Парк тюильри Париж

Сад Тюильри находится в самом центре Парижа. На западе к Саду Тюильри примыкает площадь Согласия, за которой раскинулись Елисейские поля. С восточной стороны Сада расположен Лувр, а на севере — авеню Риволи, ведущая к Вандомской площади. На авеню установлена скульптура Жанны д’Арк.

С южной стороны Сада Тюильри протекает река Сена. Основные аллеи Сада расходятся в разные стороны света.

Несколько веков назад с Садом соседствовал дворец Тюильри, но он был разрушен во времена Парижской коммуны.

В наши дни сад Тюильри — один из самых больших регулярных или «французских» парков Парижа, что означает строгую геометрию в очертаниях аллей и мест посадки деревьев. Этот стиль парков преобладал в XVII веке, так люди с помощью архитектурного замысла подчеркивали власть человека над природой.

История

В XV веке место сада Тюильри находилось за стенами Луврской крепости, это была окраина Парижа. На этой окраине свалка соседствовала с местом добычи глины для производства черепицы. Черепица по-французски называется «тюиль» (tuile), от этого слова произошло название Тюильри. Есть и более романтичная, но менее правдоподобная версия о том, что название Тюильри произошло от слова «тюльпан».

Первый парк на этом месте возник в 1564 году по решению Екатерины Медичи, которой хотелось иметь новый дворец, окруженный садом для прогулок. Парк был разбит в итальянском стиле, «квадратами».

Площадь парка 25,5 гектаров. Длина — 920 м. Ширина — 325 м. Количество растений — более 3000, из них 1800 деревьев.

Екатерина Медичи, вступив в брак с будущим королем Генрихом II Валуа, быстро обзавелась зловещей репутацией. Она умело расправлялась с теми, кто ей мешал, ловко используя яды. Поэтому когда Екатерина повелела заложить парк вокруг замка, многие заподозрили, что отравительница планирует выращивать ядовитые растения на грядках под окном.

Сад при Короле-солнце

Глава правительства при Людовике XIV Жан-Батист Кольбер решил нанять Андре Ленотра, чтобы навести радикальный порядок в парке. Самый известный ландшафтный архитектор XVII столетия, создавший множество прекрасных парковых зон, превратил изысканную итальянскую рощу Тюильри в роскошный французский регулярный парк.

Ленотр удлинил аллею Тюильри с западной стороны, потому что считал природу менее важной, чем замысел архитектора. Так территория сада обрела гармоничную симметрию. Творческий замысел Андре включал появление 2 водоемов, сцены под открытым небом и партерных клумб — низких живых изгородей, образующих рисунок, хорошо видный из окон замка.

Обновленный парк стал доступен публике и приобрел огромную популярность. Кроме аттракционов и уютных павильонов, посетителей поражала невиданная в XVII веке роскошь — общественные туалеты.

В 1871 году Сад пострадал: революционеры уничтожили дворец Тюильри, а также часть построек в парке. Новое правительство парк не жаловало, ведь в свое время Наполеон избрал Тюильри своей резиденцией. Постепенно Сад Тюильри терял популярность и в результате пришел в полное запустение.

Его возрождение началось только в конце XX века, с началом масштабной реконструкции Лувра.

Сад Тюильри в искусстве

Художники, отдыхавшие в прекрасном парке, вдохновлялись его красотой и сохраняли его образ на своих полотнах. Одно из самых известных изображений сада Тюильри — картина Эдуарда Мане «Музыка в саду Тюильри», на которой среди пышных природных красот запечатлен сам автор и около 2 десятков его известных современников. Среди них поэт Бодлер, композитор Оффенбах, критик Готье и прочие.

Известны также и другие картины: «Сад Тюильри» Жана Вюйара, «Площадь Каррузель, сады Тюильри» Камиля Писсарро и «Полдень в саду Тюильри» Адольфа Менцеля.

Александр Дюма упоминал сад Тюильри в своем романе «Три мушкетера».

В цикле фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» третья пьеса посвящена саду: «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры».

Сад Тюильри в наши дни

Сад не очень изменился со времен Ленотра. Классический парк вытянут вдоль зеркальных водоемов, уходящих в перспективу и расположенных на центральной оси, называемой Исторической осью Парижа.

Парижане и гости города любят приходить в сад, чтобы среди мегаполиса отдохнуть от шума и суеты, полюбоваться прекрасными деревьями и цветами.

Сад идеально подходит для прогулок с детьми, романтического свидания или фотосессии. Все лужайки, клумбы и деревья Сада Тюильри всегда идеально ухоженные. На пяти широких аллеях сада установлено множество скульптур и каменных элементов.

Статуи в саду Тюильри

Кроме прекрасных растений, сад Тюильри наполнен множеством скульптур. Большинство из них — мраморные и бронзовые копии изваяний, но есть и оригиналы, прибывшие в сад из Версаля и дворца Марли.

Застывшие в камне и металле образы представляют несколько эпох, начиная от средневековья и до современности, став своего рода прихожей Лувра.

В Саду Тюильри установлена копия «Поцелуя» Родена, которую он впервые представил на Всемирной выставке в Париже. Среди изваяний два шедевра французского скульптора эпохи барокко Антуана Куазевокса — конные монументы «Меркурий» и «Слава верхом на Пегасе».

© Vassil

Также в саду Тюильри можно увидеть 20 скульптур Аристида Майоля, переданных французскому правительству натурщицей скульптора Диной Верни, и множество других исторических или современных скульптур, благодаря которым Сад Тюильри часто называют музеем скульптур под открытым небом. И это неудивительно, ведь здесь представлены работы, как современных скульпторов, так и мастеров прошлых веков.

В 1836 на Площади Согласия был установлен луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный правителем Египта Мехметом Али Луи-Филиппу. В свое время этот обелиск украшал центральный храм Амон-Ра в Луксоре, на берегу Нила.

Музей Оранжери расположен в западной части Сада Тюильри и является его частью. Эта оранжерея планировалась для выращивания апельсинов, но в реальности здание использовалось для проведения городских выставок.

В музее можно посмотреть картины импрессионистов и постимпрессионистов, включая Ренуара, Матисса, Пикассо, Матисса, Сезанна и Модильяни. Внимание посетителей привлекают «Кувшинки» Клода Моне, работавшего над этой серией картин 10 лет.

Галерея Же-де-Пом расположена в северо-западной части сада. Галерея построена для игры с мячом на кортах, прообраза тенниса, и получила название в честь этой игры.

Триумфальная арка

Триумфальную арку построили в 1808 году по распоряжению императора Наполеона I. Этим сооружением Бонапарт планировал восславить победы, одержанные его армией.

Мероприятия

В саду Тюильри постоянно проводится множество мероприятий. Достаточно сказать, что первая автовыставка — прообраз Парижского автосалона — состоялась в саду Тюильри еще в июне 1898 года.

В 1783 году в Саду Тюильри братья Этьен и Жозеф Монгольфьеры осуществили запуск воздушного шара, наполненного горячим воздухом.

В наши дни в Саду Тюильри располагается открытая площадка на неделях высокой моды, а также выставки современного искусства. Ежегодно в июле и августе в Саду Тюильри работает Лунапарк.

Как добраться

Туристы могут дойти к Саду Тюильри пешком, после осмотра других достопримечательностей Парижа, расположенных по соседству — Триумфальной арки, Эйфелевой башни, Елисейских полей.

Удобнее всего добираться до Сада Тюильри на метро. Рядом с Садом расположены станции парижского метрополитена «Tuileries» (желтая линия М1), «Musée du Louvre» (розовая линия М7) и станция «Concorde» (линии желтая М1, темно-зеленая М12 и сиреневая М8).

Туристы могут предпочесть доехать до Сада Тюильри на речном трамвае. В таком случае надо выходить на набережной «François Mitterrand».

В Париже хорошо развита сеть городского наземного транспорта. Туристы могут добраться до Сада Тюильри автобусами № № 72, N11, N24 до остановки «Pyramides — Tuileries», № № 42, 72, 73, N11, N24 до остановки «Concorde — Quai des Tuileries», № № 69, 72, N11, N24 до остановки «Pont Royal», № № 27, 38, 68, 69, 95 до остановки «Musée du Louvre», № № 21, 69, 72, N11, N24 до остановки «Palais Royal — Musée du Louvre», № № 72, N11, N24 до остановки «Pyramides — Tuileries».

До Сада Тюильри можно с комфортом добраться на такси, используя приложения для вызова автомобиля: Lecab, Le. Taxi, Uber, Taxify и Kiwi.

Сад Тюильри в Париже

Сад Тюильри — один из самых старых парков Парижа, который раскинулся от площади Согласия до Лувра на 1 км. Общая площадь сада составляет 25,5 га. С французского tuile переводится как «черепица», отсюда и название сада — le jardin des Tuileries. А все потому, что до 15 столетия на этом месте был карьер, где добывали глину. Тут же находились мастерские, где ремесленники делали черепицу.

Парк Тюильри является любимым местом горожан для неспешных прогулок. Также это место рекомендуется для посещения после визита в Лувр, чтобы после знакомства с искусством подышать свежим воздухом и насладиться ландшафтным дизайном, созданным легендарным придворным садоводом Андре Ленотром. К слову, он же является автором парка в Версале.

История сада Тюильри в Париже: от Медичи до наших дней

В 1564 году Екатерина Медичи приказала построить для нее новый дворец и сад для прогулок. Так как сама Медичи была родом из Флоренции, то и парк был спроектирован в итальянском стиле — 8 аллей по ширине и 6 по длине. Проект ландшафта разработал Бернар Палисси.

Сад Тюильри в 17-18 столетиях

Каждый последующий правитель вносил свои коррективы в перепланировку сада. Но масштабная реконструкция произошла в 1664 году, когда глава французского правительства Кольбер приказал знаменитому садоводу Андре Ленотру провести полную перепланировку. При помощи тех методов, что уже были применены для Версальского парка, Ленотр решил в этом проекте раскрыть еще больше свою любовь к симметрии. Ландшафтный дизайнер удлинил аллеи на запад, создал партерные клумбы с орнаментом, заложил водоемы. Недаром Андре Ленотра называют основоположником «регулярного» стиля в садово-парковом искусстве.

В 18 столетии Людовик XIV открыл сад Тюильри для широкой публики. В это время здесь появились аттракционы и павильоны; с тех пор парк стал популярным местом для променадов.

Штурм Тюильри

10 августа 1792 года 20 000 горожан восстали против монарха и заблокировали дворец Тюильри. Так как на защите стояло всего порядка двух тысяч солдат, взятие Тюильри было быстрым и кровопролитным. В результате этого Людовик XVI отрекся от престола. После этих событий власть полностью перешла народу, а монархии пришел полный конец.

Пожар и реставрация

В 1871 году, во времена Парижской коммуны, сад, дворец Тюильри и ряд других зданий сгорели в результате преднамеренного поджога. От дворца остались лишь два павильона — Марсана и Флоры, которые соединены переходами с Лувра. Так как дворец для французов был символом ненависти к королевской и императорской власти, его восстанавливать не стали, а вот сад постепенно реставрировали, пытаясь восстановить его прежний вид.

Одни из последних работ были проведены в 1990 году. Парку вернули тот вид, который создал Ленотр. С 2003 года ведутся разговоры о том, чтобы воссоздать дворец с целью восстановления исторической оси, а также для расширения экспозиционных площадей Лувра.

Что можно увидеть на прогулке в парке Тюильри: скульптуры, музей и галерея

Помимо изысканных клумб, тенистых деревьев и водоемов с фонтанами, в саду Тюильри установлены скульптуры. Вход в парк украшают конные монументы «Меркурий» и «Слава верхом на Пегасе» Антуана Койзевокса.

Вдоль парковой аллеи установлены скульптуры из мрамора Юлия Цезаря, Агриппины и богини Венеры.

Пройдя немного вглубь, можно увидеть коллекцию скульптур Аристида Майоля: «Гармония», «Река», «Воздух». Главной музой Майоля его последних лет жизни была модель Дина Верни, она унаследовала скульптуры автора после его гибели и подарила их Франции. Министр культуры Андре Мальро велел установить их в саду Тюильри.

Также здесь установлены бронзовые скульптуры Огюста Николя Каэна: «Тигрица, приносящая своим детям павлина», «Тигр попирающий крокодила» и «Два льва, нападающие на кабана».

Также нельзя не упомянуть о точной копии скульптуры Родена «Поцелуй», оригинал находится в музее Родена, который также находится в Париже.

Музей Оранжери

Здание музея Оранжери было построено в 1852 году. Его архитектура и стиль соответствовали дворцово-парковому ансамблю Тюильри. Здесь изначально планировали выращивать апельсиновые деревья, но так вышло, что в здании проводили выставки во время городских гуляний. В начале 20 столетия сооружение передали на баланс Парижу. Так и появилась картинная галерея Musée de l’Orangerie, которая сегодня знаменита уникальными экспонатами. Среди полотен можно встретить работы Пикассо, Матисса, Руссо, Сезанна, Моне и Ренуара.

Национальная галерея Жё-де-Пом

Национальная галерея Жё-де-Пом находится в северо-западной части парка. Здание, построенное в 1861 году, предназначалось для игры в жё-де-пом (jeu de paume) — прообраз современного тенниса. В 1909 году здесь стали организовывать тематические выставки. Работы импрессионистов, которые были представлены в Жё-де-Пом, были переданы в музей Орсе.

В качестве музея современного искусства Galerie nationale du Jeu de Paume существует с 1991 года. Здесь постоянно проходят выставки современной живописи и фотографии. Также в галерее работает аудиовизуальный зал, книжный магазин и кафе.

Немного мистики: красный призрак Тюильри

Екатерина Медичи славилась своим хладнокровием и жестокостью. Для тех, кто был с ней не согласен, у королевы был всегда уготован план расправы. Но делала она это не своими руками, для «грязных» дел у нее были свои тайные агенты. Одним из таких агентов она выбрала мясника со скотобойни Жана Живодера, который великолепно орудовал ножом. Жертв, которых Медичи приказывала согнать со свету, Жан убивал ночью в тихом парке Тюильри.

Вскоре королева поняла, что ее агент слишком много знает о ней. Испугавшись последствий, Медичи велела казнить его. Истекая кровью, Жан Живодер сказал, что еще вернется. Через несколько дней к Медичи пришел астролог Козимо Руджери. Он сообщил, что ему привиделся призрак человека в крови, который предсказал смерть королеве недалеко от Сен-Жермена, а также окончание правления роду Валуа. Будучи суеверной, Екатерина Медичи покинула замок, а вскоре предсказание сбылось. Королева скончалась во дворце Блуа, а причащал ее священник Лоран де Сен-Жермен. Новым правителем Франции стал Генрих IV, принадлежащий роду Бурбонов.

По легендам, красный призрак Жана Живодера являлся Людовику XIV, кардиналу Мазарини и Марии-Антуанетте, что предвещало их скорую кончину.

Информация для посетителей

Адрес: 113 Rue de Rivoli, Paris.

Как добраться

На метро: до станции Tuileries на линии М1 или до пересадочного узла линий М1, М12 или М8, станция Concorde.

На электричке RER (линия С): до Musée d’Orsay, а оттуда по пешеходному мосту L. S. Senghor прямо в сад Тюильри.

На речном трамвайчике: трамвайчик курсирует по Сене до набережной François Mitterrand.

График работы

С 7:30 до 19:30 — с последнего воскресенья сентября до последней субботы марта.

С 7:00 до 21:00 — с последнего воскресенья марта до последней субботы сентября.

С 7:00 до 23:00 — в июне, июле и августе.

Вход: бесплатный.

«М.П. Мусоргский „Картинки с выставки“ исполнительский анализ»

Следующая интермедия («Прогулка») звучит торжественно, как бы желая рассеять меланхолию «Старого замка». К концу происходит замедление, будто в воздухе повисает вопрос: «Что дальше?» А дальше звучит одна из самых поэтичных «Картинок» — «Тюильрийский сад. (Ссора детей после игры)». Здесь нашло воплощение нежное отношение Мусоргского к детям. Сразу вспоминается его вокальный цикл «Детская» на собственный текст, трогательные портреты детей в разные мгновенья их жизни.

Чтобы добиться capriccioso, указанного автором, и легкости, полетности шестнадцатых, необходимо очень точно продумать аппликатуру в этой пьесе. В. Ашкенази в своей редакции к этой пьесе предлагает перенести нижние ноты из правой руки в левую.

По-моему, это оптимальный вариант, так как только при таком распределении голосов между руками возможно тонко, «графично» нарисовать узор мелодии. Следует также не упустить из вида чудесные внезапные модуляции, встречающиеся здесь.

По принципу контраста-сопоставления появляется тяжелая телега — «Быдло». В пьесе заключена колоссальная энергия, которая раскручивается как пружина по мере движения этой телеги. Несмотря на то, что у автора в начале пьесы стоит fortissimo, хочется начать на менее высоком динамическом уровне, чтобы довести развитие до кульминации. Чем больше телега вязнет в земле, чем трагичнее становится ее состояние (опять — аллегория), тем с большим упорством она идет дальше. Остановка — смерть. Постепенно она удаляется от слушателя (зрителя?).

Здесь важно сохранить остинатный ритм в левой руке — монотонность движения телеги.

Одно из посещаемых мест Парижа, где оказывается практически каждый турист, это сад Тюильри, разместившийся вдоль Сены от центрального входа в Лувр до площади Конкорд. Особо приятно побродить по саду весной, когда всё расцветает и пахнет. Или летом в хорошую солнечную погоду. Так или иначе, всяк идущий или вышедшей из Лувра отказывается в этом легендарном романтическом саду в центре Парижа.

С 1564 года в саду Тюильри под тенью деревьев гуляла сама Катерина Медичи. По её приказу на месте глиняного карьера был построен дворец, который до наших времен не дожил, он сгорел во время пожара в 1871 году. Точнее, сгорела его часть. В тех, что уцелели, сегодня устроились экспонаты двух музеев. Одних их них, это музей современного авангардного искусства «Оранжери», где можно увидеть некоторые картины импрессионизма и постимпрессионизма, а второй — галерея «Же де Пом», где регулярно проходят фотовыставки. Самая известная картина в «Оранжери», посмотреть на которую приезжают специально, это «Кувшинки» Моне. Уже в престарелом возрасте и почти слепой Моне написал серию из восьми картин, которые все вместе и называются «Кувшинки». Их он решил передать в дар Парижу, но с условием, что все картины всегда должны быть всегда вместе. «Кувшинки» завораживают, когда на них смотришь, время останавливается, потому как смотреть можно без конца.

Одна из восьми картин «Кувшинок»

А ещё в музее «Оранжери» вы можете полюбоваться работами Ренуара, Пикассо и Матисса. А напротив входа в «Оранжери» установлена скульптура Родена «Поцелуй», а само здание «Оранжери» действительно в прошлом являлась оранжереей для выращивания цитрусовых.
Раньше на территории сада Тюильри проживали керамических дел мастера, именно по названию местности «тюиль» (tuileries) сад и был назван. Гончары добывали здесь глину для черепицы, в следствии чего тут и образовался глубокий карьер.

С территории сада Тюильри в 1878 г. впервые в мире поднялся воздушный шар, наполненный водородом. Пилотами на нем были Жак Шарль и Николя-Луи Робер. А во время войны 1812 года по территории сада прогуливались русские солдаты, потому как здесь располагался их военный лагерь.

Сад Тюильри, это множество скульптур, как времен XVIII века, так и современных скульпторов.

Одна из таких «Standing Woman» Гастона Лашез.

Фонтаны в саду Тюильри служат местом пуска корабликов судомоделистов. Они хвастаются своими моделями, чем привлекают туристов со всего мира. А вокруг фонтана, опустив уставшие ноги в воду, отдыхают туристы.

На территории сада можно отдохнуть и на стульях, если найдете свободный стул. Если вам с этим не повезет, идите посидеть в одном из кафе, где можно съесть французскую булку и запить её кофе или бокалом пива. Цены конечно выше, чем в нетуристической зоне Парижа, но зато тут собирается разношерстная публика, на которую можно посмотреть, да и себя показать. Центральная дорожка, проходящая через весь сад не асфальтирована и довольно-таки пыльная. Когда дует ветер, то пыль с дорожки разлетается через весь сад.

Туристы отдыхают вокруг фонтана.

Фонтан Тюильри на фоне Лувра.

И я тоже окунула свои уставшие ножки в фонтан.

До 1989 г. сад Тюильри находился в весьма плачевном состоянии, туристы сюда практически не заходили, а вместо них тут среди мусора жили одни только бомжи. Впрочем, некоторые участки сада до сих пор вызывают некоторое удивление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *