Владимирский собор Киев

Свято-Владимирский собор — главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, построенный в честь князя Владимира Великого к празднованию 900-летия Крещения Киевской Руси.

Мифы и факты

Когда в 1853 году в Киеве на крутом берегу Днепра установили огромный памятник Владимиру Великому, люди говорили: «Князь Владимир сбросил идолов, чтобы самому стать одним из них». Поэтому патриархат начал собирать деньги для будущего Свято-Владимирского собора.

Разработку проекта поручили петербуржскому архитектору Ивану Штром, который построил дом кадетов в Киеве. Он решил оформить храм в старом византийский стиле, как и все древние киевские церкви, с 13 золотыми куполами. Но проект оказался слишком дорогим для реализации. Несмотря на то, что удалось собрать более 100 000 рублей пожертвований в разных регионах, а Киево-Печерская Лавра выделила миллион кирпичей для строительства, средств не хватало.

Архитектору Киевской епархии Павлу Спарро поручили как-то согласовать смету с реалиями, и он с 13 предложенных куполов оставил 7. Киевский митрополит Арсений был расстроен: слишком невзрачным казался ему будущий храм.

Духовное руководство обратилось за помощью к зодчему Александру Беретти. Тот предложил за те же деньги увеличить линейный масштаб сооружения в полтора раза, благодаря чему объем вырос втрое. Его авторитету поверили и в 1862 году, на праздник Владимира, состоялась закладка будущего собора.

Первое время строительство продвигалось успешно. Но осенью 1864 года некоторые арки не выдержали веса верхнего яруса и раздвинулись. Архитектор обвинил во всем подрядчиков. На всякий случай решили уменьшить высоту куполов. Но в 1866 году трещины в арках увеличились. Беретти отчаянно отбивался от критики, но спасти репутацию ему не удалось — для выявления причин аварии в Киев послали… Ивана Штрома.

Беретти отстранили от строительства. Работы прекратились, поскольку никто не хотел брать на себя ответственность за их продолжение. А стены уже едва держались и их пришлось защитить от падения металлическими конструкциями. Эта печальная волокита прекратилась лишь в 1875 году, когда император Александр II увидел руины недостроенного собора. Тут же нашлись дополнительные средства и в Киев приехал специалист с мировым именем: ученый-строитель из Петербурга Рудольф Бернгард, чьи расчеты и легли в основу сооружения. Стены здания укрепили особыми пристройками — контрфорсами. В качестве руководителя проекта Бернгард рекомендовал своего ученика, 28-летнего Владимира Николаева, который занял должность киевского епархиального архитектора. Молодой зодчий прекрасно справился со сложными обязанностями и к 1882 году строительство было завершено. Оставалось украсить интерьер собора.

Искусствовед и археолог профессор Адриан Прахов проникся мечтой превратить храм Владимира в казну современной религиозной живописи. Он пригласил лучших художников: Васнецова, Нестерова, Врубеля, братьев Сведомских, Котарбинского, украинских мастеров Пиманенко и Костенко. Несмотря на дефицит средств, нарекания из-за чрезмерной смелости творчества и длительный срок росписи (целых 11 лет!), замысел Прахова был осуществлен. Живопись собора благодаря высокому мастерству исполнения, чрезвычайного эмоционального накала и точного исторического антуража стала выдающимся произведением монументального искусства конца XIX века.

20 августа (1 сентября) 1896 года тяжелые двери храма распахнулись. Во время торжественной церемонии люди не знали, куда смотреть: на митрополита Ионникия, проводившего освящение, царя Николая II, присутствовавшего при этом, или на удивительные росписи, что невольно притягивали взгляд… (по материалам «Нариси з історії Києва»)

В советский период Владимирский собор чудом избежал сноса. В 1929 году он был преобразован в музей религии и атеизма. Затем стал хранилищем архивов органов власти, а позже книгохранилищем педагогического института. Открытый в период оккупации во время Второй мировой войны, храм остался действующим и после освобождения Киева.

С тех пор Свято-Владимирский собор остается постоянно открытым и регулярно проводит богослужения на украинском языке.

Что посмотреть

Здание представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота до креста главного купола составляет 49 м. Фасад украшают мозаики работы Фролова. На входной двери висит бронзовый рельеф княгини Ольги и князя Владимира на голубом фоне.

Главная достопримечательность красочного интерьера — уникальные росписи на стенах и куполах храма, которые сразу бросаются в глаза. Живопись знаменитейших художников того времени (Васнецова, Нестерова, Врубеля и др.) представляет грандиозные композиции на библейские темы и символичное изложение истории православия. Главный неф расписал Васнецов: «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян», его кисти также принадлежат портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги и центральная композиция «Богоматерь с Младенцем».

Богослужения сопровождаются красивым пением соборного хора, а на религиозные праздники часто приглашаются оперные певцы.

В Киеве на правом берегу Днепра вы найдете древний действующий монастырь. Рекомендую также посетить самый высокий собор в Харькове и знаменитые крымские монастыри Космо-Дамиановский и Свято-Успенский.

За згодою автора текст публікується російською мовою:

Строительство Владимирского собора

Казалось бы, богоугодное дело – строительство храма, но и тут не обошлось без скандалов и ссор. История, которая окажет огромное влияние на жизнь Виктора Васнецова, началась через пять лет после рождения будущего художника. В 1853 году в Киеве был возведен памятник князю Владимиру, но митрополит Филарет отказался освятить его, утверждая, что идея идолопоклонничества была противна крестителю Руси. Храм оказался более приемлемым вариантом для того, чтобы увековечить память и дело князя Владимира, начался сбор средств и разработка проекта.

В 1859 году проект архитектора Ивана Штрома предполагал строительство 13 куполов и довольно большого здания собора. Тем не менее сумма в 100 тыс. рублей, которую удалось собрать, оказалась недостаточной и проект спешно начали урезать. Урезали до семи куполов и начали искать нового архитектора. Александр Беретти в финансовые вопросы, видимо, не вник и размеры храма увеличил. Так, в 1862 году в Киеве появилась первая версия Владимирского собора. Но история скандалов на этом не завершилась. Спустя несколько лет собор начал давать внушительные трещины и оказался в аварийном состоянии. Кто был виноват, а кто прав – точно не известно. Но лишь в 1882 году уже третьему архитектору Владимиру Николаеву удалось завершить проект. Стены храма оштукатурили и подготовили к росписи.

Радость праведных о Господе. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (левая часть). Источник: http://smallbay.ruРадость праведных о Господе. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (левая часть). Источник: http://smallbay.ruРадость праведных о Господе. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (левая часть). Источник: http://smallbay.ru

Поиск мастера

Виктор Михайлович Васнецов к этому времени был уже довольно солидным художником, автором картин «Витязь на распутье» (1880 год) и «Аленушка» (1881 год), и столичные ценители готовы были платить по 300 рублей за полотна мастера. Поэтому когда 1885 году Адриан Прахов предложил Васнецову переехать в Киев и заняться росписью Владимирского собора, художник ответил вежливым отказом.

Надо сказать, что сначала Прахов предложил проект Михаилу Врубелю, который на то время уже несколько лет жил в Киеве успел поработать в Кирилловской церкви. Прахову нравились работы Михаила Александровича, хоть в них и чувствовалась, как тогда говорили, «нестандартность». А вот фанатичную увлеченность и влюбленность художника в Эмилию Прахову, свою супругу, профессор расценивал не так благосклонно. Когда же в чертах Богородицы киевляне без труда начали узнавать черты все той же Эмилии, ситуация накалилась до предела. Уже готовые эскизы росписи Владимирского собора не утвердили, и Врубелю отказали. Правда, несколько элементов отделки Михаил Александрович все же выполнил, но объем не сопоставим с теми масштабными работами, которые провел Васнецов.

Ирония заключается в том, что сознательные или бессознательные попытки Михаила Врубеля воспроизвести в храме черты чужой жены ему сильно помешали. А вот образ законной супруги, которая кормит грудью сына, вдохновил Виктора Васнецова и заставил согласиться принять участие в проекте.

Богородица с младенцем – Владимирский собор. Источник: www.skyscrapercity.com

Работа над росписью

Приняв предложение Адриана Прахова, Виктор Васнецов подписал контракт на два года. В качестве вознаграждения ему полагалась тысяча рублей в год. Однако работы затянулись на долгие 11 лет, а общий гонорар художника составил около 50 тыс. рублей. Сумма эта вполне оправданна, так как более двух тысяч квадратных метров художник расписал лично. Владимирский собор не отапливался, в зимнее время там было очень холодно, поэтому художник, и до того не отличавшийся хорошим здоровьем, часто сильно болел. Кроме того, он несколько раз падал со строительных лесов, и, по глубокому убеждению, спасал его от смерти Бог, так как дело росписи собора было угодно самому Господу.

Надо сказать, что Виктор Васнецов происходил из семьи сельского священника и был глубоко верующим человеком. Роспись Владимирского собора он считал делом всей своей жизни и видел в нем огромную важность. Благодаря убежденности художника в богоугодном деле на стенах храма появились 15 композиций и 30 фигур его кисти.

Интересно, что в качестве помощника Васнецов пригласил Михаила Нестерова, который тоже был поклонником Эмилии Праховой, так что ее образ все же появился во Владимирском соборе. Но черты роковой женщины угадывались не в образе Богородицы, а в лике святой великомученицы Варвары.

С образом же Матери Божьей связана интересная полумистическая легенда. В 1885 году Адриан Прахов увидел на стене видение Богородицы. В свидетели этого Прахов призвал вице-губернатора Александра Баумгартена, который в тот момент тоже был в храме и утверждал, что видел собственными глазами, как на отштукатуренной стене проявился лик. Адриан Прахов сделал набросок, который потом сопоставил с эскизами Виктора Васнецова. И художник, и профессор были поражены сходством и пришли к выводу, что это есть знак свыше.

В 1896 году работы по отделке храма были закончены, и Владимирский собор приобрел своей неповторимый облик. К этому времени у Виктора Васнецова родился еще один сын, и его, естественно, назвали Владимиром, так как, по мнению родителей, сама судьба уготовила ребенку это имя.

Адресс: Киев, бульвар Т.Шевченко, 20
Год постройки: 1862-1882 г.
Архитектор: Викентий Беретти
Архитектурный стиль: псевдовизантийский
Современное использование: первый православный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата

Мысль о возведении в Киеве Божьего храма во имя святого Равноапостольного князя Владимира принадлежит православному митрополиту Филарету. Строительство Собора планировалось приурочить к 900-летию Крещения Руси. Предложение пришлось по вкусу Николаю І, проект был одобрен и с 1852 года по всей стране начинается сбор денежных средств — первый взнос в размере 7 тыс. рублей внес сам митрополит Филарет. В течение семи лет продолжался сбор добровольных пожертвований, до 1859 года включительно, за этот период собрали всего100 тысяч рублей. Кроме того, Киево-Печерская лавра пожертвовала со своего завода 1 миллион кирпичей, для постройки святыни.

Длительное время было потрачено на изменение плана строительства. По первоначальному проекту архитектора И.Штрома храм предусматривалось возвести в тринадцать куполов, средств на данный проект катастрофически не хватало, ведь общая стоимость работ оценивалась в 700 тыс. рублей. План собора, для снижения стоимости работ, был упрощен до семикупольного, за этот проект взялся архитектор П.Спарро. Доработкой второго проекта занимался киевский архитектор А.Беретти, он внес предложение по увеличению линейного масштаба семикупольного собора в полтора раза. И только спустя три года после сбора средств, точнее — 15 июля 1862 года был заложен первый камень Владимирского собора.

Так как храм строили в честь крестителя Руси Владимира, планировалась внешнее и внутреннее оформление выдержать в старовизантийском стиле, в котором строили древнерусские храмы времен князя Владимира

В процессе доработки проекта, были допущены ошибки в расчетах. Когда была закончена основная часть работ, поперечные арки треснули под тяжестью верхнего яруса. А.Беретти уволили, а строительство заморозили на 10 лет. Решение о продолжении строительных работ принял император Александр II, после своего визита в Киев в 1875 году. За работу взялся архитектор из Петербурга Р. Бернгард. Прошлые недочеты были исправлены, согласно техническому решению, трещины ликвидировали, укрепив стены контрфорсами, строительство храма завершилось в 1882 году.

Собор являет собой шестистопный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров, в длину — 55 метров, в ширину — 30 метров. Богатая мозаика руки мастера А. Н. Фролова украшает фасад собора, а бронзовые двери украшены рельефами с изображением князя Владимира и княгини Ольги

Внутренним оформлением Владимирского собора в Киеве руководил профессор из Петербурга, знаток древней живописи А.В.Прахов. Именно благодаря своим неповторимым росписям собор стал культурным памятником мирового значения. Его расписывали великие русские мастера — В.М.Васнецов, В.А.Котарбинский, М.А. Врубель, П.А.Сведомский, М.В.Нестеров. Знаменитые мастера из Венеции участвовали в украшении интерьера мозаиками.

Поскольку главной идеей отделки внутренней части Владимирского собора, было осмысление религиозной истории России, а общей темой живописи была «история русской веры», внимание было сконцентрировано как на исторической теме, связанной с крещением Владимира и народа киевского, так и на сотворении целой галереи русских святых — так называемого путеводителя по духовной истории России. Художник Васнецов расписал основную часть фресок, около 3 тыс. кв. м стен, создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая центральной композиции во главе алтаря — «Богоматерь с Младенцем».

Богоматерь Васнецова стала одним из самых любимых образов после освящения Владимирского собора. Ее образ с Христом-младенцем на руках, из мерцающего золотого цвета в верхней половине анкерной апсиды, господствует над всем пространством. Его репродукции можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.

Богатую серебряную утварь для Владимирского собора создала известная ювелирная фирма Хлебникова. Ее мастера считались лидерами направления, активно возрождавшего национальные формы искусства, которые утвердились в Москве во второй половине XIX века. Они великолепно владели традиционными сложными древнерусскими ювелирными техниками — чеканкой, резьбой, эмалью; а также специальными приемами обработки серебра, имитирующими различные материалы и техники.

20 августа 1896 года состоялось освящение Владимирского собора. На торжестве присутствовал император Николай II с супругой.

В годы Первой мировой войны, на территории Владимирского собора, было создано благотворительное Свято-Владимирское братство, здесь занимались лечением и опекой раненных солдат.

Во времена правления Советской власти, во Владимирском соборе сняли колокол, изъяли церковную утварь и отключили отопление — что стало причиной разрушения росписей. Затем здесь был размещен Музей антирелигиозной пропаганды. И только в 1941 году, после немецкой оккупации, в соборе вновь стали проводить богослужения.

С 1944 года храм становится кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1946 году начинается реконструкция собора — длившаяся 6 лет, конфискованную утварь частично вернули в храм. В настоящее время Владимирский собор является действующим, а с 1990-х годов — становится главным храмом Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

Владимирский собор — величественный памятник киевскому князю

Каждый киевлянин и гость столицы хотя бы раз любовался сверкающими на солнце крестами Владимирского собора. Храм расположен в центре города, недалеко от станции метро «Университет». Здание венчают 7 куполов, а фасад украшен мозаиками художника А. Н. Фролова. Прежде, чем возглавить храмы УПЦ Киевского патриархата, собору пришлось пережить долгие годы строительства.

Как был построен собор Святого Владимира?

Первым, кто подал идею создания собора, был киевский митрополит Филарет. Проект утвердили в 1852 году и сразу начали сбор пожертвований на строение храма. Прихожане щедро жертвовали деньги, и никто не мог подумать, что тщательно распланированное строительство затянется на долгие 20 лет. Сперва сменился митрополит, потом долгое время не могли определиться с участком, где будет сооружено здание. Наконец, первый камень был заложен, и всего за несколько лет храм возвели до куполов.

В это время возникла загвоздка из-за ошибки в расчетах. В стенах собора появились трещины, и было ясно, что вес куполов они не выдержат. Через 10 лет при содействии императора Александра II проблему удалось решить, и строительство смогли закончить.

Росписи Владимирского собора в Киеве

Изначально было решено, что росписи и интерьер Владимирского собора нужно оформить в древневизантийском стиле. Здание расписывали известнейшие художники того времени, среди них — Михаил Нестеров, Михаил Пимоненко и другие. Но большую часть работ выполнил преподаватель Петербургской академии искусств Виктор Васнецов. Его кисти принадлежит изображение Богоматери с младенцем — необычно красочное и эмоциональное.

Кроме этого, в храме можно увидеть композиции со сценами евангельской жизни и картины с изображением истории русской церкви. В соборе находятся также древние святыни — мощи святой великомученицы Варвары и святого Макария — киевского митрополита.

Богослужения и воскресные школы в храме

Ежедневно — утром (в 9:00) и вечером (в 17:00) — в храме проводится служба. Каждый день проходят крещения и венчания. При Владимирском кафедральном соборе также действует воскресная школа для детей и взрослых. В воскресенье занятия начинаются в 14:00 и длятся от 1 до 2,5 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *