Вантовые мосты во владивостоке

Вот уже шесть лет островную и материковую часть столицы Приморья соединяет Русский мост. Переход через пролив Босфор Восточный стал не только важным для транспортной доступности – с его появлением у Владивостока прибавилось достопримечательностей и поводов для гордости. Вантовый красавец может похвастаться уникальной расцветкой в виде российского триколора, современной системой мониторинга и рекордной длиной главного пролета. А год назад символ краевой столицы появился на новой банкноте в 2000 рублей, став украшением ее лицевой стороны. О том, как обслуживают уникальный Русский мост, узнавали корреспонденты VL.ru.

Русский мост, словно огромная разноцветная арфа, протянулся через пролив Босфор Восточный более чем на три километра. Любимец фотографов и один из символов города уже шесть лет соединяет два берега. Сегодня знаменитый Русский мост обслуживает эксплуатирующая организация АО «УДЭП». Новый подрядчик приступил к работе с начала июля этого года, однако вся инженерная группа осталась прежней. За состоянием моста следят 30 специалистов. У каждого из них свои обязанности. Одна из инженерных групп каждый день осматривает основные конструктивные элементы моста – ванты, пилоны и пролетное строение. Часть их работ проходит на высоте – регулярно специалисты с помощью подъемников, которые расположены внутри пилонов моста, поднимаются на самую вершину, где установлено различное оборудование. Русский мост, к слову, рекордсмен не только по центральному пролету среди вантовых мостов (его длина – 1104 метра), но также имеет самые высокие в мире пилоны, поэтому работать инженерам приходится на высоте 324 метра.

Похвастаться владивостокский красавец может и самыми длинными вантами (длина наиболее протяженной – почти 580 метров). Специалисты регулярно осматривают состояние вантовой системы и содержат ее в чистоте. Кстати, сами ванты не окрашены, как может показаться на первый взгляд, а заключены в специальную цветную оболочку из экструдированного полиэтилена.

«Цветная оболочка вант – уникальное решение, которое впервые было опробовано на нашем Русском мосту. Обычно применяются только белые ванты – это общепринятый стандарт, а здесь использовали также синий и красные цвета под российский триколор. И уже в дальнейшем в мире стали изготавливать ванты под цвета флага», – рассказывает инженер Роман Синельников.

Сейчас специалисты из Москвы проводят обследование прядей вант – всего их на Русском мосту 168. 50 из них осмотрели в прошлом году, еще 118 предстоит в этом. На обследование только одной ванты уходит порядка двух часов.

«Мы проводим магнитную дефектоскопию стрендов, которые находятся в вантах. Стренды – это маленькие стальные пряди в оболочке, каждая из них состоит из семи проволок. Мы проверяем их на дефекты – обрывы стрендов и отдельных проволок, потерю сечения по металлу вследствие коррозии или других воздействий. Сейчас мы снимаем все необходимые данные, затем они будут обрабатываться, и на их основе можно будет дать заключение о техническом состоянии вант», – рассказывает руководитель лаборатории неразрушающего контроля «Интрон Плюс» Виктор Цуканов.

Приборный мониторинг всех элементов моста проводит отдельная диспетчерская группа. На вантовом мосту установлено огромное количество оборудования, в том числе более 500 различных датчиков. Все показатели – натяжение вант, метеорологические условия, скорость ветра, состояние дорожного движения и многое другое – выводятся на экраны в центре мониторинга. За всеми процессами специалисты следят в реальном времени. Ежемесячно все собранные данные анализируются и делается заключение о состоянии основных конструкций моста. Специалисты поясняют – подобных систем мониторинга на мостах в России больше нет. А для того, чтобы работать с такой сложной системой, требуется высокая квалификация сотрудников.

«За много лет у нас собрался основной костяк группы мониторинга, которому под силу любые задачи, в том числе и ремонт импортного оборудования. Пока мы с вами разговариваем, специалисты восстановили два шлагбаума на въездах, где были серьезные неисправности с контроллерами. К нам даже приезжают на обучение инженеры из других городов. У нас побывали специалисты с Крымского моста, когда началось его строительство, и мы с ними делились накопленным опытом», – рассказывает начальник подразделения «Русский мост» АО «УДЭП» Александр Шадура.

Несмотря на огромное количество электроники, отключение электричества для Русского моста не страшно: «Электроснабжение мостового перехода осуществляется по двум категориям – первой и третьей. Третья – когда в случае необходимости допускаются перерывы в электроснабжении – это, к примеру, архитектурная подсветка. А к первой относятся те системы, где не допускаются перерывы, – это освещение проезжей части, система мониторинга, заградительные огни на пилонах. На этот случай у нас имеется своя резервная система электроснабжения – дизельные электростанции», – сказал заместитель начальника отдела развития и ремонта автомобильных дорог представительства ФКУ ДСД «Дальний Восток» во Владивостоке Эдуард Шумаков.

Продумана и система ливневой канализации. Все сточные воды с моста собираются специальной системой отвода, уходят в подземную ливневую канализацию, оттуда – выводятся на очистные сооружения, очищаются от нефтепродуктов и взвесей. Уже очищенная вода сбрасывается в пролив Босфор Восточный. При этом за состоянием очистки ведется постоянный контроль – регулярно здесь проводят мониторинг качества воды.

А еще на Русском мосту установлено более 100 камер видеонаблюдения. За всем, что происходит на проезжей части, следит управление ведомственной охраны Минтранса России. Остановки на мосту и в подмостовом пространстве строго запрещены – это касается всех участников движения: и автомобилистов, и велосипедистов. Тех, кто пытается нарушить это правило, предупреждают в рупоры о необходимости покинуть проезжую часть. Но техника может выйти из строя: в этом случае специальная служба выезжает на место и эвакуирует автомобиль с моста. А вот пешеходам пройтись по мосту и полюбоваться красивыми видами не получится – посторонних лиц на объекте быть не должно. За этим следит охрана, которая постоянно находится на посту. Хотя попытки пройти на мост, говорят работники, периодически бывают – иногда даже приходится вызывать полицию и задерживать нарушителей. Для пешеходов Русский мост, как и Золотой, открывают лишь раз в году – во время массовых забегов. Но и здесь не делается исключений – бежать нужно без остановки. За этим пристально наблюдают и охрана моста, и полиция.

Однако бывают ситуации, когда движение на Русском мосту перекрывают и для водителей. Инженеры не просто так следят за средней скоростью ветра – если за 10 минут она достигает 17 метров в секунду, вводится ограничение для движения легконагруженного транспорта с высокой парусностью – пустых грузовых автомобилей и автобусов. Если же средняя скорость ветра превышает 27 метров в секунду, запрет вводится для всех. К слову, полностью мост на несколько часов перекрывали лишь два раза – в 2012 и 2015 годах из-за сильнейших тайфунов.

Самая сложная в обслуживании такого сооружения, по словам специалистов, – работа с электроникой, которой буквально напичкан мост-рекордсмен. Но не менее важное занятие – обеспечить порядок на проезжей части: убрать мусор, очистить асфальт от разлива топлива или масла. Ежедневную уборку на самом мосту, подмостовом пространстве и прибрежной дороге проводит группа ухода. Здесь работает и Иван Игумнов, один из тех, кто принимал участие в строительстве моста. Иван Георгиевич признается, что работа – не из легких, но он ни разу не пожалел, что остался на Русском мосту.

«Я был на острове Русский начальником базы, мы производили бетон, делали разные конструкции и детали для моста. После окончания строительства мне предложили здесь остаться, и я согласился. Получается, уже 10 лет работаю на мосту. Мне очень удобно – я живу на Русском, в Поспелово. Бывает, снег пойдет ночью, я сразу же приезжаю, вызываю людей – и оперативно дорогу чистим. Вообще, когда зимой идет сильный снег, мы здесь порой находимся сутками. Конечно, тяжело, но это же наше детище, сами его строили», – говорит мастер группы ухода моста Иван Игумнов.

В зимний период, как рассказывает Иван Георгиевич, хлопот у специалистов добавляется. Но стоит отдать им должное – традиционно в снегопад Русский мост остается одним из самых чистых мест в городе.

Зимой на Русском мосту используются специальные антигололедные материалы. Из-за большого количества металлоконструкций обычные солевые растворы применять нельзя, поэтому проезжую часть обрабатывают жидким реагентом на ацетатной основе.

«Если мы понимаем, что к нам приближается циклон, с центральной базы начинаем подтягивать сюда большее количество спецтехники. Для уборки снега в зимний период у нас есть комбинированные дорожные машины с щетками и отвалами, погрузчики снега, самосвалы, которые вывозят снег, – мы не имеем права скидывать его в море, весь снег отправляется на места складирования. Этой зимой мы хотим еще опробовать систему, которая обдувает воздухом под большим давлением, чтобы с центральной части дорожного полотна начинающийся снег сдувать к краю. Здесь его уже будет убирать погрузчик, а асфальт останется чистым», – отмечает Александр Шадура.

Владивосток – город, с которого начинается Россия. Здесь столицы Китая, Кореи и Японии в семь раз ближе, чем Москва. Особая атмосфера Азии сочетается с родной Россией. Владивосток – город особых контрастов, с этим согласятся все. О том, что нужно посмотреть, приезжая в азиатскую столицу России читайте здесь.

Город мостов

Совсем недавно наша страна приняла в оборот двухтысячные купюры, на которых изображен Владивосток. На банкноте напечатаны самые популярные достопримечательности Дальнего Востока: Золотой мост и Русский мост.

Русский мост соединяет материковую часть города и самый большой остров Приморского края – остров Русский. Именно поэтому мост получил такое название. Самое интересное, что это второй по высоте мост в мире (324 метра!). Это чудо архитектуры стоит того, чтобы его увидеть. Даже если придется отправиться далеко-далеко, туда, где встает солнце, преодолев тысячи километров, восьмичасовой перелет или семидневное путешествие на поезде.

С Золотым мостом все еще интереснее. Он соединяет полуостров Черкавского и центральную часть города. Разделяют эти районы города всем известная бухта Золотой рог. Принято считать, что мост назвали Золотым, потому что он проходит над бухтой Золотой рог. До появления моста жители полуострова добирались в центр по берегу (в окружную), которого не хватало для движения большего количества машин.

Два этих моста – обязательный селфи-пункт в маршруте всех туристов. Побывав во Владивостоке, вы точно не пройдете мимо них. Просто потому что они огромные и очень красивые.

Золотой мост во ВладивостокеРусский мост во Владивостоке

Путешествие в прошлое

Самое любимое место всех горожан (особенно молодежи) — исторический центр города. «Миллионка» (обиходное название) – это район, окруженный с трех сторон главными улицами города и с одной стороны – морем. Свое название он получил из-за большого количества проживающих здесь китайцев еще в XIX веке, когда на этом месте возник «китайский квартал».

«Миллионку» тогда еще называли городом в городе. Здесь были свои правила, законы, свои правители и вожаки. Район был закрыт для простых горожан. Существует легенда о целом подземном городе с тайными ходами и лабиринтами, с помощью которых можно было дойти до Китая.

Старый город Миллионка не утратил очарования и сегодня. Именно здесь сохранился дух Владивостока прошлого. И если вы вдруг окажетесь в нашем городе, обязательно посетите это место. Без преувеличений, это будет путешествие на машине времени.

А еще улочки Миллионки сейчас облюбовали художники, арт-дизайнеры, фотографы и другие творческие люди. В закоулках между домами созданы настоящие музеи современного искусства Но, чтобы их найти, и сегодня, нужен «проводник» в мир Миллионки.

Район Миллионка во Владивостоке

Золото Колчака

Самой главной легендой Миллионки (да и всего, наверное, Дальнего Востока) остается история о золоте адмирала Александра Колчака. Это золотой запас Российской империи (217 тонн!), который отправили из Омска во Владивосток по приказу Колчака для того, чтобы заплатить Японии за оружие и амуницию, которое она предоставила во время Гражданской войны белому движению.

Огромный сундук с золотом до сих пор не найден. Как золото оказалось в стенах Миллионки и было ли он там вообще, никто не знает. Но еще пять лет назад историки находили драгоценные монеты, спрятанные в разных предметах интерьера XIX века в этом районе и в полуобрушившихся стенах старых строений.

Так что, приезжая во Владивосток, обязательно берите карту города и вперед искать золото. Возможно, оно ждет именно вас.

Вертикальная железная дорога

В 1962 году во Владивостоке открыли фуникулерную систему. Она была построена по инициативе Никиты Хрущева в рамках развития города «Новый Владивосток». Кстати, таких фуникулеров в России всего два – в Сочи и во Владивостоке. Протяженности владивостокского фуникулера почти 180 метров.

О фуникулере тоже есть легенда. Точнее – о лестнице, которая проложена рядом. Людям было не всегда удобно подниматься на фуникулере, и поэтому многие ходили по лестнице, расположенной параллельно с ним. Она очень длинная и высокая. Говорят, что состоит из 1001 ступеньки.

Эту легенду мы с друзьями все же развеяли. Подсчитали: ступенек оказалось всего 386. Ну да ладно, почти четыреста – это тоже немало. Если будете во Владивостоке, обязательно прокатитесь на необычном транспорте и пройдитесь по этой крутой лестнице.

Фуникулер во Владивостоке

Приезжайте

О Владивостоке можно рассказывать очень долго, но лучше все увидеть своими глазами. Владивосток душой похож на Питер своими прекрасными домами XIX века. Заливами и мостами – на турецкий Стамбул. А историей он неразрывно связан с Азией.

Во Владивостоке добрые люди. Владивостокцы никуда не спешат, наслаждаясь самым первым солнцем и влажным воздухом Тихого океана.

Владивосток живет праздниками и фестивалям, не забывая о работе. А в свободное время жители азиатской столицы России ищут потерянное золото и гуляют по «китайскому кварталу».

Владивосток далеко от центра страны, но это не мешает быть ему русским городом и частью огромной России. Приезжайте во Владивосток: он полон интересного и загадочного.

Владивосток часто сравнивают с Севастополем, Мурманском или Одессой. Но я бы сказал, роднит их только непохожесть на другие русские города. Друг с другом у них сходства ещё меньше: если на реках в нашей континентальной стране строили по векам наработанным шаблонам, то каждый морской город России — это эксперимент с формой. В прошлой части я рассказывал о судах и кораблях Владивостока, теперь же полюбуемся городом с моря, островов, сопок и, конечно же, МОСТОВ.
Между Владивостоком и Севастополем есть одно принципиальное различие: Севастополь стоит на разветвлённой бухте, а Владивосток — на разветвлённом полуострове. Более того: Севастополь — город на бухте, как ни взгляни, а вот положение Владивостока можно понимать по-разному в зависимости от масштаба карты. В ближайшем приближении он тоже стоит на бухте Золотой Рог, своё название вполне оправдывающей формой. Центр — как раз на сгибе рога с внешней стороны, главная в городе Светланская улица идёт над северным берегом, а Золотой мост пересекает бухту примерно там, где на карте к воде выходит цифра «3». Западнее бухты — длинный полуостров Шкота, переходящий в мыс Эгершельд, и так как второе название более звучное, я буду чаще использовать его. С юга — полуостров Чуркин, в который врезаются бухты Диомид, Улисс и Патрокл на проливе Босфор Восточный: большинство «греческих» названий здесь происходит от кораблей.
В следующем приближении вдруг оказывается, что всё это великолепие лежит на кончике полуострова Муравьёва-Амурского, у основания которого стоит город-спутник Артём с аэропортом Кневичи. За Босфором Восточным же — целый «домашний» архипелаг Императрицы Евгении. Первые три острова в нём обитаемы, и даже на карте прекрасно виден Русский мост через пролив.

Еесли же подняться ещё выше — то становится ясно, что Владивосток стоит в заливе Петра Великого, распадающемся здесь на Амурский и Уссурийский заливы по разные стороны полуострова. Амурский — меньше, тише и теплее, поэтому в основном город глядит на него. Уссурийский зато чище, поэтому по его берегу тянется владивостокская «ривьера». А на том берегу — городок Большой Камень, где раньше строили военные корабли, а теперь будут строить гигантские газовозы.
1а.

Но при этом длина полуострова Муравьёва-Амурского более 40 километров, ширина в той части, где он застроен от берега до берега — около 10 километров, так что с земли понять устройство Владивостока очень сложно. Сначала полюбуемся городом извне, то есть с сопок и пляжей Русского острова. Доминанта Владивостока — сопка Орлиное гнездо (209м), увенчанная телебашней. Правее — Золотой мост, который я покажу отдельно:


Левее же хорошо видна Крестовая сопка на Эгершельде, на которой нет ни леса, ни домов. Скалистую вершину действительно венчает маленький крест, а у Советов были на неё другие планы: обычно Владик характеризуют «нашим Сан-Франциско», но кому-то в крайкоме, видать, был милее Рио-де-Жайнеро. По родившемуся в 1970-х годах замыслу на вершине Крестовой сопки, как Христос на горе Корковадо, должен был стоять колоссальный Ильич, указующий могучей дланью в океан. С реализацией проекта, однако провозились до Перестройки, а теперь вот тренды новые — кому-то в верхах пришла в голову идея более буквального косплея Рио. Обратите внимание на передний план — кадр снят не с Босфора Восточного, а с бухты Новик, вдающейся в остров Русский примерно на 80% его ширины. В 1899 году из неё прокопали канал к Босфору Восточному, прямо напротив устья Золотого Рога, где теперь контейнерный терминал:


Крутые берега Эгершельда, поросшие высотками, как гусеница паразитическим грибом:


По центру, правее двух свечек, видна Тигровая сопка у основания полуострова Шкота. С другой стороны Золотого Рога — полуостров Чуркин, «фасад» которого образует грузный мыс Голдобина меж Золотым Рогом и следующей бухтой Диомид:


В этом безумном узоре берега даже башен управления движение судов целых две, и это для неподготовленного человека создаёт заметную путаницу: друг на друга они похожи, но расположены в совершенно разных местах. Вторая башня стоит на полуострове Назимова меж следующими бухтами Улисс и Патрокл:


Над Улиссом — спальные районы, за которыми высится плосковерхая гора со звучным названием Холодильник:

Над Патроклом — три трубы Владивостокской ТЭЦ-2 (1969-72, 437 МВТ — уровень большинства московских ТЭЦ), доминанта городского пейзажа со стороны Уссурийского залива, чью воду электростанция использует для охлаждения..

Сам же Патрокл — пожалуй, самая живописная из бухт Владивостока, может быть потому, что город до её скалистых берегов едва-едва дошёл. Вот вид с Русского моста, на переднем плане мыс Иродова, а в самой бухте притаился «Быстрый» — второй после флагмана корабль Тихоокеанского флота:

На той стороне Патрокла, на фоне Ливадийских гор и гигантской верфи в городке Большой Камень — узкий длинный полуостров Басаргина, больше похожий на остров, прицепившийся к берегу тонкой косой:

Мечта каждого жителя и гостя Города Нашенского — побывать на этих антропоморфных скалах, известных здесь как Пять Пальцев:

Но просто так попасть туда нельзя — начало полуострова занимает режимный институт гидроакустики, работающий конечно же по торпедам, подлодкам и военным кораблям. Тем не менее, вот рассказ про полуостров Басаргин аж в двух частях. На конце полуостров разветвляется, и скалы с кадра выше обращены вглубь Босфора Восточного, а мыс Басаргина с маяком (1957) и ведущим к нему верёвочным мостиком отмечает выход в Уссурийский залив. На той стороне синеют горы Сихотэ-Алиня, другим концом за 1000 километров отсюда выходящие к Ванино. Возможно, прямо по курсу Пидан (1333м), главная вершина Ливадийского хребта, на которой, якобы, обитает нечто наподобие «человека-мотылька» из американских страшилок. Впрочем, учитывая, что восхождение на Пидан — самый популярный туристический маршрут Приморья, привидеться гостям этой горы могло и не такое.

Итак, посмотрев на город извне, зайдём в Золотой Рог. Открывает бухту кошка Токаревского. Хотя по мне так это не кошка, а крыса, или вернее её хвост — тонюсенькая коса от оконечности Эгершельда. У окончания её, на маленьком островке, доступном вброд, стоит Маяк (1910). Летом на него толпами ходит народ, а зимой на льду вокруг валяются нерпы и лают друг на друга громче всех собак.

Чуть выше — ещё одна цепочка маяков Шкотовского створа (1910), почти как на главной улице в Ванино:

Ни со стороны Чуркина, ни со стороны Эгершельда у Золотого Рога нет набережных — куда нужнее здесь портовые терминалы:

Самые зрелищные из которых — угольные. В первую очередь благодаря гигантским пульверизаторам, не дающим едкой пыли разлететься на город:

Перспектива Золотого Рога (вид с Чуркина) упирается в Корабельную набережную и центральную площадь Борцов За Власть Советов На Дальнем Востоке. По генплану 1965 года на ней должны были стоять две высотки — администрации Приморья и Дальневосточного пароходства. Первую, высотой 75 метров, построили лишь в 1983 году почти что над Транссибом, вторую же строить даже не начинали, и потому с 2011 года на её месте сооружается Спасо-Преображенский собор. Под высоткой видны колонны морского вокзала, большую часть которого закрывает паром, курсирующий в Южную Корею и Японию. За ним скрыт железнодорожный вокзал, конечная Транссиба, и последний тоннель великая магистраль преодолевает как раз под площадью. По центру видна мощная сталинка Дальрыбвтуза (1951) и фасады домов начала ХХ века, построенных немецкими купцами — Лангелитье, Даттаном, Кунстом и Альберсом. Под ними — катера «пригородного» морского вокзала, слева направо «Лотос», «Москва» и «Пассат». Всех их я показывал подробнее в прошлой части, как и военные корабли, оставшиеся за правым краем кадра.

И легко подумать, что здесь — конец бухты и пахнущая ржавчиной стоячай вода, но нет. Золотой Рог круто поворачивает — прямо под Золотой мост. За мостом — сопка Буссе, не телебашней увенчанная, а радиовышкой, построенной там ещё до революции для нужд Владивостокской крепости:

Идею вылепить из Владика «Советский Сан-Франциско» озвучил ещё Хрущёв в 1960-х годах в рамках проекта «догоним и перегоним Америку». За океаном на генсека, в душе оставшегося сельским парнем с донецкого завода, неизгладимое впечатление произвели небоскрёбы Нью-Йорка, у нас превратившиеся в Новый Арбат; кукуруза, у нас на десятилетия ставшая мемом, и холмистый Сан-Франциско на другой стороне Тихого океана. Но пейзаж на Босфоре Восточном был живописен и до всех городов, а главный атрибут «города в стиле диско» советским строителям повторить не удалось — конечно же, речь о мосте Золотые Ворота. Вообще, парадокс, но СССР очень плохо давались большие мосты — крупнейший советский мост (в Саратове) даже не превзошёл по длине крупнейшего царского моста (в Хабаровске), а из первой десятки самых длинных мостов России 8 были построены в постсоветское время. И есть среди них сложнейшие — например, 4-километровый мост на вечной мерзлоте на Ямале. Не очень понимаю, каким образом, но считанные годы спустя после разрухи 1990-х отечественное мостостроение вышло на такой уровень, какой и не снился Советам. Россия в этой отрасли в конце «нулевых» вплотную подошла к прорыву в число мировых лидеров — не по количеству, конечно (тут перед Китаем все равны), а по сложности и масштабу отдельных проектов. И повод построить «нашему Сан-Франциско» свои Золотые Ворота дал саммит стран Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), который в 2012 году решили провести во Владивостоке. Площадку саммита было решено построить на острове Русском, а потом передать её под кампус Дальневосточного университета. А к острову Русскому от аэропорта Кневичи проложили на полсотни километров Гостевой маршрут — во Владивостоке это почти такой же устоявшийся термин, как в Ташкенте — Президентская трасса: прямая скоростная транспортная ось, близостью к которой в городе определяется благоустройство. В Ташкенте, правда, на трассе ещё и обрубили большинство въездов с боковых улиц, а во Владивостоке с его безумным рельефом проектировщикам и без того хватало забот — на пути Гостевого маршрута лежали сопки, проливы и бухты. С конца 2000-х годов в Городе Нашенском закипела Великая стройка:

Первое её звено — наименее известный, самый простой, но вместе с тем и самый длинный (4,3 километра) Низководный мост, представляющий собой эстакаду из 80 пролётов над мелководными верховьями Амурского залива:

В теории это кратчайший выезд из города к аэропорту Кневичи и трассе «автомобильного Транссиба», которую, кстати, замкнули между Читой и Хабаровском примерно тогда же — в 2010 году. На практике я не ездил по этому мосту ни разу — междугородние автобусы почему-то ходят по старой дороге через Трудовое и Артём. Низководный мост — это часть объездной, и от его окончания налево уходит извилистая дорога по незастроенным сопкам Уссурийского залива, а направо — улица Маковского и проспект 100-летия Владивостока к центру города.

Где высится важнейший из тройки Золотой мост, название своё получивший вовсе не из-за стоимости, а из-за того, что проходит над Золотым Рогом. Над центром он нависает потрясающе эффектно, но из центра к мосту не так просто попасть — въезд на него куда выше по склону.

Обща длина моста — 2,1 километра, и теоретически в нём 9 пролётов. Но здесь это не главное: за мостом в бухте стоит судоремонтный Дальзавод, а значит мост ни в коем случае не должен был помешать судоходству. Уложить эстакаду на множестве быков или подвесить один пролёт на высоту несколько десятков метров — это задачи, по сложности своей не сопоставимые. Главный пролёт Золотого моста имеет длину 737 метров, а висит в 60 метрах над водой. В пилонах необычной «растопыренной» формы — 225 метров, то есть они выше всех окрестных сопок, а потому по Светланке и по Чуркину неподготовленный человек ходит преимущественно с задранной головой. Сказывается и расположение в центре города — именно Золотой мост стал новой доминантой Владивостока. В пейзаж он вписался исключительно удачно — сложно поверить, что каких-то 10 лет назад его тут не было.

Но главный логистически, по размеру Золотой мост не идёт ни в какое сравнение с Русским мостом, перекинутым через Босфор Восточный. Русский он опять же не от избытка национальной гордости, а потому что на остров Русский ведёт. Расположенный на окраине, он почти не попадает в городские панорамы, и во весь рост виден разве что с Эгершельда. Но масштаб… Масштаб его сверхчеловеческий, а потому необъясним без цифр.

Полная длина моста опять же не очень-то велика — 3100 метров. Но уникален Русский мост своим центральным пролётом в 70 метрах над водой, даже не одним из самых длинных, а просто самым длинным в мире среди вантовых мостов — 1104м. Правда, есть ещё десятка два более длинных пролётов у висячих мостов, в том числе мировой лидер Акаси-Кайкё (1991м) в Японии и те самые Золотые Ворота (1280м) в Сан-Франциско. Но вантовые мосты мощнее и надёжнее — их не пошатнуть ветром и не прогнуть избыточной нагрузкой в одном месте. Недостаток же у вантовых мостов по сути один — длину их пролёта ограничивает высота пилонов:

Высота пилонов Русского моста — 321 метр, и на момент постройки они уступали лишь пилонам виадука Мийо во Франции (343м), перекинутого, впрочем, не через пролив, а через глубокую долину небольшой речки. В 2016 году мост на Босфоре Восточном потеснил на третье место ещё и мост Султана Селима Грозного на настоящем Босфоре, да и то всего на один метр. В бывшем СССР выше этих пилонов лишь несколько небоскрёбов Петербурга и Москвы, телебашни столиц, парочка металлических вышек да десяток заводских труб. Но в общем погоня за рекордами пустое дело — размер моста определяется в первую очередь размером преграды, а владивостокскими гигантами могла бы гордиться абсолютно любая страна.

Масштаб Владивостокских мостов под сомнение поставить не получилось, кажется, ни у кого — хоть с СССР сравнивай, хоть с Европой или Китаем. По затратам Золотой и Русский вышли существенно дороже большинства эстакадных или висячих мостов, но среди вантовых их цена опять же на мировом уровне — 2,5 миллиарда долларов за весь Гостевой маршрут, то есть примерно по миллиарду за каждый. Мост Селима Грозного вышел чуть дешевле, а мост Сутун (второй по длине пролёта среди вантовых) в Китае — в полтора раза дороже. Поэтому самый спорный вопрос — нужность. Русский мост ведёт практически в тупик, через десяток километров заканчивается даже асфальтовая дорога, а демография во Владивостоке не такая, чтобы город попёр строиться за пролив. ДВФУ — тоже не такого значения вуз, чтобы ради него одного городить один из лучших мостов мира. В общем, относительно нужности Русского моста у меня правда есть сомнения, а вот Золотой мост очень сильно разгрузил городские магистрали от пробок и для жителей мрачного Чуркина стал спасением: объезжать бухту можно и час, мост же переносит в город за считанные минуты. Как бы то ни было, в самом Владивостоке из встреченных мне людей нужность мостов, по крайней мере Золотого, не ставил под сомнение никто. Свои мосты в Городе Нашенском любят:

Есть и ещё один важный момент — опыт. Для отечественного строительства эти мосты стали выпускным экзаменом, свидетельством возможности построить мост любой сложности. Если бы проект провалился (не в прямом смысле слова, конечно) и превратился в долгострой, это было бы обидно и позорно, но на практике не очень-то критично. В Крыму позволить себе фиаско после всех громких слов о мосте Россия уже не могла, но начиная проект, уже знала, что он нам по силам… При этом на Владивостокских мостах разорился «Мостовик» из Омска, похоронив таким образом и Омское метро. Но сами специалисты никуда не делись, а ресурсов и компетенции России хватает пока что, кажется, на одну такую стройку единовременно. Из Владивостока мостострой отправился сначала в Сочи, потом в Крым, а в общем ждут большого моста у нас сейчас три места — Салехард, Сахалин и Якутск.
27а.
С мостов открываются отличные виды, но сначала отправимся к смотровым площадкам. Самая известная из таковых находится на склоне (не вершине!) Орлиного Гнезда, в старом кампусе ДВФУ, с момента моей поездки окончательно переехавшего на Русский. Эти кадры уже исторические — зимой начался снос корпусов, и разве что памятник Кириллу и Мефодию не тронут:

Вот он, самый канонический вид Владивостока. Устье Золотого Рога, длинный тонкий Эгершельд, Чуркин с обоими мостами (у левого края кадра — не труба, а пилон), остров Русский на заднем плане и синие горы Хасанского района за блестящим Амурским заливом.

Центр поближе. Обратите внимание на перемену — когда снимался кадр выше, заканчивались учения «Восток-2018», и эти же корабли несколькими днями ранее мы видели в Татарском проливе близ Холмска. Морское судно — штука покрупнее иных домов, а потому пейзаж владивостокских берегов меняется непрерывно. Тут в кадре флагман «Варяг» и новый корвет «Совершенный» (либо «Громкий»), построенный в 2012-17 годах в Комсомольске-на-Амуре. О «Варяге» и «Быстром» (с кадра №9) я рассказывал в прошлой части, а на 33-м причале у самого центра — их дом. Ниже «Варяга» виден музеефицированный старичок «Красный Вымпел» (1910) и маленький Флотский храм Андрея Первозванного (2005). Левее — высотка «Хаятт»: два отеля начали строить к саммиту АТЭС-2012, но не успели в срок, и теперь это местные долгострои: покупать их никто не хочет, зато деньги за содержание и ремонты капают, частично попадая в кого надо карман. На Шкота же хорошо видны Крестовая сопка и товарная часть станции Владивостока, практически официальный конец Транссиба (хотя фактически я бы сказал, что таковой стоит искать в Находке).

Центр скрыт за краем сопки, сюда заглядывая лишь собором у площади. Выше строится первый на Дальнем Востоке небоскрёб — 45-этажный «Аквамарин». Начинали стройку, по словам местных, китайцы, но пройдя самый сложный этап и переняв опыт, наши их благополучно выжали, уверен, создав этим симметричные проблемы каким-нибудь коллегам в Поднебесной. Слева в кадре привокзальная площадь — Морской вокзал (1959-66) у берега, железнодорожный вокзал (1909-11) за ним и почтамт 1970-х годов на месте штаба Владивостокской крепости.

Эта часть города лучше видна с Золотого моста — только снимать её можно лишь на ходу из окна автобуса: пеший проход по мосту закрыт, а из машины обзор закрывают заграждения. Но высота даже так впечатляет, и не ясно, едешь ты или летишь?

Особенно эффектны виды в самом начале моста. Вот например Светланка — её меньшая, но самая красивая часть близ площади. Слева за собором — ближайшая к центру Тигровая сопка и грандиознейший сталинский дом (1936-39), всему Владивостоку известный, почему-то, как Серая лошадь.

На Светланке же как будт опрямо под мостом, а на самом деле в двух кварталах от него хорошо заметно высокое голубое здание с колоннадой на углу. Оно строилось в 1909-11 годах как штаб Сибирской флотилии (то есть — Тихоокеанского флота), но из-за революции так им и не стало. До постройки высотки тут обитала администрация Приморья, затем — комсомол, а ныне и вовсе банк. Левее — торговый дом Чурина (1916), крупнейшего во Владивостоке тех лет русского купца, так что даже в Харбине хлеб а-ля рюсс называют чуринским. Бетонный корпус напротив — конструктивистский Дом офицеров Тихоокеанского флота (1933)… но впрочем, приметных зданий на Светланке столько, что прогулка по ней не влезет в один пост. Сейчас нам интереснее устройство города — следующая улица проходит выше крыш предыдущей:

Золотой мост выводит на Чуркин, и отсюда сам смотрится роскошнее всего:

Слева от его пилонов просматривается унылое здание Драмтеатра имени Горького (1975) и сталинка Городской думы (1955). Поставили её что надо — пешком я к этой башне не подходил ни разу, но издали видел, кажется, чаще любого другого владивостокского здания.

Теперь вернёмся на смотровую площадку и пойдём взглядом выше по Золотому Рогу. Под площадкой — верхняя станция фуникулёра, построенного в 1962 году по личному распоряжению Хрущёва: для косплея Сан-Франциско это определённо было проще, чем подвесной мост. Первоначально основной ролью фуникулёра была доставка студентов меж разными площадками ДВГУ на склоне, но сейчас его основной контингент — туристы. В начале нашей поездки он работал, но через считанные дни закрылся на ремонт, надеюсь что не «вялотекущий».

За фуникулёром прекрасно виден Дальзавод, пущенный в 1887 году. Он в общем и дал жизнь Тихоокеанскому флоту: прежде корабли отсюда приходилось гонять на ремонт в порты иностранных колоний, до которых путь был куда ближе, чем до Европейской России, но тоже далёк. Дальзавод исправно работает и ныне, и например «Бурный» (систершип «Быстрого») сидит в его доке с 2005 года. Впрочем, у судов, зашедших сюда в не столь давние времена, ремонт проходит гораздо быстрее. А исторический центр завода у старейших краснокирпичных корпусов недавно переделали в очаровательную набережную Цесаревича Николая — получилось не хуже московских Красного Октября или Нескучного сада.

Посмотрим выше по берегу. Ласточки внизу, как и леопарда на торце корпуса над смотровой площадке — не случайность: стрит-артом Владивосток вообще богат. Обратите внимание на два храма — кирху Святого Павла (1907-09) внизу справа и костёл Богородицы (1909-21) вверху слева: Владивосток, как Одесса или Астрахань, отличался редкой в Старом свете многонациональностью. Самыми многочисленными были выходцы из Китая, Японии и Кореи, но самым влиятельными — немцы и американцы. При этом гости с запада жили больше в восточной части центра, а гости с востока — в западной. Хотя слишком уж условны эти понятия там, где солнце садится за китайские сопки, а Америка на востоке за линией перемены дат.

Зато армяне вездесущи, солидная их община была в своё время даже в Сингапуре, так что не удивительно, что Владивостоке у подножья новых башен-близнецов стоит армянская церковь Сурб-Геворк (1909). А вот мечети здесь нет до сих пор, и кажется, даже до революции не было.

Отдельный жанр владивостокских сюжетов — вид сквозь ванты. На костёл, например:

Или на трубы ТЭЦ-2:

Оба прошлых кадра сняты со Шкота. Тот, где трубы — с Тигровой сопки, вершина которой, увы, заросла:

Вид на костёл же я снял с Эгершельда, с Токаревской сопки практически у маяка. Вид на Золотой мост с кадра №18 — тоже отсюда, а вот поймать одним кадром оба берега узкого длинного полуострова у меня так и не получилось.

Берег Амурского залива живописно изрезан, в бухтах чередуются промзоны и марины, а замыкает перспективу основанная в 1911 году ТЭЦ-1 с одинокой высокой трубой. Район за ней — окраина, но окраина престижная и потому интенсивно строящаяся:

А вот так сам Эгершельд выглядит с Русского моста, под который по глади Босфора Восточного готовится зайти ближайшее судно:

Думаю, на карте из начала поста вас должна была озадачить подпись «сопка Холодильник». Да, во Владивостоке правда есть такая гора, высшая точка в границах городской застройки (258м), своё нынешнее название получившая из-за холодильных погребов Владивостокской крепости. Крепость эту искать не стоит — она пронизывает город и острова десятками объектов, часть из которых музеефицированы, часть заброшены, а часть по-прежнему используются по прямому назначению. Строительство её началось в 1889 году, а особенно активизировалось после русско-японской войны: морской державой стать России так и не удалось, но вместо мощнейших в мире флотов мы строили мощнейшие в мире береговые крепости. Аналогичным образом и сейчас Россия не может выставить таких воздушных армад, как главный «вероятный противник», но самым бесспорным лидерством из всех видов оружия обладает именно в средствах ПВО. В ту же Крымскую войну непобедимые на море англичане даже не пытались подойти к Петербургу — считалось, что с моря его взять невозможно. Но Петербургская крепость к началу ХХ века успела устареть, и к 1910-м годам именно Владивосток был самым укреплённым от морских атак портом мира. Однако и интервенты в 1918-м, и большевики в 1922-м занимали город без боя, войны Владик знал лишь криминальные в 1990-х годах, так что не сделала крепость ни единого боевого выстрела и тем более ни один снаряд по ней не прилетел. О крепости у меня будет пара постов, но выделить её из города откровенно сложно:

С Холодильника, меж тем, от стоящих на склоне орудий, открываются свои роскошные виды. Другая сторона Орлиного Гнезда за промзоной у станции Первая Речка:

Русский мост рафинировано грандиозен:

А это просто Владивосток как он есть — сопки делают красивыми даже советские микрорайоны делают красивыми, но жить на них ужасно неудобно:

Со стороны Уссурийского залива город постепенно растворяется в сопках. По долине Первой речки, к остаткам заводам с говорящим названием «Дальхимпром» тянется промзона. Через долину же в 1972 году был перекинут Рудневский мост необычной вогнутой формы. Его архитектор ещё до окончания строительства был арестован, а вот почему и как — мнения владивостокцев расходятся: то ли за нарушения в проекте, то ли по ложному обвинению в нарушениях, которые в последствии уже на самом деле понаделали преемники. Как бы то ни было, мост считался опасным и всё советское время был закрыт. В 1993 году, когда город заполонили «праворукие японки», Виктор Черепков (местный Колоритный мэр) волевым решением открыл проезд по «горе-мосту». С тех пор от моста периодически то кусок от него отвалится, то опора треснет, и порой мост закрывается надолго, но рано или поздно всегда вновь открывается — ведь пробки во Владивостоке достойны московских. При одном из закрытий выяснилось, что у Рудневского моста даже хозяина не было, юридический статус у него был примерно как у накатанных колей посреди поля. В 2012 году, однако, город взял мост на баланс, и видимо привёл в порядок — сейчас по нему ездят исправно.

Дальше — огромный для черты города карьер стройматериалов, разрабатывающийся с 1970-х годов. На другой стороне Первой речки, в районе, известном владивостокцам как Луговая, блестит Зелёный угол — рынок подержанных японских машин. То есть по сути дела место, где формировалось постсоветское лицо Дальнего Востока, его идентичность. Ведь если Дальний Восток от России отделится — то на гербе его, вне всяких сомнений, будет Правый руль! Зелёный угол, конечно, после всех автопошлин и рублевых обвалов уже не тот, но всё ещё чрезвычайно колоритен, и мы туда дойдём в одном из дальнейших постов.

А вот так Холодильник выглядит «со спины», с музеефицированного Седьмого форта на сопке Торопова (168м):

Самый интересный вид отсюда открывается на север, на низководный мост с кадра №19. Однако и центр просматривается самобытно:

Вид вдоль Амурского залива через бухту Кирпичного Завода. За трубой ТЭЦ-1 — остров Русский, хорошо заметен выход из узкой бухты Новик:

Самые же высокие сопки Владивостока тянутся хребтом вдоль объездной, напрямик соединяющей Низководный мост с Русским. Вот скажем вид с горы Попова (426м), увенчанной Третьим фортом Императрицы Екатерины. Здесь хорошо видно всё обилие сопок:

За трубами ТЭЦ-2 блестит гигантская ракушка Океанариума. Он открылся уже существенно позже саммита АТЭС, но удался на славу — мы запросто там провели целый день. Про Океанариум будет отдельный пост, причём в главе уже не Владивостока, а Приморья.
56а.
А вдаль по заливу Петра Великого уходит в марево архипелаг Императрицы Евгении. За Босфором Восточным — Сапёрный мыс Русского острова, за длинной бухтой Новик — его основная часть. Дальше — остров Попова, скрывающий за своей парой вершин остров Рейнеке, а вдалеке какие-то другие, уже не обитаемые острова.

В следующей части — про общий колорит Владивостока, теперь не в панорамах, а в деталях.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин — см. оглавление №1.
Курилы — см. оглавление №2.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланка.
Центр — запад.
Центр — восток.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
За Первой речкой.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Общее о регионе.
Живой мир Приморья. Океанариум.
Живой мир Приморья. Сафари-парк.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка и Врангель.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск и Рудная Пристань.
Уссурийск. Общий колорит.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.

Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. По Амуру на «Полесье».
Фуаюнь. Китайцы у себя дома.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Русский мост во Владивостоке, соединивший материк с островом Русский через пролив Босфор Восточный, по праву можно назвать уникальным достижением российских инженеров. Это самый длинный вантовый мост в мире. Его полная протяженность превышает 3 км. Мост имеет самый большой в мире пролет среди вантовых мостов, длиной 1104 метра. Кроме того, он является вторым по высоте мостом в мире: высота пилонов составляет 324 метра. А высота полотна – 70 метров над поверхностью воды – позволяет даже самым большим океанским лайнерам свободно проходить под ним. Все сооружение весит 23 тыс. тонн. Это первое мостовое сооружение подобных размеров и конструкции в России.

До его появления у местных жителей было только два варианта переправы на материк – на пароме или зимой пешком по льду, покрывающему пролив. О строительстве переправы здесь задумались еще в первой половине XX века. Первый проект моста разработали в 1939 году. Предполагалось, что конструкция будет деревянной и соединит Токаревский мыс и остров Елены.

О строительстве моста активно заговорили во время подготовки к саммиту АТЭС. В 2007 году началось проектирование. Основная сложность заключалась в том, что за короткий срок нужно было разработать не только план объекта, но и предусмотреть отрицательные факторы: нестабильную погоду и сезонные колебания температур, высокую сейсмическую активность региона, проходящие через пролив суда и полуметровую ледяную корку, образующуюся на водной поверхности зимой. Разработка проекта обошлась в 643 млн рублей и была завершена менее чем через 6 месяцев в марте 2008 года. Это стало своего рода мировым рекордом.

Строительство было начато 3 сентября 2008 года. Впервые вантовый мост строился в условиях сильного ветра, перепадов температур и влажного климата.

Вантовая система Русского моста была спроектирована лучшими инженерами России и зарубежья. Ванты состоят из параллельных прядей в количестве от 13 до 85, каждая индивидуально защищена от коррозии. Благодаря применению специальной стали ванты могут выдержать температурный диапазон от -40 до +40, а срок их эксплуатации – до 100 лет. Аэродинамическое сечение пролетного строения делает мост устойчивым даже к шквалистому ветру, которым так славится Владивосток.

Строился мост одновременно с двух частей суши – с Русского острова и с материка. 12 апреля 2012 года произошло историческое событие – стыковка панелей в центре моста. 2 июля по мосту впервые проехала строительная техника, затем его опробовали велосипедисты.

Интересно отметить, что последние консоли, которые должны были замкнуть конструкцию, устанавливались ночью, поскольку под воздействием солнечного света параметры металлических блоков могут менять свои характеристики, а для состыковки пазов необходима максимальная точность.

Оборудование освещения моста на остров Русский было завершено в начале 2013 года. Главная задача подсветки – создать иллюзию плавающего в воздухе моста и подчеркнуть при этом его основные элементы – гигантские опоры и ванты, окрашенные в цвета российского флага. Осветительное оборудование закреплено таким образом, чтобы не создавать трудностей при эксплуатации. Освещение не просто подсвечивает мост, но и заметно преображает внешний вид в темное время суток.

За конструкцией моста ведется строгое наблюдение, ее состояние круглосуточно контролируется спутниковыми системами. Внутри каждого пилона спрятаны лестницы, по которым можно попасть на смотровые площадки. Они доступны только персоналу, следящему за мостом, и лишь изредка на них пускают фотографов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *