Музей усадьба рериха в изваре

Контактная информация

  • Волосовский район, д. Ивзара, Музей-усадьба Н.К. Рериха
  • 8(81373)73-273
  • www.roerich-izvara.ru

Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре

Извара – уникальный комплекс памятников природы, истории, культуры, центром которого является старинная русская усадьба. С ней связаны детские и юношеские годы великого русского художника, учёного, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Извара принадлежала семье Рерихов с 1872 по 1900 гг.

В 1984 г. в усадебном доме был открыт первый в России государственный музей Н.К. Рериха. Экспозиция музея раскрывает значение Извары в жизни и творчестве художника, знакомит с деятельностью Н.К. Рериха в России и за рубежом, а также с историей развития его идеи о необходимости защиты культурных ценностей человечества, воплощённой в Пакте Рериха (1935 г.) Экспозицию музея дополняют тематические и художественные выставки.

Из усадебных построек, помимо господского дома, до нашего времени сохранились амбар екатерининских времён, Форельная башня – образец «северного модерна» и другие сооружения.
На территории парка находятся три родниковых незамерзающих озера, дающие начало реке Изварке, еловая и липовая аллеи с вековыми деревьями.

В 2009 г. территория музея-усадьбы Н.К. Рериха площадью 58,8 га, на которой представлены редкие охраняемые виды животных и растений, получила статус памятника природы регионального значения.
В комплекс музея входит также здание Училищного дома (арх. А.А. Яковлев, постр. 1913 – 1915 гг.) Детской земледельческой колонии со свтроенной ныне действующей церковью во имя иконы Казанской Божьей матери. Детская колония, руководил которой известный русский педагог М.П. Беклешов, работала в Изваре в 1916 – 1918 гг. В её стенах блестяще осуществлялась программа по воспитанию беспризорных детей под девизом «Кто открывает школу – тот закрывает тюрьму».

В границах бывшей усадьбы Рерихов, в д. Заполье находится каменный амбар. В связи с пожаром местной церкви в конце XIX в. по инициативе К.Ф. Рериха, отца художника, амбар был перестроен под временный храм. В д. Заполье находятся и руины церкви во имя св. Петра и Павла, председателем попечительского совета по строительству которой был также К.Ф. Рерих.

  • Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 17.30, кроме понедельника и вторника. Последняя среда каждого месяца — санитарный день.

Музей-усадьба Н.К. Рериха в д. Извара – один из крупнейших музейных комплексов России, сочетающий архитектурные, природные, культурно-исторические и археологические достопримечательности. Учреждение является первым в РФ музеем, посвященным великому художнику, писателю, исследователю, путешественнику и просветителю Николаю Константиновичу Рериху.

Общая площадь комплекса – 60 Га. На территории находится девять зданий, возведенных в XVIII-XIX вв., живописный парк с уникальный подбором деревьев, пруды и озера. Среди сохранившихся строений — деревянный амбар XVIII в. и Училищный дом детской земледельческой колонии со встроенным храмом.

Центральным местом усадьбы является Усадебный дом. В этом красивом здании размещены выставки уникальных артефактов, добытых Рерихом в многочисленных путешествиях по миру, экспозиции, посвященные Н.К. Рериху и его семье, истории Извары. Особое место занимает творчество художника.

Музей-усадьба Н.К. Рериха – важный культурный и научный центр. Учреждение занимается организацией научных конференций, фестивалей, лекций, праздников, творческих вечеров, театральных постановок, археологических экспедиций. Деятельность музея направлена на защиту культурного и природного наследия, продвижение общечеловеческих ценностей, борьбу за мир.

Николай Константинович Рерих

Н.К. Рерих – один из самых известных деятелей русской культуры за границей. Николай Константинович был феноменально одаренным человеком: он успешно занимался живописью, философией, литературной, научной, издательской, общественной деятельностью. Кроме того, Рерих объездил весь мир, особенно много он путешествовал по Центральной и Юго-Восточной Азии.

Творческое наследие Рериха огромно: это больше 7 тыс. живописных полотен, 30 томов философских, научных и литературных трудов.

Будущий художник родился в Санкт-Петербурге в 1874 г. в семье известного адвоката К.Ф. Рериха. Родители, заметив интерес мальчика к рисованию, отдали Рериха в знаменитую гимназию Карла Мая. На одном курсе с Николаем Константиновичем учились А. Бенуа и Д. Философов.

Окончив обучение в школе, Рерих успешно сдал экзамены в Академию художеств и на юридический факультет одного из петербургских университетов. В этот период Рерих познакомился с А.И. Куинджи, И. Репиным, А. Лядовым, Н. Римским-Корсаковым.

В 1895 г. Рерих увлекся путешествиями и археологией, неоднократно принимал участие в раскопках. Кроме того, в многочисленных экспедициях он собирал местный фольклор.

Академию художеств Н.К. Рерих закончил в 1897 г. В качестве дипломной работы он представил картину «Гонец», которую сразу же приобрел создатель знаменитой картинной галереи П. Третьяков (см. ).

В 1900 г. Николай Константинович отправился в Париж, где занимался живописью в мастерских Ф. Кормона и П. де Шаванна. Постепенно Рерих находит свой уникальный, узнаваемый стиль. Он пишет такие знаменитые картины, как «Идолы» и «Строят ладьи».

Рерих становится одним из самых последовательных защитников русской культуры и архитектурно-исторических памятников. Николай Константинович ездит по Российской империи, пишет картины, проводит раскопки, создает фрески и панно в церквях.

После революции Рерих отправился в Нью-Йорк. Здесь он продолжил свою деятельность по защите культурных ценностей. Созданный Николаем Константиновичем Институт искусств стал одним из самых авторитетных культурных учреждений США.

В 1923 г. в жизни Рериха наступает переломный момент: он увлекается индийской культурой и, вместе с супругой Е.И. Рерих, отправляется в Индию на поиски Шамбалы. С этого момента философия буддизма стала для Николая Константиновича жизненным кредо и важнейшей темой его творчества.

В 1925-1928 гг. Рерихи организовали экспедицию по труднодоступным местам Тибета, Кашмира, Сиккима, Гималаев. В ходе путешествия было собрано огромное количество бесценных артефактов.

Впечатления от экспедиции отражены в творчестве Рериха. Среди 600 живописных полотен, написанных в этот период, выделяются знаменитые картины «Эверест», «Огни победы», «Путь в Шамбалу», «Учителя Востока» и т.д.

Кроме того, Рерих издает фундаментальный труд «Агни-йога», отразивший духовные искания мыслителя.

В США уважение к Н.К. Рериху было безмерно: например, в 1923 г. в Нью-Йорке открылся музей художника, который работает до сих пор.

В 1929 г. ООН принимает знаменитый Пакт Рериха – документ, призывающий к защите художественных и культурных ценностей, археологических, исторических памятников и учреждений науки. Жизненный девиз Рериха – «Мир через культуру», стал одним из краеугольных камней ООН.

Всю жизнь в эмиграции Рерих мечтал вернуться в Россию. Николай Константинович близко воспринял нападение Гитлера на СССР, призывал США оказать Советскому Союзу помощь в войне с фашизмом. В конце 1946 г. Рерих решил вернуться домой, но мечте художника так и не суждено было сбыться. 13 декабря 1947 г. Николай Константинович скончался от болезни сердца. Прах великого русского художника и мыслителя был развеян над вершиной одной из индийских гор.

История Музея-усадьбы

Музей Рериха расположен в особо охраняемой природной зоне, получившей в 2006 г. статус памятника природы. Извара – это подлинная жемчужина Ленинградской области и всей России, невероятно красивый край, который Н.К. Рерих называл местом силы.

Люди начали селиться в этих местах еще в X в.: в основном это были представители славянских и финно-угорских племен. В летописи Извара (Взвар) впервые упоминается в 1500 г. В 1617 г. России пришлось передать эту землю шведам. Окончательно вернуть территорию удалось в 1721 г., когда Петр I нанес поражение Карлу XII в Северной войне.

На протяжении XVIII-второй половины XIX вв. Извара принадлежала виднейшим представителям русской аристократии: Шереметевым, Салтыковым, Трубецким.

Большинство дошедших до нашего времени строений – господский дом, конюшня, амбар – были возведены в XVIII в., когда усадьбой владела помещица А.И. Логинова.

В 1872 г. усадьбу купил К.Ф. Рерих, отец будущего художника. Рерихи прожили в Изваре до 1900 г. Для Николая Константиновича этот период жизни стал самым счастливым и памятным. Где бы он ни жил, всегда вспоминал Извару

Семья проводила в усадьбе все лето. Рерихи занимались выращиванием овощей и фруктов, разводили коней, делали козий сыр. Николай бродил по окрестностям, плавал в чистейших изварских озерах, исследовал заповедные места. В старинной библиотеке Усадебного дома Рерих нашел книги о русских князьях, о Куликовской битве и архитектуре Древней Руси. Это событие стало отправной точкой в формировании мировоззрения художника и писателя.

В 1900 г. умер отец Рериха и усадьбу пришлось продать. Новым владельцем имения стал крупный чиновник железнодорожного ведомства А.П. Верландер. В 1912 г. Министерство юстиции приобрело Извару у Верландера для государственных нужд. Здесь разместилась детская колония: совершивших правонарушения подростков отправляли сюда на перевоспитание. Колония продолжала работать вплоть до 1950 г.

В 1957 г. в СССР возвратился Ю.Н. Рерих – сын художника. Юрий Николаевич привез картины отца, личные вещи и книги Рериха, бесценные артефакты из археологических экспедиций.

В 1974 г. эти коллекции стали основой экспозиции музея-усадьбы Рериха в Изваре. В этом же году была проведена полная реконструкция Усадебного дома, очищены родниковые озера, восстановлены многие хозяйственные постройки. В целом, уже к 1978 г. усадьба в Изваре была возвращена к дореволюционному облику.

Постоянная экспозиция

Усадебный дом Рерихов поделен на восемь экспозиционных залов. В этих помещениях размещено больше 11 тыс. предметов, связанных с великим художником и его семьей. Это личные вещи, документы, предметы быта XVIII-XIX вв., раритетные книги, скульптуры, произведения народного искусства, одежда, посуда, археологические артефакты.

Коллекция живописи музея насчитывает около 800 репродукций картин Рериха. Также в усадьбе хранится два подлинника – это картины «Вечер богатырства киевского» и «Папоротники».

Постоянная экспозиция музея-усадьбы Рериха в Изваре рассказывает о жизни и творчестве художника, о его титанической борьбе за сохранение культуры, за мир во всем мире.

Отдельные выставки посвящены истории Извары и Волосовского района, усадьбе и Детской сельскохозяйственной колонии.

Как добраться:

Первый в России государственный музей выдающегося русского художника, мыслителя, учёного и путешественника Николая Константиновича Рериха был открыт в Изваре в 1984 году. Поместье, с которым связаны первые 26 лет жизни художника, принадлежало его родителям — Константину Федоровичу Рериху и Марии Васильевне Рерих. В настоящее время это единственный в стране мемориальный музей, расположенный непосредственно в доме, в котором жил Н.К. Рерих. Коллекции музея насчитывают более 11 тысяч предметов, в том числе личные вещи и документы семьи Рерихов и три подлинные картины Н.К. Рериха, произведения прикладного искусства, бытовые предметы XVIII – нач. XX вв., археологические находки, естественнонаучные коллекции, редкие книжные издания и многое другое.

Экспозиция в Усадебном доме включает 8 залов, рассказывающих о жизни и творчестве Н.К. Рериха, его научной, просветительской и миротворческой деятельности, о деле всей его жизни — борьбе за сохранение всемирного культурного наследия, выразившейся в подписании международного Пакта Рериха (Вашингтон, 1935 г.) и создании международного миротворческого движения «Знамя Мира». Показано значение Извары в формировании жизненной позиции и творческого пути художника. Отдельные темы экспозиции рассказывают об археологии, истории и природе Извары, расположенной на южном склоне Ижорского плато — чрезвычайно интересного и своеобразного историко-географического микрорегиона. Исследования в округе Извары оказали на молодого Н.К. Рериха не меньшее влияние, чем обучение в Петербургском университете и Академии Художеств. Сама территория усадьбы, обитаемая с XII–XIII вв., является археологическим памятником, здесь выявлены следы средневековых поселений. Музей проводит археологические раскопки и выставки, разработан проект археологической экспозиции «Древняя и средневековая история Ижорского плато» на базе реставрируемого Училищного дома Петербургской земледельческой колонии (постр. 1913 – 1915 гг., арх. А.А. Яковлев).

Территория Музея-усадьбы площадью 60 га, включая старинный парк с деревьями-экзотами, родниковыми озёрами и истоком речки Изварки, с 2009 г. имеет статус памятника природы Ленинградской области. Здесь обитают редкие охраняемые виды птиц, зверей, насекомых, произрастают краснокнижные виды растений. В ближайших планах музея — создание эколого-просветительского центра на базе Училищного дома. Летом в Изваре на базе музея работает детский культурно-экологический лагерь, проводятся научно-исследовательские и образовательные экспедиции с участием школьников и ведущих учёных Петербурга.

Адрес: ул. Набережная, 20a (номер дома новый с 2015 года — сменилась нумерация)
Часы работы: с 9 до 19 ежедневно
Телефон: 8-(388-48)2-43-36 (факс)
Музей создан на территории усадьбы В.С. Атаманова, построенной в конце ХIХ века. Восстановлен Сибирским Рериховским Обществом. Открыт после реконструкции с 2001 года.

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было изучение малоисследованных районов Центральной Азии: Тибета, Алтая, Китайского Туркестана и др. Впоследствии экспедиция была внесена в золотой фонд географических исследований мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через Горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне — древнейшем селе Алтая. «Алтайские сказители и мудрецы переводят слово «оймон” как «десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье». Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, так и его усадьбу. Вахрамей Семёнович был репрессирован, усадьба пришла в запустение. Но к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества была начата реставрация дома Атаманова с целью создания на базе этой усадьбы Мемориального дома-музея Н.К. Рериха.

Сегодня Музей Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне — памятник истории и культуры Алтая, здесь идёт большая культурно-просветительная работа: проводятся интересные выставки, собираются и изучаются материалы по экспедиции Рериха, археологии Алтая; организуются выставки в сёлах и Домах культуры Уймонской долины. Сотрудники музея проводят работу с детьми Верх-Уймона: экскурсии, беседы на нравственные темы, обучение резьбе и росписи по дереву. СибРО активно включается в подготовку и проведение различных ярмарок, выставок, республиканских праздников.

Виртуальное 3D-посещение Музея Н.К. Рериха, археологического и летнего выставочного павильонов (2011 год).

Сайт Мемориального Дома-музея Н.К. Рериха на усадьбе В.С. Атаманова — altay.sibro.ru
Сайт Сибирского Рериховского Общества — sibro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *