Музей истории Бундесвера находится в Дрездене, Германия, в историческом районе города – Альбертштадте. Это один из 2 самых крупных военных музеев государства.
Можно по-разному относиться к самой идее организации военных музеев, но исключить составляющую, связанную с войной и армией, из жизни общества было бы абсолютно ошибочным.
История музея
Экспозиция размещается в историческом здании, которое было построено в период с 1873 по 1877 годы. Оно предназначалось для основного арсенала гарнизона Дрездена. Эту роль здание успешно исполняло до самого завершения Первой Мировой Войны, но еще в начале эксплуатации в нем размещалась выставка оружия, орденов и медалей.
В 1914 году в арсенале был основан «Королевский музей саксонской армии», оставшийся здесь и после того, как в 1918 некоторые помещения стали сдаваться в аренду. Принимать посетителей он стал лишь 9 лет спустя. В 1940 при нацистах экспозиция существовала как «Музей сухопутных войск» и закрылась с крушением режима в 1945 году.
Крах фашистской Германии привел к тому, что все музеи страны, так или иначе связанные с военным делом и техникой, закрылись. Часть экспозиции оказалась в Советском Союзе, а само здание использовалось для различных выставок и проведения торжественных мероприятий. Одним из самых популярных была ежегодная рождественская ярмарка. Это было особенно актуально в период восстановления города, который сильно пострадал во время войны от бомбардировок союзников.
С 1972 года в помещениях открывается Музей армии ГДР. В этот период из Союза было возвращено некоторое количество экспонатов – часть музея саксонской армии.
После объединения ГДР и ФРГ в единое государство музей обретает свое нынешнее название Военно-исторический музей вооружённых сил Германии и переходит в ведение Министерства обороны. С 1990 года в музее представлены экспонаты военного назначения с самых древних времен до наших дней, включая и период Второй Мировой Войны, а также эпоху Германской Демократической Республики. У него имеются два филиала: Музей немецкой военной авиации, базирующийся на территории бывшего военного аэродрома в столице и музей исторического оружия, находящийся в крепости Кенигштайн.
Особенности музея
Посетителей сразу же впечатляет само здание музея. Оно сохранило свой исторический архитектурный облик, но получило современное дополнение в виде авангардного здания из стекла и металла. Оно имеет вид острого треугольника, «вклинившегося» в старинное здание. В этом можно увидеть отсылки к современности, которая буквально рассекает историю, и к военным операциям, разрушающим и изменяющим творения человеческих рук.
Новая часть музейного здания сооружена в 2011 году архитектором из США Даниэлем Либескиндом, польско-еврейского происхождения. В этом можно усмотреть своеобразную иронию судьбы – здание военного музея Германии спроектировал человек, чьи предки больше других пострадали от фашистской военщины.
Экспозиции музея располагаются на 10 тысячах м2 и включают в себя более 10 тысяч различных экспонатов.
График работы:
Среда — выходной
Вторник и с четверга по воскресенье с 10:00 до 15:00
Понедельник с 10:00 до 21:00
Выставки разделены по хронологическому принципу и включают в себя тематические экспозиции, на которых представлены различные аспекты военной жизни. Здесь можно увидеть не только военное снаряжение и обмундирование, технику и оружие разных столетий, но и познакомиться с жизнью солдат и офицеров вне военных кампаний. Тематические выставки откроют для посетителей много необычных вещей, например, роль животных в войне.
В музее имеется ряд уникальных экспонатов, например, первая германская подводная лодка и спускаемый аппарат космического корабля Союз-29, на котором был первый германский летчик-космонавт Зигмунд Йен.
В нашей подборке – некоторые из них.
Музей техники в Зинсхайме (Auto- und Technikmuseum Sinsheim) – пожалуй, один из самых лучших немецких музеев подобного профиля. Расположенный под Гейдельбергом (земля Баден-Вюртемберг), он был открыт в 1981 году. Ежегодно его посещают более миллиона гостей, чтобы своими глазами увидеть около 3000 уникальных экспонатов техники. Безусловно, гвоздем музейной экспозиции являются два сверхзвуковых пассажирских лайнера – британо-французский Concorde и советский Ту-144. Бывшие конкуренты в небе теперь соревнуются на земле за внимание посетителей музея – оба экспоната привлекают большое внимание посетителей от мала до велика, тем более что в настоящее время в гражданской авиации сверхзвуковые самолеты, способные преодолеть расстояние между Европой и Америкой чуть более, чем за три часа, больше не используются. Эра сверхзвуковых лайнеров, увы, закончилась трагедией в июле 2000 года, когда в результате попадания обрывков лопнувшего шасси в топливный бак при взлете загорелся и упал Concorde авиакомпании Air France, летевший из Парижа в Нью-Йорк. Погибли все находившиеся на борту 109 человек (100 пассажиров и 9 членов экипажа), а также 4 человека на земле. Большинство из погибших были немецкими туристами, отправлявшимися на круизный лайнер «Deutschland» для совершения 16-дневного круиза по Южной Америке.
В самолеты музея можно залезть и изучить кабину. В целом, в музее выставлены 60 самолетов разных времен, многие из которых нам хорошо знакомы – это старые советские винтокрылые машины с почти квадратными иллюминаторами, бомбардировщики Второй Мировой…
Показать изображение крупным планомЗакрыть Сверхскоростная машина Blue Flame© picture-alliance / dpa
Из одного из самолетов можно съехать по железной трубе в зал музея в специальном приспособлении, напоминающем большой тапок. Этот аттракцион в буквальном смысле приводит в восторг и взрослых и детей!
Сам музей представляет собой собрание всего, у чего есть колеса. От велосипедов до танков, от швейных машинок до паровозов, от «олдтаймеров», как в фильмах про Джеймса Бонда, до знаменитой сверхскоростной машины Blue Flame, которая в 1970 году установила мировой рекорд, разогнавшись по дну высохшего озера Бонневиль до скорости 1014,656 км/ч. В музее есть даже полностью сохранившееся паровая машина, которую можно увидеть в действии, бросив монетку в специальный автомат.
Музей техники в Шпайере (Technik-Museum Speyer) был открыт в 1991 как филиал Музея техники в Зинсхайме и находится всего в получасе езды от него, но уже в другой федеральной земле Германии – Райнланд-Пфальце. Со всех концов территории музея можно увидеть самолет Boeing 747, который подарила ему в 2002-м году авиакомпания Lufthansa. В него можно даже залезть и изучить самолет изнутри. Помимо салона и кабины экипажа, посетителям предоставляется возможность осмотреть грузовые и технические отсеки, а также спуститься с самолета вниз по специальной горке – почти как в Музее техники в Зинсхайме.
Отдельного восхищения достоин российский космический корабль многократного использования «Буран», аналог американского «Шаттла», который музей приобрел в 2008 году. Сегодня он является одним из самых посещаемых экспонатов.
Показать изображение крупным планом Закрыть Самолет АН-22 – самый большой винтовой самолет в мире из выпускавшихся серийно, Музей техники в Шпайере© picture alliance / Godong
Любопытство публики вызывают также и другие раритетные экспонаты, как, например, немецкий экраноплан – это одновременно и лодка и самолет, который мог планировать над водой. Он выпускался в Германии в 30-е годы XX века.
Советские авиаконструкторские достижения – Миг-23, Як-27, ТУ-120, Су-22, АН-22 и другие – также представлены в музее.
Кстати, не выбрасывайте входные билеты в музей Шпайера, так как с ними вы сможете получить скидку при покупке билетов в Музей техники в Зинсхайме (и наоборот).
Музей Дорнье во Фридрихсхафене (Dornier Museum Friedrichshafen). Как нетрудно догадаться, в музее представлены летательные аппараты, выпущенные в разные годы фирмой Dornier. Достаточно богатая экспозиция музея с мультимедийной информационной поддержкой отражает развитие и достижения фирмы. Частный аэрокосмический музей расположен в немецком городе Фридрихсхафен в непосредственной близости от аэропорта и совсем недалеко от Боденского озера.
Показать изображение крупным планом Закрыть Музей Дорнье во Фридрихсхафене. На переднем плане – самолет Dornier DO DO31E1© picture alliance / Patrick Seeger/dpa
Компания, названная в честь своего основателя Клода Дорнье (нем. Claude Honorе Desirе Dornier), оставила заметный след в истории авиастроения. Именно эта фирма произвела Do 335 – самый быстрый поршневой самолет в истории, известный под названием Pfeil («Стрела»), а также знаменитые «летающие лодки», которые в большом количестве представлены в музее и отданы под исследования посетителей – в них можно посидеть, залезть в кабины пилотов и пощелкать различными рычагами. Современные экземпляры летающих лодок Dornier, сошедшие с конвейера фирмы, летают над водами Боденского озера и сейчас.
Музей авиации в Ганновере (Luftfahrtmuseum Hannover) – еще один великолепный музей, созданный на основе частной коллекции Гюнтера Леонхардта (Günter Leonhardt). Будучи 18-летним юношей он успел повоевать на фронтах Второй Мировой в немецкой «авиапехоте» (Luftwaffen Feld Divisionen), был ранен, попал в плен, а после возвращения к мирной жизни стал коллекционировать авиационные экспонаты, будучи страстным поклонником неба. Средства позволяли Леонхардту иметь столь недешевое хобби – он довольно успешно занимался бизнесом вплоть до своей кончины в 2011 году.
Сегодня Музей авиации в Ганновере насчитывает 4500 различных экспонатов, в том числе 36 самолетов, 673 авиамодели и 30 авиадвигателей. В музее можно увидеть уникальную реконструкцию подъема на первых воздушных шарах братьев Монгольфье в 1783 году.
Один из самых необычных экспонатов выставки – самолет Ju-52, разбившийся за Полярным кругом в 1940 году, а затем поднятый со дна Норвежского моря и восстановленный в 1986. Очень любопытна экспозиция, рассказывающая о роли женщин в становлении и развитии авиации, а также раздел, повествующий о героях авиации – летчиках-испытателях.
Среди экспонатов музея – военные самолеты Focke-Wulf Fw 190 и Messerschmitt Bf 109, а также советский истребитель МиГ-15.
Музей дирижаблей во Фридрихсхафене (нем. Zeppelin Museum), безусловно, является одним из самых любопытных музеев Германии, посвященных истории воздухоплавания. Его основные экспонаты – знаменитые дирижабли, произведенные фирмой графа Фердинанда фон Цеппелина, которые в начале ХХ века были полярными воздушными судами, используемыми в военных целях и для трансатлантических перелетов.
Показать изображение крупным планом Закрыть Перед входом в Музей дирижаблей во Фридрихсхафене© picture alliance / Arco Images GmbH
Музей был основан в 1996 году и находится в здании бывшего вокзала. Перед посетителям как на ладони открывается вся история дирижаблестроения во Фридрихсхафене – от строительства первого аэростата до самых крупных дирижаблей 1930-х годов.
Одним из самых заслуживающих внимания экспонатов является точная 33 метровая копия печально знаменитого дирижабля LZ 129 Hindenburg – того самого, что ознаменовал собой конец эпохи воздухоплавания, загоревшись и упав при посадке на американской авиабазе Лейкхерст 6 мая 1937 года. Тогда погибли 37 человек из 97 пассажиров, а сам «цеппелин» сгорел дотла всего за 34 секунды. Катастрофа вызвала большой резонанс во всем мире – по сравнению с авиапроисшествиями того времени трагедия «Гинденбурга» была очень масштабной по количеству жертв, поэтому полеты дирижаблей временно прекратили по обе стороны океана, а вскоре отказались от них вовсе.
В нижней части реконструированного цеппелина воссозданы каюты и курительная комната, которая в оригинале была отделана асбестом, чтобы избежать возгорания. А верхняя часть реконструкции воссоздает кают-компанию, прогулочную зону со смотровой площадкой и несколько пассажирских кают, которые были более чем комфортабельны по меркам того времени, да и нынешнего тоже.
В музее также представлены обломки от «Гинденбурга», потерпевшего крушение, есть комната-эксперементариум, где желающие могут провести простые аэродинамические опыты – запустить в полет свой шар, например.
Военно-исторический музей – летное поле Берлин-Гатов (нем. Militärhistorisches Museum der Bundeswehr Flugplatz Berlin-Gatow) расположен, как нетрудно догадаться, на площади бывшего военного аэродрома в районе Берлин-Гатов. Музей интересен и для тех, кто разбирается в авиации, и просто для любопытных.
Показать изображение крупным планом Закрыть Некоторые из экспонатов Военно-исторического музея Берлин-Гатов© picture alliance / Maurizio Gambarini/dpa
Ранее в музее была довольно обширно представлена экспозиция авиатехники и зенитных орудий времен Второй Мировой войны, однако несколько лет назад некоторые экспонаты были отправлены в военно-исторический музей в Дрездене. Поэтому теперь экспозиция большей частью посвящена «воздушному мосту» 1948-1949 годов – аэродром Гатов играл тогда одну из основных ролей в снабжении Западного Берлина. Берлинский воздушный мост (нем. Berliner Luftbrücke) – так, напомним, назвалась операция западных союзников по авиаснабжению Западного Берлина продовольствием во время блокады города со стороны СССР.
В целом благодаря экспонатам музея – а их более 600, и это не только самолеты, но и ракетные системы, радары, образцы униформ, личные вещи и письма летчиков – можно многое узнать о развитии немецкой военной авиации с 1884 года до наших дней. В ангарах собраны отличные образцы авиатехники, от самолетов-пионеров авиации до современных истребителей. Довольно много и советской техники, доставшейся музею от чешских ВВС. Бонус – вход в музей бесплатен для всех. Минусом же музея можно считать его месторасположение – он хоть и находится в ближайшем «подберлинье», но добираться до него довольно далековато – от станции «Шпандау» и из Потсдама до музея ходят автобусы пару раз в час.
Показать изображение крупным планом Закрыть Douglas C-47 Skytrain на крыше Немецкого технического музея© picture alliance / Wolfram Steinberg Немецкий технический музей (нем. Deutsches Technikmuseum Berlin) – совершенно фантастический музей в столице Германии, который будет интересен не только любителям авиации, но и вообще всем любителям техники, как большим так и маленьким. Его авиационная экспозиция – одна из самых сильных. Здесь в большом количестве представлены самолеты Luftwaffe (как целые, так и собранные из фрагментов после падения), имеются машины союзников – например, советский, Ил-2 и Lancaster, а также много чего еще. Среди уникальных экземпляров, которые живьем можно увидеть только в Техническом музее Берлина: немецкий разведывательно-тренировочный самолет производства 1914 года Jeannin Stahltaube и легкий многоцелевой самолет Raab-Katzenstein RK 9 1928 года выпуска. В музее можно также увидеть модели летательных аппаратов гениального немецкого инженера Отто Лилиенталя (нем. Otto Lilienthal) – пионеру не только немецкой, но и мировой авиации, посвящена в музее отдельная выставка. Посетители могу увидеть, например, крылья, с которыми Лилиенталь бегал по берлинским холмам, пытаясь оценить их подъемную силу. И это ему в конце концов удалось: ученый смог объяснить, почему птицы парят в воздухе, что во многом определило развитие авиации.Кстати, на крыше над входом Немецкого технического музея установлен Douglas C-47 Skytrain в натуральную величину. Это один из легендарных «изюмных бомбардировщиков», снабжавших Западный Берлин продовольствием во времена «воздушных мостов».Мария Павлова
Военно-исторический музей
Военно-исторический музей. Фото @im_jenniebaek
Одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеев Дрездена является Военно-исторический музей, который расположен в районе Альбертштадт. Временем его строительства являются 1873 — 1877 годы. Изначально музей использовался как основной арсенал дрезденского гарнизона. Однако в 1914 году он преобразовался в Королевский музей саксонской армии. Сейчас здание производит неизгладимое впечатление на каждого, кто оказывается рядом с его комплексом. Представьте: каменное здание как будто насквозь прорезано гигантским металлическим клином. Но это только на первый взгляд. На самом деле, если обойти музей Бундесвера с обратной стороны, то вы разоблачите архитекторский ход. Оказывается, клин просто встроен как отдельное сооружение посреди свободной площади музея. Структура клина с её игрой света и теней символизирует военную историю Германии с её контрастами. Как архитектурная концепция, так и экспозиция музея направлены на разностороннюю интерпретацию и на переосмысление привычного зрительного восприятия. Экспозиция музея заставляет посетителей задуматься о собственном потенциале агрессии. Она тематизирует насилие как исторический, культурный и антропологический феномен.
Военно-исторический музей. Фото @im_jenniebaek
Совсем недавно, в 2006 году музей был закрыт на реконструкцию. Было принято решение модернизировать выставочный зал, так как он не отвечал современным архитектурным и дидактическим стандартам. Реконструкция длилась на протяжении пяти лет, и, наконец, в 2011 году, Бундесвер (немецкое название музея) открыл свои двери посетителям. Проектом реконструкций руководил известный американский архитектор Даниэль Либескинд. А теперь об экспозиции музея Бундесвера. Коллекция военно-исторического комплекса включает в себя как старинные экспонаты времен средневековых сражений, так и современную военную технику. Постоянная экспозиция включает два комплекса: тематический в залах новой пристройки и хронологический в залах старого арсенала. На всей площади в 10 000 квадратных метров представлено в общей сложности около 10 000 экспонатов. Так, в выставочных залах представлены образцы пушек, военных самолетов и даже первая подводная лодка. Что касается техники, то снаружи здания ее выставлено больше, чем внутри. Хронологическая экспозиция берет своё начало на первом этаже и завершается представленным в залах второго этажа исторического здания сегодняшним днем. При этом военная история Германии отображена в контексте европейской истории. Помимо основной экспозиции, посетители имеют возможность ознакомиться с подробностями военной истории конкретной эпохи, представленными в прилегающих залах. Углубленно разрабатывающие тематику залы включают такие аспекты, как экономика войн, военные и общество или ранения и смерть. Путь через эпохи проходит вдоль десяти основных витрин, отражающих центральные эпизоды поворотных моментов истории Германии – Тридцатилетней войны, начала и конца Второй мировой войны, а также разделения и воссоединения Германии.
Военно-исторический музей. Фото @nanamarieluisa
Среди 1,5 миллионов экспонатов – первая немецкая подводная лодка 1850 года производства (Брандтаухер), осадное орудие 15 века «ленивая прислуга» и колокол затонувшего в начале 20 столетия крейсера. После нескольких тестов лодка Брандтаухер утонула 1 февраля 1851 года, предположительно из-за переизбытка балластной воды. Задняя часть подводной лодки стала настолько тяжёлой, что дифферент не удалось уравнять насосами и чугунным грузом. Лодка затонула в Кильской бухте. При этом боковые стены были сильно смяты. Экипаж успел спастись собственными силами, но был вынужден ждать 6,5 часов уравновешивания давления. Для любителей холодящих душу историй открыта экспозиция саксонских пыточных устройств. На самом деле очень много всего и к тому же большая экспозиция, посвященная советским войскам в ГДР. Каждый посетитель должен выходить из музея с осознанием того, что война несет только страдания и разрушения. Директор музея, Франц-Йозеф Хойзер, также утверждает, что цель музея — предотвратить войны и насилие. Экспозиции музея относятся к вооруженным конфликтам разных периодов в истории, включая Вторую мировую войну, бомбардировку Хиросимы и Нагасаки и другие драматические события.
Военно-исторический музей. Фото @_bernie_daniel
Как добраться:
Доехать до музея Бундесвера можно на трамвае № 7 и 8, а также на автобусе, курсирующем по 64-му маршруту. Остановка, на которой следует сойти, называется Stauffenbergallee.