Острова курилы

Команда, которая проектировала курорт «Роза Хутор» в Сочи, собирается построить люксовую гостиницу на Итурупе — крупнейшем острове Курильской гряды. Местные власти признаются, что в связи с регулярным обсуждением темы Курил в СМИ эти земли в Тихом океане становятся все притягательнее для туристов. А с весны добраться туда стало дешевле вдвое. Чем привлекательны Курилы для путешественников? С подробностями — Яна Пашаева.

Чтобы добраться из Москвы до Курильских островов, например, до Итурупа, нужно сначала 9 часов лететь до Южно-Сахалинска, а затем еще час до Курильска. Но туристы предпочитают разбить этот длинный путь и сначала останавливаются на Сахалине, а после уже отправляются на архипелаг. Сахалин, затерянный между Тихим океаном, Охотским и Японским морями, славится своими живописными побережьями со скалами необычных форм. Такие есть, например, на мысах Птичий и Великан. В лазурной воде можно разглядеть моллюсков, а во время отлива собрать морских ежей.

Одна из главных достопримечательностей острова — маяк Анива. Заброшенная башня высотой в девять этажей была построена на скале еще японцами. Добраться к ней можно только по воде, а по пути увидеть касаток, рассказал во время завтрака с журналистами губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко: «У нас одно из немногих мест, где туристы могут встретиться с морскими животными — сивучами, косатками. Когда мы ходили на Анивский маяк, мне сказали, если вдруг сильно повезет, то мы встретим косаток. Можете себе представить, мы плыли на малюсеньком суденышке. Я подумал, да, если нам сильно повезет, то мы не перевернемся».

Рейсы из Москвы до Южно-Сахалинска субсидируются местными властями, билеты в обе стороны обойдутся в 22 тыс. руб. До недавнего времени перелет из столицы Сахалина до Итурупа и обратно стоил туристам еще дороже — 30 тыс. руб. за час полета. Но теперь эти рейсы тоже дотируются, и билет до курильского острова подешевел до 6 тыс. Путешествовать на Итуруп лучше летом, поскольку зимой есть риск задержаться на несколько недель из-за нелетной погоды, а главное — не увидеть уникальные природные объекты, ради чего и едут на остров — девять действующих вулканов, водопад высотой 140 м, белые скалы из пемзы, пляжи с черным песком и кипящие реки как в Исландии.

Живописные пейзажи компенсируют отсутствие развитой туристической инфраструктуры. Тут мало дорог, автомобиль не арендуешь, гостиницы могут вместить не больше 150 человек, и интернет работает далеко не везде. Но ситуация улучшается, а в будущем тут и вовсе могут запуститься проекты от таких крупных игроков туристического рынка, как «Роза Хутор», рассказал заммэра Курильского района Владимир Дегтярев: «Недавно нас посетила делегация «Розы Хутор”. Они приезжали три раза. Последний раз они уже исследовали местность на вертолетах, рассматривали большие планы. Планируется сделать гостиничный комплекс для отдыха на тысячу мест».

Наибольшим спросом пользуются поездки на Итуруп на четыре дня, говорит директор «Гидрострой-тур» Марина Евгенова: «Стандартный тур с проживанием на сегодняшний день стоит 44 тыс. руб. Каждый день проводятся экскурсии, вечером гости посещают воднооздоровительные релакс-комплексы и дегустируют икру. Те, кто приезжал к нам с Камчатки и попадал сразу на икру, говорили, что здесь лучше, потому что все рядом».

На развитие каких туристических маршрутов Министерство экономического развития направит субсидии

Пока турпоток на Итуруп скромный. По разным оценкам, всего от 500 до 1 тыс. человек в год. Но у местных властей серьезные амбиции: они хотят привлекать круизные корабли с нескольким тысячами человек на борту. Это удобно, ведь ночуют такие туристы в каютах. Правда, для этого предстоит серьезно модернизировать местный порт.

Итуруп и Кунашир считаются наиболее развитыми с точки зрения туризма Курильскими островами. Сюда можно долететь на самолете. А на Шикотане и Парамушире взлетно-посадочные полосы только проектируются.

Курильск – третий по величине город курильской гряды и находится он аккурат между Северо-Курильском и Южно-Курильском. Вот такая железная логика!

Источник

Кто ещё не бывал на Курилах? @e_kaspersky_ru рассказывает об о.ИтурупTweet

На остров Итуруп мы прибыли в погожее раннее утро, так что впечатление от города сразу случилось приподнятое, позитивное, не в пример северной столице Курил, где нас поливало мерзким холодным дождичком.. Настроение тем более приподнялось в местном магазине. Это был первый за десять дней путешествия магазин! Там было ПИВО. Пииииво! В пузатых пластиковых бутылках и жестяных банках! Пастеризованное! По двойной цене! Несмотря на это всем стало совсем хорошо ещё до полудня 🙂

Недалеко от Курильска находится самый большой рыбоперерабатывающий завод на островах. Сами мы там не были, но наблюдали разноцветные крыши издалека. Вроде как завод выдаёт в день аж 400 тонн рыбы.

Однако Итуруп – это не только морепродукты. Тут находится красноречиво называемое Википедией «единственное в мире экономически выгодное месторождение рения». Хм, а что же тогда Чили и США добывают его себе в убыток, что ли? А почему на Итурупе до сих пор его промышленно не добывают? Металл дюже редкий, мировая добыча – всего ~60 тонн в год, цена достигает $10тыс. за килограмм. А здесь вулкан Кудрявый выбрасывает его с вулканическими газами до 40 тонн в год.

Центр города украшает река Курилка. На этом впечатления о Курилке заканчиваются.

Жилой фонд напоминает Северо-Курильск. Некоторые дома (особенно на окраинах) кажется вот-вот развалятся. Много окон со старыми, почерневшими от времени рамами, которые непонятно как сохраняют тепло зимой. Зато через улицу, особенно в центре города – новый ремонт, яркие цвета, всё выглядит достаточно радостно и позитивно.

Центральные дороги в городе впечатляют! На удивление ровный асфальт, разметка, тротуары… Ну, зачёт! Видно, что в коммуникации по мере сил вкладываются – и продолжают бетонировать-асфальтировать и дальше (мы сами видели).

Несмотря на наличие аэропорта «Буревестник» (используется совместно для военных и гражданских целей), люди добираются до Большой Земли в основном на теплоходе. Его независимость от погодных условий гораздо выше. Вроде бы построен или почти построен второй аэропорт… ага! Точно! Международный аэропорт «Итуруп» открыт 22 сентября этого года – всего три недели назад. Интересно, есть в мире ещё места, где на 6тыс. человек населения есть аж два аэропорта? 🙂

По острову перемещаются в основном на маршрутках. Цены на транспортные услуги, как и на всё на Курилах, заметно выше, чем в среднем по стране.

Увы, в Южно-Курильске мы тоже не долго задержались. После купания в горячих водопадах снова загрузились на «Афину» и отправились на о.Шикотан, т.е. в направлении к следующему Курильску, южному.

С 2016 года в Сахалинской области реализуется Государственная программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 – 2025 годы» (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.12.2015 № 548. Целью Программы является комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы Курильских островов, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности для их населения.

В рамках Программы предусмотрены мероприятия по привлечению квалифицированных специалистов, включая выплаты стимулирующего характера для квалифицированных специалистов, переселяющихся на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области:

— выплата пособия квалифицированным специалистам в целях их стимулирования к переселению на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области;

— организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников государственных и муниципальных учреждений Сахалинской области, расположенных на территории Курильских островов;

— компенсация квалифицированным специалистам, переселившимся на Курильские острова и трудоустроенным в государственные и муниципальные учреждения Сахалинской области, части расходов на оплату жилого помещения.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.07.2016 № 372 (в редакции от 21.08.2017 № 390) утвержден Порядок выплаты пособия квалифицированным специалистам в целях их стимулирования к переселению на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком размер пособия составляет 1,1 млн. рублей, при условии заключения квалифицированным специалистом трудового договора на неопределенный срок с расположенным на территории Курильских островов государственным учреждением, созданным Сахалинской областью или муниципальным учреждением Сахалинской области.

Сведения о наличии вакансий квалифицированных специалистов размещены на официальном сайте агентства / http://tzn.sakhalin.gov.ru / (далее – сайт агентства) в разделе «Курильская программа» – «Вакансии», а также на официальном портале Федеральной службы по труду и занятости www.trudvsem.ru (далее – портал) в разделе «Найти работу» на закладке региона «Сахалинская область» — «Курильский городской округ», Северо-Курильский городской округ, «Южно-Курильский городской округ».

База вакансий обновляется по мере поступления новых вакансий и закрытия ранее заявленных.

Граждане, желающие стать участниками Программы могут самостоятельно отслеживать наличие и поступление вакансий на сайте агентства или на портале.

Для решения вопроса трудоустройства необходимо направить подробное резюме (с согласием на передачу персональных данных) работодателю на указанный электронный адрес или посредством использования портала, указав заинтересовавшую вакансию.

В 2016 — 2019 годах участниками Программы стали 97 квалифицированных специалистов, прибывшие из Республик Тыва, Дагестан, Московской, Омской, Курской, Ивановской, Ростовской, Астраханской областей, Ставропольского, Забайкальского, Хабаровского, Алтайского, Камчатского края и других регионов.

Все они трудоустроены в учреждения здравоохранения, образования и спорта на вакансии: педагог-психолог, учитель английского языка, учитель математики, медицинская сестра, врач-педиатр, врач-офтальмолог, зубной врач, фельдшер, экономист, бухгалтер, режиссер, тренер-преподаватель по спорту и другие.

Постановление Правительства Сахалинской области от 28.12.2015 №548 «Об утверждении Государственной программы Сахалинской области «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» (в ред. от 04.03.2020)

Форма резюме

Постановление Правительства Сахалинской области от 29.07.2016 № 372 «О пособии квалифицированным специалистам в целях их стимулирования к переселению на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области»

Порядок выплаты пособия квалифицированным специалистам в целях их стимулирования к переселению на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области (утвержден постановлением Правительства Сахалинской области от 29.07.2016 № 372)

Постановление Правительства Сахалинской области от 06.02.2017 № 48 «О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 29.07.2016 № 372 «О пособии квалифицированным специалистам в целях их стимулирования к переселению на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области»

Форма к Порядку выплаты пособия квалифицированным специалистам в целях их стимулирования к переселению на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области

Курильские острова – архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря с Тихим океаном, расположенный между мысом Лопатка на южной оконечности полуострова Камчатка (Российская Федерация) и гаванью Немуро на острове Хоккайдо (Япония). Архипелаг состоит из двух гряд: Большой Курильской – протяженностью 1200 км и Малой Курильской – протяженностью 120 км. Наиболее крупные на Большой Курильской гряде острова Шумшу, Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир. Всего на Большой Курильской гряде 54 острова и ряд скал.
Малая Курильская гряда протянулась параллельно Большой, отделяясь от нее Южно-Курильским проливом, на 120 км. Самые крупные в Малой Курильской гряде, состоящей из небольших островов, острова Шикотан, Зеленый, Юрий, Танфильева, Анучина, Полонского. Общая площадь Курильских островов – 15,6 тыс. кв. км.
От полуострова Камчатка Курильские острова отделены Первым Курильским проливом, от острова Хоккайдо – проливами Кунаширским, Измены и Советским. Между собой Курильские острова разделены двадцатью шестью проливами. Ширина колеблется от 1,8 км до 55 км, глубины – до 500 м. Это затопленные седловины между вулканическими конусами.
Большинство островов гористые (высотой до 2339 м – Алаид). Около 40 действующих вулканов, горячие минеральные источники. Высокая сейсмичность. На южных островах – леса. Северные острова покрыты тундровой растительностью, хотя лежат на широте Киева (северная точка острова Шумшу — 51° северной широты).
Берега большей частью обрывистые и скалистые. Курильские острова находятся в области муссонного климата. Средние температуры самого холодного месяца (февраля) от –6° до –7°. Летние среднемесячные температуры наибольшие в августе: на юге +17°, на севере +9° +10°. Осадков более 1000 мм на южных Курилах и около 600 мм на севере. Часты туманы.
Курильские острова административно входят в состав Сахалинской области Российской Федерации. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1946 году на островах образованы три района (Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский), которые в 2004 году преобразованы в муниципальные образования, имеющие статус городских округов (муниципальное образование «Северо-Курильский район» — 2,5 тыс. человек, муниципальное образование «Курильский район» — 6,9 тыс. человек, муниципальное образование «Южно-Курильский район» – 9,9 тыс. человек). Общая численность постоянного населения на 01.01.2005 г. составляет 19,3 тыс. человек.
Курильские острова некоторое время принадлежали Японии (от Хоккайдо до Урупа по т.н. Симодскому российско-японскому договору 1855 года, от Урупа до Камчатки – по Санкт-Петербургскому трактату 1875 года). Однако в 1904 г. Япония без объявления войны напала на Российский флот и японо-русская война 1904-1905 гг. прекратила действия всех предшествующих договоров.
Единственным основанием обладания Курильскими островами в последующий период (1905-1945 гг.) являлось фактическое владение Японией этими территориями, а граница между Россией и Японией на этом участке (п-ов Камчатка – о. Шумшу) была уже не договорной, а исторически сложившейся.
С конца 19 века Япония избрала путь агрессии и территориальной экспансии в Азии, а затем и в Океании. В ходе Второй мировой войны (1939-1945 гг.) Япония находилась в союзе с нацистской Германией и фашистской Италией. Курильские острова были превращены в систему военных баз. Эти базы использовались для нападения на США (находившихся в союзе с СССР) и препятствовали снабжению советского Приморья. Численность японских военных на островах (60-80 тыс. человек) в 3-5 раз превышала численность мирного населения (16-17 тыс. человек). В строительстве военных баз использовался рабский труд военнопленных и принудительно перемещенных корейцев (Корея была захвачена Японией в 1905-1910 гг.). Все рабы-строители погибли.
Уникальное географическое положение островов позволило им стать плацдармом для ударов по американским территориям. Из залива Хитокаппу (ныне бухта Касатка) на Итурупе к Гавайским островам 26 ноября 1941 г. направилось японское авианосное соединение. 7 декабря 1941 года самолеты, поднявшиеся с японских авианосцев, разгромили в гавани Перл-Харбор главные военно-морские силы США на Тихом океане. Летом 1942 года Япония использовала о. Парамушир в качестве базы для захвата двух западных островов Алеутского архипелага: Атту и Кыска. Этим японцы создали существенную угрозу как Аляске, так и северным коммуникациям США.
Планируя наступательные войны в отношении США (на море) и Советского Союза (на суше) Япония понимала, что одновременное ведение войны на два фронта – невыгодно. Поэтому 13 апреля 1941 года Япония заключила с СССР на 5 лет пакт о нейтралитете.
Во время переговоров о заключении пакта Курильские острова снова стали объектом спора. СССР поставил вопрос о возвращении Курильских остовов и Южного Сахалина. Японская сторона поставила вопрос о приобретении у СССР Северного Сахалина, где добывалась нефть.
Несмотря на пакт о нейтралитете с Советским Союзом Япония считала для себя важнейшим союз с Германией. Уже в мае 1941 г. министр иностранных дел Японии Мацуока заявил министру иностранных дел Германии Риббентропу: «…если между Германией и СССР возникнет конфликт…, Япония вынуждена, естественно, напасть на Россию на стороне Германии. Тут не поможет никакой Пакт о нейтралитете». На императорском совещании 2 июля 1941 г. принято решение о нападении на СССР в случае успешного продвижения гитлеровских войск вглубь Советского Союза. Моментом нападения должно было стать время критического снижения численности советских войск на Дальнем Востоке.
Коренной перелом во Второй мировой войне, наступивший после ряда поражений гитлеровских войск на советско-германском фронте, открытие англо-американцами второго фронта в Европе, горячее желание США и Великобритании склонить СССР к участию в войне с Японией (союзником Германии) заставили Советский Союз взять на себя обязательства о помощи союзникам.
11 февраля 1945 г. США, СССР и Великобритания подписали т.н. Крымское (или Ялтинское) соглашение, по которому СССР обязался после капитуляции Германии вступить в войну с Японией на стороне своих союзников. В ряду условий вступления в войну были названы возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих к нему островов, а также передача Советскому Союзу Курильских островов.
5 апреля 1945 г. в связи с коренным изменением международной обстановки, помощью Германии со стороны Японии, войной Японии против США и Англии – союзников СССР – Советский Союз денонсировал пакт о нейтралитете с Японией от 5 апреля 1941 г.
26 июля 1945 г. союзные державы (США, Великобритания, Китай) предъявили ультиматум Японии, т.н. Потсдамскую декларацию, в которой указали, что японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые будут указаны союзниками. Ультиматум был отклонен.
Японским министерством иностранных дел еще в сентябре 1944 г. был подготовлен перечень возможных уступок Советскому Союзу за сохранение его нейтралитета и отрыв от совместных действий с союзниками. Этот перечень включал отказ Японии от договора о рыболовстве, уступку Южного Сахалина и Курильских островов. 30 июля 1945 г. посол Японии в Москве Сато запросил: будут ли со стороны советского правительства те или иные пожелания или указания. Таким образом, Советскому Союзу, по сути, предлагались территориальные и другие уступки в обмен на невыполнение союзных обязательств перед США и Великобританией.
Советский Союз, верный союзническому долгу, в соответствии с Ятлинским соглашением от 11 февраля 1945 г. присоединился 8 августа к Потсдамской декларации и объявил с 9 августа войну Японии.
Президент США Трумэн в телеграмме генералиссимусу Сталину 18 августа 1945 г. согласился включить все Курильские острова в район, который должен капитулировать перед советскими войсками.
Несмотря на заявление Японии от 15 августа 1945 г. о принятии условий Потсдамской декларации, японские войска на Сахалине и, особенно на северных Курилах, до 22 августа 1945 г. оказывали советским войскам ожесточенное сопротивление. При этом погибли тысячи советских воинов. За героизм при штурме о. Парамушир звания Героя Советского Союза посмертно присвоено старшему лейтенанту Степану Савушкину, а за штурм о. Шумшу – старшине Николаю Вилкову и матросу Петру Ильичеву, которые грудью закрыли амбразуры японских дзотов. Герои похоронены на месте боев.
2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, приняла условия Потсдамской декларации (п. 1) и подчинила власть императора и правительства верховному главнокомандующему союзных держав (п. 8 Акта). Руководитель СССР И.Сталин в тот же день выступил с обращением к советскому народу. В нем он сразу указал, что «Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу, и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии».
Из заявлений министерств иностранных дел союзников – Великобритании и США – от 5 и 6 сентября 1945 г. видно, что заявление Сталина о включении упомянутых островов в состав СССР рассматривалось как полностью соответствующее Ялтинскому соглашению.
Десантной операцией на Южных Курилах руководил капитан 3 ранга Павел Чичерин. Его десанты в начале сентября 1945 г. пленили японские войска на островах Малой Курильской гряды. В память о его заслугах по представлению Сахалинской областной Думы 25 февраля 2005 г. правительство России присвоило его имя безымянной бухте на острове Танфильева Малой Курильской гряды.
Меморандумом главнокомандующего союзных держав Макартура № 677 от 29 января 1946 г. японскому императорскому правительству было предписано прекратить осуществление или попытки к осуществлению государственной или административной власти вне Японии, в том числе и на Курильских (Тисима) островах, т.н. группе Хабомаи (Хабомадзе, т.е. Малой Курильской гряде), включая острова Сусио (Танфильева), Юри (Юрий), Акиюри (Анучина), Сибоцу (Зеленый), Тараку (Полонского), а также остров Сикотан (Шикотан). Таким образом, союзники исключили эти острова (а также Южный Сахалин) из состава Японии. Это ясно видно на карте, приложенной к меморандуму. Только после этого Курильские острова были включены в состав СССР.
С учетом Ялтинского соглашения, Потсдамской декларации и названного меморандума Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. на территории Южного Сахалина и Курильских островов была образована Южно-Сахалинская область Хабаровского края РСФСР (центр – г. Тойохара), которая со 2 января 1947 г. вошла в самостоятельную объединенную Сахалинскую область РСФСР (центр – г. Александровск-Сахалинский).
В соответствии с рядом директив главнокомандующего союзных держав Макартура (от 16 марта 1946 г., 7 мая 1946 г., 10 сентября 1946 г., 9 марта 1949 г. и т.д.) репатриировано японское население с Южного Сахалина и Курильских островов.
Во время «холодной войны» между союзниками произошел раскол (с одной стороны – США, Великобритания, китайский Тайвань, а с другой – СССР, КНР). США в 1951 г. подготовили и подписали с Японией (без СССР) Сан-Францисский мирный договор. По нему (статья 2) Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Южный Сахалин с прилегающими островами и на все Курильские острова. По статье 8 того же договора Япония признавала все заключенные соглашения воевавших с нею союзников периода Второй мировой войны, а следовательно и Ялтинское соглашение. Кроме того, вступив при поддержке СССР в ООН, Япония подписалась под ее Уставом, который признает правильными все действия союзников против вражеских государств по время Второй мировой войны (статья 107 Устава ООН).
При ратификации Сан-Францисского договора официальный представитель правительства в парламенте Японии Накамура разъяснил, что понятие Курильских островов, содержащееся в договоре, означает как северные, так и южные Курильские острова.
Это полностью соответствовало географическим понятиям, а также японским и мировым картам того и предшествующего периода. Лишь впоследствии, стремясь обойти Сан-Францисский договор, японская пропаганда стала исключать из понятия Курильских островов Малую Курильскую гряду, а затем даже крупнейшие Курильские острова – Кунашир и Итуруп. При этом стал применяться не международный, а японоцентристский термин «северные территории». В мировой и российской географии – это южные и центральные (средние) острова Курильского архипелага.
В 1956 г. Советский Союз и Япония совместной Декларацией от 19 октября прекратили состояние войны между собой (статья 1), установили дипломатические отношения (статья 2) и обязались не вмешиваться во внутренние дела друг друга по любым мотивам экономического, политического или идеологического характера (статья 3). Стороны взаимно отказались от всех претензий, возникших в результате войны с 9 августа 1945 г. (статья 6). Очевидно, к числу этих претензий следует относить и территориальные претензии.
Советский Союз тогда же заявил о намерении передать Японии Малую Курильскую гряду после заключения т.н. «мирного договора», т.е. после договорного оформления государственной границы.
Однако целая совокупность исторических обстоятельств помещали договорному оформлению межгосударственной границы. Произошедшее укрепление военного союза Японии с США могло бы повлечь размещение иностранных военных баз на Малой Курильской гряде. Япония в 1960 г. заявила о своих претензиях и на другие территории помимо Малой Курильской гряды, принадлежавшие к тому времени Советскому Союзу. Затем в мире появились 200-мильные экономические зоны, отсчитывающиеся от побережий островов. Поэтому идея заключения т.н. «мирного» договора в настоящее время утратила актуальность. Граница России и Японии сложилась историческим образом.
С 1947 г. Сахалинская область, включающая Курильские острова, указывается в Конституции союзного государства (СССР) в составе России. По новой Конституции России 1993 г. Сахалинская область стала полноправным субъектом Российской Федерации (статья 65), а Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4).
27 сентября 2005 г. президент России В.Путин, отвечая в прямом телеэфире на вопрос уроженца Курильских островов, заявил, что Курильские острова находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результат Второй мировой войны и в этой части «мы ничего не собираемся обсуждать».
С учетом изложенного, по мнению России и ее населения, территориальные претензии Японии по поводу Курильских островов – это опасный путь возрождения японского реваншизма, который уже однажды привел эту страну на грань физического уничтожения. Такая политика мешает добрососедским отношениям народов России и Японии.
Курильские острова – неотъемлемая часть территории Сахалинской области Российской Федерации. На них выросло уже три поколения русских, которые считают эту землю своей Родиной.

Два способа добраться на Курильские острова 2020. Авиаперелет и расписание теплоходов с Сахалина на Курилы (острова Итуруп, Кунашир и Шикотан).

Побывать на Курильских островах мечтают, если и не все путешественники, то очень многие. Самые продвинутые уже побывали на российском «краю света», но большинству это еще предстоит в ближайшие годы. Добираться на Курилы долго и дорого: организация даже разовой поездки из Москвы на Сахалин, а затем с Сахалина на Курилы — уже удар по бюджету. Как выкручиваются из ситуации местные жители, трудно представить, ведь теплоходом «Игорь Фахрутдинов» им приходится ходить гораздо чаще (не говоря о перелетах, которые тоже стоят немалых денег).

Но не будем нагнетать, а перейдем к делу, ведь «путешествия — единственная вещь на свете, оплачивая которую, приобретаешь гораздо больше» (с). Специально для тех, кто не в силах отказаться от возможности увидеть вулканы Кунашира или белые скалы Итурупа, у нас подробная инструкция, как добраться на Курильские острова.

Как добраться на Итуруп (Курилы)

На Курильских островах в настоящее время два действующих аэропорта, и было время, когда рейсы из Москвы пытались поставить на поток. Но что-то не сложилось и пока добираться на Итуруп и Кунашир приходится через Южно-Сахалинск. В столицу Сахалина регулярно летает «Аэрофлот» (или авиакомпания «Россия»). Билет в одну сторону обойдется от 10 000 до 18 000 руб. в зависимости от сезона. Но средняя цена — 13 200 руб.

Дальше есть два способа добраться на ближайший к Сахалину остров Курильских островов: авиаперелет и теплоход. Можно придумать и что-то более изощренное, но большинство туристов и жителей довольствуются этими двумя. Аэропорт на Итурупе был открыт в 2014 году, тогда же был принят первый рейс авиакомпании «Аврора». Сегодня самолеты из Южно-Сахалинска в Курильск уже летают регулярно.

Цена за перелет довольно высока: от 12 000 руб. в один конец (в сезон — 14 500 руб.). Билеты рекомендуется приобретать заранее, их быстро раскупают.

Можно добраться на Итуруп и морем: «Игорь Фахрутдинов», следующий из сахалинского порта Корсаков на самый южный остров Кунашир, теперь делает первую остановку в Курильске. Билеты можно купить онлайн на официальном сайте www.rfbus.ru (в строке поиска необходимо ввести Корсаков порт — Курильск порт).

Добираться на Курилы морем — самый романтичный способ

Встреча пассажиров теплохода на Итурупе

Как добраться на Куршскую косу — расписание
Все способы добраться на Корфу — перелет, паром, автобус
Как добраться на Закинф — паром и перелет

Как добраться на Кунашир (Курилы)

С Кунаширом дела обстоят примерно так же, как с Итурупом. Добраться на самый отдаленный из Курильских островов можно как на самолете, так и на теплоходе. Стоимость билетов Южно-Сахалинск — Южно-Курильск стартует от 13 000 руб. в один конец. Покупать билеты рекомендуется минимум за месяц до предполагаемой даты посещения, а летом в идеале — за 2-3 месяца, иначе их не будет.

Если предпочитаете морской транспорт, то из Корсакова (порт на Охотском море) совершает регулярные рейсы теплоход в Южно-Курильск. Время в пути — более 20 часов. Пассажирам предлагается либо обосноваться в общем зале, либо оплатить каюту. На теплоходе есть ресторан, где можно поужинать и позавтракать перед прибытием.

Покупка билетов с Сахалина на Кунашир доступна на сайте www.rfbus.ru. Маршрут, который нужно вбить в поиске — Корсаков (порт) — Южно-Курильск (порт). Цена билета — от 3 000 руб. в четырехместной каюте. Доступно не более 150 пассажирских мест (в 2- или 4-местной каюте), в периоды, когда возрастает туристическая активность на Курильских островах, билеты становятся буквально на вес золота.

Курильские острова: документы для посещения

Для посещения пограничной зоны Курильских островов (это почти вся территория островов, кроме города Курильска и аэропорта Итуруп, ПГТ Южно-Курильск и аэропорта Менделеево, а также город Северо-Курильск и прибрежная полоса около 2 км на острове Парамушир) требуется пропуск. Это касается и россиян, и иностранцев. Для оформления пропуска на посещение курильских заповедников потребуется:

  • Заявление в бумажном или электронном виде. Форму приложения №2 можно посмотреть на официальном сайте ФСБ www.fsb.ru.
  • Документ, удостоверяющий личность гражданина РФ или иностранного гражданина (в электронном виде предоставляются копии).

Пропуск для въезда в погранзону Курильских островов выдается в отделении ФСБ Южно-Сахалинска. Адрес: пр. Победы 63А, 8 (4242) 49-21-04. Приём документов в рабочие дни с утра (9-30 — 10-30) или по электронной почте. Срок выдачи пропусков: не более 15 дней — для россиян, не более 30 дней — для иностранцев.

Расписание Сахалин — Курильские острова

Был период, когда теплоход «Игорь Фахрутдинов» отправлялся из сахалинского порта Корсаков только раз в семь дней. В расписании на будущий год стоит уже два рейса в неделю. Правда, это имеет отношение только к летнему периоду. Зимняя навигация ограничена погодными условиями. Но большинство путешественников знают, что ехать на Курильские острова имеет смысл только летом (с середины июня до середины августа). Только в это время на Курилах тепло, красиво и безопасно.

Расписание движения парохода «Игорь Фахрутдинов» 2019:

Расписание на следующий год публикуют в январе-феврале. Как только оно появится на сайте Морского вокзала, мы обновим данные в этой таблице.

Теплоход «Игорь Фахрутдинов»

«Игорь Фахрутдинов» известен многим жителям дальневосточного края. Это пассажирское судно, не самого нового образца (год строительства — 1991), но неплохо справляющееся с пассажиропотоком с Сахалина на Курильские острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан). На маршруте находится с 2004 г.

Несмотря на то, что «Игорь Фахрутдинов» — теплоход усиленного ледового класса, случалось ему застревать во льдах на несколько суток. Последняя спасательная операция (февраль 2018 г.) с участием ледокола «Капитан Хлебников» длилась почти двое суток. Всего пассажиры «Игоря Фахрутдинова» (127 человек) дрейфовали в Охотском море более шести дней. Информация с сайта www.sakhalin.info.

Спасение успешно завершилось, а теплоход «Игорь Фахрутдинов» уже на следующий день отправился в новый рейс из Корсакова. Для зимы ситуация рядовая.

Достопримечательности Кунашира — 6 лучших мест
Фарерские острова — достопримечательности (описание и фото)
Достопримечательности Рейкьявика — топ-10 мест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *