Усадьба талашкино

В восемнадцати километрах к югу от Смоленска находится бывшая усадьба Тенишевых – Талашкино. Здесь на рубеже XIX-XX вв. известная меценатка, коллекционер и художница Мария Клавдиевна Тенишева создала своеобразный художественный центр, получивший европейскую известность.

Творческая атмосфера Талашкино влекла сюда многих выдающихся деятелей русской культуры. В Талашкино работали художники И.Е.Репин, М.А.Врубель, композитор И.Ф.Стравинский, здесь бывал Федор Шаляпин.

Целый период в жизни Талашкино связан с именем Николая Рериха. До наших дней сохранилось одно из его лучших монументальных творений – великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная художником над порталом церкви св. Духа.

Еще одна из достопримечательностей Талашкино – знаменитый сказочный домик «Теремок». Это бревенчатое сооружение, выполненное по проекту Сергея Малютина, представляет собой подлинный шедевр русского малого зодчества. Окна, двери, карнизы, наличники – все искусно выпилено, ажурно вырезано. Яркая раскраска, сказочные мотивы на фасадах создают образ праздничный и фантастический. В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских и, конечно же, произведения тех, кто принес Талашкино славу, – мебель, изготовленную по эскизам С.В.Малютина, акварели М.А.Врубеля, керамику Н.К.Рериха, расписные балалайки, произведшие фурор на Всемирной выставке в Париже.

В здании бывшей сельскохозяйственной школы вниманию посетителей представлена экспозиция, посвященная школе для крестьянских детей, открытой княгиней М.К.Тенишевой в 1894 году. Экспозиция включает предметы школьного быта, учебники конца XIX – начала ХХ вв., фотографии, списки учеников и многое другое. В рамках экспозиции сотрудники музея проводят интерактивные экскурсии для детей. Совершая путешествие в XIX век, ребята могут сравнить современную жизнь школьников с жизнью крестьянских детей, узнать о том, как проходили уроки более ста лет назад, а кроме того, побывать на уроках арифметики, чистописания или научиться обращаться с кормушкой для пчел в сельскохозяйственном классе.

Сегодня все сохранившиеся сооружения бывшей усадьбы Тенишевых входят в историко-архитектурный комплекс «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника. И всякий, кто побывал здесь однажды, непременно захочет вернуться, каждый раз открывая для себя что-нибудь новое.

25 августа 2018 Достопримечательности и интересные места

Музей открыт

  • ежедневно с 10.00 до 17.00
  • пятница – с 10.00 до 16.30
  • касса закрывается на 30 минут раньше
  • выходной день – понедельник
  • санитарный день — последний четверг месяца

Княгиня М.К. Тенишева

Здание сельскохозяйственной школы.

Парк

Недалеко от Смоленска находится бывшая усадьба Тенишевых – Талашкино. Здесь на рубеже 19-20 в.в. княгиня Мария Клавдиевна Тенишева создала своеобразный художественный центр, получивший европейскую известность.
В сувенирной лавке музея можно купить книгу, написанную княгиней М.К. Тенишевой «Впечатления моей жизни». Цитата из книги «…Князь ненавидел старину. Она раздражала его. При жизни его, выполняя обязанности жены и хозяйки дома, дорожа больше всего семейным миром и избегая раздражать мужа и давать повод для нескончаемых насмешек, я прятала своё собрание старинных вещей повсюду, заваливала чердаки и чуланы и даже хорошенько не знала, чем владею. После его смерти мне захотелось привести в порядок собранные сокровища, и, только вынеся на свет всё, что годами лежало в укромных углах, я увидела, что у меня создалась целая большая коллекция, нуждающаяся в достойном помещении.

Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдёшь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режу по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. В углу стоят муфеля, и здесь, втихомолку, я давно уже приводила в исполнение свою заветную мечту, о которой даже говорить боялась вслух: делаю опыты, ищу, тружусь над эмалью. В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идёшь – и сердце радуется…»
Творческая атмосфера Талашкина влекла сюда многих выдающихся деятелей русской культуры. В Талашкине работали художники И.Е.Репин, М.А.Врубель, композитор И.Ф.Стравинский, здесь бывал Фёдор Шаляпин.
Целый период в жизни Талашкина связан с именем Николая Рериха. До наших дней сохранилось одно из его лучших монументальных творений – великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная художником над порталом церкви Святого Духа.

Ещё одна из достопримечательностей Талашкина – знаменитый сказочный домик «Теремок». Это бревенчатое сооружение, выполненное по проекту Сергея Малютина, представляет собой подлинный шедевр русского малого зодчества. Окна, двери, карнизы, наличники – всё искусно выпилено, ажурно вырезано. Яркая раскраска, сказочные мотивы на фасадах создают образ праздничный и фантастический.

Дракон.

Столбик балкона Теремка.

В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских и, конечно же, произведения тех, кто принёс Талашкину славу, – мебель, изготовленную по эскизам С.В.Малютина, акварели М.А.Врубеля, керамику Н.К.Рериха.

Мебель выполнена по эскизам С.В. Малютина.

Малютин С.В. Блюда. 1900 г. Дерево, резьба, Талашкинские мастерские.

Изразцовая печь, выполненная по эскизу С.В. Малютина.

В здании бывшей сельскохозяйственной школы представлена экспозиция, посвящённая школе для крестьянских детей, открытой княгиней М.К.Тенишевой в 1894 году. Экспозиция включает предметы школьного быта, учебники конца 19 – начала 20 вв., фотографии, списки.

История Талашкинского театра.

Проект С.В. Малютина. Панно декоративное «Садко – богатый гость». 1900-1903 г.г. Дерево, резьба, раскраска.

Ворота, выполненные по эскизу С.В. Малютина

Гончарная мастерская в Талашкино
На территории комплекса работает гончарная мастерская, где каждый может испытать себя в роли настоящего мастера и изготовить своё собственное произведение.
Руководит мастерской профессиональный мастер Анатолий Сергеевич Козлов, широко известный гончар, изделия которого славятся далеко за пределами Смоленщины. Тщательное изучение талашкинских традиций позволило также производить в гончарной мастерской уникальные керамические изделия, выполненные по мотивам Тенишевских мастерских с традиционной символикой.

Ещё одна цитата из книги княгини М.К. Тенишевой «Впечатления моей жизни».
Год 1916…
«Боже, какой во мне разлад! Какая щемящая тоска! Тяжёлое разочарование мало-помалу охватило меня, и я не в силах справиться с собой. С каждым днём это чувство растёт, с каждым часом что-то отрывается, до боли терзая душу.
Чувствую нашу гибель, мы падаем куда-то в пропасть, мы завязли в такую пучину, где умирает всё – и лучшие чувства, и наши надежды на будущее. Всего ещё два года тому назад, в начале этой страшной войны, я безгранично верила в нашу мощь, честь и патриотизм. А теперь?!.. Глубокая вера моя потрясена во мне до глубины…
Давно, давно, ещё задолго до войны, я с отвращением отошла от того круга людей, которые присвоили себе название «высшего общества», и поняла всю пустоту, глупую напыщенность, ограниченность и … продажность большинства его представителей. Но Россия не вся же состоит из такого сорта людей, должны же быть и другие, более культурные люди или просто, наконец, люди долга. Но куда же в эту тяжёлую годину девались они? Где искать их? Неужели в момент катастрофы и эта благомыслящая часть русского общества оказалась бессильной, и настолько малой, что растворилась в океане беспринципности и всякой продажной дряни?
День за днём газеты приносят нам обличительные столбцы, не сплетен, о нет, а отталкивающих фактов, преступных деяний лиц, принадлежащих к всевозможным слоям общества. Пусть были бы нашими внутренними врагами необрусевшие инородцы, не скрывающие своих симпатий к Германии, — это ещё понятно, они не русские, нам не друзья и работать в нашу пользу не имеют никакой причины, но на газетных столбцах колют нам глаза чисто русские имена. Мне они мерещатся написанными кровью! Разве нужно быть каким-то особенно культурным человеком или принадлежать к какому-нибудь особому классу общества, чтобы любить свою родину, честно служить ей и исполнять перед ней свой долг?..
… А что же случилось с верхами? Так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишённых патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло своё достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи.»

Автобусная остановка во Флёнове. Рядом с остановкой небольшая парковка для автомобилей.

Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов

Терем — теремок, он не низок не высок. Сотни туристов едут в Смоленскую область, чтобы посмотреть на чудесный Теремок в Талашкино (Фленово). Он украшен сказочными героями, русалками, драконами и вызывает восторг как у детей, так и у взрослых. Однако, Талашкино-Фленово хранит великолепную историю деятельности своих владельцев, сыгравших огромную роль в развитии образования, производства и сохранения русского прикладного искусства. Это невероятная история! Помимо «теремка», в котором находится уникальный музей прикладного искусства, мы также побывали в здании земской школы, а рассказ местного гида превратил эту экскурсию в настоящее путешествие в 19 век, в имение, где возрождалось искусство, зарождались стандарты образования и прорыв в ведении хозяйства.

Талашкино музей

Дорога до Смоленска

В Москве купили комбинированную экскурсию в Смоленск с посещение теремка в Талашкино-Фленово. Это новый формат экскурсий, когда вы на скоростном поезде добираетесь до места назначения, в нашем случае – до Смоленска, а затем вас уже «подхватывает» местный гид на автобусе.
Больших проблем с билетами Москва-Смоленск не было. Поэтому за день мы прикупили билеты и «погнали» за впечатлениями. На скоростном удобном поезде до Смоленска 4 часа в пути.

талашкино
Фленово-Талашкино было целью нашей поездки, и, к счастью, экскурсия началась именно с этого момента.
По дороге нам провели небольшую вводную, так как в основном никто из группы не владел информацией о владельцах загадочного теремка и о его значении в истории нашей страны.

А между тем… Фленово, как и подмосковное Абрамцево, оставило значительный след в истории русского искусства, образования и развития технологий начала 20 века.
Большую роль в развитии Фленова, как одного из центров возрождения русского искусства сыграли князь и княгиня Тенишевы.

тенищева

Пара слов о княгине Тенишевой

После поездки во Фленово-Талашкино мы стали настоящими фанатками Тенишевой, и кинулись читать ее мемуары. Современные романы нервно курят в сторонке по сравнению с этими воспоминаниями, рисующими перед глазами картины прошлого. Настоятельно рекомендую к прочтению. Эта великая женщина столько сделала: поддерживала художников, основала сельскую школу, сама занималась искусством. Все это спонсировал князь Тенишев, который безумно любил свою жену и поддерживал ее многочисленные увлечения.
Но вернемся к нашей поездке. К нашему удивлению, Талашкино мы проехали без остановки. Как так? Да все оказалось просто: после революции красивейшая деревянная усадьба Тенишевых была уничтожена озверевшими крестьянами. Вот такая черная неблагодарность за все то, что сделали для них князь с княгиней. А что было сделано с останками князя, который был захоронен в склепе во Фленово… лучше не буду пересказывать пусть «земля ему будет пухом». В Талашкино остался лишь флигель, который мы проехали мимо, мчась на всех парах во Фленово.

Автобус остановился, группа выгрузилась, и мы направились в музей. Идти от стоянки автобусов совсем не далеко, по пути нам встретились торговцы сувенирами, медом, книгами.

талашкино

Теремок во Фленово

Сразу за входом на территорию открывается вид на тот самый Теремок, который вживую в сто раз лучше, чем на картинках. Пока мы ждали усадебного экскурсовода, группа разбежалась фотографироваться. Ландшафт здесь живописен: лес, холмы, хоть бери холст и пиши!
В центре музейной территории установлен памятник Княгине Тенишевой: высокая, стройная, с серьезным лицом, княгиня вышла осматривать свои владения. Прекрасный памятник, установленный на правильном месте, по крайней мере мне так показалось.

княгиня

Сельская школа Княгини Тенишевой

Между тем, подошла экскурсовод и повела нас в первый объект — сельскую школу, которую основала княгиня Тенишева.

школа

В отличие от других помещиков, княгиня решила облагородить мир вокруг себя, так как сирость и убогость окружающей деревни ее угнетали. В музее мы услышали и о том, чему учили в школе, каких успехов добивались ученики.

класс

Благодаря Тенишевой село Фленово процветало, крестьяне богатели, товары продавались далеко за пределами смоленской области. Кроме того, местные сельские бабы под надзором Тенишевой плели кружева. Затем все это продавалось в Москве и Санкт-Петербурге. Тоже доход для сельских жителей и сохранение традиций кружевного плетения.

кружева
Отдельное помещение в здании сельской школы посвящено деятельности театра, который существовал при сельской школе. театр

Здесь и фрагменты костюмов, и декорации. Во Фленово существовал ансамбль балалаечников, который гастролировал с концертами.

фрагменты театральные

Все вырученные деньги шли на благоустройство школы.

После посещения сельской школы мы направились в Теремок. В теремке такое количество вещей, фотографий, историй, что зависнуть можно часа на два. Нам повезло с экскурсоводом, которая была буквально влюблена в чету князей Тенишевых, поэтому и нас смогла заразить интересом.

изразцы талашкино

Говоря о княгине Тенишевой, нельзя не вспомнить ее близкую подругу и помощницу во всех начинаниях, княгиню Святополк-Четвертинскую. На первом этаже мы видим многочисленные фотографии.

талашкино

По чудесной деревянной лестнице поднимаемся наверх — а там настоящий пир для глаз: изразцы, резная мебель, уникальный балалайки. Все экспонаты подлинные.

балалайки резьба

Каждый из предметов хочется разглядывать очень долго. Вот оно, русское искусство.

лаковая

Привлекает внимание и мебель, созданная по эскизам Малютина.

мебель

Таинственные русалки.

талашкино

Красота да и только!

зеркало

Удивляет и украшение самого теремка.

теремок

После осмотра музея Теремок мы направились к удивительной церкви. Вход в нее был закрыт, но успели осмотреть ее снаружи.

Примечательно, что снаружи совхранилась мозаика, выполненная по эскизу Рериха. К сожалению, после революции все внутреннее убранство было уничтожено, в том числе и мозаики, которые ее украшали.

В этой церкви был похоронен князь Тенишев.

церковь

Как добраться до Фленово (Талашкино):

На автомобиле:

Находится Фленово в 18 км от Смоленска, на трассе А-141.
Проехав Талашкино, следует развернуться на повороте и проехать немного до указателя «Флёново 4»,
двигаться дальше по указателям. Проезд на территорию на машине запрещен, поэтому машину ставим на стоянке, а сами движемся пешком до входа в усадьбу.

На автобусе:
До Фленово можно добраться и самостоятельно из Смоленка. Например на маршрутке 130 с платформы 1 или с Площади Победы.
До Талашкино можно доехать на городском автобусе с автовокзала — отправление каждые 10 минут.
Правда, до Фленово придется идти пешком.

Биография

Мария Тенишева начинала свой творческий путь как оперная певица, окончив в Париже студию известного педагога М. Маркези. Там же, в Париже, она обучалась изобразительному искусству у Габриэля Жильбера, затем продолжила занятия в Петербурге и позднее в парижской Академии Жюльена. В 1892 г. она стала женой князя В.Н. Тенишева, русского промышленника, владельца крупнейшего в России Брянского машиностроительного завода в Бежице и комиссара промышленного отдела Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Финансовое положение мужа позволило ей заняться меценатством, благотворительностью и коллекционированием.

Наибольшую известность княгине М.К. Тенишевой принесла её деятельность в имении Талашкино, приобретённом ею в 1893 г. и ставшим на рубеже XIX-XX вв, подобно Абрамцеву, важным центром русской художественной жизни. Талашкино посещали многие представители отечественной культуры – С.Дягилев, И.Стравинский, Ф.Шаляпин. Здесь подолгу жили и работали такие художники как С.Малютин, И.Репин, М.Врубель, Н.Рерих, а из организованных ею мастерских (столярной, керамической и вышивальной) «выходили» произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в неорусском стиле.

В расположенном поблизости от Талашкино хуторе Флёново, приобретённом княгиней в 1894 г., была открыта уникальная школа, просуществовавшая два десятилетия, где крестьянские дети не только овладевали знаниями, но и обучались грамотному ведению сельского хозяйства, гончарному и керамическому искусству, живописи, вышиванию, игре на русских народных инструментах. Кроме того, бесплатная рисовальная школа, просуществовавшая с 1894 по 1904 гг., была открыта княгиней М. Тенишевой в Санкт-Петербурге.

Увлекаясь коллекционированием, Тенишева собрала крупную коллекцию русской и зарубежной графики, часть которой подарила Русскому музею в год его открытия (1898 г.). В эти же годы она начинает составлять коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства в своем смоленском имении Талашкино, открыв в 1905 г. музей «Русская старина». В 1907 г. данное собрание было показано в Лувре, а в 1911 г. княгиня передала этот уникальный историко-этнографический музей в дар Смоленскому отделению Московского археологического института.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева обладала недюжинным художественным талантом, зримо проявив себя в эмальерном искусстве, получив признание в Европе. «Чудеснейшим выражением человеческого гения» называла М. К. Тенишева искусство эмалей по металлу, достигнув больших успехов в области так называемой «опаковой» эмали. Живя в Париже, проводя многочисленные эксперименты с художником-эмальером Жаккеном М. Тенишева получила новую палитру глухих полихромных пастозных эмалей, доведя её до трёхсот оттенков. Свободно сочетая эмаль с деревом, металлом, костью, кожей, она искала новые выразительные формы и собственный художественный стиль. Разнообразные декоративно-прикладные предметы (подсвечники, сундуки, шкатулки и т.п.), выполненные М.К.Тенишевой, получили всемирное признание и выставлялись в Париже, Риме, Лондоне, Брюсселе, Праге, завоёвывая самые высокие награды.

Занимаясь искусством эмали, посвятив ему большую часть своей жизни, княгиня собрала ценнейшую коллекцию древних эмалей и инкрустаций, которая послужила ей основой для написания диссертации на эту тему, защищенную в 1916 г. и изданную в 1930 г. в Праге. Этот научный труд Марии Клавдиевны не утерял своего значения до настоящего времени.

Последние десять лет своей жизни М. Тенишева провела в эмиграции, во Франции, в городке Вокрессон под Парижем, на вилле, названной друзьями «Малое Талашкино». Тяжело болея, она продолжала работать над эмалями, зарабатывая на жизнь продажей своих работ. Её произведения пользовались успехом и разошлись по многим музеям и частным коллекциям.

Вклад Марии Клавдиевны в возрождение и развитие эмалевого дела был высоко оценен в Европе: так во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. В Италии княгине было присвоено звание почётного члена Римского археологического общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *