Успенский монастырь бахчисарай

5 отзывов Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Среди суровых, выцветших и иссушенных жарким солнцем Крыма скал, покрытых густой зеленой растительностью, можно увидеть золотистые блики и отсвет. Если присмотреться получше, то можно разглядеть, что в ущелье, прямо в отвесной стене, расположились белые постройки и проложены каменные тропинки и лестницы. Совсем зоркий человек увидит и купола, покрытые золотом. Это видна древняя обитель — Свято-Успенский монастырь, основанный здесь византийским монахами более тысячи лет назад. Обитель, приютившаяся в диком ущелье, напоминает горные монастыри балканского полуострова, что, впрочем неудивительно, ведь по одной из версий основали его монахи, покинувшие родные земли после турецкого нашествия. Встретившийся им здесь пейзаж, сильно напоминал родные края.

Есть и другие предания, связанные со Свято-Успенским монастырем. Так, согласно одному из них, некий местный пастух во время своей работы увидел икону Пресвятой Богородицы прямо на месте будущего монастыря. Пастух, естественно, решил, что святой образ лучше забрать с собой, но всякий раз икона оказывалась на все тех же скалах. Наконец, жители догадались, что на том месте, где был обретен образ, надлежит возвести храм, а поскольку чудо произошло в праздник Успения Богородицы, то назван он был Успенским.

Другая история говорит нам о том, что на местных жителей нападал страшный змей. Люди попросили у Матери Божией заступничества, и после молитв увидели свет, исходящий от свечи, расположенной на скалах. Когда жители прорубили туда лестницу, то увидели образ Богородицы, свечу и лежащего мертвого змея.

Установить точную дату основания святой обители невозможно — так надежно она спряталась в неподъемных пластах исторических периодов. Однако, можно утверждать, что монастырь появился здесь никак не позднее 8-го столетия. Основан он был византийским монахами, когда эти земли входили в состав империи ромеев. Большинство ученных сходятся во мнении, что монастырь по каким-то причинам был оставлен в период 14 столетия, однако в следующим веке снова стал действующим.

Чудом уцелев во время османского нашествия в 1475 г. Успенский монастырь становится резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Известно, что обитель находилась в некоторой степени под покровительством великих князей московских, а позднее и царей. В период турецкого завоевания и появления Крымского ханства, Успенский монастырь служил главным оплотом православных христиан полуострова.

Обитель, приютившаяся в диком ущелье, напоминает горные монастыри балканского полуострова, что, впрочем неудивительно, ведь по одной из версий основали его монахи, покинувшие родные земли после турецкого нашествия.

История у этой святой обители богатая. После успешной войны Российской империи против османов, вассальное от турков Крымское ханство обретало независимость, а Россия получила ряд крымских крепостей. Однако, притеснения христиан со стороны мусульманского населения полуострова продолжались. В итоге местные христиане написали императрице прошение с просьбой о переселении в пределы империи. Просьба эта была удовлетворена, а переселенцам предоставлялись значительные привилегии. На Пасху 1778 г. митрополит Игнатий сообщил о переселении своей пастве, а в конце следующего года это событие состоялось. Кстати говоря, руководил этой операцией великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Монастырь вновь был покинут, однако в 1781 г. в скиту близ Бахчисарая богослужения возобновились, совершал их греческий священник отец Константинос.

В 1850 г. монахи вновь возвращаются в Успенский монастырь, который переживает период расцвета. На конец 20-го столетия в комплексе было пять храмов, несколько корпусов для братии, гостевой дом для паломников, сад с фонтанами и Гефсиманской часовней, а в Симферополе находилось монастырское подворье.

В годы красного террора святая обитель была разграблена, иноки расстреляны. Во времена Второй мировой войны на территории располагался госпиталь, а после психоневрологический диспансер. Долгожданное возрождение Свято-Успенского монастыря началось после падения социализма, в 1993 г. Настоятелем монастыря стал иеромонах Силуан, приехавший сюда из Одесской обители с целью восстановить монастырь. На момент передачи монастыря церкви здесь находились только дом настоятеля и Успенский храм.

Титаническим трудом, по крупицам братия и прихожане восстанавливали святое место. Удалось отреставрировать Успенскую церковь, каменную лестницу, которая ведет на верхний ярус монастыря, возведена колокольня, на которой вскоре зазвонили колокола под золотыми куполами, была восстановлена удивительная наскальная роспись и проделано еще великое множество важной и очень тяжелой работы. И вот, как и в прежние времена, в монастырь тянутся паломники, чтобы поклониться и помолиться перед ликом Богоматери «Троеручица» и увидеть это святое и древнее место. На сегодняшний день в монастыре восстановлены уже три храма из пяти, что существовали до октябрьского переворота, вновь возведены корпуса с кельями, дом игумена, оборудован источник.

Свято-Успенский монастырь

Координаты

Монастырь расположен не более чем в трех километрах от Бахчисарая, поэтому добраться сюда можно и пешком, и на общественном транспорте. В последнем случае нужно сесть на автобус или маршрутное такси № 2, которые идут до остановки «Староселье», после чего пройти пешком не более километра.

История и легенда

Легенда о его основании, приводимая русским историком XVII столетия Андреем Лызловым, повествует о «змие, людей и скот пожиравшем», о молитвах окрестных жителей пресвятой Богородице, «дабы их от онаго злаго змия свободила», о явлении чудотворной иконы прямо на скале и о горящей перед ней свече; икону пытались с почестями перенести в дом местного князя, но она вновь оказывалась на скале. Тогда-то и были высечены в скале ступени, ведущие к ее образу, а затем и храм, вокруг которого возник монастырь. Явление святой иконы произошло 15 августа (по новому стилю — 28 августа), поэтому храм посвящен Успению Богоматери. Живописное ущелье, названное по имени Богородицы, напоминает пейзаж древнего Афона, поэтому природно-архитектурный ансамбль Успенского монастыря получил впоследствии наименование Русский Афон.

В окрестных долинах христианское население (как о том свидетельствуют могильники) существовало уже с VI в., и вполне естественно появление в это время церквей и монастырей. Тем более это относится к такому издревле почитаемому месту, как Успенская скала с ее животворным источником. В прошлом веке исследователями неоднократно отмечалось постоянное духовное общение монастыря с находящимся близ Трапезунда монастырем Сумела: он был основан в конце IV в. и в его главном храме во имя Успения Богоматери находилась чудотворная икона Одигитрии. Согласно преданию, именно в этом храме хранилась икона Богоматери, чудесным образом перенесенная на скалу близ Бахчисарая. Добавим, что легенда в символической форме повествует о миграции иконопочитателей с малоазийских берегов в Таврику. Наконец, немаловажно и свидетельство известного отечественного археолога и историка Н. И. Репникова, имевшего возможность видеть икону Богоматери из Успенского монастыря в 1914 г.: «Поясная рельефная фигура Одигитрии выполнена воско-мастичной техникой VIII–IX вв. Уникальный памятник закоптел, неоднократно возобновлялся», — писал он. (Негативы хранятся в фототеке Музея Этнографии в Санкт-Петербурге.)

Свято-Успенский мужской монастырь. Вид со второго яруса

Монастырь был почитаем не только христианами, но и мусульманами; сам основатель династии Гиреев перед военным походом просил помощи у Пресвятой Богородицы, обещая, по словам Лызлова, «знаменитое приношение и честь ее образу воздати». Поступал же он так: продав одного-двух самых лучших коней, накупал воску на свечи и ставил их весь год; такой же обычай соблюдали и его преемники. Успенский монастырь нередко упоминается в источниках XVI–XVIII вв. По сохранившимся документам русские цари Федор Иоаннович и Борис Годунов оказывали монастырю материальную поддержку. В Успенском монастыре неоднократно бывали и русские послы, которые «по окончании дел у хана служили там благодарственный молебен». Русское правительство через Успенский монастырь стремилось распространить свое влияние на крымских христиан. Оно использовало это влияние, чтобы осуществить переселение в Приазовье крымских христиан в 1778 г. По приказу Екатерины II командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами в Россию, на берега Азовского моря. Игнатий развернул широкую пропаганду по всем греческим селам, и в результате большинство крымских христиан решились навсегда оставить родину. В числе переселенцев были и жители греческой деревни Мариамполь, которые основали на новом месте город Мариуполь. Следы покинутого ими селения видны на левом склоне ущелья напротив Успенского монастыря. Это остатки разрушенных домов, вырубленные в скале лестницы, пещеры.

Переселенцы вывезли с собой в Приазовье и чудотворную икону Богоматери: до 1918 г. она находилась в Успенском храме г. Мариуполя. После революции следы её теряются.

Однако оставшиеся в Бахчисарайской округе христиане не допустили упразднения Успенского храма: они стали требовать у последнего крымского хана Шагин-Гирея священника. С большим трудом, действуя уговорами и угрозами, хану удалось заставить служить в Успенском храме прибывшего в 1781 г. на Южный берег греческого священника Константина Спиранди.

Церковь в Свято-Успенском монастыре

В 1783 г. Крым становится частью Российской империи. Русские войска, расквартированные под Бахчисараем, расширили Успенскую пещерную церковь и лестницу, ведущую к храму. На место вывезенной греками чудотворной явленной иконы Богоматери Одигитрии была помещена в храме икона Успения Богоматери — дар Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича (серба по происхождению); он же устроил иконостас, а губернатор Коховский — царские двери. От этой иконы продолжали совершаться чудотворения; по-прежнему это место было окружено почитанием среди местных жителей, которые неизменно 15 (28) августа в день Успения Богоматери собирались у Успенской скалы; среди них бывали и государи Российские, и члены царствующего дома. В 1818 г. посетил Успенский пещерный храм Александр I; по воспоминаниям, он спросил сопровождавшего его священника Спиранди указать ему место явления иконы на скале; Спиранди, выйдя с императором из храма на балкон, указал на стену с изображением на ней Богоматери. Государь велел подать себе лестницу и свечу, зажег ее и, взойдя по лестнице, приложился к образу, а потом прилепил перед ним горящую свечу.

Однако в 1789 г. в Бахчисарае был возведен Николаевский собор и монастырский священник перебрался туда, а Успенский храм стал кладбищенской часовней. Глубокие исторические корни христианства в Крыму, привлечение нового православного населения, привели к идее возрождения древних христианских святынь, получившей полную поддержку русского правительства.

Бахчисарайский Успенский скит был открыт в 1850 г. благодаря энергии и стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, выступившего с предложением о восстановлении древних святых мест в Крыму.

Постепенно монастырь украсился новыми храмами и другими зданиями. В нем уже различали три яруса: внизу, в долине, находились трапезный корпус со службами, две гостиницы для паломников; в среднем ярусе были возведены дом настоятеля (сохранился), легкая узорчатая Иннокентиевская церковь, в честь св. Иннокентия Иркутского, построенная в 1896 г.; фонтан в виде часовни, три пещерные кельи; в верхнем ярусе находились Успенская пещерная церковь, пещерная церковь евангелиста Марка, устроенная в 1859 г. на пожертвования симферопольского чиновника Марка Айвазова. В 1857 г. под скалой над обрывом возведена церковь свв. Константина и Елены, на пожертвования Екатерины Борковой; кроме того, колокольня и 13 пещерных келий. В 1875 г. на противоположной стороне оврага был сооружен храм Георгия Победоносца: его ктитором стал генерал Перовский. Таким образом, к началу XX в. в монастыре уже было пять действующих храмов. На первых порах монахов было семеро; к концу века их стало 30 человек.

Свято-Успенский мужской монастырь

Кроме храмов, на территории монастыря был еще ряд сооружений: дом настоятеля, трапезный корпус, где находилось 6 келий; для остальных кельи были устроены в скале и под скалой. Для приема паломников были выстроены два двухэтажных дома. При въезде из города в монастырь были сооружены ворота и две кельи.

К Успенскому скиту были приписаны две церкви вне его территории: св. Анастасии, в 10 км от Бахчисарая в Качи-Кальоне, до 1851 г. являвшаяся домовой церковью землевладельца Хвицкого, и церковь Введения Божьей матери в Симферополе.

Во время героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в монастыре размещался госпиталь. Места захоронения воинов можно видеть напротив монастыря. Среди надгробий — памятники генерал-адъютанта П. А. Вревского и генерал-майора П. В. Веймарна, погибших 4 августа 1855 г. в сражении при Черной речке.

В 1921 г. Успенский монастырь был закрыт. Лишь часть его построек сохранилась до наших дней. Сегодня монастырь вновь стал действующим и ведутся активные работы по его возрождению и обустройству древних святынь. Над лестничной площадкой, ведущей непосредственно в монастырь, недавно возведена надвратная часовня с позолоченным куполом и крестом над ним: внутри она расписана изображениями архангелов. В самом храме мозаичный пол, предалтарная преграда и киоты выполнены из белого камня, украшенного резьбой, воспроизводящей некоторые византийские мотивы.

Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

Шло время, и монастырь, видимо, ветшал. Из письма князя Прозоровского к П.А. Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года мы узнаём, что церковь, хотя и была возобновлена, находится в упадке и архиерей намеревается строить новую. Но этим планам не суждено было сбыться. Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства… И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем… Но полного запустения монастырь не узнал в те годы. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Кроме церкви в монастыре сохранилось несколько монашеских келий. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан. Всё больше людей приходило к святому месту за помощью… Богомольцев было так много, что они уже не могли уместиться в пещерном храме, поэтому церковный староста Стефан Калига позаботился о его расширении, построил лестницу и балконы. Это увеличило внутренний объём церкви, но лишило нас возможности увидеть пещерный храм в его первозданном виде. Чтобы посетить храм, многим христианам приходилось проделывать долгий путь. Поэтому в Бахчисарае решили построить ещё одну христианскую церковь. В 1800 году закончилось строительство собора святого Николая, и Успенский монастырь опустел. Лишь раз в году, 15 августа, в день храмового праздника Успения Богоматери древний монастырь наполняли богомольцы… Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери… В отличие от других крымских монастырей Успенский монастырь имел генеральный план застройки, разработанный губернским архитектором в 1848 году по указанию архиепископа Иннокентия. На средства от пожертвований уже в 1850 году сооружили колокольню. Но дальнейшему обустройству монастыря помешала Крымская война 1855-1856 гг. В монастыре располагался госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя… После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили…

Постепенно в архитектурном облике монастыря стали различать 3 яруса. В верхнем ярусе, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на её сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов. В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Лёгкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери. В долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и 2 гостиницы. При въезде устроили ворота с 2 кельями…

Образ жизни монахов в Успенском скиту отличался особой суровостью, им приходилось много трудиться, чтобы заработать необходимые монастырю средства. Число монахов постепенно росло, в 1891 году общая численность братии составила 60 человек (включая Симферопольское подворье и Анастасьевскую киновию), в 1915 году в монастыре насчитывалось 30 человек. В 1878 году Е.Д. Беркова подарила скиту дом в Симферополе, где и было основано подворье монастыря с колокольней и церковью Введения Божией матери, построенной в 1872 году.

После революции монастырь просуществовал ещё несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На её территории была создана трудовая колония имени Артёма. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине…

Из-за невежественного и безразличного отношения к историческим, и особенно церковным, святыням в первые года новой власти погибли замечательные памятники: церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года разрушило часть храмов, расположенных на верхнем плато. Чтобы остатки этих зданий не упали вниз, где находилось колония, их разобрали на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 годах, появились новые, с алыми звёздами – воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.

Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал её купол…

На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: http://orthodox.sf.ukrtel.net/monastyr/usp-mon.htm: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г.

Точно определить время его основания сегодня не берется никто. В ученом мире существуют две версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи — свои новые жилища.

Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров — христианского и языческого. В долинах неподалеку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI веком. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: если существовали христианские поселения, то верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками в 1475 году он был перенесен на новое место. Эту версию поддерживал известный ученый XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на древние рукописи, которые не дошли до наших дней.

Древний пещерный храм и сам монастырь получили название Успенского в честь великого события — Успения Пресвятой Богородицы.

На сегодняшний день в монастыре восстановлены уже три храма из пяти, что существовали до октябрьского переворота, вновь возведены корпуса с кельями, дом игумена, оборудован источник.

Монастырь до сих пор является действующим и нередко именуется как Крымская Лавра. В истории этой православной святыни тесно переплетаются реальные исторические события и многочисленные легенды.

За пару веков «до»?

Почти в каждом пещерном городе Крыма экскурсовод обратит ваше внимание на руины или пещеры, где много столетий тому назад православные жители полуострова стояли на коленях перед святыми образами. Сейчас эти пещеры лишь далёкое эхо тех времён. Прикасаясь пальцами к серому холодному известняку, словно дотрагиваешься до прошлого. Нет точной даты, когда на полуострове появились пещерные города. Учёные сходятся во мнении, что это произошло с VI по VIII век. Тогда земли Крымского полуострова были задворками Византийской империи. Пещерные города появились как небольшие форпосты для защиты горного Крыма от кочевых племён, проникавших на полуостров со стороны материка. Строили, а затем жили в них народы, исповедовавшие православие, преимущественно готы и аланы.

Дорога ведёт нас к одному из самых крупных пещерных городов Крыма – Чуфут-Кале. На протяжении всего средневековья здесь кипели исторические события – можно сказать эта крепость была их кузницей. Построенный византийскими зодчими форпост постепенно разросся до небольшого городка, затем стал родовым гнездом караимов и даже первой неприступной столицей Крымского ханства (XV век). Здесь караимские кенасы (молельные дома) соседствуют с мусульманской мечетью. Учёные отмечают, был когда-то в крепости и православный пещерный храм. Вероятнее всего, он находился в одном из гротов возле Южных ворот – это самая старая часть крепости. (Позже город вырос вдвое. Старую стену на плато сносить не стали, поэтому город получился как бы двойным. Кстати, поэтому караимы называют крепость Джуфт-Кале, то есть «двойная».) В бытность крепости ханской столицей пещеры возле Южных ворот переоборудовали под военные нужды.

Если православный храм в крепости Чуфут-Кале во времена Крымского ханства не уцелел, то Свято-Успенский монастырь, что находится чуть ниже в долине, процветал и даже был одним из центров православной жизни на полуострове. По преданию первый крымский хан Хаджи-Герай перед военными походами приходил к чудотворной иконе Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы) – главной святыне монастыря и просил у неё помощи…

Путь домой

Свято-Успенский мужской монастырь возведён в долине Мариам-Дере (долина Девы Марии), как предполагается, в одной из точек силы. Особенную атмосферу святого места ощутит каждый пришедший сюда. Монастырь в Бахчисарае – одна из самых главных святынь полуострова, чья история уходит в глубь веков. Он почти такой же древний, как расположенная рядом крепость Чуфут-Кале. Считается, что обитель в долине появилась не позднее VIII века. Основали её монахи-иконопочитатели, бежавшие из Византии, когда там после Иконорборческого собора (754 год) началось жестокое уничтожение икон, фресок и мозаик. Монахов преследовали, считая их идолопоклонниками. Здесь, в покрытых лесом тихих горных долинах, они нашли убежище и место для уединённых молитв. Многие священнослужители, спасая от поругания византийские святыни, везли их в Крым. Одно из преданий гласит: именно так чудотворный лик Богоматери-Путеводительницы попал на полуостров.

Вообще, с появлением в этих местах Свято-Успенского монастыря связано немало легенд.

Самая известная повествует о гигантском змее. Он пристрастился пожирать домашний скот, нападал и на людей – держал в страхе население всех близлежащих долин. Никак люди не могли найти на него управу. Ни выследить его не получалось, ни убить. Отчаявшись и утратив веру в свои силы, люди стали молиться Пресвятой Богородице. И Владычица услышала мольбы людей. Змей исчез, а на одном из горных склонов загорелась свеча.

Она горела несколько ночей. Когда жители долин поднялись к мерцающему каждую ночь огоньку, то увидели икону Богоматери. Неподалёку нашли мёртвого змея, разорванного на части. На месте обретения иконы в память о свершившемся чуде появилась маленькая обитель, позже выросшая в большой монастырь (легенда записана русским историком XVII века Андреем Лызловым).

В этой истории несколько деталей обращают на себя особое внимание. Первая – в районе Свято-Успенского монастыря в раннем средневековье действительно существовало православное поселение. Об этом свидетельствуют захоронения VI века. Кстати, это может быть косвенным доказательством того, что монастырь возник в долине Мариам-Дере не в VIII веке, а раньше. Вторая – змей-людоед. Это существо должно было быть достаточно крупным. Нечто подобное можно встретить только в тропических лесах. Откуда же появился этот змей? Пролить лучик света на тайну частично может икона святого великомученика Георгия Победоносца, изображающая, как он поражает копьём огромного змея (или дракона). Стоит отметить, что сюжет змееборчества существует в мифологии с древних времён. Присутствует он и у шумеров, и у древних египтян, и в греческой мифологии.

Второе предание о появлении лика Пресвятой Богородицы повествует о зажиточном православном скотоводе, жившем возле Мангуп-Кале. Однажды мальчик-пастушок Михаил заночевал в одной из пещер долины Мариам-Дере. Ночью он увидел на противоположном горном склоне маленький огонёк. Наутро мальчик поднялся на склон и нашёл там икону Богородицы. Михаил тут же отправился к своему хозяину и рассказал о чудесном явлении святого лика. Благочестивый скотовод со всеми почестями перенёс икону в свой дом. Но ночью она вернулась на прежнее место. Так повторялось трижды. Это был знак – Богоматерь хочет остаться именно в той долине. Тогда скотовод пожертвовал средства на строительство первого храма в долине Мариам-Дере. Обретение иконы произошло в канун православного праздника Успения Пресвятой Богородицы, отсюда обитель и получила своё название.

Тысяча и одна тайна

Бахчисарайская икона Божьей Матери окутана легендами. Где она находится сейчас, неизвестно. В небольшой пещерке Свято-Успенского храма в окружении лампад с закопчёнными цветными стёклами стоит список с иконы. Согласно христианской традиции, по духовному значению они равноценны. Следы же оригинала Одигитрии, написанной, согласно ещё одному преданию, евангелистом Лукой, то есть прижизненный лик Богородицы, теряются в Мариуполе (Украина) в промежутке с 1918 года до конца Великой Отечественной войны.

В те годы, когда икона ещё находилась в бахчисарайском монастыре, почтительно относились к ней не только православные, но даже, как уже говорилось, первые правители Крымского ханства. Обитель же нередко упоминается в летописях того времени. Русские цари оказывали монастырю материальную поддержку, стараясь через святую обитель влиять на ханство. Именно под этим влиянием незадолго до присоединения Крыма к России Екатериной II православное население полуострова покинуло долину Мариам-Дере и перебралось на территорию современной Украины, основав там город Мариуполь. Назвали его в честь поселения, располагавшегося в долине напротив Свято-Успенского монастыря – Мариамполя. Сейчас пытливый взор может рассмотреть там скрытые высокими деревьями пещеры, аккуратные пазы для балок, высеченные в скале, остатки каменных лестниц.

В 1783 году, когда Крым стал частью России, православная обитель расширяется. Расцвет же строительства пришёлся на середину XIX века. Архиепископ Херсонесский и Таврический Иннокентий задумал восстановить древние святыни полуострова. Постепенно в долине Мариам-Дере выросли пять храмов. Помимо пещерного Свято-Успенского, в камне высекли храм Евангелиста Марка. Они находятся рядом. Последний настолько миниатюрный, что молятся там обычно, когда очень мало людей, – рано утром или поздно вечером. Построили его в 1859 году на пожертвования симферопольского чиновника. Примечателен храм Евангелиста Марка тем, что алтарь его, вопреки православной традиции, расположен с западной стороны помещения. Интересно, что такая практика в пещерных храмах допускается.

Чуть ниже – на террасе под скальным навесом – также на пожертвования выстроили церковь Святых Константина и Елены. Она поражает удивительной акустикой. Звук, отражаясь от стен, направляется в противоположную сторону долины, туда, где когда-то было поселение Мариамполь, и затем возвращается обратно. Создаётся впечатление, будто все окрестные скалы поют!

Появились в Мариам-Дере и церковь Георгия Победоносца (вспомните легенду о чудесном избавлении от змея), и храм во имя святителя Иннокентия Иркутского, того самого, который инициировал восстановление обители. Монастырь процветал вплоть до Октябрьской революции. В 1921 году его закрыли, большинство построек взорвали и разобрали, святыни разграбили. В годы Великой Отечественной войны в пещерах монастыря устроили военный госпиталь. Сюда везли раненных под Севастополем солдат. Умерших от ран воинов похоронили в братских могилах под серыми гранитными плитами. Всего 170 человек нашли последнее пристанище в этой земле. Есть на территории монастыря и захоронения времён Крымской войны (1853-1856 гг.).

Свято-Успенский мужской монастырь ещё называют Вторым Афоном за сходство рельефа и конструкций построек – храмов и келий монахов, тщательно выбеленных и резко выделяющихся на фоне серого скального камня. Они расположились, как лепнина, на трёх ярусах. Верхний – пещерные храмы, звонница с золотым куполом, которую можно увидеть почти на всех тематических фото, кельи монахов. На втором ярусе домик настоятеля (одна из немногих построек, уцелевших после разгрома монастыря советской властью), переоборудованные кельи – сейчас в них выпекают просвиры и хлеб, есть и источник со святой водой. На третьем ярусе, на дне долины, в последние годы выросло множество хозпостроек, а также гостиница, трапезная для братии монастыря и паломников…

Стоит хоть однажды побывать в этом захватывающем дух месте, ощутить энергетику пещер, где веками не утихали молитвы, услышать песнопения, восхваляющие покровительницу этих мест – Пресвятую Богородицу.

Как добраться:

GPS-координаты: 44°44’39″N 33°54’40″E.

Добраться до Свято-Успенского монастыря можно как общественным транспортом, так и в собственном автомобиле. С автостанции Западная в Симферополе каждые 15-20 минут отправляются автобусы и маршрутки в Бахчисарай (конечная остановка – автостанция). С автостанции в Бахчисарае каждые пять-семь минут ходит маршрутка №2 (она заезжает прямо на территорию автовокзала). При этом при посадке важно уточнить, куда именно идет маршрутка: в старый или новый город. Вам – в старый город, до конечной остановки. Далее двигайтесь по указателям в Свято-Успенский монастырь, выше располагается Чуфут-Кале.

Для владельцев личного транспорта в этом районе оборудованы парковки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *