Крещатик 22

«Крещатик» (укр. «Хреща́тик») — станция Киевского метрополитена, расположенная на Святошинско-Броварской линии. В мире «Метро 2033» — часть киевских Ферм и факторий.

Описание

Открыта 6 ноября 1960 года в составе первой очереди строительства. Название — от центральной улицы Киева, на которой располагается один из выходов со станции.

С 1986 года станция имеет статус «памятник архитектуры местного значения».

Архитектура

Станция глубокого заложения. Имеет три подземных зала — центральный и два с посадочными платформами. Залы соединены между собой рядом проходов — порталов, которые чередуются с пилонами.

Средний зал имеет два выхода. Западный, открытый одновременно со станцией соединен эскалаторным туннелем с трехленточным одномаршевым эскалатором с наземным вестибюлем на улицу Крещатик. Восточный, построенный в 1965 году, соединен эскалаторным туннелем с трехленточным одномаршевым эскалатором с промежуточном вестибюлем, который разветвляется на два выхода: к вестибюлю на улицу Архитектора Городецкого и к эскалаторному туннелю с трехленточным одномаршевым эскалатором, ведущему к наземному вестибюлю на улицу Институтской.

  • Один из входов на станцию
  • Платформа станции
  • Путевое название станции

1 из 3 Добавить фотографию

Пилоны облицованы полированным желто-розовым мрамором, со сторон центрального зала и платформ на них расположены майоликовые вставки со сложными растительными орнаментами. В 1980-е годы была произведена замена кафельных путевых стан станции мраморной.

В мире «Метро 2033»

Описание

Станция являются частью Ферм и факторий. На станции выращивают мутировавшие бананы, кокосы и ананасы. А населяют станцию папуасы — обычные жители, которые ходят в чём мать родила из-за духоты на Крещатике. Население также употребляет в пищу жаб, которых на Крещатике боготворят. Их ядом войны намазывают наконечники своих стрел. Есть их чужакам запрещается: если всё же житель другой станции попробует жабу, то останется в Крещатике до конца своих дней.

Особенности

Крещатик имеет переход на независимую станцию Куренёвско-Красноармейской линии Майдан Незалежности. Но из-за того, что переходы обвалились, связи между станциями также прекратились. Жители Крещатика не брезгуют заниматься любовью у всех на глазах.

Роль станции в романе «Война кротов»

На станцию прибывает отряд «спасателей»: Фидель, Сайгон, Че, Мышка и метростроевец Павел Терентьевич. Пока все устраивают привал, Фидель скупает почти весь арсенал станции. Однако в самый последний момент, оружейник узнаёт командира группы и Фидель убивает его. На станции начинается паника. Отряд выходит в туннель и устремляется к Арсенальной. Но к несчастью, стрелы настигают Мышку и он погибает.

Интересные факты

  • Внешний вид станции воплощён в компьютерной игре «Metro 2033», в которой Крещатик заменил собой вид Павелецкой-радиальной.

Ссылки

  • Крещатик (станция метро) — Википедия
  • Александр Шакилов — «Война кротов»

«Война кротов»

Персонажи

Сайгон • Лектор • Гильза • Фидель • Че • Мышка • Байда • Павел Терентьевич • Богдан Крыга • Лёнчик Космос • Светлана Ким • Болт • Кашка • Митька Компас • Матвей Алексеевич • Андрей Ким • Отелло • Харон • Борис • Айболит • Ункас • Саид • Викентий Бенедиктович • Комиссар • Абориген • Мария • Дарья • Наина • Никодим • Майор • Елена Владимировна • Степан • Кузьма • Максим • Марина Иваненко • Ярик • Надежда

Существа

Пацюки • Протеи • Выползки • Иржа • Гарпии • Колорадские жуки • Жабы • Белые обезьяны • Лыбидь • Кролики • Хомяки • Попугаи

Локации

Киевский метрополитен: Академгородок • Житомирская • Святошин • Нивки • Берестейская • Шулявская • Политехнический институт • Крытая • Университет • Ленинская • Крещатик • Майдан Незалежности • Петровка • Арсенальная • Днепр • Гидропарк • Левобережная • Дарница • Черниговская • Лесная • Героев Днепра
Киевская область: Киев • река Днепр • Мост Метро • Русановский метромост

Организации

Спасатели • Фермы и фактории (Ким и сын) • Новые христиане • Амазонки • Сечь (Галдовники) • Бандиты (Берсеркеры) • Учёные • Коммунисты • Мародёры

Оружие

Калаш • АК-103 • НСВТ

Техника

Маруся • Слон

Экономика

Жетоны • Кукуруза • Зерно • Хлеб • Бананы • Кокосы • Ананасы

Прочее

Надька • Хонер

Александр Шакилов • Илья Яцкевич • Вселенная Метро 2033 • АСТ

Невід’ємним символом будь-якого міста звичайно вважають його головну вулицю або площу. Так, Париж незмінно ототожнюється з Єлисейськими полями, Москва – з Червоною площею тощо. У свідомості киян та гостей міста Київ немислимий без Хрещатика та Майдану Незалежності – головної вулиці та площі міста.

Хрещатик – центральна артерія Києва, яка простягається від Європейської до Бессарабської площі. Хрещатик, хоча й являє собою головну столичну магістраль, зовсім не є найдавнішою чи найдовшою київською вулицею.

За князівських часів тут знаходилась долина із густою рослинністю, де протікав струмок. Вздовж цього струмка пролягала дорога – давня основа сучасної вулиці. Струмок і долина називались Хрещатими, звідси й сучасна назва Хрещатик.

Лише наприкінці XVIII століття частина долини стає невеличкою вулицею, з однобічною забудовою, а на початку XIX століття забудовується й ліва її частина, переважно житловими будинками. Остаточних обрисів вулиця набуває в середині XIX століття. Поступово першість Подолу переходить до Хрещатика, і він стає центром промисловості, торгівлі та ділового життя Києва. Наприкінці XIX- на початку XX століття вулиця майже повністю забудована, здебільшого дво- і триповерховими кам’яними будівлями з магазинами, конторами, банками. Вони оснащені водопроводом, газом, електрикою.

Перший в Російській імперії електричний трамвай частково проходив Хрещатиком з 1892 року. Проте рельси були зняті вже у 30-ті роки минулого століття, оскільки вони загромаджували центральну частину вулиці. Замість трамваю з’явився тролейбус, по краях тротуарів було висаджено підстрижені кулею дерева та встановлено ліхтарі.

Під час війни майже весь Хрещатик був зруйнований. Проте вже у 1943 році, після звільнення Києва, починаються роботи з відновлення вулиці. Зруйнована вщент вулиця відроджується і перетворюється на простору магістраль. Від головної площі Києва і Хрещатика – Майдана Незалежності – було спрямовано вгору, до Старого міста, п’ять вулиць-променів.

На сучасному Хрещатику знаходяться: Київська міська рада і Київська міська державна адміністрація, Державний Комітет телебачення і радіомовлення, Міністерство аграрної політики, Український Дім, головний поштамт, Центральний універмаг, станції метро «Хрещатик» і «Майдан Незалежності».

Хрещатик разом із Майданом Незалежності неодноразово ставав центром акцій протесту. Так, взимку 2000 – 2001 років на Майдані відбувалися акції протесту «Україна без Кучми». У 2004 році Хрещатик та Майдан Незалежності стали центром Помаранчевої революції. Надзвичайно драматичними були акції протесту у листопаді 2013 – лютому 2014 років, що згодом дістали назву «Революції Гідності», в ході якої Хрещатик було перекрито барикадами, на вулиці встановлювали намети, польові кухні. Хрещатик став одним із місць зіткнень між протестувальниками і бійцями силових структур, унаслідок яких загинуло більше сотні осіб і кількасот було поранено.

По вихідних і святкових днях вся транспортна частина Хрещатику від Бессарабськой майдану до Майдана Незалежності перекривається. Вулиця стає пішохідною, що створює різкий контраст з Хрещатиком буденного дня. І кияни, і гості міста мають можливість неспішно прогулятися Хрещатиком, відчути атмосферу міста, послухати вуличних музикантів, артистів, прийняти участь в конкурсах, а також заглянути в модні та сувенірні магазини. Оглянути весь Хрещатик і при цьому не втомитися нескладно, адже довжина головної вулиці лише трохи більша за кілометр. Також, прогулянка центральною частиною міста чудово поєднається з невеличкими «посиділками» в одній з багатьох кав’ярень Хрещатика.

Крещатик, соединяющий Бессарабский рынок с Европейской площадью, является главной улицей и одним из символов Киева. В ее границах тесно переплетается политическая, культурная, торговая и развлекательная жизнь города. По выходным и праздничным дням территория превращается в пешеходную зону.

Крещатик, © Валерий Пономаренко

Центральная улица украинской столицы всегда находится в круговороте тех или иных событий. Гости Киева включают ее в список обязательных для посещения мест города. Здесь расположено много государственных учреждений, магазинов, кафе и развлекательных заведений, а также — самые популярные отели, в число которых входят известные с советских времен: «Украина» (бывшая «Москва»), «Крещатик» и «Днепр».

Особенности

Территориально улица поделена между двумя районами города — Печерским и Шевченковским. Ее протяженность составляет около 1,3 километров, ширина проезжей части — 24 метра, а тротуаров, отделенных от дороги деревьями, — по 14 метров. Вдоль левой стороны Крещатика высажены каштаны, считающиеся одним из символов Киева. Между ними и линией зданий располагается бульвар.

Крещатик является самой широкой и самой короткой среди аналогичных главных улиц столичных мегаполисов мира. Майдан Независимости, © Юра Лепеса

Улица пересекает главную площадь Киева — Майдан Незалежности (или площадь Независимости). На ней разворачиваются все важные события в жизни города и страны, проводятся праздничные мероприятия, парады, шествия и манифестации. Не раз площадь становилась центром протестных акций и драматических событий.

Центральная артерия украинской столицы в полной мере соответствует своему статусу. Здесь много административных зданий, где размещены учреждения государственного и городского уровня, в том числе:

  • Киевская мэрия и Киевский городской совет;
  • Дом профсоюзов;
  • Центральный союз потребителей Украины;
  • конгресс-центр «Украинский дом»;
  • Главпочтамт;
  • информ-агентства, редакционные и медийные службы -УНИАН, Гостелерадио и т. д.;
  • Союз журналистов НСЖУ;
  • несколько банков;
  • министерства — аграрной политики, энергетики и угольной промышленности;
  • суд Печерского района и пр.

Здание Киевского городского совета, © Дмитрий Кашпар

На Крещатик выходит несколько важных киевских улиц:

  • М. Грушевского;
  • Прорезная;
  • Архитектора Городецкого;
  • Б. Хмельницкого;
  • Трехсвятительская.

Название

Существует несколько гипотез происхождения годонима, основными из которых являются две.

Первая версия указывает на историческое название местности, упомянутой в архивных документах XVII века как «Крещатая долина». Это название было выбрано не случайно, так как именно здесь скрещивались балки-овраги, именуемые в народе Крещатым Яром. Кроме того, долина являлась местом слияния дорог, ведущих от киевских поселений — ремесленно-торгового Подола, княжеского Печерска и дворцово-церковного Верхнего города.

Вторая версия упоминает факт крещения князем Владимиром своих сыновей в протекающем по долине ручье, несущем свои воды в Кловский ручей, а далее — в реку Лыбедь. Кроме того, по этой местности проходил путь киевлян к Днепру для принятия святого крещения.

В Киевской Руси территория современного Крещатика и Майдана Независимости упоминалась как Перевесище. Она была густо покрыта растительностью и использовалась для княжеской охоты. Между деревьями развешивались специальные ловушки — перевесы, откуда и пошло название места.

История Крещатика

Большинство исследователей считает, что своим появлением улица обязана перемещению в 1797 г. Контрактовой ярмарки из города Дубно в Киев. Данный факт послужил существенному пополнению запасов городской казны и, как следствие, стал отправной точкой в развитии будущей столицы Украины.

В конце XVIII века на территории Крещатой долины зажиточным киевлянам были выделены участки под застройку, а рынок сместили на Бессарабскую площадь. Первый дом появился в 1797 г. Двухэтажное каменное строение принадлежало помещику Головинскому.

Уличный музыкант, © Юра Лепеса

Активно разрастаться улица стала в начале XIX столетия. Освоение территории шло с северо-востока к югу вплоть до 1837 года. Здесь был построен первый в Киеве театр, давший улице ее первое название — Театральная. Годоним «Крещатик» появился в 1869 году. Здание Городской думы возвели в 1876-м.

Первая в истории России электрическая трамвайная линия появилась на Крещатике в 1892 году. Ее демонтировали в 1934-м, заменив через пару лет троллейбусами, курсировавшими по улице вплоть до 2001 года. Первый автобусный маршрут проложен в 1930-м.

Большая нагрузка на проезжую часть Крещатика с самого начала вызывала много проблем. Власти города испробовали разные способы увеличения сроков беспроблемной эксплуатации дорожного покрытия. По причине постоянного разрушения его приходилось часто менять. В итоге, в 1911 году гранитную мостовую уложили на песчаный слой, а просветы между блоками залили смолой.

Станция метро на Крещатике, © Maksim Starostin

Первый водопровод, снабдивший живительной влагой дома состоятельных киевлян, появился в 1872 году. Остальные граждане могли набрать воду из уличного крана по цене 1 копейка за ведро.

В 1890 г. Крещатик осветили электрическими фонарями. Их выключали в 12 часов ночи.

С 1923 по 1937 гг. улица носила имя Вацлава Воровского. После того, как Киев стал столицей УССР (1934 г.), началось массовое строительство новых зданий в стиле соцреализма, многие из которых до ВОВ закончить не удалось. В годы войны Крещатик перегородили баррикадами и ежами. Еще осенью 1941 года улица была практически уничтожена взрывами и пожарами (при отступлении Красной армии здания массово минировали). Сгоревший Крещатик явился одной из формальных причин масштабных расстрелов в Бабьем Яру. Немцы дали новое название улице — Айхгорнштрассе.

После освобождения Киева в 1943 году, началась расчистка Крещатика от многочисленных завалов. Еще до окончания войны был объявлен конкурс проектов по возрождению главной городской улицы. В первом этапе участвовало более двух десятков работ, но все они были отклонены. В рамках второго этапа комиссия выбрала проект группы архитекторов, возглавляемых А. Власовым. Возрождение центральной артерии Киева осуществлялось под руководством А. Добровольского.

Гостиница Украина, © Maksim Starostin

Достопримечательности улицы

Некоторые дома дореволюционной постройки удалось сохранить. «Дом Закса», а также исторические здания Петербургского, Волжско-Камского и Русского банков, возводились в период 1911–15 гг. по проектам Й. Зекцера, Л. Бенуа, П. Андреева, Ф. Лидваля. Объекты находятся по адресам: Крещатик — № 6, 8, 10, 32.

Киевский пассаж построен в 1913—1914 гг. по проекту архитектора П. Андреева. Торгово-жилой комплекс, расположенный под номером 15, представляет собой открытую улицу коридорного типа, огражденную многоэтажными домами. Перед входной аркой установлен фонтан и оборудована Аллея звезд.

Уникальное 15-этажное жилое здание «Дом под звездой», или «Дружба», построено в 1954 г. в стиле московских сталинских высоток. Оно гордо возвышается на сравнительно невысоком холме, находящемся напротив ул. Богдана Хмельницкого. Вплоть до 1981 года строение считалось самым высоким в городе. У подножия склона размещен фонтан.

Дом со звездой, © Keivan Norouzi

Рестораны и кафе

В районе Крещатика можно найти огромное число заведений общественного питания. Сетевые компании представлены «МакДональдсом», «Пузатой хатой», «Mafia», «Здоровеньки булы» и т. д.

На улице и в ее окрестностях расположены кафе и рестораны, предлагающие блюда украинской, европейской и азиатской кухни, а также бары, кофейни, пункты быстрого питания, пиццерии, вареничные и даже пивоварни. На пешеходных тротуарах стоят многочисленные фаст-фуды.

Пицца в кафе Mafia, © KaterinaK

Магазины на Крещатике в Киеве

Одной из крупнейших торговых площадок Киева считается ЦУМ. Здание в необычном для сталинских построек стиле арт-деко появилось на перекрестке Крещатика и улицы Б. Хмельницкого в 1939 году. Объект возводился в несколько этапов на месте шикарных усадебных владений, принадлежащих до революции иностранным подданным. Его неоднократно перепрофилировали, а почти готовое семиэтажное строение, из-за разногласий партийных руководителей, даже снесли. ЦУМ стал третьим по счету универсальным магазином Киева. В комплексе застройки Крещатика здание заняло доминантное положение. Впоследствии его несколько раз реконструировали и перепланировывали.

Центральный универсальный магазин, © Игорь Drive7777777

Центральная улица Киева считается одной из самых дорогих торговых улиц мира. Это связано с ее столичным расположением, популярностью среди туристов и, соответственно, высокой арендной платой. Здесь разместились бутики известных брендов с одеждой, обувью, косметикой и аксессуарами. На Крещатике есть магазины электроники, компьютерной и бытовой техники, хозяйственных товаров и парфюмерии, а также многочисленные аптеки.

На Майдане Незалежности расположен подземный торговый комплекс «Глобус». В Пассаже имеется целый ряд магазинов.

Пассаж, © SunleoSun

Развлечения

На Крещатике можно часто встретить уличных музыкантов, танцоров и артистов разных жанров, попасть на веселое уличное мероприятие или инсталляцию, стать героем телевизионного шоу, принять участие в одном из розыгрышей или просто посидеть на лавке, издалека наблюдая за веселящейся публикой. В выходные дни «деловая» улица города превращается в своеобразный центр развлечений.

У Пассажа, начиная с 1999 года, снимается рейтинговая программа «Караоке на Майдане». Она выходит в эфир каждое воскресенье на одном из украинских телеканалов.

В «Глобусе» (под Майданом Незалежности) имеются точки развлечений и проводятся выставки, а на самой площади находится музыкальный фонтан и один из символов города — Цветочные часы, оборудованные оригинальным механизмом.

Музыкальный фонтан на Майдане Незалежности, © Nathalie Zgoda

Желающие культурно отдохнуть могут посетить Театр русской драмы им. Леси Украинки, расположенный на улице Богдана Хмельницкого, в двух шагах от Крещатика.

На улице присутствуют кинотеатры — «Дружба» и «Украина», ночные клубы и квест-центры. В праздничные дни вечером здесь загорается красочная иллюминация.

Уличное кафе на Крещатике, © Шато Robert Doms

Музеи на Крещатике

В пределах улицы находится несколько музеев, в том числе:

  • почты (в Главпочтамте);
  • грамзаписи и музыкальных инструментов (в доме № 48);
  • музей-квартира оперного певца, народного артиста СССР и Лауреата Сталинской премии — Бориса Гмыри (в Пассаже).

Как добраться до Крещатика

Станции метро:

  • «Хрещатик» — красная линия (1);
  • «Майдан Незалежности» — синяя линия (2).

У Национального академического театра находится станция красной линии метро «Театральная».

Остановки автобусов № 24, 24А, 114, 114А на Крещатике:

  • «Центральный универмаг»;
  • «Улица Институтская»;
  • «Гостиница Крещатик»;
  • «Станция метро Крещатик»;
  • «Майдан Незалежности».

До остановки «Европейская площадь» можно доехать на автобусе № 62.

У площади Независимости есть остановка «Майдан Незалежности» троллейбусов № 6, 16, 18.

В Киеве работают мобильные приложения такси Uklon, OnTaxi, Оптима Такси, OTaxi, Uber, Яндекс. Такси и пр.

Новогодний Крещатик

Крещатик — одна из самых коротких (1,23 км) и широких (130 м) центральных улиц в мире.

Происхождение ее названия толкуют по-разному. Одна из версий связана с оврагами, пересекавшими (перекрещивающими) раскинувшуюся здесь во времена Киевской Руси долину, и давшими ей название Крещатой.

Формирование и застройка Крещатика деревянными домами начались в конце XVIII в. в районе современной Европейской площади. В 1804—06 гг. в начале улицы был построен первый в Киеве Городской театр. Тогда Крещатик назывался Театральной улицей. В 1851 г. это деревянное сооружение снесли и вместо него возвели по проекту арх. А. Беретти трехэтажную гостиницу «Европейская».

На Крещатике впервые в городе появилось газовое, а потом электрическое освещение, начали функционировать водопровод и канализация, появились первые трамваи (1891) и троллейбусы (1935). В середине XIX в. в начале улицы был заложен декоративный сад — Владимирская горка. В 1870—80-х гг. здесь возводились преимущественно трёхэтажные дома с магазинами, административные здания с помещениями для контор и банков, гостиницы, кинотеатры, рестораны и пр. Крещатик приобретал значение главной улицы Киева. В 1904 г. мостовую заменили гранитными кубиками. Во время Второй мировой войны Крещатик был разрушен. Восстанавливали любимую улицу киевлян и стар и млад. После реконструкции (арх. А. Власов, А. Добровольский, В. Елизаров, А.Заваров, А. Малиновский и Б. Приймак, инж. И. Скачков) она была расширена до 100 м и приобрела современный вид. На четной стороне Крещатика – три дома начала ХХ века. Дом № 6 (1911 г.) интересен тем, что горельеф на его фасаде является копией работы бельгийского скульптора К. Менье «Индустрия». Дома № 8 (1914 – 1916 гг. ) и № 10 (1915 – 1916 гг. ) – типичные офисные здания, которые проектировали исключительно для банков. Сохранился еще один банковский дом – № 32 (1911-1913 гг., Арх. Д. Линдвал), возведенный для Киевского отделения Российского банка внешней торговли. Построенный в стиле модерн, дом воспроизводит формы итальянского ренессанса. Над карнизом – скульптуры, символизирующие торговлю и мореходство. Над окнами первого этажа – маскароны в виде женских головок. И две из них абсолютно бесформенные, вроде разглаженные. Можно себе представить здешний ад в 1941 году, если даже камни текли. Теперь этот фасад – своеобразный памятник довоенного Крещатика, так же, как и квартал между улицей Богдана Хмельницкого и бульваром Тараса Шевченко. Квартал сохранился почти полностью от № 40/1 до № 52.

В этом квартале Крещатика внимания заслуживает каждый дом. Под № 41/1 (1873- 1874) – бывшая гостиница «Кане». В нем останавливался художник М. Врубель. Дом № 42 (1891) принадлежал жене Киевского городского головы Ольге Дьяковой. Хозяин Киева получил дом в наследие от своего деда, тоже бывшего городского головы И. Эйсмана. Сооружения № 44 (1899 г.), № 46 (1873), № 48 (1880.), № 50 (1881 г.) интересны как памятники культуры конца XIX века. Дом № 52 известен еще и как исторический памятник: с 1922 года здесь действовал Музыкально-драматический институт имени Лысенко – настоящая колыбель украинского искусства. Воспитанниками заведения были певицы З. Гайдай, А. Петрусенко, дирижер Н. Рахлин, артисты эстрады Ю. Тимошенко и Ю. Березин (Тарапунька и Штепсель).

В настоящее время Крещатик стал обязательным местом в программе посещения города приезжими. В субботу, воскресенье и в дни государственных праздников движение транспорта по улице перекрывают — улица на это время становится пешеходной. Здесь постоянно устраивают концерты под открытым небом, а 24 августа ежегодно проходят военные парады.

ЖК «Варшавский-2» представляет собой полноценный квартал из 13 многоэтажных домов. По своей концепции проект похож на соседний комплекс с одноименным названием — внутренние дворы с игровыми «городками», спортивными площадками и местами для отдыха закрыты от посторонних и автомобилей, на первых этажах зданий планируют открыть кофейни, аптеки и магазины, а вдоль общественных улиц будут велодорожки и зоны для выгула собак. Отдельно стоит отметить внешний вид комплекса — фасады с нейтральной отделкой, архитектура сдержанная и минималистичная, без лишних элементов декора. Расположение домов спроектировано так, чтобы между ними было большое пространство — благодаря этому в квартире будет светло, и соседи не будут загядывать в ваши окна. Инфраструктура Новый жилой комплекс «Варшавский-2» строят в развитом микрорайоне рядом со всей необходимой инфраструктурой. В двух шагах от дома — станция метро «Проспект Правды», открытие которой запланировано на 2021 год. Также здесь проходит множество маршрутных такси, троллейбусов и автобусов. На машине до центра города вы доедете за полчаса. В 5 минутах ходьбы есть две лесопарковые зоны: Виноградарский лес и Сырецкий гай. Через дорогу от комплекса открыт крупный ТРЦ Retroville с магазинами одежды, техники, спортивных товаров, детской развлекательной зоной, фуд-кортом и супермаркетом NOVUS. Также здесь работает фитнес-клуб Sport Life, в котором можно поплавать в бассейне, потренироваться самостоятельно или в группах. Для детей разных возрастов в округе работают частные и государственные учреждения: международная школа «Меридиан», школы №3, №19, №68, немецко-украинская школа, детские сады №142, №72, №25, №803, №104 и частные развивающие центры «Липилэнд», «Грайлик», «Лингвист», ABC Puzzle Club и «Кияночка». В радиусе 1,5 км открыты амбулатория семейной медицины №1, перинатальный центр №2, поликлиника для взрослых с отделением дневного стационара, детская поликлиника №2, частные клиники и стоматологии. Комплектация для удобного заезда с коляской у парадных сделают пандусы комплексное благоустройство территории: вечернее освещение, озеленение, тротуарная плитка, лавочки для отдыха в подъездах предусмотрены колясочные для хранения велосипедов и детского транспорта скоростные лифты на каждые 3-4 дома предусмотрена газовая котельная квартиры сдают с энергосберегающими двухкамерными окнами, металлической огнестойкой дверью и стальными радиаторами отопления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *