Театр оперы в Киеве

Тем более, что театр приготовил множество приятных сюрпризов для своих зрителей.

5 февраля, опера «Риголетто» (Дж.Верди)

Сегодня многие хорошо знают мелодии из «Риголетто» — «La donna е mobile» («Сердце красавицы»), «Bella, figlia dell’amore» («О, красотка молодая»), и современному зрителю трудно представить, что когда-то они считались чересчур фривольными и опасными. Первые цензоры сочли либретто столь непристойным, что настояли на ряде изменений. К тому же в его основе была пьеса Виктора Гюго «Король развлекается», которую запретили ставить в Париже, как подрывающую авторитет королевского двора. В результате действие перенесли из Франции в Италию, а короля «понизили» до неизвестного герцога. Зато публика полюбила оперу с первого раза.

Не пропустите «Риголетто» на киевской сцене в постановке легендарной Ирины Молостовой. Ее спектакли высоко ценил Дмитрий Шостакович. Режиссер делала постановки в Италии, Израиле, России, Польше. Премьера в Национальной опере Украины состоялась в 1998 году и с тех пор спектакль неизменно проходит при аншлагах. Зрителей ожидает звездный состав исполнителей: Александр Мельничук, Анжелина Швачка, Лилия Гревцова, Сергей Магера, Дмитрий Иванченко, Дмитрий Агеев и другие.

Два радостных дня для детей и их родителей запланировал театр в феврале — два детских балета.

9 февраля (утро), балет «Белоснежка» (Б.Павловский)

Сценарий Витольда Борковского и Станислава Петровского по мотивам сказок братьев Гримм. История Белоснежки, которую преследует злая мачеха и которая нашла приют в домике у семерых симпатичных гномов. Это поистине классика Национальной оперы — премьера балета состоялась в далеком 1975 году, и на ней выросло уже не одно поколение детей.

29 февраля (утро), балет «Чиполлино» (К.Хачатурян)

Когда-то композитору Карену Хачатуряну предложили написать музыку к мультфильму по сказке Джанни Родари «Чиполлино». Наверное, многие его хоть раз видели в детстве: смелого Чиполлино, синьора Помидора, графинь Вишень, глупого принца Лимона. Сюжет так заинтересовал композитора, что даже после выхода на экраны мультика, сказочные герои его не отпускали. И тогда он решил написать балет, в котором языком звуков описал характер каждого персонажа. Идею поддержал хореограф Генрих Майоров, который придумал для каждого героя только ему свойственные движения.

14 и 15 февраля, балет «Ромео и Джульетта» (С.Прокофьев)

Ко Дню святого Валентина Национальная опера Украины приготовила еще один легендарный балет.

В истории балета было несколько попыток перевести трагедию Шекспира на язык танца. Но только Прокофьеву удалось достигнуть настоящей шекспировской глубины. В балете сохранена последовательность сцен, сюжетная ткань, однако сущность конфликта передана более сконцентрировано, кратко и лаконично, усилены драматические контрасты. В результате, «Ромео и Джульетта» стал одним из популярных балетов двадцатого века. Еще до премьеры, в 1936 году, на основе музыки балета Прокофьев написал две оркестровые сюиты, к которым в 1946 году добавил третью. Оркестровые сюиты, которые носят одинаковое название — «Ромео и Джульетта», относятся к числу самых популярных сочинений композитора.

Премьера на киевской сцене состоялась в 1971 году, а спустя двадцать лет — в 1991 году, в юбилейный год С.Прокофьева – эта постановка легендарного Анатолия Шекеры решением ЮНЕСКО была признана лучшей интерпретацией этого произведения и награждена медалью.

21 февраля, опера «Севильский цирюльник» (Дж.Россіні)

Если вы еще не посмотрели новую постановку оперы «Севильский цирюльник» на киевской сцене, обязательно сходите. Если уже видели, не пропустите возможности еще раз насладиться прекрасной музыкой Россини и еще раз убедиться, насколько современны персонажи, созданные более двух столетий назад гением Бомарше. Режиссер-постановщик Анатолий Соловьяненко перенес действие оперы в наши дни. Герои на сцене снимаются в видео-клипах, фехтуют мечами джедаев, пугают полицейских «красными корочками», смотрят футбольный матч по телевизору и ездят на электросамокатах. Постановщикам удалось сделать фееричный и одновременно очень веселый спектакль, который способен влюбить в оперную сцену даже людей, считающих, будто опера – это не современно и скучно.

«С музыкой «Севильского цирюльника» я знаком с детства, — рассказал А.Соловьяненко. — Как режиссер, я ставил эту оперу в 2005 году в Донецкой опере. Но сейчас почувствовал необходимость и желание посмотреть на эту историю под новым углом зрения, пойти на своеобразный эксперимент. Именно поэтому, мы со сценографом спектакля Андреем Злобиным и художником костюмов Анной Ипатьевой перенесли действие в некое модерновое пространство, лишенное любых определенных признаков времени и места. Никакой конкретики! Разве что, это точно не прошлое. Но может случиться в будущем. И не просто «может», а случится обязательно».

23 февраля, опера «Турандот» Дж. Пуччини

Эта опера, которая стала лебединой песней великого итальянского композитора Дж. Пуччини, по праву входит в золотой оперный фонд мира. И не смотря на свой почтенный возраст (почти столетие) она остается такой же близкой и желанной как для исполнителей, так и для зрителей, как один из бессмертных шедевров мирового музыкального искусства.

В этот раз партию Неизвестного принца (Калафа) исполнит приглашенный солист — австрийский тенор Томас Пауль.

Национальная опера Украины им. Т. Шевченко (Киев, Украина) — репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

Без сомнения, среди культурных учреждений Киева столпом и хранителем традиций выступает Театр оперы и балета. Расположенное в центре города на небольшом возвышении здание привлекает внимание уже своим внешним видом. Построенный в стиле неоренессанса театр гармонично вписывается в окружающее пространство, а внутренние помещения создают праздничное настроение изяществом отделки, оставаясь при этом удобными для зрителя и коллектива.

Анонс балета «Каприсы» в театре оперы и балета Репертуар театра состоит из классических произведений. Недалеко отсюда находятся Софийский собор и Золотые ворота времен правления Ярослава Мудрого. В 1992—2000 гг. балетную труппу Национальной оперы Украины возглавлял известный хореограф Анатолий Шекера, с именем которого связаны достижения украинского балета последних трех десятилетий ХХ в. «Ромео и Джульетта» уже 30 лет не сходит со сцены. Эта постановка отмечена медалью ЮНЕСКО как лучшая интерпретация произведения.

Сегодня Национальный академический театр оперы и балета им. Тараса Шевченко располагает балетной и оперной труппой, а также симфоническим оркестром. Творческая репутация оперного театра остаётся неизменно высокой уже не одно десятилетие, с успехом проходят гастроли в разных странах мира.

Полезная информация

Адрес: Киев, ул. Владимирская, 50. Тел.: +38 (044) 279-11-69.

Режим работы касс театра: с 11:00 до 19:30.

Стоимость билетов от 80 UAH до 600 UAH. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Веб-сайт.

National Opera of Ukraine

Город Киев Год основания 1867 Тип

Национальная опера Украины (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко) — крупнейший музыкальный театр Украины, расположенный в Киеве. Здание оперного театра, возведённое в 1901 году по проекту архитектора Виктора Шрётера, находится в центре Киева на улице Владимирской, 50.

Киевляне всегда любили театральные действа — еще с тех времен, когда скоморохи и бурсаки разыгрывали их по праздникам на подольских торжищах. А в екатерининскую эпоху в городе страстно желали возвести свою местную Оперу — да еще и не хуже, чем где-либо в Европе.

Хормейстер Агренев-Славянский даже успел приступить к постройке здания с концертным залом на 5 тысяч «посадочных» мест, по образцу легендарной миланской оперы Ла Скала. Его начали сооружать на Крещатике, в районе нынешнего дома № 1.

А первый городской театр в Киеве был построен надворным советником Андреем Меленским — тоже на Крещатике (который тогда даже называли Театральной улицей). Тот театр просуществовал почти полвека — с 1804-го до 1851 года. Он был рассчитан на 470 зрителей, а подмостки этого деревянного сооружения служили для постановок всех театральных жанров, с некоторым уклоном в легкие водевильные комедии. Согласно воспоминаниям очевидцев, интерьеры театра были оформлены в псевдоантичном духе, под крылатым латинским девизом «Смех очищает нравы». Театр Меленского беспощадно снесли, соорудив на его месте гостиницу «Европейская».

Второй городской театр Киева открылся в 1856 году, на пересечении Большой Владимирской и Кадетской — нынешней улицы Богдана Хмельницкого. Здание на 850 мест спроектировал академик архитектуры И. В. Штром. В этом театре — полноценной киевской Опере, выступали выдающиеся певцы с мировым именем — Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Баттистини, Руффо, а также драматические актеры — Айра Олридж и Сара Бернар.

Среди работавших в театре дирижеров выделялся Сергей Рахманинов, здесь ставил свои оперы Николай Лысенко и нередко бывал Петр Ильич Чайковский. «Феерично! Что касается богатства и изыска и исторической вероятности костюмов, киевский театр не уступает петербургскому нисколечко. При этом он несоизмеримо выше московского», — говорил он о киевской Опере.

В 1896 году этот театр сгорел во время пожара, случившегося после постановки «Евгения Онегина».

А пять лет спустя, в 1901 году, на его месте открылся новый Театр оперы и балета. Эклектическое по стилю сооружение спроектировал петербуржец, академик архитектуры Виктор Александрович Шрётер, при участии своего земляка архитектора Николаева. Для этого ему пришлось выиграть Всемирный (ни больше ни меньше) конкурс на лучший проект Киевской оперы.

Впрочем, взыскательные киевляне далеко не сразу оценили красоты здания, которое ныне считается одним из символов Киева. «Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха», — ворчала в день торжественного открытия Оперного театра городская газета «Киевлянин».

После сентября 1911 года обыватели посещали здание театра, чтобы посмотреть на место покушения, ставшее роковым для премьер-министра Петра Столыпина. А в 1918 году здесь стреляла в жандармского полковника Новицкого та самая эсерка Каплан — будущий исполнитель покушения на Владимира Ленина.

Через год, в марте 1919-го, на базе Российской оперы, национализированной декретом новых властей, была образована Опера Украинской советской социалистической республики имени Карла Либкнехта. В ее зале публично читал свои стихи приезжавший из Москвы Владимир Маяковский. А в 1939 году Опере было присвоено имя Тараса Григорьевича Шевченко.

После последней реконструкции театр перекрасили в цвета своей оригинальной первоначальной гаммы — светлый беж с элементами темно-зеленого. Кроме того, были достроены запасники театра, закрывшие проход на улицу Лысенко. Таким видят театр нынешние киевляне.

Андрей Манчук

История

Киевский государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко — старейший и ведущий музыкальный театр Украины.

Первый сезон постоянного оперного театра в Киеве открылся 8 ноября 1867 постановкой оперы А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» в исполнении русской труппы. Первыми антрепренерами театра были Ф. Г. Бергер (1867-74) и И. Я. Сетов (1874-83). Вскоре театр показал оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка».

На премьерах в Киевском театре своих опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889), «Пиковая дама» (1890) присутствовал П. И. Чайковский, давший высокую оценку спектаклям театpa, в постановках оперы «Алеко» (1893) принимал участие С. В. Рахманинов, оперы «Снегурочка» (1895) — Н. А. Римский-Корсаков.

В 1896 здание театра сгорело, в 1901 построено новое (архитектор В. Шрётер).

Октябрьская революция 1917 открыла широкие возможности для развития украинского национального искусства. После национализации в 1919 театр получил название Государственный оперный театр им. К. Либкнехта, с 1926 — Киевская государственная академическая украинская опера (все постановки осуществлялись на украинском языке), с 1934 — Киевский государственный академический театр оперы и балета УССР, с 1939 — им. Т. Г. Шевченко.

В содружестве с украинскими композиторами театр активно работал над советским репертуаром, были поставлены: оперы — «Дума черноморская» Яновского (1929), «Беркуты» («Золотой обруч») Лятошинского (1930), «Разлом» Фемелиди (1932); балеты — «Пан Канёвский» Вериковского (1931), «Ференджи» Яновского (1932).

Среди лучших спектаклей 20 — начала 30-х годов: «Борис Годунов», «Кармен», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин»; «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Тарас Бульба» Лысенко, «Орлиный бунт» Пащенко, «Северный ветер» Книппера, «Белый рейд» Потоцкого, балет «Красный мак».

В связи с утверждением Киева столицей УССР (1934) во 2-й половине 30-х годов оперный и балетный коллективы были увеличены, репертуар театра значительно расширился. Были поставлены оперы «Щорс» Лятошинского, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю», «Даиси», «Пиковая дама», «Проданная невеста», «Отелло» и др.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 театр был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в Иркутске, объединившись с Харьковским театром оперы и балета, в 1944 возвратился в Киев.

Расширяя классический репертуар, возрождая лучшие довоенные постановки, театр в содружестве с украинскими композиторами создал новые национальный спектакли, среди которых современные героико-патриотические оперы — «Честь» Жуковского (1946), «Молодая гвардия» Мейтуса (1947), «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1951, 2-я ред. 1953) и балеты — «Лесная песня» Скорульского (1946), «Ростислава» Жуковского (1955). Достижения коллектива связаны с созданием масштабных оперных спектаклей — «Иван Сусанин» (1948; Сталинская премия, 1949), «Борис Годунов» (1951), «Князь Игорь» (1952); «Тарас Бульба» Лысенко (1955) и постановкой балетов композиторов других советских республик — «Гаянэ» (1947), «Золушка» (1949) и «Ромео и Джульетта» (1955); «Юность» Чулаки (1950), «Под небом Италии» Юровского (1952), «Шурале» Яруллина (1955).

С конца 1950-х годов наряду с постановками классических опер и балетов (в т. ч. «Пиковая дама», «Хованщина», «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Гугеноты», «Кармен», «Аида», «Паяцы», «Лоэнгрин»; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Раймонда») коллектив активно работал над воплощением произведений советских композиторов, создавая монументальные реалистические спектакли, отмеченные новаторским развитием лучших традиций театра.

В 1936 театр награждён орденом Ленина, в 1968 — орденом Трудового Красного Знамени. В зрительном зале театра 1628 мест.

Ю. А. Станишевский
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В.Келдыша, 1973—1982

История балета

Украинский театр оперы и балета основан как оперная антреприза в 1867 году. В 1893-1919 на сцене театра выступала балетная труппа под руководством польских балетмейстеров С. Ленчевского и М. Ланге, показавших «Малороссийский балет», «Приморский праздник», «Жатву в Малороссии», «Праздник венгерских цыган», «Космополитану», «Коппелию».

Балетную труппу возглавляли А. А. Романовский (1914), Б. Ф. Нижинская и А. А. Кочетовский (1915-17), М. М. Мордкин совм. с М. П. Фроман (1918).

В 1919 театр был национализирован и стал называться Государственный театр УССР им. К. Либкнехта, с 1926 — Киевская государственная академическая украинская опера, где М. М. Мордкин поставил «Жизель», «Вальпургиеву ночь» на музыку Гуно, и др. В 1921-1925 здесь работали балетмейстеры Р. И. Балонотти, Романовский, М. Г. Дысковский.

В 1926 балетную труппу (60 человек) возглавили Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен, поставившие «Жизель», «Баядерку», «Лебединое озеро». В 1928 Дысковский осуществил постановки балета-пантомимы «Шут» («Блазень») Прокофьева и балета «Красный мак» (с Р. В. Захаровым).

В 1930-е годы балетмейстер В. К. Литвиненко (в 1931-33 во главе труппы) поставил на сцене театра новые редакции «Лебединого озера» (1932), «Красного мака» (1933), первые оригинальные украинские балеты «Пан Канёвский» («Любина Бондаривна», 1931) Вериковского и «Ференджи» («Огонь над Гангом», 1932) Яновского.

В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев, балетная труппа возросла, её возглавил Л. А. Жуков, который поставил «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» и «Лебединое озеро» (оба — 1935). Ярким спектаклем стал комедийный балет «Мещанин из Тосканы» Нахабина в постановке П. П. Вирского и Н. И. Болотова.

В 1937-41 главный балетмейстер А. А. Берёзова, при активном содействии А. Я. Вагановой, подняла культуру классического танца и укрепила связи с ленинградским балетом. Она поставила «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» (оба — 1937), «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» (оба — 1938); в 1940 в творческом содружестве с композитором К. Ф. Данькевичем, либреттистом В. А. Чаговцем, дирижёром Я. А. Розенштейном Берёзова создала героико-романтический балет «Лилея» (по мотивам поэзии Т. Г. Шевченко), главные партии в котором исполняли А. И. Васильева, Л. П. Герасимчук, Н. М. Скорульская, А. М. Соболь, Н. И. Иващенко и др.

В 1941 театр эвакуировался в Уфу, с 1942 работал в Иркутске, где объединился с коллективом Харьковского театра, в 1941-44 были поставлены «Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Шехеразада», «Штраусиана», в содружестве с композитором В. В. Йоришем создан комедийный балет-феерия «Бисова ночь», подготовлено 20 концертных программ.

Творчество Сергеева, стремившегося к танцевальной образности спектакля, имело принципиальное значение для формирования художественного своеобразия украинского балета. Повышению хореографической культуры труппы способствовали постановки: Ф. В. Лопухова — «Лебединое озеро» (1946), «Спящая красавица» (1950); К. М. Сергеева — «Жизель» (1959); В. М. Чабукиани — «Лауренсия» (1962); П. А. Гусева — «Семь красавиц» (1963) и «Спящая красавица» (1969).

Балетмейстер В. И. Вронский (в 1954-69 во главе труппы) развивал реалистические традиции украинского балетного искусства, углублял поиски синтеза народного и классического танца. Выдвинулись яркие молодые артисты: В. Ф. Калиновская, А. В. Гавриленко, А. В. Лагода, А. Г. Кальченко, Н. Д. Руденко, И. П. Лукашова, В. П. Ковтун, В. И. Круглов, В. В. Парсегов и др. Вронский осуществил постановки новых редакций «Лилеи» (1956), «Лесной песни» (1958), развивая линию создания национального репертуара и утверждая танцевальную образность. Он оригинально поставил «Ростиславу» Жуковского (1955), «Княгиню Волконскую» Знатокова (1966), советский героический балет «Поэму о Марине» Яровинского (1968).

В 1960 Вирский поставил балет «Чёрное золото» Гомоляки, широко использовав выразительные приёмы народного танца. Интерес представляли балетмейстерские дебюты Скорульской («Тени забытых предков» Кирейко, 1963), Сегаля («Буря» на музыку Чайковского, 1964), Клявина («Каменный цветок», 1965), Г. А. Майорова («Поэма рассвета» Косенко, 1973). Принципы танцевального симфонизма утверждает балетмейстер А. Ф. Шикеро в масштабных постановках: «Легенда о Аобви» (1967); «Каменный властелин» Губаренко (1969), «Ромео и Джульетта» (1971), «Раймонда» (1974).

В 1970-72 художественный руководитель труппы — народный артист УССР Р. А. Клявин, в 1972-74 — народный артист УССР Г. Н. Кириллова.

В творчестве коллектива воплощение балетов композиторов народов СССР и классического наследия сочетается с последовательной работой над созданием оригинального героико-исторического и современного репертуара. Театр укрепляет связи с композиторами Украины. Наряду с широкими музыкально-сценическими полотнами балетмейстеры создали одноактные балеты-симфонии на музыку А. Я. Штогаренко, Б. Н. Лятошинского, В. С. Косенко, М. М. Скорика.

Труппа неоднократно гастролировала за рубежом. В 1964 на 2-м Международном фестивале балета в Париже труппа театра была отмечена Золотой звездой.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю.Н.Григоровича, 1981

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *