Ростов великий рождественский монастырь

Слава Богу за все!💙

У нас новое видео ! Июнь 2020 года.
В нем Игумения Афанасия рассказывает какие радостные изменения произошли в нашем Монастыре благодаря всем вам!
Сердечно благодарим каждого ,кто вносит свою лепту в восстановление нашей Обители! Еще много предстоит работы и кропотливого труда ,но мы верим ,что все получится!
🙏🏻🌻

Храни всех вас Господь и Пресвятая Богородица!

​С уважением,
Игумения Афанасия

Наш монастырь

Наш сайт о Богородице-Рождественской обители, основанной в конце XIV века в центре Ростова Великого святителем Ростовским Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского, и возрождающейся в наши дни.

Рождества Богородицы женский монастырь расположен за восточной стеной архитектурного ансамбля Кремля и кафедрального Успенского собора. Это первая женская обитель в Ростове, посвященная Пресвятой Богородице. Она основана между 1389 и 1394 годами. Первоначально архитектурный ансамбль был деревянным, первой каменной постройкой обители стал собор Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в камне во второй половине XVII века.

В советский период обитель была закрыта. В 1997 г. Рождественский монастырь возобновил свою деятельность, по сей день в нем ведутся реставрационные работы. Богослужения проводятся в храме Святителя Николая на Подозерке.

Монастырь представляет собой выдающийся памятник ростовского зодчества. Главными достопримечательностями обители остаются Тихвинская церковь с трапезной палатой и собор Рождества Пресвятой Богородицы, сохранились фрагменты крепостной ограды и ворот середины XIX века. В храме Рождества Богородицы чудом остались живы удивительные фрески 1715 года. Когда эти храмы будут восстановлены и в них возобновятся Богослужения, обители вернется слава одного из наиболее значимых святых мест Ростова Великого.

Богородице-Рождественский монастырь Ростова Великого (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Рассказывать о Богородице-Рождественском монастыре приходится по большей части в прошедшем времени. Первую женскую обитель в Ростове Великом основал в 1390 г. архиепископ и святитель Феодор, племянник и соратник Сергия Радонежского. В конце 17 века построили собор Рождества Пресвятой Богородицы, два столетия спустя — церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Вплоть до революции монастырь процветал, но в 1926 г. его закрыли, в храме разместили городской архив, а в Тихвинской церкви — библиотеку. В 1960 г. из-за угрозы обрушения здание собора забросили.

Богородице-Рождественский монастырь сегодня

5 сестер из Толгской обители пришли сюда в 1997 г. и взялись за работу. Добровольцы-миряне помогали расчистить помещения, несли одежду, дрова и еду. Провели комплексную экспертизу собора: выяснилось, что фундамент подмыт грунтовыми водами и необходимы срочные меры по его укреплению.

В интерьере сохранились фресковые росписи 17 века, уже ведется их реставрация. В уцелевшем Троицком приделе установили самодельный иконостас, поставили бумажные иконы и в 2014 г. провели первую литургию.

Полный круг богослужений насельницы ведут в стоящей неподалеку церкви Николы на Подозерье.

При обители работают воскресная школа и мастер-классы для желающих освоить искусство церковной вышивки. Доступ в монастырь свободный.

Практическая информация

Адрес: Ростов Великий, Советская пл., 14. Веб-сайт.

Основание

Святитель Феодор, в миру Иоанн, происходил из рода ростовских бояр, про­славленного целым созвездием русских святых: преподобные Кирилл и Мария (память 28 сентября/11 октября и 18/31 января) — дедушка и бабушка святителя, преподобный Сергий (память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — его родной дядя, преподобный Стефан Радонежский.

Отрок Иоанн, которому было уже двенадцать лет, ис­пытывал такое благоговение к своему дяде, о котором к тому времени говорили уже повсюду, что отец однажды привел его в Троицкий монастырь. Преподобный Сергий постриг своего племянника в день памяти преподобного Феодора Трихины, 20 апреля. По обычаю того времени ему было дано имя святого того дня, в который совершался постриг, — Феодор.

Пребывая в послушании у своего духовного отца и дяди в течение многих лет, Федор стал совершенным иноком, многих более зрелых возрастом монахов превзойдя в монашеском подвижничестве.

Преподобный Сергий видел в своем любимом ученике преемника на игуменстве в Троицкой обители, но, узнав о желании Феодора основать свой монастырь, Преподобный уразумел в этом волю Божию и благословил племянника. Святитель Феодор был искусным иконописцем (первая икона Преподобного Сергия была написана им), церковным писателем и переводчиком (он перевел с греческого языка молитвы Патриарха Филофея Коккина и некоторые литургические произведения). Неоднократно по церковным делам он был посылаем великим князем Димитрием Донским в Константинопольский патриархат. Преставился Святитель Феодор в 1394 году.

Сын ростовского князя Александра Константиновича Иоанн заболел глазами и ослеп. Князь Александр просил у Святителя Феодора молитв. Тот, в свою очередь, собрав весь клир, молился у гроба Святителя Леонтия Ростовского – больной отрок прозрел и стал здоров.

В День памяти Святителя Феодора 11 декабря в обители совершается Божественная Литургия.

Архитектура.

До XVII века все строения монастыря были деревянными. Основу формирования каменного ансамбля монастыря было положено постройкой в конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича соборной церкви во имя Рождества Богородицы с трапезной и колокольней. Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезной. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидными закомарами. Ряд килевидных кокошников украшают барабаны глав четверика и придела.

Формирование каменного монастырского ансамбля продолжалось с 1780 – х гг. до начала XX века, когда были возведены другие важные постройки: настоятельские покои, кельи, ограда с башнями, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, монастырская гостиница, хозяйственные постройки. В конце XVIII века, в рамках застройки Ростова по первому регулярному плану архитектором И.Ф. Метлиным был построен западный келейный корпус и ограда монастыря с башнями.

Рождества Богородицы женский монастырь является важной составной частью исторической застройки Ростова и уникальным памятником конца XVII – начала XX вв. В нем сохранились постройки разных эпох: древнерусской архитектуры, классицизма, эклектики.

Главной святыней Рождественской оби­тели была Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Первый исследователь истории Рождественского монастыря, протоиерей Аристарх Израилев, в се­редине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благослове­нием основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тих­винского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке. В XIX веке икона находи­лась в иконостасе Рождественского собо­ра, по левую сторону Царских врат. В 1899 году была устроена на чудотворный образ Тихвинской Божией Матери риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. Именно с Тихвинским чудотворным образом настоятельницы обители встречали архиереев и других именитых гостей, посещавших обитель.

В XVIII-начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря весьма почита­лась.

Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Ког­да начались эти народные шествия со свя­тыней Рождественской обители — неизве­стно.

Крестный ход с чудотворной Тихвин­ской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.

В Ярославле после Божественной литур­гии в Никольском храме икону общего­родским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский со­бор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярослав­ской Предтеченской церкви, а затем крест­ный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы — после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.

Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.

В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно. Сохранилась фотография водоосвящения на озере Неро во время крестного хода с Тихвинской иконой Божией Матери.

В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Судьба Тихвинской иконы, почитавшейся в Рождества Богородицы женской обители, на сегодняшний день не известна.

Возрождение монастыря

Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.

Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.

Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.

Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия.

2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.

28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.

Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.

На средства, выделенные правительством Ярославской области, было произведено инженерное исследование сестринского корпуса, ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы по крыше и усилению фундамента.

Господь не оставляет Своею милостию святую обитель и посылает ей добросердечных людей. Они оказываются в ней в тот час, когда здесь трудно. В каждом уголке обители, в том, что уже сейчас здесь удалось устроить, оградить, очистить, построить, облагородить, отремонтировать, насадить, остается частичка их сердца. Сестры молятся, чтобы Господь послал им спасение, здравие и устроение их дел. Молитвы эти не остаются тщетными, ибо, по слову Спасителя: «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут»!

Еще многое предстоит сделать, а пока очень больно видеть святыню в поругании: храмы обезглавлены и осквернены, с разрушающимися парапетами, обрушившиеся крыши. Как же хочется видеть обитель возрожденной, ожившей и обновленной! Но для того, чтобы келейные корпуса снова могли принять будущих сестер и паломников, а в древних храмах возобновились службы, требуются значительные средства на выполнение проектных и ремонтно-реставрационных работ.

Однако матушка игумения Афанасия и сестры не унывают. Не может быть, чтобы Господь забыл своих убогих, «вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их». (Лк. 18, 7) А почему медлит? Не ждет ли Он, чья душа откликнется на это святое дело и окажется благодатным орудием в Его руках в деле восстановления Дома Его и Пречистой Его Матери?!

Из опыта жизни известно, что чем почетнее и важнее строящийся объект, тем большей чести удостаивается тот, кто участвует в такой стройке. Какова же радость тому, кто строит Дом Матери Божией!

Всех, кому дороги Дом Пресвятой Богородицы и имя преподобного Сергия Радонежского, кто радеет о русской истории и православной духовности, просим откликнуться и оказать посильную помощь. Господь же сторицею вознаградит вас за участие в возрождении святой обители!

Действующая настоятельница

В настоящее время управление монастырем осуществляет игуменья Афанасия (Силкина), назначенная настоятельницей 30 мая 2011 г.

Игумения Афанасия (в миру Силкина Анастасия Викторовна) родилась в 1974 году. Окончила Московский педагогический университет. В 2003 году по благословению духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова) поступила в Свято-Введенский Толгский женский монастырь; в том же году была пострижена в рясофор. В 2009 году была пострижена в мантию с наречением имени Афанасия, в честь святого преподобного Афанасия Афонского (память 5/18 июля). 30 мая 2011 года была назначена настоятельницей Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого и возведена в сан игумении.

Когда попадаешь на территорию ростовских монастырей, кажется, что тишина и покой здесь поселились навечно. И это несмотря на то, что каждой из сохранившихся обителей пришлось вынести немалые испытания. Особенно большие утраты монастыри понесли во время активной борьбы советской власти в религией. В наши дни почти все постройки и храмы отреставрированы. Особенно живописно ростовские монастыри выглядят со стороны озера Неро.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь зимой

Старинный монастырь стал первым из восстановленных в городе. История этой обители восходит к XIII веку. Первоначально на берегу озера построили женский Княгинин монастырь. Мужская Зачатьевская обитель возникла рядом с женской примерно через 150 лет – в конце XIV века. Ко времени правления царицы Екатерины II территории обоих монастырей значительно обветшали. И решением государыни женская обитель была упразднена, а ее здания передали мужскому монастырю.

До наших дней в обители сохранились только каменные постройки. Как память о Княгинином монастыре здесь стоит храм Спаса Преображения, возведенный в 1600 году. Величественный пятикупольный собор, посвященный Зачатию праведной Анны, был построен в конце XVII века. Кроме этих двух храмов, в монастыре можно увидеть большой Дмитриевский собор (конец XVIII – начало XIX века), живописную Яковлевскую церковь (XIX век) и высокую трехярусную колокольню (XVIII век).

В наши дни монастырь действующий, и его двери ежедневно открыты для верующих и туристов. Гостям разрешают подняться на одну из башен монастырской стены, откуда открываются захватывающие виды на просторы Неро и весь монастырский комплекс.

Территория обители находится на берегу озера, на ул. Энгельса, 44.

Богоявленский Авраамиев монастырь

Вид на Богоявленский Авраамиев монастырь с юга

С северо-востока от территории кремля стоит монастырь, считающийся одним из старейших на Ростовских землях. Эта обитель появилась в конце XII века на месте, где прежде располагалось языческое святилище. Как и многие монастыри древней Руси, Богоявленский был центром распространения христианства, а также выполнял роль защитника города.

Очень сильные разорения принесли обители Смутные времена. Польско-литовские войска разграбили и сожгли монастырь, и более полувека ему пришлось собирать средства на новые храмы и постройки. Перед Первой мировой войной мужской монастырь упразднили. Немногочисленные монахи, жившие здесь, переехали в Спасо-Яковлевский монастырь. А территорию отдали для женской обители, в которой поселились насельницы из Белоруссии.

С 2004 года женский монастырь возобновил свое существование. Здесь проведены большие реставрационные работы, и обитель считается одной из самых красивых в Ростове. Расположена она в Петровской слободе, на ул. Желябовской, 32.

Рождественский монастырь

Вид на Богоявленский Рождественский монастырь

В старые времена Рождественскую обитель именовали Девичьей. Она была создана в конце XIV века и располагалась в пределах городского вала. На протяжении всей своей истории эта обитель пользовалась покровительством российских царей и получала от них щедрые дары. Кроме того, с XVII века монастырю разрешили оставлять себе доходы от хозяйственной деятельности. Монастырский остров на озере Неро использовался под сенокосные лука. Помимо этого, во владении монастыря находились два доходных дома.

Монашки-рукодельницы занимались белошвейным и золотошвейным шитьем. Они были знакомы с секретами шитья по канве и безупречно вышивали гладью. Поэтому многие горожане старались заказать в обители приданное для невест – красивое постельное белье и праздничную вышитую одежду.

При монастыре всегда жили девочки-сироты. И монашки учили их ремеслу вышивания. В XIX веке здесь начала работать церковно-приходская школа, и дети смогли получать начальное образование.

Сегодня старинная обитель действующая. Здесь живет женская монашеская община, и ежедневно проводятся богослужения. Монастырь находится в пяти минутах хода от кремля, на Советской площади, 14.

Петровский монастырь

Общий вид на Петровский монастырь

Древняя обитель была основана в XIII веке, когда Русские земли еще находились под властью ордынских ханов. А создателем монастыря считают потомка правителей Орды, внука знаменитого Чингисхана — Джабара, который принял православие под именем Петр.

Обитель никогда не была богатой, и поэтому храмы и кельи для братии поначалу возводили из дерева. Только во времена, когда стал править царь Алексей Михайлович, здесь собрали достаточно средств и начали каменное строительство. Большой собор Петра и Павла появился в обители в самом конце XVII века. После прихода советской власти древний монастырь закрыли. Оставшаяся братия была вынуждена покинуть его стены и отправиться в Богоявленскую обитель. Копившееся веками имущество и богослужебную утварь разграбили. Последний священник был арестован и умер в тюрьме в 1932 году. А старинный Петропавловский собор, ограду, здание высокой колокольни и хозяйственные постройки местные жители разобрали на кирпичи.

В наши дни архитектурный ансамбль Петровского монастыря, насколько это было возможно, восстановлен. Здесь размещается небольшая мужская монашеская община, создана воскресная школа и открыта иконописная мастерская. Побывав в обители, можно увидеть три башни церковной ограды, храм Похвалы Богоматери (XVII век) и кирпичный настоятельский корпус.

Монастырь стоит на северных окраинах города, по адресу – ул. Ленинградская, 13.

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Казань

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *