Содержание
Святые места Рязанской земли
(г. Рязань, Кремль, д. 1)
Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского кремля к северо-востоку от кремлевского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трех сторон окружен оградой, а с четвертой стороны к нему примыкает Консисторский корпус. По углам ограды устроены две башни. В свое время, до разорения в советский период, на территории монастыря был сад и некрополь, на котором хоронили не только насельников обители, но и благотворителей, знатных рязанцев. В советский период кладбище было разорено. До наших дней не сохранились документы, содержащие дату основания монастыря. В 1467 году обитель упоминается в связхи с тем, что ему была дана грамота великого рязанского князя Ивана Васильевича на вотчины. На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители. Были и другие почетные преимущества.
Так, с 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Переяславля Рязанского (ныне — Рязани). С 1653 года настоятелям было дано право в священнослужении «носить белую шапку», а по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Рязанской духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство. С конца XIX века и до закрытия обители ею управляли епархиальные архиереи. В 1920 году монастырь был закрыт и отдан под бараки острозаразных больных. После холерного лазарета в зданиях обители располагался горисполком, затем были расквартированы военные части. С 1935 года территория монастыря со всеми постройками была передана в ведение Рязанского окружного музея, но долгое время в этих зданиях находились не только учреждения, но и проживали люди, даже в Богоявленском храме.
Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.
Храмы монастыря
• Преображенский собор
• Богоявления Господня
• Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
• Святого пророка Илии
Престольные праздники
• Преображения Господня
• Богоявления Господня
• Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
• Святого пророка Илии
• Святого Иосифа Обручника
Святыни
• Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»
• Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
• Частица мощей святителя Гавриила Рязанского
Богослужения
Утреннее – в 6.30
Вечернее – 17.00
В праздничные и воскресные дни – в 8.30
Контактная информация
Спасо-Преображенский храм расположен на северо-западе города Рязани в густонаселенном микрорайоне Канищево, на ул. Колхозной, д. 1а. Издалека виден его купол, на несколько километров разносится колокольный звон, призывающий к богослужению. Храм имеет три престола: центральный — Преображенский, левый — в честь святителя Николая чудотворца и правый — в честь иконы Божией Матери именуемой «Казанская».
Храм очень прост в своих пропорциях, но в то же время величествен. Куб храма завершается низкой ротондой с плоским куполом. В толще северной и южной стен размещаются четырехколонные лоджии дорического ордера. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно и лишь позднее были соединены трапезной, в которой были устроены приделы.
Ежедневно проходит служба согласно Уставу Русской Православной Церкви, совершаются требы, для детей и взрослых организована воскресная школа.
По преданию, в с. Канищево первоначально существовала церковь свт. Николая. Почитали русские люди святого угодника Божия, чудотворца Николая Мирликийского как милостивого заступника и защитника обидимых, грозного к врагам.
Не раз село Канищево разоряли враги, так как находилось оно недалеко от столицы Рязанского княжества Переяславля-Рязанского (современная Рязань). В 1618 году запорожские казаки под предводительством гетмана Сагайдачного, не сумев взять кремль Переяславля-Рязанского, разграбили и сожгли острог. Жители села решили построить церковь, посвящённую Преображению Господню. По окладной книге за 1676 год в этом селе значится уже церковь Преображения, при ней в то время насчитывалось 163 двора.
В 1792 году майорша Наталья Михайловна Хрущёва на свои средства вместо малой церкви возвела новый деревянный храм и просила в 1795 году его освятить. Однако этот храм простоял недолго — он сгорел 24 августа 1814 года.
В 1824 году новый храм был возведён.
Но вот наступило время второй смуты на Руси. После прихода к власти большевиков Россия стала погружаться во тьму безверия. В 1922 году под предлогом помощи голодающим новые власти изъяли из храма ценные церковные вещи, в том числе сняли серебряно-вызолоченную ризу с иконы Божией Матери.
1938 год. Это было время так называемой «безбожной пятилетки», когда государство поставило задачу полностью уничтожить всё, что напоминало о православной вере. Храм был превращён в склад. Сначала в нём хранили зерно, потом стройматериалы, запчасти для техники.
Но храм оказался прочным, время и человеческая злоба не смогли разрушить то, что создавали люди с любовью и для добра. Мы должны с благодарностью вспомнить тех, кто жертвовал средства и строил храм в XIX столетии, — они строили его для нас, живущих сегодня. Мы также должны быть благодарны тем, кто своей заботой и участием добился возвращения храма в 1989 году Православной Церкви.