Опера в Нью-Йорке

Metropolitan Opera

Город Нью-Йорк Год основания 1883 Тип

Ведущий оперный театр в США (Нью-Йорк), сокращенно его часто называют «Мет». Открыт в 1883 году спектаклем «Фауст». Здание построено архитектором Дж. К. Кейди. С 1966 театр функционирует в новом здании «Линкольн-центра» (к открытию была приурочена мировая премьера оперы Барбера «Антоний и Клеопатра»). В зале театра 3625 мест. Сезон с сентября по апрель. Интерьер театра украшают фрески Марка Шагала.

В начале своей деятельности театр ставил преимущественно Вагнера, значительную роль на этом этапе сыграл дирижёр Дамрош, руководитель немецкой труппы театра в 1884-91 годах. В 1908-10 здесь работал Густав Малер. Среди его постановок «Пиковая дама» (1910, первая русская опера, шедшая в Метрополитен-опере).

В 1908-35 директором Метрополитен-оперы был Гатти-Казацца. Художественным руководителем театра в 1908-15 был Артуро Тосканини.

В 1910-х в театре утвердилась традиция ставить оперы на языке оригинала. Успешно развивалась деятельность Метрополитен-оперы под руководством Бинга (1950-72), впервые пригласившего в театр негритянских солистов (первой была М. Андерсон, исполнившая в 1955 партию Ульрики в опере «Бал-Маскарад»).

В 1975-85 директором театра был Э. Блисс, с 1990 — Й. Вольпе. Среди ведущих дирижёров, выступавших на сцене Метрополитен-оперы, Бернстайн, Вальтер, Караян, Лайнсдорф, Митропулос, Стоковский, Гергиев и многие другие.

С 1975 бессменным главным дирижёром (а с 1986 и художественным руководителем) является Джеймс Ливайн, сменивший на этом посту Кубелика (1972-75).

В Метрополитен-опере выступали выдающиеся певцы: Альбани, Зембрих, Имс, Мелба, Я. и Э. де Решке и другие (на рубеже XIX и XX веков). Солистом театра с 1903 был великий Карузо, который закончил карьеру певца здесь же. В первой половине XX века в Метрополитен-опере пели Галли-Курчи, Дестинова, Джильи, Мельхиор, Пинца, Руффо, Тиббет, Флагстад и другие. Здесь же получили известность американские певцы Варни, Стибер, Такер.

В Метрополитен-опере пели многие выдающиеся мастера русского вокала, в том числе Литвин (с 1896), Шаляпин (1908), из советских певцов середины XX века отметим Вишневскую (1961), Биешу (1971). В 90-е годы и в начале XXI века в Метрополитен выступают Горчакова, Бородина, Раутио, Лейферкус, Чернов, И. Абдразаков, Нетребко и другие.

Среди известных постановок, осуществлённых в Метрополитен, мировые премьеры оперы Пуччини «Девушка с запада» (1910), цикла одноактных опер «Триптих» (1918), оперы Гранадоса «Гойески» (1916) и другие. В 1913 Тосканини осуществил постановку «Бориса Годунова». Отметим также постановку «Воццека» Берга (1959), «Турандот» (1961), «Волшебной флейты» (1967), «Троянцев» Берлиоза (1973), «Манон Леско» (1980), «Любовного напитка» (1991) и другие.

Здесь прошли премьеры ряда опер американских композиторов, среди них заметным явлением стали спектакли «Ванесса» Барбера (1958), «Эйнштейн на пляже» и «Путешествие» Гласса (1976, 1992), «Призраки Версаля» Д. Корильяно (1991) и другие.

Важной страницей в истории театра стало сотрудничество с ним в 1924-31 крупного русского художника С. Судейкина, оформившего здесь оперы «Соловей» Стравинского (1925), «Волшебная флейта» (1926), «Миньон» Тома (1926), «Садко» (1929), «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (1930).

Метрополитен-опера — один из крупнейших негосударственных оперных театров, он создан на средства Акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». В деятельности театра значительную роль играет спонсорство коммерческих фирм и частных лиц.

Е. Цодоков

«Метрополитен-опера» (Metropolitan Opera) — ведущий оперный т-р в США. Открыт в 1883 в Нью-Йорке оперой «Фауст». Создан на средства акционерного об-ва «Метрополитен-опера хаус компани». Субсидируется богатыми фирмами, об-вами, частными лицами. Здание т-ра построено по проекту арх. Дж. К. Кейди; зрит. зал на 3625 мест. «Метрополитен-опера» является единственным в США постоянным оперным т-ром (работает 7 мес. в году). Хор, оркестр и вспомогат. коллективы стабильны; ведущие солисты и дирижёры приглашаются на сезоны или на определённые спектакли. Важная роль в становлении «Метрополитен-опера» принадлежала дирижёру Л. Дамрошу (художеств. руководитель т-ра с 1884). В первом десятилетии репертуар т-ра состоял в основном из нем. опер, превалировали произв. Р. Вагнера; здесь, впервые в США, были пост. «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1886), «Тристан и Изольда» (1886), «Зигфрид» (1887), «Гибель богов» (1888), «Золото Рейна» (1889). В 1903 состоялась первая, после Байрёйта, пост. оперы «Парсифаль». Солистами в эти годы были — К. Нильсон, И. Кампанини, М. Зембрих и др.

В 1910 под рук. Г. Малера (дирижировал в т-ре в 1908-10) в «Метрополитен-опера» была пост. первая рус. опера — «Пиковая дама», в 1913 А. Тосканини осуществил пост. оперы «Борис Годунов». На сцене «Метрополитен-опера» начинают ставиться оперы амер. композиторов, первой была пост. «Трубка страсти» Ф. Конверса (1910). В 1910-е гг. в «Метрополитен-опера» окончательно утвердился обычай ставить оперы на языке оригинала. В этот период в т-ре регулярно выступали Э. Карузо, Э. Дестинова, Л. Бори, Л. Слезак и др. В 1918 впервые был исполнен триптих одноактных опер Пуччини («Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки»).

Фактич. хозяевами т-ра являются крупные меценаты, вносящие определённые суммы в фонд «Метрополитен-опера». Приглашение солистов-гастролёров обусловливает высокие цены на билеты, недоступные рядовому американцу. Принцип исполнения на языке оригинала также ограничивает круг посетителей т-ра.

В сент. 1966 «Метрополитен-опера» перешёл в новое здание (зрит. зал на 3800 мест), оснащённое совр. театр. техникой и отличающееся первоклассной акустикой (арх. У. К. Харрисон). Т-р расположен на территории «Линкольн-сентра». Кроме основной сцены, т-р имеет 3 вспомогательные. Оркестровая яма рассчитана на 110 музыкантов. Стены вестибюля украшены монументальными фресками М. Шагала.

Л. Г. Григорьев

История балета

В отличие от большинства оперных театров Метрополитен-опера не имела устойчивых традиций хореографического искусства. Театр был основан в период общего застоя балетного искусства, что сказалось и в последующие периоды существования его балетной труппы.

Долгое время труппа участвовала главным образом в оперных спектаклях и поддерживалась благодаря европейским гастролерам. Здесь выступали датская танцовщица А. Жене (с 1908), итальянки. Р. Галли и Ч. Форнароли, русские артисты А. П. Павлова и М. М. Мордкин (1910-20-е гг.) и др.

В 1919 с участием Галли и А. Р. Больма был поставлен балет «Петрушка». В 1911 на сцене Метрополитен-оперы проходили выступления балетной труппы артистов русских императорских театров, в числе которых были Мордкин, Е. В. Гельцер, Л. В. Лопухова, А. Е. Волинин.

В 1915-16 здесь гастролировала труппа «Русский балет» Дягилева Выступления русских артистов, их балетные постановки («Сон маркизы» на музыку Моцарта, 1921, балетмейстеры Больм и М. М. Фокин) способствовали пробуждению интереса у американского зрителя и театральных предпринимателей к балетному искусству.

В 20-30-х гг. в Метрополитен-опере работали различные балетмейстеры, главным образом из Европы, не оказавшие какого-либо влияния на формирование ее балетной труппы. Значительным был лишь краткий период деятельности Дж. Баланчина (1935-36, поставившего в числе других танцы в опере «Орфей и Эвридика» Глюка).

Балетная школа Метрополитен-оперы (основана в 1909), возглавлявшаяся в 60-х годах М. Краск и Тюдором, в 1968 закрылась. С конца 30-х годов на сцене Метрополитен-оперы постоянно проходили гастроли американских и зарубежных трупп «Балле рюс де Монте-Карло», «Американ балле тиэтр», «Орижиналь балле рюс», Большого театра и Театра им. Кирова.

Источник: Энциклопедия «Балет», 1981

Метрополитен-опера – самый молодой среди лучших домов оперы всего мира. Подобно представителям современной молодежи у него тоже есть прозвище — «Met» (Мет).
Датой основания Метрополитен-опера принято считать 22 октября 1883 года. Первая постановка – опера Шарля Гуно «Фауст». Спектакль состоялся в старом здании Метрополитен-опера, которая была расположена на Бродвее 1423, между 39-й и 40-й улицами на Манхэттене. 27 августа 1892 года здание охватил пожар, театру был нанесен серьезный ущерб. Вскоре начались восстановительные работы, и опера вновь распахнула свои двери. Со временем было принято решение о переезде театра. Новый оперный театр открылся в Линкольн-центре в сентябре 1966 года. Старое здание снесли. Новый дом оперы был оснащен лучшими техническими средствами на то время. Зрительный зал Метрополитен-оперы рассчитан более чем на 3 500 мест. Официальное открытие театра состоялось 16 сентября 1966 года с мировой премьерой оперы Сэмюэля Барбера «Клеопатра». В 1995 году в зрительном зале Мет была встроена уникальная система синхронного перевода: теперь любой желающий может прочесть либретто на доступном языке, не отвлекая при этом окружающих от спектакля.
Хор и оркестр работают на постоянной основе, а вот дирижёры и солисты приглашаются для работы на оперный сезон или на конкретные спектакли.

Видео: Метрополитен-опера. 2016-17 Сезон

Основные моменты

В Метрополитен-опере в разное время на сцену выходили гениальные артисты, имена которых навечно вписаны в славную летопись театра. С 1903 года и вплоть до окончания карьеры здесь выступал легендарный Энрико Карузо. В 1910 году восхищенные зрители тепло принимали нашего именитого соотечественника, оперного и камерного певца Федора Шаляпина. С труппой «Русского балета» сюда приезжал Сергей Дягилев. На знаменитой сцене Метрополитен-оперы танцевала и Анна Павлова. В сокровищницу театра неоценимый вклад внесли Мария Каллас, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье и другие выдающиеся исполнители.

Американский размах и классические оперные традиции ежегодно привлекают в Метрополитен-оперу более 800 тысяч зрителей. А те, кто лишены возможности приехать, могут смотреть постановки в режиме реального времени, непосредственно на официальном сайте www.metopera.org. Кинотеатрами во многих странах мира регулярно организуются прямые трансляции оперных спектаклей в формате HD (цифрового телевидения высокой четкости). Первый такой показ состоялся 30 декабря 2006 года: на больших экранах демонстрировалась опера-зингшпиль Моцарта «Волшебная флейта». Аудитория таких трансляций постоянно расширяется. Это происходит за счет добавления новых кинотеатров-участников из разных уголков планеты.

История театра

Оперная труппа была основана в Нью-Йорке в 1880 году на средства акционерного общества Metropolitan Opera House Company. Среди меценатов были семьи Морган, Астор, Вандербильт и другие. Она располагалась в здании на Бродвее, построенном известным американским архитектором Кливлендом Кейди. В августе 1892 года оно было сильно повреждено пожаром, однако в кратчайшие сроки восстановлено. И хоть акустика в нем не отвечала необходимым требованиям, театр переехал в новые помещения только в 1966 году. Хор и музыканты работали на постоянной основе, а солисты и дирижеры приглашались по контракту. Судьба же старого здания сложилась незавидно: его снесли. Хотя могли бы сохранить – для истории…

Официальное открытие Метрополитен-оперы состоялось 22 октября 1883 года постановкой оперы «Фауст» Шарля Гуно. Первые годы прошли под знаком немецких композиторов. В конце XIX века спектакли по произведениям Вагнера сменили итальянские сезоны. В начале XX века в репертуар были включены произведения французских и русских классиков. Среди них оперы Петра Ильича Чайковского, Модеста Петровича Мусоргского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Русский художник Сергей Юрьевич Судейкин оформлял постановки театра с 1924 по 1931 годы. Более 30 мировых премьер прошли именно в Метрополитен-опере. Среди наших соотечественников на его сцене выступали Галина Вишневская и Анатолий Соловьяненко, Елена Образцова и Любовь Казарновская, Мария Биешу и Дмитрий Хворостовский, Галина Горчакова и Ольга Бородина, Анна Нетребко и многие другие. С 1940 по 2004 год из зрительного зала велись радиотрансляции. В 1995 году здесь оборудовали систему синхронного перевода на английский, немецкий и испанский языки, что стало нужным и своевременным решением, учитывая возрастающую популярность этой оперной площадки.

Архитектура здания и внутреннее убранство

Метрополитен-опера находится в Линкольновском центре исполнительских искусств на Манхэттене (сокращенно Линкольн-центр) – в комплексе, который объединяет 12 зданий, предназначенных для проведения культурных мероприятий.

Автором проекта является американский архитектор Уоллес Кей Харрисон. Это пятиарочное сооружение в неоитальянском стиле прекрасно гармонирует с архитектурой всего комплекса. Здание (не в пример прежнему на Бродвее) отличается замечательной акустикой.

Основная сцена – 80 футов, оборудование для которой изготовили немецкие мастера (фирма «Герритс», коммуна Умкирх, ФРГ). Есть и две дополнительные сценические площадки. Оркестровая яма вмещает 110 музыкантов, но во время балетных спектаклей она уменьшается и добавляется еще один ряд – тридцать пятый. Огромный зрительный зал в пять ярусов рассчитан на 3900 мест. Его убранство поражает богатством: потолок покрыт сусальным золотом, 11 хрустальных люстр в стиле модерн создают великолепную освещенность, позволяющую видеть происходящее на сцене даже из самых дальних точек. Еще одна визитная карточка знаменитого театра – роскошный занавес, весящий несколько сотен килограммов. Он расшит золотом и чистым шелком.

Фойе Метрополитен-оперы украшено знаменитыми фресками Марка Шагала. Их размер 9 на 11 метров, они хорошо видны с улицы через огромные арочные окна. Любопытно, что эти произведения были проданы частному лицу за 20 миллионов долларов, с условием, что они будут находиться в здании театра, то есть покупка больше напоминает меценатскую помощь. В вестибюле размещены скульптуры работы Аристида Майоля и Вильгельма Лембрука. Здесь же можно посмотреть портреты знаменитых артистов.

Как приобрести билеты, стоимость

Поход в оперный театр, особенно такой знаменитый на весь мир, для каждого приезжающего в Соединенные Штаты туриста становится незабываемым событием на всю жизнь. Сезон здесь длится с сентября по апрель. Постановки идут каждый день. В мае и июне труппа отправляется на гастроли. В июле в Нью-Йорке проходит фестиваль Метрополитен-опера. В парках организованы бесплатные постановки, которые пользуются огромной популярностью и собирают толпы поклонников.

Билет удобно приобрести в Интернете на официальном сайте Метрополитен-оперы, распечатать на принтере и тем самым избавить себя от необходимости толпиться у кассы. Для жителей Нью-Йорка предлагается годовой абонемент. Самые дешевые билеты обойдутся от 17 до 35 долларов за одно стоячее место, которых всего 175. Только надо учитывать, что постановка длится около трех часов, и не каждый, наверное, сможет столько выдержать на ногах. Но, как говорят в народе, искусство требует жертв, поэтому истинные его ценители даже не замечают, как пролетает время за просмотром спектакля.

Можно найти и недорогие сидячие места от 25 долларов, тем более что современная акустика позволит насладиться постановкой в полном объеме, ничего не упустив.

Самые дорогие билеты – на первые ряды амфитеатра, они стоят около 500 долларов. Места здесь расположены на одном уровне со сценой и в непосредственной близости от нее.

Билеты в партере обойдутся в 350 долларов. Пенсионерам и студентам предоставляются скидки. Любопытно, что встречаются посетители одетые как в вечерние наряды, так и в джинсы. То есть строгого дресс-кода в Метрополитен-опере не существует. На официальном веб-ресурсе также публикуется информация, раскрывающая содержание и историю постановок, какие солисты в них участвуют.

При Метрополитен-опере есть магазин, он предлагает сувенирную продукцию и диски. Верхнюю одежду можно сдать в гардероб, это вам обойдется в 3 доллара, гарантируется полная сохранность.

Некоторые ложи в театре оборудованы собственным баром и гардеробом.

Как доехать

Многие предпочитают добираться до Метрополитен-оперы на такси или личном автомобиле, однако выезжать нужно заранее, чтобы не опоздать на спектакль из-за пробок. Заторы не страшны, если выбрать старое доброе метро. Дорога из Бруклина займет около получаса, выходить следует на остановке 66 St. Lincoln Street Station.

В расположенных рядом ресторанчиках до начала представления вам предложат бокал шампанского. Настроиться на театральный лад поможет богатое убранство интерьера здания, любоваться которым можно бесконечно.

Нью-Йоркская Метрополитен-опера была учреждена в 1880 году, и с того самого момента считается одной из самых важных оперных сцен не только на просторах Америки, но и во всем мире. На подмостках театра Метрополитен-опера ежегодно организовывается около 240 оперных постановок, которые привлекают огромное внимание театралов из самых разных уголков планеты. На подмостках этого театра сделали ошеломляющую карьеру такие знаменитые личности, как Рене Флеминг и Пласидо Доминго. Поэтому вовсе не удивительно, что на сегодняшний день Метрополитен-опера является настоящим местом паломничества для молодых оперных артистов, которые чувствуют в себе большой потенциал.

Разнообразный репертуар – широкая аудитория

Репертуар главного нью-йоркского оперного театра отличается разнообразным и широким диапазоном, который охватывает постановки от классического оперного искусства и вплоть до авангардистского. Такая многогранность репертуара привлекает к театру внимание весьма широкой аудитории. Можно смело сказать, что такой популярностью обладает далеко не всякий оперный театр.

Зарождению данного театра поспособствовала острая необходимость в создании альтернативы нью-йоркской Консерватории, которая являлась постоянным местом сбора элиты и различных представителей самых высоких кругов общественности. Торжественное открытие театра Метрополитен-опера было увенчано постановкой «Фауст». Это событие стало сильным толчком к мировому признанию Нью-Йорка как оперной столицы.

В самом начале своего развития этот театр находился под музыкальным руководством исключительно Вагнера, а уже в 1908 году в Метрополитен-опера начал свою деятельность Малер. В начале 90-х годов в театре появилась традиция ставить оперные произведения только на языке оригинала, что значительно подняло уровень нью-йоркского оперного театра.

Здание Метрополитен-опера соответствует наивысшим стандартам оперного звучания. Сцена данного театра является одной из самых лучших для оперного исполнения во всем мире. В дополнение к безупречной акустике, в Метрополитен-опера предусмотрены экраны в каждом ряду, которые позволяют слушателю получать качественный синхронный перевод произведения, если оно исполняется не на его родном языке.

Стоит отметить, что театр Метрополитен-опера уникален в своем роде. Это один из самых крупных негосударственных оперных театров. Он был основан на средства, полученные от Акционерного общества «Metropolitan Opera House Company». Деятельность данного театра всецело зависит от вкладов спонсорских коммерческих фирм, а также частных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *