Ярославово дворище в новгороде

Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг (Россия, Великий Новгород, ул. Большая Московская, дом 1)

Вход на территорию Дворища свободный

«На правом берегу Волхова, напротив Детинца, сохранился еще один историко-архитектурный ансамбль. Это Ярославово Дворище — важнейший общественно-политический центр феодальной Руси, соседствовавший с не менее значительным средоточием экономической жизни Северной Европы — знаменитым новгородским Торгом.
В X веке правобережье Волхова, по-видимому, еще не было заселено. Разве что на Славенском холме, расположенном в полукилометре на юго-восток, грудились избушки полулегендарного Хольмгарда — одного из трех поселков, жители которых, согласно существующей гипотезе, объединившись, поставили Новгород — крепость на левом берегу.
В начале XI столетия почти у самой реки выстроил свою резиденцию князь Ярослав Мудрый. Предания рассказывают, что его дворец был самым пышным и великолепным из всех подобных сооружений в Европе. Остатки какого-то крупного деревянного здания были обнаружены во время археологических раскопок, проводившихся в послевоенные годы.

Описание Ярославова Дворища в Новгороде Великом

Однако раскрыть их полностью не удалось: для этого пришлось бы разобрать жилой дом, которых в ту пору в городе было слишком мало. Кроме того, профессор А. В. Арциховский, руководивший тогда Новгородской археологической экспедицией, считал, что значение этого участка в истории всего Русского государства очень велико и поэтому нужно его сохранить для будущих ученых, которые смогут применить более совершенные методы исследования. Столетие спустя после княжения Ярослава на Дворище поднялась первая каменная постройка Торговой стороны — собор Николая Чудотворца. По свидетельству летописи, церковь заложил в 1113 году сын Мономаха князь Мстислав Владимирович. Строился Никольский собор долго: службы в нем начались только в 1136 году. Очевидно, это было связано с бурной политической борьбой, которая развернулась в Новгороде в начале XII века и привела к образованию феодально-боярской вечевой республики.

Схема Кремля Великого Новгорода и Ярославова Дворища с достопримечательностями

ЯРОСЛАВОВО ДВОРИЩЕ И ТОРГ (23-34)

Архитектурно Никола на Дворище решен более сурово и просто, чем Софийский собор. К тому же он несколько меньше и, не соперничая с Софией, легко и естественно входит в сложную систему застройки города. Конечно, он тоже испытал на себе разрушающее воздействие времени. Первоначально собор был пятиглавым, покрытие его выглядело наряднее — оно шло по волнистой линии закомар. И конечно же, не было пристроек, которые сейчас примыкают к нему с запада и севера и так не вяжутся с живой пластичной лепкой древних стен, сложенных из ильменского известняка, чередующегося со слоями тонкой плинфы. Кроме того, собор был стройнее и выше, чем теперь: толщина культурного слоя здесь около 2—2,2 метра.
Летом 1969 года доктор исторических наук М. К. Каргер провел внутри собора раскопки и обнаружил остатки каменной лестницы, которая раньше вела на xopы (второй ярус в интерьере). Обмером и тщательным обследованием архитектурных конструкций установлено, что Никольский храм имеет много общего с Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119 год) и церковью Благовещения на Городище (1103 год). По-видимому, все эти три сооружения были возведены мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
От первоначальной фресковой росписи 1125 года в соборе сохранилось немного. Самый интересный фрагмент находится в подклете. Это композиция «Иов на гноище», иллюстрирующая очень популярный в свое время библейский сюжет.

Нет сомнения, что сюжет для росписи был выбран не случайно. В тревожные дни, предшествовавшие образованию Новгородской республики, и князь, и подчиненное ему духовенство всеми средствами старались убедить непокорных новгородцев, что необходимо покоряться судьбе, терпеливо переносить все невзгоды. А за терпение бог вознаградит их сторицей.
В художественном отношении эта фреска — один из самых драгоценных фрагментов древнерусской живописи. Удивительно красиво лицо жены Иова, протягивающей ему еду и питье: изящный, с горбинкой нос, красиво очерченные линии глаз и рта, мягкий овал лица — все это доказывает, что здесь работал одаренный мастер, хорошо знакомый с манерой работы греческих художников.
Фрагменты первоначальной росписи найдены, кроме того, в центральной апсиде (на уровне пола 1854 года), а также в древних оконницах, раскрытых во время ремонта и реставрации Никольского храма.
Интересное открытие сделали рабочие-ремонтники, проводившие в собор в 1973 году центральное отопление. Сняв чугунное покрытие солеи (возвышение перед алтарем), они обнаружили, что две ее ступени покрыты поливным кирпичом, а перепады между ступенями украшены желто-зелеными изразцами. Архитекторы Новгородской специальной реставрационной мастерской Г. М. Штендер,
Л. Е. Красноречьев и другие датировали их XVII веком. Как раз в это время изразцы широко применялись для декоративного оформления архитектурных сооружений. В Новгород они поставлялись, по-видимому, из мастерских Валдайского Иверского монастыря.





В годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровские вандалы захватили Новгород, они превратили великолепный памятник истории и культуры в казарму. После освобождения города от фашистов с большим трудом был восстановлен довоенный облик собора.
В старину Никольский собор был очень популярен в купеческой и ремесленной среде, которая составляла массу разношерстной толпы, стекавшейся к лавкам Торга. Ведь Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых на Руси святых. Он считался покровителем плавающих и путешествующих, а их всегда бывало довольно в Новгороде.
Никольский собор соседствовал с Вечевой площадью. Эта та самая ровная лужайка, зимой запорошенная чистым белым снегом, а летом усеянная желтыми звездочками одуванчиков, которая, подобно ковру, расстилается у северной стены собора.
Чуть дальше, к северу, ее ограничивала церковь Параскевы Пятницы, а с запада Вечевая площадь спускалась к Волхову. Шатровой колокольни тогда не было: она выстроена в XIX веке. И не было также двухэтажного здания, которое находится между колокольней и Воротной башней Гостиного двора. Еще недавно это было обычное жилое строение. А сейчас здесь выставочные залы Новгородского государственного музея-заповедника.

Воротная башня представляет собой трехэтажное здание с двумя проездными арками, восьмигранный верх которого завершен шатром. Еще недавно ее называли Вечевой башней, или Гридницей. Считали, что на ней и висел колокол, по звону которого население Новгорода собиралось на вече. Однако послевоенные исследования выявили, что автором этой постройки был тот самый Семен Ефимов, имя которого уже упоминалось, когда речь шла о башне Кокуй и Воеводском дворе в кремле. В 90-х годах XVII века он вместе с Гурием Вахромеевым построил Гостинный двор, арочная стена которого сейчас стоит над Волховом. Само здание вместе с каменными торговыми рядами после войны не сохранилось. А башню назвали Вечевой по вполне понятным причинам. Видимо, где-то неподалеку от нее на самом деле висел в республиканскую пору истории Новгорода вечевой вестник, высился деревянный помост — степень, на которой во время вечевой сходки стояли и сидели должностные лица, именитые сановники и бояре Господина Великого Новгорода.
У волховских берегов бросали якоря суда из северонемецких и скандинавских городов, на пристанях выгружались бочки и коробья, доставленные с Закавказья, Причерноморья, Каспия, Волги, Днепра. Великий Новгород прочно захватил в свои руки посредничество в торговле между городами Ганзейского союза и всеми остальными русскими землями.

О широких международных связях древнего Новгорода напоминает и церковь Параскевы Пятницы, стоящая напротив Воротной башни. Ее поставили в 1207 году новгородские, заморские купцы, торговавшие с Западной Европой. Посвященная покровительнице торговли, какой издавна считалась святая Параскева, церковь сильно пострадала от многочисленных пожаров, а в годы последней войны — от вандализма гитлеровцев. Сейчас она реставрирована и, насколько это оказалось возможным, восстановлены ее древнейшие конструкции. Интересно, что храм очень напоминает по своему облику некоторые постройки Смоленска, Чернигова, Полоцка. У него такие же притворы с севера, юга и запада, прямоугольные боковые апсиды, пучковые угловые пилястры. По-видимому, уже в XII—XIII веках начинался процесс формирования общерусского архитектурного стиля, но он был на долгие годы задержан нашествием Золотой орды.
Новгородцам был чужд религиозный фанатизм. Конечно, они молились в церквах, но в то же время не считали грехом использовать культовые здания и для других нужд. Известно, что в Предтеченской церкви купцы устраивали так называемые братчины, то есть пиры-складчины, в тех случаях когда доходы от торговли были особенно высокими.
К XV веку церковь обветшала и по распоряжению архиепископа Евфимия была разобрана и выстроена заново. Но при этом был воспроизведен полностью ее древний архитектурный облик, характерный для новгородского зодчества XII века.

Чуть южнее находится церковь Успения на Торгу, выстроенная тем же князем Всеволодом в 1135 году. Ее тоже много раз переделывали, сохраняя, однако, «старую основу». Поэтому внешний облик церкви, с ее гладкими стенами, почти лишенными украшений, характерен для древнейшего периода новгородского зодчества.
Между Успенской и Предтеченской церквами в 1133 году была выстроена деревянная церковь Георгия. Два столетия спустя жители Лубяницы — улицы, проходившей через Торг, — возвели каменный храм. В процессе реставрации были раскрыты до уровня хоров первоначальные стены, внутристенная лестница, два (из четырех) столба высотой 4,4 метра.
Постройка верха церкви относится к пятидесятым годам XVIII столетия.
На Торгу находился еще один сохранившийся комплекс памятников древнего новгородского зодчества, теперь он располагается у начала Боровичской улицы.
Церковь Михаила Архангела упоминается в летописи уже в 1152 году — в связи с пожаром, с В 1300—1302 годах вместо деревянной постройки была возведена каменная. Потом она многократно перестраивалась, а в период Великой Отечественной войны погибла почти целиком, сохранились лишь фундаменты и нижние части стен.
Стоящая рядом церковь Благовещения выстроена в 1362 году. Она тоже подвергалась значительным переделкам. В XVI веке ее связали в единый архитектурный ансамбль с храмом Михаила Архангела. Для этого была сооружена галерея, которая уперлась торцом в уже существовавшую галерею Михаило-Архангельской церкви. На стыке первоначально помещалась звонница, но в конце XVII века ее сменила шатровая колокольня, которую поставили над средней частью благовещенской галереи.

Целостность всего ансамбля подчеркнута единством архитектурных форм и декора: галерея церкви Благовещения покоится на трех парах тяжелых столбов, таких же, на каких держится галерея-гульбище Михаило-Архангельской церкви. Уже в ту пору, когда Новгород потерял свою независимость, выстроены две церкви, с юга соседствующие с Никольским собором — Жен-мироносици и Прокопия.
Церковь Жен-мироносиц сооружена в 1510 году Иваном Сырковым. Каменные пристройки с севера и запада появились несколько позднее — после пожара 1541 года. По своей архитектуре церковь очень близка к новгородским постройкам XV века: четырехстопная, одноглавая, трехапсидная.
Здание разделено сводами на три этажа. Нижний — подвальный. Это отличает церковь Жен- мироносиц от более древних новгородских церквей, в которых таких подвалов, расположенных ниже уровня земли, не было. Вместе с помещениями первого этажа они использовались как склады для хранения товаров.
В настоящее время на западном фасаде церкви архитектор Т. В. Гладенко восстановила настенную двухпролетную звонницу и наружное деревянное крыльцо.
Расположенная рядом изящная церковь Прокопия была выстроена Дмитрием Сырковым в 1529 году. Несмотря на свои миниатюрные размеры, она тоже трехэтажная. Килевидные арочки, использованные как ведущий мотив при оформлении стен и подкупольного барабана, показывают, что в новгородском зодчестве XVT века все сильнее чувствуется московское влияние.
Века и люди меняли облик города. Горели, ветшали и рушились старые постройки, а на их месте возводились новые. Столетие спустя после того, как умолк вечевой колокол, Иван Грозный приказал строить на Ярославовом Дворище царский двор. Строительство сопровождалось уничтожением многих старых жилых и хозяйственных построек. В 1580 году строившийся царский двор сгорел, и работы больше не возобновлялись.

Неоднократно перепланировался и новгородский Торг. В 1778 году был утвержден проект новой планировки Новгорода. Он предусматривал радиально-кольцевую застройку Софийской стороны,при которой одни улицы лучами сходились к кремлю, а другие полукольцами рассекали их, постепенно удаляясь от западной дуги кремлевской стены. Главные улицы Торговой стороны, напротив, располагались параллельно Волхову. Перпендикулярно к ним шли короткие улицы от восточной стены городского вала к набережной реки. На смену затейливо-извилистым улицам, переулкам и тупикам феодального Новгорода пришла прямолинейно-регулярная структура губернского города.
В северной части Торга на берегу Волхова находится бывший Путевой дворец. Он был сооружен в 1771 году по повелению Екатерины II для остановок императрицы при ее поездках из Петербурга в Москву и обратно. Есть предположение, что проект дворца разработал знаменитый зодчий В. И. Баженов, но в начале прошлого столетия весь ансамбль царской резиденции с двумя подсобными флигелями был реконструирован другим выдающимся русским архитектором — В. П. Стасовым.
Путевой дворец был поставлен на этом месте не по вольному замыслу зодчего. Еще в глубокой древности берега Волхова были соединены Великим мостом, который вел из кремля на Ярославов двор. В XVIII веке на месте деревянного моста был сооружен железный с каменными устоями, реконструированный в XIX веке. Через этот мост пролегала дорога из новой в старую столицу и по нему проезжали когда-то А.Н.Радищев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и многие другие знаменитые русские писатели и поэты, посвятившие вдохновенные строки своих произведений великому прошлому Новгорода» — «По древнерусским городам…».

Схема проезда

Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг 58.518198, 31.285543 Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг

  • Никольский Собор
  • Воротная башня
  • Церковь Жен Мироносиц
  • Церковь Прокопия
  • Церковь Параскевы Пятницы
  • Церковь Успения
  • Церковь Георгия
  • Церковь Иоанна на Опоках
  • Аркада Гостинного Двора

Если архитектурным центром Софийской стороны Новгорода всегда был и остается поныне детинец, то на Торговой стороне эта рода роль в известной мере принадлежала архитектурному ансамблю Ярославова двора. Небольшая территория, с давних пор известная в новгородских летописях под именем Княжого, или Ярославова двора, расположена на правом берегу Волхова напротив южной половины детинца.

Ярославово Дворище, вид с башни Кокуй.

Судя по названию, возникновение этого двора относится еще к середине ХI века. В новгородских летописях Ярославов двор под именем «Княжого двора» упоминается впервые под 1113 годом в связи с постройкой здесь княжеского храма Николы. Название «Ярославов двор» на страницах летописи впервые фигурирует под 1208 годом.

  • Аэропанорама Ярославова Дворища

Трудно решить, 6ыл ли Ярославов двор когда-нибудь официальной княжеской резиденцией в древнейшем Новгороде или же таковая находилась в детинце. С ХII по ХV век официальная княжеская резиденция, несомненно, располагалась на Городище. Однако и в эту пору жизни Новгородской вечевой республики князья по-старому владели Ярославовым двором. Новгородский летописец ХVII века, опираясь, по-видимому, на устную традицию, объяснял происхождение названия урочища «Ярославово дворище» тем, что «великий князь Ярослав жил на Торговой стороне близ реки Волхова, где ныне церковь каменна Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище».

В 1478 году, ведя переговоры с новгородскими представителями об условиях мира, великий князь Иван III потребовал отдать ему территорию Ярославова двора, считая ее своей наследственной собственностью. Послав после переговоров в Новгород своих наместников, Иван III «велел им стати на своем дворе великого князя Ярославли». В 1572 году Иван IV «повелел избы ставити на своем дворе, на дворище». В ХVI веке Ярославово дворище нередко фигурирует под именем «Государева двора».

Ссылки по теме

  • Панорама: Аркада Гостинного Двора;
  • Аэропанорама: Ярославово Дворище зимой;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *