Площадь искусств

Между Инженерной и Итальянской улицами, в самом центре Санкт-Петербурга, находится площадь Искусств. Приехать сюда можно на метро. Ближайшие от площади станции – «Гостиный двор» и «Невский проспект». Площадь, являющаяся неотъемлемым элементом исторической застройки Санкт-Петербурга, отнесена ЮНЕСКО к списку Всемирного наследия.
Ансамбль площади формировался ещё с 19 веке. Проект её застройки принадлежит архитектору Карлу Росси. Ранее площадь называлась Михайловской. Это имя ею было получено в 1834 году в честь Михайловского дворца, принадлежавшего сыну Павла I великому князю Михаилу. Михайловский дворец является ключевым объектом в ансамбле. Его строительство осуществлялось с 1819 года по 1825. Восьмиугольный портик и треугольный фронтон, явившиеся украшением здания, недвусмысленно подтверждают тот факт, что архитектор К. Росси является поклонником классицизма. Вход во дворец находится под охраной огромных бронзовых львов. От площади Искусств дворец обособлен массивной чугунной оградой.

Дворец перестал принадлежать великому князю ещё задолго до Октябрьской революции. В 1895 году его выкупило государство с тем, чтобы разместить в здании художественные коллекции. В марте 1898 года состоялось открытие музея, который получил статус императорского. Сегодня в бывшем Михайловском дворце находится Государственный Русский музей. За прошедшие годы коллекция музея разрослась до такой степени, что власти города были вынуждены передать музею несколько зданий: Мраморный дворец и Корпус Бенуа.
В 1920 году площадь переименовали, присвоив ей имя немецкого социалиста и философа Фердинанда Лассаля, но это название не прижилось. 26 сентября 1940 года площадь получила своё нынешнее имя – площадь Искусств. Новое имя обосновывалось тем, что здесь располагался не только Русский музей, но и Малый оперный театр, а также Большой зал Филармонии и прочие учреждения культуры.

Михайловский театр (бывший Малый оперный театр) возведен по проекту А. Брюллова. Недалеко от него, тоже в западной части площади, находится Большой зал Филармонии. Это здание создано П. Жако и когда-то принадлежало Дворянскому собранию. И театр, и филармония пользуются большой любовью горожан и гостей Санкт-Петербурга. Работа Филармонии не останавливалась даже в страшный блокадный период. Здесь впервые прозвучала и знаменитая Седьмая симфония Шостаковича.
На площади Искусств расположен и Российский этнографический музей, чья экспозиция прежде была лишь отделом в составе Русского музея. Однако предметы быта народа и история ремесел вскоре стали нуждаться в собственном помещении. Здание, возведённое в 1900-11 годах по проекту В. Свиньина, поместило коллекцию в своих стенах.
В состав ансамбля площади Искусств входит Театр музыкальной комедии, дом Голенищева-Кутузова. На площади располагается и гостиница «Европа», которая была построена ещё в 19 веке по проекту Росси. Несмотря на свой статус памятника архитектуры, сейчас она является пятизвездочным функционирующим отелем.
С 1957 года площадь была украшена памятником А.С.Пушкину созданным М.К. Аникушиным. Памятник успешно дополнил внешний вид площади и вполне соответствует её названию.

Площадь Искусств по праву носит столько громкое название. Почти все объекты, находящейся на этой площади, имеют непосредственное отношение к искусству и культуре.

Площадь Искусств расположена между Инженерной и Итальянской улицами.

Эта территория издавна была заселена. Есть сведения, что до строительства Санкт-Петербурга здесь жили финны, затем их сменили шведы.

Петр I построил на этом месте дворец для своей жены Екатерины Алексеевны, или «маленький домик», как она сама говорила.

Вокруг него разбили сад с огородными грядками, который позже стали называть Михайловским садом.

Место было почти дикое, при Анне Иоанновне его приспособили для охотничьих утех императрицы, большой любительнице пострелять в специально подготовленных оленей, кабанов и зайцев.

Затем Б.Ф. Растрелли уже для Елизаветы Петровны построил большой Летний дворец с благоустроенным прилегающим участком. От него до наших дней дошли два пруда Михайловского сада.

Южнее нового дворца по задумке Растрелли появился сад-лабиринт, а это место уже непосредственно примыкало к территории современной Площади Искусств.

Дальнейшая история резиденции летней Елизаветы Петровны хорошо известная. Павел I, без особого почтения относившийся к наследию своей матери, на месте ее снесенного дворца выстроил Михайловский замок.

Вся южная должна была превратиться в три самостоятельных сада. Часть задуманного Павел I успел осуществить. Однако ему было отпущено совсем немного времени. Через сорок дней поле переезда в Михайловский замок он был убит заговорщиками в своей хорошо укрепленной резиденции.

Данные исторические обстоятельства можно считать предысторией Площади Искусств, которая начала складываться на основании проекта, разработанного К.И. Росси, когда ему было поручено построить дворец для князя Михаила Павловича.

Зодчий задумал создать не просто величественную резиденцию, а целый архитектурный ансамбль. В 1819 году началось строительство Михайловского дворца, которое завершилось в 1823 году.

К этому времени уже был готов план преобразования всей прилегающей к нему территории. Перед дворцом образована площадь, которую от него отделяла Инженерная улица, а с противоположной стороны Михайловского сквера проходила Итальянская улица.

Обе улицы соединили Фонтанку и канал Грибоедова. Садовую улицу продлили до Марсова поля.

В результате оказалась перепланировано все обширное пространство, занятое до того времени лишь оранжереями и несколькими строениями Третьего Летнего Сада.

На самое простое и изящное планировочное решение К.И. Росси удалось сделать благодаря вновь созданной Михайловской улице. Ее длина составляет всего 200 метров, но она открыла вид на Михайловский дворец с главной городской магистрали – от Невского проспекта.

Пока строился дворец, вся площадь перед ним представляла собой строительную площадку. В 1827 году началась разбивка Михайловского сквера в английском стиле. Автором проекта тоже был К.И. Росси.

Работой руководил мастер по озеленению Д.Буш. Форма сквера имела закругленные углы, где находились ворота, соединенные извилистыми дорожками.

Газоны покрыли дерном, устроили клумбы, высадили редкие виды кустарников. Площадь обнесли чугунной решеткой, и с тех пор она называется Михайловской.

Конечно, К.И. Росси принадлежат не все сооружения на Площади Искусств. Однако зодчий разработал проекты фасадов так называемых «обывательских домов», которые ограничивают площадь с восточной и западной сторон.

По этим готовым эскизам архитекторы затем стремились возводить дома, чтобы не они нарушали складывающийся шаг за шагом архитектурный ансамбль.

Через несколько лет на углу Михайловской и Итальянской улиц архитектор П.П. Жако перестроил здание Дворянского собрания, используя эскизы фасада, разработанные К. Росси.

Еще одним важным компонентом ансамбля Площади искусств стало здание Михайловского театра, построенного архитектором А.П. Брюлловым, который также использовал проект фасада К. Росси.

Строительство было завершено в 1831 году, и здесь разместился оперный театр. Сегодня театр носит имя композитора М.П. Мусоргского.

На противоположных сторонах Итальянской улицы, на углу Михайловской улицы находятся два здания, построенные в XIX веке с разницей в пятьдесят лет.

В 1949 году после реконструкции главный зал на 1500 зрителей получил великолепную акустику, и в нем располагается Филармония им. Д. Шостаковича.

Напротив находится «Гранд Отель Европа», построенный в 1870-е годы архитектором Л.Ф. Фонтана на месте старых домов XVIII века. С этого момента большую часть своей истории здание использовалось как отель.

Интерьер отеля отличается исключительной роскошью, номера обставлены антикварной мебелью.

По Итальянской улице находятся еще одно театральное здание (№ 13). Это Театр музыкальной комедии, построенный в 1801 году.

Сначала это был доходный дом, который затем стал собственностью великого князя Николая Николаевича, передавшего здание после сильного пожара в городскую казну.

После перестройки здесь начал работать новый музыкальный театр, открылся ресторан и кабаре.

Площадь искусств жила как живой организм, ее перестраивали, заменяя обветшалые элементы, совершенствуя формы. Одна только деталь говорит о внимании к мелочам.

В 1891 году при перестройке Михайловского сквера главный садовник Санкт-Петербурга убрал деревья, находящиеся в середине сквера. Это окончательно открыло перспективу от Невского проспекта на портик Михайловского дворца.

В центре Михайловского сквера в 1957 году установлен памятник А.С. Пушкину.

Эта работа скульптора М.К. Аникушина и архитектора В.А. Петрова считается одним из лучших скульптурных изображений великого поэта.

Бронзовая скульптура высотой более четырех метров вместе с постаментом поднимается на высоту свыше десяти метров.

Поэт изображен в свободной позе, в момент вдохновенного порыва.

Михайловский дворец в конце XIX века перестал быть личной резиденцией особы императорского дома, был выкуплен в казну, и Николай II в 1895 году учредил здесь Русский музей императора Александра III.

Уже через три года музей, где была собрана огромная коллекция русского искусства, открыл свои двери для первых посетителей.

Со стороны Инженерной улицы к Площади Искусств примыкает красивое здание Российского этнографического музея в стиле неоклассицизма.

Здание было построено в 1900—1911 годах по проекту архитектора В. Ф. Свиньина, с частичным использованием фасадов К. И. Росси, специально для этнографической коллекции.

Фасад украшает скульптурная группа с богиней мудрости, покровительницей искусств и ремёсел Афиной в центре

Немного дальше, в сторону канала Грибоедова, находится корпус Бенуа Русского музея, который часто называют Дворцом выставок. Здесь выставляются временные экспозиции из фондов Русского музея.

Площадь Искусств является неотъемлемой частью исторической застройки Петербурга и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Площадь Искусств в Санкт-Петербурге расположена в Центральном районе между Инженерной и Итальянской улицами. Ансамбль площади, который вы видим сегодня, был создан по проекту известного архитектора Карла Росси в первой половине XIX в.

История площади Искусств

Её история ведёт нас в далёкие времена, ещё до возникновения Санкт-Петербурга. Долгое время это место, где сейчас находится площадь, было пространством в районе рек Мойки и Фонтанки, заселённым финнами и называлось «Perukka-Saari», либо «Perwiskina», или «Perusina», что в переводе с финского означает — земля с твёрдым грунтом.

Далее эти земли значились шведским владением, занимающем участок, ограниченный сегодня набережными Фонтанки и Мойки у их слияния, каналом Грибоедова и отрезком Невского проспекта. Затем здешнее имение Пётр I подарил Екатерине Алексеевне, усмотрев место для разбивки сада. Царица построила на участке дворец в 1711—1714 гг. Он получил название Берхгольц — «маленький домик».

В 1719 году севернее этого участка царица начала разводить сад-огород, известный как Третий Летний, сейчас это Михайловский сад. Здесь же сохранялось болото, за которым вплоть до Невского проспекта оставался небольшой лес. Во времена царствования Анны Иоанновны сад был сохранён для охоты. Императрица распорядилась:

Позади нашего третьего огорода к проспективе, которая идёт от погребов, подле слонового двора на порожнем месте сделать ягр-гартен, для гоньбы и стреляния оленей, кабанов и зайцев, и для того оное место изравнять и насадить деревьев, …, и в середине сделать галерею деревянную на каменном фундаменте, а против дорог каменные стенки.

Охотничий сад занимал площадь от реки Кривуши (Канал Грибоедова) до нынешней Караванной улицы и с юга ограничивался Невским проспектом. В царствование Елизаветы Петровны у места слияния Мойки и Фонтанки для императрицы по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли был построен большой деревянный Летний дворец. Рядом разбит «маленький садик» с двумя симметричными прудами. К югу от дворца и нового садика также по проекту Растрелли был разбит Сад-Лабиринт, западной своей стороной выходящий к современной площади Искусств. В середине XVIII века на берегу реки Кривуши находился участок с домом, где жили садовники и работные люди.

При императоре Павле Петровиче на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны по проекту В. И. Баженова и В. Бренны был возведён Михайловский замок, к югу от которого должны были расположиться три самостоятельных сада, каждый со своей планировкой. Один из них, на месте современной площади Искусств, так и остался в планах. В 1819 году начал строиться Михайловский дворец. Его архитектор Карл Иванович Росси подчинил дворцу окружающее пространство и создал единый ансамбль.

В 1825 году Росси составил план преобразования окружающей местности и на месте пустыря — перед дворцом площади, ограниченной кварталами «обывательских домов» и продлением Большой Садовой улицы от Невского проспекта до Марсова поля, он создал Михайловскую площадь, сегодняшнюю площадь Искусств

В 1830-е годы в здании Городского головы разместился «Русский Музеум» П. П. Свиньина, с библиотекой, богатейшей коллекцией рукописей, нумизматики, минералов, живописи и скульптуры. Таким образом, площадь дала возможность видеть фасад нового здания Русского музея.

Михайловский сквер был устроен «по английскому стилю». Широкие извилистые дорожки соединяют ворота, расположенные в закруглённых углах сквера. Между дорожками клумбы из редчайших кустарников и благоухающих цветов, газоны были покрыты дёрном. Вокруг площадь была обнесена чугунной решёткой и окружена тротуаром из пудостского камня. С этого же времени площадь стала именоваться Михайловской площадью в честь дворца. В 1834 году по проекту Росси между Михайловской площадью и Невским проспектом была проложена Михайловская улица, открывшая перспективу на Михайловский дворец.

Площадь Искусств сегодня

С 2008 года на площади смонтирована архитектурно-художественная цветодинамическая подсветка, которая включается каждый час на несколько минут. В будничном режиме установка равномерно освещает фасады зданий белым цветом. На площади Искусств находятся весьма выдающиеся достопримечательности (см. на схеме внизу):

  1. Михайловский дворец, главное здание Государственного Русского музея. Дворец был возведён для великого князя Михаила Павловича по проекту архитектора К. И. Росси в 1819—1826 гг.
  2. Дворец выставок, Корпус Бенуа, один из филиалов Русского музея. Дворец был построен архитектором С. О. Овсянниковым по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в 1919 г.
  3. Михайловский театр, бывший Академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского. Здание было построено архитектором А. П. Брюлловым с использованием проекта фасада К. И. Росси в 1831—1833 гг.
  4. Дом Голенищева-Кутузова, построенный по проекту архитектора К. И. Росси для военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова в 1820-е гг.
  5. Дом Жако, собственный доходный дом архитектора П. П. Жако. Построен с использованием проекта фасада К. И. Росси в 1831 г.
  6. Дом костёла Святой Екатерины, построенный по проекту архитектора П. П. Жако с использованием фасадов архитектора К. И. Росси в 1840 г.
  7. Гостиница «Гран Отель Европа», которая в 2009 году на церемонии вручения World Travel Awards в Лондоне была названа самым роскошным отелем Европы и мира.
  8. Большой зал Филармонии имени Шостаковича, бывшее здание Дворянского собрания. Дом был построен по проекту К. И. Росси архитектором П. П. Жако в 1834—1839 гг.
  9. Дом Лазаревых, сейчас Театр Музыкальной комедии. Дом был построен по проекту архитектора Е. Т. Соколова для крупного коммерсанта И. Лазарева в 1799 г.
  10. Дом Виельгорского, построенный для графа Матвея Юрьевича Виельгорского архитектором А. М. Болотовым в 1831 г.
  11. Здание Гимназии при Русском музее, построенное по проекту архитектора Н. А. Троцкого в 1937 г. Фасад был стилизован под ансамбль площади по проекту архитектора А. А. Кедринского в 1947 г.
  12. Российский этнографический музей, фасад которого украшает скульптурная группа с богиней мудрости, покровительницей искусств и ремёсел Афиной в центре. Здание построено специально для этнографической коллекции в стиле русского неоклассицизма по проекту архитектора В. Ф. Свиньина, с частичным использованием фасадов К. И. Росси в 1900—1911 гг.
  13. Памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова, установленный в Михайловском сквере на площади Искусств в 1957 г.

В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга ансамбль площади Искусств и все сооружения на ней являются памятниками архитектуры Федерального значения и включены в список Всемирного наследия.

Площадь Искусств Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео. Предыдущая фотография Площадь Искусств Санкт-Петербурга

Площадь Искусств — совсем небольшая, но это одно из самых насыщенных историческими объектами мест Санкт-Петербурга. Стоя на ее пятачке, можно пойти в любую сторону — через пару минут обязательно наткнешься на что-то интересное. Большая часть ансамбля площади сформирована в первой половине 19 столетия — проект создал известный петербургский архитектор Карл Росси. Изначально она называлась Михайловской в честь Михаила Павловича, сына императора Павла I. Но ее современное название более логичное: достаточно узнать, что находится за стенами помпезных дворцов в стиле классицизм.

Например, доминанта площади — Михайловский дворец — сегодня занят Государственным Русским музеем. Соседние здания — корпус Бенуа и Мраморный дворец — также отданы под экспонирование сокровищ одного из главных выставочных комплексов Питера.

Перед дворцом разбит сквер, в центре которого в 1957 г. установили идеально вписавшийся в стилистику площади памятник Пушкину.

Неподалеку расположен Российский этнографический музей с одной из крупнейших в Европе коллекцией предметов быта и ремесел 157 народов Евразии. Любители искусства не пропустят находящиеся тут же Большой зал филармонии им. Шостаковича и Михайловский театр. Последний снаружи выглядит скромно, зато внутренняя отделка поражает своей роскошью за счет использования серебра, зеркал и хрусталя. По проекту К. Росси также возведен Дом Голенищева-Кутузова. В нем жил известный русский художник И. И. Бродский, а сейчас открыт музей с его работами.

Практическая информация

Площадь Искусств расположена в 200 м от ст. м. «Невский проспект», выход по подземному переходу в сторону ул. Михайловской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *