План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Образование почвы
Сегодня у нас новая тема, а что бы вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.
-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? » Образование почвы»
А какие цели мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2)
Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.
Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы — перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.
Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений.
Людям уже давно стало известно о громадном «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество.
Связь растительности с почвой очень тесна. Корни одних растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.
Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти — своими телами.
Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены на поверхности кучками свежей рыхлой земли.
Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят почву. ()Но гораздо большую роль в жизни почвы играют мелкие животные размером от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие личинки насекомых. (
Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только более подвижная , более активная – одним словом, живая.
Кто участвует в образовании почв, какие животные (примеры)?
На формирование почвы влияют различные факторы, в том числе и животные.
Животные принимают достаточно активное участие в почвообразовании.
К таким животным относятся черви и личинки различных насекомых, которые почву перемешивают и выносят её на поверхность земли, что дает почве обогащению различными неорганическими веществами. Дождевыми червями, которые пропускают почву через свой кишечник, почва насыщается кальцием и азотом, чем улучшаются физические и химические её свойства.
Влияют на формирование почвы и грызуны, которые обитают под землей, кроты мыши и др. Их норы способствуют проникновению в почву кислорода и влаги. Остатки пищи преобразуются в перегной.
Единственное, что негативно сказывается от действия грызунов, так это их большие популяции, ведь когда наличие большого количества нор может способствовать переувлажнению почвы и вымыванию полезных веществ из неё.
Определенную роль в образовании почвы играют и крупные животные, особенно травоядные, которые оставляют на земле продукты переработки своей пищи в виде навоза.