голландская плитка, шпалеры XVII столетия с изображением сюжетов из жизни македонского царя Персея.

Открытые для просмотра помещения дворца позволяют представить жизнь сподвижников Петра I, понять в каких условиях формировался великий город.

Режим работы и билеты 2020

Посетить музей, осмотреть Меншиковский дворец можно в следующие дни:

День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Время работы выходной 10:30 — 18:00 10:30 — 21:00 10:30 — 18:00 10:30 — 21:00 10:30 — 18:00 10:30 — 18:00

Касса открыта с утра до 17 часов и до 20 часов соответственно

Билет для взрослых стоит 300 руб. Пенсионеры России, дети, школьники, студенты независимо от гражданства проходят бесплатно.

В первый четверг месяца и 7 декабря любой желающий имеет право бесплатно осмотреть дворец, музей

Ресторан

Во дворце Меншикова действует ресторан «Mein Herz».

Стиль оформления залов ресторана соответствует царскому типу дворца. Атмосфера аристократического общества старого города присутствует в любом уголке ресторана во время демократичного обеда или роскошного ужина.

Меню ресторана состоит из блюд классической русской кухни и современной европейской. Это изысканные, колоритные блюда. Летом можно обедать на уютной террасе, расположенной в защищенном от ветра месте, в окружении зелени, скульптур.

По предварительной договоренности можно заказать ужин на небольшую компанию вместе с проведением экскурсии по дворцу после его закрытия.

Любой каприз, за ваши деньги

Работает ресторан ежедневно с 11 до 23 часов. Выходной день — понедельник.

Где находится

Знаменитый Меншиковский дворец находится на Университетской набережной в историческом центре города. Дойти к нему можно по набережной, двигаясь в сторону стрелки Васильевского острова.

Адрес

Санкт-Петербург, Университетская Набережная , 15

Метро

Ближайшая станция метро «Василеостровская»

Пройти по 6-7 линии до Большой Невы. Дальше налево по Университетской набережной. Время движения составляет около 15 минут.

Как добраться

От ближайшей станции метро можно доехать наземным общественным транспортом до остановки «Университет»:

  • на троллейбусах №№ 1, 10, 11
  • на автобусах №№ 7, 24

Телефон

+7-812-323-11-12

Официальный сайт

Интересные факты

Во время экскурсий сообщаются интересные моменты из истории дворца:

  • в шкафах хранится подлинная одежда Петра I. Настоящие костюмы первого императора России не любят сквозняков, яркого света. Их смогли сохранить в отличном состоянии;
  • в кабинете Меншикова стоит макет первого корабля, собранного специалистами верфи Санкт-Петербурга
  • сохранилась интересная часть действующего водопровода дворца
  • в Большой палате установлен популярный предмет искусства XVII столетия в Италии «Нога колосса». Его пальцы ювелирно изготовлены из оникса
  • на столе кабинета привлекает внимание серебряный корабль. Он стоит на специальной подставке. Для опоздавших гостей в нее наливали штрафное количество водки — около 1л. Водрузить корабль на место можно было только после опустошения подставки

Любоваться городом можно круглый год во многих его местах. В том числе и, гуляя по мраморной плитке пола, по которой ступал Петр I, разглядывая подлинный документ, подписанный Меншиковым, вдыхая аромат времени рождения города среди покоев роскошного дворца.

Это сегодня личная резиденция Меншикова выглядит красивым, вписывающимся в архитектурный ландшафт Васильевского острова зданием, хотя и ничем особо не приметным.

Но, если отмотать историю на 300 лет назад…

Свое «родовое гнездышко» светлейший князь начал строить в год, когда русские войска только-только взяли Выборг, война со Швецией была в самом разгаре, а сам царь только начал обживать свой маленький двухэтажный Летний дворец.

Петербург только-только начал возникать, как город, а чуть поодаль уже развернулось грандиозное строительство…

На таком историческом фоне дворец Меньшикова был не просто сверхизлишеством, он был вызовом самодержавной вертикали власти.

И тем не менее «Алексашка» — как его величал Петр, начал, и в короткие сроки построил самый большой и самый богатый дом в Санкт-Петербурге.

Каковы же были его истинные заслуги, что, считавший каждый камень, уложенный в болотистое основание своей столицы, царь, никак не отреагировал на такое сверхрасточительство?…

И еще один штрих к портрету: усадьба Меншикова начиналась от Большой Невы, и, пересекая весь Васильевский остров, упиралась в Малую Неву.

По площади это было больше, чем весь современный исторический центр от Исаакиевского собора до конца Эрмитажа!

С другой стороны… это сегодня мы ходим там в туфлях и босоножках.

300 лет назад здесь было постоянно затапливаемое болото. Отвоевать у Невы землю не проще, чем у вооруженных до зубов шведов…

Дворец на Университетской набережной был построен для генерал-губернатора Меншикова, управлявшего Прибалтийским краем.

Он уникален тем, что является самым большим сохранившимся жилым домом той эпохи.

Начали строительство в 1710 году под руководством архитектора Фонтана. Работы велись так активно, что к 1711 году большая часть была готова. Но затем архитектор, сославшись на невыносимые условия жизни, покинул Россию, передав эстафету Шеделю.

Его работа очень понравилась князю и, впоследствии, тот доверил Шеделю строительство двух других своих резиденций – в Кронштадте и Ораниенбауме.

Строили Меншиковский дворец, что называется, всем миром. Свою лепту внес чуть ли не каждый художник и керамист, а свой камень заложил чуть ли не каждый строитель, солдат, крестьянин и даже каторжник.

Благодаря их усилиям князь и его семья вселились в трехэтажное здание уже в 1714 году. На тот момент оно было самым высоким в Петербурге.

Слова и дела. Оболгать Меншикова было выгодно многим царедворцам. О это — только слова. Но есть дела, которые характеризуют этого человека.

Сосланный в Сибирь Меншиков (по дороге куда, умерла его жена), не «сломался», а своими руками срубил свой новый дом, а рядом построил церковь.

На такое способен далеко не каждый. Может и прав был Петр, когда прощал верному помощнику мелкие личные шалости?..

Кроме главного здания на территории построили также церковь Воскресения, двухэтажный дом секретаря генерал-губернатора и деревянный Посольский дворец, в котором проводили большие приемы.

К середине 18 века церковь уже снесли и на ее месте построили манеж. В нем обучали верховой езде кадетов.

Позади разбили огород и сад, который тянулся вплоть до Малой Невы. В саду выкопали пруды и расположили скульптурные композиции.

Фасад был довольно вычурно украшен скульптурами, пилястрами и фронтонами с позолоченными коронами. Над парадным входом поставили балкон-галерею, где помещался оркестр, приветствовавший гостей.

Первый этаж занимали мастерские и служебные помещения, а на втором жила семья.

Дворец лишился своего хозяина после серии интриг и высылки князя в Тобольскую губернию.

Дом стали использовать под склад, а в 1731 году он был отдан в распоряжение Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу.

Для нужд кадетов дом перестроили, изменив фасад, и придав ему упрощенный, но более гармоничный вид.

Первый раз его чинили в конце 19 века, с тех пор иногда подлатывали, но капитально возродить взялись лишь в 1966 году.

После реставрации, вернув первоначальный вид, особняк передали Государственному Эрмитажу, и в 1981 году в нем открыли Меньшиковский дворец-музей.

Адрес:

  • Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 15

Официальный сайт:

Петровская эпоха… Петербург только начинает расстраиваться и ему еще очень далеко до блестящей столицы российской империи… А тем временем неординарная и окруженная сотнями догадок и сплетен личность Александра Меншикова уже приковывает к себе внимание. Да что там общественное мнение: самому Петру без любимого князя уже невмоготу. Незаменимый ближайший соратник, друг и любимец по возможности везде сопровождал своего царя – тому, казалось, вечно недоставало Меншикова.

За это, судя по всему, и получил вчерашний простолюдин Алексашка все свои титулы – генерал-фельдмаршала, генералиссимуса, светлейшего князя, первого губернатора Петербурга.

Именно Меншиков был главным исполнителем всех царских замыслов, особенно, что касалось постройки и заселения города. Своим созданием Северная столица обязана в равной мере как Петру, так и князю Александру Даниловичу: его умение, сноровка и сметливость сыграла немалую роль в становлении города на Неве.

Отдавая много сил построению Петербурга, неустанно работая денно и нощно, князь, впрочем, не забывает и о себе, любимом. Так, словно между делом и в то же время на благо царя и города, Меншиков воздвигает красивейший дворец – как нельзя лучше обустроенный для увеселений и приема гостей. Считается, что Меншиковский дворец стал тем местом, откуда, собственно, и начался Петербург.

В современном городе он, несомненно, выступает одной из тех достопримечательностей, которую надобно всенепременно посетить.

А подарю-ка я тебе, Алексашка,… остров Васильевский!

Вскоре после основания Петербурга Петр Алексеевич подарил своему приближенному не какой-нибудь кусочек земли, а целый Васильевский остров. Отхватив такой воистину царский подарок, оставалось лишь обосноваться в нем с размахом. Меншиков начал с обустройства подворья, заложив сад и огород. А так как у князя, понятное дело, все должно было быть на высшем уровне, то для обустройства сада пригласили мастера, знающего толк в этом деле – голландца Яна Эйка. Садовник сформировал сетку дорожек, вырыл пруды, украсил сад скульптурными композициями, а для развлечений «закрепил» все это дело лабиринтами. Даже Нева была призвана в помощь диковинным обустройствам: от реки выкопали канал с бассейном, служащий своеобразным парадным подъездом к дворцу.

Летом 1704 года в глубине участка начали возведение деревянного дворца. Документы свидетельствуют: спустя два года в нем приступили к отделке помещений, завершив ее лишь в 1710 году. А так как шведы продолжали недобро посматривать на желанные земли, князь побеспокоился об оборонительных сооружениях вокруг поместья.

Итак, необыкновенной красоты меншиковский дворец по своей внешности и лоску скорее был «итальянцем», нежели домом с русской душой. Подобную красу в то время мог сотворить лишь Доменико Трезини. Сам дом был выстроен в форме буквы «П», а украшало его высокое крыльцо, ведущее на второй этаж. Думается, государственному деятелю княжеского ранга было не стыдно в подобном великолепии устраивать официальные торжества и приемы гостей.

Первым запоминающимся таким празднеством стала свадьба Анны Иоанновны – племянницы Петра Алексеевича.

Еще полностью не достроив дворец деревянный, в 1710 году мастера приступили к возведению каменного. Работами руководил зодчий Франческо Фонтана, в помощь которому Меншиков отправил своих крепостных, а также лучших плотников, штукатуров и многочисленную армию наемных рабочих. Успев возвести лишь первый этаж нового дворца, Меншиков уже вовсю гулял в нем новоселье. Спустя всего год были построены боковые корпуса, а также обустроен центральный ризалит. А так как большинство влиятельных лиц тогдашнего Санкт-Петербурга не имели еще личных владений, то они с готовностью пользовались гостеприимством Меншикова: в стенах его дворца, к примеру, играли свадьбы боярин Яков Долгоруков и полководец Борис Шереметев.

О том, что негоже русскому князю не в роскоши жить…

Архитектор Фонтана, не выдержав тяжелых петербургских условий, вернулся на родину, не окончив строительства. Продолжил начатое им дело архитектор Иоганн Шедель. Имея большое влияние и власть, князь привлекал для строительства своей резиденции самых известных зодчих – Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблона.

К 1714 году трехэтажное здание было завершено, и Меншиков заселился во дворец. На тот момент он оказался самым высоким зданием в Северной столице, а по роскоши и великолепию ему просто не было равных. У царя-батюшки хоромы и то были одноэтажные, купающийся же в роскоши князь не жалел средств на благоустройство своего «гнездышка».

Спустя несколько лет здание расширили, было пристроено еще одно крыло. Дворец по-прежнему процветал и лидировал как наиболее респектабельное и видное здание в городе.

Обустроен он был на европейский манер: внутреннее убранство сверкало голландской плиткой, которую Меншиков получил в подарок от тамошних купцов. Комнаты были обставлены французской и итальянской мебелью, крышу дома раскрасили необычайными бело-красными ромбами. Шесть статуй своим присутствием украшали аттик здания. Украшением дома служила княжеская корона.

Во дворце главным считался второй этаж, где располагался Ассамблейный зал. Сам царь пользовался этим залом для приема послов: «петровские ассамблеи» насчитывали до 200 человек! Такой зал смог вместить и всю публику по случаю проведения маскарада в честь Ништадтского мира.

Первый же этаж дворца предназначался для дел государственных. Кроме помещений для официальных мероприятий, здесь же были комната для дежурных и подсобки для различных мастерских. Для погребов и служащих князя предназначался цокольный этаж.

Вот она участь царского любимца: пожил сам – дай пожить другим…

Но, как говорится, «недолго музыка играла»… Как известно, для князя Меншикова жизнь в роскоши и богатстве закончилась довольно печально – ссылкой. Теперь уже бывшая его резиденция использовалась как склад, а позднее по указу императрицы Анны Иоанновны дворец перешел военному училищу – Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. Еще спустя год все дворцовые помещения переоборудовали для нужд учебного заведения. Многое перестроили-переоборудовали, а в 1745 году Ассамблейный зал переделали под домовую церковь. Корпуса дворца, возведенные до 1714 года, стали именоваться церковью Кадетского корпуса. Квартиры церковнослужителей разместили здесь же.

Усадебный сад тоже не оставили в первозданном виде: большинство тамошних деревьев и скульптур по велению императрицы Елизаветы перенесли в Летний сад.

Уже при правлении Александра III в помещениях, сохранивших отделку времен Меншикова, обустроили музей Первого кадетского корпуса.

После прихода Советской власти в Меншиковский дворец «поселили» Военно-политическую академию, а церковь и музей – закрыли. К концу 30-х годов здание перешло под патронат Военно-Транспортной академии, а в некоторых помещениях работал 1-й Юридический институт. В блокадное время здесь размещался военный госпиталь.

В 1956 году Меншиковский дворец сдавали Ленинградскому государственному университету, а уже в 1967 оно отошло Государственному Эрмитажу. Спустя десятилетие началась реставрация здания: появилось предложение воссоздать его первоначальный облик и уже в 1981 году в нем открыли музей дворянского быта XVIII века, филиал Государственного Эрмитажа. В начале нынешнего столетия велась работа по восстановлению короны и вазы на фронтонах, а возле входа установили бюст Александра Меншикова. В планах – восстановление скульптурного великолепия на аттике. Реставрационные работы продолжаются…

Тот, кто попадает на экскурсию в Меншиковский дворец, уверяет: в доме абсолютно не чувствуется давления величественных стен, не замечается помпезности, присутствует лишь некое восхищение красотой и ощущение уюта. Вот ведь, как строили!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *