СПб университетская набережная

Северная Венеция — именно так называют этот город, изрезанный реками и каналами вдоль и поперек. Стоит ли удивляться, что именно здесь предпочитают гулять туристы, любуясь красотами старого города. Одно из любимых мест для прогулок — Университетская набережная в Санкт-Петербурге. Достопримечательности здесь сосредоточены самые разные: выдающиеся исторические здания, роскошные особняки, памятники. Что именно чаще всего осматривают здесь гости города на Неве?

Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной

Этим удивительным скульптурам примерно 3,5 тысячи лет. В своей прошлой жизни они стояли у храма фараона Аменхотепа III, который правил Верхним и Нижним Египтом. В 1830 году, путешествуя по святым местам, А. Н. Муравьев купил их и отправил в Петербург — так в Северной столице появились древние сфинксы на Университетской набережной. Легенды с ними связаны весьма мистические. Говорят, что в течение дня у скульптур меняется выражение лиц, а смотреть в глаза им не рекомендуется. В то же время, сфинксы на Университетской набережной, история которых длится уже четвертую тысячу лет, способны исполнять желания. Для этого требуется прикоснуться к скульптуре и захотеть чего-либо особенно сильно.
Как узнать, где стоят сфинксы на Университетской набережной? Адрес их следующий: фигуры стоят напротив дома №17, вы увидите их издалека.

Грифоны в Санкт-Петербурге на Университетской набережной

Чтобы увидеть это чудо Северной столицы ходить далеко не придется. Между сфинксами по бокам от спуска к Неве в очертания набережной вписаны две гранитные скамьи, украшенные литыми грифонами. Строго говоря, это не завершенные скульптуры. Из скамьи выступают головы, грудь, передние лапы и крылья бронзовых фигур. Головы грифонов сверкают на солнце, ведь они отполированы множеством рук тех, кто приходил сюда загадывать желания.

Памятник Трезини на Университетской набережной

Он установлен на одноименной площади рядом с Благовещенским мостом. Над макетом с 1995 года работал скульптор П.П. Игнатьев, наконец в 2000-х были найдены средства на производство фигуры, а в 2013 году ее торжественно открыли для всех гостей и жителей города.

Университет на Университетской набережной

Проясняет название, данное этой местности. Санкт-Петербургский Государственный Университет был учрежден по приказу Петра I в 1724 году. В настоящее время, наряду с МГУ, это один из важнейших и старейших вузов страны. Каков же адрес СПБГУ? Университетская набережная, 7-9. При этом вуз имеет множество филиалов в городе и за его пределами.

Другие достопримечательности

По адресу Университетская набережная, д.1 расположен Зоологический музей. О нем на нашем портале есть подробная статья.
По адресу Университетская набережная, д.3 в г. Санкт-Петербург открыта Кунсткамера. В этот удивительный музей должен заглянуть каждый гость города на Неве.
Университетская набережная на карте видна сразу. Она расположена в нижней части Васильевского острова. Начинается она от стрелки Васильевского острова, где приятно погулять, полюбоваться видом реки и сделать фото на память.
Как добраться и где расположена Университетская набережная? Метро Василеостровская или Адмиралтейская — подходящие точки, от которых можно проложить свой пеший маршрут. Прогулка займет от 15 до 25 минут и будет сопровождаться видом на старинные здания и воды могучей Невы.

Университетская набережная начала застраиваться одной из первых в городе. На Университетской набережной было построено одно из самых старых зданий в Санкт-Петербурге – Меньшиковский дворец (дом № 15). На усадьбе сподвижника Петра I, князя А.Д. Меньшикова был возведен дворец в стиле петровского барокко. В строительстве и оформлении интерьеров здания принимали участие многие выдающиеся архитекторы петровской эпохи: Д. Трезини, Б.К. Растрелли, Д.М. Фонтана и другие.

Во дворце Меньшикова организовывали ассамблеи, принимали иностранных гостей, проводили торжества в честь различных событий и т.д. Также в первой половине XVIII века в начале Университетской набережной было построено здание Кунсткамеры (дом № 3) – великолепный памятник архитектуры русского барокко. Здесь разместился первый в России естественнонаучный музей. В 1722 – 1742 годах было возведено здание Двенадцати коллегий. Во второй половине XVIII века на Университетской набережной также появились здания Академии художеств и здание Академии Наук. На участке Невы напротив нынешнего дома № 13 с 1727 года находился наплавной мост, соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. До середины XIX века этот мост был по сути единственной переправой через Неву в Петербурге.

В начале XIX века по проекту архитектора Тома де Томона Университетскую набережную одели в гранит от Стрелки Васильевского острова до Менделеевской линии. В первой половине этого же столетия на набережной были установлены знаменитые сфинксы. К 1844 году уже вся Университетская набережная была одета в гранит.

В шестидесятые годы XIX века между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова на Университетской набережной сформировался Румянцевский сад, в центре которого установили Румянцевский обелиск.

Дом № 9 по Университетской набережной – это здание Петербургского Университета. Оно обращено к Неве своим торцевым фасадом. Рядом (№ 9) – ректорский флигель Университета, где родился и провел детские годы будущий поэт А.А. Блок. Дом № 11 также принадлежит Университету, здесь расположены филологический и восточный факультеты.

С Университетской набережной открывается замечательный вид на Адмиралтейство, «Медный Всадник», Исаакиевский собор и другие достопримечательности Петербурга. Университетская набережная ограничена с одной стороны — Дворцовым мостом, а с другой — мостом Лейтенанта Шмидта.

Университетская набережная на правом берегу Большой Невы начала складываться намного раньше других набережных, украшающих сегодня реки и каналы Петербурга.

По замыслу Петра I здесь, на Васильевском острове, должен находиться административный центр новой столицы.

Университетская набережная тянется по правому берегу реки Большая Нева от Дворцового моста до Благовещенского моста, от Биржевой площади до площади Трезини и 6-й линии.

После неё начинается набережная Лейтенанта Шмидта.

На протяжении своей истории набережная успела сменить несколько названий. Сначала это была Наличная линия, то есть передняя улица. Потом были названия Большая набережная, Набережная перспектива, Кадетская набережная.

Современное наименование Университетская набережная получила 16 апреля 1887 года по Санкт-Петербургскому государственному университету, который был учрежден в 1819 году и частично размещен тогда в здании Двенадцати коллегий.

На месте будущей набережной уже в 1710 году появились парадные сооружения, ставшие первыми каменными дворцами в городе.

Среди них несомненное первенство имеет дворец А.Д. Меншикова, ближайшего соратника Петра I и генерал-губернатора Петербурга.

Сегодняшний адрес дворца: Университетская набережная, № 15.

Строительство дворца Меншикова по проекту Д.М. Фонтаны и Г.И. Шеделя в стиле петровского барокко завершилась за четыре года, хотя отделка продолжалась еще несколько лет.

Дворец стал местом проведения знаменитых петровских ассамблей и официальных обедов. Здесь отпраздновали бракосочетание сына Петра I царевича Алексея и будущей императрицы Анны Иоанновны.

За неимением другого приличного места во дворце Меншикова располагался Посольский двор.

Практически тогда же был построен дворец для царицы Прасковьи Федоровны, вдовы царя Иоанна Алексеевича, которая перебралась в Петербург из Москвы в 1708 году.

Это было двухэтажное здание с тремя симметрично размещенными ризалитами. Оно находилось неподалеку от стрелки Васильевского острова и его можно принять как ориентир, обозначающий начало набережной.

Бывший дворец Прасковьи Федоровны отдали в ведение Академии наук.

Со временем он сильно обветшал, затем серьезно пострадал при наводнении 1824 года и был снесен. На освободившемся месте построили Южный пакгауз биржи.

Таким образом, сложившийся в течение ста с лишним лет архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, является точкой отсчета для начала Университетской набережной.

Дом № 3 по набережной занимает кунсткамера, построенная для собрания коллекции, основу которой заложил лично Петр I, любивший диковинные вещи и заботящийся о просвещении.

Сегодня в историческом здании Г. Маттарнови и С.И. Чевакинского в стиле барокко располагается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.

В 1783 — 89 гг. архитектором Дж. Кваренги для академии было построено новое здание на Университетской набережной, дом 5.

Сейчас это здание является памятником архитектуры строгого классицизма, звено ансамбля Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной.

В нём размещались академические магазины (склады), книжная лавка и квартиры служащих.

Главный фасад трёхэтажного прямоугольного в плане здания обращён на Большую Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом.

Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже.

Сохранилась отделка интерьеров конференц-зала и парадной лестницы, на площадке которой в 1925 установлено мозаичное панно М. В. Ломоносова «Полтавская баталия».

Сейчас в этом здании находится Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук.

Здание Двенадцати коллегий (№ 7-9) является самым большим сооружением в стиле петровского барокко. Оно представляет собой комплекс из 12 одинаковых зданий, проект которых принадлежит Д. Трезини.

Строительство началось в 1722 году и продолжалось более 10 лет.

После упразднения петровских коллегий в них находился Педагогический институт, а затем после соответствующей переделки Санкт-Петербургский университет.

На месте ректорского флигеля в середине XVIII века находилось одноэтажной жилое строение, которое затем купец М.Т. Пушилин приспособил под питейное заведение.

Для нужд университета его перестроил в духе необарокко академик А.Ф. Щедрин, чтобы здание вписалось в стилистику комплекса Двенадцати коллегий.

Сегодня это небольшое двухэтажное здание ничем особо не выделяется на фоне других строений и смотрит на Неву торцевым фасадом, но оно помнит многие славные имена.

В этом доме, в семье своего деда А.Н. Бекетова, бывшего ректором университета, родился и провел детство поэт А. Блок.

Основной объем здания находится внутри участка. Там сохранился «Корпус для игры в мяч». Это первое в России крытое сооружение подобного рода.

Во дворе можно увидеть несколько интересных современных скульптур: «Гефсиманский садик», фавн, сидящей на книгах, скульптурная голова Иосифа Бродского на чемодане с надписью «Бродский вернулся».

Студенты любят присесть на скульптуру таксы, хотя это официально запрещается. Зато специально рекомендуется посидеть на «Скамье советов» и подумать, чтобы получить по волнующему вопросу рекомендации сразу от ангела хранителя и беса искусителя.

Следующее здание (№ 11) принадлежало Ф. Соловьеву, управляющему имением А.Д. Меншикову. Здесь начали строить дворец, предназначенный для Петра II.

Его строительство начало в 1727 году, но остановилось после смерти юного императора от оспы в 1830 году.

К строительству дворца вернулись в 1750-е годы и приспособили его для нужд Первого кадетского корпуса. Здесь располагался манеж и прилегающий к нему флигель (№ 13).

Протяженный фасад бывшего манежа с трехэтажным центральным ризалитом в стиле барокко обращен к Неве, и архитектурно он похож на дворец Меншикова.

Кадетская линия отделяет дворец Меншикова от Румянцевского сквера.

На его месте был Меншиковский рынок для первых жителей и строителей города. Когда началось возведение Академии художеств, территорию рынка использовали как вспомогательную строительную площадку.

В конце столетия на этом обширном пространстве организовали парадный плац Первого кадетского корпуса. Вся площадь оставалась неблагоустроенной, хотя в 1818 году во время реконструкции Марсова поля сюда переместили обелиск «Победам Румянцева».

Благоустройство плаца, точнее, его превращение в общедоступный сад начал в 1867 году на собственные средства почетный гражданин Петербурга купец С.Ф. Соловьев.

Он имел два дома на Румянцевской площади и естественно хотел, чтобы их окружала радующая глаз обстановка.

План разработал Н.Н. Ковригин и в 1870 году сад был передан городу. Он существовал в неизменном виде до 1927 года. Затем мастер-садовод Р.Ф. Катцер произвел перепланировку, в частности, была изменена посадка деревьев, что открыло перспективу на обелиск.

В саду появились фонтаны. Сегодня его украшают бюсты Ильи Репина и Василия Сурикова, как бы перекликающиеся с находящейся рядом Академией художеств.

Под адресом «Университетская набережная, дом № 17» скрывается целый комплекс зданий бывшей Императорской Академии художеств, существовавшей с 1757 по 1918 год.

Долгое время это было единственное учебное заведение, где готовились мастера изобразительного искусства.

После целого ряда реорганизаций в 1990-е годы появилась нынешнее длинное название «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина».

Когда создавалась Академия художеств, для нее на набережной были выкуплены несколько домов, в том числе корпус дворца И.И. Шувалова, дом В.Л. Догорукова и Российский театр.

Они не были приспособлены для нужд академии, поэтому в 1764 году Екатерина II утвердила проект строительства здания академии, разработанный Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Строительство в основном завершили за 20 лет, хотя отделка продолжалась еще некоторое время. Свой вклад в сооружение здания и оформление интерьеров внесли многие российские архитекторы и художники.

Здание представляет собой один из ранних образцов петербургского классицизма.

Над входом возвышается портик. Между колоннами установлены скульптуры Геркулеса и Флоры. Купол венчает композиция «Минерва, коронующая художества и науки».

Прямо напротив здания академии устроен спуск к Неве, где установлены два древнеегипетских сфинкса и пара грозных на вид грифонов.

Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву, отправившемуся в 1830 году в паломничество по святым местам.

В Александрии Муравьёв и увидел привезённых для продажи сфинксов.

Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их.

В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон.

Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году.

Чуть ниже сфинксов установлены скульптуры грифонов, изготовленные в 1832-1834 годах по рисунку архитектора К.А. Тона.

Городские легенды гласят, что грифоны исполняют желания, надо только найти к ним правильный подход.

Следует вложить одну руку в пасть, и другой рукой погладить грифона по голове, но смотреть не в глаза грифону, а на сфинкса.

Дом № 21 завершает Университетскую набережную.

Он находится между 5 и 6 линиями. Это дом архитектора Доменико Трезини, построенный для него за счет казны по приказанию Петра I.

Если судить по сохранившимся источникам, это было здание из двух этажей в духе барокко. После смерти архитектора здесь проживали его наследники.

Затем здание использовали как доходный дом, надстроив еще один этаж в начале XIX века.

В 1990-е годы дом Трезини расселили, он несколько лет пустовал. Затем был передан аренду на 49 лет частному холдингу, который в 2013 году завершил реконструкцию, превратив его в отель «Дворец Трезини».

В результате дому Трезини вернули исторический фасад, а также восстановили некоторые помещения, включая вестибюль, парадную лестницу, залы второго этажа, буфет и столовую.

Перед въездом на Благовещенский мост находится площадь Доменико Трезини и памятник знаменитому петербургскому архитектору.

Именно Меншиковский дворец, прекрасно сохранившийся до наших дней, стал местом, где на первых порах проводились все важные городские мероприятия: торжественные обеды, официальные приёмы и праздничные балы. Следует заметить, что в строительстве дворца, которое длилось с 1710 по 1727 год, участвовала целая плеяда лучших итальянских и русских архитекторов.

Кроме Меншиковского дворца, на Университетской набережной располагается ещё целый ряд архитектурных шедевров. Так, вряд ли найдётся такой турист, который не захочет взглянуть на знаменитую Кунсткамеру, возведённую по указу Петра Алексеевича, или на массивное здание Двенадцати Коллегий, в котором в наше время находится Санкт-Петербургский университет.

Напротив здания СПбГУ лежит гигантская раскрытая каменная книга. Это памятник «Послание через века», который открыли в канун 300-летия Санкт-Петербурга. На страницах фолианта выбиты строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Именно его можно увидеть на противоположном берегу Невы, как раз напротив книги.

Также обязательными к просмотру являются и египетские сфинксы, притаившиеся на гранитной поверхности Университетской набережной. Интересно, что эти два каменных истукана — настоящие древнеегипетские реликвии, возраст которых перевалил за 3500 лет. Завезены и установлены на берегах Невы эти мифические чудища были в первой половине XIX столетия, в разгар «египтомании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *