Макарьевский монастырь Нижегородская

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь — действующий женский монастырь, который расположен на левом берегу Волги в посёлке Макарьево Нижегородской области, примерно в 90 км от Нижнего Новгорода ниже по течению. Туристам, путешествующим по Волге на пароходе, белоснежные крепостные стены и золотые купола храмов видны издалека. Самые красивые виды на монастырь открываются именно с воды, как утверждают многие, посещавшие это место с экскурсиями. Храмовый комплекс относится к архитектурным памятникам России. В 2019 г. Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, Нижегородская область».

Монастырь имеет многовековую историю, и в данный момент считается восстанавливаемым. Кроме монашества занимается миссионерской деятельностью. За время последнего возрождения монастыря здесь побывали сотни тысяч человек из разных уголков России, Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих других стран, чтобы посмотреть на Волжскую жемчужину. Макарьевский женский монастырь является одним из самых посещаемых храмовых комплексов Нижегородской области. Помимо туристов в обитель приезжает большое количество паломников, желающих поклониться главе преподобного Макария и иконостасу с частичкой его мощей.

Церковь Макария Желтоводского, © Prohoziy

В мае 2018 г. из Успенского собора монастыря было похищено 10 ценных икон, среди которых были образы с частицами мощей преподобного Макария, а также мироточивый образ и Владимировская икона Божией Матери XVII в. Однако преступники были задержаны спустя две недели, иконы найдены и возвращены священнослужителям.

История Желтоводского монастыря в Макарьево

Датой основания монастыря считаются 1434—1436 гг. Инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий, искавший уединения, решил поселиться на озере Желтые воды (при изменении русла озеро было поглощено Волгой). Позже к нему стали приходить миряне за советом и помощью, а со временем к Макарию присоединились и другие послушники, и было решено построить храм в честь Пресвятой Троицы. Однако уже в 1439 г. церковь была дотла сожжена войском Улу-Мухаммеда, все монахи убиты, а сам Макарий был уведен в плен. Однако хан приметил благоверного старца и отпустил его на свободу, а вместе с Макарием, по просьбе самого монаха, были отпущены еще около 400 человек из числа пленных.

Первое возрождение монастыря началось в 1620 г. старцем Аврамием, которому по преданию во сне трижды являлся святой Макарий и просил возродить обитель у Желтого озера. Вместе с царским благословением на постройку обители, старец получил и разрешение на строительство Макарьевской ярмарки. Удачное местонахождение монастыря на берегу судоходной Волги способствовало развитию бойкой торговли на ярмарке, а монашеские игумены прикладывали множество усилий для этого. Макарьевская ярмарка была самой крупной в России, и, возможно, во всей Европе. Так как торговля велась на монастырской земле, то все доходы с ярмарки шли на нужды церкви. На эти деньги и были возведены каменные строения и крепостные стены монастыря.

Башня, © Alexxx Malev

В 1700 г. по политическим причинам царь Петр Алексеевич издал указ, по которому вся прибыль от Макарьевской ярмарки перешла в государственную казну. В 1816 г. ярмарка таинственным образом сгорела, а с 1817 г. полностью переместилась в Нижний Новгород. Средств для существования и поддержания зданий в надлежащем порядке стало не хватать, и монастырь был признан заштатным. После большого пожара храмовые постройки было решено не восстанавливать, а монастырь расформировать. В 1868 г. обитель закрылась, все иконы были переданы Александро-Невскому Новоярмарочному собору.

Следующее возрождение обители произошло в 1883 г. Монастырь был частично восстановлен руками монахинь и прихожан, и к 1917 г. здесь проживало около 300 сестер. Однако с приходом советской власти монастырь ликвидировали, а монахини были вынуждены вести мирскую жизнь.

В 1928—1929 гг. в помещениях монастыря находился детский дом. В военное время монастырские постройки были переоборудованы под эвакуационный госпиталь, после чего здесь открылся ветеринарный техникум. Также в зданиях церквей держали скот и хранили корма для животных.

В 1990 г. монастырь планировалось превратить в туристический центр, однако в 1991 он все же перешел в подчинение Нижегородской Епархии, и в том же году было принято решение возобновить деятельность Макарьевского Желтоводского женского монастыря.

Архитектура

Монастырь привлекает к себе внимание своими укрепленными белыми стенами, на которых расположены дозорные башни. Попасть внутрь можно только через массивные ворота, которые одновременно служат входом в надвратный храм во славу архангела Михаила. В крепостных стенах расположены кельи монахинь и помещения административного и хозяйственного назначений.

Главный Храм обители — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Он возведен по образцу Успенского собора московского Кремля. Внутри храма до сих пор можно увидеть следы наводнений от разлива Волги, которые происходили периодически, пока монастырь не защитили земляным валом. В храме обновленный иконостас, а вот многие фрески не восстановлены и по сей день.

© Prohoziy

Всего на территории монастыря расположено 6 старинных храмов: Троицкий собор, построенный в 1664 г.; храм во имя преподобного Макария Желтоводского 1809 г. постройки; надвратная церковь Архангела Михаила, основанная в 1674 г.; Успенская церковь с колокольней и трапезной, возведенная в 1654 г.; домовый храм во имя преподобного Григория Пельшемского, возведенный в 1786 г., и келейный храм во имя преподобного Антония Великого. Также на территории расположены древние могилы, скрытые в небольшом ухоженном саду.

Кроме храмового комплекса, монастырь имеет два подворья: собор Святого Преображения Господня в Лыскове и собор Казанской иконы Божией Матери в селе Макарьево.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря. Вход в обитель доступен с раннего утра до вечера. Входной платы нет, но церковь приветствует любые добровольные пожертвования.

Внутренний двор Макарьевского Желтоводского монастыря на панорамах Google Maps

Как добраться

Храмовый комплекс расположен в 88 км от Нижнего Новгорода в поселке Макарьево Лысковского района.

Из Лысково добраться в монастырь в теплое время года можно с помощью паромной переправы. От Лысково паром отправляется в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15 и в 18:15. Весной и осенью первый и последний рейсы отменяются. Зимой можно перейти реку пешком по льду, или доехать на аэротакси.

Доехать до Макарьево из Нижнего Новгорода можно на автобусах, следующих с Канавинской автостанции до Михайловского. Можно добраться на собственном автомобиле по трассе К21, дорога займет меньше двух часов времени.

Те, у кого нет собственного автотранспорта, могут воспользоваться услугами такси или трансфера Kiwi.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь на видео

Макарьевский монастырь в Нижегородской области – это духовная святыня, которая была возведена благодаря удивительной легенде о волшебном граде. Он по внешнему описанию похож на место, где построена обитель. Волжское побережье, звон колоколов, белокаменные стены являются важными составляющими общей картины.

Компания «Семейный чемодан” организует паломнические поездки.

Доехать до святых мест несложно. В вашем распоряжении будет несколько вариантов. Самый практичный и увлекательный вариант – переправа. Паром работает по расписанию. Поэтому, необходимо прибыть к причалу в установленное время. Лучше не опаздывать. Паром курсирует один раз в три часа.

Многие предпочитают выбирать теплоход. Ваше путешествие по Волге будет проходить в комфортных условиях. По дороге появится шанс познакомиться с другими достопримечательностями Нижегородской области. Предлагаются услуги автобуса или такси. Такой вариант в основном выбирают те, кто боится укачивания. Речное путешествие все же является более востребованным.

При желании можно заказать экскурсию, так ваша поездка будет более организованной, вы сможете пополнить запас знаний интересными фактами из истории.

На личном автомобиле потребуется ехать через Лысково по трассе М-7 на Казань. Точный адрес – с. Макарьево, ул. Набережная, 1.

Общие сведения

Макарьевский женский монастырь имеет непростую историю. Она начинается с 1435 года. Изначально он сооружался, как мужской. Сама территория, где находится объект, является красивой и по-особенному уютной. Вокруг храма постоянно разворачивались различные драматичные события. Первооснователь – Макарий Унженский. Его еще называют Желтоводским. Именно так величали озеро, расположенное неподалеку.

На территории храмового комплекса 7 августа проводится главный праздник, он посвящен дате появления обители. Сюда приезжают люди из различных регионов. Проводится крестный ход и праздничные богослужения.

Удивительная история появления храма – легенды и трагедии

Макарий длительное время искал уединения. В поисках спокойного и укромного места, он поселился на пустыре, рядом с Желтыми водами. Участок ему понравился, и он решил тут остаться. Впоследствии Волгой водоем был в буквальном смысле поглощен, поэтому строение теперь находится прямо на Волжском берегу. Предание гласит, что Макарий на берегу сделал себе небольшую пещеру. К нему за поддержкой нередко приходили люди из рядом расположенных деревень. Тогда Макарий решил заняться возведением храма в честь Пресвятой Троицы, который сегодня именуется, как собор Пресвятой Богородицы.

Вскоре произошло нападение татар. Поселение было разгромлено и уничтожено, а игумен попал в плен. На тот момент старцу было уже 90 лет. Хан, пообщавшись со священнослужителем, решил подарить ему волю. Макарий возвращается на пустырь. Старец привиделся во сне монаху Аврамию. Он его попросил возвести на Желтых водах церковь Пресвятой Богородицы. Аврамий не предполагал, где располагаются Желтые воды. Монах был сильно болен. Поэтому, в обмен на исцеление поклялся исполнить обещание старца.

Так случилось, что именно в это время на здешние земли приехала делегация, которую возглавлял первый царь из рода Романовых. Поездка сделана в знак благодарности, за дарование свободы патриарху Филарету. Его ранее взяли в плен поляки. Аврамий приехал к Унжескому монастырю и сделал список с иконы преподобного Макария. Образ стал творить разнообразные чудеса, исцеляя от болезней. Царь благословил святыню и разрешил возвести Макарьевскую обитель на Желтых водах. Местность была удачно и находилась в средней части Волжского пути.

Во владение монастыря перешла Макарьевская ярмарка. Возведение храма шло за счет торговых сборов. Благодаря усилиям Аврамия тут появилось две церкви, стали возводится различные постройки хозяйственного назначения.

1816 год оказался трагическим для священнослужителя. Произошел пожар, не уцелела ни одна ярмарочная постройка. Торговую зону перенесли в Нижний Новгород. В 1883 году обитель снова начала возрождаться. Теперь она приобрела женский статус. Во время прихода советской власти святыня прекратила свою деятельность. Здесь сделали детский дом, а потом техникум. Открытие храма произошло только в 1991 году. Сегодня монастырь является действующим. Сюда совершается паломничество из различных городов России. Были проведены масштабные реставрационные мероприятия. Вход является свободным. Расписание службы рекомендуется уточнить перед поездкой. Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте. Территория является благоустроенной, большой – цветники, лавочки, отличное освещение.

Таким образом, немало тяжелых моментов было на территории Желтых вод. Сегодня здесь стоит красивый храмовый комплекс, переливаясь на солнце серебристо-серыми куполами. Несмотря на то, что от желтых вод практически ничего не осталось, обитель не изменила свое название. О красивой легенде помнят местные жители, рассказывая ее приезжающим туристам. В их словах есть что-то сказочное, заставляющее верить в чудеса. Озеро поглотила Волга по причине смены русла. После уничтожения обители спустя пять лет после появления сложно было найти о не даже упоминания в летописях. Только людская молва утверждала, что здесь стоял храм, который помогал в молитвах найти исцеление.

В 18 столетии обитель сыграла важнейшую роль в духовном развитии России. Это был центр православной веры на Волге. Память о преподобном Макарии бережно охраняется. Святой является почитаемым в Приволжье. В дань его памяти регулярно организуется большая православная ярмарка.

Сама судьба святыни имеет тесную взаимосвязь с российской историей. Ведь важная роль в появлении и восстановлении храма принадлежит царю Михаилу Федоровичу из династии Романовых. Он передал крупную сумму на строительство и помог организовать ярмарку на территории озера. Много средств выделялось на нужды монахов. Строительные работы продолжались до 1628 года. Несмотря на то, что отряд Степана Разина не пощадил церковь, она снова отстроилась.

История монастыря была непростой, испытаний предстояло немало. В настоящее время поток туристов в здешние места является большим. Сюда приезжают не только в целях паломничества и для того чтобы попросить о помощи. Место само по себе является загадочным и живописным.

Архитектура, храмы, монастырский приход

Величественная святыня стоит прямо на побережье Волге. Место сказочное. Снаружи вы увидите красивые, мощные стены, башни для дозора, тяжелые металлические врата с элементами дерева. Это не просто могущественные стены. Здесь находятся кельи и разнообразные административные помещения.

Вход в храм необычен, к нему сразу притягивает взгляд. Чтобы попасть в обитель нужно пройти через огромные ворота и надвратный храм, который посвящен Михаилу Архангелу. Основными обителями монастыря выступают:

  • Храм преподобного Григория Пельшемского;
  • Собор Святой Троицы;
  • Храм Макария Желтоводского;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Церковь Успения святой Богородицы.

Попадая на территорию, сразу открывается вид на великий Собор Троицы Живоначальной. Стены его отличаются эффектной росписью фреской. Они являются старинными. Сегодня декор удалось восстановить только частично. Место находится возле реки, поэтому наводнение являлось нередким явлением. Об этом свидетельствуют разводы, которые остались на колоннах. Для того чтобы исключить затопление, вокруг монастыря был сделан земляной вал. Он помогает задержать воды.

На участке вы увидите много уникальных храмов. Всего насчитывается около шести объектов. Каждый из них имеет свою историю. Все сооружения были возведены в 18-19 веке и являются памятниками архитектуры. В 20 веке был выполнен большой цикл восстановительных работ. Под толстым слоем побелки мастера нашли много старинных фресок. Благодаря талантам иконописцев, декор получилось восстановить. На стенах монастыря вы найдете много икон. Наиболее чтимыми святынями признаны глава Пеподобного Макария и огромный иконостас с частицами его мощей.

Интересна для ознакомления церковь Макария. Интерьер отличается богатым убранством. Прихожан много. Верующие сюда приезжают за поддержкой основателя церкви, приклоняясь к его иконе. Большинство людей просят об исцелении и избавления от страданий. Многие просят о том, чтобы заветные желания в скором времени исполнились. Также в монастыре можно приклониться к мощам святого Николая Чудотворца, Иоанна Златоуса, Петра и Февронии, Матроны Московской.

Деятельность монастырского прихода преимущественно имеет отношение к церковной жизни. Здесь сделан небольшой приют для девочек, которые остались без попечения родителей. На данный момент проживает около 20 детей. Также при желании можно посетить церковную библиотеку. Есть гостиничные номера.

Службы проводятся каждый день с 8 часов до 17 часов. Во время праздников расписание меняется. Утренняя служба проводится на часть позднее, а вечерняя осуществляется в 18 часов. Здесь проводятся обряды крещения. Также можно причаститься и пообщаться со священником.

Полезная информация для туристов

Белокаменные стены величественные и поражают своей высотой. Поездка сюда оставит после себя неизгладимые впечатления. Здесь можно увлекательно провести время, по-настоящему отдохнуть от повседневности и забот. Все основные сооружения появились еще в 1650 гг. Они с того момента практически не изменились. Форма храмового комплекса сразу же попадает в поле зрения и привлекает своей необычностью. Она похожа на огромный четырехугольник. По периметру геометрии располагаются башни. Стены преимущественно выполняли оборонительную функцию. Отверстия для бойниц прекрасно сохранились. Собор, бесспорно, главное украшение территории. Свое ознакомление рекомендуется начать именно с него, а потом постепенно перейти к рассматриванию других объектов. Много уникальных росписей, картин с библейской тематикой. Все изображения являются реалистичными. От некоторых росписей даже захватывает дух.

Туристам рекомендуется не забывать об общепринятых правилах посещения. Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой внешний вид. Этот момент отслеживается достаточно строго. Женщины должны быть одеты в длинную юбку и платок, желательно не использовать яркую косметику. Если вы что-то забыли, то здесь можно взять одежду напрокат, красивые платки доступны в продаже. Но лучше позаботиться об этом моменте заранее. Если вы приезжаете большой группой, то можно заказать экскурсию. Потраченные средства оправдают ваши ожидания. Экскурсовод расскажет много интересных фактах и легендах. Для того чтобы обойти всю территорию достаточно 1,5-2 часа времени.

Если останется время, то потратьте его на изучение Макарьево. Данный край красивый, здесь можно прогуляться по лесным зонам, прокатиться по Волге, заглянуть в местные музеи. Так, всего в 200 километрах находится музей татского станка, а если идти от монастыря пешком, то можно попасть на страусиную ферму. Также среди туристов популярен музей «Сказка». Многие гости села предпочитают позагорать, искупаться в Волге и организовать пикник. Пляжей вдоль побережья много. Дно реки приятное, вода является достаточно чистой. Главное, наслаждаясь удивительной красотой и досуговой деятельностью, не опоздать на автобус и паром.

Фотографии Макарьева монастыря

Желтоводский Макарьевский монастырь — это действующий женский монастырь, расположенный в Нижегородской области рядом с поселком Макарьев. Когда-то здесь находилось Желтое озеро, но со временем, Волга поглотила его и ныне Макарьевский монастырь расположен на левом волжском берегу.

Река подступает к самым стенам крепостных стен и обитель будто бы встает из ее вод. Особенно красив Макарьевский монастырь при заходе солнца, когда на фоне розового неба его тёмно-серые стены отражаются в серебристых волжских водах.

Адрес и телефон

Речные круизы в Макарьев

Макарьевский монастырь находится на левом берегу Волги, напротив города Лысково. Удобнее всего добраться до обители на туристическом теплоходе во время речного круиза.

Как добраться до Макарьевского монастыря

Если же Вы путешествуете самостоятельно, то доехать до Макарьевского монастыря можно следующим образом:

  • В летнее время добраться до города Лысково (водным транспортом или на автобусе), а затем на рейсовом автобусе ехать до переправы и далее пересесть на паром
  • На автомобиле ехать по трассе М7 до города Лысково, расположенном в 100 км от Нижнего Новгорода и в 150 км от Чебоксар. Затем воспользоваться паромной переправой (зимой работает ледовая переправа)
  • На автомобиле ехать из Нижнего Новгорода до города Бор и далее по левобережью — до поселка Макарьев. Дорога составляет около 130 км, необходимо учитывать возможные пробки на Борском мосту.

Из истории

Макарьевский монастырь основал инок Нижегородской Печерской обители преподобный Макарий. В 1435 году он пришел в урочище, известное под названием Желтые воды, или Желтые пески. На берегу Желтого озера, он поставил уединенную келью и построил деревянную церковь во имя Святой Троицы. Вскоре к нему стали присоединяться странствующие монахи и вскоре здесь появляется новая обитель — Желтоводский мужской монастырь.

Однако, через четыре года в 1439 году обитель была полностью разорена воинами хана Улу-Мухамеда. Большая часть иноков была убита, а Макария монголо-татары взяли в плен.

Хан, слышал о святости старца и приказал отпустить его и плененных иноков с условием, чтобы Макарий не возрождал православную обитель и покинул эти земли.

Преподобный Макарий, похоронив погибших иноков, отправился с теми, кто остался жив, в Костромской край на реку Унжу, где основал новую обитель — Макарьев Унженский монастырь. Желтоводский монастырь с тех времен почти два столетия находился в запустении.

Макарьевский монастырь — возрождение

В 1620 году инок Тетюшского Казанского монастыря Авраамий, увидел сон, в котором преподобный Макарий повелел ему восстановить мужской Макарьевский монастырь. Так, через почти 190 лет начался новый этап в жизни обители — её возрождение. В 1624 году была срублена деревянная Троицкая церковь, а через два года — храм Успения.

В обители соблюдался строгий устав, здесь в 12 лет принял постриг будущий Патриарх Всея Руси Никон, пробывший здесь послушником до 1624 года.

Обитель находилась в середине Волжского торгового пути. Благодаря такому удобному расположению и старанию иноков, на монастырских землях стали проходить ярмарки. Торговля велась ежегодно в течение двух недель рядом с монастырской стеной.

В 1641 году царь Алексей Михайлович разрешил взимать с торговцев таможенную пошлину за один день торговли, а с 1648 году можно было бесплатно торговать пять дней, а затем купцы платили особый налог.

Ярмарка разрослась так, что часть ее расположилась на противоположном берегу Волги у села Лысково и приезжать сюда стали торговцы не только из России, но и из других стран. Это была крупнейшая ярмарка не только в русском государстве, но и, вероятно, в Европе.

За счет торговых сборов Макарьевский монастырь был отстроен, в нем появились новые каменные постройки и за короткий срок на берегу Волги появился живописный монастырский ансамбль. Автором большинства строений был московский мастер каменных дел Максим Апсин.

Были возведены:

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, построен в 1654 году. Храм поднят на высокий подклет, в котором были устроены кладовые для купцов, приезжающих на ярмарку
  • Троицкий собор с приделами преподобного Макария и преподобного Михаила Малеина был создан в 1664 году по образцу Московского Успенского собора
  • Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила над святыми воротами возведена в 1670 году
  • Деревянная часовня с образом преподобного Макария, привезенным из Унжеской обители. Позже в 1809 году на месте часовни был сооружен каменный храм Макария Желтоводского
  • Келейный храм во имя преподобного Антония Великого
  • Храм во имя преподобного Григория Пельшемского 1786 года
  • В 1662–1667 годы была построена крепостная стена с девятью башнями. Каменные стены сооружены в виде почти правильного квадрата, размеры которого — 200 на 200 метров. Их высота достигает восьми метров, ширина — 2,5 метра.

Щедрые вклады на развитие обители делали богатые миряне, в том числе купцы Строгановы и бояре Лыковы.

После пожара 1816 года ярмарка была перенесена в Нижний Новгород и стала называться Нижегородской ярмаркой, получив под этим именем всероссийскую известность.

С переносом ярмарки в Нижний Новгород доходы обители оскудели и вскоре она пришла в упадок. В 1829 году разрушилась северо-западная угловая башня, в 1859 году — центральный купол Троицкого собора. Из-за угрозы разрушения в 1868 году Макарьевский монастырь был упразднен.

Макарьевский женский монастырь

Обитель была воссоздана в 1882 году, но уже как Макарьевский женский монастырь. Его святыней была чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского.

С этого времени и до 1912 года велись реставрационные работы в Троицком соборе. Был восстановлен купол, дополнительно расписаны стены.

В 1927 году обитель была закрыта, а ее территория использовалась для размещения детдома, в военные годы — госпиталя, а позже здесь находился зооветеринарный техникум. В храмах обители держали скот и хранили зерно, а в 1930-е годы были забелены великолепные фрески Троицкого собора.

В конце 1950-х годов начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 30 лет, были также сооружены и берегового укрепления.

В 1991 году состоялась передача обители Русской Православной Церкви. С тех пор обитель преобразилась: был отреставрирован храм преподобного Макария, расписан иконостас Троицкого собора, позолочены купола и кресты храмов. Кроме того, выполнена внешняя отделка строений и стен. Шеститонный колокол был освящен и возвестил о возрождении обители.

В настоящее время обитель является действующим православным женским монастырем. При нем существует сиротский приют для девочек.

Макарьевский монастырь — Троицкий собор

Троицкий собор — это высокий, пятиглавый храм с тремя алтарными апсидами. Полностью ощутить его размеры и масштабность можно лишь, войдя в храм.

Внутри Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Храм украшал резной золоченый иконостас, а также огромные паникадила и сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями иконы.

Все его стены были покрыты великолепной росписью, отличавшейся высокими художественными достоинствами. Фрески производили ошеломляющее впечатление на прихожан — они покрывали стены снизу доверху, были сдержанны по цвету, но в тоже время величественны. По мнению ученых, работа выполнялась костромскими мастерами в конце XVII — начале XVIII веков.

В настоящее время роспись еще полностью не восстановлена и часть ее находится в плохом состоянии, но не смотря на это, видны черты, характерные для костромской школы, — это декоративность и дробность изображений, яркие краски и динамичность сюжетов.

Троицкий собор — это единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью.

В настоящее время благодаря труду монахинь, послушниц и прихожан, Макарьевский монастырь после долгих лет запустения возрождается. Перед его святынями и чудом сохранившимися фресками преклоняются паломники, прибывающие сюда со всей России.

По преданию, основателем Макарьевского Троицкого Желтоводского монастыря являлся преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (1349-1444) — известный церковно-политический деятель, инок нижегородского Печерского монастыря. Место для новой обители было выбрано на левом пойменном берегу Волги у Желтого озера неподалеку от устья реки Керженец. Первоначальный период существования монастыря (1435 -1439 годы) был краток — его выжег отряд казанских татар.

Возрождение монастыря началось в 1620-х годах и было связано с учреждением Макарьевской ярмарки, получившей в 1641 году официальный статус и до 1700 года находившейся во владении обители. Основная часть каменных построек, дошедших до нашего времени, возводилась за сравнительно небольшой срок (с 1651-го по 1677 год), что и определило восприятие архитектурного ансамбля как единого целого. Можно предполагать, что зодчим ансамбля был «подмастерье каменных дел» Максим Апсин. Наглядное представление о том, как постепенно рос и расширялся монастырь, дают несколько сохранившихся икон XVII века, посвященных преподобному Макарию.

Архитектурной доминантой комплекса и его композиционным центром стал сооруженный в 1651-1658 годах шестистолпный с мощным, сдвинутым к востоку пятиглавием Троицкий собор (36,6х22,2 м). По мнению исследователей нижегородского зодчества (С.Л. Агафонов, Я.Л. Шаболдин), образцом для главного монастырского храма послужило новое здание Спасо-Преображенского собора, отстроенное в 1647-1651 годах в Нижегородском кремле. Несколько ранее, в 1651-1654 годах, в обители выстраиваются массивный (45,8х22,8 м) двухэтажный корпус трапезной с пятиглавой Успенской церковью. С западной стороны трапезной устраивается высокая шатровая колокольня.

В 60-х — 70-х годах XVII века монастырская территория обносится мощной каменной крепостной стеной регулярной планировки с круглыми башнями по четырем углам. С южной стороны, обращенной к реке, устраивается главный вход – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела (1670 год). Кроме того, пять квадратных башен располагались по периметру (811,5 м) прясел основного укрепленного участка. Внутри монастыря (с юга) выстраивается корпус келий, а в юго-западной части к началу 1690-х годов. появляется трехэтажный корпус настоятельских (архимандричьих) покоев. Там же, на основной территории, была выстроена одноглавая каменная Всехсвятская церковь (не сохранилась). Еще одна линия каменных стен прикрывала монастырь со стороны Волги, а с западной стороны комплекс получает дополнительную территорию, огороженную деревянными (позднее – каменными) стенами, включавшую каменный корпус Гостиного двора (в XIX веке перестроен в тюрьму).

В 1780-х годах, в одной из промежуточных башен (к западу от ворот) устраивается церковь Григория Пельшемского. Это нарушило конструкции башни и едва не привело к катастрофе. Последнее крупное строительство в обители было осуществлено незадолго до перевода ярмарки в Нижний Новгород. В 1808 году на месте старого придела у северной стены Троицкого собора возводится в классицистическом стиле Макарьевская церковь. С собором церковь соединена колоннадой тосканского ордера.

Ежегодное затопление низменной территории в период весенних паводков и размывание береговой линии (в результате приближения реки к южной части монастыря) негативно сказывалось на состоянии монастырского комплекса. С начала XIX века особенно заметно стал наблюдаться процесс разрушения дополнительных линий укреплений, когда при высоком паводке 1829 года обвалилась одна из угловых башен западного сектора. В 1868 году монастырь был закрыт и восстановлен лишь в 1883 году, но уже как женский. Территория монастыря сократилась до нынешних размеров (четырехугольник со сторонами около 200 м каждая), а ряд старых зданий, например, постройки хозяйственного назначения, размещавшиеся в северо-восточной части, к этому времени были утрачены. Прибрежный участок укрепляется каменной отмосткой.

В 1910-1912 годах производятся ремонтные работы в Троицком соборе, в котором еще в 1859 году обрушился центральный купол. Кроме заново поставленного барабана центральной главы, храм внутри получил дополнительную роспись. По сравнению с первоначальными фресками на стенах и сводах зала, выполненных в конце XVII – начале XVIII века, новая роспись не отличалась высоким качеством. Собор был полностью восстановлен в облике первой половины XIX века (с четырехскатной крышей и папертью).

На протяжении нескольких столетий Макарьевский монастырь оставался одним из центров религиозной и духовной жизни не только Нижегородского Поволжья, но и России. Особенная атмосфера, сложившаяся в обители во второй половине XVII – начале XVIII века, привела к появлению здесь целого ряда личностей, определявших идеологическую политику страны. Отсюда вышли будущий патриарх Никон и его противник — протопоп Аввакум Петров, будущие иерархи Русской православной церкви: Симеон – архиепископ Сибирский и Тобольский, Иларион – митрополит Суздальский, Иван Неронов – протопоп, некоторое время входивший в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др.

В советский период времени монастырь продолжал функционировать до 1927 года, а затем был закрыт, ансамбль бывшей обители стал приходить в упадок. Во время Великой Отечественной войны (до августа 1943 года) в бывшем монастыре размещался эвакогоспиталь, затем большинство помещений арендовалось Лысковским ветеринарным техникумом, а часть построек были отданы под хозяйственные нужды (так, здание Троицкого собора использовалось как зернохранилище). К этому времени лишь одна (северо-восточная) из четырех угловых башен находилась в исправном состоянии, стены имели угрожающие трещины осадочного происхождения, церковь Михаила Архангела была близка к полному разрушению и т.д. Ситуацию усугубил пожар, случившийся в сентябре 1944 года.

В этом же году комплекс переходит под охрану Отдела архитектуры Горьковского облисполкома, а в мае 1947 года Постановлением Совета Министров РСФСР комплекс Макарьевского монастыря был отнесен к уникальным историко-архитектурным памятникам, находящимся под охраной государства.

Серьезные восстановительные работы начались с конца 1940-х годов и были связаны с ремонтом каменного откоса, сильно пострадавшего в паводок 1948 года. Вопрос общей реставрации памятника сдерживался неясностью с постройкой Чебоксарской ГЭС. Непосредственно реставрационные работы на комплексе начались в 1957 году и продолжались свыше двадцати пяти лет. В 1980-х годах устраивается бетонное береговое укрепление, значительно исказившее восприятие архитектурного ансамбля монастыря.

В декабре 1990 года Макарьевский монастырь передается в ведение Нижегородской епархии, а в 1991 году Священным Синодом Русской православной церкви принимается решение о его возобновлении как женской обители. В 1995 г. статус архитектурного комплекса Макарьевского монастыря – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения – был подтвержден Указом Президента РФ (№176 от 20.02.95 г.).

Макарьевский монастырь расположен в 88 км от Нижнего Новгорода ниже по течению реки Волги на левом-низком её берегу недалеко от впадения в неё реки Керженца. Главный вход в монастырь устроен с южной стороны, с реки через святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. К северу и западу от ансамбля монастыря расположен рабочий поселок Макарьево. Связь с районным центром Лысково осуществляется паромной переправой, с Нижним Новгородом – речным транспортом, а также автомобильной дорогой через село Валки. Соседство широкого пространства акватории реки, живописного высокого противоположного берега с архитектурным ансамблем монастыря, обнесённого мощной стеной с башнями, формируют единое территориальное целое.

Исторически монастырь имел градообразующее значение. При монастыре возникла ярмарка, затем слобода, преобразованная в екатерининское время в уездный город. Градоформирующее значение монастыря на протяжении многолетней истории его градостроительного развития менялось. Наиболее важное значение монастырь как градоформирующий объект имел в период существования крупнейшей в России Макарьевской ярмарки (со второй половины XVII-го по начало XIX века). В генеральном плане застройки уездного города Макарьево кварталы в виде геометрически правильных фигур, образовывавшие есть улиц, ориентировались на Макарьевский монастырь и ярмарку. Заложенные в этом проекте принципы застройки города стали основой для всех последующих корректировок генерального плана Макарьева. После смещения ярмарочного ансамбля к северо-западу от селитебной территории ансамбли Макарьевского монастыря и торговой ярмарки стали корреспондировать друг с другом. После пожара на ярмарке в 1816 году и перевода торжища в Нижний Новгород монастырь стал обособленным градостроительным образованием, в то время как значение композиционного центра поселка было отведено объёму приходской Казанской церкви.

К настоящему времени ансамбль Макарьевского монастыря имеет значение природно-культурного пространства, комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Неразрывная связь с живописными окрестностями позволяет классифицировать архитектурный ансамбль монастыря в совокупности с природным окружением как один из ярких примеров «культурного ландшафта» Нижегородской области.

Культурный ландшафт обладает специфической структурой, основой которой являются природный, градостроительный и культурный (социальный) аспекты. Первичным элементом является природный, поскольку природные особенности определили характер планировочного развития этой территории. Исторически ландшафтная ситуация была иной. На протяжении XVIII-XIX веков основное русло Волги менялось, в связи с чем оказалась затопленной территория первоначальной монастырской слободы, прилегающая с юга, а ансамбль монастыря оказался непосредственно на берегу Волги. Положение усугубилось с поднятием уровня воды Чебоксарской ГЭС, когда было сооружено бетонное укрепление и сделана насыпь вдоль стен монастыря.

В настоящее время монастырь, окаймлённый огибающей его Волгой и дугой холмов правобережья, занимает центральное место на обширной территории. В контрасте с плоским берегом и гладью воды сооружения ансамбля приобретают особую монументальность. Основной композиционной осью в пределах исследуемой территории является русло Волги. Сооружения монастыря экспонированы на реку, при этом природа и произведения человеческого труда слиты в единую объёмно-пространственную композицию. Комплекс Макарьевского монастыря является характерным примером средневекового русского монастырского зодчества, в полной мере отражающим своеобразие и характерность подобного типа архитектурных ансамблей.

Ландшафтное окружение монастыря чрезвычайно живописно и различно по краскам и фактурам: широкое водное пространство – гладь реки – сочетается с крутым склоном правого берега, поросшим деревьями, плавная береговая линия отвечает красоте окрестных лугов. Архитектурный облик сооружений выгодно оттеняется образом природного окружения: плавность очертаний волжского берега контрастирует с суровым обликом монастырских стен, крупного центрального собора.

Градостроительный аспект культурного ландшафта представлен комплексом монастырских сооружений. Сооружения ансамбля характеризуются цельностью и единством. Прямоугольная территория обнесена мощной каменной стеной с угловыми круглыми башнями и квадратными, расположенными по середине прясел. Со стороны Волги имеется дополнительное бетонное укрепление. Речной фасад имеет симметричную композицию. Центром композиции южной сены являются Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела и примыкающими к ней с обеих сторон жилыми корпусами и башнями. Если смотреть с реки, объём надвратной церкви сливается в одно композиционное целое с главным Троицким собором, дополняя изящным абрисом строгий и лаконичный облик главного собора. С севера к Троицкому собору примыкает небольшая Макарьевская церковь, выдержанная в формах классицистической архитектуры. К востоку от собора, продолжая композиционную ось восток-запад, расположено двухэтажной здание трапезной с Успенской церковью и шатровой колокольней.

До настоящего времени сохранились корпуса архимандричьих келий, больничный корпус, монашеские кельи и церковь Григория Пельшемского, устроенная в квадратной башне между святыми воротами и западной угловой башней. Каждая монастырская постройка вписана в просторы природного окружения, а характер архитектурного облика сооружений сопоставим с особенностями ландшафта.

Социальный аспект культурного ландшафта проявляется в его информационной насыщенности. С Макарьевским монастырём связано имя крупного государственного деятеля XVII столетия – патриарха Никона, из стен Макарьевского монастыря вышла целая плеяда церковных деятелей, определявших и вдохновлявших идеологическую политику страны и составлявших ближайшее окружение царя Алексея Михайловича, а также хорошо по тем временам образованных людей, которые оставили заметный след в жизни России в 30-40- е годы XVII века. Несомненно, развитие и процветание монастыря было связано с проводившейся ежегодно Макарьевской ярмаркой, являвшейся почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со всей России, но и из Европы и Азии. Благодаря превращению в крупный коммерческий центр не только Русского государства, но и всей Европы, Макарьевская ярмарка приносила монастырю стабильный высокий доход, в связи с чем монастырь постепенно превратился в крупный хозяйственный центр и один из лучших архитектурных ансамблей Поволжья. Таким образом, развитие этой территории обусловлено взаимодействием природных и социо-культурных процессов.

Современное социокультурное значение монастыря определяется в первую очередь обширным рядом исторических ассоциаций, а также чрезвычайно важным значением его как крупного объекта паломнического туризма и уникального архитектурно-художественного ансамбля, постоянно привлекающего внимание туристов.

Планировочная структура бывшей монастырской территории сохранилась в основном в южной её части, где читается основная композиционная ось запад-восток и сохранены объёмно-пространственная структура территории и композиционные соотношения застроенных и незастроенных пространств). Северную часть монастырской территории в настоящее время можно считать деградировавшей. Кроме того, утрачены дополнительные укрепления — линия каменных стен, прикрывавших монастырь со стороны Волги, и каменная ограда, примыкавшей с запада территории, где располагался корпус Гостиного двора, устроена насыпь вдоль стен, охватывающих основную часть монастырской территории.

В настоящее время основная часть монастырской территории, обнесенная крепостной стеной с башнями, представляет собой в плане прямоугольник. Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя, машикули и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, боевой ход покрыт деревянной кровлей. С южной стороны монастыря расположен главный вход в него, при этом входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела. Основные монастырские сооружения: Троицкий собор, трапезная с Успенской церковью и колокольней, келейные корпуса сгруппированы в южной части территории, в северной находятся хозяйственные постройки. Комплекс монастырских сооружений дошёл до настоящего времени практически без утрат за исключением одноглавой каменной Всехсвятской церкви, располагавшейся в северо-западной части монастыря. Композиционным центром ансамбля монастырских построек по-прежнему является пятиглавый Троицкий собор. Целостность восприятия монастырского комплекса сохраняется до настоящего времени. Это обусловлено прежде всего композиционным единством архитектурного облика монастырских сооружений, объединённых функциональным назначением, а также гармоничным сочетанием архитектурного ансамбля с природным ландшафтом, свободным от поздней застройки. Стоит отметить, что для восприятия монастырского ансамбля сложились особые условия: монастырь прекрасно просматривается с реки, с берега к востоку и западу от монастыря, а также с противоположного берега реки и со стороны поселка. Степень сохранности облика отдельных объектов также высока. На сегодняшний день в результате полномасштабных реставрационных работ восстановлен исторический облик практически всех сооружений комплекса.

Архитектурными доминантами ансамбля являются объёмы Троицкого собора и шатровой колокольни, пристроенной к трапезной. Группа вертикалей, образуемых мощным пятиглавием крупного собора, более изящным венчанием Успенской церкви и живописным шатром колокольни, позволяет ансамблю культовых сооружений господствовать над пространством живописных окрестностей. Мотив вертикалей поддержан завершениями надвратной церкви, выразительный абрис которой корреспондирует и оттеняет величественное венчание Троицкого собора. Следует отметить чрезвычайно ответственное положение монастыря – на низком пойменном берегу, в связи с чем созданы прекрасные условия для панорамного восприятия ансамбля. Он хорошо просматривается с дальних расстояний – с противоположного высокого берега Волги, а также с фарватера, красивые виды раскрываются со стороны посёлка Макарьево благодаря наличию незастроенного пространства перед ним. Смотровыми площадками также являются участки берега к западу и востоку от монастыря.

К диссонирующим объектам в пределах зоны восприятия ансамбля следует отнести сооружения деревоперерабатывающего предприятия, расположенного к востоку от монастыря.

Планировка поселка Макарьево до настоящего времени во многом определяется ландшафтными особенностями. Часть бывшего города застроена в соответствии с принципами регулярного строительства, при этом незастроенными до сих пор остаются участки, где это невозможно в силу наличия водоёмов, оврагов, пониженного рельефа – затопляемых участков. Относительно застройки поселка следует отметить, что большая часть исторической застройки к настоящему времени утрачена, активно ведётся строительство дач, облик которых не соответствует, а подчас и активно диссонирует с образом древнего монастыря. Современной архитектурной доминантой и композиционным центром поселка по прежнему является Казанская церковь, корреспондирующая с ансамблем Макарьевского монастыря.

Макарьевский монастырь на период конца XVII столетия, когда были возведены основные сооружения, и до настоящего времени представляет собой обширный и чрезвычайно целостный архитектурный ансамбль. Он включает в себя различные типы построек, выполненные в стилистике архитектуры конца XVII века. Ансамбль является ярким примером русского средневекового монастыря на берегу реки, на протяжении многих веков имевшей исключительно важное стратегическое, экономическое, и культурное значение. Основные сооружения сгруппированы по оси, заданной руслом реки, при восприятии со стороны реки композиция монастыря симметрична и уравновешена. Речной фасад монастыря включает основные строения: Троицкий монастырь, Успенскую церковь с трапезной и колокольней, надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Мощным основанием для них стали массивные стены с машикулями. В настоящее время в северной части территории ансамбля монастыря имеются диссонирующие включения (гаражи, сараи), нарушающие образ монастыря при восприятии его с внутренней территории.

Планировка монастырской территории и архитектурный облик основных сооружений достаточно традиционен: монастырская территория имеет прямоугольную в плане конфигурацию, обнесена мощной крепостной стеной с круглыми угловыми башнями и квадратными (проездными). С южной стороны по сторонам от Святых врат имеются ещё две слабо выступающие квадратные башни, соединённые с келейными корпусами. Входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела.

Шестистолпный пятиглавый Троицкий храм с тремя апсидами является мощной доминантой, организующей прилегающую застройку. Общее объёмно-пространственное решение собора восходит к типу Успенского собора в Московском кремле. Мощные круглые в плане столбы поддерживают своды, покрытые росписями. Приземистые сильно выступающие апсиды усиливают впечатление основательности и массивности объёма храма. С Троицким собором галереей соединена классицистическая Макарьевская церковь. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом.

К обширному двухэтажному сооружению трапезной с востока примыкает объём Успенской церкви, а с запада – шатровая колокольня. Успенская трапезная церковь представляет собой двухэтажное здание, сводчатый потолок которого опирается на мощный квадратный в плане столб. Фасады завершены килевидными закомарами, кокошники также служат основанием для стройных барабанов. С запада к трапезной пристроена шатровая четырёхъярусная колокольня, соединённая галереей – один из интереснейших примеров русского шатрового зодчества XVII века. Ярус звона завершается кирпичным восьмигранным шатром с двумя рядами слухов. Корпуса келий расположены к югу и востоку от надвратной церкви.

Архитектурный образ монастырской территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством побеленных монастырских сооружений с живописным простором окружающего ландшафта. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – низкого пойменного берега Волги с выразительной береговой линей и противоположного – крутого, поросшего лесами. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов. Следует добавить, что образ поселка как исторического поселения к настоящему времени утрачен практически полностью, и Макарьево стремительно превращается в заурядный дачный поселок.

Ценность культурного ландшафта определяется в первую очередь его аутентичностью, показателем которой в отношении исследуемой территории являются сохранность планировки, архитектурного облика монастырского ансамбля, функциональное использование и социокультурное значение. Социокультурное значение ландшафта определяется не только исторической ценностью и в большей степени информационным разнообразием. Круг исторических ассоциаций монастырского ансамбля очень велик. На протяжении столетий существования монастырь являлся духовным и культурным центром Поволжья. С ним связаны имена многих крупных церковных деятелей России XVII в. — патриарха Никона и его противника – протопопа Аввакума Петрова, будущих иерархов Русской православной церкви: Симеона – архиепископа Сибирского и Тобольского, Илариона – митрополита Суздальского, Ивана Неронова – протопопа, некоторое время входившего в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др.

Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности ансамбля Макарьевского монастыря и прилегающей территории, которые в свою очередь должны стать основой для принятия специальных режимов использования земель и градостроительных регламентов.

Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке чрезвычайно высока. Целостный комплекс монастырских сооружений, выполненный практически в единой стилистике, воспринимается в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Он имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта.

Макарьевский монастырь вместе с природным окружением является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития его комплекса в своих характерных чертах и параметрах, а также проведения специальных охранных мероприятий.

Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть Один над всеми?” Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 40 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.{mospagebreak}

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха , но и для устройства на нем монастыря. Площадь находится на возвышенности, с трех сторон защищена от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33), великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца.

На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского” устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

После взятия Казани благоверным царем Иоанном Васильевичем Грозным окрестности ее озарились светом Христовым. Пришло время исполниться завещанию старца. В первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители схимонах Исаия. К тому времени преподобный Макарий был прославлен в лике святых. И его икона, принесенная унженским иноком, стала хоругвью, под которой начало собираться воинство Христово.

Схимонах Исаия с благоговением возносил молитвы к Богу, зная, что молитва – основа монастыря. Жители окрестных селений оказывали благочестивому иноку особенную любовь и уважение. А когда добрый подвижник преставился ко Господу, над его могилой поставили позлащенную гробницу. В библиотеке Макарьевской пустыни хранилась заметка, сделанная на одной из богослужебных книг: «В лето 7169 (1661) в Декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария чудотворца на устье реки Свияги”.

Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня, именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году его сменил каменный. В ризнице Макарьевской пустыни хранился святой антиминс из Вознесенской церкви, в 1703 году подписанный блаженнейшим Тихоном III митрополитом Казанским и Свияжским1. В трапезной части этого храма был установлен предел во имя преподобного Макария Желтоводского. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года видно, что в пустыни существовала ещё одна церковь во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, находившаяся на вратах.

В обитель преподобного Макария в 1693 году под церковную епитимью был прислан Арсений, епископ Андрусский. Он был «за некая приключшаяся обстояния” Святейшим Досифеем II Патриархом Иерусалимским2 отлучен. Прожив остаток жизни в покаянии в Макарьевской пустыне, владыка Арсений скончался 14 апреля 1706 года. Погребен он был в Спасо-Преображенском монастыре3, который находился в Казанском кремле. По просьбе митрополита Тихона III почившего разрешили от клятвы. Грамота о разрешении с подписями Константинопольского Патриарха и еще одиннадцати архиереев положена в гроб, а перевод с греческого языка – в ризницу казанского митрополита.

В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений4. Макарьевская пустынь не вошла ни в число штатных, ни даже заштатных монастырей. Ее приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю, священники которого и совершали поочередно богослужение, поскольку в обители святого Макария погребали монашествующих Свияжских монастырей, как мужского, так и женского. Близ пустыни находится кладбище, где хоронят жителей города Свияжск. Начало кладбища относят к XVI веку.

Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский5, в 1796 году начал просить Святейший Синод внести Макарьевскую пустынь в число семи монастырей Казанской епархии, оставленных на своем содержании. Дело тянулось. Но в 1798 году проплывавшему в Казань по Волге императору Павлу Петровичу очень понравилось красивое местоположение Макарьевской обители, и он изъявил желание о ее воссоздании. Прошение архиепископа Амвросия было утверждено, Свияжская подгородная Макарьевская пустынь сделана самостоятельною, и на ее содержание ассигновано 300 рублей. Обитель получила в надел «100 десятин пахотной, под лесом и луговой земли” .

Возобновленная пустынь опять подверглась испытаниям. В 1800 году все кельи ее сгорели. У погорельцев пытались отнять имущество завистливые соседи, «которым было неприятно видеть пустынь, хотя немного обеспеченною щедротами монаршими”. Иноки были лишены возможности пользоваться своими землями и рыбными ловлями более 11 лет. Рогатый скот продали, а избу со скотного двора перенесли в пустынь и устроили из нее кельи. Но и их поглотила огненная стихия в 1829 году.

Скорбящим инокам Господь подал утешение. Судебный процесс завершился в пользу Макарьевской пустыни. На взысканные с корыстолюбивых людей деньги в 1830 году построили дом в два этажа. Нижний этаж сделали каменным, а верхний – деревянным. В доме были кельи, кухня и трапезная.

В Макарьевской пустыни настоятельство было сначала строительское, митрополит Тихон III учредил здесь игуменство, после возобновления обители для управления ею вновь назначены строители. По указу Святейшего Синода 1798 года в пустыни преподобного Макария положено быть: строителю одному, иеромонахам 2, иеродиакону 1, монаху 1 и 2 послушникам.

В храме во имя Вознесения Господня богослужения прекратились. Так как со временем он пришел в аварийное состояние, стены потрескались, и связи в нем разорвались. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Казанского и Свияжского6, возобновлением церкви занялся строитель иеромонах Антоний7. Значительные пожертвования на богоугодное дело внесли Н.И. Саврасова и казанский помещик Е.А. Лебедев. В храме поставили 3 престола: на втором холодном этаже — во имя Вознесения Господня, а на первом теплом этаже — в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедской и во имя преподобного Макария Желтоводского. При церкви возвели колокольню. Обновленный храм освятили в 1839 году.

Архиепископ Владимир8 после управления Казанской епархией хотел поселиться в Макарьевской пустыни, поэтому в обители в 1847 году по созданному владыкой плану, под его наблюдением, был построен дом в два этажа. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иеромонах Виталий (бывший эконом архиерейского дома).

На этом забота о благолепии пустыни не прекратилась. В 1866 году была освящена новая церковь, каменная, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость”; на правой стороне – во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского; на левой – во имя Всех святых. Начал ее возводить строитель иеромонах Мартиниан (Муратовский)9, но в 1861 году он был переведен в Иркутский Вознесенский монастырь. Заканчивал строительство иеромонах Александр. При этом храме построили корпус в два этажа, в нижнем этаже устроили братские кельи, а в верхнем разместился настоятель.

В новый храм Пресвятой Богородицы в год освящения были пожертвованы помещицей Лихачевой 2 древние иконы: Нерукотворный образ Спасителя и Божьей Матери «Толгская”. Иконы, украшенные вызолоченными серебряными ризами, висели на столпах. В 1887 году в сводах арок этого храма написали иконы двунадесятых праздников, а всего в церкви было сделано 36 священных изображений. Для отопления храма была устроена амосовская печь.

Иконы в храме Вознесения Господня были древнего письма. Особо почитались две из них: преподобного Макария чудотворца, принесенная схимонахом Исаией (ее облачили в серебряную ризу) и Божьей Матери «Отрада” («Утешение”) Ватопедская (серебряная риза которой была украшена жемчугом и камнями), привезенная со святой горы Афон.

В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни от Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его цельбоносных мощей «и с законным об этом свидетельством”. В Казанской епархии в то время больше нигде не было подобной святыни. Поэтому богомольцы во множестве стекались к ней, прося у Целителя здравия.

Настоятель игумен Димитрий не забывал и про паломников. И в 1888 году выстроил странноприимный дом с мезонином. Деревянный дом, покрытый железом, был снабжен всем необходимым.

Через год, вместо двух домов в два этажа, был построен каменный двухэтажный корпус. В нем нашлось место как для 12 братских келий, так и для кухни с трапезной.

В 1892 году над источником ключевой воды построена деревянная часовня. В положенные церковным уставом дни к ней совершались крестные ходы и происходило освящение воды.

Украшением монастырской звонницы стал колокол в 210 пудов. Его в 1894 году приобрели как на средства обители, так и на благотворительные взносы.

В конце XIX века получены из казны пахотные земли, лес и мукомольная мельница. Еще пустынь приобрела на свои средства лес, пахотные и луговые земли.10

В это же время сложили 111-метровую каменную ограду, поскольку пустынь необходимо защищать от оползней.

В 1898 году настоятелем Макарьевской пустыни стал иеромонах Серафим (Павлиненко), впоследствии игумен. 17 декабря 1900 года Преосвященный Алексий, епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии11, вручил игумену Серафиму жезл. Вручая его, владыка Алексий произнес проникновенную речь:

«Всечестный отец игумен Серафим!

В знамение духовного правления, к которому ты призван сегодня, вручается тебе жезл сей. Помни, брат, что подобно святому пророку и вождю еврейского народа Моисею, и ты приемлешь жезл сей не от человека, а от Самого Бога, приемлешь для того, чтобы врученную тебе вместе с сим жезлом братию вести от рабства греховного в страну духовной свободы, к обетованному Царству Небесному. Помни, что тебе дается не жезл властительства мирского, не жезл ярости и биения, чтобы ты горделиво возносился над врученной тебе братиею или жестоко с нею обходился: нет, жезл сей – знак отеческого попечения за твоими духовными чадами, знак терпеливого ухода за немощным согрешающим братом, знак умелого управления врученным тебе кораблем монастырским, знак истинного пастырства Христова, а не наемничества. Опираясь на жезл сей, утверждай братию в житии их монашеском, прежде всего, примером собственной святой жизни, чтобы в день Суда мог ты непостыдно сказать пред Богом: «Се аз – недостойный игумен, а вот духовные дети мои, которых ты дал мне, Господи. Аминь”.

В воскресенье 7 июля 1902 года пустынь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В ней он отслужил Божественную литургию, произнес проповедь. «Из Свияжска и деревень узнавшие, к концу литургии наполнили церковь”. Отец Иоанн после трапезы благословил братию и богомольцев. Затем отправился дальше на пароходе вниз по Свияге и по Волге.

В Макарьевской обители в 1904 году проживало 37 человек: и. д. настоятеля иеромонах Антоний (Чугунов), еще 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 7 монахов и 20 послушников.

Свержение царя и его убийство было следствием отступления российского народа от Бога. После революции православные монастыри подверглись грабежу, осквернению и уничтожению. Новым людям ни Бог, ни совесть были не нужны. В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь.

В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь.

К концу XX века то, что осталось от зданий некогда благолепной пустыни, вернули Церкви. Сохранились стены. Рамы, двери, полы и крыши были уничтожены пожаром в 1989 году или унесены «предприимчивыми” людьми.

1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня.

В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева)12, архимандрита Александра (Уродова)13 и монаха Леонтия (Карягина)12, в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни. Предстательством небесных покровителей, молитвой и трудом игумена Глеба с братией, благотворительной помощью ктиторов и паломников возрождается поруганная святыня.

У подошвы горы под монастырем в 2001 году, стараниями Л.В. Анисимова, поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца. В часовне устроили купальню.

В Воронеже в 2003 году, на средства А.Г. Пилишкина и фирмы «Лит Арт”, отлили 10 колоколов. Теперь новая звонница ежедневно призывает на молитву монахов и благочестивых паломников.

Прекрасный вид Макарьевского монастыря напоминает земным странникам, взирающим на него, о нетленной красоте Небесного Града (Откр. 21, 10). И не смотря на то, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7, 13), не только в былые времена, но и в XXI веке есть люди, желающие «употребить все время свое, все силы тела и души на богоугождение”. Да поможет им Бог Своею благодатью идти путем спасения молитвами преподобного отца нашего Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *