Руки за спину

Закладывание Рук за Спину

Было замечено, что многие мужчины — члены Британской королевской семьи — имеют привычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбородком и с заложенными за спину руками. Но не только члены английского королевского семейства используют этот жест, он характерен для королевских династий многих стран. В обыденной жизни этот жест используется полицей-ским на дежурстве, директором местной школы, проходящим через школьный двор, старшими военными чинами и людьми на ответст-венных должностях. Поэтому это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло. Наши эксперименты показали, что если в особо-стрессовых ситуациях (таких как состояние интервьюируемого человека, ожидание приема у дантиста) принять такую позу, то вы почувствуете себя менее напряженным, более уверенным и даже властным.

Наши наблюдения показывают, что полицейские, вооруженные огнестрельным оружием, редко закладывают руки за спину, но зато часто используют агрессивный жест «руки на бедра» (рис. 95). Создается впечатление, что оружие само по себе придает человеку весомость, поэтому необходимость в подтверждении важности своей персоны дополнительным жестом отпадет.

Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «заклады-вание рук за спину с захватом запястья» (рис. 43), который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. В этом случае одна рука захватывает запястье так крепко, как будто она пытается удержать ее от нанесения удара. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Человек на рис. 44, например, проявляет большее усилие для самоконтроля, чем человек на рис. 43, потому что рука на рис. 44 захватывает уже предплечье, а не просто кисть руки. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки!» Этот жест часто используется агентами по продаже, когда во время визита к потенциальному покупателю их приняли не сразу, а попросили подождать в приемной. Это плохой прием, используемый агентом для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный покупатель наверняка почувст-вует это. Если этот жест заменить на «руки в замок за спиной», то появится чувство успокоения и уверенности в себе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза». К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Часто задаваемые вопросы

Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы 20-29 лет) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы 20-29 лет) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.

Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри

Библиотека » Политический имидж » Язык телодвижений

© Вит Ценёв

Иногда, чтобы сделать определенный вывод о человеке, достаточно посмотреть на то, как он стоит. А стоять можно очень по-разному.

Можно стоять, высоко подняв голову и распрямив плечи. А можно стоять, ссутулясь и опустив голову. Руки могут быть опущены, скрещены впереди, или, напротив, сведены за спину. И каждое из этих положений характеризует человека определенным образом, и можно понять, что он чувствует в этот момент, и, вполне возможно, — что он думает.

Сравните две нижеприведенные иллюстрации. На обоих изображены встречи Владимира Путина: с Николаем Аксёненко и Михаилом Николаевым соответственно. Сравните позы собеседников президента: они очень отличаются друг от друга.


Владимир Путин и Николай Аксёненко

В первом случае — мы видим полунаклон корпуса вперед и заискивающий взгляд, что говорит нам об услужливости и подобострастии, желании и способности прогибаться перед вышестоящим начальством и угождать ему.


Владимир Путин и Михаил Николаев

На второй иллюстрации мы видим ровную осанку, твердый взгляд «глаза в глаза», ни малейшего намека на собственную второстепенность, крепкое рукопожатие.

Выраженная симметрия поз: «мы равны, мы на равных». Ни капельки подобострастия и чинопреклонения. Твердый характер, крепкая натура, ничего не скажешь. Уважаю!

Жест, демонстрируемый Асланом Масхадовым, типичен для человека, который стоит на сцене (или на виду перед большой аудиторией). Очень характерный жест. Человек как бы держит сам себя за руку.


Аслан Масхадов

Зачем это нужно?

Все дело в том, что на глазах у большой аудитории наше психологическое напряжение возрастает. Как следствие, незнание, куда деть свои руки — признак психологической тревожности, напряжения, беспокойства.


Герхард Шредер

Если в такой момент вы скрестите руки на груди, то это защитный жест, пропитаннный тревогой. Скрещенные руки на груди — попытка создать перед собой защитный барьер, «закрывающий» от чрезмерного внимания. Зрители безошибочно это почувствуют, если увидят этот жест. Политик не может позволить себе выглядеть таким слабым, поэтому на сцене скрещенные руки на груди — большая редкость. Для таких случаев политики используют менее очевидные барьерные жесты, которые не бросаются в глаза.

Один из таких жестов — человек держит сам себя за руку — демонстрируют нам Аслан Масхадов и Герхард Шредер (смотрите выше).

Второй вариант этого жеста (в сидячем положении) можно увидеть у Билла Клинтона.


Билл Клинтон

Считается, что этот жест поднимает пласт детских воспоминаний о том, как родитель держал нас за руку, и мы чувствовали себя защищенными. Во взрослой жизни нам не всегда хватает этой уверенности, что рядом кто-то любящий, сильный, способный нас защитить. Поэтому мы исполняем такой фокус сами, на некоторое время превращаясь в родителя самому себе и восстанавливая чувство эмоционального равновесия.

Осанка и поза может также характеризовать человека.

Ровная стойка, чуть отклоненный корпус тела назад и высоко поднятая голова говорят о достаточно ровном характере уверенного в себе человека.

Мы можем также предположить, что маленького Аслана Масхадова, вероятно, держали за правую руку (он держит левой рукой правую руку): психологически это правильно, так как освобождает родителя от излишних волнений за ребенка (взгляд вправо — это визуальное конструирование опасности, если вы помните).

В некоторых случаях человек предпочитает держать руки за спиной. Это показательно: ведь скрещивая руки впереди, он как бы защищается от других людей, а здесь всякая защита демонстративно снята, все ранимые области тела открыты.


Саддам Хусейн и его сын Удей Хуссейн

Все правильно: подобные жесты наиболее часто демонстрируют или уверенные в себе люди, или люди властных профессий: тюремные надзиратели, чиновники, полицейские, директора, политики.


Александр Шохин

Если вы сумеете заглянуть за спину этим людям, вы обнаружите, что делают они это разным образом. Если человек держит себя одной рукой за другую выше запястья или даже на уровне локтя, можно сказать, что он расстроен. И чем выше его рука держит другую (как бы говорит: «держи себя в руках»), тем более он расстроен или сердит.

Если же человек держит себя за запястье, то можно утверждать: он полностью уверен в себе и чувствует свое превосходство.


Александр Руцкой

Последний пример наглядно демонстрирует Александр Руцкой. Любопытно, что фото сделано в суде, где он проходил обвиняемым по делу о незаконном вывозе валютных средств. Как видите, согласно жестам, он нисколько не взволнован происходящим и чувствует себя уверенно.

Некоторые жесты четко указывают на превосходство и высокий социальный статус.

Вы сможете себе представить, что некто, разговаривая с президентом, сведет руки за голову так, как это делает Анатолий Быков?

Анатолий Быков

Если вы увидите группу людей, один из которых заложил руки за голову — это хозяин, начальник или авторитетная личность.

Типичный жест начальника и собственника, разговаривающего с подчиненными. Упаси вас Фрейд так сделать, разговаривая с начальником: он может прийти в ярость. Но не потому, конечно, что он понимает, что значит этот жест, а потому, что он интуитивно чувствует, что ему бросили вызов и захочет поставить вас на место.

Мустай Карим

Первое и наиболее характерное значение для такого жеста — власть и подчеркивание превосходства. Но не только. Жест типичен для преуспевающего человека. Этот жест встречается у людей, которые думают, что они все знают. «Я все знаю, я в курсе всех событий, мне все известно», — вот что может говорить этот жест.

Михаил Касьянов

Несколько иной вид маскированного жеста скрещенных рук демонстрирует нам Михаил Касьянов. На снимке вы видите его, обращенного к Александру Волошину. В отличие от жеста держащего себя за руку Масхадова, Касьянов демонстрирует нижнее положение жеста сцепленных рук.

Что означает этот жест?

Алан Пиз пишет, что жест может показаться конструктивным и доверительным, так как люди, его демонстрирующие, улыбаются (смотрите выше), изображая дружелюбие. На самом деле — это жест разочарования и скрытой враждебности, причем под пикантным соусом того, что человек, испытывающий эти чувства, изо всех сил хочет их скрыть.

Игорь Сергеев и Анатолий Квашнин

На снимке Анатолий Квашнин и Игорь Сергеев (снимок сделан тогда, когда Анатолий Квашнин очень хотел стать министром обороны, а Игорь Сергеев этого очень не хотел) сидят за столом переговоров, и Сергеев явно демонстрирует нам жест сцепленных рук, только уже в его среднем положении.

Положения рук отличаются между собой по силе негативизма: чем выше сцепленные в пальцах руки к лицу, тем сильнее негативные чувства.

Евгений Примаков

Если предполагать эмоциональную градацию негативных чувств, которые испытывает человек со сцепленными пальцами рук, самый негативный вариант можно увидеть на примере Евгения Примакова и Владимира Путина. Пальца сцеплены, верхняя поза рук, поднесенных к лицу.

Владимир Путин

Чуть меньше — Игорь Сергеев, и еще меньше — Михаил Касьянов (смотрите выше).

Разумеется, что далеко не всегда можно сделать такой вывод: в некоторых ситуациях выполнить защитную позу на всю силу чувств просто невозможно. Касьянов не сможет поднести руки к лицу при всем желании. А если и сможет, это сильно будет бросаться в глаза, поэтому такое желание подавляется усилием воли.

Анатолий Чубайс

На переговорах это важно, и пока руки собеседника сцеплены, договориться сложно. Ему что-то сильно не нравится, и нужно изменить тактику, чтобы он изменил позу на более выгодную и позитивную.

Если судить по иллюстрациям, то с Примаковым и Чубайсом вы — не договоритесь. С Сергеевым договориться будет трудно, а с Касьяновым вполне возможен и позитивный результат (несмотря на то, что ему что-то не нравится). Нужно изменить свою линию поведения, снизить акценты в том, что его тревожит, и усилить там, где он чувствует себя хорошо. Но помните, жесты — не самоцель. Они дорожные указатели в общении, подсказывающие, куда поворачивать и где лучше притормозить.

Игорь Иванов и Эхуд Барак

Для закрепления материала посмотрим на встречу Игоря Иванова с Эхудом Бараком.

Эта иллюстрация сопровождалась комментарием, что Игорь Иванов — самый желанный гость Барака. Мы же теперь, видя сцепленные руки якобы радушного хозяина, можем в этом усомниться. Или вовсе не поверить.

Если судить по фотографии, то в данной встрече больше заинтересован Игорь Иванов (открытое положение рук, без скрещивания), но не Барак (сцепленные руки в среднем положении, которые, как вы помните, ни о чем хорошем не говорят).

Вернемся к Анатолию Квашнину, который демонстрирует «руки домиком», или, точнее, шпилеобразное положение рук. Алан Пиз говорит, что есть только нижнее и верхнее шпилеобразное положение, — но вот вам пример среднего шпилеобразного положения рук.

Игорь Сергеев, как мы уже сказали, ничего хорошего от этой встречи не испытывает, и чувствует тревогу и неприязнь. А как чувствует себя Анатолий Квашнин?

Шпилеобразное положение рук — один из редких жестов, который часто используется изолированно от других жестов. Толковать его нужно аккуратно, согласно контексту. Но если обобщать и назвать наиболее характерные закономерности, то шпилеобразное положение рук означает уверенную или же «всезнающую» позицию. Этот жест типичен для тех, кому приходится часто отдавать приказы и распоряжения. Это не обязательно военные, но и представители других профессий: начальники, менеджеры, управляющее звено любой компании.

Муса Бажаев

Ну как, уже узнаете этот жест? Мы видим точно такой же, как и у Анатолия Квашнина, характерный шпилеобразный жест в его срединном положении.

Александр Лукашенко

В целом шпилеобразное положение рук можно считать конструктивным жестом: оно демонстрирует нам позицию уверенного и хорошо осведомленного человека, который знает, чего он хочет.

Часто встречается и так называемое верхнее шпилеобразное положение рук. В целом его интерпретация мало чем отличается от всего вышесказанного.

Борис Говорин

Шпилеобразный жест вверх часто использует тот, кто высказывает свое мнение или излагает замысел. Впрочем, слушатели его тоже часто используют.

Михаил Касьянов

Так что за редким исключением верхнее шпилеобразное положение интерпретируется как положительный и конструктивный сигнал.

Широко известное выражение «губа не дура» означает примерно следующее: «ничего себе, какие у тебя запросы!» Если вы выбрали самый дорогой диван из всех, которые продаются, то у вас «губа не дура». Если хотите заморского деликатеса, то она тоже не дура. И если вам хочется что-то особенное, чего может позволить себе далеко не каждый, она снова не дура.

В общем, если вы хотите самое лучшее, дорогое, элитное, эксклюзивное, то губа все время проявляет признаки мудрости.

Михаил Касьянов

В «Крылатых словах» Ашуткиных я этого выражения не нашел. Надо будет поискать в других источниках. Но вот на языке телодвижений (и политических, и любых других) прикосновение к нижней губе означает, что человек — размышляет перед принятием какого-то решения. Он как бы советуется со своей губой: губа, это мне надо или не надо?

Владимир Гусинский

Если вы заметили этот жест, нужно срочно добавить на чашу переговоров еще один аргумент «за», чтобы чаша склонилась в вашу пользу. Ошибочно начинать говорить о том, что нужно вам, от этого сразу теряется «вкус». Нужно подмаслить консультации человека со своей губой, дабы они завершились успешно.

Так как губы — очень чувственный элемент тела, прикосновение к ней также означает, что человек заинтересован в происходящем, и ему хочется попробовать это «на вкус». Соблазнительное предложение — вот что это значит.

Предложение еще не принято, но выглядит — очень аппетитным. Человек «раскатывает губу», если угодно. Возможно, отсюда и пошло это выражение, кто знает?

Поглаживание подбородка является очень близким по значению к жесту консультаций со своей губой: человек принимает решение.

«Подбородочный» жест не столь вкусный, как «губной». Он может означать критическое отношение, сомнение и трудности выбора. Но в целом, если не тонуть в подробностях, жест толкуется так: человек раздумывает, какое решение ему принять. Он в ситуации выбора и думает, как ему поступить.

Геннадий Селезнев

Дополнительный штрих к этому жесту: человек может смотреть непонятно куда (куда вот смотрит Геннадий Селезнев, вы знаете?), он вас не слушает или не слышит вовсе, он погружен в свои размышления.

Как и в предыдущем случае, не рекомендуется в этот момент спрашивать: «Ну что, вы покупаете этот диван?» или «Так вы согласны подписать договор о сотрудничестве?».

Плюс в этой ситуации поглаживания очевиден: человек размышляет, а это значит, что вы вполне можете добиться своего.

Минус тоже понятен: ситуация еще не до конца ясна, и человек может «соскользнуть» и не согласиться с вашим предложением.

«»» Назад К началу Вперед «»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *