Сергиево троицкая лавра, фото

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Дата создания: 1337 г. Описание:

История

Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы.

На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-10 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч).

С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.

С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в.

В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.

В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Храмы и часовни

Подворья и скиты

  • подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой Слободе и храм прп. Сергия в Сергиевском подворье;
  • храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад);
  • Пятницкое подворье на Подоле, храм в честь св. мц. Параскевы Пятницы, расположенный с юго-восточной стороны Лавры;
  • храм Преображения Господня в с. Радонеж Московской обл.;
  • Троицкое подворье в Санкт-Петербурге;
  • Варницкое подворье в Ростове Великом;
  • храм в честь св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде;
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты РФ (г. Сергиев Посад);
  • Всехсвятское подворье в Сергиевом Посаде;
  • Владимирское подворье (Владимирская обл., с. Тучково);
  • Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово);
  • Благовещенское подворье (Московская обл., с. Благовещение);
  • Богородское подворье (Московская обл., п. Богородское);
  • Деулинское подворье, храм Нерукотворного Спаса в с. Деулино Московской обл.;
  • Пересветское подворье в г. Пересвет Московской обл.;
  • подворье «Куликово Поле» (Тульская обл., д. Иваново);
  • Спасо-Вифанское подворье (г. Сергиев Посад);
  • Черниговский скит (г. Сергиев Посад);
  • скит Параклит (г. Сергиев Посад);
  • храм Корсунской иконы Божией Матери (с. Глинково Сергиево-Посадского района Московской области; подворье открыто Патриаршим указом от 16 августа 2018 г.).

Святыни

Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30. Вечернее богослужение в 16.45 по будням, в воскресные и праздничные дни в 17.00.

Наместники

  • с 30 ноября 1988 г. по 26 февраля 2019 г. — архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
  • с 26 февраля 2019 г. по 25 августа 2020 г. — епископ Сергиево-Посадский Парамон
  • с 25 августа 2020 г. — епископ Сергиево-Посадский Фома

Страна: Россия Город: Сергиев Посад Адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра Телефон: +7 (496) 540-53-34 Web-сайт: www.stsl.ru E-mail: office@lavra.ru Дочерняя организация: Храм Живоначальной Троицы в Москве (подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры) Наместник: Фома, епископ Сергиево-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Демчук Вадим Борисович)

Отзывы Троице-Сергиева лавра (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Сергиева Лавра, Сергиев Посад

Так сложилось, что скромная хижина в глухом безлюдном лесу, сложенная отроком Варфоломеем для уединенных молитв и праведной жизни, выросла в духовный центр православной Руси, а ее принявший монашеский постриг строитель стал прославленным Сергием Радонежским. Его личность оставила глубокий отпечаток в истории церкви и государства, во многом сформировав знаменитую «загадочную русскую душу». Свято-Троице-Сергиева лавра и сегодня продолжает дело своего основателя.

Немного истории

В 1337 г. будущий святой преподобный Сергий основал обитель Живоначальной Троицы на холме Маковец неподалеку от Москвы. Постепенно вокруг него собрались такие же искатели спасения души. Авторитет игумена непрерывно рос, именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с темником Мамаем, победа на Куликовом поле стала для молодого государства судьбоносной. Позже, в Смутное время, монастырь выдержал осаду литовцев, но был сожжен ханом Едигеем. И снова возродился, став крупнейшим культурным центром страны. В 1920 г. лавру преобразовали в музей, но в 1946 г. вернули церкви. До 1983 г. здесь находилась резиденция патриарха РПЦ.

Что посмотреть

Первым каменным храмом лаврского архитектурного ансамбля был Троицкий собор, возведенный на пепелище Никоном Радонежским, учеником и преемником преподобного Сергия. Храм расписывала артель Андрея Рублева, для его иконостаса он сотворил знаменитую «Троицу». Оригинал иконы сейчас находится в Третьяковской галерее, в соборе — точный список. Главная святыня храма — серебряная рака с мощами преподобного Сергия, обретенными при его закладке. В Серапионовой палате рядом с ними находятся еще около 500 православных реликвий.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры возведена в конце 18 века. Ее высота 88,5 м, это самое высокое подобное сооружение в стране. 42 колокола, среди которых 67-тонный гигант, в 1920 г. были сброшены с высоты и разбиты. Сегодня колокольня отреставрирована, на ее звонницу уже вернулись 26 колоколов.

Лаврский перезвон славится своей силой и мелодичностью. Многие приезжают сюда только ради того, чтобы его послушать.

Из общего стиля архитектуры заметно выделяется здание Царских чертогов, бывшего путевого дворца царя Алексея Михайловича. В них находится Церковно-археологический музей, где выставлены драгоценная утварь, старинные книги и облачения.

Троице-Сергиева Лавра

Экскурсии в Свято-Троице-Сергиеву лавру

Для туристов работает Паломнический центр, организующий обзорные и тематические экскурсии по достопримечательностям лавры. На специальной странице оф. сайта приведены их полный перечень и расценки. Для детей открыты мастер-классы по гончарному делу, росписи и изготовлению витражей.

Практическая информация

Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троице-Сергиева лавра. Веб-сайт.

Время работы: ежедневно с 5:00 до 21:00. На церковные праздники лавра работает круглосуточно.

Как добраться: на электричке с Ярославского вокзала Москвы; на автобусе №388 от метро «ВДНХ»; на автомобиле из Москвы по Ярославскому шоссе.

Экскурсии в Сергиевом Посаде

Вьется между лесистыми холмами дорога, тянутся к небу тонкие прозрачные деревца, подрастают в высокой траве елочки, светловолосому отроку Варфоломею является видение, молодой отшельник кормит медведя с рук — так по картинам Нестерова мы представляем себе, как возникает сердце города Сергиев Посад — Лавра. Экскурсии помогут узнать больше о городе, названном не в честь князя или царя, а в честь святого основателя и покровителя — Преподобного Сергия Радонежского.

На экскурсии по Сергиеву Посаду расскажут историю о том, как одинокая келья на холме Маковец превратилась еще при жизни Преподобного в центр русской духовной культуры, поддержкой которого спешили заручиться сильные мира сего. Кроме того, экскурсии в Сергиев Посад со всей наглядностью продемонстрируют, какую влиятельную роль играла религия в Средние века: в Лавре не только служили заказанные царями молебны, но и давали благословения на такие битвы, как Куликовская, становились на сторону какой-либо из политических сил, мирили Василия II с Дмитрием Шемякой, противостояли Лжедмитрию II, наконец, укрывали молодого Петра I от бунтов. Троице-Сергиева Лавра, экскурсии по которой до сих пор дают возможность увидеть сохранившиеся щедрые дары Ивана Грозного и других царей, получила свой статус получила уже в 18-ом веке от императрицы Елизаветы Петровны.

Однако посещением Лавры не исчерпываются возможности экскурсии — Сергиев Посад гордится тем, что именно из его окрестностей родом загорская матрешка, придуманная С. В. Малютиным в конце 19-го века. Созданная по прототипу японской игрушки в «русском стиле» кукла настолько органично прижилась на новой почве, что спустя столетие уже сложно поверить, что этот классический сувенир — относительно недавнее изобретение, имеющее автора и иностранные корни. Однако устойчивые ассоциации гораздо сложнее перебороть, чем кажется, — и, возможно, заходя на экскурсии в Сергиев Посад в Музей матрешки, вы увидите определенную закономерность в том, что несколько символов страны вместил в себе один город.

Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области. Здесь действует Московская Духовная академия. В Свято-Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского. В 1993 году ансамбль монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь при Сергии Радонежском

В 1337 году инок Варфоломей вместе с братом Стефаном поселились на холме Маковец, находившимся недалеко от Радонежа. Здесь они выстроили бревенчатую келью и Троицкую церковь. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Некоторое время Варфоломей жил один, но постепенно слух о молодом отшельнике начал распространяться в монашеской среде. К нему начали приходить иноки, желавшие разделить с ним духовный подвиг. Пустынь разрасталась. Варфоломей, постриженный в монахи игуменом Митрофаном и получивший имя Сергий, стал игуменом нового монастыря в 1354 году. Тогда же он был рукоположен в сан священника епископом Волынским Афанасием. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором иноки жили отдельно и устраивались согласно своим личным средствам. Общежительный монастырь (киновия) был устроен иначе. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которые отказывались от личной собственности. Всем распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Насельники жили одинаково, одинаково ели и одевались. Различие было только в степени подвижничества каждого из них. Сергий и его ближайшие ученики основали десятки новых монастырей-киновий.

Постепенно Троицкий монастырь становился центром духовной жизни страны. Именно сюда в 1380 году приехал князь Дмитрий Донской для благословения на Куликовскую битву. Иноки монастыря Ослябя и Пересвет, присоединившиеся к походу князя, прославились своей храбростью. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в Троицком храме.

XV-XVII века

Новым игуменом стал ученик Сергия Никон Радонежский. В 1408 году обитель пострадала от набега татар хана Едигея, устремившегося в поход на Москву. После этого монастырь восстанавливался. В 1422-1423 годах на месте старого деревянного был построен новый белокаменный Троицкий собор. При его возведении были обретены мощи св. Сергия. Храм расписывали знаменитые иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев, специально для нового собора создавший легендарную «Троицу». В 1469 году была построена каменная трапезная. В 1476 году к востоку от Троицкого собора псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Св. Духа на апостолов.

Монастырь почитался московскими князьями. Здесь они совершали молебны по случаю важных событий, здесь крестили наследников престола (например, в 1530 году в монастыре был крещен будущий царь Иван Грозный).

В 1540-1550-е годы обитель опоясали крепостные стены с 12 башнями общей протяженностью 1370 м. Современный вид они приобрели в XVII веке. В 1559-1585 годах создавался Успенский собор. В 1684 году в нем появились фрески, а в 1780 году на месте западной паперти собора была устроена усыпальница Годуновых.

К концу XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим в стране.

В 1608-1610 годах, во время Смуты, обитель пережила осаду польско-литовских войск. Об этом событии повествует «Сказание Авраама Палицына», бывшего монастырским келарем. Монастырь внес большой вклад в деятельность Второго ополчения Минина и Пожарского. После Смуты монастырь восстанавливался. В 1635-1638 годах напротив Успенского собора появился комплекс казначейского корпуса и больничных палат с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1682-1692 годах в стиле «нарышкинского» барокко была возведена трапезная с храмом прп. Сергия Радонежского В 1692-1699 годах был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Также в конце XVII века были созданы Царские чертоги и Надкладезная часовня.

В 1688 году Троицкий монастырь получил статус ставропигиального.

В 1689 году в нем укрылся от царевны Софьи царь Петр I. Отсюда он выехал уже полноправный правителем, здесь же пытали сторонников Софьи.

XVIII-XIX века

В 1738 году управление обителью было передано Духовному совету. В 1742 году здесь была открыта духовная семинария. В 1744 году монастырь получил почетный статус Лавры, его главой теперь был митрополит Московский.

В 1734 году над гробом прп. Михея Радонежского была возведена церковь. В 1746-1748 годах появилась церковь Смоленской иконы Богоматери, выполненная в стиле елизаветинского барокко. К лучшим памятникам русского зодчества XVIII века относится пятиярусная колокольня (1741-1770), занявшая одно из центральных мест архитектурного ансамбля лавры.

В XVIII-XIX веках обитель стала одной из самых богатых в России, чему способствовали обильные пожертвования и торговля, которую вели монахи. Также лавра являлась образовательным и культурным центром. В 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия.

В 1895 году в монастыре был построен больнично-богадельный корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника. В настоящее время здесь находится Московская духовная семинария.

XX-XXI века

С 1905 года в лавре существовала своя типография, лавки и мастерские. В самом Сергиевом Посаде ей принадлежали две гостиницы. К лавре были приписаны малые монастыри и скиты.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, монастырь стал трудовой артелью. В следующем году его монахи были переселены в Черниговский скит, Московская Духовная академия была распущена. В 1920 году лавра превратилась в историко-архитектурный музей. Также на территории обители до 1953 года располагался Загорский учительский институт.

Еще в 1918 году была создана комиссия по охране памятников искусств и старины Троице-Сергиевой лавры. Тогда же предпринимались первые попытки реставрации, возобновленные в 1920-1930-е годы. В 1940 году памятники лавры вошли в Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Реставрационные работы велись вплоть до 1970-х годов. Они проводились и в 1990-2000-е годы. В 1993 году ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Духовная жизнь в лавре возобновилась в 1946 году, новым настоятелем стал патриарх Алексий I (до 1983 года обитель была основным местом пребывания патриархов). Тогда же в Свято-Троицкий собор были перенесены мощи Сергия Радонежского, которые с 1919 года были экспонатом музея. В 1949 году в стенах лавры вновь заработала Московская Духовная академия. В 1959 году был принят новый устав монастыря. В лавре проходили Поместные церковные соборы 1971, 1988, 1990 годов.

С 1988 года и по настоящее время наместником Троице-Сергиевой лавры является архиепископ Феогност (Гузиков). Настоятель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас в монастыре подвизается около 200 монахов. При нем действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.

Краткий указатель книг, статей

1 2

Троице-Сергиева Лавра — духовный центр Русской Православной Церкви

84. Краткое историческое описание Свято- Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. СПб., 1782. 68 с. Перепеч. с испр. и доп.: 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829. Изд. 1782 и 1790 напечатаны с именем составителя иеромонаха Павла (Пономарева).

86. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописям и печатным источникам в 1841 г. с приложениями архимандрита Леонида. Изд. Троице-Сергиевой Лавры. Ч. 1—2. М., типолитогр. И. Ефимова, 1890. Ч. 1. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. I, 229 с. Ч. 2. Приложения к Историческому описанию Свято-Троицкия Сергиевы Лавры архимандрита Леонида. 182 с. Содержание ч. 2: Древние тропарь и кондак Преподобному Сергию.— Преподобный Сергий и его участие в государственных делах по летописям.— Список настоятелей Троице-Сергиевой Обители.— Иноки-писатели Троице-Сергиевой Обители древнего ее периода.— Троицкие столовые обиходники XV и XVI в.— Кормовая книга XVI в.— Об осаде Троицкой Лавры по польским источникам.— Знатные богомольцы в Сергиевой Лавре с Востока после преставления Преподобного Сергия до XVIIT столетия.— Список надгробий Троицкого Сергиева монастыря, составленный в половине XVII в.— Список замечательных лиц духовного звания, погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре.— Список иерархов и настоятелей монастырей из числа настоятелей, наместников, келарей, казначеев, экономов, ризничих и старцев Троице-Сергиевой Лавры.— Жалованные грамоты.— О расходах Троице-Сергиевой Лавры.— Краткий летописец Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (7021 — 7148).

87. Васильев В. Церковно-политическое значение Троице-Сергиевой Лавры в истории Русского государства (Краткий исторический очерк).—Журнал Московской Патриархии, 1949, № 7, с. 15—21.

88. Чумаченко В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра за 600 лет своего существования. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1955. 72 с. На правах рукописи.

89. Чужаков В., диакон. Значение Обители Преподобного Сергия Радонежского для русской культуры. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1966. 119 с. На правах рукописи.

92. Никонов В. У истоков Обители Преподобного Сергия (1354—1954).— Журнал Московской Патриархии, 1954, № 4, с. 35 — 45.

97. Троицкий патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством Преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. . Сергиев Посад, Свято-Троице-Сергиева Лав ра, 1896. VI, 368 с, ил. (Троицкая б-ка. Кн. 2).

98. Бульчук В. Выдающиеся пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви — ученики Преподобного Сергия Радонежского и их преемники со времени кончины Преподобного до конца XVIII в. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1960. 120 с. На правах рукописи. 99. Давид (Кузьмич), иеромонах. Ученики Преподобного Сергия Радонежского— создатели русских обителей. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1967. 152 с, ил. На правах рукописи.

101. Забелин И. Е. Троицкие походы русских царей. М., Унив. тип., 1847. 2, 33 с. Прил.: документы о царских приездах.

103.Курбский А. М. Сочинения кн. Курбского. Под ред. Г. 3. Кунцевича. Т. 1. СПб., 1914. (Русская историческая библиотека. Т. 31).

104. Громов М. Н. Максим Грек. М., Мысль, 1983.

105. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М.. 1975.

106. Шмидт С. О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984.

113. Смирнов С. К. Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2-е изд. испр. и значит, пополн. М., тип. В. Готье, 1854. 125 с. 1-е изд.: 1850. Содержание: Дни праздничные Лавры и памяти учеников Преподобного Сергия.— Преходящие праздники.— Табели высокоторжественных викториальных дней, царских панихид.— Роспись кормовых панихид.— Роспись церквей и часовен в Троицкой Лавре.— Времена богослужений в Лавре.- Хронология замечательных событий в Лавре.— История окрестностей Троице-Сергиевой Лавры.— Число братии в Лавре.— Число домов и зданий в Посаде.

114. Патриаршие награды.— Журнал Московской Патриархии, 1981, № 1, с. 5. О награждении Троице-Сергиевой Лавры орденом Преподобного Сергия I степени «во внимание к патриотическим заслугам перед Святой Церковью и Родиной, в прошлом и в настоящее время, и в связи с 600-летием Куликовской победы (16.Х. 1980)».

115. Евлогий, профессор архимандрит. Собор Радонежских святых — престольный праздник Сергиевой Лавры. .— Журнал Московской Патриархии. 1981, № 10, с. 17—19. «Тропарь и кондак Собору Радонежских святых»; репродукция с иконы «Собор Святых учеников Преподобного Сергия».— Там же, вкл. л. 2. См. также № 73, 75, 76, 265 — 267.

Игумены, наместники и священноархимандриты Лавры

117. Список погребенных в Троице- Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. . М., 1880. 101 с. Оглавление: при Троицком соборе; при келлии Преподобного Сергия; при церкви Преподобного Никона; при церкви Сошествия Святого Духа; при церкви святого праведного Филарета; на площади между Троицким собором и церковью Сошествия Святого Духа; при церкви Преподобного Михея; при трапезной церкви Преподобного Сергия; на площади близ Предтеченского корпуса; при Успенском соборе; на площади между Успенским собором и восточным корпусом; под колокольнею: при церкви Смоленской иконы Богоматери; в неизвестных местах Лавры.

118. Из русской церковно-исторической старины. Список настоятелей Троице-Сергиева монастыря от основания его и первого игумена Преподобного Сергия до архимандрита Викентия (1674 г.).—Странник, 1892, № 8, отд. «Известия и заметки», с. 543 — 545. В конце текста: А. Р-ский.

120. Списки игуменов Троице-Сергиева монастыря первой половины XVI в. (Подгот. В. Г. Брюсова).— В кн.: Археографический ежегодник за 1969 г. М., 1971, с. 292 — 295. Прил.: сводная таблица настоятелей Троице-Сергиева монастыря по рукописным источникам и изданным спискам.

122. Филарет, митрополит Московский. Житие Преподобного Никона, игумена Радонежского. Читано на всенощном бдении, ноября 17-го в 1843 г., в Троицкой Сергиевой Лавре. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. 16 с. Прил.: Тропарь, кондак, молитва Преподобному отцу нашему Никону, Радонежскому Чудотворцу.

123. Крашенинников А. Приснопамятный подвижник древней Руси (К возобновлению церкви Преподобного Никона в Троице-Сергиевой Лавре). . – Журнал Московской Патриархии, 1950, № 1, с. 21—24.

124. Канон Преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергеевы Лавры, Радонежскому Чудотворцу, с при совокуплением Жития его. 2-е изд. М., 1855. 8, 99 с. На слав. яз. Содержание: Симон Азарьин. Житие и подвиги Преподобного отца нашего архимандрита Дионисия, с. 1—38; Иван Наседка. О житии святого архимандрита Дионисия, с. 39—75; Грамоты к Дионисию и от него, с. 39—99.

125. Служба Преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Троице- Сергиева монастыря Радонежскому Чудотворцу его же память совершается мая в 12 день. С присовокуплением Жития его. М., Синод, тип., 1904. 34, 90 с. «Служба…» на слав. яз.

130. Филарет, митрополит Московский. Письма митрополита Московского к наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. 1831 — 1867 гг. Ч. 1—4. М., тип. Мамонтова, 1877— 1884.

131. Виноградов В. П. Наследие митрополита Платона в истории Московской Духовной Академии. Речь в собрании Церковноархеолог. отд. О-ва любителей духовного просвещения 22 окт. 1914 г. Сергиев Посад, тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914. 26 с.

132. Хибарин И. Митрополит Платон и Троице-Сергиева Лавра.— Журнал Московской Патриархии, 1954, № 12. с. 52 — 56.

133. Хибарин И. Митрополит Московский Филарет и Троице-Сергиева Лавра.— Журнал Московской Патриархии, 1958. №»4, с. 63 — 68.

137. 50 лет архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. М., Изд. Московской Патриархии, 1963. 74 с. (Прил. к Журналу Московской Патриархии за 1963 г.).

138. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. . М., Изд. Московской Патриархии, 1966. 36 с: 33 л. ил., портр.

140. Окладников А. Иннокентий Вениаминов.— В кн.: Первопроходцы. М., Молодая гвардия, 1983.

141. Журнал Московской Патриархии, 1984, №»8, с. 20—22.

142. Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви к 600-летию победы на Куликовом поле.— Журнал Московской Патриархии, 1980, № 9, с. 5 — 6.

143. Книга записей почетных гостей Троице-Сергиевой Лавры, 1974—1978 гг.

144. Книга записей почетных гостей Троице-Сергиевой Лавры, 1978—1983 гг. См. также № 52, 86.

Памятники искусства Троице-Сергиевой Лавры

145а. Каптерев П. Н. О задачах Сергиево- Посадского общества изучения местного края составлено по поручению общества.— Музей 5. Художественные соб рания СССР.— М.: Советский художник, 1984.

149. Остапов А., профессор протоиерей. Церковноархеологический кабинет Московской Духовной Академии (К 20- летию со дня основания).— Журнал Московской Патриархии, 1970, № 12, с. 12 — 20, ил.

150. Леонид, архимандрит. Надписи Троицкой Сергиевой Лавры, собранные архимандритом Леонидом. СПб., тип. Акад. наук, 1881. 98 с.— Прибавления из Книги Лаврских надписей, составленной иеромонахом Гедеоном (11875).

Архитектура

153. Трофимов И. В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация. Исторические сведения для настоящего труда обработаны и в значительной степени собраны Н. А. Маясовой. М., Гос. изд-во лит. по строительству, архитектуре и строит, материалам, 1961. 246 с, ил. Оглавление: Исторический очерк.— Реставрация как метод изучения архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.— Крепостные стены и башни.— Троицкий собор и Никоновская башня.— Духовская церковь.— Успенский собор.— Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. Трапезная.— Чертоги.— Митрополичьи покои и колокольня.

155. Ильин М. А. Загорск. Троице-Сергиев монастырь. Л., Аврора, 1971. 136 с, ил. (Города-музеи).

157. Балдин В. И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. М., Искусство, 1976. 143 с, ил.

158. Балдин В. И. Загорск. История города и его планировки. М., Стройиздат, 1981. 157 с, ил.

160. Балдин В. И. Архитектура Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство. 1956, сб. 6. с. 21—56, ил.; черт.

161. Остапов А., профессор протоиерей. Замечательный памятник древнерусского искусства (К реставрации Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры).— Журнал Московской Патриархии, 1966, № 11, с. 7—14, ил.

164. Дом Живоначальной Троицы .—Журнал Московской Патриархии, 1972, № 7, с. 15—18, ил.

165. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (Очерк).— Журнал Московской Патриархии, 1947, № 2, с. 31—34. В конце текста: Г. А.

166. Остапов А., профессор протоиерей. На лесах Успенского собора (Реставрация выдающегося памятника русского зодчества XVI в.).— Журнал Московской Патриархии, 1967, № 10, с. 17—20.

167. Ильин М. А. Из истории гражданского зодчества ранней Москвы (Старая трапезная Троице-Сергиева монастыря 1469 г.).— Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, 1947, вып. 14, с. 84—91.

169. Иванов А. Свято-Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры.— Журнал Московской Патриархии, 1952, № 3, с. 68 — 69.

174. Михайлов А. К истории проектирования и строительства колокольни Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство, 1951, сб. 1, с. 67—77. Прил.: переписка и чертежи времени проектирования и постройки колокольни.

180. Корсунский И. Н. Покровская церковь Московской Духовной Академии.— Богословский вестник, 1898, № 11, с. 185 — 211.

То же. Отд. отт. СПб., 2-я тип. Снегиревой, 1898. 27 с.

181. Илларион, архимандрит. Покровский академический храм к началу второго столетия Академии.— Богословский вестник, 1914, № 10/11, с. 725 — 732, ил.

Иконы. Фрески. Миниатюра. Орнамент.

185. Голубцов А. П. О начале, первых деятелях (1744—1759 гг.) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Реферат в заседании X Археологического съезда в Риге.— Богословский вестник, 1903, т. 2, № 6, с. 237 — 258.

186. Олсуфьев Ю. А. Искусство XIV и XV вв. Каталог наиболее выдающихся произведений этой эпохи в музее б. Троице-Сергиевой Лавры. 2-е изд., доп. и испр. Сергиев, 1924.

188. Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея XIV — XVII вв. . М., Искусство, 1977. 203 с; 53 л. ил. Оглавление: Общий указатель.— Сложение фонда икон Загорского музея (введение; историография; иконописание в Троице-Сергиевом монастыре; вклады икон в Троице-Сергиевом монастыре; обзор основных этапов живописи монастырского собрания).— Репродукции.— Каталог (иконы Троицкого собора; иконы Успенского собора; иконы в собрании музея). Указ.: иконографии; имен.

191. Ветелев А., профессор протоиерей. Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева.— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 8, с. 63 — 75, № 10, с. 62 — 65.

192. Сергий (Голубцов), архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева.— Богословские труды, 1981, сб. 22, с. 3 — 67.

195. Алпатов М. В. Икона «Сретение» из иконостаса Троицкого собора Троице- Сергиевой Лавры (К изучению художественного образа в древнерусской живописи).— Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, 1958, т. 14, с. 557—564.

197. Сергий, иеромонах. О реставрации стенописи в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.— Журнал Московской Патриархии, 1950, № 9, с. 60—63.

198. Нерадовский П. И. Реставрация древней стенописи Троицкого собора Троице- Сергиевой Лавры.— Памятники культуры. Исследования и реставрация, I960, вып. 2, с. 139—170.

202. Олсуфьев Ю. А. Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев, 1921. 4, VIII, 96 с.

205. Белоброва О. А. О миниатюрах Куликовского цикла в Житии Сергия Радонежского.— Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы, 1979, т. 34, с. 243 —246.

Богослужебная шитая утварь, священные облачения, ткани

210. Олсуфьев Ю. А. К вопросу о шитом деисусном чине (№ 1543) в музее б. Троице-Сергиевой Лавры. Доклад, читанный в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры 27 дек. 1923 г. Сергиев, тип. Иванова, 1924. 8 с

215. Манушина Т. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. Альбом. М., 1983.

См. также № 145—148.

Литургические и другие предметы богослужебного назначения

217. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII — XVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. 338 с; 160 ил. (Загорский гос. ист.-художественный музей-заповедник). Оглавление: Введение.— Произведения мелкой пластики XIII — XVII вв. (Исторический очерк развития резьбы по дереву, кости, камню в России; становление различных художественных школ).— Каталог (камеи; змеевки; кресты-мощевики; иконы нагрудные, иконы-складни; панагии; ковчеги-моще-вики: кресты-мощевики наперсные; кресты, наперсные; кресты напрестольные; крест запрестольный; иконы моленные).

219. Олсуфьев Ю. А. Опись серебряных чарок с плоскими полками и опись серебряных братин б. Троице-Сергиевой Лавры IXVI —XVII вв.]. Сергиев, 1925. 118 с; 2 л. ил.

Описи и каталоги книжного собрания Троице-Сергиевой Лавры

226. Леонид, архимандрит. Сведения о славянских пергаменных рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троице-Сергиевой духовной семинарии в 1747 г. Вып. 1—2. М., Изд. Общества истории и древностей российских при Московском университете, 1887. Отт. из: Чтения Общества истории древно стей российских, 1883, кн. 1—2, с. 1 — 164; 1884, кн. 4, с. 1 — 112.

227. Просвирнин А. Библиотека Троице- Сергиевой Лавры.— Глава канд. дисс: Введенская Оптина Пустынь в истории русского монашества. Опыт источниковедения. Загорск, МДА, 1968, с. 35 —45. На правах рукописи.

230. Белоброва О. А. Троице-Сергиевские рукописи XVI — XVII вв. в Пушкинском доме.— Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, 1968, т. 23. с. 312 — 318.

231. Книги кирилловской печати XVI — XVIII вв. Загорского историко- художественного музея-заповедника. Каталог. М., 1981, 176 с.

232. Спирина Л. М. Собрание рукописей и старопечатных книг Загорским гос. историко-художественным музеем-заповедником.— В кн.: Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных источников истории и культуры. Памятники старинной письменности. М., 1982, ч. 2, с. 48 — 52.

Патриотическая и миротворческая деятельность Троице-Сергиевой Лавры

233. Сказание Авраамия Палицына. М.-Л., Изд. АН СССР, 1955.

236. 50-летие восстановления патриаршества. М., 1971. 124 с; ил., 8 л. ил. (Спец. вып. Журнала Московской Патриархии за 1971 г.).

239. Московский Патриархат. 1917—1977. М., Изд. Московской Патриархии, 1978. 88 с, ил.

240. Русская Православная Церковь. М., Изд. Московской Патриархии, 1980. 255 с, ил., цв. ил.

243. Бондарев И., священник. Первый опыт межрелигиозного миротворческого-сотрудничества (К 30-летию Конференции 1952 года в Троице-Сергиевой Лавре).— Журнал Московской Патриархии, 1982, № 12, с. 101 — 103.

245. Всемирная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». М., 1971. 64 с, ил. (Приложение к Журналу Московской Патриархии, 1971, № 8).

246. На Всемирном конгрессе миролюбивых сил.— Журнал Московской Патриархии, 1973, № 12, с. 4, 34—41. О встрече религиозных деятелей — участников Конгресса, состоявшейся 29 окт. 1973 г. в Троице-Сергиевой Лавре.

247. Совещание Глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза в Троице-Сергиевой Лавре (29 сент. 1975 г. Загорск).— Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11, с. 4 — 5.

248. Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами. Материалы Всемирной конференции. Москва, 6—10 июня 1977 г. М., Отд. внеш. церков. сношений Московского Патриархата, 1978. 183 с.

249. Совещание Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР в Троице-Сергиевой Лавре 14 дек. 1977 г., посвященное осуждению нейтронного оружия.— Журнал Московской Патриархии, 1978, № 2, с. 36—42.

250. Встреча Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР. Троице-Сергиева Лавра, 1 июня 1981 г.— Журнал Московской Патриархии, 1981, № 8, с. 49—54, ил. Содержание: Речь Святейшего Патри арха Московского и Всея Руси Пимена, с. 49 — 52; Заключительное слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена, с. 52 — 53; Слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена на обеде в честь Глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза, с. 53 — 54.

251. Собрание Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в СССР в Троице-Сергиевой Лавре, посвященное обсуждению итогов Всемирной конференции. 6 июля 1982 г.—Журнал Московской Патриархии,- 1982, № 8, с. 36—41. Содержание: Вступительное слово Святейшего Патриарха Пимена, с. 36 — 38: Заявление Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в СССР по итогам Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», с. 39—41; Телеграмма председателю Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению г-ну Исмату Киттани, с. 41.

252. Филарет, митрополит Минский и Белорусский. Доклад Председателя Всемирной конференции митрополита Минского и Белорусского Филарета на встрече Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в Советском Союзе, посвященной подведению итогов Конференции.— (Троице-Сергиева Лавра, 6 июля 1982 г.).— Журнал Московской Патриархии, 1982, № 9, с. 38—43.

253. Филарет, архиепископ Дмитровский. Из слова на собеседовании с финскими богословами.— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 2, с. 53—55.

254. Остапов Алексий, протоиерей, профессор МДА. Служение Троице-Сергиевой Лавры христианскому единству и миру. Актовая речь, посвященная 550-летию прославления Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца.— Журналы заседаний ученого совета МДА и МДС за 1972 год. На правах рукописи.

254а.Остапов Алексий, протоиерей. Отзвуки. Мысли в Церковноархеологическом кабинете.— 20-летие Церковноархеологического кабинета. Сб. ЦАК МДА, нояб. 1970, с. 265. На правах рукописи.

256. Мавродин В. В. Образование русского национального государства. М.-Л., 1941.

257. Наровчатов С. «И бысть сеча зла…».— Коммунист, 1980, № 12, с. 71—79.

258. Примеров Б. Поле русской славы.— В мире книг, 1980, № 9. с. 68 — 71.

259. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудро го. М.-Л., 1962.

260. Иванов Н. Представители всех религий— за всеобщее разоружение и мир (Встреча религиозных деятелей — членов Всемирного Конгресса в Загорске).— Журнал Московской Патриархии, 1962, № 8, с. 15—26.

261. Ювеналий, митрополит Тульский и Белевский. Доклад митрополита Тульского и Белевского Ювеналия на Заседании КОПРа 25 мая 1973 года.— Журнал Московской Патриархии, 1973, № 8. с. 38—43.

262. Питирим, архиепископ Волоколамский, профессор. Слово профессора архиепископа Волоколамского Питирима на торжественном акте в МДА 21 сентября 1980 года.— Журнал Московской Патриархии. 1980. № 12. с. 17.

263. Овсянников В. П. К 600-летию первой русской родительской субботы.— Журнал Московской Патриархии, 1980, № 12. с. 26 — 27.

264. Встреча Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР, посвященная 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Троице-Сергиева Лавра, 18 апреля 1985 г.— Журнал Московской Патриархии, 1985, № 6, с. 40—55. Содержание: Речь Святейшего Патриарха Пимена на открытии торжественного заседания, с. 40—46; Обращение Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР к религиозным деятелям мира, с. 46—48; Послание Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР Президиуму Верховного Совета СССР, с. 48—50; Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена на торжественном заседании, с. 50—51; Слово Святейшего Патриарха Пимена при вручении К. М. Харчеву, председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР, Послания Президиуму Верховного Совета СССР, с. 51; Речь Святейшего Патриарха Пимена на приеме в честь празднования 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, с. 51—52; На встрече Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР, с. 52—55. См. также № 136, 139, 271.

Библиографические указатели

265. Белокуров С. А. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра в русской литературе (Материалы для полной библиографии).— Библиографические записки, 1892, № 10, с. 702— 711, № 12, с. 864 — 877.

266. Волков В. М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Московская Духовная Академия. Историко-библиографический очерк .— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 9, с. 70—75.

267. Нулей А., священник. Духовный авторитет Преподобного Сергия в зарубежном христианском мире. — Журнал Московской Патриархии, 1972, № 7, с. 43—47.

268. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннот. указатель книг и публикаций в журна лах. Т. 1—4. М., Книга, 1976—1985.

270. Литература об Андрее Рублеве и Троице.— В кн.: Троица Андрея Рублева. Антология. Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1981, с. 127—130.

271. Гусева В. Н. Общественность в борьбе за мир. Указатель советской литературы на рус. яз. 1973—1979 гг. М., 1980. (Науч. совет по исследованию проблем мира и разоружения. Советский фонд мира).

Раздел: Религиозные силы в борьбе за мир, с. 215 — 234.

Условные сокращения

БАН — Библиотека Академии наук

ГБЛ—Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина

ГИМ — Государственный Исторический музей

ГПБ — Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

ГТГ— Государственная Третьяковская картинная галерея

ЖМП — Журнал Московской Патриархии

ЗГИХМЗ — Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник

ИОМП — Издательский Отдел Московского Патриархата

МДА — Московская Духовная Академия

МДС — Московская Духовная Семинария

ТСЛ — Троице-Сергиева Лавра

ЦАК — Церковноархеологический кабинет МДА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *